Номинанты Хрустального пика-2010: "Змейка" на Хан-Тенгри

Пишет robinsya, 25.11.2010 02:02

Номинанты Хрустального пика-2010: "Змейка" на Хан-Тенгри (Альпинизм, outdoor-проекты, хрустальный пик, восхождения, события, risk.ru)
Хан-Тенгри. "Змейка"

У нас остался один номинант - Хан-Тенгри по ЮЗЗ ребру, 5Б (Вариант маршрута Е. Кондакова 1982г.) . До сих пор я не выложила презентацию лишь Глеба Соколова и Александра Кирикова.

Вот она! Читаем под катом...

Информация о маршруте

Центральный Тянь-Шань, Хребет Тенгри-Таг. Пик Хан Тенгри (6995 м). ЮЗЗ ребро, 5Б (вариант маршрута Е. Кондакова 1982 г.)
Перепад высоты маршрута: 1700 м (начало маршрута - лагерь 2 высота 5300 м – вершина 6995 м).
Протяженность маршрута около 2600 м. Протяженность стенной части маршрута около 800 м (перепад около 600 м.).
Протяженность участков IV – V к. тр. ~ 650 м.
Средняя крутизна маршрута около 45° (бергшрунд – вершина). Средняя крутизна стенной части около 50°.
Забито крючьев ( / в том числе для ИТО): скальных крючьев и скальных якорей - 30/0; шлямбурных - 0/0; закладные элементы (закладки, стопера, эксцентрики, френды) - 25/0; ледовых - 0.
Ходовых часов команды - 24.5. Дней - 5. Ночевки - 4 (в палатке лежачие).
Выход на маршрут: 05.08.2010г. (08 ч. 00 м.)
Вершина: 09.08.2010 г. (17 ч.30 м.)
Спуск: 09 - 10.08.2010 г.

Команда:

Глеб Соколов - МС (г. Новосибирск)
Александр Кириков - КМС (г. Томск)

Схема восхождения на п. Хан-Тенгри 6995 м по ЮЗЗ ребру 5Б кт.сл (Вариант маршрута Е. Кондакова 1982г.)
в символах УИАА (не в масштабе)

Описание маршрута

Глеб Соколов о восхождении

(*курсив - замечания Александра Кирикова)

"Змейка" на Хан-Тенгри: - новое открытие старого маршрута.
Вариант маршрута Е. Кондакова 1982 года

(варианта маршрута Романова :-) - шутка ).*

На нашем постсоветском пространстве существует потрясающий горный район, ничуть не уступающий по высоте, сложности и красоте самым знаменитым горным районам мира.

Всего две ошеломляющей красоты вершины каждый год притягивают к себе сотни альпинистов из разных стран. И если на п. Победы (7439м) нет путей для начинающих высотников, то п. Хан-Тенгри (6995м, а может и 7010м) предлагает относительно один простой и логичный маршрут, подходящий для всех альпинистов.

Правда, классика на Хане провешена перилами и интересна лишь новичкам, первый раз оказавшимся в районе, или для акклиматизации перед Победой.
Остальные пути сложны, достаточно опасны и не годятся для частых восхождений, и было бы здорово проложить новую простую нитку, подходящую для большинства восходителей.

Ещё в 2006 году, готовясь к первопроходу на Победу, мы (Виталий Горелик и я) обратили внимание на простой с виду, извилистый, но очень логичный маршрут на Повелителя Неба, отсутствующий в классификаторах.

(Я еще раз заглянул в классификатор – маршрут Кондакова 82 г. – ЮЗ склону и левой стороне ЮЗ ребра. Во-первых, мутно написано и потому непонятно где, а во-вторых, и это самое смешное, маршрут фигурирует как вариант маршрута Романова. Номер маршрута Романова 7.7.12, а Кондакова 7.7.12а - типа маршрут несамостоятельный. Короче – не очень по-умному, видимо, был сделан и подан отчет и так же не по умному его списали как вариант в федерации.)

Время шло, а до "Змейки" дело так и не доходило. 2007 ушёл на К2. Сезоны 2006, 2008 и 2009 годов - на Победу по "Верблюду".

2010 не предполагал каких-либо прорывов. У Витали - проблемы на работе, у меня - восстановление после операции на суставе. Нагрузки допускались, но всё же не критические, как в прошлом году на Победе. Поэтому основным объектом сезона был выбран Кан-Тоо с восхождением для акклиматизации по "классике" и первопроходом по ЮЗЗ ребру.
В следующие же годы мы планируем несколько маршрутов, где будет нужна команда из 3-4 человек, и этот год оказался кстати для схоженности с нашим новым участником Александром Кириковым.

Саша - томич, уверенно чувствует себя на любом рельефе, нормально переносит высоту (был на Победе, Хане и т.д.) и, в отличие от меня, хороший семьянин.

Не буду особо описывать организационную часть, заезд-залёт. Основные продукты купили в Бишкеке.
Там, несмотря на революции, всё работает, продукты дешёвые и есть практически всё. Даже приличное австралийское вино и шотландское виски. Застраховались в "Аксай Тревел". Дороговато конечно, но при проблемах они сами их же и разрешают.

15 июля прилетели на ледник. Словно и не улетал. Те же лица, что и в прошлом году.
Потрясающее родственное ощущение большой семьи со своими мелкими проблемами, но единой общей целью - всем сходить куда надо и остаться живыми.

Наверху много снега, Победа - белая. Каждый день большие обвалы. Хорошо, что в этом году наш путь в другую сторону.
Акклиматизация по старой стандартной схеме. Планируем две ночи в IV лагере (6400м) с восхождением. Ночуем, но восхождение не получается. Ну просто, очень, очень сильный ветер. У омичей на 6300 порвало палатку. Помогаем им спуститься вниз.

Отсиживаемся на базе. Замечательная компания, прекрасная кухня (честно скажу - по-моему, нигде в горах лучше не кормят), иногда винцо (коньячок and etc) - что ещё надо усталым альпинистам для восстановления сил перед подвигом!? Шутка!

Погода жуть! День - солнце, два-три - снег с дождём и по новой.
Наконец 4-го августа стартуем ночью из БЛ сразу во второй на 5300м.
5-го августа в 8-00 выходим на маршрут.
Подробно описывать восхождение не буду. Коснусь частностей, которые не вошли в описание маршрута.
Наша первая ночёвка примерно на 5900 м была вынужденной из-за раскисшего снега. Выходить из лагеря 2 надо в 4-5 часов утра. Жаркое солнце растопит снег, когда вы будете уже на скалах и сможете работать до глубокого вечера или пока не устанете. В отличие от "Серпов" палатку можно ставить практически в любом месте.
По нашим расчётам, этот маршрут подготовленная и хорошо акклиматизированная группа может легко пройти с одной ночёвкой.

При подъёме, в нижней части "Змейки", надо соблюдать осторожность и не уходить далеко вправо на снежное поле. Это гигантская перемороженная доска, и может так случиться, что только вас и не хватало для очень большой и красивой лавины. Двигаться следует вдоль скал. Не очень удобно, зато надёжно.

Советую работать в абсолютно новых кошках. Скальные породы на пути из достаточно слабых мраморов, и новые кошки даже на крутом рельефе держат великолепно. Мои G-12 даже не затупились.
По этой же причине походит любое "железо", кроме жёстких крючьев.

В этом сезоне на маршруте практически не было льда. Мы не закрутили ни одного ледобура. Но это не значит, что в следующих годах будет так же.

ЮЗЗ ребро до самой вершины открыто ветру. Поэтому не экономьте на тёплой одежде - спрятаться негде.

Несколько фотографий с маршрута:

Начало маршрута. Обычно здесь фирн. Трещин мало и они видны.

Выход на гребень, в начало "Змейки". Круто, но страховка не нужна.

Первый лагерь на маршруте. 5900 м. Шикарное место, солнце до вечера. Главное, чтобы не сдуло.

Нижняя часть "Змейки". Не круто, страховка не нужна.

Верхняя часть "Змейки". Верёвка нужна. В хорошую погоду можно двигаться одновременно.

На вершине.

Нас долго мучили сомнения - классный, логичный, несложный маршрут и ни кем никогда не был пройден. Чудеса.
Но вот в сентябре всё стало на свои места. Да, мы прошли вариант маршрута украинских альпинистов 1982 года.
(Кстати, куцее описание этого маршрута, без фотографий и нитки можно найти на стр. 106-107 “Путеводителя на горные вершины восточной части Центрального Тянь-Шаня”, изданного в Бишкеке в 2006 году.)
Жаль, но от фактов не уйдёшь.

Утешает то, что мы как бы реинкарнировали давно забытое старое. Отличный маршрут, не сложнее "классики", только без верёвок. Хочу пожелать удачи альпинистам, которые пойдут вслед за нами.

В следующие годы наши интересы на Южном Иныльчеке в другой стороне. Поэтому, сдаю настоящий НОВЫЙ маршрут на Хан-Тенгри с юга. Железная 6А. (На бонусе этом участки очень некислых скал с не всегда хорошей страховкой. Бонус заметно бодрее Змейки может получиться.)

Смотрите и дерзайте.
Можно ещё провести новую нитку левее, через снежное пятно, с выходом на купол по нашему пути.

Хочу также выразить глубочайшую признательность всему "Аксай Тревелу" за удивительное, по настоящему коммунистическое отношение к работе и нам, восходителям.

Написано Глебом Соколовым с одобрения Виталия Горелика и Александра Кирикова.

И комментарий Глеба Соколова для Risk.ru

Наш маршрут на Хана ничем особым не примечателен среди других высотных восхождений. Особых приключений мы на нём не ожидали и подготовка была обычной, стандартной. Я ещё не был в форме после операции в феврале, поэтому этот сезон посвятил подготовке к более серьёзным горам в следующем году.
Кстати, мы не подавали Хана на "ЗЛ". Не подавали Гору и на чемпионат, т.к. считаем его профанацией высотного альпинизма. Пусть это будет нашим демаршем против неразумных действий ФАР.
А маршрут действительно интересный и красивый. Мне понравился больше, чем "классика" . Правда я на ней 26 раз был. Может поэтому.