Российский интерес в Альпах

Пишет ayelkov, 21.08.2007 19:03

Российский интерес в Альпах (Путешествия, альпы, суворов, андерматт, переход через альпы)

50-летний Самих Савирис, член семьи египетских миллиардеров, объявил об удвоении суммы планируемых инвестиций в строительство нового курортного комплекса, который должен полностью изменить характер жизни городка Андерматт, всего урзернского уезда и кантона Ури в Центральной Швейцарии. Теперь речь идет уже о вложениях в миллиард долларов. Событие для этого региона значительное, но вряд ли заслуживавшее наше внимание, если бы речь шла не о проекте, который реализуется в непосредственной близости от российской территории. От границ будущего комплекса до этой самой "российской земли" всего около километра, 2-3 минуты езды или 15 минут ходьбы.

Фото со 100-летнего юбилея памятника

Сразу скажу, что не переоцениваю значение документа, в соответствии с которым примерно 110 лет тому назад швейцарские власти передали участок земли, на котором было запланировано строительство памятника, в российскую собственность. Всё это носило характер формального ритуала и по большому счету международным правом не подкреплено. Но такой документ был и это факт, что в самом центре Швейцарии стоит внушительных размеров памятник россиянам. И главная надпись на котором сделана русскими буквами: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова Рымникского князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году».

Говорить об этой части Швейцарии как о депрессивном районе можно только относительно. Это, конечно, не российская глубинка. Однако пустующие здания, узкий рынок рабочих мест, отток квалифицированных кадров - это факты, это реальный застой в самом центре Европы. И, честно говоря, (особенно в свете потепления климата) особых перспектив у этого горного района не просматривалось. Явление в 2004 году "сказочного принца" было для всех совершенно неожиданным.

По началу общественность кантона даже возмутилась: какой-то египтянин, араб будет хозяйничать в их доме. Однако Самих Савирис уже три года ведет себя с точки зрения «пиара» просто идеально. Абсолютная деликатность, уважение к мнению каждого члена общины, доброжелательность и оптимизм. И суровые швейцарские горцы прониклись к нему уважением. Да, официально - араб, но из коптов, христиан, считающихся потомками древних египтян. Да, африканец, но выпускник Берлинского технического университета (немецкий в совершенстве), с детства знакомый с Альпами и катающийся на горных лыжах. Да, миллиардер, но не казнокрад и не нефтяной шейх, а представитель семьи, поднявшейся на "высоких технологиях", если к таким можно отнести сектор мобильной связи.

Его отец, Онси Савирис сейчас признается самым богатым человеком Африки. А если учесть, что в лидирующей десятке находятся и все его три сына, то можно понять тех, кто называет их "африканскими Рокфеллерами или Ротшильдами". Впрочем, "история семьи - история процветания" - это лишь о последних 10 годах. Стремительный рост начался, когда Савирисы оказались самыми готовыми к допуску частного капитала в сферу мобильной связи в Египте. Предшествовавшие этому 45 лет семейного бизнеса, с 1950 года, когда молодой инженер Онси Савирис организовал строительную фирму, можно назвать эпопеей борьбы, стойкости и верности делу. Арабский социализм, национализация, политические амбиции, войны и волны кризисов - сколько раз Онси начинал с нуля, или практически с нуля. И, по большему счету, главное, что ему удалось сделать - воспитать сыновей, дать им высококлассное европейско-американское образование, передать им свой твердый характер.

Сайт CIО:
«Наджиб (старший брат, руководитель телекоммуникационного подразделения Orascom, 41 миллион абонентов в десятке стран) всегда походил на ракету или гоночный автомобиль — он умеет мгновенно принимать решения и срывается со старта так быстро, что догнать его никому не под силу. Насеф (младший брат, руководитель строительного подразделения) своим поведением больше напоминает тяжелый танк, который движется медленно, но остановить его невозможно, — с улыбкой говорит о своих братьях Самих. — Ну а я, наверное, от рождения лишен какого бы то ни было мотора. Я не так энергичен и быстр, как Наджиб, не так напорист и силен, как Насеф, — я еду со своим бизнесом на своем муле, но все-таки и это движение приносит мне и всей семье кое-какие доходы».

Впрочем, Самих Савирис явно скромничает или лукавит. Организованной им корпорации OHD удалось всего за несколько лет создать в Египте несколько образцовых гостиничных зон, которые, по выражению американского архитектора и дизайнера Майкла Грейвса, стали «крупнейшими драгоценными камнями в курортном ожерелье страны, имеющей выход к двум прекрасно подходящим для отдыха морям — Средиземному и Красному». Взять, к примеру, Эль-Гуну — выстроенный под руководством Самиха курорт на Красном море.

Это комплекс нового для Египта типа в 22 километрах к северу от Хургады, воплотивший мечту главы OHD о превращении песчаного побережья в «египетскую Венецию». С этой целью здесь были вырыты изумительные каналы, устроены живописные лагуны, насыпаны целые архипелаги искусственных островов. А меньше года назад OHD провела презентацию своего первого курортного центра на территории Объединенных Арабских Эмиратов. Работы стоимостью 221 млн. дирхемов (60 млн. долларов) должны охватить 50 акров нетронутой пляжной линии побережья Рас-аль-Хаймы в 40 минутах езды от международного аэропорта Дубаи. Проект включает в себя 134 меблированные виллы в нубийском стиле, причем половина из них была продана еще до начала строительства.

Проект

Вид на Андерматт сверху

Проект Савириса в Швейцарии предусматривает строительство цельного поселка, состоящего из высококлассных гостиниц, аппартаментов и шале с общим количеством мест до 3000 человек. Сейчас Андерматт в состоянии принять одновременно чуть более 1200 человек. Неотъемлемыми частями проекта являются многофункциональный спортивный дворец, бассейн с аквапарком и главное - комплекс для гольфа мирового класса. Именно в нем Савирис видит главную изюминку проекта, и именно проблема отчуждения под "грины", «бункеры», «рафы» и т.д. десятков гектаров пастбищных угодий была самой острой на стадии согласования проекта. Кроме того, коренная реконструкция ждет горнолыжные подъемники и склоны, будет переделан железнодорожный вокзал, да сама деревня будет "доведена" до кондиций приличного курорта.
Сейчас идет стадия архитектурной проработки проекта. К этой работе подключены 33 коллектива из разных уголков Швейцарии, из Милана, Парижа и Каира…
Строительство должно начаться в следующем году, а в 2010-м первая часть комплекса будет сдана в эксплуатацию.

Кроме «нашей территории» в районе Чертова моста, в Андерматте и его окрестностях находится еще целый ряд объектов, связанных с российской историей, с историей Альпийского похода армии под командованием А. В. Суворова. Если Савирис превратит Андерматт в процветающий курорт, то русские должны предпринять меры, чтобы сохранить и представить в лучшем свете наши исторические памятники. Диалог необходим уже на стадии проработки проекта, то есть сейчас. В России сейчас есть средства для инвестиций. И если их вкладывать в недвижимость в Альпах, то лучшего места не найти. С ростом курорта стоимость объектов будет расти. Ну и отношение к русским здесь лучше, чем где-либо в Центральной Европе, нас просто считают родными людьми. Благодаря А.В. Суворову и его бойцам.

Савирис возле Чертова моста

Феномен Перехода.

Это удивительный факт, что рекордный во всемирной военной истории горный переход был совершен именно русскими. Альпийский поход армии под командованием фельдмаршала Суворова в 1799 году: за 14 осенних дней более чем 20-тысячная армия прошла с боями через четыре высокогорных альпийских перевала (еще четыре были пройдены во время обходных маневров). При этом войска были совершенно не готовы к подобным испытаниям, ни материально, ни морально. Абсолютное большинство солдат и офицеров были русскими по происхождению, и никогда прежде в горах не были. А вот те качества, которые они продемонстрировали и которые в последующем стали характерными вообще для наших соотечественников в горах. Это умение терпеть и стойко переносить трудности, это покорность судьбе, смирение, это вера в свое руководство (которое может смениться отчаянным разочарованием), это определенный романтизм и презрение к опасности. «Величайшей победой духа над материей» - назвал Альпийский поход один из военных историков.

Интриги союзного венского двора завели победоносного полководца и лучшую на тот момент армию в суровые и непривычные альпийские высокогорья. Но, с другой стороны, Суворов самостоятельно принимал одно за другим решения, выбирая самый сложный и неожиданный для противника вариант движения. На последнем перевале (Паниксе), самом высоком и заснеженном, усталая, голодная армия попала в критическую ситуацию. Непогода, отсутствие видимости, неумение правильно сориентироваться и выбрать путь, привели к человеческим жертвам. Их, правда, было не так много, как иногда пишут. Но они были и большая часть благополучно преодолевших это препятствие, были достаточно близки к своему пределу своих физических сил. Французы, может быть, могли бы праздновать общую победу над Суворовым, если бы не сражение в Муотенской долине, когда арьергард русской армии нанес сокрушительное поражение атаковавшим его главным частям неприятеля. Тогда за два дня, дважды обращенные в паническое бегство, потеряли они больше, чем Суворов за весь поход.

Этот поход называют выдающимся стратегическим и тактическим маневром, «лучшим лавровым венком», «лебединой песней» великого полководца. Однако от громких восторгов я бы воздержался. Цель – разгром французов в Швейцарии достигнута не была, армия едва ушла от серьезного поражения. Решающую роль в этом сыграло наступление генерала республиканцев Андрэ Массены начатое за пару дней до появления Суворова на Сен-Готарде. Русско-австрийские войска в Швейцарии были разгромлены и отброшены практически за границы этой страны. План союзников по удару с двух сторон был сорван. Настроение Суворова во время похода было невеселым, порой он был просто в бешенстве от того, как складывались дела. Его армия была постоянно голодной, обмундирование солдат и офицеров сносилось во время тяжелых переходов, не было боеприпасов, раненные не получали необходимого ухода. Тяжкий, тяжкий поход, при этом в постоянном боевом противостоянии со свежим, одетым и сытым неприятелем. Сплошные страдания, боль и невзгоды, с не совсем понятной целью. Как будто специально, чтобы испытать на стойкость и показать всему миру, что такое возможно. Не более того.

Перевал Сен-Готард.

Боевые действия начались 24 сентября (все даты, по новому стилю) 1799 года. Русская армия наступала тремя колоннами из района городка Айроло на южном склоне перевала. Особенности рельефа местности заставил вскоре основные силы объединиться. Позиции французов были очень удобными, им удалось отбить ряд прямых атак. Пришлось ждать, пока посланный в обход отряд Багратиона, выйдет во фланг неприятеля по труднодоступным склонам. Никогда еще в мировой военной истории, на настоящем высокогорном рельефе не проходило таких масштабных сражений. 15 тысячам (часть армии под командованием генерала Розенберга осуществляла обходной маневр через перевалы Лукманиер и Оберальп, с выходом в Андерматт с востока) Суворова противостояло 4,5 тысяч французского генерала Гюденя, использовавших похожие на крепостные стены скалы перевала. Французы оказали ожесточенное сопротивление. Позиции их были очень сильны, силы природы создали на южных склонах перевала настоящие крепостные стены. Лишь когда егеря под командованием Багратиона появились сверху и были готовы ударить во фланг, французы были вынуждены отступить.

Уже давно асфальтовая дорога, серпантинами поднимающаяся на перевал играет роль преимущественно туристическую. Всё грузовое и транзитное движение направлено по знаменитому, 17-километровому туннелю. По горной дороге следуют только туристические автобусы, «крутые» мотоциклисты на мощных двухколесных машинах, экзотического вида машины, велосипедисты-спортсмены. И среди них не редкость - различного типа военные машины.
Швейцарцы строго хранят заповедь: "хочешь мира – готовься к войне". Поэтому в полной боевой готовности находится расположенный на склонах перевала грандиозный форт Фоппа (1423м), укрепления которого были усилены в годы, когда Муссолини подумывал о вторжении в Швейцарию, оставшуюся одной независимой из стран континентальной Европы. Только высокая боеготовность швейцарцев остановила "неистового дуче".
Толстенные стены, мощнейшие орудия – не верится, что это кому-то сейчас нужно в современной Европе. Тем не менее, факт, что швейцарцы продолжают строить в этом районе всё новые и новые, всё более современные укрепления.

Подъем пешком на перевал можно проводить по пути Багратиона, с выходом к плотине водохранилища Селла и сверху на перевал. Если идти прямо, то все время приходится пересекать старую мощенную булыжником дорогу. По ней транспорт почти не ездит. Исключение, красочный почтовый дилижанс, заставляющий всех вспомнить о своих фотоаппаратах. Подъем начинается от городка Айроло (1159 м) у южного портала Сен-Готардского туннеля. Путь пешком до перевала занимает 3,5 - 4 часа.

В верхней части подъема на пути встречаются два памятника.

В 2004 году по соглашению с Музеем Сен-Готарда, здесь был установлен бюст Суворова.

Чуть выше находится удивительная надпись на камне, сделанная кем-то в 1806 году.

На седловине перевала Сен-Готард (2091м) расположен поселок из нескольких домов, один из них - Национальный музей, в котором значительная часть экспозиции посвящена событиям 1799 года. Рядом, на возвышенной скале с июня 1999 года стоит памятник Суворову, работы российского скульптора Дмитрия Тугаринова.

Памятник работы Д. Тугаринова

Получение разрешения на его строительство было делом не простым. Можно сказать, действовали в нарушение закона, запрещающего прославлять иностранные войска на территории Конфедерации. Во многом поэтому был выбран не геройский внешний вид фельдмаршала. Суворов выглядит не великим полководцем, а блаженным стариком, лошадь которого ведет мощный местный проводник. Такого проводника в действительности не было, и сам Суворов был в этот день взвинченным и агрессивным. Бой был сложнее, чем первоначально предполагал фельдмаршал. Хотя после победы он любезно пообщался с монахами и отслужил положенный молебен.

Хоспенталь и Андерматт

Русские войска поздним вечером заняли селение Хоспенталь и Суворов ночевал в относительно комфортных условиях. Сейчас на этом доме, гостинице в три звезды, висит памятная табличка.
Называется эта гостиница - “Сен-Готард”.

Хоспенталь. В этом поселке расположено здание, имеющее отношение к современной истории олимпийского движения СССР и России. Здесь в 1956 году жили и готовились к соревнованиям первых для нас олимпийских игр лыжники и горнолыжники советской команды. Сейчас здание гостиницы находится в заброшенном состоянии.

Соседний (в 3,5 км) городок Андерматт - столица так называемого Урнзернского округа играет дну из ключевых ролей в сохранении памяти Суворова. Здесь располагался главный центр подготовки празднования 200-летнего юбилея Альпийского похода русской армии. Очень много сделал по этому вопросу местный мэр г-н Ферди Мюхайм. В городке имеется музей, расположенный в красивом старинном доме, в котором размещался штаб Суворова 25 сентября, до того времени, как Чертов Мост не был взят. В нем есть кровать, на которой по легенде спал полководец. Однако тут возникают сомнения. Во-первых, Суворов спал всегда на полу, на сене. Во-вторых, когда ему было спать в день, когда его солдаты грудью шли на Чертов мост ?

Табличка на местном краеведческом музее в Андерматте

Небольшой традиционного типа городок Андерматт зимой становится центром горнолыжного спорта. Правда, трасс здесь не много, но они знамениты своей крутизной и сложностью. Очень широко распространены здесь лыжные походы и восхождения, во время которых ночуют в альпийских хижинах, сеть которых покрывает всю горную часть Швейцарии.

Из Андерматта родом знаменитый чемпион скоростного спуска Бернхард Русси, он же "автор" всех главных соревновательных трасс последних 20 лет. Он так же будет привлечен в качестве эксперта по переоборудованию склонов вблизи родного поселка.

На окраине городка расположена достаточно крупная казарма, место постоянного проведения военных сборов. В офицерской столовой на всю стену висит картина, изображающая Суворова на перевале Сен-Готтард.

Уже объявлено о планах сокращения присутствия военных и Савирис заключил какой-то пакт с оборонным ведомством о взаимопомощи.

Чертов мост.

Ниже Андерматта река Рейсс бурным потоком входит в узкое скальное ущелье. Здесь русские войска 25 сентября 1799 года прорвались, через казавшиеся неприступными препятствия, узкий туннель Урнер-Лох и нависший над пропастью Чертов мост. При штурме моста Суворов послал отряды егерей в обход по труднодоступным скалам. Вероятно, страх быть окруженными и сыграл значительную роль в том, что французы не оказали здесь отчаянного сопротивления. Лобовая атака принесла прорыв со сравнительно небольшими потерями. Однако части французов в относительном порядке смогли спуститься к берегу Фирвальдштатского озера.

К столетию Альпийского похода, в 1898 году, неподалеку от Чертова моста (1405м) был сооружен грандиозный, 12-метровый “Памятник-крест”, один самых величественных памятников в Швейцарии. Рядом находится “суворовский ресторан”, оборудованный внутри как музей. По стенам висят старые ружья, сабли, амуниция. Рядом картины и фотографии посещений этого места важными персонами.

Путешествуя по Швейцарии мы удивляемся и восторгаемся тому как швейцарцы чтят память нашего полководца и его чудо-богатырей. "Наука помнить" - так назвал свою статью корреспондент "Известий", по аналогии с "Наукой побеждать". Но если "наука", то мы должны быть точны и объективны в деталях. И должны отметить, что этой памятью они (швейцарцы), да и мы обязаны нашим предшественникам, гражданам России. Чуть больше ста лет назад в Швейцарии практически забыли о русском полководце и страданиях его армии. Однако к столетию исторического похода просто героическую активность проявили наши соотечественники, прежде всего князь Сергей Голицын и академик Василий Энгельгарт. Именно Голицыну мы обязаны тем, что был установлен «Памятник – Крест». Несколько лет он с огромной пробивной силой боролся за этот проект. В начале швейцарцы были категорически против, и только задействовав все дипломатические каналы, вложив немалые личные средства, князь добился победы. Был выделен (в российскую собственность) участок под строительство памятника, построен красивый памятник.

В это время же незаурядный ученый-энциклопедист, Василий Энгельгарт обходил весь маршрут русской армии и выяснял в каких домах и когда останавливался русский фельмаршал. Именно Энгельгарт повесил на этих домах памятные доски, такие же знаки он установил на всех перевалах, через которые проходила русская армия.
После того, как эти свидетельства были зафиксированы в виде массивных чугунных текстов, они стали для местных жителей достопримечательностями, чтимыми, как собственные. В истории Швейцарии было не так много громких событий, но именно русские так почтительно отнеслись к памяти своих предков, что заставили уважать их местное население. Имя Суворова не только знакомо всем жителям Андерматта и других мест по пути следования армии, но и любимо ими.

«Клеттерштайг Суворов» ( "Diavolo" – официальное название маршрута, в честь названия моста)

Вид сверху на Чертов мост и окрестности

Рядом с памятником по скалам проложен так называемый «клеттерштайг» (аналог итальянского «виа феррата»). Это крутой маршрут, идущий по скалам травянистым "огородам", оборудованный тросами (700 метров) и, в некоторых местах, металлическими ступенями (265 крючьев, штырей и скоб) и двумя лестницами. Подъем не доставляет больших трудностей, доступен для начинающих. Однако во влажную погоду подниматься не рекомендуется, так как на маршруте много травы.. Оборудовавшие его швейцарские военные блеснули характерным юмором: в одном месте в скалу забетонирован водопроводный кран, а в другом закреплен классический советский походный котелок, в нем хранится книжека для записей и карандаш. С верхних отрезков открывается отличный панорамный вид на Чертов мост и окрестности. Тросовый путь выводит на скальный гребень (высота 1900 метров, перепад клеттерштайга - 450 метров и еще на 50 метров поднимаются по тропе), с которого в сторону Андерматта ведет отличная тропа. В лесу, вдоль тропы у некоторых кустарников и цветков закреплены таблички с названиями и напоминаниями, что это нельзя ни рвать, ни ломать.

Очень интересно. Поскольку мое детство пришлось на военные и первые послевоенные годы,
то мы о Суворове знали и читали много. Его швейцарский поход я еще тогда отслеживал по карте.
Гений Суворова несомненен. Но парадокс - в том, что ему ни разу не довелось
защищать Россию. Он или "расширял" ее границы (за счет турецких владений, например),
или воевал вообще ради союзников России (в Италиии и Швейцарии).
То, что в Швейцарии его помнят и чтут, это, конечно, замечательно,
но надо бы, конечно, и России быть в этом по-активнее и принимать какое-то реальное участие в
поддержании этих памяятников.

Потрясающе интересный материал! Елькову огромное спасибо! Любому мало мальски грамотному человеку следует поддержать эту акциюи по мере сил и возможностей принять участие в этом деле.
ППЗ.

Огромное спасибо, Саша!

Саша, спасибо за хорошую статью. Жалею, что так и не смог выбраться с тобой в те края.

Большое спасибо за статью и Суворова!Спасибо за память.

Александр Федорович, привет! Спасибочки! Надеюсь еще на один наш поход, может на великах? Только вернулся с велопробега по Сахалину от Охи до Южно-Сахалинска, 860км... Черкни мне о своих планах...Вл.

Здравствуйте Александр!Читаю,смотрю фото...Приятные воспоминания .........Тоже ходил по этим маршрутам в 2000-м...Прекрасные люди,прекрасная страна,а горы ,нет слов....сами все видели.Будете в Андерматте,привет Луизи Фогелю(это мой инструктор,в то время работал на военной базе ZGKS-школа горной подготовки швейцарской армии)...Ладно, пока под впечатлением статьи...Может потом допишу подробнее...

Тогда вот этого человека то-же знаете?

Это смотритель приюта Зиделен под Галенштоком. Он рассказывал про русских, проходивших в Андерматте военную подготовку и приходивших к нему попить кофе

На Янковского похож.... и трубкой тоже....
С 24 июля пойду маршрут Суворова. Мистера Фогеля шансов встретить мало, на хижину подняться шансов вообще никаких.
Посмотрим, что там изменилось. Казармы должны были уже снести, идет не характерная для Швейцарии демилитаризация. За египетские деньги. Пока все сохраняют оптимизм по поводу строительства Нового Андерматта, кризис вроде бы не мешает. Савирис утверждает, что даже помогает.
Президент Медведев будет там с визитом 21-22 сентября. Это признак того, что русские инвесторы там тоже будут присутствовать. Смогут ли что сделать или просто купят пару коттеджей ? Миракс, который планировал строить поселок в Кран Монтане, от проекта отказался.

Макет Нового Андерматта выставлен в офисе туризма

Казармы сносят. Осталось чуть-чуть
Давеча был там и ходил на Кинциг. На Кинциге таблички "Suvurovweg" чьим-то злым умыслом загнуты в другие стороны(ложное направление). У часовни срач. Я убрал. Таблички разгибать не стал(не имею право править)
У креста и под крестом срач "небритостью" в 2 месяца примерно(я наглазок пристрелявши)
Убрал тоже. Смотрителей нет что-ли там? Скажите кто-ниб Медведеву пусть смотрителя приставит

Да что сказать?

>>>Такого проводника в действительности не было

Можно спросить автора:
А что же Гамма(Гамба)? Вымысел?

Вернулся из Швейцарии, где работал с группой 15 человек. Удивлен комментарием. Напрягаю память, но за 12 дней не могу припомнить ни одного места, которое можно было бы назвать даже с натяжкой «замусоренным». Разве что на перевале Паникс мусорный контейнер полон - пришлось утрамбовывать, чтобы поместить свои отходы. На Кинциге - ни бумажечки. В хижине, поставленной как приют на чрезвычайный случай, чистота как в операционной.

Что касается табличек, то с перевала Кинциг-Кульм вниз на север ведут два пути. И оба отмечены как Suworowweg. На перевале указатели стоят почти под 180 градусов.

С 2006 года Андерматт закрыл два портящих внешний вид пункта.

1. Отремонтирована гостиница Драй Лёвен (вывески сейчас нет) напротив почты. Мы жили там весной 1999 года, она была полужилая, с верхними этажами в аварийном состоянии.

2. На месте заброшенной гостиницы вблизи канатки сейчас стройплощадка. Работали даже в воскресенье!

Никаких признаков строительства Нового Андерматта я (с некоторым сожалением) не заметил. Казармы стоят пустые. На месте стрельбищ поставлен какой-то непонятный деревянный объект, типа настила с крышей. Газеты пишут, что Савирис начнет здесь строительство шикарной гостиницы в сентябре. Тогда же начнутся работы по подготовке строительства поля для гольфа...

Такой планируют сделать гостиницу Чеди

Что касается проводника, которого чаще всего у нас называют Антонио Гамба. В первых литературных источниках его более точно называют "спутником". Его появление в свите Суворова можно оценить как проявление обычного для русского полководца чудачества. Проще говоря, Александр Васильевич пригласил Гамбу к себе в свиту по результатам совместного застолья. И тичинец сохранился в истории как легенда, показывающая, что русская армия имела хороший контакт с местным населением. В действительности в этой части Швейцарии (католической и итало-немецкоговорящей) к французам относились намного хуже, чем к союзникам.

Переход всё-таки был не походом, а войсковой операцией. Диспозиции тщательно прорабатывались австрийскими офицерами, которые хорошо были знакомы с театром боевых действий. Руководил этими проработками "прославленный" Львом Толстым Франц фон Вейротер, автор диспозиции Аустерлицкого сражения, во время чтения которой спал Кутузов. Эти боевые действия между французами и австрийцами проходили в районе перехода практически с начала года. Всё было известно. И «проколы» совершались не от незнания местности, а от невыполнения задач, в основном австрийскими союзниками.

Не исключено, что Суворов иногда выслушивал мнение Гамбы, по максимуму это могло повлиять на выбор пути через Кинциг-Кульм. Но это по максимуму. В основном и остальном, советы жителя Тичино особо нужны не были, а обстановка была столь нервной и напряженной, что для просто общения не было ни времени, ни настроения.

И уж совсем невозможно представить, чтобы Гамба или кто-то другой из местных вёл лошадь Суворова. Для этого было достаточно специально назначенных людей.

Вскоре после открытия памятника я сам слышал, как не полностью трезвый Дмитрий Тугаринов показывал на швейцарского бизнесмена Гербера и говорил: "это он автор". Гербер, работавший в России, вложил собственные средства и "пробивал" проект. Это было непростой задачей. То что получилось - результат множественных уступок. Сам Тугаринов мечтал о большой композиции: солдаты, офицеры, казаки, французы, Суворов со свитой - всё группами и в разных местах Сен-Готтарда. А получился отрешенный старик и мощный горец. В действительности, дело местных жителей в этой войне было прятаться, прятать продукты и семьи. Около 200 тысяч иностранных солдат и офицеров находились на территории маленькой и бедной тогда Швейцарии. Такого разграбления, таких страданий людей никогда не было в истории этой страны.

Александр, с приездом. Спасибо большое за комментарий
>>>В хижине, поставленной как приют на чрезвычайный случай, чистота как в операционной
В хижину я не заглядывал. Мусор был в часовне(на полу и под лавками) и вокруг часовни.
Таблички явно загнуты в другие стороны(видны загибы усилием руки). Первоначально таблички указывали лишь на 2 направления- на перевал, и от перевала. Теперь догадываюсь, что видимо кто-то из "знатоков похода" это сделал- загнул таблички. Теперь они указывают как раз на те 2 напраления, что на карте- от перевала в сторону Грунд(Муотаталя)
Гамма- очень распространенная фамилия в Тессине и Ури. То что проводник действительно сопровождал армию указывали многочисленные свидетели. Его делом якобы было общение с местным населением на пути с целью разведки проходов, нахождения неприятеля, добычи мулов, наема проводников-носильщиков и продовольствия. А также многие из местных добровольно ушли за армией. Это были молодые пастухи из Ури. Мой предок Антон Гислер как раз был среди них. Ему было 14 лет- мальчишка. Он пришел с армией Суворова из Швейцарии в Россию