Оптимизация веса общественного снаряжения для похода в высоких горах.

Пишет Leb, 02.12.2011 09:55

На западном плече пика Ленина. Высота 6450. Фото Андрея Жарова, 2009.

Преодолевая мучительную внутреннюю борьбу и предчувствуя вполне обоснованное возмущение, я все же осмелился опубликовать прилагаемый список. Да простят меня читатели, я вовсе не собираюсь вас дразнить. И чтобы не оскорблять (до глубины души) самых обидчивых, я попытаюсь найти мягкую формулировку, а именно, вот по такому списку общественного снаряжения я бы собрал (в Центральную Азию) группу из 8 человек, если бы все экспедиционные деньги ушли на билеты и другие важные расходы. Считайте это перечнем объектов на моей антресоли. :)

Но как же его оптимизировать? Надеюсь, что это удастся, как и прежде, в результате совместного обсуждения.

Список общественного снаряжения для группы из 8 человек.

Спальное снаряжение________________________ 12060

Каркас палатки с запасной трубкой от стойки_______ 1385
Полиэтилен в палатку 60 мк 280х250 ______________ 300
Лопата Fiskars _________________________________ 475

Комментарии. Самый тонкий полиэтилен из хозяйственного магазина имеет толщину, если мне не изменяет память, 60 мк. Кусок такого полиэтилена мы застилаем в палатку так, чтобы его края создавали бортики высотой около 15-20 см. В результате вещи не касаются стенок палатки и весь конденсат стекает под полиэтилен.

Вес спальников учтен в списке личного снаряжения. Там очень продвинутый вариант, собранный по богдановской схеме. Что касается моей антресоли, то на ней лежат 4 дешевеньких синтетических спальника Ranger S (Red Fox) старого образца 180 х 80 см и весом 1200 г каждый. Из этих 4-х спальников можно составить пару коллективных двойных спальников и спать втроём, то в одном конверте, а то и сразу в двух, если очень высоко и холодно. Удельный вес спальника на одного человека при таком простецком подходе (1200 г * 4 шт. ) /3 чел. = 1600 г.

Кухонное снаряжение _________________________ 5265

Экран _______________________________________ 260
Стеклоткань _________________________________ 200
Дюралевый лист под примуса ___________________ 250

Комментарии. Указан вес моей самодельной скороварки из 10-литрового молочного бидона, которая способна обслужить 8 и более человек. На 6 человек я брал заводскую скороварку весом 1360.

Я всегда пользовался примусами Дастан, как самыми надежными агрегатами в условиях азиатского бензина. В "Памирском марафоне 2009" от некоторых членов команды шла постоянная критика этих примусов, которые сравнивались при этом с мультитопливными горелками. В результате, в 2010 г. мы взяли в Китай две ковеи. Мучения с ними были настолько сильными, что в 2011 г. мы оставили ковеи дома и снова пошли на дастанах, которые отработали в Китае безукоризненно.

Работающий под кастрюлей или скороваркой примус мы сначала защищаем экраном (например, от фирмы Ковея), а сверху уже поверх экрана набрасываем стеклоткань. Тогда она не прогорает. Перед походом края стеклоткани подворачиваются в трубочку и обрабатываются степлером, поэтому вес стеклоткани указан с многочисленными канцелярскими скрепками.

Энергетическое снаряжение _________________________ 650

Солнечная батарея _________________________________ 515
Стабилизатор напряжения с амперметром _______________ 90
Комплект проводов _________________________________ 45

Комментарии. Солнечная батарея покупалась в SUN-CHARGER, она трех секционная, выдает 9 вольт с током зарядки 1А и более. Миниатюрный импульсный стабилизатор напряжения Vampirchik позволяет без потери мощности выдавать 5 В для зарядки USB-устройств и спутникового телефона Иридиум. Его выходное напряжение можно отрегулировать (непрерывно) в пределах от 4 до 15 В. К корпусу этого стабилизатора весом 30 г я приклеил миниатюрный тестер весом 60 г, поэтому весь агрегат весит 90 г.

Навигационный набор ______________________________ 245

Компас ___________________________________________ 35
GPS с батарейками Etrex Vista HCx___________________ 160
Запасные батарейки для GPS, 2 шт. * 25 = ______________ 50

Комментарии. В GPS-приёмник я обычно гружу самодельную векторную карту района похода с прорисованным маршрутом. В моей GPS-ке нет встроенного магнитного компаса.

Специальное снаряжение __________________________ 13395

Ледобур-сверло с крючком (для проушин) _____________ 215
Ледовый молоток __________________________________ 760
Сменный клюв для айсбайля Venom Hammer ___________ 100
Веревка d9 Tendon, статика 50 м, 4 * 2600 = __________ 10400
Набор скальных крючьев ___________________________ 750
Веревка d6 (расхожая) 50 м _________________________ 950
Снежные платки (закладки-парашютики) 4 * 55 _________ 220

Комментарии. Ледобур-сверло - это титановая самоделка длиной 30 см., которую я таскаю с 1985 г. Крючок согнут из велосипедной спицы. Он очень похож на крючок с первой фотки в комментариях к этой статье.

Вес сменного клювика в 100 грамм я дал "от балды". Клювик не взвешен, он лежит глубоко на антресоли, и доставать его очень лень. Считается, что у одного из участников в комплекте личного снаряжения будет айсбайль Venom Hammer (BD), укомплектованный вот этим ледорубным клювом. Тогда с помощью клювика, снятого с правого изделия на этой картинке, он может быть превращен в ледовый инструмент.

Количество расхожего материала (скальных крючьев, снежных платков и веревки d6) конечно зависит от маршрута, от количества, сложности и характера встречающихся препятствий. Поэтому даны некоторые усредненные оценки для похода продолжительностью в 20-25 дней.

Снаряжение для культурного отдыха _________________ 280

Плеер 2 шт. * 90___________________________________ 180
Колонка для плеера 2 шт. * 50_______________________ 100
Карты игральные ___________________________________ 0

Комментарии. Игральные карты не берем, они слишком поглощают. Это вредит здоровью, так как участники теряют контроль за своим состоянием. Кроме того, игра в карты отвлекает от ухода за снаряжением. Вместо карт в каждую палатку берется плеер с маленькой круглой колоночкой.

Прочее ____________________________________________ 5500

Трубки для снегоступов запасные 2 * 40 __________________ 80
Спутниковый телефон "Иридиум 9555" в защитном чехле ___ 290
Будильник, он же мобильник ___________________________ 115

Комментарии. Аптечка разнесена по двум коробкам с дублированием особо важных медикаментов. Эти коробки ночуют в разных палатках и перемещаются в разных связках.

Два фотонабора весом 570 г - это моя мечта. Один из них укомплектован моим панасоником DMC LX3 в чехле с запасным аккумулятором и другими аксессуарами. А вот с другим фотонабором - большая проблема. Действительно, и Жаров, и Жданов (особенно Жданов), декларируют свои фотонаборы с огромными весами, и у меня с ними вечная борьба.

ИТОГО:

37395/8 = 4674 г/чел.

Дежурит Володя Лавриненко. Фото Ивана Жданова, 2011

А это Лёша Тимошенков. Фото Ивана Жданова, 2011

Очень подробный список-отчет. Большое спасибо- буду пользоваться при составлении собственного набора снаряжения

По поводу примусов. Этим летом на киргизском бензине (полагаю, он не особо лучше таджикского или китайского) мы 20 дней готовили на одной MSR XGK Expedition. Вроде бы 1 раз разбирали и чистили полностью, ну и почти каждый день тросик вынимали и чистили (работы на 1 минуту). Зато вес комплекта (в родном мешочке, с баллоном и ремнабором под горелку) около 600 гр. Итого 1 кг экономии только здесь. Проблем не было никаких.

Половник. Мы используем складной пластиковый, который обычно продается в комплекте с котлами под горелку, легче раза в 2 (хотя точно не скажу).

Экран - очень тяжелый. В комплекте с MSR XGK идет 59-граммовый. Но его может не хватить на большую кастрюлю, но самоделка нужного размера потянет не больше чем на 90 гр.

Дюралевый лист под примус и 1 лопату можно попробовать заменить на титановый лавлист (самоделка), будет легче.

Мобильник - есть и полегче) Или это с запасным аккумулятором?

Про сменный клюв - а что мешает поставить правильный в городе и не заморачиваться дополнительным? Не вижу случаев, когда ледорубный клюв будет нужен так, что без него ну прямо смерть))

Крючья - оставить несколько расходных обычных, остальные менять на титан. Навскидку в инете нашел (сайт Альпухи), что титановый швеллер весит 38 гр. У меня похожий, но с советских времен и под рукой, увы, нет.

Спасибо!
Рекомендации по горелкам, конечно же собираю.
Половник у меня пластиковый. Может ваш не легче, а может у меня плохо взвешен.
Про экран понял.

Дюралевый лист + лопату нельзя заменить на лавинный лист. Лавинный лист уступает лопате в копательной способности. Такая замена затруднит организацию биваков, у нас каждая палатка копает своей лопатой. Кроме того, такая замена ослабит копательный процесс в случае лавины.

Мобильник у меня очень кандовый. Это самсунговский мобильник с противоударной и водной защитой. Он звонит из банки с водой. Звонок у него очень громкий. А зарядки у него хватает в городе на 15-20 дней. Коробку искать долго, но наверно это Samsung B2100. Клёвая штука.

Думаю, все таки, лучше зарубаться ледорубным клювом, а не клювом ледового инструмента. Впрочем, это я интуитивно. Тут на Риске много специалистов по этому вопросу.

В наборе крючьев как раз много титановых.

По поводу мобильника - если нужна неубиваемость, то да)) А так - любая недорогая Нокиа (например), все равно включать в день на 30 секунд, вынув из пакета, не больше, так что про заряд можно не думать. А из банки с водой звонить все же неудобно))

Насчет зарубания - я часто хожу с манараговским айсбалем, т. к. находится участник без ледоруба, которому и отдаю свой BD Venom. И ничего... К слову сказать, это наводит еще одну мысль - нет ли в группе участника, которому без разницы с чем ходить - с рубом ли, с инструментом? Тогда инструмент из общака можно выкинуть.

По горелкам добавлю. MSR XGK Expedition - самая неубиваемая (но чистить все равно надо). Ковея явно хуже. Примус тоже отстает, хотя и меньше. Оптимус не использовал, но сомневаюсь, что будет круче MSR.

А обычные ледобуры вы вообще не берете?

про дастан тоже сильно удивился. у меня примус мультифуел уже лет пять. нигде и никаких проблем нет. ни с бензином ни с примусом. тросик выкинул. вес сейчас точно не скажу, но даже с флягой под бенз сильно легче кило.
лопата фискарь... у меня две таких ) одну покупал, вторая случайно досталась, тоже уже лет пять пользуюсь, но! ищу что нибуть понадежней, пещеру на раздельной я ей выкопать не смог, слишком уж жидкая, палатку откопать еще пойдет, а фирн посерьезней - уже сложно ей. да вы и сами знаете.
каркасы для палатки я так понял запасные берете?

Удивился увидев в списке огромный и тяжелый Дастан.
МСР, плюсую к Арту.

Насчет клюва- тоже.

Экраны на фото выглядят довольно архаично:)

как вариант- гофрированные вытяжные трубы от газовых котлов, можно подобрать по диаметру, и они очень компактно складываются.
продаются в соответствующих магазинах,где газовые котлы

Да я бы тоже с горелками облегчился.
Только вот опыт 2010 года был очень отрицательный. :(
Тем не менее, информацию об успешной эксплуатации горелок в азиатских условиях я собираю. И обязательно со ссылками на конкретные модели.

Этот экран от фирмы Ковея широко продавался в Экстриме, я его и купил. А про трубы интересно. :)

с горелками тут принцип такой - она должна полностью разбираться чтобы можно было почистить. если какая-то часть недоступна для обслуживания, именно она и забъется азиатским топливом, проверено неоднократно. в киргизии даже газ такой дерьмовый что неразборные ковеи мрут через 2-3 дня. зато дешевая свечка gosystem, которая, однако, полностью разбирается, спокойно дожила до конца сборов.

Ну Ковеа считается гораздо более капризной.
В том году мы ходили в Фаны, 18 дней. Были горелки МСР и Примус.
МСР отходил нормально, огромный плюс - что тросик для чистки доступен, т.е. снял бутылку с топливом - тут же и почистил.
Примус для этого нужно разбирать, поэтому чистили его гораздо реже и к концу похода от таки засрался.

Вы на 8-рых готовите 1 кастрюля - 1 примус, или на 2-х сразу? Мы тоже ходили 8-ром, и мощности что МСР, что Примуса оказалось маловато.
Так что здесь Дастан может и выигрывает

Раньше была шикарная модель MultiFuel. Она у меня работала даже на непрозрачном бензине оранжевого цвета (на нем кроме нее только Шмель работал), полностью разбиралась и легко чистилась, только ее вот кто-то одолжил, не помню кто (косясь в сторону entv1), и забыл вернуть. А новые уже не так легко чистятся и разбираются:(

экран родной примусовский - толстая фольга, складывается компактно, весит копейки.

Маленький вопрос: а примусы Дастан работают на мане небесной? Сколько бензина ?

Бензина нет в списке?
Бензин я всегда отношу к продуктам питания :))
Его вес очень сильно меняется день ото дня, поэтому он учитывается в соответствующей табличке вместе с геркулесом и колбасой.

Может доживем и до такой таблички.

Присматриваюсь к Venom-у сейчас, на замену старому лед. инструменту Гривел. В том числе и к варианту с Venom Hammer. Андрей, подскажите как у него с функциональностью в качестве молотка? реально им крючья забивать и насколько это делать удобно (по сравнению с обычным айсбайлем ВЦСПС)? Про клюв: с "ледорубным клювом" если сравнить с тем же BD Raven, на льду держит лучше?

Забивать им крючья, конечно, можно. А сравнивать с айсбайлем ВЦСПС не могу, никогда айсбайль не эксплуатировал. У меня всегда ледовые молотки были.

Про ледорубный клюв. Я еще на нем не срывался. Летом 2011 с ним ходил Игорь Штык. А я без палок хожу, мне короткий ледоруб вообще не катит. По-хорошему, надо бы на занятия с ним сходить. И если что, то заточить чуток по-другому.

В основном, так же молотком пользуемся (для крючьев). Соблазн велик одним девайсом попытаться 2 задачи решить)). Но нет в мире совершенства. Если брать надумаю то с модель с лопаткой. А для крючьев молоток пусть остается.

(по сравнению с обычным айсбайлем ВЦСПС)?
****

айсбайль ВЦСПС гораздо тяжелей и мощнее, соответственно крючья им бить легче,
БД вообще производит впечатление хрупкого девайса, надеюсь, только впечатление.

из-за веса понятно что разница в битье есть, про кажущуюся хрупкость верно подмечено. Поэтому и спросил про саму возможность действа. Уж больно молоток не серьезным выглядит.

Ледоруб Venom Hammer (с обычным неагрессивным клювом) намного лучше BD Raven Pro. Проверено на сосульке в Полушкино, разница существенная.

ПС. На Venom Hammere и жумаре я вылезал зимой из трещины (лёд - как сосулька). На Равене было бы проблематичнее...
ППС. Крючья бить Venom-ом пока не приходилось.

Андрей, а почему Вы не ходите на газе?

1) Очень трудно носить пустые баллоны, чтобы выкинуть их в городе. Реально не получается, выкидываются в горах.
2) Не всегда в финальной точке залета на самолёте можно купить газ.
3) Проблемы с мощностью, когда высоко и холодно.

Спасибо за поднятую тему.
Извиняюсь, но кажется проще проставить ссылки на приложения к отчетам, где есть перечень с ИМХО, более удачным весом. Критиковать как то не удобно.
Ю.З.Памир С.В.Памир Это свои.
ИМХО - списки снаряги Рыкалова - более удачны по весу.

Думаю что рыкаловский шатер - более легкая замена нашим шатрам. И проверен в самых жестоких условиях. Но пока схема с двуслойной палаткой на высоте мне кажется более удачной.

Богдановская схема с пуховыми спальниками под конденсатником дает выигрыш только в чисто мужских компаниях. У нас с очень теплыми и тяжелыми зимними синтетическими спальниками в сшивках выходит тот же вес на человека. Но в плюсах - теплоизоляция на случа намокания. Но это особенность группы.

Примусы - порваный баян, уже. Два МСР XGK EX работают в походах с 2007 года. Эта схема сходила в 7 азиатских походов длительностью более 20 дней.

Но с печкой Николаева дает еще больший выграш в весе. Вот только схему ее я так и не могу найти. Кто-то ее выложит? буду премного благодарен.

Не мало ли 2 лопаты на 8 чел? Как реально будете откапывать в случае чего? Или берется в рассчет только подготовка площадок?
Лопата Экспедиции аналогична ппо конструкции Флискасу, но легче на 100гр.

Сдерг используем кевларовый - до 300гр. Но нужно уметь с ним работать.

Аптека кажется слишком легкой. Но это отдельная тема для разговора.

По веревкам - очень перспективной выглядит для туризма схема с четырьмя половинками 8мм. Ее использовал Романенков на траверсе Манараги. Но дорого.
Стараемся брать один динамик, для страховки первого - беаль джокер. Скорее не облегчение, повышение надежности (или успокоения :))

Николаевская система, которую использует Рыкалов - это отдельная тема. Для меня эта система трудна.

1) Надо шить, и шить хорошо!.

2) Надо ходить на печке. Кстати, в этом году, у нас из багажа вынули в аэропорте сухой спирт. Дальше будет только хуже.

3) Палатка "пик" шьется на большую компанию, а иначе смысла нет. Вот здесь бы я её уже не поставил:

А сколько нужно лопат на 8 человек? По-хорошему, еще и бипперы нужны!

Мы не пользуемся сдергом. D6 - Это расхожая веревка. Она используется для проушин, для крючьев при спуске со скал, для установки снежных закладок - парашютиков.

А что такое четыре половинки по 8 мм ?

Я написал два динамика, чтоб в каждой палатке была музыка :)

А почему шатру нужна печка обязательно?
Если шатер двухслойный в нем и так тепло.

Самый маленький шатер который рационально делать - на 6 человек.
Вес его 5кг со штоком (может чуть варьироваться от материалов).
И я думаю что он на вашей площадке стал бы :))

Вообще шатры - очень клевая штука. Их можно делать много разных.
Я их уже под десяток пошила с разными конструкциями.

Так что как говорится - "вы не любите шатры - вы просто не умеете их готовить" :))

Вот маленький обзор, для тех кто хочет что-то такое сварганить сам.

так мы и не используем николаевскую систему :)
я немного про другое.

Шатер лыжный имеет значительно большую площадь дна, т.к. рассчитана на полное автономное житье внутри платки.
В двуслойном шатре - площадь жилая равна площади жилого места. Рюкзаки можно оставлять в межстеночном пространстве, можно выкладывать. Т.е. не вижу чем принципиально отличается площадь одного из шатров по моей ссылке выше от полубочки на фотке. Судя по тому как располагал Петр на Победе место под лагерь, то даже там место есть.
Олег сходил один поход с шатром, он им скорее не доволен, чем доволен. Но пусть сам напишет.
Но шатры - это действтельно вопрос предпочтений. И в вашем бы случае я выбрал бы возможно полубочку. Но шел бы на то что вес выше. Но вы же спрашивали про альтернативы? :)

Печка же интересна как аналог экрана на горелку, и автономное её использование для готовки внизу на чем придется. Что бы уменьшить расход бензина, а не заменить.
Рецепты приготовления "напалма" для печки - это как что-то космическое для меня.
При небольшом увеличении экрана мы плучаем доп возможность экономить бензин.

Вопрос биперов за адекватные деньги - №1 в вопросе лопат, тут вы правы.
Но оказаться 1:1 с грудой снега с голыми руками - тоже перспектива такая себе. Как по мне 1 - на связку было бы как минимум логично. Мы используем снежные якоря самопальные, которые можно одеть на ледоруб. т.е. в связке есть или полноценная лопата или якорь(опционально лопата).

Половинки - назвал условно, логичнее использовать сдвоенные. Их в статике (перила на подъем/спуск) можно использовать как одинарную. В условиях горного туризма, где до вертикали доходит дело не часто, это оправдано. В связках - можно и сдвоить. А лидеру на склоне страховку можно сделать и двумя веревками.
Для примера первая же ссылка http://activelife.dp.ua/sport/rock-climbing/vidy-dinamicheskix-veryovok.html На Риске есть получше статьи, просто искать дольше с работы.

Итого можно прийти к весу 1,5кг на бухту. т.е. отыграть 4кг на общественном.

По веному. Хозяйка венома в нашей команде носила сменный клюв до первого перевала. Потом 5 походов он ходил только с более агрессивным клювом.
Ледовый молоток вполне меняется второй тяпокой, аналогичной веному, только с бойком и отдается еще одному участнику в личку :)

очень перспективной выглядит для туризма схема с четырьмя половинками 8мм.

с обычной коломенской восьмеркой 80м много лет отходили- от 4х до 6ти веревок в группе
оч понравилось- по длинным склонам группа буквально скатывается за короткое время

А мне с 8-кой страшно.
Я 8-ку в Турцию беру в простые походы с семьей и друзьями. В них негде получить серьёзный фактор рывка.

>Лопата Экспедиции аналогична ппо конструкции Флискасу, но легче на 100гр.

На мой взгляд лопата Экспедиции так себе. Во-первых, у нее гибкая "резиновая" ручка, может это на любителя, но меня раздражает. У фискарса полипропиленовая жесткая. Во-вторых, вот не знаю из одного ли сплава у них сделаны лезвия (если из одного - стало быть к обеим лопатам относится), но нынче в марте, раскапывая закладку, мы порвали бортик лезвия "экспедиции" - тупо не выдержала нагрузки. И наст-то не бог весть какой жесткий был, и "земляные" работы не бог весть какие объемные - пара кубов наверное, не больше (из-за пурги сильно изменился снежный рельеф и не сразу нашли правильное место закладки). Пришлось "зашивать" проволокой и в дальнейшем быть осторожными. Не дай бог придется раскапывать заваленного лавиной и она крякнет. А так-то моя фискарс мне очень нравилась (посеял ее коллега).

у Экспедиции по ощущениям, лезвие из более мягкого сплава сделано, у Фискарса лезвие жестче, рвать его так просто не должно.

Мне тоже известны случаи поломки лопат Экспедиции

вопрос по кухне- автоклавы= варка пищи.

То есть, вы варите супы там или каши, не сублиматы?
Это такой принципиальный подход?

Сублиматы - это отдельный вопрос. Мясные сублиматы я не беру с 1992 г.
Весь турклуб МАИ ныне ходит на самодельном мясе, которое выварено в сале.

аналогично.

Спасибо за рецепт. Теперь и мы ходим.

По поводу веревки, поправте если что не так. Делал расчет для 8,5мм веревки (динамика) с разрывной нагрузкой 5,5кН при падении на ледовом склоне 60град масса 100кг, выход от крюка не более 15м. Теоретически должна выдерживать.

5,5 кН - это очень мало. Карабин поперек больше держит))

Кстати, у динамики вообще не должно быть понятия "разрывная нагрузка" - она сертифицируется на рывок с фактором 1,77 кН при весе 80 кг и гарантированно не рвется указанное число раз. Это справедливо для одинарных синглов и половинок, а также для сдвоенных твинов. Есть понятие максимальная сила рывка - эта величина должна быть меньше 12 кН.

Писал по памяти, надеюсь, с цифрами не напутал.

5,5 кН - усилие рывка, правильно, ошибся, но вопрос остался: выдержит или нет на 60град склоне при выходе от крюка на 15м?

5,5 кН - карабин то держит, ребра вот ломаются... ;-(

Все эти факторы рывка и макс, усилия в страховочной цепи конечно правильно... но есть с ними некий мухлеж. Чем больше глубина падения, тем дольше действует это самое усилие в страх. цепи. И слинявшему и точкам небезразлично сколько они находятся под перегрузкой - 0.01 сек, 0.1 сек или 2 сек... бур тоже знаете ли на солнышке в мягком льду через 15 мин после закручивания отнюдь не 12кН держит.

Что касается первого на сн-лед склоне в ГТ - он просто категорически не должен падать (личная техника, два лед. инструмента), а если упадет то страхующий должен стравить сколько надо. Но при срыве в кошках хороший шанс ноги поломать, что для автономно идущей группы весьма черевато... поэтому таки задача первого растянуть перила для остальных, и тут статика более чем оправдана.

Вообще при работе на льду как альтернатива - одновременное движение связок со страховкой через буры, при этом первый вешает на бур тиблок, что бы при срыве кого то из нижних его не сдернули (веревка вверх идет, вниз ее тиблок или любой другой зажим не пускает). Тут появляется выигрыш за счет одновременного движения всей компании, но есть много минусов - нужно что бы все могли бол-мен уверенно работать вверх не грузя веревку, т.е. группа должна быть очень ровная по техн. уровню + с рюкзаком в 30кг пинать по 40град льду не грузя веревку...

С учетом того, что на перилах веревку прожумарил - можно положить язык на плечо и отдышаться/расслабиться + с перил никуда особо не денешься, наверное ничего лучше для ГТ придумать нельзя, если это конечно не группа каких то мегамонстров.

Как создается очень большой фактор рывка при одновременном движении с простегнутой в буры веревкой - это уже обсуждалось здесь на Риске. Веревку легко порвать, особенно когда задний сдергивает первого.
Но давайте не отвлекаться, это тема отдельного поста.

Прошу прощения за некоторый оффтоп, просто я наверное не оч четко сформулоировал - при использовании тиблока на буре нижний верхнего сорвать не может. Никак. Т.е. с точки зрения безопасности, факторов рывка и проч деребедени такая тактика по безопасности ничем не хуже перил, по скорости (с описанными выше ограничениями) куда лучше.

Присоединяюсь к высказанному выше по поводу примусов. С мультитопливниками от Primus и MSR особых проблем не возникает.

Я бы еще на тему использования солнечной батареи задумался. У Вас, конечно, очень длинные походы, но можно попробовать оценить, сколько реально ампер-часов тратится на подзарядку за весь поход. Мы в походах до 30 дней спокойно обходились блоком из шести батареек размера С - при том, что использовали очень прожорливый глобалстаровский телефон, и трепались по нему много и ежедневно. Хватило с большим запасом. Вес такого блока батареек примерно тот же, что у солнечной батареи, но он компактнее, надежнее, и пользоваться им намного удобнее, подзаряжать можно в любое время дня и ночи и при любой погоде.

Если б в спутниковом телефоне было дело..
А то ведь у каждого плееры, фотики. Еще и видеокамера. Её я в список не включил, надоело монтировать.
Кстати в 1999 в первом "Памирском марафоне" мы заряжались именно от блока батареек. :)

А чем палатка полубочка лучше четырехгранной? Четырехгранную порой просто поставил, не растягивая, и ночуешь... Или условия не очень позволяют поставить растяжки... Почему полубочка?

Это же не простая полубочка. Это дитё легендарной ефимовской Канченджанги. У неё дуги 14 или 15 мм. Такие палатки оставляют на 8000 и спускаются вниз. Потом после урагана приходят и видят - все забугорные палатки поломаны, а Канченджанги стоят. И это при весе (3900 + 1325)/4 = 1306 на одного человека.

Тут надо сравнивать конкретные модели. Эту и какую-то четырехгранную. Может, и четырехгранная найдется приличной.

А дуги 14 и 15 мм отдельно приобретались? Ищу дуги потолще для своей полубочки, чтобы заменить родные 11 мм, но нигде не могу найти. Есть разве что Easton, но они делают из очень твердого аллюминия, их нельзя так сильно изгибать.

У полубочки самые лучшие характеристики обитаемости и макс. объем на единицу площади среди всех типов.
Значительно больший. чем у той, что Вы называете "четырехгранной"-

я на эти Редфоксы на фото сразу обратил внимание- палатки- что надо.
Такого типа палатки у нас шил Поляк В.Э еще в 80х годах.
мощные дуги 16мм держали практически любой ветер.

Андрей, пара слов по ЖПС.
Я регулярно бегаю по околокиевским лесам с ЖПС-ом (чтоб найти дорогу домой, если что, и в Чернобыль не убежать :-)
Батарейки глотала ЖПС- аж свистело. мне надоело, я купил аккумуляторы ANSMANN 2,8 А.Ч. по субьективным прикидкам- живут раза в 4 больше чем батарейки дураселл. Кроме того, если у Вас есть солнечная батарея, их можно и заряжать. Рекомендую попробовать.
Насчет компаса- у меня такая же модель, как и Ваша, только с компасом, фигня, по хорошему обычный компас не заменяет. периодически что-то случается, я вижу, что север уже поплыл, и приходиться перекалибровывать.
По работе мы пытались сделать электронный компас- штука достаточно неточная и капризная.
Насчет палаток- бочек- это вне конкурса. Я их сам сшил штук 5. Хотя сейчас хожу с "черепахой"-палаткой МСТА-2 фирмы снаряжение. Они палатки шьют очень грамотно, возможно сейчас есть что-то новое с новыми тканями.

Навигатор необязательно использовать всё время. Включил - поглядел - определился - отметил точку - выключил. И тогда хватит на месяц. Я так по целому месяцу (сборы) использовал кпк с Oziexplorer. Только приходилось его всё время согревать на теле и беречь от намокания. Недавно приобрёл навигатор Lowrance Endura Safari, тоже поставил Oziexplorer, - его защищать от влаги и холода не надо! Работает, как и Гармины, на элементов АА.
Также заказал зарядку от солнечных батарей элементов АА и ААА (для фонарика), - очень на неё надеюсь! :о)

Я немного не понял - Ozi установили в навигатор?

Подробнее про ремнабор, если можно. Есть шансы его уменьшить...

Насчёт горелок-примусов. Вот уже давно думаю, может стоит реализовать такой аппарат. По отзывам Нансена, горючего уходило мало, воды получалось больше, чем надо, только немного громоздкий, наверно...

Оказывается джетбойл придумал Нансен;-)

Воды то на высоте много не бывает, но на 8 чел это будет здоровая байда. И потом, по скромному личному опыту - снег при топлении на примусе очень сильно сорбирует продукты сгорания (если крышка неплотно прилегает) и вкус у воды получается отвратный.

Мне кажется, Андрей, главные недостатки твоей групповой снаряги - в разделе "Кухонное снаряжение". При этом меня волнует не только и не столько его вес, как удобство и безопасность использования + вес необходимого топлива (который явно бОльше веса самого набора). Но давай по порядку, от простого к сложному. Многое из того, что я здесь напишу в том или ином виде встречалось в комментариях, но я попробую собрать все это в одну кучу.
1. Примуса. Я в разных походах, большинство из которых было в Азии, использовал примуса таких типов: Primus: Multifuel, Multifues Ex, Omnifuel; MSR: Dragon Fly, XGK EX; Дастан ;).
Без вникания в подробности строения того или иного примуса, мое мнение (и не только мое - см. комменты выше) - XGK EX лучший для твоих (наших) целей сейчас на рынке, т.к.:
а) довольно мощный (самый мощный из списка после Дастана);
б) простой как дверь и УДОБНЫЙ в обслуживании (самая типичная операция - ежедневная легкая чистка топливопровода не требует разбирания примуса ВООБЩЕ и занимает 20 сек. )
в) безопасный - этот пункт относится ко всем примусам в списке кроме Дастана, готовить на котором из-за необходимости постоянно охлаждать бачок не только неудобно, но и опасно, особенно в палатке. Во всяком случае, я не помню, чтобы у нас в 2009 хоть раз хоть кто-то сумел действительно САМ приготовить еду на группу в палатке. Постоянно требовалась чья-то, хотя-бы незначительная, но помощь. С другими примусами из списка, кроме Дастана, один человек способен СОВЕРШЕННО без посторонней помощи и практически без риска сжечь палатку приготовить еду внутри нее.

Самый главный конструктивный недостаток МСР-ов, ИМХО, - пластиковый насос. Сам пластик там неплох и вполне надежен, но есть по крайней мере одно место, где латунная втулка вкручивается в пластик - при небрежном обращении (читай - слишком усердном закручивании клапана) резьба в пластике имеет свойство срезаться. Это не смертельно - насос остается в работоспособном состоянии, но клапан закрывается после этого не полностью, т.е. при наличии давления в баллоне бензин из него травит. Решается эта проблема наличием запасного насоса (который весит 60 г).

Однако, как я уже сказал, Дастан имеет одно преимущество перед всеми остальными примусами из списка - он мощнее. НО... два МСР-а поставленные друг возле друга дают еще большую мощность, так что этот вопрос решаем, если клава и кастрюля имеют достаточно широкое дно.

Вот так мы плавно подошли ко второму важному пункту - клаве. Многое из того, что я напишу, конечно, относится и к чайной кастрюле также.
Итак, клава должна быть максимально широкой и минимально высокой. Чтобы площадь, через которую тепло поступает, увеличить, а ту, через которую оно уходит - уменьшить. Я не буду заниматься сейчас точными подсчетами (ты же не хуже меня это сделать можешь), ибо практически вопрос стоит так: чем шире и ниже клава тем лучше.

Широкая клава нужна хотя-бы для того, чтобы под нее поставить 2 горелки вместо одной и тем самым секономить время и топливо.

Вторым важным моментом является объем клавы. Ты хоть раз использовал свою клаву на полную катушку, т.е. заполнял ее до краев???? 10 л объем - это 15 чел в группе. Соответственно на 8 чел надо максимум 6 л клаву. Остальной объем - это обогрев космоса как в процессе сжигания топлива, так и в процессе переноса его нездорового кол-ва. Скажи навскидку, сколько ты топлива считаешь на дни с водой и со снегом? Если 50-75 г и 75-90г соответсвенно, то все о.к. и можешь забыть о моих нравоучениях. Иначе несложно прикинуть излишек топлива на группу.

Главный вопрос - где взять хорошую клаву? Не знаю. Точнее, знаю, у кого взять, но где себе купить-сделать-заказать - это вопрос, на который даже Гугл дает совсем не много возможных ответов.
------------------------------------------------------------------------------------------
З.Ы. Очень много читал всяких отзывов о бензиновых горелках, в основном, правда, положительных. После некоторого опыта пришел к выводу, что отзывы ничего не стОят без кокретного указания БЕНЗИНА, который использовался. Опыт нашего клуба (описанный подробно в отчетах, на которые давал ссылки Леша Келин) здесь такой: бензин покупать с минимальным октановым числом и у лучшего поставщика региона. Для Оша эти параметры по состоянию на 2011 год: А-80, Газпром. За почти месячный поход на возню (чистку, ремонт) с горелками мы потратили едва 3 часа, из которых 2 были связаны с бесполезными попытками как-то отремонтировать убитый насос.

Про мощность. Ты, надеюсь, знаешь, что новосибирцы из клуба НГУ проблему мощности решают с помощью Змея Горыныча из трёх головок от примуса Дастан (или Шмель). Вот как выглядит Змей Горыныч:

В этом году мы брали 4-х литровую скороварку заводского производства весом 1360. С клавами проблема в том, что на каждый численный состав клавой ведь не обзаведешься. Вот, у меня теперь есть 2 клавы, на 4 литра и на 10 литров. Теперь ты предлагаешь еще на 6 литров.

--- Горыныч...

Да, видел на фотках это чудо техники :). Кстати, в нем решены не только проблемы мощности, но и безопасности - бачки вынесены из-под примуса!

--Клава

Это понятно, что на любую группу клавой не запасешься :(. Но 4л на 5-6 человек - это отлично!

Кстати, тебе не надоело рисовать под каждый поход карту для ГПСа? Хотя, наверное, во многих случаях ты используешь большую часть старых. А то мне надоело и я начал смотреть в сторону гарминовских ГПСов с возможностью работы с растром - вроде как ТТХ у них уже вполне приличные, во всяком случае - не хуже, чем у моей старенькой Висты.

по поводу бензина - мы в Фанах использовали еще и присадку для топлива (какую именно - мне выяснить так и не удалось, ответ был "обычную" :) ). В последней заброске бензин был без нее, и проблемы с Примусом начались именно тогда. То ли дело в присадке, то ли под конец Примус просто забился...

у кого-нибудь есть подобный опыт?

Да, используем постоянно присадки для очистки двигателей. Берем любую, обычно для инжекторных двигателей (почему - не помню). Один раз так же в последней заброске в тех же Фанах бензин был без нее - 2 горелки MSR XGK за день забились насмерть(!). Пришлось разгибать, разбирать полностью. После этого они уже так и не очухались окончательно. После похода пошли в утиль.
С тех пор абсолютно согласен с Лебедевым относительно ненадежности мультитопливных горелок на азиаДском бензине.

Вопрос по Ред Фоксовским полубочкам: это все та же пара, с которой мы ходили в 2009, или Ред Фокс как-то учел корявость изготовления и ты теперь счастливый обладатель нового более кхм... продуманного варианта ;)?

В этом году было 6 человек, поэтому брали Fox Cave 6.
А в списке стоят 2 четверки, потому как написано: "так бы я собрал группу из 8 человек". Фотка то тебе известная, ты ж на ней небось и стоишь.

В этой 6-ке, которая куплена 2 года спустя, исправлена единственная из известных тебе корявостей. Подробнее об этой модификации см. здесь.

Когда в начале поста я писал об обоснованном возмущении, то имел в виду не только примуса Дастан. Есть в списке еще и палатки с очень непопулярной схемой полубочка. Настолько непопулярной, что производится в настоящее время единственной фирмой в России (если не ошибаюсь).

Про примуса активность в комментариях очень даже видна.
А вот с палатками как то вяло...

про палатки.
я так и не понял почему вы вес палатки и каркаса отдельно указали. но пусть будем считать вес 5225 гр. в реале это будет никак не менее 5,5 кг, про устойчивость надежность ничего сказать за полубочку не могу, не пользовал, но весу меньше 5 кг вряд ли найдете палатку на 4 тела. так что здесь если фокс полностью удовлетворяет, то говорить о другом смысла нет.

Вес 5225 дан как раз "в реале". На сайте Редфокса указан вес 4230.

****

а потому что полубочка- imho- оптимальна.
При той же установочной площади любая другая схема будет значительно менее обитаемой.

Правда, на взгляд мне 125 см высоты показалось многовато в плане ветроустойчивости, но если с вашей стороны нет нареканий, значит, нормально.

К проектированию палатки руку приложил Павел Шабалин. Она для западной стены K2 готовилась.

Когда я его спросил, почему высота 125 см при ширине дна 180 см, он ответил, что такая крутосклонность закладывалась преднамеренно для того, чтобы лучше скатывался снег.

Это, наверно, оправдано для палаток, которые вынуждены стоять без людей. Если бы я делал полубочку, то она при том же весе была бы ниже (~ 110-115 см), но шире (~200 см), чтобы с комфортом размещаться в четвером не поперек (как сейчас), а вдоль палатки. А крутосклонность для меня не так важна, потому что мы не оставляем надолго палатку без людей, а накопившийся ночью на крыше снег периодически сбивается ударами изнутри.

так для "продолжительных походов в высоких горах" по палаткам вроде все понятно. Полубочка рулит.
По весу - достаточно оптимально, учитывая требования по надежности и обитаемости.
К примеру, моя трешка Вауде Спейс3 дает те же 1400 на человека. Можно конечно залезть вчетвером... но жить так месяц в сложном походе будет напряжно.

Для менее высокого и менее автономного района можно было бы порассуждать например про палатки типа БД Меса (вполне комфортная 3-ка весом 2200) :).... но не для ваших походов

С нынешними палатками я вообще ничего не понимаю. Ну т.е. ясно что в те места куда Андрей водит палатка должна выдерживать ураган и прямое попадание тунгусского метеорита. Но для простых то смертных... шил когда то Октопус палатку сьерра (2.5 дуги накрест, 2 тамбура). Весила 2.400 с каркасом что ли, стоила 100$... втроем нормальном, вчетвером валетом тесновато. Я со своей сезонов 5 что ли отходил и отдал кому-то (начала умирать, неудачный экземпляр), а народ с такими ходил и ходил. На плече Эльбруса за стенкой они в общем как то стояли... Сейчас смотришь - полный аналог 3.500 или типа того O_O! Инфляция килограммов что ли?

Ходил неск сезонов с BD Lighthouse - хорошая (1.400гр) но потекла и порвалась в итоге. Щас вот мне посоветовали Limelight FP 2P Marmot (2.098 гр)...

>А вот с палатками как то вяло...
Интересно, почему?

Если устраивает полубочка - то почему бы и нет. Но мне больше нравится хоть какая-никакая, но геодезия :)) Пересечения дуг позволяют уменьшить диаметр трубок, скажем для палатки-шестерки будет вполне достаточно 11мм. Опять же меньшие площади свободных кусков тряпок - меньше хлопать будут. Ну и форму поаэродинамичнее, чтобы и если ветер сбоку зайдет все было ок. В принципе и полубочка имеет хорошую форму, но только _настоящая_ полубочка, а не полуцилиндр. Что-то типа вот этого, пардон за саморекламу.
Андрей, а вот хочу шкурный вопрос задать по поводу дна на внешней палатке и соответственно отсутствия юбки. Какие-то минуса были замечены у этой схемы по сравнению с "традиционной" (плюсы очевидны - меньший вес и бОльшая жесткость внешней оболочки). Скажем, иней-конденсат не слишком ли сыпался внутрь? Не поддувал ли под дно ветер, все-таки присыпанная снегом/приваленная камнями юбка существенно добавляет устойчивости. Опять же в такой схеме очень трудно сделать внутреннюю палатку (в данном случае правильнее назвать ее пологом) нагруженной, она никак не участвует в повышении жесткости конструкции.

Нет, всё очень хорошо.

Ветер не поддувает.

Конденсата в виде снега поразительно мало. Он, конечно, был. Но почему то не сыпался. Спальники были всегда сухими.

Но он определенно был. При сборе палатки из неё вытряхивали от полкило до килограмма снега.

Отличную полубочку выпускает MSR, точнее это гибрид классической полубочки и хабовой схемы. Называется Mutha Hubba HP: http://cascadedesigns.com/en/msr/tents/experience-series/mutha-hubba-hp/product. Вес в упаковке - 2900 гр, четверо умещаются в ней с комфортом, т.е. вес на человека - 725 гр. Правда для Ваших походов она наверное всё-таки хлипковата.
Попробовали её в этом году в Джунгарии - очень понравилось. При том, что ветры там были - только держись (за 10 лет хождения в горах таких сильных не встречал).

Muta Hubba - замечательная палатка. Но на больших высотах в ней будет банально холодно, ИМХО. А вот для средневысотных походов - почти идеальна.

Мне очень нравится палатка Высотная от Мегатест, с 2003г купил уже 3-ю модификацию. Очень ветроустойчивая (узел у дуг вверху), на Раздельной трое суток жили в непогоду и сильный ветер. Вчетвером комфортно, вес 4кг. Тамбура нет, но мне не мешает.

Это вот эта?

Трехместная высотная палатка
НАЗНАЧЕНИЕ: для экстремальных условий.
КАРКАС: типа Easton 7075 или В-95, диаметр 11х0,8 мм.
ТЕНТ: Nylon Taffeta 210T PU, с полиуретановым водоотталкивающим покрытием.
ВНУТРЕННЯЯ ПАЛАТКА: Nylon Taffeta без пропитки или капрон, противомоскитная сетка.
ДНО: Nylon Taffeta 210T PU, с полиуретановым водоотталкивающим покрытием.
ВЫСОТА: 130 см.
РАЗМЕРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПАЛАТКИ:
длина - 210 см, ширина грани- 125 см, высота - 125 см.
ВЕС: 3,5 (3,8) кг.
МОДИФИКАЦИИ: входы тубусом или на застежке "молния".
Эта палатка выдерживает значительные ветровые и снеговые нагрузки. Все элементы каркаса имеют общий соединительный узел в вершине - это делает палатку суперветроустойчивой, придает отличную жесткость всей конструкции каркаса. Палатка имеет "юбку" по краям, которую можно привалить камнями или снегом.

Похожие палатки раньше делала фирма Синто, назывались Шторм-3 и Шторм-4. У тройка не было тамбура. У четверки был тамбур и весила она уже далеко за 5 кг. Я жил и в той и в другой.

Из картинки видно, что у мегатестовской тоже тамбура нет. :((

Теперь по поводу комфортного размещения.

Длина грани правильного шестиугольника дна внутренней палатки = 125 см. Этот шестиугольник состоит из 6 равносторонних треугольников со стороной в 125 см. Тогда длина палатки должна быит 125 * 2 = 250. Какая то нестыковка, написано 210. Ширина шестиугольника 125 * sqrt(3) = 216 см. Может эти 210 про ширину написаны? Если так, то верю в комфортное размещение 4-х человек.

Спасибо за ссылку.

Но еще больше я бы обрадовался за палатку такого же типа, но с комфортным размещением 3-х человек. Такая палатка должна весить не 4000, а около 3200. И тогда бы не было проблемы с размещением группы из 7 человек - 4 в Fox Cave и 3 в трёшку.

Синто и полубочки шили, двойные, вполне приличные,высота 110 по внутрянке.

сейчас что то не открывается их сайт.
Не закрылись ли?

Беркут-штурм-шторм- не смотрели?

Еще есть Снаряжение" Оберон , силиконовая трешка весит около трех кг.
Быстро и просто ставится, дуги в карманы, есть варианты с двумя тамбурами и юбкой.

Я доволен палаткой.
На высоту можно дуги поменять на 11мм Истон. будет танк. Ну, не танк, танкетка:)

Олег, есть вопросы по Высотной от Мегатеста. Мне нужно:

1) чтобы дуги вставлялись в карманы внешнего тента. У синтовских шестигранных было именно так, у Fox Cave-4 и Fox Cave-6 тоже так.

2) чтобы были три дуги от пола до пола, каждая в своём кармане. Соединение 6 дуг звездочкой не признаю.

У этой палатки как с этим?

**********************

По пункту 2 прочитал ответ в их рекламе:
Все элементы каркаса имеют общий соединительный узел в вершине.
Это плохо.

Я у мегатеста когда-то купил этот узел для дуг и вставлял его в каркасы всех своих 3-дужных полусфер. Резко повышает ветроустойчивость.

По пункту 2 прочитал ответ в их рекламе:
Все элементы каркаса имеют общий соединительный узел в вершине.

Данное конструкторское решение очень усиливает ветроустойчивость палатки. Ветровая нагрузка равномерно перераспределяется между всеми дугами, а ветровые оттяжки добавляют ей прочности. Из всех палаток, где я жил, по моему мнению, она самая ветроустойчивая...
Но есть недостаток этой конструкции. Дуги могут ломаться в месте из крепления к "пауку" (у этой палатки они в этом месте ломаются чаще, чем в других местах).

По вместимости. В ней комфортно втроём. Вчетвером в ней как-то тесновато...
Для меня комфорт - это когда дежурный дежурит велезая наполовину из спальника. И не мешая остальным спать.

По поводу кухни-продуктов. Сейчас очень много продуктов не требующих варки: гречка, рис, геркулес, картошка,мясо в сале. Зачем тяжелые скороварки и мощные примуса, если варить ничего не надо, а только доводить до кипения, еще и топливо экономится. На высоту можно б\п продукты, внизу нормальные если очень хочется. Еще мы за 2ч до стоянки забрасывали ужин в емкость+кружка воды из ручья и варилось быстрее, экономия топлива и времени. Так ходили две 5-ки на СВ Памире.

Сейчас очень много продуктов не требующих варки
******
я так понял-может, неправильно? что они предпочитают варить.
Это, конечно, на тех высотах требует автоклавов.

а так да, можно весьма существенно уменьшить вес если отказаться от варки и от автоклавов.

Есть такая замечательная посуда- Эта повер, например, от Primus, радиаторная.
Ускоряет весьма, и топливо бережет.

>я так понял-может, неправильно? что они предпочитают варить.
Это, конечно, на тех высотах требует автоклавов.

Дело не только в предпочтениях. Даже многие хлопья, на которых пишут "не требует варки" или "варить 1 минуту" весьма чувствительны к _температуре_ воды, которой их заваривают. Сам понимаешь, что на высоте даже кипящая вода имеет температуру отнюдь не 100°С, например на 5000м - чуть больше 80. Месяц есть недоваренный полуфабрикат - наверное не очень правильно. Единственное исключение, которое я знаю - картофельные хлопья, их надо заливать водой где-то 70°С, но весь поход лопать одну картошку - это на любителя :). Так что по-хорошему даже для хлопьев скоровар не помешает. И вообще он удобнее, меньше пара в палатку летит, ну и не разольется, если опрокинешь :)

Андрей, а расскажите ПЖ поподробнее про аптечки

Неее...

Вот это я рассказывать не буду, потому что всю жизнь мечтал увидеть список аптечки (а лучше несколько списков), составленной врачом-горопроходцем (альпинистом или горным туристом). При этом список должен быть адаптированным к современным запретам на разные сильнодействующие препараты. И чтобы у аптечки был реальный вес. А то напишут список на 8 кг.

Но тему эту, может, и подниму в отдельном посту.

Обзор очень подробный, просто энциклопедический, спасибо!
только...
Про бабу резиновую написать забыл, и наручники к ней ... :)

Дык резиновая баба так и осталась в мечтах. Где она? Хотели ведь на пик Коммунизма занести.
Что то ты, Малыш, не доработал..

Вместо резиновой бабы взял пионерский горн, два парика, кайт и мыльницу с пузырями. Но может это и хорошо, без резиновой бабы оно как то спокойнее.

Добавлю еще один голос в пользу MSR XGK. К огромному сожалению, мср прекратил производство старых хгк с цельножелезистой трубкой вместо шланга. Помимо надежности (шланг и соединение шланг-генераторная трубка являются потенциально слабыми местами) старая хгк обладает прекрасной устойчивостью - бутылка играет роль далеко вынесенной точки опоры, что на снегу бывает не лишним. Про простоту обслуживания тут уже говорили, торчащий из топливной магистрали конец троса - очень правильно. Матерая форсунка с шлицом под прямую отвертку - тоже. Пластиковый насос - да, немножко беспокоит, но пока у меня ни разу не ломался, ну и взять запасной не проблема.
Жаль, что не указан расход бензина - можно было бы конкретнее покритиковать кухню. Странно, почему в такие длительные экспедиции не берутся кастрюли с радиатором? Они реально и очень значительно позволяют экономить топливо, к тому же уйдет эта пресловутая проблема малой мощности горелки. Конечно, по-хорошему вашей группе надо бы специально изготовить скоровар с радиатором и чайник с радиатором. Каким путем пойти - то ли из имеющихся штатных кастрюль с радиатором (например EtaPower делать скоровар и чайник, то ли наоборот, к скоровару и чайнику паять радиатор - вопрос второй, но сэкономить на этом можно такой вес бензина, что все эти граммы на палатках-спальниках-рюкзаках-и прочем шмотье окажутся мелочью.
Оговорюсь - сам я пока в зимних условиях кастрюлями с радиатором не пользовался (просто для моих условий экономия будет не такая грандиозная, я зимой подолгу не хожу), но летом второй год хожу с ДжетБойлом, расход газа уменьшился очень заметно, а именно с 45-50 г/ч*д до 33 (в 33 входит периодическая жарка грибов и рыбы на газу, без них реально вписаться в 25, а с чистой водой и того меньше) . Сразу отвечу на возможное возражение, что объем имеющихся кастрюль маловат (у той что по ссылке 2.9л). Не знаю какие у вас аппетиты, но нам хватило литрового ДжетБойла (причем в него не рекомендуется заливать более 0.5л, но реально вполне можно 0.75) на троих, по кружке на человека. В нем мы только кипятили воду - это львиная доля расхода топлива, а каши (быстроваримые хлопья) доваривали в обычной кастрюльке. Это тоже вариант, но удобнее, особенно зимой, варить с начала до конца в одной посуде. Если 2.9 л каши мало для вашей группы (хотя на мой взгляд этого вполне достаточно для 6 человек), а делать два скоровара не хочется - ну тогда приделывать радиатор к имеющемуся скоровару.

Скоровар из Эта повер к сожалению, не сделаешь, посудинка тонкая, давления не выдержит.

Во всем остальном кастрюльки просто супер, муки ожидания кипятка осмеяны и забыты.

Выпуска ли бы такие кастрюли без тефлонового покрытия...

Про лопаты - я видел на строит. рынке титановые лопаты (штыковые). Думал присобачить такую, что бы одевалась на древко молотка/ледоруба. Она же может работать как снежной якорь. Кто то пробовал?

я пробовал. в 2004. именно на ледорубе.больше даже пробовать не хочу. и вам не советую.

А что именно не понравилось?

Я как то взял пару снежных якорей (куски дюраля с дырками типа 15х20см или даже чуть меньше, весили гр по 200 что ли), запрессовал в них по две петли из тросика так, что бы они садились на древко. Получилось две штыковых лопаты на группу - вполне ничего... пещер не рыли, но площадки/стенки строили в большом количестве, удобно (кирпичи из фирна рубить самое оно, совковой лопатой я вообще не представляю как это можно сделать, когда штыковую то фиг вобьешь... ). Но дюралька та слабовата оказалось, к концу сезона они гнутся начали, да и не очень плотно сидели на древке, слетали иногда... продал одному буржую;-)

С тех пор ищу что то похожее, но ни разу не встречал;-(

Все время берем такие в походы в пару к фискарсу.
Для твердого наста - самое то, только грепить на ледоруб - не удобно,
и как якорь тогда не работает, когда все тяпки заняты.
Ставим на ручку трубку из дюраля, лопаты берем здесь http://www.mirtitana.ru/

О! Спасибо. А какую именно лопату берете?

Про якорь - поскольку как ренегат ходил с коротким молотком (который вбить можно но не держит нефига... как и ледоруб по большому счету), то при организации страховки на снегу насаживал на молоток снизу якорь, всю конструкцию вбивал, тросик от якоря выводил наверх и блокировал с петлей от головки. Держит... дофига держит в общем, и ставиться быстро;-)

крепить неудобно, как якорь не работает, ручку трубу к ней таскаете... в чем смысл тогда? купите БД и будет вам щастье....

На бензине готовите только в тамбуре и на улице, или и в палатке тоже бывает?