Пишет balabanoff, 19.09.2012 13:30

18 сентября 1917 г. в дворянской семье Кузьминых родился сын Кирилл.
В будущем видный энергетик, гидростроитель и выдающийся альпинист-высотник Советского Союза.

Кузьмин Кирилл Константинович
МС по альпинизму – 1948 г.
ЗМС – 1954 г.
МСМК – 1967 г.
Заслуженный тренер СССР по альпинизму – 1961 г.
«Снежный барс» № 2, сентябрь 1967 г.
Многократный чемпион и призер первенств страны по альпинизму.

Родился 18 сентября в д. Куриловка Суджанского уезда Курской области, в дворянской семье офицера русской армии, кавалера ордена Святого Владимира с мечами - Константина Кузьмина.
ВЫСОТНИК № 1 СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. КУЗЬМИН КИРИЛЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. 95 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (высотный альпинизм)Отец

ВЫСОТНИК № 1 СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. КУЗЬМИН КИРИЛЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. 95 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (высотный альпинизм)Семья

В 1940 г. окончил МЭИ по специальности «Гидроэнергетика». Участвовал в проектировании и строительстве многих гидроэлектростанций в СССР и за рубежом. С 1946 г. – ассистент кафедры энергетики МЭИ.
С 1977 по 1995 гг. - главный инженер Управления строительства «Красноярскгэсстрой». За трудовую деятельность награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями и почетными грамотами Верховных Советов Таджикистана и Казахстана. Заслуженный энергетик Киргизской ССР.

Годы ВОВ:
Мобилизован в ряды РККА 29 февраля 1942 г. Служил в чине гвардии младшего лейтенанта, командир отделения связи 18 стрелкового полка 9 Гвардейской стрелковой дивизии. Воевал на Калининском и 3-м Белорусском фронтах
1944 г., февраль. Учеба в Томском артиллеристском училище.
1945 г., апрель. Командир взвода артиллеристского полка 29 мото-механизированной дивизии особо военного округа г. Кенигсберг. Участие в боях за Кенигсберг и на косе Фриш-Нерунч.
Награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За боевые заслуги».

В альпинизм пришел в 1937 г. (Пик Николаева, значок «Альпинист СССР»).
Совершил ряд восхождений на вершины Кавказа, Памира и Тянь-Шаня по новым путям, преимущественно руководителем.
ВЫСОТНИК № 1 СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. КУЗЬМИН КИРИЛЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. 95 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (высотный альпинизм)1930-е годы

12 раз поднимался на семитысячники.
1941 г, 20 мая – присвоено звание «Инструктор альпинизма», проработал на этой общественной должности до 1975 гг.
1957 г. - руководитель первого восхождения на Памирское фирновое плато.

Основные восхождения:
1940 г. Траверс Караугом - Сангути.
1955 г. Вместе с Е. Белецким участвовал в спасательных работах на пике Победы. Трагедия с казахскими альпинистами группы Шипилова.
Кирилл Кузьмин резко возражал против тактики высотных восхождений с акклиматизацией «по ходу», применяемой В. Рацеком.
1956 г. Заместитель руководителя советско-китайской экспедиции в горы Кашгара (Восточный Памир, Китай), первая экспедиция за пределы Союза на вершины, превышающие отечественные горы. Первовосхождение на Мустаг-Ата (7546 м) совершили 31 человек, в том числе 19 советских и 12 китайских альпинистов.
На технически более сложную Кунгур-Тюбетаг (Кунгур-II, 7595 м) взошли Е. Иванов (рук.), К. Кузьмин, В. Потапов, В. Рахимов, Б. Рукодельников, В. Сибиряков, Пен Джу Му и Чен Джун Чан.

Первенство СССР:
1948 г. Восточный Домбай по Ю ст., п/п, 1-е место в высотном классе.
1951 г. Траверс массивов Шхельда - Ушба, подъем на 2-ю Зап. вершину Шхельды по С ст., п/в, 1-е место в классе траверсов.
1952 г. Пик 6134 м (п. Шверника) в районе Танымаса, 1-е место в высотном классе.
1953 г. Траверс Безенгийская стены: Ляльвер - Дыхтау, рук., 1-е место в классе траверсов.
1954 г. Пик Энгельса по кулуару ЮВ стены, п/в в составе команды Грузинского альпклуба (рук. М. Гварлиани), 2-е место в высотном классе.
1955 г. Траверс пик Октябрьский - пик Ленина, 3-е место в классе траверсов, рук-ль.
1957 г. Пик Коммунизма с Памирского плато, 1-е место в высотном классе.
1957 г. Пик Ленинград (6507 м) с Памирского фирнового плато, 3-е место, п/в в высотном классе, рук. (Е. Иванов, И. Галустов, В. Старицкии и др.
1959 г. Траверс п. Ленинград - п. Е. Абалакова, п/п, 2-е место в классе траверсов, рук-ль.
1959 г. Пик Коммунизма, п/п с ледника Гармо (Беляева) по ЮЗ контрфорсу Ю ст., 2-е место в высотном классе, рук.
1964 - Хан-Тенгри по непройденной С ст. с ледника Инылчек, 6 к/тр., команда «Буревестник», рук. (В. Божуков, Н. Алхутов, О. Куликов, В. Цирельников), 1-е место в высотном классе.

Иные высотные восхождения:
1958 г. Пик Маршала Жукова, 6842 м (п. Москва-Пекин,3аалайский хр.), п/в.
1958 г. п. Ленина с юга через пер. Крыленко, рук.
1961 г. Пик Победы с ледника Дикий через Важа Пшавелу (Зап. Победа) по непройденному З гребню в группе грузинского клуба. Восхождение оказалось трагическим для Кузьмина и для отечественного альпинизма в целом. Из шести участников двое на подъеме повернули вниз: Миша Хергиани пошел вниз с заболевшим Мишей Хергиани-младшим.
Из четверых поднявшихся на вершину вниз спустился лишь один Кирилл Кузьмин. На спуске от старой болезни печени умирает Илико Габлиани, Д. Медзмариашвили срывается на скальном ребре и срывает за собой Т. Кухианидзе - оба погибают.
1966 г. Пик Е. Корженевской по непройденному В ребру.
1968 г. Траверс п. Коммунизма - п. Ворошилова (Ахмади Дониш).
1972 г. Пик Калинина (6509 м) по СЗ ст., п/в.
1975 г. Пик Коммунизма с ледника Беляева (взошло 24 человека сбора Спорткомитета СССР: В. Божуков, О. Борисенок, Е. Виноградский, Б. Студенин и др.).

ВЫСОТНИК № 1 СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. КУЗЬМИН КИРИЛЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. 95 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (высотный альпинизм)Молодой папа

1959 г. в качестве начальника готовил экспедицию на Эверест. В 2004 г. российские альпинисты совершили восхождение на Эверест с севера по маршруту близкому к тому, что предлагал К.К. Кузьмин в 1959 г. Все альпинисты были награждены специальной медалью, посвященной К.К. Кузьмину, где на лицевой стороне написано: «Памяти великого русского альпиниста Кирилла Кузьмина». В центре медали - портрет Кирилла Кузьмина, на оборотной стороне написано: «За прохождение северной стены Эвереста (8848 м), 2004 г.».
Председатель ФА СССР (1953-1956 и 1976-1977).
Заместитель председателя Федерации альпинизма СССР (1949, 1951,1956,1958,1976 гг.). Почетный председатель Федерации альпинизма СССР с 1977.
Автор ряда статей в книгах «Побежденные вершины»:
«Экспедиция „Молнии" в Гвандру», ПВ. 1950.
«На Сангути по восточной стене» (соавтор В. А. Тихонов) в ПВ. 1951.
«В горах Кашгара» (соавтор Е. А. Белецкий) в ПВ. 1954-1957.
«В сердце Памира» в ПВ. 1958-1961.
«На Джомолунгму с севера» в ПВ.1958-1961.
«На пик Евгении Корженевской в 1966 г.» (соавторы В. Иванов, В. Цетлин) в ПВ. 1965-1967.
«Пик Коммунизма» (соавтор А. Овчинников) в ПВ. 1968-1969.
«Самый северный семитысячник» в ПВ. 1970-1971.
1962 г., январь. Выступил на международном симпозиуме по проблемам и тактике высотных восхождений в Дарджилинге с докладом о высотной акклиматизации. Доклад опубликован в трудах симпозиума (Дели, 1962). В докладе обобщен новаторский опыт в советском высотном альпинизме: К. Кузьмин первым в СССР совершал высотные восхождения на Памире и Тянь-Шане в альпийском стиле.

ВЫСОТНИК № 1 СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. КУЗЬМИН КИРИЛЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. 95 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (высотный альпинизм)Кавказ, 1983 г. 60 лет советскому альпинизму. С женой Натальей Николаевной Кузьминой и ЗМС Александром Гусевым.

1987 г. Присвоение звания «Почетный энергетик СССР» и «Почетный гражданин г. Саяногорск».
ВЫСОТНИК № 1 СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. КУЗЬМИН КИРИЛЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. 95 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (высотный альпинизм)Ветеран труда

1995 г., 17 июня Кирилл Константинович скончался в таежном походе.

Это как? Через Дыхниауш?

См. ЕПВ-1954, с.107-123. Да, через пер. Дыхни-Ауш. 1-я часть восх. Ляльвер-Шхара - 18 чел. !, 2-я часть восх. 6 чел. до в. Дых-Тау (Гл.)

Светлая память о Кирилле Кузьмине... Что и как там было в 61-м году на пике Победы доподлинно неизвестно, но рассказывали, что грузины несколько лет гонялись за Кузьминым

Яркая жизнь великого человека

Время – страшная штука.
Молодёжи – «по барабану», среднее поколение – в большинстве: «лично не общались», старшее - …
И остаётся яркая и, естественно, неоднозначная личность с четырьмя комментариями.
А таких людей не так уж и много … Ведь это те (со всеми их недостатками), кто стоял в истоках отечественного альпинизма.

P.S. Может излишне пафосно, но «за державу обидно».

Вы ошибаетесь, совсем не по барабану. Просто мало информации в широком доступе, как мне кажется.
Думаю, многие с удовольствием бы прочитали книгу, если бы она была посвящена этому человеку и его восхождениям, особенно, если бы она была написана интересно!
Успех книг о Ерохине и о команде СКАН (В.Смит, "Мои друзья и горы"), вышедших в последние годы, подтверждает это.
И такими материалами интересуются не только современники и товарищи, но и люди, которые даже не родились в те годы, которые описываются в этих книгах.

В чём-то с Вами соглашусь, а в чём-то нет.
Действительно, легкодоступной информации о Кузьмине мало, а в интересной форме тем более. И наверное, если бы, образно говоря, перед глазами был «живой человек» реакция публики была бы более заметной.
Но у меня сложилось мнение, что даже в течение последнего года интерес к «историческим» постам на «Риске» стал угасать. Уж если Божуков (правда не юбилей, но более легендарную личность в нашем альпинизме найти сложно), «собрал» 33 комментария, то куда уж остальным. (Я не пытаюсь сравнивать реальный «вес» патриархов - это невозможно, да и не нужно.)
Говорить: «вы все там», конечно несправедливо – люди любого возраста бывают очень разными, но тенденция мне кажется заметной.
Очень хотелось бы ошибиться.

P.S. Было пару идей – «окунуться в историю», потрясти архивы. А сейчас засомневался.

Великий Человек!!!

Может быть грустная, но объяснимая тенденция "забывания" великих дел и великих людей прошлого. Появляются новые герои и людского внимания на все не хватает. Тем более, что уровень снаряжения и спортивный уровень нынешних восходителей гораздо выше (это мое личное мнение, конечно :). Многие маршруты, которые преодолевались в прошлом на пределе, теперь стали нередко обыденностью. Возрастание тактического и технического уровня, что тут говорить. А историческая память конечно нужна...