Хрустальный пик-2012. Пуансено по центру Юго-Восточной стены

Пишет robinsya, 13.11.2012 23:27

Хрустальный пик-2012. Пуансено по центру Юго-Восточной стены (Альпинизм, события, риск.ру, risk.ru, восхождения, награждаем, мы в обществе, outdoor проекты)
Фотографии из архива команды предоставил Сергей Дашкевич

Продолжаю обеспечивать вас чтением на эту неделю:)))
Следующее восхождение представлять не нужно. Вы уже читали о нем на Риск.ру - в рассказе Сережи Дашкевича про ПотоГонию!!!
И все-таки редко когда нечего добавить.
В данном случае есть что!

Техническое фото маршрута.

О маршруте

Пуансено (Poincenot, Патагония, Аргентина), маршрут Via Russo по центру Юго-Восточной стены.
Предполагаемая категория сложности: 6Б, первопрохождение.
Характер маршрута: скальный. Перепад высот маршрута: 1100 м, протяженность: 1600 м;
участки:V кат.: 500 м, VI кат.: 855 м.
Средняя крутизна: стенной части маршрута: 86,2°, до гребня: 80,3°, всего маршрута: 51,9°.
Использовано крючьев на маршруте:
Шлямбурных стационарных: 5 шт (4 под платформы)
Шлямбурных съемных: 5 шт (2 под платформы)
Всего: 10 штук.
Использовано искусственных точек опоры (ИТО) - примерно 500 штук.
Оставлено «крючьев» на маршруте: скальных: 0, шлямбурных: 3 (под платформы), ледовых: 0, снежных: 0.
Ходовое время на маршруте: 56,5 часов ( 9 дней), в том числе 16 часов (3 дня) обработки маршрута.
Команда: Михаил Дэви ЗМС, МСМК, Сергей Дашкевич, МС, Евгений Дмитриенко, МС, Аркадий Серегин, МС
Выход на маршрут: 15:00, 9.03.2012
Выход на вершину: 12:00, 17.03.2012
Возвращение в БЛ: 14:00, 19.03.2012

Схема маршрута

Описание маршрута

От базового лагеря в поселке Эл Чалтен (400 м) по хорошей маркированной тропе подойти до лагеря Poincenot (700 м) 2,5 часа. Далее повернуть налево и двигаться по тропе в сторону LagoSuchia (2 часа). Обходя озеро слева, подъем по морене до скальной пещеры (1400 м) 1,5 часа. От скальной пещеры двигаться вверх 1 час до хорошо просматривающейся перемычки (1700 м). Здесь требуется связаться. Далее пересечь сильно разломанный ледник, придерживаясь левой стороны и подойти под юго-западную стену пика Пуансенот. Снежный наддув под пиком Экзюпери - удобное место под АВС в снежной пещере (от перемычки по проложенному заранее пути - 1 час). Начало маршрута под хорошо просматривающейся системой трещин в центральной части стены (старт - 1900 м) – от пещеры 1,5 часа.

Участок R0-R4. Продолжительность 200 м, VI (fr 6a-6b), M4.По логичной системе небольших стеночек и заснеженных наклонных полок двигаться к основанию хорошо просматривающейся вертикальной системе трещин. Лазание сложное, так как наклонные полки перемежаются вертикальными, иногда нависающими стенками. Многие трещины залиты льдом. Требуется применение двухверевочной техники, так как много траверсов влево-вправо. На конце R4 удобное место для бивуака. Дальше необходимо провешивать веревками всю стену – на стене негде ночевать из-за сильного ветра и отсутствия полок.

Участок R4-R6. Продолжительность 50 метров, А2/А3. По двойной системе трещин с разрушенными стенками напряженное ИТО вертикально вверх. Начиная с этого участка, маршрут бескомпромиссно нависает и не теряет крутизну вплоть да выхода на ребро.

Участок R6-R7. Продолжительность 30 метров, VI (fr 6b). По системе щелей с разрушенными стенками напряженное лазание в направлении вертикального внутреннего угла.

Участок R7-R10. Продолжительность 90 метров, VI(fr 6a-6b), A2. По внутреннему углу ИТО с периодическими сложными подлазами. Внутренний угол вертикальный, местами заснежен, рельефа мало.

Участок R10-R11. Продолжительность 50 метров, А3. Выход из внутреннего угла на монолитную стенку. Станция под карнизом. На момент прохождения рельеф сильно заснежен, что сделало невозможным прохождение свободным лазанием.

Участок R11-R13. Продолжительность100 метров, А2-А4. По монолитному рельефу двигаться на скайхуках в направлении нависающего внутреннего угла. Страховка проблематична. Далее по углу до большого карниза.

Участок R13-R14. Продолжительность 50 метров, А3-А4. Переход налево 10 метров под карнизом во внутренний угол. Рельеф бедный, удобнее переходить по монолитной стенке на скайхуках.

Участок R14-R16. Продолжительность 85 метров, А3-А4. Маятник вправо в соседний внутренний угол. Угол вскоре переходит в глухую щель, которая вскоре совсем сходит на нет. Дальше двигаться по монолитной нависающей плите вверх-влево. Движение на скайхуках.Для страховки использовались периодически попадающиеся хлипкие отщепы. Станция на небольшой полочке. На этих веревках становится сильно ветрено, так как перемычка между п. Рафаэль и п. Пуансенот находится ниже по уровню.

Участок R16-R18. Продолжительность 80 метров, А3-А4. По косым полкам и сложным стенкам с бедным рельефом двигаться вправо-вверх в просматривающуюся систему углов-каминов в направлении гребня. На конце R18 удобное место для ночевки.

Участок R18-R20. Продолжительность 70 метров. VI (fr5+/6a), A1. По камину, переходящему во внутренний угол выйти на гребень (высота 2680 м). В этом месте маршрут соединяется с итальянским маршрутом1986 года SperonidegliItaliani.

Участок R20-R26. Продолжительность 300 метров, V-VI (fr 5-6b, M3). Движение по ребру в сторону плеча Пуансенота. Ребро довольно крутое. Много траверсов и сложных стенок. Очень рекомендуем использовать скальные туфли.

Участок R26-R27. Продолжительность 500 метров, V. От плеча маршрут совпадает с классическим, пройденным англо-ирландской связкой в 1962 году. Движение постоянно влево-вверх. Много траверсов и лазания средней сложности по стенкам средней крутизны. Выход на вершину Пуансенот (3002 м).

Спуск по ребру - итальянскому маршруту Speronidegli. Маршрут спуска логичен и безопасен. Можно встретить множество крючьев и петель для организации спуска. Тем не менее, в ветреную погоду дюльфера могут быть крайне проблематичны из-за высокой опасности застревания веревки.

Михаил Дэви на спуске по итальянскому маршруту

На вопросы Риск.ру отвечает Михаил Дэви

- Почему именно эта гора? Знаю, что идея экспедиции ваша. Поэтому хочу спросить, почему выбрали именно эту стену?

В январе 2011 года мы попали в Чалтен случайно, из-за забастовки в Чили, поэтому времени изучить маршруты и подготовить нужное снаряжение у нас не было. Сделали несколько безрезультатных выходов в попытках однодневных нон-стоп первопроходов на восточные стены Poincenot и Val Biois, но каждый раз знаменитая патагонская погода жестко пресекала наши попытки. Стало ясно, что с наскока тут делать нечего, нужно готовитmся по-серьезному.

Еще на подходах к Пуансено юго-восточная стена показывалась в профиль, и было ясно, что это одна из наиболее крутых стен как в этом районе, так и в мире, практически полный отвес. После изучения маршрутов в интернете поняли, что стена фактически не пройдена, в отличии от стен на Фитц-Рой и Серро-Торре, где хоть и остались варианты первопроходов, но на каждой стене уже тесно от маршрутов. Роландо Гариботти, главный эксперт по Патагонии, подтвердил, что посередине выбранной нами стены даже не было попыток восхождений.

На вершине Poincenot

- Как собиралась команда?

Три члена команды 11 года были полны желания повторить выезд, теперь уже сразу в Аргентину, Женьку Дмитриенко тоже долго уговаривать не пришлось и он отлично вписался в наш теплый коллектив.

- О снаряжении, продуктах и тактике поведайте нам:)) Что брали с собой, всего ли хватило?

Снаряжение уже отработанное годами. Камалоты от самых микроскопических 000 до 4 номера, якорные крючья Женькиного производства, скай-хуки для переходов между трещинами, из нового - перильные веревки Аскан Хайлендер неплохо себя зарекомендовали в Патагонии. К одежде тоже подошли более ответственно. Прежде всего хорошая мембрана - и только новая! Старая в Патагонии промокает. Куртки на прималофте производства НПФ Баск хорошее впечатление оставили, для тамошних условий - незаменимая вещь, я вообще отказался от полара и ходил в белье из Пауэрстрейча и двух курточках - тонкой и потолще.

Продукты немного привезли с собой - горные пакеты быстрого приготовления из Европы, каши Быстров и хороший чай из России, упаковку Сникерсов купили во время пересадки в Лондоне, чем очень удивили продавщицу :-) Остальное купили в Чалтене - супы, колбаса, сыр, сухари - все там в принципе есть.

Дашкевич на участке R7

Тактика определялась маршрутом – в нескольких веревках от ледника кончались последние полочки со снегом, потом – бескомпромиссный отвес без малейшего намека на полки. Кроме того, нижняя часть стены немного закрыта от ветра, а наверху платформу могло просто сдуть. На последней полке под отвесом поставили платформы и потом развешивали имеющиеся у нас веревки. Когда веревки кончились, оторвались и долезли почти до ребра. Дальше по уже пройденному итальянцами ребру до вершины и обратно в платформы. Потом спуск по итальянскому маршруту.

Вроде всего хватило – и продуктов и веревок и, главное, погода нас на вершине побаловала – почти полное отсутствие ветра и видимость до горизонта! Даже один такой день не каждый год в Патагонии случается, а тут как раз на вершину пришелся.

Утро, Сергей Дашкевич в заснеженной платформе

- О чем думали во время вечернего отдыха на стене? Как проводили время?:))

В основном о будущем, конечно. Развлекались переговорами по рации со второй платформой.

Дмитриенко перед рабочим днем

- Близкий многим западным восходителям стиль - маленькой командой, быстро зайти, даже если по стене придется попетлять, выискивая более простые участки. Вам такая стратегия не близка? Все же больше недели, довольно много ИТО на стене.

Во-первых, я всегда стараюсь идти именно новый маршрут. В этом, как мне после нашего восхождения на Талай Сагар написал Крис Бонингтон, заключается суть альпинизма и я с ним полностью согласен. Простые лазательные линии в Патагонии уже пройдены, остались самые сложные.

Это не значит, что мы специально выискиваем себе сложности, наоборот, в рамках выбранной стены стараемся найти самую логичную и простую линию. Но даже такая линия не позволяет пройти маршрут сильно уж быстро. Большинство сопоставимых по протяженности и сложности маршрутов в Патагонии пройдено вообще в осадном стиле – большая команда, с носильщиками, заносит сотни килограммов снаряжения под стену, роют снежные пещеры и обрабатывают маршрут снизу и до вершины на протяжении нескольких недель, а иногда и месяцев и даже лет! Так что наша неделя на стене – это просто скоростное восхождение для Патагонии!

На перилах, участок R8

ИТО на нашем маршруте тоже было относительно немного – в сумме три-четыре веревки, и не больше 30-40 м. чистой долбежки на скайхуках. Просто погодные условия не позволили быстро и много лезть, но маршрут очень логичный и, что немаловажно, довольно безопасный.

- Как думаете, увлеченность быстрым легким стилем в итоге сделает большие гладкие стены менее доступными или все-таки растущее мастерство и совершенствование снаряжения сделает их достижимыми и в легком стиле?

Скажем так – эти стены сейчас стали чуть менее посещаемыми. Но мастерство и снаряжение совершенствуются и постепенно их начнут ходить быстрее, по крайней мере, в случае повторных прохождений. Первопроходы таких маршрутов с «двумя сникерсами в кармане», конечно, еще долго никто делать не сможет.

Внутренний угол, участок R10

- Большинство команд, отправляясь в экспедицию, стремится пройти что-то свое, до сих пор нехоженое. Классическими, повторяемыми, пусть и трудными, становится меньшинство маршрутов. Вы бы хотели, чтобы ваш маршрут однажды повторили? Вы будете радоваться, если однажды это случится?

Повторю – именно первопрохождения являются квинэссенцией альпинизма. Они позволяют совершить своего рода маленькое географическое открытие, побывать там, куда не ступала нога человека. В крайнем случае, если вы находитесь в районе, где все возможные маршруты уже давно пройдены (хотя я таких районов не встречал :-)), если вы идете по чистому маршруту, вы можете хотя бы представить себя первопроходцем, лично для себя вы также совершаете открытие.

Большинство же «классических» маршрутов, как в Патагонии, так и в Альпах или в Гималаях сейчас представляют собой грустное зрелище – десятки или даже сотни старых крючьев, перильные или застрявшие на дюльферах веревки, спусковые станции с множеством старых петелек.

Мы всегда стараемся оставить после себя маршрут максимально чистым, без какого либо снаряжения, даже спускаться предпочитаем не по пути подъема, чтобы не портить маршрут спусковыми петлями, и мне бы очень не хотелось, чтобы хоть один мой маршрут стал «классическим» в нынешнем виде.

Женя Дмитриенко преодолевает "бровь", участок R14

Я надеюсь, что в свете повышения самосознания и экологичности общества произойдет переосмысление альпинизма как вида деятельности. Сегодня подавляющая часть горовосхождений в мире совершается организованными группами, мало чем, по сути, отличающимися от организованных автобусных экскурсий - профессиональные гиды ведут за собой малоподготовленную публику. Конечно, и для тех и для других удобно наличие пробитых и провешенных маршрутов, приемлемость кислорода и шерпов для высотных восхождений. Но это, в моем понимании, вообще не альпинизм!

Надеюсь, постепенно это поймут и многие нынешние клиенты и начнут заниматься восхождениями не с гидами, которые думают и решают за вас, а с друзьями, и не по пробитым, а по чистым, пусть и пройденным кем-то до тебя маршрутам, позволяющим почувствовать вкус настоящего альпинизма. Если наш маршрут пройдут хоть раз такие люди – я буду рад!

Профиль стены справа

Аркадий Серегин на фоне Серро-Торре, Торре Эггер и Серро Стандарт

И для полноты картины рассказ из журнала "РИСК онсайт" № 55.

Патагония. Шестой сезон

Аркадий Серегин

В 2000 г. Тим Ахмедханов, Саша Ласточкин, Слава Скрипко и я впервые приехали в аргентинскую Патагонию (как ее окрестил Саша, «ПОТОгония»), чтобы пройти «Компрессор» на Сьерро-Торре.
Начитавшись всяких ужасов о патагонской погоде, сидя на солнцепеке на ночевках Норвегос под горой, мы удивлялись: «Когда же это наступит?» А Тимми О’Нил говорил: «Вы чего здесь сидите?! Лезть надо!» Вот и получилось тогда, что по хорошей погоде мы сидели, а потом вкусили в полный рост прелести «кухни» климата Южного полушария.

Для выхода на вершину Сьеро-Торре из трещины на плечо и спуска назад в нее потребовалось 40 часов нон-стоп работы. Тогда, в 2000-м, я впервые понял, что нас гора не отпустит: еще на выходе на вершину началась непогода, на спуске, на 90-метровом траверсе, утыканном кассиновскими шлямбурами-чопиками, задул НАСТОЯЩИЙ ветер. Двигаться было невозможно, приходилось просто сопротивляться порывам, вцепившись в самостраховки, каждый на своем крюке…

Так состоялось первое знакомство с этой пОТОгонской погодой. Тогда я получил еще один очень поучительный урок: одновременно с нами на Сьеро-Торре делал свой соло-забег Дин Поттер. Он пристегнулся к нам во время пересечения ледника на подходе к маршруту. Подойдя к склону, он отстегнулся и рванул вверх налегке (с ним был маленький прогулочный рюкзачок). Когда мы, загруженные бивачным шмотьем, вылезли на плечо, было видно, как Дин уже спускается по хэдволлу вершинной башни. Часам к девяти вечера он спустился к нам. Было достаточно холодно, вниз, на ледник, он спускаться не стал. Чтобы наутро нам не пришлось Поттера спускать вниз в виде замороженной тушки, я предложил ему свою пуховку. Он тогда еще спросил: «А ты уверен, что ты хочешь это сделать?» Пришлось по-русски отправить его в «космос».

Дин выжил и впоследствии в журнале Climbing описал свои подвиги в Патагонии. Не обошел он стороной и тот случай на плече, только трактовка была иная. Он написал: «Чтобы не замерзнуть, мне приходилось выполнять йогические дыхательные упражнения. И только вид упакованных русских сбивал меня с темпа». Про пуховку он как-то забыл упомянуть: отрабатывая деньги компании «Патагония», он должен был быть настоящим американским суперменом, не имевшим право на слабости и ошибки!

После Сьеро-Торре я возвращался в чилийскую и аргентинскую Патагонию еще пять раз. Наверно, подсел на эти патагонские «грибы» и блюдцеобразные облака. Выдвигаясь в Патагонию, надо быть готовым к тому, что шанс на неуспех достаточно велик: из семи сезонов, проведенных в Южном полушарии, лишь три у меня были успешными.

В 2010 г. я предложил Мише Дэви посетить Французскую долину в чилийской Патагонии, чтобы сходить на башню Эспада. В январе 2011 г. мы прилетели в Пунта-Аренас. И оказались заперты в городе: была общенациональная забастовка ХII чилийского региона из-за цен на газ. Все дороги были заблокированы, огромные толпы туристов не могли выбраться из национального парка, что привело даже к дипломатическим скандалам. Через неделю забастовщики на шесть часов сняли блокаду, и мы, как герои фильма «Вождь краснокожих», рванули на попутках в сторону чилийско-аргентинской границы. Так мы оказались в Эль-Чалтене. Выбрали массив Фитц-Роя и попытались залезть хоть куда. Была стабильная непогода. В итоге мы героически провели длительное время в пещере, на перевале «суперменов» (ну, это мы так его окрестили).

Серегин, Дашкевич и Дэви перед первым выходом

Вот так мы и оказались в Эль-Чалтене в этом году. Идея пролезть юго-восточную стену Agua Poincenot принадлежит Мише. Он позвонил летом 2011 г. и предложил присоединиться. Было чертовски приятно оказаться опять в их с Сергеем Дашкевичем компании. Миша назвал интригующее имя четвертого участника: Камикадзе. Что бы это значило?! Потом, перед работой на стене, Сергей ехидно мне сказал: «Ну, вот и увидишь, что бы это значило, когда на всю веревку сложного лазанья будет одна точка страховки».

Жека оправдал имя Камикадзе в полной мере. Правда, одна точка – это гротеск. Но Женька просто какая-то машина, вечный двигатель, способный сотворить чудо на стене в элегантном и очень быстром стиле. Да все они друг друга стоят: Миша, Сергей, Женя!

Первый намек на перспективы нашей экспедиции я получил по вылете из Буэнос-Айреса, в Калафате, когда через 30 минут полета пилот бодро объявил, что он сбрасывает топливо и возвращается назад. Обошлось! Потом мы приехали в Чалтен, и нам радостно сказали, что весь январь стояла великолепная погода, а вот теперь занепогодилось. Мы на эту непогоду не стали обращать внимания, а стали таскать грузы поближе к горе. Потом Женя отравился и остался в Чалтене под опекой моей жены Веры.

8 февраля мы с Мишей и Сергеем подняли груз наверх. Нашли проход по леднику и место для пещеры под стеной Экзюпери. В этот же день вернулись к началу ледника, где и заночевали в гроте. Его давно благоустроили клаймеры, там помещается палатка. Утром 9 февраля Мише пришла в голову гениальная идея: они с Сергеем идут под стену и начинают работать, а меня командируют перекусить в ресторан, в Чалтен (это называется «ждать Камикадзе»). Трогательная забота…

Если не считать, что до Чалтена километров 13 в одну сторону, а назад надо принести продуктов, чтобы сразу лезть на гору. На спуске встретил Евгения. Пообещал ему, что в 21.00 вернусь в пещеру под ледником, где он будет меня ждать.

Спустился в Чалтен, забил рюкзак стратегическим продуктом («Мальбек», «Карменер»…) и стартовал в четыре вечера назад. Наш подход достаточно прост: сначала ты идешь часа три с половиной к озеру Сучье, а потом резко набираешь высоту по орографически правой морене вверх, под ледник. Там течет тоненький такой ручей, который переходится в специально отведенном месте… Дул сильный ветер, и водная пыль с озера неслась порывами по ущелью вниз. Наш ручей превратился в огромную пенную реку. Но иногда ее течение останавливалось восходящими воздушными потоками.

Когда я подошел к месту переправы, а это метров 400 над уровнем озера, то понял, что меня сдует в озеро и никто меня не найдет, ибо рюкзак не даст телу всплыть. Было восемь вечера, стало ясно, что я не поспеваю присоединиться к Жене на неопределенный срок, пока ветер не закончится. Вниз, в деревню, спускаться не тянуло. Ветер дул порывами, и я стал выжидать затишья, чтобы сделать отчаянный рывок и перейти реку. Вдруг выше меня я услышал крик: это был Женя. Я понял, что спасен, что он спустился ко мне, чтобы спасти и помочь…

Но оказалось, что Евгений с обеда уже сидит и наблюдает за турбулентными потоками воды и ветра. Правда, он на досуге сгонял за это время вниз, в промежуточный лагерь, и притащил остаток снаряжения!

Продолжительные наблюдения за гидродинамическими процессами натолкнули Женю на мысль, что лучше бы заночевать где-нибудь на этой стороне ручья и дождаться улучшения погоды завтра. В противном случае ты рискуешь быть сдутым в озеро! На нашу удачу у Евгения в рюкзаке оказалась веревка. Наладив страховку, с риском быть сдутыми вниз в озеро всей связкой и с теми гранитными блоками, за которые мы страховались, мы успешно преодолели водную преграду. Дальше препятствий до нашего укрытия, где была палатка и все мои теплые вещи, не предвиделось. Да только вот тропа шла по гребню, подвергаясь «нападению» ураганного ветра. Нам пришлось заниматься чудесами скалолазания на тропе: приходилось испытывать на надежность каждый камень, дабы не быть сдутым вместе с ним, и ползти! До укрытия оставалось метров 150, а мы понимали, что «не доедем». Такого ветра я никогда еще не видел! Но мы ведь альпинисты! Мы прорвались к нашей палатке, которая стояла в пещере.

Дэви на спуске по итальянскому маршруту

На стене мы жили в двух платформах: в моей North Face и в отечественном «конструкторе». Я никогда не ходил с такими монструозными раскладушками, и меня впечатлило, когда Миша под стеной, выбрав самое ровное место на леднике, принялся ее собирать. Я же понимал, что мы в Патагонии, где сильный ветер – это нормальное состояние окружающей среды…

После двухдневной обработки 200 метров мы оторвались 12 февраля. Каждую ночь валил снег, разрешая полностью проблему водоснабжения. Вели мы раздельное хозяйство, поскольку платформы сначала стояли метрах в 20, один день в 500 метрах, а потом в 50 метрах друг от друга. Проводили бартерные сделки, с надеждой по рации задавая вопрос: «А что у вас есть?!»

Описывать подробности тактики прохождения стены после статьи Сергея Дашкевича на Risk.ru дело неблагодарное, поэтому и не буду этого делать…

15 февраля. Ужасная погода. Железный Миша поднимает свою двойку и в лучах моего восхищения уходит на работу наверх. Кремни! Железные уральские парни! Часов в 11 получаю на спутниковый телефон SMS от жены: погоды не было, нет и не будет…

Столь оптимистический прогноз подвигает Женю к единственно верному решению: сворачиваем платформу и прем наверх. Даже подумать об этом было жутковато: чуть выше мы должны были выйти из ветровой тени гребня Экзюпери… Часов в 14 мы встретились на перилах с Мишей и Сергеем, которые, отработав две веревки, спускались вниз. Проходя последние две веревки, которые только что отработал Серега, я удивлялся: верно, он парил по этой стене. Рельефа никакого не было, монолит! Иногда, крайне редко, встречались отверстия от съемных шлямбуров. А потом ты выходишь к станции на съемном шлямбуре, который многообещающе вращается в такт твоим колебаниям на веревке под действием ветра. Перилить на ветру – сплошное «удовольствие»! Тебя сначала бросает в одну сторону, а потом, когда шквал проходит, ты летишь в противоположную. Можно, конечно, попытаться за что-нибудь зацепиться, но это не работает! Перилить можно, но тяжело: восхождение в русском стиле подразумевает постоянную борьбу. Оно подразумевает, что весь груз ты тащишь на беседке. И это преодоление силы тяжести, которая действует одновременно на твое тело и на твой баул. Наверно, это ускоряет процесс…

Хотя с немцами и американцами мы всегда весь груз перетаскивали с помощью «волл-хоулеров» и веревки. Там твой вес работает на то, чтобы тащить груз, а не для тренировки твоих бицепсов и больших мышц спины, а также ног. Это несколько проще. Ну да и ладно, вся эта иностранная техника преодоления стен с помощью «хоулеров», «коперхэдов», «биксов», «рурпов» и «элиенсов» просто меркнет перед русской техникой прохождения стен с помощью якорных крючьев…

Все, что было непроходимым, теперь проходится! Русское чудо, помноженное на русский характер и крепкие нервы! Именно благодаря этим факторам и качествам наш маршрут и был пройден вот в таком элегантном стиле! Короче, Женя в тот день отработал еще 100 метров, и в 12 ночи мы вытащили наши мешки куда-то под «итальянский» гребень. Он в темноте, сквозь стену валящего снега не просматривался, но мы так хотели думать… Завесили платформу. Улеглись в два ночи. А под утро задуло по-взрослому. Больше всего я опасался, что ткань платформы не выдержит и взорвется, тогда выдуло бы все наши вещи и нас с Жекой вместе с ними. Я лежал в спальнике и гадал, как же Миша с Сергеем будут перилить со своей платформой-«конструктором»?!

Земля!

Жека рванул по перилам вниз, чтобы подхватить у парней веревки: Миша пообещал Роло Гариботти, что на стене ничего не оставит! Я остался в почетной роли балласта, стабилизирующего стремящуюся улететь платформу. Признаюсь, я был крайне удивлен, когда часам к 15 парни подошли к нашей платформе (питч №19) со своей … разобранной платформой. Миша с Сергеем совершили чудеса конструирования (де…) и разобрали платформу на весу при ураганном ветре, ибо в противном случае их унесло бы с этой платформой вместе с перилами и крючьями, к которым перила были пристегнуты. В этот день, 16 февраля, мы с Жекой пролезли еще веревку и вылезли на «итальянское» ребро.

Прямо на выходе на гребень Миша с Сергеем собрали свой «конструктор» и повесили свою платформу. Самым логичным было продолжение маршрута по гребню («итальянский»), а затем выход на вершинную башню по классике (юго-западный склон). Ближе к ночи ветер стих, и на небе высыпали звезды. Было принято решение на следующий день идти на вершину. 17 февраля встали в три ночи, в пять начали работать. Мы с Женей настаивали на спуске с горы по классике, через ледник Фитц-Роя и Пассо-Супериор, поэтому с собой взяли весь мусор, дабы оставить его на перемычке, откуда начинается спуск. И мы были неприятно удивлены решением Миши спускаться по итальянскому маршруту по стене. Завязалась сугубо теоретическая дискуссия, прерванная мудрым предложением Миши: «Вечером решим!» Мусор оставили на перемычке.

Вершина – полный восторг! За шесть сезонов в Патагонии я впервые увидел вот такую красоту при полном штиле и фантастическом солнце! Вот она, гряда Сьеро-Торре! Я там был 12 лет назад. А за ней гигантский ледник. А вот озеро Ведьма! Далеко на юге видится массив с гигантской стеной-забором. Огромная горная страна с патагонскими «грибами».

Для меня это сущий наркотик! Ловлю себя на мысли: «Вот бы туда или туда». А вон там Эль-Чалтен. Обзваниваем по спутнику друзей и родных, докладываем о проделанной работе. Женя проводит фотосессии с каждым из нас, а я снимаю его за работой. Восторг! Ради таких моментов стоит страдать, преодолевать, терпеть, жить!

Да, пока мы лезли по «итальянскому» ребру, обвалился гигантский серак, под которым проходит классический спуск с горы. Так что вопрос о пути спуска был разрешен без дискуссий. Миша оказался прав! На вершине сидели часа два. Видели группу, которая была на спуске с Фитц-Роя по классике. Они не прошли: скалы были все во льду. А на спуске мы прихватили пакеты с мусором (ну прямо «Аквавит», только там его через экватор везут).

18 февраля встали в пять утра, быстро собрали вещи и начали спуск по итальянскому маршруту. Маршрут – сказка! Очень красив. Но, правда, много там всякого железа и лесенок осталось от предыдущих восходителей. К обеду были на леднике, и перед нами стояла непростая задача найти обратный проход: те мосты, по которым мы зашли, обвалились. Но это уже рутина. Гора была пройдена в одном порыве, без ухода в Чалтен на период непогоды, как это традиционно делалось практически всеми восходителями.

Итог уже известен из Интернета. Гариботти сказал, что на такое способны только русские и словены… Добавить нечего. Кроме того, что нам не стыдно перед Гариботти: на стене мы ничего не оставили, кроме четырех спитов на первой ночевке и станций на спуске (но это исключительно благодаря «кремню»-Мише), да еще итальянский маршрут почистили – это благодаря коллекционеру раритетов-олдтаймеров Жеке.

Залогом успеха явился состав команды, а также тактика восхождения: мы не обращали внимания на непогоду и просто работали. Хочу сказать огромное спасибо мужикам за красивый маршрут и тот короткий, но очень яркий и насыщенный промежуток жизни, который нам довелось прожить вместе!