Зимний Эльбрус, аморальные идеи и рекомендации по снаряжению.

Пишет khit, 16.03.2013 13:45

Зимний Эльбрус, аморальные идеи и рекомендации по снаряжению. (Альпинизм, снаряжение, хитриков)
Я всегда считал, что альпинизму нужно учить и учиться в горах, на спортивных сборах – альпиниадах. Или в секциях, тренируясь по нескольку раз в неделю. А если и через интернет, то работая с узким кругом знакомых учеников, у которых ты можешь проверить, как они усвоили урок. А весь этот онлайн альпинизм, простите, но мне кажется сродни самоудовлетворению. И в моем возрасте, на это, просто жалко тратить время. Но, тем не менее, бывают моменты когда, часть твоей жизни, неожиданно рушится, и конечно на какое то время опускаются руки. Тогда начинаешь делать глупости. Например, давать советы всем. К сожалению, за этим материалом не стоит никакая благодарность спонсорам. Все изложенное очень субъективно, но бескорыстно и честно.

Сначала немного по поводу Эльбруса. Основная «страшилка» зимнего восхождения на Эльбрус, это очень жесткий лед над скалами Пастухова. В феврале этого года готовясь к прохождению этого льда, чуть ниже скал Пастухова, были проведены занятия с отработкой самозадержания при срыве на льду:

Занятия показали, что даже на более низком и дневном т.е. не таком жестком как над скалами Пастухова льду, наверняка задержаться может, только очень подготовленный спортсмен (обратите внимание на глубину следа от ледоруба) и только в первые 1-2 секунды после срыва. Есть конечно определенная вероятность случайного задержания, но тем не менее, когда не подготовленному человеку, по этому льду, предлагается идти с ледорубом, мне кажется, что это совершенно бессмысленно. У меня самого эта мысль вызывает неприятие но, похоже, что это так. Конечно же для безопасного прохождения этого участка , во-первых нужны перильные веревки. Но 500м. веревки для группы из 3-4 человек не сильно реальны. Во-вторых, хотя-бы организация движения в связках, с промежуточными ледобурами. Но очень не простой должен быть ледобур, что бы завинтиться несколько раз ночью в такой лед. Да и день зимой короткий. Для себя это вопрос я решил следующим образом. Еще 1990 году готовясь к зимним отборочным бегам, я придумал такой наконечник для лыжной палки:
Это вставка из заточенного победитового прутка длинной 10-12мм, вместо штатного наконечника палки. Эти наконечники прошли довольно много восхождений, слегка сточились, но палки пережили. В этом году для восхождения были поставлены подобные наконечники:
В общем, идея довольно проста, по не крутому, но очень жесткому льду, двигаться, имея четыре надежные точки опоры. Если не совершать грубых ошибок, то движение достаточно безопасное. Но внимание, идея для альпинистов, имеющих навыки хождения в кошках и умеющих координированно двигаться и контролировать свои конечности.
Теперь по поводу одежды для восхождений. В общем, я использую уже классическую трехслойную схему.
1-й слой. Термобелье, лучше из тканей Polar stretch или Merinowool. Очень хорошее белье из Merinowool выпускает фирма «Icebreaker». Обратите внимание, что кофта лучше с молнией. В отличии от некоторых тестеров, фотографии себя в термобелье не помещаю, т.к. во-первых у меня их нет, во-вторых - стыдно, а в- третьих, советы ведь бесплатные.
2-й слой. Утепляющий слой. Куртка и брюки с утеплителем PrimaLoft. В зависимости от того, где дальше собираетесь ходить, нужно выбирать вес прималофта от 40 до 100гр. на м.кв. Не дорогие варианты курток есть у фирмы «Мило». Если куртка тонкая, то удобна куртка, одевающаяся через голову – как кофта. Много лет в качестве рабочей куртки пользуюсь курткой фирмы «Integral designs» вот такой:
Живых мест на ней уже почти не осталось: горелка спалила рукав, восьмерка изодрала всю грудь, лыжная палка которую я засовывал в баул, вообще пробила куртку во многих местах, но куртка жива и работает исправно. Но как только мне удастся ее добить, куплю, вероятно, одну из этих двух:
Это куртка фирмы «OMM» - Rotor Smock, ее вес 240гр. утеплитель PrimaLoft 40 гр. на м.кв.
Это куртка фирмы «RAB» - Xenon, ее вес 306гр.утеплитель PrimaLoft 60 гр. на м.кв.
Брюки лучше с длинными молниями сбоку или самосбросы. Это позволит расстегивать их во время движения для регулировки температурного режима. Как правило, в большинстве случаев, хватает брюк с тонким утеплителем. Такие брюки есть у очень многих фирм. 3-й слой. Защита от ветра. Достаточно свободные куртка и брюки из мембранных материалов. Куртка обязательно с капюшоном. К мембранным брюкам такие же рекомендации, как и к утепленным. Основным критерием для материала является «дышимость» мембраны. Достаточно хорошей мембраной в этом плане является «eVENT».
Я пользуюсь курткой «RAB» Drillium она сделана из eVENT и весит 394гр, в общем как по мне, она несколько коротковата, но достаточно хороша. Брюки мне больше нравятся с длинными боковыми молниями, а не самосбросы т.к. пару раз на ветру и холоде пытался соединить разъемную молнию на брюках – очень запомнилось.
Использую «RAB» Bergen они сделаны из eVENT и весят 336гр.
В принципе, это достаточно универсальный комплект одежды, позволяющий совершать восхождения достаточно широкого диапазона сложности, при различных температурах. Кроме этого еще необходима теплая куртка. И тут в общем, лучше их иметь как минимум – две. Теплую пуховую куртку, желательно с мембраной сверху, если планируются высотные или зимние восхождения. Я использую «RAB» Batura:
И вторую из PrimaLoft весом 100-120гр.м.кв, хорошо если ее верхняя ткань не будет сильно промокать. В принципе может подойти и легкая пуховка, но если не сильно холодно, то зачастую – мокро, а в таких условиях для одежды PrimaLoft, явно надежней пуха.

РЮКЗАК
По форме в моем представлении рюкзаки фирмы GoLite JAM 50l близки к идеалу. Последние 6 лет я хожу с рюкзаками этой модели, сначала с первой, которая весила 620грам, и последние три сезона со второй которая весит 866гр. Основные выявленные недостатки, это «скатывание» ламината с внутренней стороны после 1-2 сезонов, небольшое «сминание» спины в районе поясницы и сворачивание лямок ( правда при нагрузках в два раза превышающих рекомендуемые).
Последние несколько поездок я использовал рюкзак с ламинированными швами, английской фирмы LIGHTWAVE Fastpack 50:
В нем все достаточно идеально: ламинированные швы (кроме спины), внутренний каркас с элементами алюминия, боковые стяжки, объем 50 литров, вес 1100гр. То, что не понравилось в процессе эксплуатации, это явно меньший, чем у GoLite объем, короткие боковые ремни и проворачивающиеся при не полностью заполненном рюкзаке изогнутые трубки, создающие жесткий каркас спины. Но, в общем, рюкзак хороший.
СПАЛЬНЫЙ МЕШОК И КОВРИК
В плане спального мешка, всегда использую пуховый спальный мешок. Сейчас пользуюсь в основном двумя спальными мешками. Во-первых, это спальник «без дна» т.е. внутрь которого вставляется коврик, «RAB» Quantum Top Sleeping Bag, в нем 200гр. пуха, весит он чуть меньше 500гр. и его вполне достаточно для летнего Кавказа.
Более теплый спальник, это спальник американской фирмы «Western Mountaineering» Apache при общем весе 905гр. в нем 535гр. пуха и его вполне достаточно для использования не слишком холодной зимой и на высотах до 7000м. При подготовке к восхождению на Эльбрус, этой зимой, был пошит широкий тонкий пуховый спальник, который одевался сверху на теплый спальник. Он весит 800гр. и его можно было использовать как двухместный, при восхождениях в районах, типа Фанских гор. Если есть необходимость немного утеплить спальник, либо защитить его от влаги, то можно использовать бивуачный мешок. Я выбрал легкий мембранный мешок японской фирмы «Montbell». Несмотря на игрушечный вес, 190гр он дышит. Внутри конденсат не собирается даже зимой в однослойной палатке. Не дышат только проклеенные швы, но влаги на них собирается очень не много.
Коврик, уже лет пять, если предстоит ночевка на снегу и в базовом лагере, использую надувной матрасик c пухом, фирмы «Exped» модель «DownMat 7 shot» его размер 120 х 52см и толщина 7см. Вес 595гр вместе с чехлом-насосом, который я, как правило, наверх не ношу. Очень теплая штука и вероятно кроме нее ничего и не нужно, но в плане надувных ковриков у меня всегда имеется вопрос – что если я его с вечера проткну, то как я буду спать эту ночь, даже если вдруг, не забуду ремкомплект, и клей в нем окажется не высохшим? Поэтому всегда беру с собой второй коврик из пенки, последнее время, это коврик фирмы « Multimat» весит он 250 грамм. Правда за все это время удалось только раз, с вечера проткнуть «DownMat», но залепивши дыру пластырем и поддувая каждые три часа, все равно в верхнем лагере Айленд пика не сильно спалось, удалось продержаться до утра.

Я уже планировал заканчивать, но тут женский голосочек, практически из зала, сказал: « А как же руки и ноги. Лично для меня - больной вопрос. Это то, что у меня больше всего мерзнет». Т.к. это советы по снаряжению, то не буду отвлекаться, на правильные методы решения, женских больных вопросов. В плане ног, все понятно. Мерзнут из-за того, что теплопроводность влажных носков значительно лучше, чем сухих. Если у Вас хорошие ботинки и нормально подогнанные «фонарики», а еще лучше, если у Вас современные ботинки с интегрированными бахилами, например, что-нибудь из семейства Scarpa Phantom, то ноги мокреют только изнутри. С этим легко бороться, уменьшив потоотделение ступни. А вот тут, милые дамы, могут пригодиться, все Ваши антиперспиранты. Я пользуюсь кремом для ног Галено Фарм "5 дней". Для согрева ног есть еще целый большой класс устройств - это стельки с электроподогревом. Есть много производителей различного уровня, один из самых продвинутых Hotronic.
И конечно носки. В общем, достаточно давно пользуюсь SmartWool Mountaineer Socks, очень хорошие носки из шерсти мериноса, а внутри, внимание дамы, они белые и махровенькие. Руки. В прошлом году приобрел очень приличные перчатки, они мне настолько понравились, что сейчас зимой на Эльбрусе, до конца Косой полки шел в них. Дело конечно, не в моей любви к перчаткам, просто нужно было одевать и снимать кулачковый зажим на перилах, а в рукавицах этого не сделать.
Перчатки RAB Latok Ice Gauntlet и в них все как должно быть – мембрана eVENT, утеплитель PrimaLoft и какая то супер кожа, которую пока не удалось убить на перилах. Еще необходимо помнить очень важный момент, перчатки должны быть большие. Такие же, но туго сидящие на руке, будут греть намного меньше.
Рукавицы. Мне очень понравились фирмы MARMOT, Expedition Mitt.
В них есть мембрана, утеплитель PrimaLoft и они достаточно легкие. Но будучи в Катманду не смог пройти мимо таких рукавиц XXL размера:
Это Rab Endurance Down Mitt, они пуховые, но внутри еще дополнительно достаточно толстый искусственный мех. В общем теплые, толстые, длинной чуть больше, чем по локоть. Очень универсальная вещь. Внутри такой рукавицы, можно держать термос, одевать их на ноги во время ночевки и даже, милые дамы, если вам придёт в голову, в общем-то, дурацкая мысль о нормальной жизни, то первое время держать ребенка, пока вы продадите часть снаряжения и купите кроватку, коляску, квартиру и т.п. В плане борьбы с замерзанием рук, есть еще много всякого рода грелок. Я бы их разделил на химические, бензиновые и электрические. Из всего этого, ношу только пару химических грелок в аптечке. Как бы на всякий случай.
Надеюсь, что не повторил слишком банальные, всем известные вещи, и кому-нибудь это пригодится.

Спасибо!

Владимир, я 25 лет пользуюсь палками с победитовыми наконечниками для бега на лыжах. Сейчас настало время заменить наконечники по причине их износа (победитовые бруски у меня есть), но не представляю, как их впаять или вварить в домашних условиях. Какие сервисы могут располагать такой технологией?
И ещё вопрос. Когда-то Вы обмолвились о правильной заточке титановых ледобуров типа Ирбис. Целесообразно ли уменьшить продольный угол наклона зубьев, что бы увеличить их площадь?

Попробуйте обратиться к ребятам занимающимся художественной ковкой.
По поводу ледобуров, на фото с лева на право заточки: Omega Pacific,BD,Титановый который более-менее вкручивался, Ирбис который не вкручивался и длинный Omega Pacific зубья которого свернулись.

У Ирбиса самый "низкий" зуб и их всего три. Насколько поможет переточка - незнаю.

Спасибо за информацию, из которой видно, что четыре зуба имеют большое преимущество перед тремя. Для эксперимента я переточу зубья одного Ирбиса в форму зубьев ледобура №3 на фото.

Первая фотография с тренировкой самозадержания при срыве на льду очень сильно напомнила недавний ролик про покатушки в зорбе в Домбае. Человек внизу страхует что ли? Простите, на эльбрусе не был, и место оценить не могу.

Не видно веревки ни вверху ни внизу.
Так что, скорее всего, выбрали специально участок льда, ниже которого фирн/снег, на котором можно гарантированно задержаться.
Тем не менее, я вижу следующее: человек уже несколько метров проехался на льду, а до сих пор еще ноги не согнул в коленях.
Или же на данной фотографии запечатлен момент, когда он уже остановился?

Да, остановился.

Простите за за дурацкий вопрос, из какой стали ледоруб?
Что, если приварить/привентить твердосплавный наконечник к ледорубу?

Но что это даст?

Думаю, ничего...

Если честно, то от опытного человека хотелось бы услышать, что зимний Эльбрус- не место для начинающих альпинистов и клиентов. По крайней мере нам так говорил в своё время Сергей Борисович Ефимов и чтобы попасть на своё первое восхождение на Эльбрус зимой 1991го года мне пришлось изрядно попотеть на тренировках. Да, сейчас льда стало значительно меньше, а снаряжение значительно лучше, но уровень начинающих то при этом значительно ниже. На зимнем Эльбрусе главный технический навык- умение ходить на кошках.ХОДИТЬ, а не лазать. Летом,даже в Арче, непросто найти место для отработки этого навыка. Зимой в той же Арче не наблюдал особо упирающиеся группы в этом направлении, кроме отделений Сани Агафонова. Не знаю, может на Кавказе зимой где то есть гнездо, где куют этот архиполезный навык в массовом порядке, но честно говоря, сомневаюсь.При этом количество желающих совершить зимнее восхождение на Эльбрус постоянно растёт. Так стоит ли удивляться возрастающему количеству НС. Для желающих взойти зимой на Эльбрус может быть один совет- ТРЕНИРУЙТЕСЬ БЕСТОЛОЧИ! Точите кошки в иголочку, пользуйтесь жэпээсом и поворачивайте назад при малейших признаках ухудшения погоды. Иначе никакая снаряга не спасёт вас от натиска стихии.

Перила зимой вешать надо. Это единственный выход. Слетит у Вас кошка и дозвидания... А наконечники победитовые в магазине продаются 5 баксов стоит...

Полностью согласен....В акклиматизационный выход можно заранее закрутить ледобуры с маркировкой...или сохранить отметки в навигатор ... ))

Да понятно, что надо, без вариантов. Но ведь не вешают. Понаблюдал я сейчас там...
И коммерческие фирмы, программу зимнего Эльбруса не уберут - выгодный тур...

Вообще, Эльбрус- яркий показатель неспособности совков к объединению,даже в собственных интересах. Не думаю, что все фирмачи-жопошники и на перила можно было бы наскрести и на смотрящих, хотя бы в основной сезон. Плюс, конечно проблема того, как на это отреагируют местные рэкитиры. Стрёмно конечно, что такая Гора находится в зоне абсолютного безвластия.

Вот коммерсы и должны вешать и бабки брать за это, как мы на Хане делаем...

Перила там вмерзать будут быстро, а буры вытаивать. Оптимальный вариант- парочка айс-докторов, которые будут жить на бочках и следить за перилами, но как это организовать там, где приличные деньги просто за воздух берут? А уж за перила то точно придётся платить дороже, чем на Кхумбу :)

Еще с совковой учебной программы есть заключение-самозадержание на льду невозможно,можно только погасить скорость.И точка.Говорить об опытности и сноровке, имхо, не очень уместно.На льду однозначно нужна страховка.Для бутылочного льда может более короткие ледобуры из стали с трердосплавной напайкой.Одежду вы предлагаете отличную,но "где деньги ,зин?".Хотелось бы узнать Ваше мнение об конденсатном покрывале поверх спальника.Спасибо за интересный пост.

Насчет денег: немного поборовшись с интернетом и банковской валютной карточкой можно поискать указанное снаряжение или его аналоги на иностранных сайтах производителях или аукционах. На последних - в очень приличном качестве - можно найти все гараздо дешевле чем предлагают наши розничные торговцы.

"Отличное" заключение совковой школы.
Сорвались на льду? Даже не пытайтесь зарубиться, наслаждайтесь полетом и ради бога оставьте эти никчемные тренировки и подбор снаряжение - это бесполезно, самозадержание на льду невозможно!
Вопрос опытности и сноровки уместен всегда, даже там где не повесели ярлык "невозможно".
khit сделал отличный вывод, который будет весьма полезен многим - зарубиться на льду можно только в течении нескольких секунд после срыва, причем нужно обладать достаточным опытом, тренировками. Утверждение актуально также при срывах на снежных склонах, и чем склон круче а наст плотнее тем оно справедливее.

Заключение "совковой" школы: Не срывайтесь на зимнем льду. Все равно не зарубитесь. СТРАХУЙТЕСЬ!!!

Зарубался зимой на Эльбрусе фифой, после метра проскальзывания, синяк был через всю спину от пояса, к которому крепилась самка от фифы.Такой был рывок. Для зарубания хорошим инструментом у вас не несколько секунд, а один удар, причём инструмент тоже должен быть на самке. Это тоже испробовано на себе зимой в Арче. Так что при гипотетической возможности, реальность такова, что на самом деле лучше не срываться. То есть, учиться ходить на кошках. Заточенные в иголочку кошки прекрасно держат на зимнем льду. На том же Эльбрусе, мы убегали от непогоды со скал Пастухова. Лёд тогда был до самого приюта и мы нормально добежали в кромешной пурге. А вот через несколько лет, мне пришлось спускаться на передних зубьях в положении в упоре лёжа, потому что кошки были, как валенки, а рядом ребята нормально шли пешком в хороших кошках.

Даже в "мирное" время альпинизм - игра с огнем. А Эльбрус зимой - само собой разумеется. Но не для всех, к сожалению, разумеется...

Спасибо за замечательный пост, главное нет порожней болтовни в комментариях. А лягать, "совковую школу" как-то уже и некрасиво,
учили-то очень методично и основательно. В Безенги, Уллу-тау, Цее, Дигории и даже в Алибеке занятия на льду проводили два дня и очень основательно и самозадерживались до дырок на коленях и локтях. Я и сейчас провожу с народом занятия по всей программе и без условностей. Да, задержаться трудно, если разогнался,то практически невозможно. Так не срывайся, если сорвался, зарубайся без промедления, не пренебрегай страховкой. Пижонству в горах не место. Это "совковая школа".
Несколько лет назад мы с товарищем 15 февраля сходили на Зап. Эльбрус. Снега было мало, несколько дней дул крепкий ветерок и позёмкой отполировало лёд до зеркального блеска. Зеркало было до Скал Пастухова и после, до самой Косой. Кошки оставляли на льду только лёгкие царапины.Было откровенно не по себе. Шли связавшись, , крутили 2-3 бура на верёвку. Лёд был такой твёрдый, что закручивался только стальной хромированный Гривель. Так я сверлил им дырки и в них закручивал Салеву. А при выкручивании в дырки можно вставлять вешки, тогда на спуске закручиваешь буры в старые дырки, и легче и быстрее получается. Но к сожалению мы приготовили вешки, но ночью, сонные, забыли взять. Палки с победитовыми наконечниками, кошки, всё было свежезаточеное и даже перед поездкой на "Муравьи" напаял победитовые зубья, специально для зимнего Эльбруса, но купил Шарлет Мозер и обошёлся ими. Одежда была самая обычная: термобельё, флис, пуховка, пуховые самопальные рукавицы и шерстяные перчатки, пластиковые ботинки Скарпа с бахилами. Не жарко, конечно, но жить можно. Навигатора не было, но с погодой повезло, а вот через пару лет была полная задница, еле нашёл дорогу до бочек. Эльбрус шапками не закидаешь, тем более зимой.

Пробовал в сильный мороз разные варианты пуховых рукавиц,до -15 терпимо,если ниже катит только мех.ИМХО.

Советская школа технике самозадержания ледорубом начинала учить уже с первых акклиматизационных выходов на травянистых склонах. Дотошные тренеры заставляли( и сейчас заставляют) отрабатывать начальные элементы этой техники до автоматизма именно на траве. Сухо, безопасно. А затем оттачивали технику на реальном льду( фирне).
Надо стараться, по моему мнению, первые выходы и занятия с НП проводить именно с ледорубом. А лыжные палки лучше вначале держать в рюкзаке. Чтоб не сломать раньше времени.

Мне вот в солнечном Израиле это не просто организовать, но в России, залил зимой горку и отрабатывай до посинения и хождение в кошках и самозадержание. Движение неплохо бы сделать несколько сотен раз, чтобы оно стало родным, в альплагере на это просто нет времени.

Короткая горка не совсем то, что нужно. Будучи второразрядником, я прекрасно передвигался на кошках во время занятий. Проблемы вылезли при лидировании на четвёртой верёвке ледового склона маршрута 4Б к.с.

Можно сколько угодно описывать, как нужно зимой ходить на Эльбрус, чтобы это было максимально безопасно (т.е. с предварительным провешиванием перил на участках со льдом), но в конечном счете все упирается в то, что нет чего-либо из необходимого, а именно:
1. Достаточного кол-ва времени.
2. Достаточного кол-ва участников + грамотной организации.
3. Достаточного кол-ва денег.

А иначе не очень понятно, как 2-4 человека будут провешивать перила, когда нужно несколько сот метров веревки, да еще пара десятков ледобуров. Просто даже найти для них такое кол-во веревки будет непросто (если специально не покупать). И что потом, ехать на Эльбрус с гигантским мотком веревки?

В общем, для двойки или малой группы эта схема (с предварительным провешиванием перил) - просто утопия, если говорить откровенно. А собрать большую группу альпинистов (т.е. фактически сборы) именно на зимний Эльбрус не всегда удается. Как вариант решения этой проблемы - только объединяться с кем-то, м.б. даже на месте, но лучше, наверное, заранее все согласовывать. Но объединяться с незнакомыми людьми - тоже могут быть риски (начиная даже с того, что они могут изменить свои планы в последний момент). Так что и здесь не все просто.

К сожалению,основная беда на Эльбрусе не в перилах,снаряжении и т.д.Основная беда-желание сходить не смотря ни на что!Скоро самолет(паровоз,пароход)-так вперед и вверх,а там...А там- все по взрослому.И билеты остаются невостребованными...Так что поток НС не станет меньше,пока впереди ног не пойдет голова.И тогда все станет гораздо проще.Огромное спасибо автору статьи,может быть она кого-нибудь заставит задуматься и перенести свои планы с "солнечного" января на более теплое время:-)

Купленный заранее билет должен очень сильно мешать в ожидании благоприятного окна.