Что такое норвежский энджойбл клаймбинг

Пишет Irina Morozova, 10.07.2013 06:15

Энджойбл клаймбинг – это когда ты из жопы вылазишь на полку (Из словаря Kvaloya Mountaineering School).

Что такое норвежский энджойбл клаймбинг (Альпинизм, kvaloya, women mountaineering school, квалоя, red fox)

Из разговора после окончания нынешнего мероприятия:
– Что тебе запомнилось больше всего?
– Перелет на ведре (авиакомпания Widerøe), горизонтальный дождь, закат и рассвет одновременно.

///

Юля на маршруте Akantus 7+

– Ничего себе Энджойбл, – комментирует Юля, со вздохом облегчения прощелкивая очередную оттяжку.
– Три звездочки однако, - подначиваю я. – Это норвежский энджойбл.
– О, да, для норвежских горячих парней, – щелк, еще одна оттяжка и следом очередной полувздох-полустон облегчения.
Это маршрут Platina baren, 5+ с тремя звездочками (типа супер классный маршрут, который надо обязательно пролезть, иначе вы просто лохи, если не пролезете) и про который в гайде написано: ”Nice climbing on golden rock”. Справедливости ради надо сказать, что там действительно голден рок, так же как впрочем и найс клаймбинг. Но это я начала с конца.

А началось все так…

После Гротфьорда детей увезли на три дня на остров Сенья на экскурсии и пляжная жизнь у нас закончилась – спортсмены переместились на самый-самый конец острова Квалоя…

… почти на край земли, туда, где скалы обрываются прямо в океан, в более жесткий район Gullkhausen.

И тут нас накрыл шторм. Это был не первый наш шторм. Один мы пережили в Эшфьорде, еще в самую первую ночь на острове Квалоя. И хотя тогда и хлестал пол ночи горизонтальный дождь (да, да, именно горизонтальный – струи дождя были не просто косыми, а хлестали горизонтально), но оказалось, что тогда был штормик по сравнению с этим штормищем в Gullkhausen. Всю ночь мы выскакивали из палаток, растягивали их и укрепляли за большие бульники, только они были способны удержать палатки на месте. В целом почти всем пришлось вылезти раза четыре-пять. Всю ночь палатки и тенты рвало нещадно.
Вот тут то мы и оценили, что такое оказаться над океаном. Бивуак в Gullkhausen находится в маленькой мульде на перевале между двумя пиками. В общем, незабываемый experience мы получили.

К утру ураганный ветер к счастью начал стихать, постепенно прекратился дождь. Но на небе висели тучи и лазать было холодно. Даже горячие норвежские парни, лихо начав демонстрировать крутое норвежское лазание, после первой же оттяжки стали зависать и греть руки.

Но у нас еще был целый день в запасе до возвращения экскурсантов с Сении и на следующий день погода действительно не подвела.

Gullkhausen – это похоже район для истинных гурманов. Редко кто даже из местных скалолазов добирается сюда. Во-первых он самый удаленный от Тромсе и длинный подход. Мы в две ходки забрасывали снарягу и продукты на три дня, чтобы не ломаться и не таскать тяжелые рюкзаки. Скалы тут отличаются от всех остальных районов Квалоя, хотя тут так же гранит, но другая какая-то красная порода. Из-за того, что тут не закрытый фьорд, а открытый океан, то скалы по состоянию больше похожи на те, что в горах – так же крошатся и разрушаются.
Недаром тут даже щеточка лежит под началом маршрутов в щели, чтобы можно было почистить, так как верхний слой видимо постоянно крошится под воздействием ветров и штормов.

По той же причине они очень холодные и острые, так что пальцы мгновенно стираются. Даже в солнечный день до обеда было сильно холодно пальцам, только к вечеру камень слегка прогрелся и стало комфортно.

Но хотя мы и не горячие норвежские парни, но зато нам альпинистам к холодным скалам не привыкать, поэтому размявшись на шестерке, Юля решила полезть семерку.

К сожалению, не долезла, небо снова затянуло облаками и начал накрапывать дождь.

Так что у меня появилась возможность в экстремальных условиях освоить спуск с промежуточного шлямбура с помощью самопродергивающегося репика. Юля еще раз показала внизу как это делается…

1 шаг. Пропускается прусик через ухо шлямбура в двойном сложении

2 шаг. В одну петлю прощелкивается конец основной веревки. Важно, чтобы вщелкивать веревку с той стороны репика от шлямбура, где и узел на репике, так как за эту веревку потом будем продергивать и если узел будет с другой стороны, то он застрянет в ухе.

3 шаг. Выбираем веревку снизу и пропускаем второй конец через обе петли прусика

4 шаг. Протягиваем конец веревки, пропущенный через ухо так чтобы он достал до земли. У нас получится веревка сложенная в три сложения (а не в два, как при обычном дюльфере).

5 шаг. Спускаемся по двойной веревке, по той, что пропущена через прусик.

6 шаг. Тянем за конец той двойной веревки по которой дюльферяли, за среднюю часть тройного сложения. Т.е. продергивать надо так, чтобы конец веревки по которой спускались продернулся через петлю репшнура и дальше он автоматически потянет за собой репшнур, который выйдет через ухо по принципу самосброса и скинет вниз всю систему.

… и я полезла снимать оттяжки.

Конечно хотелось для начала первый раз потренироваться на тропе, а не вися на отвесе, но зато так удалось испытать полный энджоймент, просто full enjoyment.

К этому времени дождь попугал попугал, да и прекратился, так что не дополучив полного экспиеренса на семерке, мы решили под занавес пролезть легкую пятерочку.

Подлазим под маршрут.
– Это разве пятерка? – удивляется Юля, глядя наверх. – Что ж это за пятерка такая с карнизом?
– Это норвежская пятерка и найс клаймбинг.

Первый найс случился уже в самом начале.
– И это они называют найс клаймбинг, – раздается сверху страдальческий голос, – полный энджобл.
И дальше мы начинаем склонять в разных вариациях все эти норвежские энджойблы и найсы. Между этими междометиями, Юля выдает тирады о том, что на семерке было проще, чем на этой пятерке.
– Но она три звездочки, мы просто обязаны получить на ней удовлетворение.
Когда мы потом слезли с этого маршрута, то те, кто был ниже, сказали, что сверху раздавались очень характерные звуки, похожие на то, что мы действительно получили там полный энджой.

Из-за круглосуточного дня и из-за того, что сутки у нас делятся на "дождь" и на "нет дождя", то мы с Юлей улазались до полуночи и к этому времени под скалой уже не осталось никого, кто мог бы пофотографировать, поэтому, к сожалению, не вышло фоток карниза на пятерке.

Мои эпитеты были поскромнее.
– Пока все просто, – бодро пролезаю пару оттяжек.
– Да, тут специфика всех маршрутов, что начало простое заманивает, а когда чувствуешь, что ты попал, отступать уже поздно, – комментирует Юля.
Эдакая заманиха получается.
– Опа, а вот и оно – задумчивое место.

Задумчивое место – это когда ты застреваешь в жопе и не знаешь, как из нее выбраться (Из словаря Kvaloya Mountaineering School).

Нервно шарящий взгляд в поисках зацепок, короткое раздумье, и…
– Я поняла, нужно просто накатывать в наглую и тогда будет энджойбл.

После пары очередных задумчивых мест, постепенно набралась наглости и на карнизе даже не стала останавливаться, накатила в наглую.
А после карниза ждал тот самый полный найс, о котором говорилось в гайде, т.е. самая приятная и легкая часть маршрута, лезущаяся почти как танец.

Но вот только энджой для меня был все-таки весь под карнизом.

А это Юлин энджой…

И наш мужчина, ждущий у очага пока мы налазимся, наэнджоимся, насмотримся на норвежских клаймберов.

А это наш девичий ужин – лук, соль и оливковое масло.

На теме ужина я пока и остановлюсь. Будет еще завершающая часть про великий поход в большие горы Квалоя и небольшой фоторепортаж с видовыми фотками.

© Фото: Ирина Морозова, Александр Камков, Юля Долгова

Партнеры Kvaloya Mountaineering School - Red Fox и Red Fox Norge
Экипировочный партнер Rock Empire

Вот это уже прям по теме, на 5+++ и без отвлечённых тем ;-)
Решпект и уважуха !

Я соглашусь с Вами)

Спуск с промежуточного шлямбура через прусик - это грубое нарушение техники безопасности. Прусик при дюльфере может легко перетереться об острый край шлямбура. Почему вы не используете карабины?

Меня этот момент тоже смутил, при том что приём красивый.
Может быть, там нужно допом к прусику использовать коуш, примотанный например изолентой? Надо только их как-то обрабатывать или гнуть, чтобы при самосбросе не цеплялись.
Но это - чисто теоретически, гораздо проще расходную спусковую петлю оставить, ИМХО.

он точно перетрется! в шоке

Дюльферять на прусике - это полный трэш! Если уж так хочется спуститься на одном шлямбуре, то что мешает пропустить конец веревки через шлямбурное ухо, концы сязать, навязать прусик на двойную, спокойно спуститься и потом сдернуть веревку? И веревки на одну треть меньше понадобиться. Не стоит на Риске выкладывать такие сомнительные "экстремальные спуски", а то еще научите молодежь хорошему.

что мешает пропустить конец веревки через шлямбурное ухо
время, которого иногда нет, и опасность застревания верёвки

Минимальный радиус кривизны для веревки - 1 см. Все, что меньше (ухо шлямбура) ведет к критическому падению прочности веревки.
В случае с ухом проще всего не жалеть и оставлять карабин или дюльферное кольцо, как Вы указали ниже.

Этот способ используется в экстренных случаях, когда приходится дюльферять с середины маршрута, как раз для того, чтобы НЕ ОСТАВЛЯТЬ на шлямбурах свой карабин или петлю из расходного репа.
Т.е. он расчитан на крайний экстренный случай.

Пропускать основную веревку через шлямбурное ухо без кольца или карабина категорически нельзя так делать. Обычно как раз для этой цели используется петелька из расходника и она остается наверху после продергивания веревки. Тут же как раз способ как сделать так чтобы не оставить эту петельку, а продурнуть вместе с веревкой. Единственный минус в том, что веревска складывается не пополам, а в три раза, т.е. если у вас 60 м веревка, то сдюльферять можно не на 30 метров, как обычно, а на 20 м. А если полтинник, то соотвественно еще меньше.

Толщина шлямбурного уха от 3 до 4 мм, в зависимости от производителя, и для веревки это почти как нож. Конечно радиус изгиба веревки будет ужасный и прочность упадет вдвое, но.. Но спуститься вполне можно, в экстренном случае, с середины маршрута. Потому что веревки хватит только от середины маршрута, не выше. В Вашем варианте можно спуститься только с 1/3 маршрута, не выше. Либо тащить с собой вторую веревку.
А то что в инструкции к шлямбурному уху есть такие картинки:

так это правильно - так делать нельзя, но так как Вы предлагаете тоже нельзя. И то что этого в инструкциях нет не достоинство данного метода, а недостаток инструкции.

Во, девчонки тырсятся и в ус не дуют, маладца! А ухи нынче у болтов зенкованные и верёвку не перетирают, такие дела.Двадцать первый век однако :)

Ухи может и зенкованые, но трения верёвки об верёвку никто не отменял и в 21ом веке :) Для полного переплавления основной верёвки достаточно проскальзывания по ней нагруженной верёвки всего на 1/2 метра!
Я, кстати, не понимаю почему не пользоваться для этих целей вот таким промышленным девайсом? Стоит он 0.5$, не весит ничего, а удобства и уверенности - вагон. Кстати, с ним нет шанса перекручивания спусковой петли.

"Стоит он 0.5$"

Наверно опечатка. В наших магазинах самый дешёвый рапид (6мм, 14кН) китайско-украинского производства стоит 2,5-3$.

а, Вы в этом плане, есть такое дело :) Правда в мае в Крыму, видел не один пример, как народ смело спускает парашютиком друг друга через петли. Мне так одну перетёрли. Видимо всё таки что то поменялось :)

Шура, во-первых, данный способ исключительно как экстренный вариант. Не всегда с собой на маршруте есть рапиды и прочие девайсы. А прусик или расходный реп или кусок основной веревки обычно есть всегда.
Во-вторых, для всех остальных, возможно по фото просто не понятно, а я не описала подробно.
Веревка в данном способе НЕ ПРОТАСКИВАЕТСЯ под нагрузкой. Это система как самосброс с ледобуром.
1 шаг. Пропускается прусик через ухо шлямбура в двойном сложении (см. первое фото)
3 шаг. Выбираем веревку снизу и пропускаем второй конец через обе петли прусика (фото 2).
4 шаг. Протягиваем конец веревки, пропущенный через ухо так чтобы он достал до земли. У нас получится чверевка сложенная в три сложения (а не в два, как при обычном дюльфере.
5 шаг. Спускаемся по двойной веревке, по той, что пропущена через прусик.
Главное как я выше написала чтобы наверху карабин был с той же стороны, где и узел на прусике. Иначе узел застрянет в ухе.

PS. Добавила в текст к фоткам, чтобы было понятнее

Да конечно...
попробуйте например Петцль, только не порежтесь :)
Ничего против петцелевских ушей не имею, даже очень их люблю... привел как очень распространенный вариант.
Да и вообще, все производители удешевляют производство, продавливают отверстия и фссе... Никто не будет заусеницы снимать.

Спасибо, статья подтверждает мои тайные мысли "о норвежском правдолюбии"
Суть мыслей следующая- в всем мире любят ну, скажем так, немного приврать, немного приукрасить или там перестраховаться...
Но норвежцев эта тенденция мало касается.

Перед первой поездкой в Норвегию читаем правила дорожного движения- ограничение скорости на дорогах Норвегии- 8о км\ч.. Ну да, так мы и поехали им 80,лохов нашли... да, действительно 80 там ездят только местные, а приезжие типа нас на разъездах со встречными вообще останавливаются.

если проезжая по норвежской дороге вы видите знак "опасный поворот налево" а дорога так совсем нехило заворачивает вправо- это значит вы вообще в поворотах нифига не смыслите- поворот вправо-это разминка, а вот за ним будет ТАКОЙ поворот налево, что просто полный эйнджобл :-))

И вообще, если в путеводителе обещают наа дороге "many attractions", єто значит, что пассажирі увидят прекрасные пейзажи, горы фиорды, цветы (нужное подчеркнуть) а водитель- только лишний раз поменяет памперс :-)

Еще раз спасибо за статью, удачи и погоды!

Да, про дороги все верно :))))
Там еще есть такие дороги, которые идут серпантином вдоль фьордов, и они узкие, на которых две машины проехать не могут, и когда сталкиваешься со встречной машиной, то кто-то должен съехать в ближайший карман и пропустить. Знак ограничения скорости при этом стоит кажется 70 км. Но мы ехали не больше 40-50-ти :)) Стремно быстрее :)))

У взрослой дамы, автора поста, слово enjoy вызывает детсадовский восторг своим созвучием другому, столь популярному у молодежи слову. Наверное, это говорит о желании быть ближе к народу и уровне освоения английского языка. Скоро слово на букву Ж будет в заголовках любимого РИСКА - без многоточий, без эвфемизмов. С чем я всех заинтересованных лиц и поздравляю...

ЩИТО? Где логика?

Чтобы отличаться от быдла в этой стране орестакратея использует импортный язык для общения между собой. Но так, как у Толстого - то есть чтоб вообще ни слова русского языка, так не получается в силу полуобразованности. Вот и выходит не: "ПапА, кес ке се "жопа"?", а "Энджойбл клаймбинг ин Баренцево Си".

Про "Баренцево Си" - это из музыки, если кто не в курсе.

Автор хороша ) я ее хочу :)

Думаю контакты будет найти не сложно;)

Лех, ты никак решил свахой поработать? :)
Знаешь как я отшивала подвыпивших норвежских парней, которые пытались ко мне в кемпинге приставать.
– Донт спик норвижиан, донт спик инглиш, донт спик ВООБЩЕ...
срабатывало на ура. недоумение и растерянность на их лицах, а я спокойно шла дальше.
осталось только добавить: "донт спик рашен..."

-МГИМО финишд?

А если так?:)))

Ай-я-яй... батенька, узел в карабине нарушение безопасности однако.
*Причмокиваю губами, шамкаю вставными челюстями* Вот в наше время, батенька, вас за это уже бы под расстрел...

Главное чтобы за экологию не наказали.:)

И карабин лёг наперелом на скальный выступ.
Добавьте ещё года три расстрела.

Смотрите, Ирину Морозову можно выманить в комментарии с помощью технических дискуссий. А потом запускать в тему троллей, пока она не ушла.