ОТЧЕТ О ПЕШЕМ ПОХОДЕ ШЕСТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ПЛАТО ПУТОРАНА

Пишет holod, 30.09.2013 23:27

Исследуя ситуацию с прохождением плато Путорана мне удалось связаться с братом Игоря Новоселова, участником той пешей шестерки, на которую ссылался Андрей Добрынин.

Вот, что написал и прислал Сергей:
Высылаю отчет о походе 2003 года по плато Путорана. Посмотрю должны быть и фотографии. Если найду попробую выслать завтра. Да Дмитрий, если будет продолжаться дискуссия, сбрось мне информацию. Может у кого-то возникнут вопросы.
По поводу веса рюкзаков, они были у участников примерно:

Игорь 23-24 кг (рост 172 см, вес 55 кг, рыбак),
Сергей 25-27 кг (рост 182 см, вес 77 кг),
Николай 27-28 кг (рост чуть выше 190 см, вес 85 кг, рыбак),
Костя 31-32 кг (рост чуть выше 190 см, вес, более 90 кг, рыбак и охотник),
Геннадий 34-35 кг (рост 170 см, вес больше 85 кг, в полтора раза шире в плечах, чем Игорь, кряжистый сибиряк, рыбак и охотник).

I СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
1. Вид туризма………………………………………………………………пешеходный
2. Категория сложности…………………………………………………шестая
3. Район путешествия……………………………………………………Плато Путорана
4. Нитка маршрута: оз. Лама – каньон р. Бунисяк (1б) – рад. вых.: каньоны прав. притока р. Бунисяк (1б, п/п)** и р. Бунисяк (2а, п/п)* – каньон лев. притока р. Бунисяк (1б, п/п)** – траверс плато (р. Бунисяк – р. Хихикаль (в. "1250" м, н/к, п/в)) (н/к) – пер. из долины р. Бунисяк в долину р. Хихикаль (2а, п/п) – р. Хихикаль – каньон р. Хихикаль Икэн (2а, п/п) – пер. из долины р. Хихикаль Икэн в долину р. Токинда (2а, п/п) – пер. из долины р.Токинда в долину р. Кутарамакан (н/к) – каньон р. Мал. Кутарамакан (1а, п/п) – оз. Кутарамакан – каньон р. Иркинда (1а) – р. Китоба-Чаякит – р. лев. Китоба–Чаякит – пер. из долины р. лев. Китоба-Чаякит в долину р. Иркинда (1б,п/п) – траверс плато (р. Иркинда – р. Кутарамакан (две в. 1а + четыре в. н/к + шесть пер. седловин н/к)) (2а, п/п) – каньон прав. притока р. Иркинда (1б п/п) – оз. Манумакли – каньон лев. притока р. Иркинда (1б) – пер. из долины р.Иркинда в долину р. Гагарья-1 (1б)*** – каньон р. Гагарья-1 (1а) – оз. Дюпкун – р. Курейка – рад. вых. каньон р. Курейка (1а) – р. Яктали – каньон р. Нерал Икэн (1а) – пер. из долины р. Нерал Икэн в долину р. Гулями (н/к) – оз. Аян – каньон р. Гулями (1а) – рад. вых. в. 1171 м (2а, п/в)** – пер. – водораздел рек Гулями и Гулями Икэн (н/к) – р. Гулями Икэн – траверс плато (р. Гулями Икэн – р. Бунисяк (в. н/к)) (2а, п/п) – пер. из долины р. Гулями Икэн в долину р. Бунисяк (1б п/п) – каньон прав. притока р. Бунисяк (2а, п/п) – р. Бунисяк – траверс плато (р. Гулями Икэн – р. Хихикаль – р. Хойси – р. Бунисяк (пер. седловина 1а + пер. седловина н/к)) (2а, п/п) – пер. из долины р. Гулями Икэн в долину р. Хойси (2а, п/п) – р. Хойси – оз. Лама – рад. вых. г. "Шаман" (1000 м, 1б, п/в).**

5. Время проведения:
всего…………………………………………24.07 – 27.08.03 г.
активной части…………………………26.07 – 21.08.03 г.
6. Способ передвижения………….пеший
7. Протяженность маршрута……….545,0 – 616,0 км
к зачету……………………………………..531,5 – 577,0 км
8. Продолжительность:
активной части………………………………..23,5 – 26,0 дней
дневок……………………………………………1,0 – 2,5
подъездов и др…………………………………..8 дней
9. Заявочные документы рассмотрены МКК ТСС России и выдана маршрутная книжка РП – 609 – 01/03.
Примечание: * – в паводок каньон непроходим (камнеопасен, реку не перейти, сильное течение);
** – предполагаемое первопрохождение (не было информации, хотя кто-то, наверное, проходил);
*** – прохождение при хорошей погоде, к.сл. 1а;
[] – участок маршрута, пройденный второй подгруппой.

ОТЧЕТ О  ПЕШЕМ  ПОХОДЕ  ШЕСТОЙ  КАТЕГОРИИ  СЛОЖНОСТИ ПО  ПЛАТО  ПУТОРАНА (Горный туризм, новоселов, добрынин, путораны)

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА
Слухи о загадочном Плато Путорана доходили до меня еще в 80-х годах. С развалом СССР значительная часть информации о Плато Путорана утрачена или стала недоступной. Все же постепенно накапливались сведения о труднодоступности, малопосещаемости района, о его сложных формах рельефа.
При подготовке к походу были просмотрены отчеты Уфимских туристов 80-х годов пешеходные руководители: Бурангулов И.З., Виноградов А.В. 1983 г. Маршруты тех лет по 200 – 400 км начинались с оз. Лама и, как правило, там же и заканчивались. В последние годы Плато Путорана посещали в основном водные туристы, реже лыжники. Например, отчеты в ТСС пеше-водные руководители: Офицеров С. (г. Москва) 2002 г. Цветкова С. (г. Химки, Московская обл.) 2002 г., лыжные руководители: Хайруллин И.З. (г. Казань, № 476), Романенков А.И. (г. Москва, № 551) 1996 г. Водные группы обычно ходят до 8 – 10 человек, иногда и больше, у них есть ряд преимуществ перед пешими группами.
Анализируя собранный материал по Плато Путорана, а также сложные многодневные пешие походы и экспедиции (например, Рундквиста Н.А., г. Екатеринбург и др.), я пришел к выводу, что вполне возможно в одном походе охватить очень большой район, т.е. около 800 км, без использования вертолета. На это уйдет порядка 40 – 45 дней, если погода будет благоприятствовать, то есть спортивный туризм в моем понимании достиг этого уровня. По имеющейся у нас информации с оз. Лама до г. Камень, с заходом на р. Курейка, никто не ходил. Да и заброски вертолетом, например, за оз. Аян часто использовали для создания промежуточных продуктовых точек и посещение кордонов, где есть тепло, рыбаки, рации и т.д. Это конечно хорошо, но пешие и лыжные походы высшей категории прежде всего должны иметь надежную связь и эффективные средства остановить крупного зверя. А все остальное группа должна решать своими силами. Иначе у кого больше денег тот и сможет "находить круто". А в конце пути потерять часть видео- и фотоматериалов и потом рассказывать о плохих фотоаппаратах. Я не сторонник забросок в пеших походах. Если группа не сможет эту заброску взять (а причин ее утери может быть много) возникают большие трудности. Иногда даже сойти напрямую с маршрута проблематично. Делить же небольшую группу в глухих местах не безопасно, т.к. связь в тайге в основном возможна до 5 км, а необходимо не менее 20 – 30 км, а часто и больше.
Из отчетов и консультаций со "стариками", которые были на Плато Путорана не по одному разу, выяснилось, что наибольшего успеха достигали группы возраст участников, в которых был в основном от 30 до 50 лет. Поэтому уже заранее было известно, кто пойдет, столько и пройдем. Поставленную задачу способна решить только опытная группа т.к. в районе за это время может всякое случиться. В этом году мне удалось более-менее подобрать группу в 8 – 10 человек. Для этого пришлось пять последних лет совершать по 3 – 4 похода ежегодно зимой и летом. Но ближе
к походу как обычно у кого-то нет времени, у кого-то денег, у кого–то не хватает опыта, чтобы осилить такой маршрут. В итоге осталось 5 участников, шестого пришлось оставить, у него была только 5 к.сл. водная и 3 к.сл. пешая. В группе имеются три опытных руководителя способных вести 5 – 6 к.сл. в любом регионе страны, в любое время года. Группа имеет очень хорошую скальную подготовку (кроме одного участника), т.к. часто провешивать перила – это большая потеря времени. Слабых участников не было смысла брать, даже если у них имелись несколько пеших пятерок Участники группы имеют опыт занятия разными видами туризма (спелео-, пеший, лыжный, горный) и альпинизма. Есть рыбаки и охотники, и самое главное все постоянно и много ходят ежегодно (от 2 до 6 походов).
Был большой интерес снять видеофильм и пофотографировать. Пользовались схемой масштаба 1 см = 3 км (по уточненным данным она оказалась масштаба 1 см = 3,4 км).
Набирать искусственных трудностей, типа 2б – 3а в этом районе нет смысла, т.к. достаточно естественных.
Маршрут в 800 км не стали заявлять, т.к. считали, что часть из оставшихся участников может его и не пройти. Поэтому заявили его упрощенные варианты.
Цели похода:
1. Поскольку собралась "сильная" группа то пройти хороший спортивный поход и принять участие в Чемпионате России.
2. Приобретение "молодыми" участниками опыта прохождения продолжительных походов.
3. Подробно ознакомиться с районом Плато Путорана.

3. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ

1. В случае невозможности пройти траверс по плато снег, туман и и т.д., есть вариант прохождения маршрута по р. Иркинда и/или вдоль оз. Аян.
2. В случае плохой погоды (отставание от графика) возможен отказ от некоторых радиальных выходов и/или сокращение маршрута. Например, выход по р. Гулями или выход с оз. Манумакль по р. Бургуль и сразу по р. Нерал на север.
3. Маршрут составлен так, что в случае большой воды возможен вариант прохождения по р. Кутарамакан в поисках переправы. Вообще же предусмотрено, что паводок на реках не должен отрезать группу от возвращения с любой точки маршрута. Переправу через реки Курейка, Нерал и Яктали для радиального выхода на водопад, нельзя организовывать перед дождем.
4. Аварийный выход возможен к южному кордону на оз. Аян, довольно простой участок вдоль южного берега Хантайского озера, до поселка. Здесь часто бывают рыбаки. На оз. Собачье в восточной части на берегу есть изба, (кордон с рацией).
5. Первоначально запасной вариант маршрута мог начаться с р. Оран, если удалось бы решить вопрос с вертолетом, так как дойти до р. Оран с оз. Лама группой, в составе которой есть молодые участники проблематично. Желательно иметь группу на 3 – 4 человека больше, чем у нас, так как без ее разделения в этом случае, пожалуй, не обойтись. От этого варианта пришлось отказаться и не заявлять его.

4. ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ

Нитка маршрута состояла из двух неравноценных частей. Первая часть (основная) от оз. Лама до р. Курейка. Вторая часть от р. Курейка до оз. Лама.
В первой части вместо участка пути оз. Кутарамакан (восточный край) – р. Китоба-Чаякит и радиального выхода на р. Иркинда, был пройден участок пути вдоль оз. Кутарамакан (от восточного края по южному берегу) и далее по р. Иркинда до р. Китоба-Чиякит, поскольку простой подъем на плато с оз. Кутарамакан не просматривался (не ниже 2а к.сл.), а погода была нестабильной. Кроме этого мы за предыдущие дни вместо радиального выхода на р. Хихикалик (Ниж. Хихикаль) и перевалов 1б к.сл. и н/к прошли два каньона (радиальные выходы на прав. приток р. Бунисяк и р. Бунисяк – поиск пути выхода на плато), по два перевала 2а к.сл. и н/к и сделали рад. выход на в. "1250" м (н/к). Было принято решение пройти отрезок пути попроще, поинтересней, поинформативней, одновременно решив задачу стоявшую перед радиальным выходом на р. Иркинда. Тем более, что вместо дневки на оз. Кутарамакан была полудневка.
Предварительный анализ графика движения показал следующее.
Группа не успевает выйти с р. Курейка к оз. Лама в намеченные сроки, в случае движения по основному варианту – это траверс плато вдоль западного берега оз. Аян и далее по долине р. Бол. Ханна-Макит.
Это является следствием изменения нитки маршрута на участке пути оз. Кутарамакан–р. Китоба-Чаякит (понадобилось дополнительно два дня) и невозможностью охватить в сжатые сроки два интересных места – Курейский водопад и оз. Аян. Да и общий километраж увеличился бы до 700 км. Проходить большие расстояния за день не было возможности группа и так шла в среднем по 7,5 часов чистого ходового времени в день, а за 16 дней было всего две полудневки (молодежь устала), идти быстрее тоже, так как по пути много разных ЛП и ПП (см. техническое описание). Также информации по нитке маршрута было недостаточно и большая часть ЛП, для нас, была первопрохождениями, а это требует дополнительного времени на разведки. Кроме этого подвела и погода. При движении по руслу р. Иркинда (дождь) шли по мокрым камням, и скорость была невысокая. На участке пути оз. Манумакли – р. Гагарья-1 выпал снег. В результате один из участников на перевале 1б (1а) подвернул ногу, провалившись в снег между камнями. Несмотря на то, что его разгрузили, скорость дальнейшего продвижения снизилась. Другой участник торопился вовремя попасть на рейс самолета, чтобы не опоздать на работу.

После дневки 11 августа (отдых молодым и восстановление травмированной ноги) у нас не хватало 2 – 3 дней, чтобы траверсировать плато западного берега оз. Аян. В тоже время за участок пути до оз. Аян пройдено порядка 400 км, а ЛП больше чем планировалось за весь поход. Большинство из ЛП оказались более высоких категорий сложности, чем было заявлено. Было принято решение выходить с маршрута по заявленному аварийному варианту – по р. Гулями (простой и безопасный путь, один из участников раньше проходил его). Если останутся силы и
время, то в конце похода попытаться найти приемлемые пути прохода по плато с выходом к оз. Лама. Погода позволила и это было сделано впоследствии. Когда за два дня до окончания маршрута, группа разделилась на подгруппы по 3 и 2 участника. Мы знали, что к моменту выхода на восточном краю оз. Лама будут рыбаки и подъедет заказанный нами катер (с радиосвязью). В оставшееся время до прихода катера сходили в радиальный выход на гору "Шаман".

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

ПРИМЕЧАНИЕ:
- принятая в отчете терминология "левый", "правый" берег, склон, ручей, и т. д. употребляется в тексте в орографическом смысле, если нет специальных отметок;
- коэффициент для расчета протяженности маршрута, для района Плато Путорана, был взят 1,25; - заявленная протяженность маршрута по схеме масштаба 1 см = 3 км немного занижена. Протяженность пройденного маршрута уточнена по "новым" более подробным картам масштаба 1 см = 2 км и 1 см = 5 км;
- дневные перепады высот рассчитаны по разнице высот между ключевыми точками рельефа (высоты перевалов, вершин, отметки уреза воды у рек, озер и т. д.), то есть без учета местных перепадов высот в течение дня, по маршруту;
- при расчете баллов далеко не все препятствия включены в методику, поэтому условно приравниваем:
1. К высокотравью – склоны, заросшие ерником, крутизной более 20 град.
2. К крупной осыпи – выходы "бараньих лбов" и скальные стенки, крутизной более 50 град.
3. К труднопроходимому лесу – завалы из плавника на берегу оз. Кутарамакан. По сложности прохождения эти препятствия близки к идущим в зачет ПП.
4. Некатегорированные участки каньонов (прижимов) по маршруту не учитывали;
- пройденное расстояние и затраченное время на разведки – поиски путей подъема (спуска) на плато в отчете не учтены, кроме двух радиальных выходов – каньонов прав.притока р. Бунисяк и р. Бунисяк;
- ссылки на броды, через реки легче н/к, даны в техническом описании только в редких случаях;
- в чистое ходовое время маршрута не включено время, затраченное на видеосъемки;
- заявленная нитка маршрута на карте нарисована зеленым цветом, запасные и аварийные варианты – синим, пройденный маршрут – красным.

26.07.03. Выход в 15 - 05, бивуак в 20 - 25
Доехали на катере до северо-восточной оконечности оз. Лама (фото ). Сначала прошли немного берегом озера. Далее шли правым берегом, по галечным отмелям и косам, русла р. Бунисяк (фото ). Бродим реку (ширина 20 – 25 м, глубина 0,4 – 0,7 м, скорость течения около 1 м/с) 35 х.м. Потом идем по песчано-галечной отмели. Снова бродим реку (ширина 25 – 30, глубина 0,4 – 0,6 м, скорость течения около 1 м/с) 1 х.ч. 0 х.м. Затем идем через хвойный лес, заросший ивняком. Местами почва заболочена (кочки, мох, кустики борщевика).
Дошли до р. Талая. Отсюда начинается каньон р. Бунисяк 1 х.ч. 50 х.м. Его обходим верхом. Сначала идем по лесу. Затем поднимаемся на террасу (50 м) и идем по ней через заросли карликовой березки (далее березовый ерник), по мшанику и кочкам. Спускаемся к реке 2 х.ч.10 х.м.

Продвигаемся по камням (размер 0,1 – 0,5 м) ее русла. Чтобы не обходить прижимы, приходиться бродить реку (ширина 8 – 10 м, глубина 0,4 – 0,7 м, скорость течения около 1 м/с – 2 раза, ширина 9 – 12 м, глубина 0,3 – 0,5 м, скорость течения 0,3 – 0,6 м/с – 2 раза) 3х.ч.20 х.м.
Продолжаем обходить каньон. Сначала верхом, поднявшись метров на 50, а потом, спустившись, идем вдоль скал, по воде (фото ). Иногда используем навыки скалолазания. Становимся на бивуак 3 х.ч. 30 х.м.

27.07.03. Выход в 8 - 40, бивуак в 00 - 50
Выходим с места ночевки и продолжаем обходить каньон р. Бунисяк верхом. Идем по мшанику и кочкам. Спускаемся к реке и проходим по галечнику, до места слияния рукавов реки 35 х.м. Осуществляем брод правого рукава (ширина 8 – 13 м, глубина 0,5 – 0,7 м, скорость течения около 1 м/с, фото ).
Прохождение каньонных участков (прижимов) р. Бунисяк 26 и 27 июля протяженностью, примерно, 1,5 км оцениваем 1б к.сл.
Продолжаем движение по руслу широкой долины р. Бунисяк (фото )(камни размером до 0,5 м). Переходим с отмелей одного берега на отмели другого берега реки (5 бродов: ширина 7 – 12 м, глубина 0,4 – 0,7 м, скорость течения 1,0 – 1,5 м/с фото ). Дошли до правобережного распадка 2 х.ч.10 х.м.
Информации по распадку нет. Делаем разведку – радиальный выход (два человека налегке). Цель выяснить возможность подъема на плато этим распадком. Весь путь по руслу реки идет по средней осыпи. Доходим до скального выхода, на правом берегу распадка 2 х.ч. 20 х.м. Затем проходим водопад высотой, примерно, 7 м 2 х.ч. 40 х.м., потом еще один высотой, примерно,
20 м 2 х.ч. 50 х.м. Подходим под третий водопад высотой, примерно, 25 м 3 х.ч. 05 х.м.
Просмотр склонов показал, что пройти дальше по распадку трудно. Категория сложности, примерно, 2б. Если идти дальше, то необходимо преодолевать скальные сбросы, вешать перила.

При этом путь до конца не просматривается. В начале пути с большим грузом это небезопасно и долго.
Спуск к р. Бунисяк по пути подъема 3 х.ч. 40 х.м. Пройденный участок каньона, протяженностью 250 – 300 м, оцениваем 1б к.сл. Его прохождение требует скалолазных навыков при подъеме по правобережным склонам к первому и второму водопаду (крутые 50 – 70 град. базальтовые участки скал, высотой по 5 – 15 м, крутые склоны, уклон 40 – 60 град., заросшие ивовым стлаником) и при косом траверсе скальных полок левого берега, с выходом к пологому руслу, ведущему к третьему водопаду. При прохождении этих участков с тяжелыми рюкзаками, потребуется провешивание вертикальных перил (2 раза по 5 – 15 м) и косых перил (1 раз по 8 – 10
Продолжаем движение вдоль р. Бунисяк. Проходим мимо характерных скал "карандаши" (на противоположном, левом берегу) 5 х.ч. 05 х.м. и 5 х.ч. 30 х.м. Доходим до каньона. С обеих его сторон крутые сбросы 5 х.ч. 50 х.м. Приходиться бродить реку (ширина 8 – 10 м, глубина 0,5 – 0,7 м, скорость течения 1,5 – 2,0 м/с), проходить руслом и снова бродить (ширина 10 – 12 м, глубина 0,3 – 0,6 м, скорость течения 1,0 – 2,0 м/с) 6 х.ч. 30 х.м.
Впереди виден каскад из двух водопадов высотой, примерно, по 20 – 25 м (фото ). Влево (по ходу движения) заворачивает р. Бунисяк (фото ), а вправо виден левый приток р. Бунисяк.
Далее путь вдоль р. Бунисяк идет сначала по камням русла реки (средняя осыпь), а потом по крупным камням (в основном, размерами 0,5 – 2,0 м, фото ). Выйти из каньона наверх уже очень сложно. Скальные стены высотой в несколько десятков метров. Поэтому приходиться бродить с берега на берег. Брод реки делали 8 раз (ширина 6 – 10 м, глубина 0,4 – 0,8 м, скорость течения 1,5 – 2,5 м/с).
Доходим до водопада, падающего с плато. Он состоит из двух ступеней, высотой по 20 м. Крутые склоны распадка идут к краю плато и упираются в вертикальную стену высотой, примерно, 50 м. 9 х.ч. 15 х.м.

Легкая облачность утром, превратилась к вечеру в плотную массу темных облаков. В случае дождя выйти из каньона, до спада воды, будет невозможно. Решаем возвращаться к р. Бунисяк. Спуск по пути подъема 11 х.ч. 05 х.м. Ночевка.
Протяженность каньона примерно 2,0 – 2,5 км. Его прохождение низом (до водопада) оцениваем 2а к.сл., в основном за счет сложности бродов, т.к. требуется подстраховка участником без рюкзака "груженых" участников, а также навыки скалолазания. Каньон в большую воду низом непроходим. Выход из каньона на плато оцениваем не ниже 3а к.сл.

28.07.03. Выход в 11 - 50, бивуак в 21 - 15
Ночью шел дождь. Утром идет мелкий дождь. Выходим и бродим р. Бунисяк (ширина 6 – 10 м, глубина 0,4 – 0,7 м, скорость течения 0,7 – 1,5 м/с), затем поднимаемся метров на15 – 20 и, обходя прижим, проходим по террасе метров 150. Спускаемся и бродим левый приток р. Бунисяк
(ширина 6 – 8 м, глубина 0,5 – 0,7 м, скорость течения 1,0 – 1,5 м/с). Далее идет подъем по средней и крупной осыпи правого берега 45 х.м.
Продолжаем обходить каньон верхом. Сначала поднимаемся по мелкой осыпи (уклон 30 – 40 град.), потом проходим, небольшой участок леса (фото ) и начинаем траверс склона по средней и мелкой осыпи (уклон 15 – 20 град.). Иногда выходим на крупную осыпь или участки, заросшие травой и мшаником или ольховым стлаником 1 х.ч. 40 х.м. Затем проходим участок большей крутизны (25 – 30 град.) 2 х.ч. 0,5 х.м.

Протяженность каньона, примерно, 3 км. Сложность оцениваем как 1б. Продолжаем подъем по травянисто-моховому склону и мелкой и средней осыпи (уклон 10 – 25 град.). Проходим участок травянисто-моховых кочек и камней (размер 0,1 – 0,5 м). Доходим до предплатового взлета. С плато падают водопады (фото ). Далее подъем (фото ). Сложность подъема на плато оцениваем как 1а к.сл.
Движение в направлении озер (фото ). Доходим до озера 2 х.ч. 45 х.м. (его протяженность, примерно, километр). По камням (размер 0,2 – 2,0 м) обходим озеро. Доходим до второго озера (150 м * 300 м) 3 х.ч. 10 х.м., потом до третьего озера (50 м * 70 м) 3 х.ч. 30 х.м. Становимся на бивуак. Двое участников делают радиальный выход на вершину, высотой 1250 м.
Проходим от озера в сторону вершины метров 150 и начинаем подъем (шесть ступеней подъема) Первая ступень – средняя осыпь, крутизной 20 – 35 град., по высоте метров 30. Вторая, третья, четвертая и пятая ступени, аналогичные первой, но по высоте ниже. Шестая ступень – по высоте раза в два выше первой. Между ступенями пологие слегка наклонные каменистые террасы (уклон 5 град (фото ). После шестой ступени (3 х.ч. 55 х.м.) идет плавный подъем (уклон 15 град.) сначала по мелкой (конгломератной), а потом по средней и крупной осыпи.
Вышли на край вершины в 20 часов 35 минут 4 х.ч. 10 х.м. Вершина имеет вид плоского холма с бастионами скал, сложенных из крупных камней – глыб, расположенных по ее периметру. Она уже затянута туманом. Спускаемся по пути подъема, не дождавшись хорошей видимости. Дошли до озера 4 х.ч. 25 х.м.
Оцениваем сложность восхождения на вершину как н/к.

29.07.03. Выход в 9 - 55, бивуак в 21 - 00
От места ночевки идем по ровному участку плато 40 х.м. Затем спускаемся (фото ) метров на 100 (уклон 15 град.) до озера 1 х.ч. 00 х.м. Обходим озеро (слева по ходу) 1 х. ч. 10 х.м.

Переходим реку по камням и идем верхом по правому берегу каньона, низом он не проходиться. Туман (фото ). Видимость 100 – 300 м. Подошли к трехкаскадному водопаду. Первая, вторая и третья ступени соответственно 20, 55 и 25 м высотой (фото ) 1 х.ч. 25 х.м.
Продолжаем движение по плато, вдоль каньона, сначала по ровному участку (фото ) 1 х.ч. 55 х.м., а потом идем, траверсируя наклонные террасы (10 – 20 град.). Доходим до ручья, стекающего с плато 2 х.ч. 40 х.м., и заканчиваем движение участком плавного подъема метров 100 (по высоте) 3 х. ч. 00 х.м.
Разведываем возможность спуска с плато и спускаемся (фото ), по средней осыпи, крутизной 30 – 50 град. и участкам разрушенных скал (высотой по 3 – 4 м), где есть полки с уклоном 40 – 55 град. Необходима страховка (два раза по 5 – 10 м). Ниже идет плотная мелкая осыпь (уклон 35 – 45 град.) Неприятный участок склона, по высоте метров 150. Под нагрузкой осыпь не сползает вниз и традиционный прием спуска невозможен. Сверху на осыпи лежат камни по 10 – 20 см. Приходиться идти, как бы по ступенькам, и чтобы не поскользнуться делать сильный упор на альпеншток. Ноги работают очень напряженно. Затем спуск идет через березово-ольховый стланик до участка скального сброса (вертикальные перила 30 метров, фото ) 5 х.ч. 25 х.м.
Далее спускаемся по руслу ручья. Склон выполаживается. Идем по лесу и доходим до реки (фото ) 5 х.ч. 55 х.м. Бродим через три рукава р. Хихикаль (ширина двух из них по 10 – 15 м, глубина 0,4 – 0,7 м, скорость течения 1,0 – 1,5 м/с и одного 20 – 25 м, глубина 0,8 – 0,9 м, скорость течения 1,5 м/с). Доходим до косы – это место слияния рек Хихикаль и Ниж. Хихикаль (Хихикалик) 6х.ч. 30 х.м. Ночевка.
Подъем на плато 28 июля оцениваем как 2а к.сл., в основном за счет крутых скально-осыпных участков (40 – 55 град.), где требуется организация перильной страховки (два раза по 5 – 10 м), а также скального сброса (одна веревка 30 м). В целом перевал из долины р. Бунисяк в долину р. Хихикаль оцениваем 2а к.сл.

30.07.03 Выход в 9 - 50, бивуак в 22 - 20
Организуем переправу через р. Хихикаль (ширина 30 – 35 м, глубина до 1,0 м, скорость течения до 2,5 м/с, фото ) в течение 2 часов. Страховка с помощью веревки. Потом идем вдоль реки, в основном, по легкопроходимому лесу. Доходим до р. Хоронен (фото ) 3 х.ч. 10 х.м. Затем продвигаемся по берегам р. Хихикаль - Икэн. Избегая прижимов, делаем 10 бродов. Из них два брода: ширина 10 – 20 м, глубина 0,5 – 0,7 м, скорость течения 1,0 – 1,5 м/с, один: ширина 20 – 25 м, глубина 0,7 – 1,0 м, скорость течения 1,5 м/с, остальные легче н/к.
Далее идем по камням русла реки, иногда по воде, вдоль берега. Трудность в прохождении представляют свисающие с берега ветви кустов и деревьев. Приходится выходить из реки и идти лесом или бродить. Сделали еще 12 бродов. Два из них: ширина 8 – 15 м, глубина 0,4 – 0,6 м, скорость течения около 1,5 м/с, и два ширина 10 – 20 м, глубина 0,2 – 0,5 м, скорость течения, примерно, 0,5 м/с. Остальные проще, чем н/к. Доходим до распадка 6 х.ч. 25 х.м.

Проходим немного вперед (5 минут). Здесь начинается каньон. Обходим его верхом, по левому берегу, поднимаясь метров на 40 (по высоте). Идем по мшанику через березовый ерник и кусты (фото ). Спускаемся к реке и продвигаемся вдоль его русла. Бродим реку 4 раза (ширина 5 – 10 м, глубина 0,3 – 0,6 м, скорость течения 0,5 – 1,0 м/с). Доходим до места, напротив которого с левых склонов плато, падают два водопада, высотой по 10 – 15 м 7 х.ч. 10 х.м.
Продолжаем идти по каньону вдоль скал, по воде (глубина 0,5 – 0,8 м, фото ). Потом идет подъем по вертикальному скальному участку, с небольшими полочками высотой по 5 – 7 метров (перила 10 м). Затем поднимаемся по мшанику немного вверх и траверсом по склону через лес проходим метров 100. Снова спускаемся к реке и вдоль скал, по воде (глубина 0,5 – 0,8 м) проходим метров 40. Затем идем руслом реки по камням до прижима 8 х. ч. 05 х.м. Отсюда идем сначала верхом, потом по воде метров 20 (глубина 0,5 – 0,7 м) и снова верхом. Протяженность каньона р. Хихикаль - Икэн 1 км. Сложность каньона оцениваем как 2а. Иногда приходится лезть вверх по скалам (уклон 50 – 60 град.), т.к. проход по реке невозможен. Навешивали перила 10 м.
Далее проходим участок леса, затем участок средней осыпи. Подошли к водопаду, примерно, 30 м высотой 8 х.ч. 40 х.м. Идем немного дальше (фото )под взлет на плато и становимся на ночевку 8х.ч. 55 х.м.

31.07.03. Выход в 8 - 10, бивуак в 20 - 00
Подъем на перевал (плато) начинается по травянисто-осыпному (средняя осыпь) склону. Крутизна склона резко возрастает от 15 град. внизу до 40 град. в центре и наверху.

Не доходя 30 м до скальной стенки, с которой стекает ручей, заворачиваем вправо (по ходу) и проходим метров 30 – 50 до скального сброса 20 х.м. Осыпной склон (уклон 40 – 60 град.), кусты, скалы (фото ). Навешиваем 50 м вертикальных перил (две веревки 40 м и 10 м). Страховка за лиственницу. Поднимаемся на перевал в 10 часов 25 минут 1 х.ч. 50 х.м. Выходим с перевала в 10 часов 35 минут и идем по мшанику и валунам, через березовый ерник (до 1 м высотой) и ивовый стланик (до 3 м высотой). Доходим до водопада, метров 8 – 9 высотой 2 х.ч. 25 х.м. Далее перебродили речку и продвигались по плато левым бортом, по кочкарниковому болоту через березово-ивовый стланик (1 – 3 м). По пути по камням перешли два ручья (4 х.ч. 05 х.м. и 4 х.ч. 10 х.м.). Хвойный лес сменился березовым лесом. Дошли до водопада около 60 м (фото ) 4 х.ч 25 х.м. Продолжаем движение через березово-ивовый стланик, заворачивая влево (по ходу) и уходя вниз. Доходим до места, где на другой стороне водопад 5 х.ч. 20 х.м. Пошел дождь.
Далее проходим по тропке в лесу, потом по участку кочкарникового болота. Затем проходим сухим руслом и по заболоченной тропинке, заросшей березовым стлаником, выходим к перевалу (фото ) в 19 часов 20 минут 6 х.ч. 55 х.м. Перевал – это узкий проход протяженностью около 500 м, между склонами из средней и крупной осыпи. Дошли до озера (протяженностью 700 м). Обходим озеро слева и становимся на ночевку 7 х.ч. 25 х.м.

01.08.03. Выход в 9 - 30, бивуак в 16 - 15
От озера путь идет по кочкарниковому болоту, через заросли стланика. Потом начинается каньон р. Мал. Кутарамакан протяженностью, примерно, 1,5 км Его обходим верхом, продвигаясь в лесу, по глубокому мшанику и кочкарнику (фото ). Подошли к краю каньона 2 х.ч. 55 х.м. Отсюда видно озеро Кутарамакан.

Спуск идет сначала по средне крупной осыпи склона каньона (средний уклон 25 – 30 град.), а затем продолжается по мшанику, через участки бурелома и ивового стланика, как в лесу, так и по руслам ручьев и проток. Вышли к оз. Кутарамакан 3 х.ч. 50 х.м. Переправляемся на южную сторону озера вблизи устья р. Кутарамакан. Здесь ширина, примерно, 150 м, глубина до 1,5 м, течение слабое до 0,2 м/с Примерно, 70 – 80 м пути было глубиной 0,4 – 0,7 м (фото ) 4 х.ч. 40 х.м Полудневка.

02.08.03. Выход в 9 - 30, бивуак в 20 - 55
Выходим с места ночевки и проходим заболоченное устье реки Кутарамакан (метров 500, фото ). Потом идем по узкой полоске (ширина 2 – 5 м, средняя осыпь, уклон к воде 10 – 40 град.) южного берега озера. Устье реки и этот участок берега – это сплошные завалы из плавника, а над водой "наклонились" подмытые ольховые деревья (фото ). Вышли на пологий каменистый берег (размеры камней 0,1 – 0,5 м) 1 х.ч. 30 х.м. Идем по нему.

Небольшие мыски чередуются с небольшими заливами. Доходим до участка берега, где лежат крупные камни (0,5 – 2,0 м), а в заливе завалы из плавника 3 х.ч. 45 х.м. Отсюда "чистые" участки чередуются с участками заваленными плавником (фото ). Проходим их 4 х.ч. 45 х.м. Продолжаем движение по чистому каменистому берегу. Проходим через ручей 5 х.ч. 40 х.м.(фото ) и на следующем ручье становимся на ночевку 5 х.ч. 55 х.м.

03.08.03. Выход в 11 - 05, бивуак в 20 - 45
Продолжаем идти по берегу озера, по средним и крупным камням (0,5 – 3,0 м). Местами встречаются завалы из плавника 50 х.м. Затем участки "ровного" берега чередуются с участками, где "каменная" полоса берега сужается до 2 – 4 метров, а уклон в сторону озера возрастает до 25 – 40 град. Кроме этого продвижению мешают ветви нависающих над берегом кустов и деревьев. Проходим, этот участок 2 х.ч. 20 х.м. Далее идем по "ровному" берегу. Доходим до окончания озера 3 х.ч. 45 х.м. Начался дождь.
Проходим немного по берегу 3 х.ч. 55 х.м. Затем заворачиваем резко (более чем на 90 град.) влево (по ходу движения) и по тропинке в березово-сосново-лиственном лесу, заросшем карликовой березкой и ольховником, выходим к р. Иркинда 5 х.ч. 10х.м. Далее идем по мокрым камням русла реки (фото ). Скорость продвижения снижается, примерно, в 1,5 раза. Доходим до места впадения левого притока в р. Иркинда 5 х.ч. 25 х.м. Проходим дальше и останавливаемся на ночевку 6 х.ч. 00 х.м.

04.08.03. Выходим в 12 - 40, бивуак в 21 - 55
Ночью и утром шел дождь. Когда дождь прекращается, выходим и продвигаемся, по камням (размером 0,03 – 0,3 м) правым берегом р. Иркинда.
Доходим до каньона 45 х.м. Идем низом по кромке берега шириной 1 – 5 м. Через метров 200 упираемся в реку (глубина более 2 м) и вертикальные стены (высотой, примерно, 100 м). Возвращаемся назад и обходим каньона верхом. Поднимаемся по крутому скально-осыпному склону и далее идем по тропинке в лесу. Доходим до участка склона, уклон 25 – 40 град., по которому из распадка прошла сель (земля, камни, валуны) 1 х.ч. 20 х.м. Прошли этот участок 1 х.ч. 30 х.м.
Продолжаем движение по лесу, по заросшей ольхой тропинке, до Иркиндинского водопада (фото )1 х.ч. 45 х.м. От водопада проходим вдоль каньона правым берегом, по горизонтальным полочкам скальных выходов 2 х.ч. 10 х.м. Пошел дождь. Дальше проходим вдоль скал по воде (глубина 0,4 – 0,7 м) метров 50. Затем поднимаемся метров 20 (по высоте) по крутому скально-осыпному склону (уклон 60 град.). Проходим лесом и спускаемся к руслу реки Протяженность каньона на р. Иркинда, примерно, 2,5 км. Есть крутые участки подъемов и спусков. Оцениваем сложность каньона как 1а.

Осуществляем брод трех рукавов реки (ширина 10 – 15 м, глубина 0,3 – 0,5 м, скорость течения 0,5 – 1,0 м/с). Затем заворачиваем влево (по ходу движения) и заходим в распадок, по которому течет река Китоба-Чаякит 2 х.ч. 30 х.м. Идем левым берегом реки. Потом заворачиваем вправо (по ходу движения) 2 х.ч. 45 х.м. и поднимаемся по склону (уклон 15 – 30 град.) по глубокому мшанику через березовый ерник (0,5 м) и ивовый стланик (до 3 м) 3 х.ч. 15 х.м. Далее идем траверсом по склону, с плавным набором высоты. Заворачиваем вправо (по ходу), огибая скальные сбросы плато. Выходим к распадку. Спускаемся (15 м по высоте, уклон 50 град.) в высохшее русло этого распадка 3 х.ч. 55 х.м. Поднимаемся по нему (камни, уклон 10 град.) 4 х.ч.05 х.м. Потом траверсируем склон, по глубокому мшанику, через кусты березового ерника, вдоль скальных "башен" плато 4 х.ч. 15 х.м.
Продолжаем идти вверх по склону (уклон 20 – 25 град.) почти в "лоб". Затем пересекаем сухое русло ручья 4 х.ч. 30 х.м. и снова идет траверс с набором высоты, через заросли ольхового и березового ерника 4 х.ч. 50 х.м. Далее проходим сначала участок средней осыпи (уклон 25 – 40 град.) до сухого русла ручья 5 х.ч. 05 х.м., потом участок средней и крупной осыпи. Дошли до окончания зоны леса 5 х.ч. 35 х.м. Становимся на ночевку на левом склоне р. Лев. Китоба-Чаякит (фото ).

05.08.03. Выход в 9 - 55, бивуак в 21 - 55.
Продолжаем подниматься по средней и крупной осыпи (фото ). Крутизна склона возрастает от 20 до 45 град. Вверху склона ряд невысоких (5 – 10 м) скальных выходов. Их проходим легким лазанием 45 х.м. Сложили тур (фото ). Участок подъема на плато, оцениваем 1б к.сл. (крутые склоны, элементы лазания).
Далее начинаем подъем на вершину. Идем по средней и крупной осыпи (по высоте метров 30), затем по "моховой" террасе. Далее идет первая ступень подъема (по высоте метров 30) и "моховая" терраса. Вторая ступень подъема (по высоте метров 30) 1 х.ч. 10 х.м. Третья ступень подъема начинается с мелкой осыпи, потом идет в основном средняя и крупная. Четвертая ступень подъема начинается крупной осыпью и заканчивается мелкой. Крутизна всех ступеней в среднем 15 – 20 град. Пятая ступень – это затяжной, пологий подъем (уклон10 град.), состоящий из средней и крупной осыпи 1 х.ч. 35 х.м., потом мелкой и снова из средней, крупной и мелкой осыпью 2 х.ч.00 х.м. Далее крутизна склона увеличивается до 20 град. На вершину вышли (фото ) в 13 часов . Вершина (в.№1) представляет собой ровное, почти горизонтальное поле, размерами, примерно 0,5 км* 0,5 км, состоящее в основном из мелкой и средней осыпи. Местами есть крупные камни. Участок подъема оцениваем как н/к.
Выход с вершины в направлении на восток. Прошли 0,5 км по камням вершины. Затем идет крутой (уклон до 50 град.) спуск по крупной осыпи (размером 2 – 5 м). Применяли приемы скалолазания. Затем продолжается спуск, но уже пологий (5 град.) по мелкой и средней осыпи. Выходим на седловину (пер. № 1) в 14 часов 2 х.ч. 40 х.м. Сложность спуска и категорию самой вершины оцениваем как 1а.
Выходим в 14 часов 10 минут и идем по седловине на восток (фото , панорама). Проходим между двумя вершинами и поворачиваем на северо-восток. Рельеф – мелкая галька и камни (размером 0, – 0,5 м). Подошли к краю плато. С левой стороны (по ходу движения) каньон р. Китоба-Чаякит, а с правой – две вершины 3 х.ч.45 х.м.
Прошли дальше на восток (подъем по высоте метров 40). Вышли в 18 часов 30 минут на вершину 1322 м (в. № 2) 5 х.ч. 10 х.м. Отсюда видно внизу (метров на 400 по высоте) два озера (фото ).
Спускаемся (18 часов 45 минут), сначала по мелкой, а потом по средней осыпи (уклон 5 – 25 град.) метров 200 по высоте. Затем участки подъема чередуются с участками спуска (по 10 – 30) 6 х.ч. 45 х.м. Далее проходим, участок сильно заболоченной почвы и выходим на перевал (пер. № 2) в 21 час 15 минут 7 х.ч. 10 х.м. (фото ) Выход с перевала в 21 час 25 минут. Поднимаемся по травянисто-осыпному, пологому склону (уклон 10 град., фото ) 7 х.ч. 30 х.м. Встали на ночевку в 21 час 55 минут.

06.08.03. Выход в 8 - 30, бивуак в 22 - 40
С места ночевки продолжаем идти по склону, преимущественно из средней осыпи, иногда участки мелкой и крупной осыпи. Крутизна склона сначала возрастает до 35 град., а потом уменьшается снова до 10 град. 30 х.м. Затем подъем идет по склону из средней и крупной осыпи (уклон 25 град.). Далее проходим почти горизонтальный участок и по склону, крутизной 15 град. выходим в 10 часов 10 минут на вершину (в. № 3) 1 х.ч. 0 х.м.
Спускаемся с вершины в 10 часов 30 минут преимущественно по средней осыпи, крутизной 15 град. На перевальной седловине (пер. № 3) были в 10 часов 55 минут. Выходим с не в 11 часов 5 минут. Проходим горизонтальный участок, потом участок пологого подъема, который и выводит на соседнюю вершину (в. № 4) (фото ) в 11 часов 45 минут 2 х.ч. 05 х.м.
Спуск с вершины начали в 12 часов 15 минут по мелкой и средней осыпи (уклон 10 – 15 град.). На перевальной седловине (пер. № 4) были в 12 часов 40 минут 2 х.ч. 30х.м.
Подъем с перевала начали в 12 часов 50 минут. Выходим на вершину (в. № 5, фото ) Вершина пологая. Проходим по ней и выходим на ее восточную сторону в 13 часов 20 минут 3 х.ч. 00х.м.
Начинаем спускаться с вершины в 13 часов 30 минут сначала по крупной осыпи (уклон 20 град.), затем по средней и мелкой осыпи (уклон 5 град.). Выходим на перевальную седловину (пер. № 5) в 16 часов 10минут 5 х.ч. 20 х.м.
Выход с седловины в 16 часов 35 минут. Сначала идем по пологим участкам осыпи и болотистой "зеленке", потом медленный затяжной подъем по средней и мелкой осыпи, крутизной 5 – 15 град. В конце подъема крупные глыбы камней 3 х.ч. 35 х.м. Затем идет горизонтальная терраса (средняя осыпь) и плавный подъем по мелкой осыпи (уклон 5 – 15 град.). В конце подъема скальный пояс, высотой метров 30, из крупной осыпи (требуются скалолазные навыки). Выходим на вершину (в. № 6, г. Хукта) в 16 часов 5 минут.
Начинаем спуск в 16 часов 40 минут, по ровному участку покрытому мелкими камешками. Местами почва заболочена. Уклон постепенно возрастает до 15 град., а путь идет по средней и крупной осыпи 4 х.ч. 15 х.м.
Весь день было облачно, а сейчас начинается дождь. Продолжаем спуск и выходим на широкую седловину (пер. № 6, большое поле) в 18 часов 20 минут. Затем вверх идет пологий подъем по средней осыпи. Проходим немного по нему, потом заворачиваем вправо и идем по мелкой осыпи в обход вершины 4 х.ч. 55 х.м. (не дошли по высоте метров 50).
Продолжаем движение на восток, потом на юго-восток (траверс дугой, чтобы не сбрасывать высоту) сначала по мелкой, а затем по средней осыпи 5 х.ч. 40 х.м. Наплывает туман. Северный ветер его периодически разгоняет. Направление на восток, сначала пологий спуск 6 х.ч. 10 х.м., потом болотистый участок, затем плавный подъем и по горизонтальному участку выход к месту, откуда видны впереди, метров на 500 ниже, три озера 7 х.ч. 00 х.м.
Продолжаем движение по ровному плато (средняя осыпь, уклон то вверх, то вниз от 5 до 10 град., фото ). Заворачиваем влево (по ходу). Идем вдоль края каньона. Доходим до распадка (фото ) и начинаем спуск по правому притоку р. Иркинда (средний уклон 20 – 35 град.) 7 х.ч. 50 х.м. Путь идет по средней осыпи. Русло притока выполаживается (уклон 10 – 25 град.) 8 х.ч. 35 х.м. Становимся на ночевку. В основном траверс технически простой. Но были пройдены участки крутых склонов, а также скальные участки, требующие навыков скалолазания и индивидуальной страховки. Сложность траверса оцениваем как 2а.

07.08.03. Выходим в 10 - 30, бивуак в 16 - 40
С места ночевки идем по мелкой и средней осыпи, потом по кочкам заболоченной террасы. Затем по крупной осыпи спускаемся на нижнюю террасу и по мелкой осыпи и траве продолжаем спуск (уклон 5 – 25 град.). Далее идем по мшанику и кочкарниковому болоту, через березово-ивовый стланик и выходим к правому притоку р. Иркинда. Бродим его (ширина 4 – 5 м, глубина 0,3 – 0,5 м, скорость потока 0,7 – 1,0 м/с) 50 х.м. Затем путь идет по левому берегу притока до каньона 1 х.ч. 0 х.м.
Каньон начинаем проходить верхом, по крутому склону, метров 40 вверх. Потом в основном по крупной осыпи краем каньона (фото ). Затем по заболоченной террасе. Далее по камням до зоны леса, где на противоположном берегу с плато стекает ручей 1 х.ч. 40 х.м.
Все небо затянуто облаками. Идет мелкий дождь. Сильный холодный ветер. Продолжаем обходить каньон. Путь идет по средней осыпи и кочкарнику, через березовый ерник (0,5 м) и ивовый стланик (1 – 3 м). Крутизна склона в среднем 10 – 15 град. Заворачиваем за гребень и выходим к ручью 2 х.ч. 05 х.м. Далее спускаемся по мелкой осыпи (30 м по высоте), а потом по средней осыпи (60 м по высоте) склона, крутизной 10 – 20 град. Затем спуск идет по склону (уклон 20 – 35 град.) из крупной осыпи (50 м по высоте), а потом по "зеленке" (уклон 10 – 20 град.) 2 х.ч. 25 х.м. (фото ).
Протяженность каньонных участков, правого притока р. Иркинда, около 1,5 км. Сложность каньона оцениваем как 1б.
Продолжаем спуск по склону (уклон 20 – 30 град.) в хвойном лесу по глубокому мшанику и кочкарниковому болоту, через заросли ольхи, потом через березовый и ивовый стланик (1-3 м высотой). Доходим до реки 3 х.ч. 30 х.м. Затем по руслу реки выходим к оз. Манумакли (фото ) и становимся на ночевку 4 х.ч. 40 х.м. Полудневка.

08.08.03. Выход в 9 - 55, бивуак в 22 - 50
От оз. Манумакли идем сначала по тропинке в хвойном лесу, правым берегом левого притока р. Иркинда, а затем по глубокому мшанику, через тальник (1 – 3 м). Идет мокрый снег. Холодный ветер.
Продолжаем подниматься по склону террасы. Вышли на участок средней и крупной осыпи 35 х.м. Заворачиваем влево (по ходу движения) 50 х.м. и заходим в распадок. Глубокий каньон, с отвесными стенами (200 – 300 м). Его обходим верхом. Путь идет по правому борту каньона (уклон 25 – 35 град) по глубокому мшанику, через густой ольховый стланик и завалы из упавших деревьев (фото ). Косым траверсом с набором высоты доходим до скальных выступов 1 х.ч. 15 х.м. Крутизна склона возрастает до 40 – 45 град. Поднимаемся, подтягиваясь за ветви ивового стланика. Вышли на террасу 1 х.ч. 35 х.м. Поднимаемся по ней (уклон 5 град.), а затем спускаемся (100 м по высоте) по средней осыпи к левому притоку 2 х.ч. 00 х.м.
Продолжаем движение по камням русла реки (фото ). Небольшие прижимы обходим верхом. Доходим до следующего участка, протяженностью 300 м 2 х.ч. 50 х.м. Обходим его верхом по осыпному склону 3 х.ч. 05 х.м. и снова идем по камням русла реки. Выходим на пологий участок 4 х.ч. 10 х.м. Кругом ручьи. Участки камней (0,2 – 2,0 м) чередуются с заболоченной почвой 4 х.ч. 30 х.м. Затем идет плавный подъем (уклон 10 град.). Доходим до небольшого озера(100 * 100 м). Выходим на перевал (фото ) в 19 часов 5 минут 5 х.ч 25 х.м. Весь день шел снег. Его глубина вверху 0,2 – 0,5 м. Сильный, северный, холодный ветер.

Спуск с перевала соединяющего долины рек Иркинда и Гагарья-1 начали в 19 часов 15 минут, преимущественно по средней осыпи (уклон 15 – 30 град.), потом по мелкой (фото ). Выходим к озерку (20 * 100 м) 6 х.ч. 15 х.м.
Далее чередуются участки плавных спусков (уклон 10 град.), с участками сброса высоты (по 20 – 30 м, крутизной 30 град.) до следующей террасы (фото ). Перебродили ручей 6 х.ч.55 х.м. Отсюда начинают расти кусты ивы (0,5 м). Идем по заболоченной почве и средней осыпи (уклон 5 – 10 град.). С права метрах в 100 по склону падает двухступенчатый водопад, высотой 5 – 6 м 7 х.ч. 00 х. м. На левом склоне, по пути, тоже были небольшие водопады. Прошли место слияния двух речек 7 х.ч. 10 х.м. Продолжаем спуск (травянистая почва, средняя осыпь).
Каньонный участок протяженностью 200 м обходим верхом по правому берегу. Проходим мимо водопада, высотой 15 м 8 х.ч. 20 х.м. Дошли до зоны леса на р. Гагарья-1 8 х.ч. 55 х.м. Ночевка.

09.08.03. Выход в 9 - 40, бивуак в 22 - 00
С места ночевки идем по мшанику, через березовый ерник и ивовый стланик (1 – 2 м). Спустились к реке 15 х. м. (фото ). Перебродили ее. Далее также идем по мшанику, через березовый ерник и тальник. Поднимаемся на террасу и идем по ней. Шли в хвойном лесу (фото ), иногда по участкам камней (0,2 – 1,0 м). Подошли к повороту р. Гагарья-1 55 х.м. Затем идем через ерник до реки 1 х.ч. 25 х.м. Бродим реку (ширина 10 – 15 м, глубина 0,4 – 0,6 м, скорость 0,7 – 1,0 м/с). Далее идем по кочкарниковому болоту через ерник, иногда по тропинке.
Продолжаем движение, через ольховый стланик (3 – 7 м) и выходим к реке 2 х.ч. 20 х.м. Идем по камням русла, вдоль правого берега р. Гагарья-1. Доходим до прижима, протяженностью 250 м 2 х.ч. 55 х.м. Поднимаемся метров на 20, и обходим прижим (уклон 30 град.), по склону, заросшему ольховым стлаником (2 – 4 м). Затем продвигаемся то по камням берега, то по тропинке в лесу (фото ). Бродим на левую сторону реки (ширина 9 – 11 м, глубина 0,4 – 0,7 м, скорость потока около 1,5 м/с). В этом месте в нее впадает левый приток 3 х.ч. 25 х.м. Над местом слияния рек возвышается зуб останец (фото ). Делаем радиальный выход на водопад (фото ), тем более, что до него около 300 м. Он находится выше по левому притоку и виден с места его впадения в р. Гагарья-1. Далее поднимаемся вверх и обходим каньонный участок, протяженностью 300 м, проходя через ерник и стланик (уклон 30 град.). В конце участка, двухкаскадный водопад (высотой 3 – 4 м и 9 – 10 м) 4 х.ч. 10 х.м. Затем, поднимаемся еще выше, через ольховый стланик. Обходим следующий каньонный участок, протяженностью тоже примерно 30 м. Общая высота подъема на двух участках составила, примерно 150 м. Затем продолжаем обходить каньон, по тропинке, заросшей ерником, в хвойном лесу примерно 1 км. Спускаемся вниз и выходим к озеру Дюпкун (фото ) 4 х.ч. 50 х.м. Далее путь идет по средним и мелким камням (местами крупным), берегом озера (фото ), до распадка 6 х. ч. 15 х.м. Отсюда идем по кочкарниковому болоту. Много проток. Выбираем место и становимся на ночевку 7 х.ч. 15 х.м.

10.08.03. Выход в 8 - 55, бивуак в 22 - 05
Выходим с места ночевки и сразу же переходим по камням приток. Идем по берегу (камни). Прошли оз. Дюпкун и вышли на правый берег р. Курейка (напротив острова, здесь ширина реки примерно 100 м) 1 х.ч. 00 х.м.
Далее путь идет по прибрежной полосе (ширина 1 – 2 м), по крутой средней осыпи (уклон к воде до 40 град.). Берега подмыты водой (прижимы) и/или над ними свисают ветви кустов и деревьев. Поэтому приходиться идти лесом через ольховый стланик и завалы из деревьев до того как снова выходим к реке 1 х.ч. 55 х.м. Затем идет ровный участок (земля и трава) вдоль берега 2 х.ч. 10 х. м.
Продолжаем движение через тальник (1,5 – 3,0 м) и березовый ерник. Проходим протоки – вязкое болото, глубиной 0,4 – 0,6 м (кочкарник, осока, ивовый стланик 1,5 – 2,5 м, фото ) 2 х.ч. 45 х.м. Далее идем по глубокому мшанику. Проходим через участок хвойного леса, бродим ручей 3 х.ч. 05 х.м. и выходим к р. Курейка 3 х.ч. 10 х.м. Берега затоплены. Уходим в хвойный лес и идем по тропинке. Она заросла ольховым стлаником. Кругом завалы из деревьев 3 х.ч. 55 х.м.
Продолжаем движение по берегу (камни), местами, поваленные деревья и нависающие над водой ветви стланика 4 х.ч. 55 х.м. Затем идем то по камням берега, то лесом (бурелом) 6 х.ч. 00 х.м. Далеко впереди по курсу видна "каменная тундра".
По траве, земле и камням правого берега р. Курейка, затем по тропинке в лесу доходим до места слияния р. Курейка и р. Ягтали 8 х.ч. 15 х.м. Ночевка.

11.08.03. Выход в 12 - 20, бивуак в 24 - 55
Радиальный выход на Курейский водопад (три участника). Построили плот. Переправились через реку (ширина около 100 м, скорость течения до 2,5 м/с) на левый берег 45 х.м. Снос составил 400 м. Начинаем подъем по склону, по глубокому мшанику 1 х.ч 35 х.м. Потом проходим по кочкарниковому болоту и выходим к реке Курейка 1 х.ч. 50 х.м.
Продолжаем движение то по камням (берегом реки), то по мшанику (террасы в лесу) обходя прижимы. Перешли по камням ручей 3 х.ч. 05 х.м. и идем по тропинке в хвойном лесу. Обходим протяженный глубокий каньон в несколько километров (фото ). Иногда выходим на край каньона 3 х.ч. 15 х.м., 3 х.ч. 25 х.м., 3 х.ч. 40 х.м. Доходим, до места где со склона каньона падает 10 м водопад (на другой стороне каньона) 4 х.ч. 20 х.м. По пути перешли несколько ручьев.
Дошли до Курейского водопада (ширина более 100 м, высота примерно 20 м, фото ) 5 х.с 45 х.м Спуск и путь к бивуаку – по пути подъема 8 х.ч. 30 х.м. У двух участников – дневка.

12.08.03. Выход в 11 - 50, бивуак в 21 - 40
Выходим с места ночевки и идем каменистым берегом р. Яктали. Бродим приток р. Яктали 2 х.ч 50 х.м., затем еще один 3 х.ч. 10 х.м, потом еще один 3 х.ч. 35 х.м. (их ширина 7 – 12 м, глубина 0,6 0,8 м, скорость течения около 1 м/с).
Доходим до р. Нерал Икэн (фото ). Бродим 6 рукавов реки. Три из них: ширина 3 – 10 м, глубина 0,2 – 0,5 м, скорость течения около 1 м/с и один: ширина 8 – 12 м, глубина 0,5 – 0,8 м, скорость течения 1,0 – 1,5 м/с 4 х.ч. 05 х.м.
Продолжаем движение по тропинке вверх (уклон от 30 град. понижается до 20 град.), в хвойном лесу. Затем идем по заболоченным пологим участкам тропинки (10 – 0 град.) до озера (400 * 800 м) 5 х.ч. 05 х.м. Далее проходим участок кочкарникового болота. Доходим до ручья, стекающего с крутого склона каньона (фото ) 5 х. ч. 45 х.м. Ночевка.

13.08.03. Выход в 8 - 25, бивуак в 20 - 50
Выходим с места ночевки и идем или по тропинке или по мшанику. Иногда пересекаем участки кочкарникового болота заросшие березово-ивовым ерником 15 х.м. Затем переходим боковой распадок (40 м спуска и 40 м подъема) 25 х.м. Дошли до Неральского водопада 50 х.м (фото ). Выше по течению установлен памятник погибшим туристам на этом водопаде в 1983 году.
Каньон р. Нерал протяженностью в несколько километров обходим верхом по левому берегу. Продолжаем движение по кочкарнику, мшанику через березово-ивовый ерник. Иногда идем по тропинке. Проходим метров 200 – 300. Здесь небольшое озерцо (50 * 100 м). Часть пути идет по тропинке, а часть, заболоченная местность – кочкарник, мшаник, ерник. Доходим до устья р. Бургул 2 х.ч. 30 х.м.
Далее путь идет по кочкарниковому болоту и мшанику, через березово-ивовый ерник (1 м) Иногда идем по тропинке или мелкогалечниковым косам (фото ). Дошли до озера (700 * 700 м) 3 х.ч. 20 х.м. Затем, снова идет болотистый участок до следующего озера (300 * 300 м) 3 х.ч. 55 х.м. Выходим к реке 4 х.ч. 50 х.м. Идем до слияния рек Нерал и Амутнерал 5 х.ч. 05 х.м. Продолжаем движение вдоль берега р. Нерал преимущественно по кочкарнику через ивовый, иногда березовый ерник. Местами подъемы и спуски по 20 – 30 м (по высоте). Выходим снова к реке (фото ) 6 х.ч. 15 х.м. Проходим немного по берегу и становимся на ночевку 6 х.ч. 25 х.м.

14.08.03. Выход в 8 - 45, бивуак 21 - 15
Продолжаем идти левым берегом р. Нерал, то по кочкарниковому болоту, то через березовый или ивовый ерник, то по камням русла реки (0,1 – 1,0 м). Доходим до группы озер (по нескольку сот метров длиной) находящихся на перевале 5 х.ч. 00 х.м. Проходим озера (почва – болота) и перевал соединяющий долины рек Нерал и Гулями (фото ) 5 х.ч. 15 х.м. Затем идет плавный спуск к оз. Мономакит (фото ). На его берегу в 1970 году установлен геодезический знак 5 х. ч. 30 х.м.
Продолжаем движение в обход озера. С левой стороны (по ходу движения) находятся еще два озера (протяженностью по несколько сот метров). По пути преодолеваем несколько локальных подъемов и спусков (по высоте 20 – 30 м). Идем то по тропинке, то по кочкам. Доходим до хорошего участка тропы 6 х.ч.50 х.м. и по ней идем вдоль озера 7 х.ч. 05 х.м.
Далее идем по кочкарниковому болоту. Проходим ручей 7 х.ч. 05 х.м., затем озеро (300 * 400 м). В конце этого озера, на приподнятом над болотом островке размерами 100 *100 м становимся на ночевку 8 х.ч. 00 х.м.

15.08.03 Выход в 10 - 45, бивуак в 23 - 45
Выходим с места ночевки, проходим топкий участок, доходим до южной оконечности оз. Аян (фото ). Здесь на берегу стоит деревянный памятник с крестом 10 х.м. Далее идем по берегу озера. Участки песка и гальки (до 0,1 м) чередуются с участками камней (0,3 – 1,0 м) и крупных глыб (1 – 3 м). Доходим до р. Гулями и по ее правому берегу начинаем подъем, в обход каньона 2 х.ч. 15 х.м. Идем краем каньона над отвесными стенами высотой более 100 м. Сначала путь идет по мшанику, потом по средней и крупной осыпи (уклон 35 – 40 град.). Затем идет пологий подъем (уклон 10 град.) по мшанику и камням до крайней верхней точки каньона. Далее идем в лиственном лесу по глубокому мшанику через тальник, недалеко от края каньона. Проходим место, где с противоположного склона каньона падает двухкаскадный, наклонный водопад (верхняя ступень 6 – 8 м, нижняя 15 – 20 м) 3 х.ч. 15 х.м.
Идем по хорошей тропе в лесу. (небольшие участки подъема). Потом идет спуск к реке Гулями (окончание каньона) 3 х.ч. 35 х.м.
Радиальный выход на вершину 1171 м (два участника).
На левой стороне вдоль реки узкой полосой тянется островок "хорошего" леса. Бродим реку в направлении этого леса (идем через перекат: ширина 40 м, глубина до 0,9 м, скорость течения до 2,0 м/с). Перейти реку в другом месте сложнее, если только намного выше по течению. Двое участников идут в радиальный выход на вершину 1171 м.
Пересекаем лес. За лесом широкое каменистое русло реки. Дальше крутой склон каменистой морены (уклон до 30 град.) сильно заросший лесом с густым подлеском. Поднимаемся метров на 300. Местами крутизна склона 40 град. Затем лес редеет. Склон выполаживается. Со склона морены по средней осыпи (уклон до 30 град.) спускаемся метров на 70 и переходим узкую долину заросшую травой. Вправо уходить нельзя (каньон) Потом поднимаемся по средней осыпи (уклон до 45 град.) метров на 100 (в лоб). Отсюда скалолазанием проходим участок склона (уклон до 60 град.) со скальными полками. Затем проходим по редколесью (уклон 15 град), потом по мелкой осыпи (уклон 5 – 10 град.). Выходим к скалам высотой от 10 до 40 м (уклон 40 – 70 град.). Поднимаемся. Скалы тянутся по всей ширине склона, в 4 – 5 рядов, до самого выхода на плато. Весь путь проходим лазанием без веревок, так как камни сухие. Между рядами скал – террасы до 200 – 300 м шириной и уклоном до 5 град.
Вышли на плато и идем по мелкой и средней осыпи. Пологий подъем выводит к вершине 1171 м в 17 часов 10 минут 5 х.ч. 15 х.м. Правее стоит триангуляционный знак около 5 м высотой. Вокруг 4 аккуратно расположенных груды камней, но записки нет. Вдали за оз. Аян просматривается очевидно гора камень. Погода пасмурная. Видео- и фотосъемка не очень хорошие. Идем в сторону озера, чтобы лучше рассмотреть окрестности (фото ). Спуск идет по террасам (уклон до 30 град.), по высоте метров 150. Потом прошли на север по каменистому полю, развернулись и подошли к месту спуска в 19 часов 50 минут 7 х.ч. 05 х.м. Спускаемся по пути подъема. Выходим к бивуаку 8 х.ч. 15 х.м
Вершина соответствует 2а к.сл. В тумане нельзя уходить при спуске сильно влево (при подъеме вправо). Информации о восхождении туристов на вершину у нас нет.
Полудневка у трех участников.

16.08.03. Выход в 9 - 40, бивуак в 21 - 30
Выходим с места ночевки и идем вдоль реки то по камням (0,2 – 2,0 м) то по берегу (по тропе или траве). Переходим приток 30 х.м. Затем обходим прижим, протяженностью метров 150, поднимаясь метров на 30 вверх 45 х.м. Далее переходим еще приток 1 х.ч. 15 х.м. Идем в основном по камням, иногда берегом по кочкам через ерник. Снова переходим правобережные притоки 2 х.ч. 00 х.м. и 3 х.ч. 00 х.м. Идем по камням русла реки, потом немного по мшанику и кочкарнику через ивовый ерник в лиственном лесу 3 х.ч. 30 х.м.
Продолжаем движение по камням (0,1 – 0,3 м) русла реки. Иногда проходим участки песчаных и мелкогалечных намывов. Прижимы обходим по берегу, по кочкарнику, через ивовый ерник. Проходим, правобережный приток 4 х.ч. 15 х.м. Доходим до впадения р. Негу-Иконь в р. Гулями 4 х.ч.30 х.м. Далее идем широким каменистым руслом р. Гулями. Затем береговая полоса сужается (уклон к воде 20 град.) Когда берег "подмытый", выходим на склон и идем по кочкарнику и мшанику, через ивовый и березовый ерник. Прошли правобережный приток 5 х.ч. 35х.м. Продолжаем движение по широкой долине. Рельеф местности такой же. Проходим, правобережный приток р. Снежная 6 х.ч. 45 х.м. Становимся на ночевку.

17.08.03. Выход в 8 - 30, бивуак в 20 - 40
С места ночевки доходим до ровной террасы 1 х.ч. 35 х.м. Проходим по ней и снова идем по камням русла реки, по мелкогалечным отмелям, по траве, по кочкарниковому болоту, через ерник. По пути проходим, ряд правобережных притоков 1 х.ч. 45 х.м., 3 х.ч. 20 х.м., 3 х.ч. 50 х.м., 4 х.ч. 00 х.м. Почва заболочена. Появляется кроме кочкарника и ерника осока. Проходим ручей 4 х.ч. 15 х.м., еще ручей 4 х.ч. 50 х.м. и еще один 5 х.ч. 05 х.м.
Далее идем правым берегом р. Гулями, по руслу (камни 0,03 – 1,0 м). Почва берега заболочена и заросла травой. Часть пути идем по кочкарниковому болоту. Проходим, правобережный ручей и становимся на ночевку 6 х.ч. 35 х.м.

18.08.03. Выход в 8 - 35, бивуак в 21 - 25
С места ночевки идем по мелкогалечной отмели, потом по заболоченному полю (высота травы до 0,5 м, ерника нет). Проходим, правобережные притоки 30 х.м., 40 х.м., 45 х.м., затем мимо реки (на левом противоположном) берегу 55 х.м.
Продолжаем движение по болоту (глубина 0,2 м, высота осоки до 0,5 м) 2 х.ч.45 х.м. Выход с него в 12 часов 45 минут. Идем левым берегом по заболоченной местности и по камням русла реки (0,1 – 1,0 м). Начинается плавный спуск (уклон 5 град.) сначала по крупным камням (1 – 3 м), затем по средним 4 х.ч. 05 х.м. Проходим этот участок, а также мимо правобережного притока 5 х.ч. 00 х.м. и далее через левобережный приток 5 х.ч. 25 х м.
Продолжаем движение. Появляются участки мелкогалечных отмелей и земли заросшей низкой травой, а также отдельные кустики березово-ивового ерника. Доходим до левобережного притока р. Гулями Икэн. Спускаемся по болоту (уклон 10 град. глубина 0,3 м, трава высотой до 0,4 м). 6 х.ч00 х.м. От места сияния рек начинаем подъем по правому берегу лев. притока р. Гулями Икэн, сначала по болоту, затем по камням его русла.
В верховье левого притока переходим по камням на другой берег (левый). Проходим в направлении ручья стекающего со склона плато. Становимся на ночевку 7 х.ч.20 х.м.

19.08.03. Выход в 7 – 50, бивуак в 19 – 20 и в 24 – 50
С места ночевки поднимаемся по средней и крупной осыпи (уклон до 50 град.). Прошли метров 40 (по высоте) и вышли на террасу. С нее открывается вид на водопады. Идем по левому склону ручья по средней и крупной осыпи (уклон 20 – 40 град.). Выходим к "каменной" стенке высотой 70 м, образованной из глыб размером до 2 м. Проходим ее применяя элементы скалолазной техники и выходим на террасу. Далее проходим последовательно еще аналогичные формы рельефа "каменная" стена – терраса, "каменная" стена – терраса. Не отходим далеко от ручья. Затем переходим на правый берег ручья и по средней осыпи (уклон 20 град.) выходим на перевальную седловину в 9 часов 35 минут (фото ) 1 х.ч. 15 х.м.
Сложность подъема оцениваем как 1б. В то же время просмотр правобережных склонов ручья сверху дает следующую информацию. Подъем на плато представляет из себя серию ступеней из мелкой и средней осыпи, крутизной примерно 10 – 30 град., и только на самом верху невысокая (10 м) "каменная" стена. Таким образом, подъем по правому берегу ручья, по-видимому, проще. Ориентировочно его сложность 1а.
Группа разделяется на две подгруппы Задача первой подгруппы (два участника) траверсировать плато вдоль р. Бунисяк с выходом на угол плато (соединяющего склоны долин р. Талая и р. Бунисяк), найти "легкий" спуск (не сложнее 2а к.сл.) на р. Талая или р. Бунисяк и выйти к оз. Лама 20 августа. Задача второй подгруппы (три участника) траверсировать плато вдоль р. Хихикаль и далее между долинами р. Хойси и р. Бунисяк на северо-западном краю плато, и выйти к оз. Лама 20 августа. В случае, если не будет найден легкий спуск первой и/или второй подгруппой то она (они) возвращаются немного назад к озеру (у которого были 28 июля) и по известному пути выходят к оз. Лама.
Маршрут первой подгруппы.
Начинаем спуск с седловины в 9 часов 50 минут. Идем на северо-запад, в направлении р. Бунисяк по средней осыпи (уклон от 15 до 5 град.). Вышли к озеру 3 х.ч. 05 х.м. Обходим озеро слева (по ходу) поднимаясь метров на 10. Затем идет плавный спуск по средней осыпи переходящий в ровный участок, заваленный каменными глыбами (размеры более 1 м). Местами, заболоченная почва (кочки, мох). Далее по средней и крупной осыпи спускаемся к группе озер, расположенных севернее оз. Бунисяк 3 х.ч. 40 х.м. Затем поднимаемся по осыпи (уклон 10 град.) метров на 100 до "ровного" поля в основном из средней осыпи. Справа внизу (за спиной) озеро протяженностью 1 км слева впереди (по ходу движения) тоже озеро протяженностью 1 км х.ч. х.м.
Спускаемся к озеру и обходим его справа. Затем продолжаем движение в направлении вершины 1263 м. Идем по мелкой и средней осыпи. Проходим шесть ступеней подъема. Они начинаются с уклона 10 град и заканчиваются 20 – 35 град. участками. Выходим на вершину 1263 м в 15 часов 0 минут 4 х.ч. 40 х.м.
Спуск с вершины начали в 15 часов 10 минут по некрутой средней и мелкой осыпи (уклон от 20 до 10 град. Иногда пересекали участки "ровных" полей из крупных глыб, размерами более 1,5 м. Спустились метров на 100 (по высоте 4 х. ч. 50 х.м.
Затем начинаем подъем по склону вершины 1362 м по мелкой, средней и крупной осыпи (уклон 15 – 30 град.). Выходим к правому краю плато р. Бунисяк. Продолжаем, косой траверс, плавно поднимаясь по плато. Поднялись метров на сто и вышли к предвершинному взлету в. 1362 м 5 х.ч. 40 х.м.
Далее идет плавный сброс высоты (примерно 200 м) по осыпи. Вышли к краю плато, откуда начинается распадок, ведущий в долину р. Талая 7 х.ч. 30 х.м. С этого места группа шла вдоль края плато, останавливалась и проводила разведку всех кулуаров, по ходу своего движения. Были просмотрены и пройдены (траверсом) верхние части около 20 кулуаров.
Результаты разведки следующие.
Кулуары северо-восточного края плато, спускающиеся в долину р. Талая имеют следующий рельеф. По краю плато идет пояс вертикальных (или почти вертикальных) стен высотой от 15 до 50 м. Ниже идут осыпные склоны, преимущественно из мелкой осыпи. Встречаются, участки заросшие мхом. Крутизна этих склонов в среднем 30 – 40 град. Осыпные склоны всех кулуаров через несколько десятков (иногда сотен) метров (по протяженности) заканчиваются вертикальными сбросами (водопадами – при наличии воды) в несколько десятков метров высотой (10 – 30 м). Еще ниже идут каменные русла ручьев, преимущественно средне- и крупно-осыпные, с средним уклоном 20 – 25 град. Часть кулуаров (меньшая) идет "строго" по линии стока воды и просматриваются до р. Талая. В средней части русел имеются также сбросы ("водопады") высотой ориентировочно 10 – 40 м. Нижняя часть спуска – это выполаживающиеся к р. Талая каменистые русла ручьев, с уклоном от 20 до 5 град. Часть русел ручьев "извилистые", закрыты гребнями и не просматриваются с верхних участков спуска.
Есть несколько мест спуска на осыпные склоны с навешиванием одной веревки. Под вертикальными стенами есть неширокие (1 – 5 м) горизонтальные участки, откуда можно организовать спуск, по осыпным склонам до вертикальных сбросов (одна веревка) и далее прохождение этих сбросов (1 – 2 веревки).
Преодоление мелко-осыпных "ползущих" склонов (уклон 30 – 40 град.) при прохождении их с рюкзаками потенциально опасны, т.к. заканчиваются сбросами. Таким образом, прохождение всех кулуаров до р. Талая можно оценить, не ниже 2б к.сл. В "последний" (самый западный кулуар ведущий к р. Талая), можно спуститься без навешивания веревок, по крутой и средней осыпи (уклон до 60 град.), с края плато, в месте его перегиба – поворота на юго-запад. Для этого надо спуститься метров 20 вниз и заворачивая вправо (по ходу движения) выйти на осыпной склон, метров 10 ниже которого, начинается вертикальный сброс, высотой около 20 м. Метров через 500 (по протяженности) виден еще сброс. Траверсом мелко-осыпного склона (30 – 40 град.) можно выйти в восточные соседние кулуары, тоже над сбросами.
Спуск гребневым маршрутом потребует навешивания нескольких веревок, т.к. гребень крутой с участками "бараньих лбов". Нижняя часть гребня не просматривается.
Спуск по кулуарам ведущим в долину р. Бунисяк аналогичен. Отличия заключаются в следующем. В верхней части плато (край) нет сплошного пояса вертикальных скал и можно легко выйти на мелко-осыпные склоны. Но! эти склоны более крутые (35 - 50 град.) Ниже следует чередование участков вертикальных сбросов и наклонных скальных стен (50 – 70 град.). Выполаживание начинается только ближе к подножью плато (перед зоной леса). Это уже альпинистские варианты.
Ночуем у края очередного распадка 12 х.ч. 40 х.м.
Маршрут второй подгруппы.
Начинаем движение с седловины в 9 часов 50 минут, на запад, траверсируя подножие вершины, по средней осыпи (уклон до 20 град.), с выходом в истоки р. Хихикаль 2 х.ч. 00 х.м. Затем идем правым берегом р. Хихикаль, по мелкой, а местами средней осыпи. Доходим до скал 3 х. ч. 25 х.м. С левой стороны открывается вид на верхнюю часть каньона р. Хихикаль и озера в верховьях реки на правом притоке. Прямо и правее вид на верхнюю часть каньона и озер р. Бунисяк. Спускаемся по крупной осыпи (уклон 40 град.) метров на 30 вниз. Обходим озера, проходя южнее их 4 х.ч. 10 х.м. и траверсируем южные склоны подножья горы 1222 м, Далее проходим между "большим" и "малыми" озерами (фото ) 5 х.ч. 55 х.м. Рельеф – чередование заболоченных и каменных участков. Обходим "большое" озеро с юга и проходим по ручью вверх 7 х. ч. 10 х.м. Ночевка.

20.08.03. Выход в 7 - 10 и 9 - 00, бивуак в 21 - 15 и 24 - 35
Первая подгруппа.
Продолжаем разведку (налегке). Предпоследний кулуар распадка. Спуск начинается по средней и крупной осыпи (уклон 25 – 40 град., около 100 м по высоте), с выходом к скальному участку склона. Здесь три вертикальных сброса, высотой от 20 до 10 м (справа налево, по ходу движения). Спускаемся по самому низкому (левому) участку стены, тем более, что на нем есть полочки, для постановки ног (вертикальные перила 12 – 15 м) Веревку со стены не снимаем. Затем спуск идет снова по каменному руслу ручья. Не доходя до зоны леса траверсируем склон, отклоняясь влево и по осыпи спускаемся в русло другого (восточного) ручья.
Для упрощения дальнейшего спуска использовали переход с одной стороны ручья на другую. Иногда применяем приемы скалолазания. Доходим до "ступени сброса". Ее можно пройти лазанием по правому берегу (налегке), под скальной стеной или по левому берегу (вертикальные перила 8 – 10 м). Проходим сброс правым берегом.
Продолжаем движение по камням русла ручья. Проходим расстояние примерно в 200 м и подходим к каньону 1 х.ч. 40 х.м. С этого места стены каньона сужаются до 20 м и уходят вертикально вверх на несколько десятков метров (30 - 50),а водопад падает с высоты, примерно 20 м. Далее каньон расширяется и продолжается метров на 500. Участки сбросов чередуются с каменными участками русла ручья, крутизной 20 – 30 град. Стены каньона местами вертикальные, а местами наклонные, крутизна склонов более 50 град. Каньон низом не идется.
По правому берегу просматриваются следующие варианты обхода каньона верхом. Можно не доходя метров 10 до водопада, подняться по вертикальной стене, высотой около 10 м, с выходом на травянистый балкон, где может разместиться группа. Подъем не сложный, т.к. по всей высоте и ширине стены идут горизонтальные полочки шириной и глубиной по 5 –10 см. Здесь необходимо навешивание вертикальных перил (10 – 12 м), поскольку в случае срыва в речку, через 10 метров попадаешь в 20 м водопад. С балкона через ольховый стланик, траверсом, уходя от речки, идет пологий подъем на правобережный гребень. За гребнем просматривается участок склона, вдоль каньона, заросший лесом протяженностью примерно 500 м, и крутизной не более 30 град. Сам спуск с гребня на склон не просматривается.
Можно подняться на гребень и не доходя до водопада метров 200. Здесь "простой" подъем по осыпному склону.
Левый же берег каньона зарос густым ольховым стлаником, а дальше хвойным лесом, и должен проходиться без веревок. Поднимаемся обратно на плато по пути спуска 3 х.ч 30 х.м.
Далее снова начинаем спуск с плато, но уже с рюкзаками. Он отличается от вышеописанного участка только тем, что "ступень сброса" проходим не по правому берегу. В этом случае под скальной стеной надо навешивать наклонные перила (20 м), а точек страховки надежных нет. Легче и быстрей навесить 10 м вертикальных перил через скальный сброс левого берега.
Затем продолжаем обходить каньон верхом, по его левому борту. Через ольховый стланик уходим от русла речки подходя под скальные вертикальные стены, высотой в несколько десятков метров. Затем идем траверсом (вдоль стен) по склону (уклон 30 – 50 град.) через ольховый стланик. Иногда пересекаем крутые (до 50 град.) участки мелкой осыпи протяженностью 10 – 30 м. Проходим примерно 0,5 км и выходим к пересохшему руслу ручья, шириной 2 – 4 метра. Он строго по прямой линии идет к каньону (единственный из всех русел ручьев по пути следования, остальные извилистые.) Спускаемся по нему метров на 200 (по высоте) и доходим до вертикального сброса (20 м). Вдоль каньона идут крутые (обрывистые) склоны (более 60 град.), заросшие ольховым стлаником. Возвращаемся назад метров на 15 (по высоте) и продолжаем движение по склону – косой траверс со сбросом высоты. Далее по лесу через стланик уходим от обрывистых склонов каньона, заворачивая влево, выходим на пологий часть склона. По лесу доходим до р. Бунисяк 6 х.ч. 10 х.м.
Спуск с плато оцениваем 1б к.сл. (вертикальные перила 15 м, крутые участки осыпи). Прохождение каньона оцениваем 2а к.сл. (вертикальные перила 10 м, протяженные, крутые осыпные и стланиковые склоны).
По реке Бунисяк доходим до оз. Лама. Идем также как и 26 июля (брод р. Бунисяк, к.сл. 1а – 10 раз и н/к – 2 раза) 9 х.ч. 35 х.м.
Вторая подгруппа.
Выходим с места ночевки и продолжаем подниматься по средней и крупной осыпи (уклон 40 град.), на северо-запад, уходя от края распадка. Затем идут пологие подъемы по террасам. Между террасами ступени из средней и крупной осыпи, высотой 50 – 100 м и крутизной 20 – 40 град. Всего четыре ступени. Выходим на верхнее плато. Продолжаем движение по полю, преимущественно по средней и мелкой, реже крупной осыпи. Вершину 1344 м (смотри схему) обходим, справа 2 х.ч. 05 х.м. Отсюда направо открывается панорама р. Бунисяк. Поперек пути идет глубоковрезанный в плато распадок, за которым видна вершина. Забираем левее и выше и выходим на перевальную седловину 2 х.ч.30 х.м. в 12 часов 20 минут. Слева глубокий каньон р. Хойси. Уходим вправо и без потери высоты, по дуге, идем вдоль вершины (ближе к р. Бунисяк). После обхода вершины спускаемся (150 м) к седловине на краю каньона 4 х.ч. 45 х.м. Здесь болотистое место. Выходим к распадку. Спуск по верхнему склону распадка очень крутой (уклон 45 – 60 град.). Склоны из спрессованной земли. Есть выходы "бараньих лбов". Ниже склон не просматривается.
Продолжаем движение в направлении следующей вершины. Пологий подъем по мелкой, осыпи (уклон 15 град.) метров 100. Проходим предпоследнюю вершину в запланированном траверсе. Видимость ухудшается. Встречаем северных оленей. Обходим последнюю вершину слева и выходим к распадку. Отсюда открывается вид на оз. Лама (фото ) 5 х.ч. 50 х.м.
Начинаем разведку (налегке) в поисках спуска с северо-западного края плато.
Результаты разведки следующие.
Кулуары севернее в. 1166 м ведущие в долину р. Бунисяк крутые (уклон до 50 град.) с участками "бараньих лбов". Спуск без веревок, тем более не камнеопасный не просматривается.
Спуск в долину р. Хойси возможен по склону в районе в. 1166 м. Для этого надо навесить вертикальные перила (2 – 3 веревки по 15 – 30 м). Далее идет крутой склон из мелкой осыпи (уклон до 50 град.) Ниже начинается лес.
Разведка места спуска заняла по времени 2 часа. Проходим метров 150 назад. Здесь более безопасный путь. Он идет между стенками высотой 2 – 4 м (уклон до 40 град.). Проходим этот участок лазанием (по 2 – 4 м вниз несколько раз). Веревки не навешивали, т.к. опыт скалолазания достаточно большой, скалы сухие, рюкзаки пустые.
Вышли в распадок с осыпными склонами. Путь по левому склону проще. Спуск по нему идет по мелкой осыпи (уклон 30 – 40 град.), местами трава и кусты. Сбросили 300 м по высоте. Справа между склонами каньон (фото ). Спускаемся по склону крутизной до 40 – 50 град. (метров на 30) в узкий каньон. По левому склону очень плотные кусты. 8 х.ч. 55 х.м. Лучше навесить перила – 30 метров. Далее проходим вниз метров 30 и переходим на правый склон. По нему осуществляем небольшой траверс с выходом к лесу. В верхней части склон довольно крутой (до 35 град.), он зарос кустами и мхом. Постепенно крутизна уменьшается. Заворачивая вправо и сбрасывая около 300 м высоты, выходим выше каньона 9 х.ч. 30 х.м. Берег обрывистый. По мелкой галечной осыпи (уклон до 40 град.) спускаемся метров 10 к р. Хойси. Вода начинает, прибывать. Переходим реку и идем левым берегом до р. Бунисяк 10 х.ч. 10 х.м. Путь идет или по сели или по заросшему кустами лесу. Мы идем по сели. Около р. Бунисяк начинаются протоки. Поворачиваем влево и идем по одному из рукавов р. Хойси, по воде и мелкой гальке. Выходим к озеру, лес кончается 10 х.ч. 40 х.м. Впереди песчанная отмель.
Идем на север. Бродим несколько проток р. Бунисяк (4 протоки: ширина 15 – 30 м, глубина 0,4 – 07 м, скорость течения до 1 м/с). Затем проходим по берегу оз. Лама, выходим на его северный край. Становимся на ночевку 11 х.ч.25 х.м.
Спуск с плато к р. Хойси оцениваем как 2а к.сл. Спуск в непогоду или подъем по пути спуска, с тяжелыми рюкзаками, будет не легче 2б к.сл.

21.08.03. Выход в 12 - 30, бивуак в 20 - 15
Радиальный выход на гору "Шаман" (два участника)
С места ночевки идем по берегу оз. Лама на северо-запад. Доходим до распадка 35 х.м. Подъем на плато г. "Шаман" начинается вдоль распадка, направление на север. Продвигаемся по лесистому склону и кустам. Постепенно заворачиваем вправо (на северо-восток). Отошли от озера метров на 500 и выходим на осыпной склон. Подниматься легче по нему с выходом на гребень и далее по гребню подъем на плато. Ближе к границе зоны леса крутизна склона возрастает до 30 – 40 град. Далее идут участки "бараньих лбов" (уклон 60 – 70 град.) высотой 5 – 20 м. Их проходим, применяя приемы скалолазной техники. Некоторые можно обойти слева. Граница зоны леса проходит на высоте примерно 600 м. Открывается ущелье и слышен звук воды. Продолжаем движение по мелкой и средней осыпи гребневым маршрутом. Впереди (по ходу движения) несколько жандармов. Первый обходим справа лазанием (метров 10 по высоте, уклон до 50 град.). Второй обходим слева по осыпи и выходим на верхние полки. Справа плато круто обрывается. Уходим немного влево и выходим на плато в 14 часов 50 минут 2 х.ч. 05 х.м. Далее продвигаемся по краю плато на северо-восток, постепенно поворачивая на север. Открывается вид на долины р. Хойси, р. Бунисяк и далее р. Талая. На плато туман, а в долине солнце. По средней и мелкой осыпи проходим дальше по плато. Погода ухудшается. Возвращаемся к месту подъема 4 х.ч. 15 х.м. Затем спускаемся по пути подъема и выходим к озеру 6 х.ч. 00 х.м.
Сложность подъема оцениваем как 1б. Камнеопасных участков по пути нет. Веревок не вешали, так как шли налегке и скалы были сухие. При плохой видимости ориентиры вполне хорошие каньон – гребень и обрывы с плато справа гребня и далее на северо-восток и север. В принципе даже водники за две ходки смогут подняться вверх. Правда возможно придется навесить перила 1 – 2 места по 10 – 30 м, если не сыпать камни сверху на нижестоящих. На перилах вполне хватит верхней обвязки или страховки руками за веревку, в отдельных местах. Зимой ветер должен сдуть снег со склонов, а льда не должно быть. Есть шансы подняться на плато и зимой, очевидно категория сложности 1б - 2а, не ниже. Зато наверху по плато возможен проход в верховья р. Бол. Ханна-Макит.

6. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ (ПРЕПЯТСТВИЯ, ЯВЛЕНИЯ) НА МАРШРУТЕ

Средняя и крупная осыпь, засыпанная снегом. Можно неудачно провалиться между камней и подвернуть ногу.
Многочасовое передвижение по каменным россыпям, местами с "живыми" камнями. Пере-напряжение глаз и стоп ног. Достаточно большая вероятность сделать неверный шаг из несколь-ких десятков тысяч шагов. Аналогично передвижение по мокрым камням, например, в дождь.
Крутые протяженные склоны (уклон более 35 град.) из утрамбованной мелкой осыпи или разрушенных скальных выходов, типа "бараньих лбов", в случае преодоления их без навешивания веревок (а навешивать сотни метров нет смысла). Надо, искать путь, попроще. На крутых склонах много камнеопасных участков, отдельные камни могут сдвинуться, а кусты легко вырываются или ломаются.
Спуски (подъемы) с плато или прохождение каньонов в непогоду (туман, дождь) по неиз-вестному пути. Сложность в ориентировании.
Завалы плавника на озерах. В случае падения при соскальзывании со ствола или слома вет-вей под ногами, вероятность получения травмы большая, особенно, если рюкзак тяжелый (падение на обломанные ветви).
Броды через реки, в каньонах с отвесными стенами и последующими водопадными сливами. Организация переправ через глубоководные реки шириной более 20 м и скоростью течения выше 2 м/с. Вода в дождь очень быстро прибывает и скорость ее увеличивается.
Внезапная встреча с медведем (медведицей с медвежатами).

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Часть маршрута проходила по территории заповедника. Адрес заповедника 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская д.1.
Спасработы в этом районе сильно осложнены – дорогой вертолет. Отдаленность района, отсутствие связи, местного населения и туристов предполагает в случае серьезного ЧП посылать за помощью двух участников, а это долго (если надо пройти 100 – 200 км). То есть даже сход с маршрута займет много времени.
Адрес Таймырской окружной службы спасения 647000, г. Дудинка Таймырского автономного округа, ул. Советская, д. 12, телефон (39111) 587–11.
Следов пребывания человека – старые костровища, мусор, и т. д. встретили всего два раза. Местное население в последнее время мало охотится. Попадались только старые капканы на мед-ведя. Много следов зверей. Видели медведей, оленей, зайцев и волков. Звери и птицы иногда подпускают к себе очень близко. Встреча с медведем, не видевшим человека опасна, поэтому брали с собой сигнальные патроны (по два на каждого участника). Рыба в этом районе есть, но поймать ее можно далеко не всегда, и не везде, да и времени в спортивных пеших походах на это зачастую не хватает. Поэтому поймали всего 15 кг. На реках ловится в основном хариус (на блесну и насекомых). Ягоды вызревают к середине августа. Основная ягода – это голубика. По пути есть и грибы.
Изб мало, и они развалившиеся. На оз. Манумакли в приличном виде только баня. Кордоны на оз. Аян находились не по пути, там нет раций, людей и очевидно продуктов. Даже на оз. Лама не просто встретить людей, они рыбачат в основном в западной части озера, и в выходные дни.
Каждому участнику надо иметь накомарник и репелленты, а палатки брать с москитными сетками. Наверху насекомых меньше, но там не всегда удается найти хорошее место для ночевки, да и болотистой почвы хватало. Обувь, конечно же, не выдерживает таких диких нагрузок, поэтому необходимо иметь ее очень хорошую, а лучше две пары или хороший ремнабор.

Погода в районе может быть разная дождь, туман, снег, ветер. Надо иметь хорошие дожде-вики. Было тепло. Иногда шел дождь, августе, днем иногда до 20 град. Но 8 августа при подходе к р. Гагарья – 1 выпал снег (20 – 50 см), ветер был сильный и холодный. К середине августа на плато ночью уже заморозки. Днем на солнце тепло, а в тени прохладно. Лес есть не везде, а сварить пищу на сырых веточках не так–то просто. В верховьях рек и на плато нет даже кустов. Желательно иметь примус или газовую горелку.

Карты имеют ряд неточностей: не все каньоны и водопады обозначены. При дожде и тумане ориентирование сильно затруднено, особенно на плато. В дождь реки быстро поднимаются, и по склонам начинается движение камней. Реки и каньоны вдоль них могут создать большие пробле-мы и не только в паводок. При плохой видимости лучше не растягиваться рации могут и не по-мочь. При переправах организовать страховку с помощью веревки иногда не просто. Район осо-бенно интересен для водных туристов поскольку реки сложные для сплава. Недаром в этом году в ПСО было зарегистрирово 17 водных групп и лишь 1 пешеходная (наша).

Список общественного снаряжения

1. Пассатижи
2. Гвозди (разные)
3. Шурупы
4. Напильник (малый) 2 шт.
5. Клей резиновый
17. Мелочь всякая
Итого: …………………………………..1,5 кг

Мед. аптечка
1. Бинты 7см  5 м – 15 шт.
2. Вата – 0,15 кг
3. Йод – 1 флакон
4. Зеленка – 1 флакон
5. Марганцовка
6 Нашатырный спирт – 1 флакон
7. Уголь активированный – 40 табл.
8. Аспирин – 30 табл.
9. Анальгин – 20 табл.
10. Шприцы одноразовые – 15 шт.
11. Нитроглицерин – 1 упаковок.
12. Валидол – 10 табл.
13. Стрептоцид – 20 табл.
14. Имодиум – 30 табл.
15. Но-шпа – 10 табл.
16. Темпалгин – 50 табл.
17. Димедрол – 5 ампул.
18. Супрастин – 4 ампулы.
19. Фурацелин – 20 табл.
20. Сода – 50 грамм.
21. Мазь Вишневского – 1 тюбик.
22. Мазь Бутадионовая – 1 тюбик.
23. Мазь Финалгоновая – 1 тюбик.
24. Лейкопластырь – 2,5см  10 м.
25. Пластырь бактерицидный – 10 шт.
26. Эластичный бинт – 5 м.
27. Эластичный жгут – 1,5 м.
29. Ножницы медицинские (малые).
30. Пинцет – 1 шт.
31. Скальпель – 1 шт.
32. Спирт – 0,2 л.
Итого: ………………………….1,5 кг.

Продукты питания
Продуктов брали по 600 грамм в день на каждого участника.
На весь поход, на группу брали:
Масло подсолнечное – 2 л.
Масло сливочное (топленое) – 3 кг.
Сублимированное мясо – 3 кг.
Сало – 3 кг.
Колбаса сырокопченая – 3 кг.
Сливки сухие 3 кг.
Сахар 3 кг.
Сахарозаменитель 1000 табл.
Шоколад 2,5 кг.
Остальные продукты такие же, какие обычно берут в поход многие группы туристов, хотя сейчас есть в продаже хорошие, дорогие продукты. Как правило, всегда мало бывает углеводов и витаминов. Главное выдержать соотношение белков, жиров и углеводов.

8. СТОИМОСТЬ ПОХОДА
Расходы на одного участника:
Самолет Уфа – Норильск – 7200 руб.
Самолет Норильск – Уфа – 7200 руб.
Катер по оз. Лама (от водного порта г. Норильск) – 3200 руб.
Катер по оз. Лама (до водного порта г. Норильск) – 1500 руб.
Из города в порт ходит рейсовый автобус. Стандартная стоимость катера 15тыс. руб., до вос-точного берега оз. Лама.
Стоимость продуктов питания для похода ненамного, дороже, чем питание дома. Их нет смысла учитывать. Многое можно купить и в г. Норильске. Цены приемлемые.
Прочие расходы – проживание, питание, проезд – 1500 руб.
Фотографии, видеофильм, мед. аптечка – 800 руб.
Итого: 21200 руб.
Кроме всего прочего могут возникнуть дополнительные расходы. В этом году ремонтирова-ли взлетную полосу в аэропорту и самолеты не летали в субботу, воскресенье и понедельник. Это выяснилось только в г. Норильске. В итоге пришлось находиться в городе два дня.

9. РАСЧЕТЫ, ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

ЛОКАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ (ЛП):
Перевалы, соединяющие, долины рек:
2а – 3: ….Бунисяк и Хихикаль (900 м)
………….Хихикаль Икэн и Токинда (650 м)
………….Гулями Икэн и Хойси (1050 м)
1б – 3:…..Лев. Китоба–Чаякит и Иркинда (1150 м)
…………..Гулями Икэн и Бунисяк (1250 м)
…………..Иркинда и Гагарья-1 (1200 м) (при хорошей погоде, к.сл. 1а)
н/к – 3:…..Токинда и Кутарамакан (250 м)
…………..Нерал Икэн и Гулями (500 м)
…………..Гугями и Гулями Икэн (950 м)
Вершины:
2а – 1:……в. 1171 м на юго-западе оз. Аян. Восхождение из каньона р. Гулями
1б – 1:……г. "Шаман" (1000 м) на севере восточного берега оз. Лама
Траверсы:
2а – 3:……Плато между долинами рек Иркинда и Кутарамакан (44 км, в. 1а – две, в. н/к – че-тыре, пер. н/к – шесть)
……………Плато вдоль р. Бунисяк (40 км, в. н/к - одна)
……………Плато вдоль р. Хихикаль и между долинами рек Бунисяк и Хойси (45 км, пер. 1а – один, пер. н/к - один)
н/к – 1:……Плато между долинами рек Бунисяк и Хихикаль (15 км, в. н/к,"1250" м - одна)
Каньоны:
2а – 3:……..р. Хихикаль Икэн (1 км, брод к.сл. н/к – 4 раза)
…………….прав. притока р. Бунисяк (1 км) (№ 2)
…………….р. Бунисяк (рад. выход 2,5 км, брод к.сл. 1а – 16 раз)
1б – 5:……..р. Бунисяк (1,5 км, брод к.сл. 1а – 3 раза, н/к – 2 раза)
…………….лев. притока р. Бунисяк (3 км, брод к.сл.1а – 1 раз)
…………….прав. притока р. Иркинда (1,5 км)
…………….лев. притока р. Иркинда (3 км)
…………….прав. притока р. Бунисяк (рад. выход 0,3 км) (№ 1)
1а – 6:……...р. мал. Кутарамакан (1,5 км)
……………..р. Иркинда (2,5 км)
……………..р. Нерал Икэн (2,5 км)
……………..р. Гулями (2,5 км)
……………..р. Гагарья-1 (2,5 км, брод к.сл.1а - один)
……………..р. Курейка (рад. выход 7 км)
Переправы:
……………...р Иркинда – 3 раза
……………...р. Нерал Икэн – 3 раза
……………...прав. приток р. Иркинда – 1 раз

Маршрут характеризуется высокой сложностью, которая складывается из следующих со-ставляющих:
1. Набранное количество баллов, за пройденные отдельные группы ПП (осыпи, раститель-ность, болота) больше или приближаются к максимально допустимым значениям для походов 6 к.сл. (см. табл. 4). Результатом этого является то, что количество баллов за ПП превышает идущие, в зачет в 2,5 раза (287,5 баллов вместо 110 баллов зачетных).
2. Локальные препятствия характеризуются большим разнообразием. Это перевалы, каньо-ны, траверсы, вершины, броды. В тоже время их количество большое (83). Результатом этого яв-ляется, то, что набранное количество баллов (191,5) за ЛП превышает максимально возможное значение (150 баллов).
3. Перепад высот составил от 12,7 км до 16,8 км, что является достаточно высоким показателем для пеших походов.
Оригинальность маршрута заключается в нетрадиционном подходе при составлении маршрута и при его прохождении. В нитку маршрута включены как каньонные участки первопрохождений по ущельям притоков рек, так и протяженные траверсы по плато (по 40 – 45 км). При этом подъемы (спуски) на плато совершались в основном по их склонам и распадкам, а не по долинам "больших", известных рек. Показав тем самым, что можно находить приемлемые пути прохода на плато (не сложнее 2а к.сл.), в протяженных и сложных участках многосотметровых крутых склонов со скальными выходами, не ниже 3 к.сл. и к тому же камнеопасных. Для этого пришлось проводить многочасовые разведки склонов опытными участниками.
Поскольку водные, пешие, лыжные маршруты часто начинаются или заканчиваются на вос-токе оз. Лама были проведены разведки путей подъема (спуска) на плато между долинами рек Та-лая и Бунисяк, рек Бунисяк и Хойси, рек Талая и Хикиканмыгда. Рекомендации по итогам этих разведок приведены ниже.
В общем предполагаемые первопрохождения на маршруте составили более 50 % (18 из 29 табл.3).
Прохождение восточных районов от оз. Аян (гора Камень, р. Оран и т. д.) требует вертолет-ной заброски. Поход показал реальную возможность пройти за 35 – 40 дней 700 – 800 км, группой из 6 – 8 опытных участников, в возрасте от 30 до 50 лет. Это позволит связать район оз. Лама и район оз. Аян и р. Оран, без дорогостоящей вертолетной заброски. Например, по маршруту оз. Лама – р. Гулями или р. Кутарамакан – оз. Аян – р. Капчук или р. Амнундакта – г. Камень – р. Оран – р. Никарачи – пересечение р. Холокит – р. Дулук Икэн – оз. Аян – р. Бол. Ханна-Макит – оз. Лама.

Пешим туристам можно рекомендовать: На выходе к оз. Лама с легкими рюкзаками при хо-рошей погоде спускаться с горы "Шаман" (к.сл. 1б) или траверсировать плато между р. Бунисяк и р. Хойси со спуском к р. Хойси (к.сл. 2а). В верховьях рек далеко не все каньоны проходимы, т.к. в узких иногда не видно путь наверх, а сверху мешают "бараньи лбы", а при плохой погоде в каньонах стоит туман. На разведку же может уйти очень много времени. В походах, по Плато Путорана где километраж более 500 км, не советуем брать участников без достаточного опыта походов 5 к.сл. пройденных в северных районах и без хорошего опыта хождения по камням любых размеров. Также участники должны иметь квалификацию для прохождения скальных перевалов на уровне 2а к.сл., без использования веревки и опыт преодоления холодных рек, глубиной до 0,8 – 1,0 м, с сильным течением.

Водным туристам можно рекомендовать: Сразу от оз. Лама подниматься на г. "Шаман" и по плато напрямую выходить в верховья р. Бол. Ханна-Макит и спуск к реке или попробовать еще траверсировать плато в сторону оз. Аян, если будет мало воды. В верхней части (выше границы зоны леса) груз можно поднять на плато челноком. Можно подстраховаться, повесив перила для рук. Проход низом по рекам на плато должен быть сложнее. Во всяком случае по р. Бунисяк. Много бродов. Выше каньонные участки.
Лыжным туристам можно рекомендовать: Подъем на плато через гору "Шаман" (или спуск). Лавинной опасности не должно быть и подъем должен быть на уровне 2а. Груз можно также вверх перенести челноком и подстраховаться в случае необходимости веревкой. Очевидно, понадобятся кошки.
При разработке маршрута особое внимание было уделено обеспечению безопасности.
Были приняты следующие меры:
1. Традиционные – проработка материалов по району и вариантам маршрута (фото-, видео-информация, литература общего и специального характера).
2. Разработаны запасные маршруты и аварийные выходы.
3. Взяты консультации у руководителей из разных регионов России, водивших группы на Плато Путорана (не только пешие походы).
4. Пришлось отказать в участии в походе нескольким туристам, которые не "потянули" бы этот поход, несмотря на то, что они имели от 1 до3 пеших походов 5 к.сл. В поход не взяли собаку (травмировала бы лапы).
5. Костяк группы (4 участника из 5) имели опыт совместных походов по 4 видам туризма, т.е. была хорошая схоженность группы.
6. Трое из пяти участников имели руководства 5 к.сл. по пешему и 4 к.сл. по горному, лыж-ному, водному туризму. Это создавало запас прочности в случае разделения группы или проведе-ние разведок для первопрохождений на маршруте и принятия правильных решений в пути.
7. Каждый из участников имел по два сигнальных патрона, которые можно использовать и для отпугивания медведей.
8. Преодоление больших расстояний (450 – 600 км) в таком сложном и редко посещаемом районе как Плато Путорана приведет автоматически к следующему. Во-первых наберется боль-шой километраж разных ПП , а во-вторых большое количество разных ЛП. Поэтому при разработке маршрута изначально мы не планировали преодоление ЛП выше 1б к.сл., несмотря на то, что участники имели опыт прохождения перевалов от 2б до 3б(п/п) и вершин 4 и 5 к.сл. Тем более знали, что придется делать первопрохождения и сложность некоторых из ЛП может оказаться выше 1б.
9. В походе был скорректирован график движения и нитка маршрута. Траверс плато на север, вдоль оз. Аян с выходом к оз. Лама долиной реки Бол. Ханна-Макит был заменен на более простой, быстрый и безопасный по долине р. Гулями. Это сделали, т.к. один участник подвернул ногу, а у другого не было времени идти более 28 дней (спешил на работу).
10. Поскольку сложный маршрут пришлось пройти только с двумя полудневками (из 26 дней) то радиальные выходы на вершины и водопады смогли сделать только трое участников имеющих опыт походов продолжительностью до 30 дней. Это позволило двум другим участникам восстанавливаться за дополнительную дневку и полудневку.
11. "Высокая" автономность района и значительная удаленность от людей (а значит и помо-щи), в случае травмирования участника, может привести к серьезным последствиям. Поэтому, не-смотря на то, что группа "сильная" маршрут пройден без разделения на подгруппы, кроме одного раза за два дня до окончания похода. Также была дана строгая установка подгруппам не прохо-дить ЛП сложнее 2а к.сл. В случае если не будет найден "простой" вариант спуска с плато, то то-гда вернуться немного назад к р. Бунисяк и пройти к оз. Лама по простому пути – пути захода на маршрут.
12. Было взято соответствующее для данного похода снаряжение (каски, обвязки,…)
Пройденный поход можно характеризовать высокой степенью напряженности. Это является следствием следующих причин:

Во-первых. Пройден маршрут протяженностью 600 км.

Во-вторых. Пройден большой километраж ПП (169,5 км, из них 2 к.сл. 54 км).

В третьих. Для "поддержания" скорости на маршруте во многих случаях шли не берегом по мшанику в лесу, через ерник, местами стланик и бурелом, а по камням русел рек. Это привело к тому, что вместо обхода прижимов и каньонных участков "делали" в некоторые дни более 5 бро-дов 1а к.сл. (27 и 30 июля, 12 и 20 августа). Например, 27 июля р. Бунисяк и его притоки бродили 28 раз (1а к.сл.) Реки иногда сильно петляют.
Несмотря на такой тактический прием, все же обходы каньонных участков "верхом" делали почти на всех реках и их притоках.

В четвертых. Траверсы плато между долинами рек включали подъемы (иногда восхождения) на вершины – сопки и спуски в межвершинные понижения. Несмотря на то, что перепад высот между ними был небольшой (обычно 100 – 300 м), такие подъемы (спуски) осуществлялись по не-скольку раз за день. Например, за 5 и 6 августа при траверсе плато между долинами рек Иркинда и Кутарамакан было пройдено 6 вершин (восхождения) и 6 седловин (общий перепад высот составил 2200 м), не считая подъемов (спусков) на склоны других вершин. Вершины обычно плоские и большой протяженности.

В пятых. Кроме ПП – осыпей на склонах, пройдено много каменистых участков (большая часть маршрута) на "ровной" местности (русла рек, берега озер, плато). Иногда приходилось идти по ним по 2 – 3 дня подряд. Например, два дня (2 и 3 августа) по берегу оз. Кутарамакан и р. Ир-кинда, три дня (12, 13 и 14 августа) по руслу рек Яктали и Нерал. Эти "скачки" с рюкзаком по раз-ным по размерам камням, в течении многих часов требуют внимательности и хорошей физической подготовки. В результате к концу похода у всех участников "гудели" ноги. Для разгрузки ног, пришлось несколько раз, в ущерб скорости передвижения, идти не по камням, а по мшанику в лесу, через заросли ерника.

В шестых. Подъемы на плато, из долины одной реки и спуски с плато в долину другой реки имеют десятки разных путей. Иногда только 1 – 2 варианта из них приемлемы. Приходится делать разведки (дополнительные нагрузки).

В седьмых. Маршрут насыщен очень большим количеством ЛП (83). Подавляющее большинство из них это ЛП 1а к.сл. и н/к. Количество ЛП 1б к.сл. и выше составило 24, из них 2а к.сл.: – 3 перевала, 1 вершина, 3 каньона, 3 траверса, 1 переправа и 2б к.сл. – 1 переправа, всего 12 ЛП. Большая часть из них претендует на первопрохождения (16 из 24).

Особенности района – троп почти нет, а если есть, то в основном "звериные". Они обычно бывают заросшие ерником и кустами или завалены упавшими деревьями или просто исчезают. Также больше половины маршрута составляет хождение по камням, по руслам рек и притоков по плато, по берегу озер. Причем береговая линия озер не такая ровная, как на картах, а состоит из участков: мыс – залив. Пройти по прямой лесом (по бурелому) сложнее да и ручьи, стекающие из распадков, превратили берега в болотистую или вязкую для передвижения смесь из песка и земли.
Иногда лес очень близко подходит к воде (как озер, так и рек) и ветви деревьев и кустов свисают над ней. Иногда и камни лежат на берегу, образуя уклон в 30 – 40 град. Есть места, где завалы из плавника высотой до 1,5 м (например, на оз. Кутарамакан). Не только лес, но и склоны выше зоны леса, в основном заросли ерником и покрыты мшаником. Реки извилисты, иногда очень сильно "петляют". На них много каньонных участков и прижимов. Перед группой стоит выбор идти через труднопроходимый лес, или делать частые броды рек, или лезть вверх – вниз обходя прижимы верхом. Мы при бродах использовали в основном индивидуальную страховку – альпеншток. Через оз. Кутарамакан переправились на плоту связав 7 бревен.
Течение в дельте реки Кутарамакан и на озере тихое. Ширина реки до 150 м, из них более 100 м мелко, глубина до 1 м. Дно песчаное.
Река Курейка имеет быстрое течение. В месте переправы порогов нет, ширина реки пример-но 60 м. Сделали плот. Упаковали вещи в рюкзаки и переплыли. Снос составил 400 м. Глубина р. Курейка не позволяет перейти ее, ни при какой воде – только вплавь.
Как обычно после 15 – 20 дней почти в любой группе появляются люди, которые уже "наелись" районом и им хочется домой. Это в основном молодежь или кто физически слабо подго-товлен. В итоге начинаются постоянные разговоры о доме, о пиве, о работе и т. д. У нас одному участнику не удалось решить проблему оформления 2 – 3 дней административных, плюс аэропорт в г. Норильске не работал три дня (ремонт). Реально можно было пройти еще до 130 – 180 км, т.е. сходить на г. Камень (нужно было дополнительно от 5 до 8 дней, которых у нас не было), или сде-лать все-таки траверс вдоль оз. Аян с выходом по р. Бол. Ханна-Макит. Это, несмотря на то, что маршрут был напряженный и "старики" отдыхали, в сумме 1 – 1,5 дня, а "молодые" 2,5 дня.
Все остальное время – это работа на маршруте – 25 дней в среднем по 7,5 часов, чистого хо-дового времени. Правда, в начале маршрута много останавливались для видеосъемок.
Маршрут пройден полностью автономно, в спортивном стиле и темпе, без каких либо забро-сок. За весь поход встретили только одну группу водников из Москвы на Иркиндинском водопаде. Им большое спасибо за батарейки к фотоаппарату. Иначе пришлось бы полмаршрута снимать только на видео.

Маршрут проложен по линейной схеме с соблюдением принципа непрерывности, проходит как по тундре, так и по горным формам рельефа Плато Путорана.
За время маршрута:
- суммарный набор высот составил, м ………………………………………………………400
- суммарный сброс высот составил, м ………………………………………………………400
- чистое ходовое время составило час – мин. …………………………………………….1 – 30
Во время радиального выхода р. Бунисяк (каньон)
- пройденное расстояние составило, км ……………………………………………………….9

Всего пройдено в сквозном направлении 17 перевалов:
2а - 3*
1б - 3*
1а – 1 (при траверсе плато)
н/к – 10 (из них 7 при траверсах плато)

Всего совершено 10 восхождений на вершины:
2а – 1**
1б – 1**
1а – 2 (из них все при траверсе плато)
н/к – 6 (из них все при траверсе плато)
Пройдено 14 каньонов:
2а – 3 (из них 1 при радиальном выходе и 2* и 1**)
1б – 5 (из них 1 при радиальном выходе и 2* и 1**)
1а – 6 (из них 1 при радиальном выходе и 1*)
Совершено 4 траверса плато
2а – 3*
н/к – 1
Всего пройдено 81 переправа:
2б – 1
2а – 1
1б – 3
1а – 59 (из них 20 при прохождении каньонов)
н/к – 17 (из них 6 при прохождении каньонов)
* – первопрохождение

1б – 8
1а – 90
н/к – 17,5
Активная часть похода состоит из 23,5 – 26 календарных дней. Количество дневок – от 0 до 1, полудневок от 2 до3 (у разных участников)
В целом маршрут по технической сложности, протяженности, продолжительности, линейности, непрерывности, автономности соответствует пешеходному походу 6 к.сл. Основная цель похода выполнена.