Чеведале в январе и немного про Эльбрус

Пишет Soldmax, 10.02.2014 23:46

И ещё про начало текущего сезона

Итоги первой половины скитур/скиальп сезона осень 2013 - весна 2014

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

Так получилось, что предыдущие 2 года (в плане скитура/скиальпинизма), прошли не сказать, что без новых впечатлений, но, полностью, не принесли чувства приближения к постижению неизведанного. Исследовались Штубай, разные Доломиты в однодневном режиме или с проживанием в хижинах, преимущественно соло..., некоторые другие окрестности Инсбрука и Больцано - Мерана, летом два года назад был также соло выезд в Безенги с палаткой в Укю и скитуром под Думалу 20-го июня. Ещё надо отметить красоту Гран Парадизо в апреле на скитуре. Завершенность и логичность того 2-х дневного (для меня) блиц-турне (за возможность поучиться логике - огромная благодарность Сергею Романову), видимо, и задали рамки планирования на новые осень-зиму.

На начало сезона возникла идея сходить на Эльбрус под хорошую погоду осенью, а в январе в Восточных Альпах - Доломитах зайти на какую-нибудь "знаковую" вершину и продолжить ранее начинавшиеся в разное время маршруты.

Про Эльбрус по классике говорить и нечего, кроме того, что всё прошло четко и быстро в идеальную для восхождений погоду 6-11 октября.

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

Хронология: воскресенье - приезд, понедельник - выход с поляны на 3000 на Чегет, вторник - скитур до Приюта, среда - в хижину на 4200 (за возможность воспользоваться спасибо Кириллу Анисимову), в четверг я ходил до 5000, а другие трое участников сразу пошли на вершину, спускались целые и довольные, но до 8-ми вечера, а в пятницу мне пришлось опять соло (и вообще единственному 11 октября) - в 5:00 выход, 11:00 седловина (погода как на курорте...)

в 13:30 на вершине, ветра почти не было, на камеру видео с голосом записывалось, потом в 17:00 уже в хижине на 4200 и тут оказалось, что мои компаньоны (по странной доброте) унесли вниз со своим мусором почти всё - что вкуснее сухарей и мягче ледоруба, пришлось мне собирать рюкзак и вниз... Чем дальше шел, тем меньше тревоги, хотя и стемнело сначала, потом фонарь разрядился... хуже всего было на пологих участках спусковой трассы под Миром (я то без лыж - бывало почти по-пояс в снегу), но так или иначе, к 21:30 по обледенелым бульдозерным следам вывалил на Азау к встречавшей машине с чувством полного удовлетворения Эльбрусом.

Две недели в январе в Альпах были разделены на первую часть в Доломитах и далее был поиск места не очень далеко, чтобы с горами-вершиной повыше, но на скитуре проходимой, а также, с возможно большим количеством подготовленных трасс рядом для катания детей, которые ездили со мной. В результате на вторую неделю мы оказались в Зульдене (Сольда).

Прогулки на скитуре в Доломитах ограничились погодой - подъемом на Колбрикон

и пробным выходом к Пассо Травиньоло

Серьезных идей с учетом погоды не было, так - просто приблизиться и посмотреть..., но компания сложилась неплохо - погулять в легкую получилось

Обилие снега в этом году в Доломитах (3 и более метров на высотах от 2000 м) (текущее состояние, например: http://www.meteotrentino.it/dati-meteo/stazioni/dygraph/graph/elenco-staz-neve.aspx?ID=232). За собственный опыт 10-ти лет такого количества я в этих местах не видел. Да и по календарям погоды близкие данные по высоте снежного покрова - только по концу 80-х годов...

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

комично в снегу выглядят летние знаки-указатели (грибы не рвать, на великах не ездить):

Пале ди Сан Мартино очаровывает зимой не меньше чем летом:

Вслед за этим, Зульденталь в день приезда встретила плотной облачностью уже на 300 метров выше самого Зульдена, так что не Ортлера, ни каких вообще вершин видно не было. В поселке шел снег, высота сугробов у расчищенных парковок больше двух метров. Учитывая, что по оставшимся пяти дням уверенного прогноза не было, начал было убеждать себя в необязательности законченных восхождений - погулял, с детьми покатался по трассам - чем неплохо...

Через день погода улучшилась (по крайней мере на первую половину дня), я решил попробывать пройти к седловине под Зульденшпитце. Здесь я опускаю гадание по картам, изучение гайдбуков, попытки привязаться к ранее неизвестной местности, оценить условия снега и т.п.

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

Фотография снята уже после спуска с промежуточной точки - куда удалось подняться (отмечена кружком). Я опять прогулялся на скитуре в одиночестве, старых следов не заметил, поэтому больше смотрел и изучал. Через день обещалось улучшение погоды, поэтому следующий день я катался с детьми по трассам и морально готовился. В планах было: как минимум - зайти на седловину Зульденшпитце или на перевальчик - левее с обозначением старой хижины времен Итало-Австрийской границы и Первой Мировой или, как максимум - зайти таки на Чеведале.

С утра было холодно и ветренно, наверное, где-то -12 -15 градусов. В начале подъема в тени мерзли то руки, то ещё где, часа через три с половиной вода в пластиковой бутылке замерзла, но пить-то не особо и хотелось... На солнце было теплее, погода в целом радовала, мешала только неуверенность в направлении движения, отсутствие старых следов на леднике, и опять, на горе я был один, только внизу под сенью Ортлера весело катались горнолыжники-туристы.

С перевала оказалось, что потеря высоты перед выходом на сам Цуфальфернер к вершине не так и велика, и что смысла выходить на него через более восточный проход при движении с Зульденфернера и нет.

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

Хижина Казати правее по ходу движения была закрыта, следов людей не было, через час движения по леднику и 4,5 часа с момента одевания камуса на 2550 я подошел почти к вершинному гребню на высоте в районе 3500.

Хотя, в принципе, оглядываясь назад, я бы, наверное, поднялся на гору в тот день, но в тот момент спокойной уверенности у меня не было: хоть пока и солнечно, но времени уже за два часа дня, как правильно лезть на вершину я не знаю, подсказок не вижу, да и как обратно на перевал забираться на промерзшем камусе, прогнозировать не могу. Было совсем не жарко и хоть в рюкзаке имелись варианты утепления, переодеваться тоже абсолютно не хотелось.

В общем, вспомнив о сносном прогнозе погоды на завтра, я решил вернуться спокойно назад в уютный отель, к детям, а завтра, с учетом следов и полученного понимания забраться на эту Чеведале.

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

На следующий день я оделся теплее, уже в начале маршрута увидел попутчиков: пару скиальпинистов выше впереди, уже на пути к первому перевалу, других поодаль в стороне. Ортлер "светился" и всё выглядело замечательно

Пройдя почти весь путь до подъема на гору по следам предыдущего дня (опережавшая меня пара чаще выбирала более пологие траектории, я же на К2 Coomba 181см, с камусом 120, вырезанным под кант чаще шел "в лоб") до вершинного взлета я добрался почти на час быстрее, чем днем ранее, хотя мои попутчики впереди уже готовились спускаться на лыжах от вершины, и, как я видел, наверх они забирались в кошках.
Ожидая, пока они спустятся я, обдумав заранее, решил пробывать подниматься, не снимая лыжи.

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

Неизвестно - что было бы в результате быстрее: подниматься на скитуре, хоть и с учетом следов спуска, но, обходя участки фирна с крутизной где-то до 40 градусов и т.п., или в кошках и с ледорубом, но в результате всего, минут за 40, на гребень и к вершине я проскитурил вполне успешно.

Сосновый "эко-крест" на вершине, тем не менее, был скромен...

С учетом времени уже за 3 часа дня и опыта предыдущих дней спуск обратно прошел без сложностей, но "в темпе"

Чеведале в январе и немного про Эльбрус (Ски-тур, ски-тур, скитур, горные лыжи)

У подъемников (нижней очереди гондолы) я был в районе 5-ти, отзывчивые "канатчики" видели меня и знаками предлагали воспользоваться средством механизации, но я поехал вниз на лыжах в Зульден или Сольду.

Через два дня, доехав из Южного Тироля до Московской области, наблюдать уже приходилось более привычные зимние картины: