Российская Школа Гидов — Скитур-2 / Терскол, Приэльбрусье, апрель 2014 (фоторепорт)

Пишет Алекс Кузмицкий, 04.06.2014 20:12

В Приэльбрусье недавно завершился очередной учебный блок Российской Школы Гидов. На этот раз он состоял из курса "Альпинизм для лыжных гидов" и продвинутого скитурного курса "Скитур-2". Мне довелось поучаствовать в качестве ассистента преподавателя на первом и в качестве участника — на втором. Небольшой репортаж о последнем, — ниже.
Российская Школа Гидов — Скитур-2 / Терскол, Приэльбрусье, апрель 2014 (фоторепорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, кирилл анисимов, гиды, ifmga, таня вилимович, сергей фурсов, rmga, миша гринев)

Данные модули Школы проводились в Приэльбрусье (Эльбрус, Чегет, Адыл-Су).

Я не был на Эльбрусе с 1999-го (в Приэльбрусье — с 2007 г.). Что явно бросается в глаза, — ничего принципиально не изменилось. Все та же разруха в городах и головах людей, но, с другой стороны, великолепие гор и обезаруживающее гостеприимство по-прежнему на месте.

Честно говоря думал что больше никогда не приеду сюда (по ряду причин), но, благодаря курсам, я снова оказался в Терсколе и Азау. И чертовски рад этому. Все-таки это наше фрирайдерное «место силы», как не крути. По крайне мере для райдеров 1/6-й.

Думаю, надо в следующем сезоне обязательно выбраться на недельку, покатать с тамошними друзьями.

Но не ради конкретного района мы ехали. А ради знаний и, конечно же, ради общения с такими же «ударенными на голову», как мы.

Гидовская среда представляет собой крайне тонкую прослойку, где каждый — уникум. Все очень разные, но чертовски интересные и увлеченные люди. Общение с ними — настоящее интеллектуальное удовольствие.

На фото: Кирилл Анисимов (Терскол) и Тася Алехина (Киев-Гудаури).

Скитур-2 это уже не совсем учебный курс. Рекомендацию на него получали лишь те кто уже «хорош собой». Поэтому — почти никаких лекций, занятий не было. Лишь практика, практика и еще раз практика. Каждый божий день мы скитурили, посменно работая лидерами группы.

Это довольно сильно отличалось от того что было на Скитуре-1.

На данном курсе предполагается что ты уже все и так знаешь… и по сути лишь должен продемонстрировать уровень владения знаниями-умениями-навыками.

Речи о новых навыках не шла. Лишь доводка в мелочах, или, если угодно, «шлифовка». Но, как известно «дьявол в деталях», именно поэтому им уделялось пристальнейшее внимание… как ты прокладываешь путь, оцениваешь риски, что говоришь участникам группы, как работаешь со снаряжением и т.п.

Каждый день мы грузились в автобус с лыжами-досками и ехали в Азау, чтобы подняться до 3500 (станция Мир) прям как на работу. Хотя, для многих из нас это и есть работа.

Ежедневный утренний митинг горных гадов гидов, составление лавинного прогноза, построение тактического плана маршрута (для ориентирования), ежевечерний бюллетень и др. — все это уже делалось нами почти без какого-либо контроля со стороны менторов. Они лишь иногда задавали уточняющие вопросы, не более того. Уровень самостоятельности относительно предыдущих уровней возрос очень существенно.

Но, все-таки, было несколько учебных занятий. Парочка по технике спасения из ледовой трещины. На первом из них наши канадские преподаватели просто поставили задачу и смотрели как мы ее выполняем. На втором уже было полноценное демо полного сценария (в трещину упал лыжник, без системы, нужно его обвязать и вытащить, через карниз). Его мы уже отрабатывали и, по сути, сдавали небольшой зачет по этой теме.

На удивление, не смотря на крайне малоснежный год на Кавказе, походить и покатать удалось очень даже неплохо. Да, по весеннему подпущенному снежку, но, тем не менее. На 3500+ регулярно подсыпало снега (временами по 25-30 см за ночь), что не могло не радовать.

Мы получали неимоверное удовольствие от возможности покатать в такой замечательной компании. Все как на подбор, на каждом можно пробу ставить.

Общий позитив и синергия зашкаливала за привычные рамки. Ребята, кто застал 1-й и 2-й поток в Школе Гидов, говорят в один голос что ничего подобного там не было. И что наш, 3-й поток, это прям какой-то инкубатор людей, идей и позитива.

На фото: Танюшка Вилимович и Дима Кулинченко (спасибо вам, ребятки, за поддержку и радость бытия, кто как не вы…)).

Ежедневно каждой из 2-х групп назначали точку интереса, куда нужно было прийти и мы сами уже прорабатывали маршрут до нее. И в одной и в другой группе было по 6 участников + 1-му канадскому ментору.

Ущелье Адылсу. Сюда у нас было 2 full-day выхода, по 19-20 км пути, с набором по 1500 метров. Хорошие такие рабочие выходы. И, надо отметить, с неплохой каталкой!

Зеленая Гостиница, Виа-Тау, Пирамида, Гумачи, скалы Аристова, Джантуган, Чегеткара, Гермагенова, ВЦСПС и др. — это все здесь. В свое время сходил здесь чертовски много хороших маршрутов.

Перед выходом.

В течение дня последовательно лидировало 3 человека из каждой группы (выступало в роли гидов). Все остальные были участниками-клиентами.

После окончания маршрута — разбор / обратная связь на работу каждого лидера. Объективная, качественная, профессиональная… И, пожалуй, это самое ценное и полезное на всем этом курсе (а может и во всей Школе). Многие из нас уже давно работают гидами, имеют колоссальный опыт, кто-то даже владеет своими фрирайд-компаниями, тем не менее, мы все были открыты этой критике и оценке своей работы.. потому что профессионализм наших канадских преподавателей, Марка Классена (Mark Klassen) и Киф Рида (Keith Reid), мягко говоря, на уровне. Недаром что тот же Киф, — президент Канадской Ассоциации Горных гидов (ACMG).

Катание в связках. Наверное это то немногое что я попробовал за последние пару лет впервые в жизни, в принципе. И при этом проклинал. Обоснованность и целесообразность этого занятия под большим вопросом, особенно если в связках стоят лыжники со сноубордистами. В камусах одно дело, но когда нужно ехать без них…

На нашем потоке все — звезды. Но, пара человек явно выделяются. Один из них, — Петяй (Петр Ястребков). Хороший райдер, сноубордист, но раздолбай и пофигист невероятный. Но, с такой харизмой и изюмом, что ему можно простить все его «загоны». Его чудесные истории, за «домашним сливовым» мы будем помнить долго…

Петяй, ты лучший! Мы тебя любим.

Еще одна из тренировок, которую нам провели, это было ревью техники «короткой веревки» (шорт ропинг). Довольно сложная и малопонимаемая отечественными альпинистами техника, поскольку исторически ее у нас никогда не было.

Ребятам было тяжело. Лишь мне и может еще паре человек эта тренировка не гребне Чегета далась относительно легко. Дело в том, что мне уже приходилось с ней сталкиваться, когда сдавал на инструктора альпинизма УИАА, в прошлом году. Спасибо Володе Молодожену, напарнику… если бы не его опыт и помощь (инструктор немецкого альпинистского союза DAV), то вряд ли бы я тогда сдал экзамен по шорт-ропингу.

Менторы нас не жалели и специально усложняли задачу многократными спусками с гребня и возвращения на него же… С лыжами на горбе, само собой. Задача была пройти весь гребень доверху (до «осадкомера») и оттуда съехать обратно к точке старта. Там смена в работающей паре и все по новой… В общем, не преподаватели, а звери.

Спуск оказался одним из самых приятных из всех за курс)). По узкому гребешку, со множеством мульд и ножей, красота… да, короткий, но очень интересный.

Кстати, между летней и зимней техникой короткой веревки есть некоторые существенные отличия. Например, страховка клиента через поясницу на снегу проблематична (сесть из-за торчащих концов лыж сложно и неудобно), поэтому используется в основном страховка за рельеф или некоторые хитрушки, которых на скалах нет.

Приезжали знакомые журналисты, Саша Железняк, редактор из National Geographic Tr. и Паша из СТРАНА.ру (оказалось что мы знакомы с ними уже несколько лет), отличные ребята. Они замечательно влились в наши ежевечение посиделки за вином)). Им отдельное спасибо за пусть краткое, но позитивое участие в процессе.

Помимо них также приезжала съемочная бригада Woozily Studio, которая снимала материал для очередного ролика. Было очень интересно наблюдать, как работают.

Внизу, в Терсколе / на Чегетской поляне — плюс 10-20 градусов, днем можно ходить в майке. И совершенно не вериться что где-то есть снег и можно кататься…

Но, на километр выше совершенно другая реальность

Садишься в вагончик и перемещается в нее. Телепорт работал почти для нас одних, — мы были той критической массой, ради которой включали канатку на Эльбрус.

И мы были счастливы… хорошей компании, снегу, возможности учиться и расти над собой. Это действительно круто, находится в компании единомышленников в красивом месте и делать то что ты по-настоящему умеешь и любишь..

На фото: Сергей Фурсов и Миша Гринев (парни, респект за!).

Рома Иванов (Камчатка).

Спасибо тебе, бородач. Извини за долгие посиделки в вашей берлоге на 4-м этаже… Но, было же хорошо, чертовски хорошо, согласись. Надеюсь что еще покатаем вместе и не раз. Камчатка в следующем мае, как договорено? На недельку-полторы, в Ганальские Остряки, с палаточками?

Вадим Гапко (Львов). Крайне самобытный и харизматичный человек. Спасибо тебе, Вадик, что приехал, даже в столь непростое время. Горы и фрирайд объединяют. А как иначе? Мы же живем ими… мы одной крови.

«Живем на колесах», в смысле что много уезжаем-приезжаем. Должны быть вроде как привычны к этим моментам. Но, в день отъезда из Терскола, лично у меня что-то щемило в груди. И чертовски не хотелось никуда уезжать. Было ощущение что что-то сильное, цельное и для нас важное завершается… И что в таком виде уже не повториться никогда, увы. В одной и ту же воду не войти дважды.

Некоторое де жа вю с тем когда я работал на альпинистском мюзикле De La Guarda. Тогда у нас, всех работающих на нем, было похожее ощущение ценности момента «здесь и сейчас».

P.S. Это скорее фиксация мыслей, с преобладанием эмоций по поводу. Я специально не останавливал и не редактировал его, чтобы превратить в стандартный инфо-пост. Хотелось передать состояние и ощущение вот этого самого «потока», который нас захватил в Терсколе. Надеюсь что хоть чуть чуть это удалось…

Итоговая заметка о прошедших модулях на сайте rmga (со списком участников и проч.).

Репорт Миши Гринева, про этот же модуль "Ски-тур-2″ (намного более толковый, нежели мой, настроенческий)).