Восхождение на Айленд-пик

Пишет interpreter, 14.06.2014 19:53

В период с 9 апреля по 9 мая я совершил увлекательное путешествие в Гималаях по маршруту Бандар (2190м) – Сете (2575м) – Джунбеси (2860м) – дневка в Джунбеси с радиалкой в Шенгипуку (3940м) – Нунтала (2320м) – Бупса (2360м) – Чеплунг (2700м) – Намче-Базар (3440м) – дневка в Намче, посещение Everest Information Centre, музея и деревни Хумджунг – еще одна дневка в Намче с радиалкой в деревню Таме (3820м) – еще одна дневка в Намче, блуждание по окрестностям, встреча со своей группой – еще одна дневка в Намче с восхождением на высшую точку хребта Гонгла-Донда (4211м), примыкающего к горе Кумбиля – Доле (4110м) – Мачермо (4470м) – Гокио (4790м) – восхождение на Гокио-ри (5360м) – Драгнаг (4700м) – перевал Чо-ла (5368м) – Джонгла (4830м) – Горак-Шеп (5180м) – восхождение на Кала-Паттар (5645м) – Дингбоче (4410м) – Чукунг (4730м) – верхний лагерь Айленд-пика (5400м) – восхождение на Айленд-пик (6189м) – Чукунг (4730м) – Пангбоче (3930м) – Намче (3440м) – Лукла (2800м) (указаны места ночевок за исключением вершин Гокио-ри, Кала-Паттар, Айленд-пик и перевала Чо-ла).

У этого путешествия есть предыстория. Впервые я попал в Гималаи в ноябре 2012г. с частным клубом путешествий «Время приключений». Я тогда записался на тур «Путь к Эвересту». К сожалению, путешествие мое продлилось недолго. Уже на 5-й день, в Мачермо, я серьезно заболел, в организме начался воспалительный процесс. И здесь была допущена серьезная ошибка. Вместо того чтобы идти вниз, я пошел вверх в Гокио, с разрешения гидов, хотя у них были все основания отправить меня вниз. В Гокио мне стало настолько плохо, что мою жизнь, по сути, спасли случайная встреча с канадскими врачами-волонтерами, которые диагностировали у меня отек легких, и последующая вертолетная эвакуация.
Понятно, что после такого фиаско меня больше не тянуло в Гималаи. Не было никакого желания снова туда поехать. И тут я считаю справедливым рассказать о пятерых людях, которые сначала поколебали мое нежелание ехать в Гималаи, а затем и сподвигли на повторение путешествия, причем не просто повторение того маршрута, который я не прошел, а сподвигли на путешествие в более длительном и сложном варианте с восхождением на Айленд-пик.
1. Денис Алимов, старший гид клуба Время приключений, обратился ко мне с просьбой описать историю моего заболевания и спасения чтобы, как он выразился «остудить некоторые горячие головы, которые считают маршрут Путь к Эвересту легкой прогулкой». Я написал отчет о путешествии и отослал ему, а также разместил свой рассказ на Риске под названием Отек легких на пути к Эвересту. Денис в ответ написал мне теплое письмо со словами благодарности и пожеланиями здоровья.
2. Олег Янчевский и
3. Андрей Лебедев убедительно показали что моя болезнь была вызвана слишком быстрым набором высоты (4500м на 5-й день) при недостаточной акклиматизации. Правда, так и осталось невыясненным почему сотни и тысячи людей проходят этот маршрут без отрицательных последствий для здоровья. Как выразился Олег Янчевский: «yanch 10:29 25.03.2013 Вам очень повезло. Проблему создали Вы сами. Дело не столько в холоде, сколько в форсировании высоты. Находиться в зоне 4000-4500 ранее 5-6 дня от приезда в горы - рулетка в группе. Выпало на вас.» И еще Олег Янчевский написал: «yanch 16:03 30.03.2013 Вы вполне в состоянии пройти трек и, возможно, даже подняться на Айландпик.» Прочитав эту фразу, мне ужасно захотелось проверить прав ли Олег Янчевский в оценке моего потенциала. Так сильно захотелось, что я даже кушать не мог))
4. Виталий Томчик. Я высказался в том духе что если еще раз соберусь к Эвересту, то приеду заранее и несколько дней поживу в Намче, делая радиалки для лучшей акклиматизации. Ну у нас такой народ – эту идею тут же раскритиковали. И тут Виталий Томчик предложил: «Tom 21:09 25.03.2013 Если еще раз соберетесь и у Вас будет лишняя неделя, не летите в Луклу самолетом, а идите из Джири, или еще выше (куда доедете автобусом), пешочком.
Во-первых, интересно, это, все-таки путь первопроходцев на Эверест.
Во-вторых - красиво.
Ну, и в-третьих, пройдя пару-другую перевалов получите классную акклиматизацию и голова потом ни разу не заболит:-))
За 5-6 дней как раз доберетесь до Луклы.» Опять же, захотелось проверить, получу ли я классную акклиматизацию пройдя от Джири до Луклы.
5. Девушка по имени Лена. Это была соломинка, которая сломала спину верблюда)) Она сказала мне: «Когда в следующий раз пойдешь к Эвересту, прошу тебя, отнесись к треку серьезно, и к одежде, и к акклиматизации, и к выбору спальника.» Я ответил ей что не собираюсь больше в Гималаи. Если бы она подначивала меня «на слабо», то я ни за что бы не повелся, не мальчик уже ведь. Но она так просто сказала: «Сережа, я тебя знаю, ты ни за что не смиришься с неудачей. Поэтому и прошу – будь осторожней, учти ошибки прошлого трека.» И как после таких слов можно было дальше жить? Не мог я дальше жить спокойно, не оправдав ее представление обо мне.
Короче, я решился.
Решил идти с тем же клубом ВП что и прошлый раз. Путешествие наметил на апрель. Выбрал трек Восхождение на Айленд-пик. Трек начинался 18 апреля, а я решил приехать заранее. Написал Денису Алимову о своем намерении приехать раньше и идти в Луклу пешком. Денис поначалу был против, сказал что там низкие высоты и неинтересные места куда туристы обычно не ходят. Но я настаивал, и мне удалось его уговорить. В итоге мы прилетели в Непал вместе 9 апреля. Денис помог мне найти портера и купить билет до Бандара. Услуги портера стоят $15/день. Билет до Бандара стоит 1000 рупий. Я выехал в Бандар 11 апреля на местном рейсовом автобусе в 6:00 утра, приехал в Бандар в 21:00 вечера. Автобус был переполнен, в проходе стояли люди, и часть пассажиров ехали на крыше. По правде говоря, за весь поход я ни разу так не устал как во время этой поездки.
Дальше прилагаю свой дневник, который я вел каждый день.
11 апреля, пятница. В 6:00 выехал из Катманду в Бандар (2190м) на местном автобусе. До Джири дорога хорошая, асфальт, от Джири до Шивалаи асфальта нет, но дорога ровная, от Шивалаи до Бандара дорога просто ужасная. После 18:00 мы ехали в темноте при свете фар с черепашьей скоростью. В Бандар приехал в 21:00. Сунил (портер) меня встретил и провел в Будда-отель.
12 апреля, суббота. В 8:00 вышли из Бандара, в 14:00 пришли в Сете (2575м). От Кинджи очень крутой подъем серпантином – 1000 ступенек.
13 апреля, воскресенье. В 7:15 вышли из Сете, прошли перевал Ламджура-ла (3530м) и в 15:15 пришли в Джунбеси (2860м). Ночевали в Apple Garden Lodge. Джунбеси – красивый поселок. На повороте в долину Джунбеси открылся вид на вершину Нумбур (6959м). В окрестностях Джунбеси есть дорога длиной несколько километров, на этой дороге я видел индийский джип, правда, он стоял, а не ехал.
14 апреля, понедельник. Дневка в Джунбеси. В 8:00 вместе с Сунилом вышли в Шенгипуку (3940м). Не дошли. В 12:30 пошел снег. Я сильно замерз. Надо было взять термуху в рюкзачок. Вот из-за этой ошибки не удалось побывать в Шенгипуке.
15 апреля, вторник. В 8:00 вышли из Джунбеси и в 15:30 пришли в Нунталу (2320м). По дороге впервые увидел Эверест, Тамсерку и цепь снежных вершин (из Пхуртенга).
16 апреля, среда. В 8:00 вышли из Нунталы и в 14:00 пришли в Бупсу (2360м). Это был короткий и ненапряжный переход, шли всего 6 часов.
17 апреля, четверг. Вышли из Бупсы рано, в 7:30, пришли в Чеплунг (2700м) в 17:30, итого шли 10 часов. По дороге попали под дождь, довольно сильный. Открылся вид на вершины Пари, Кумбиля.
18 апреля, пятница. Вышли из Чеплунга в 8:00, пришли в Намче (3440м) в 15:30. Высокий мост впечатляет.
19 апреля, суббота. Сходил в музей, потом в Everest View Point, потом в деревню Хумджунг. Дорога из Хумджунга в Намче очень пыльная.
20 апреля, воскресенье. В 8:00 вышел из Намче в Таме (3820м). В 10:00 дошел до Thamu, в 12:00 до Thame. В 12:45 дошел до Rest Post 6. Внизу деревня Thametheng, на восток – долина Нангпа, ведущая к перевалу Нангпа-ла (5716м). За перевалом Нангпа-ла – Тибет. По этой же долине Нангпа можно пройти к перевалу Рейнджо-ла.
21 апреля, понедельник. Сегодня ходил в музей, потом по окрестностям. Моя группа пришла в 15:30. Со мной в одной комнате поселился Игорь (40 лет) из Сосногорска, Республика Коми.
22 апреля, вторник. Вышли поздно, в 9:00. Прошли изощренным маршрутом ко взлетной полосе, потом поднялись на высшую точку хребта Гонгла-Донда (4211м). Круто! Что еще сказать. Гонгла-Донда – это хребет, примыкающий к горе Кумбиля. С вершины хребта отличный вид на долину Нангпа, а также на вершины Тамсерку, Конгде-ри.
23 апреля, среда. В 8:30 вышли из Намче, в 16:30 пришли в Доле (4110м). Шли не торопясь, расслабленно. По дороге был привал на час, обедали, отдыхали.
24 апреля, четверг. В 9:00 вышли из Доле, в 12:00 пришли в Мачермо (4470м). В Мачермо я пришел на 13-й день от начала похода, с прекрасной акклтматизацией. По дороге открылся вид на вершины Кангтега (6685м) и Кьяджо-ри (6186м). Из Мачермо видны вершины Чолатце и Табоче (с пальцем). После обеда в 14:00 вышли в радиалку, дошли до 4934м. Я внимательно следил за своим самочувствием, ведь в ноябре 2012г. именно во время этой радиалки я почувствовал первые признаки заболевания (воспаления). Но нет, ничего похожего не было. В 17:30 вернулись в Мачермо. Пока ужинали, выпал снег и покрыл землю сплошным покрывалом.
25 апреля, пятница. В 9:00 вышли из Мачермо, в 13:00 дошли до Гокио (4800м). Шли всего 4 часа. А в 2012г. от Мачермо до Гокио я шел 7 часов. Заселились в лоджию. Меня узнали парень-официант и повариха, сказали что я был здесь 2 года назад и сильно болел и что меня увезли на вертолете. Я чуть не прослезился… После обеда с Лешей и Виталей сходил в сторону перевала Рейнджо-ла.
26 апреля, суббота. С утра сходили на Гокио-ри (5360м). Я взошел за 2 часа 10 минут, спустился до лоджии за 1 час 05 минут. Вид с вершины изумительный. Особенно красива Чолатце. В 14:00 вышли из Гокио в Драгнаг (4700м). Дошли до Драгнага за 2 часа 15 минут. По дороге пересекли ледник Нгозумба. Впечатляющее зрелище!
27 апреля, воскресенье. В 6:30 вышли из Драгнага в Джонглу (4830м) через перевал Чо-ла. Доволно долгий подход к перевалу, сам подъем на перевал занял 50 минут. На перевал Чо-ла (5368м) вышли в 11:00. В 13:00 пришли в Джонглу. Я счастлив – мне удалось сделать то, что не смог в 2012г. На перевале впервые зародилась мысль что, возможно, я смогу взойти на Айленд-пик.
28 апреля, понедельник. В 8:30 вышли из Джонглы, в 14:30 пришли в Горак-Шеп (5180м). Я приотстал и пришел в Горак-Шеп последним. Наверное, я выглядел усталым, и Денис мне посоветовал не идти на Кала-Паттар, а лучше отдохнуть. Кажется, он имел в виду что я могу обойтись без Кала-Паттара. В 15:00 ребята ушли на гору, а еще через полчаса я решил сходить в базовый лагерь Эвереста. Вышел в 15:30, а туда идти 2 с половиной часа. Дойти до базового лагеря я смог бы не раньше 18:00, обратно пришлось бы возвращаться в темноте, а я не взял фонарик. Чувствую что уже пора поворачивать назад в Горак-Шеп, а сам все шел вперед в надежде что за следующим поворотом откроется вид на БЛ. Мне повезло – в 17:00 я повстречал Сашу из Израиля с характерным одесским акцентом. Перекинулся с ним парой слов, и он сказал мне то что я и сам уже чувствовал – что надо поворачивать назад. Так что я повернул и мы вместе дошли до Горак-Шепа. За ужином я договорился с Денисом что завтра утром один пойду на Кала-Паттар. Ночевали в Будда-лодж. Спал плохо – видимо, не хватало кислорода.
29 апреля, вторник. Встал в 4:30, умылся, оделся и пошел на Кала-Паттар. Вышел в 5:30, было очень холодно, думаю около -15ᵒС. Через час вышло солнце, и вскоре потеплело. ДО вершины шел 2 часа вместе с израильтянином Талем и бразильцем Оллу. Вид с вершины обалденный. Особенно впечатляет Пумо-ри, ну и, конечно, Эверест. Нупце тоже хороша. Вдоволь полюбовавшись и сделав фотки, пошел вниз. В отель пришел в 9:00. Ребята уже заканчивали завтракать. Вскоре они ушли, а я позавтракал, сложил рюкзак и через полтора часа вышел вслед за ними. Но я их не догнал. Прошел Лобуче, дошел до Туклы и решил идти дальше. Между Лобуче и Туклой несколько памятных обелисков погибшим альпинистам, в том числе обелиск казахстанским альпинистам и членам казахстанских экспедиций, погибшим в Гималаях. Сфоткал. Объектив камеры запотел, и фотка вышла нечеткой. Остановился на ночь в Дингбоче (4410м). Я был в лоджии один. В комнате холодно, в ресторане холодно. Заказал ужин и попросил разжечь печь, разожгли только после 5-го напоминания. Посидел около горячей печки и пошел спать. Отлично выспался. Думаю что это было очень правильное решение – после ночевки в Горак-Шепе на 5180м и перед восхождением на 6189м переночевать пониже, в Дингбоче. Но это я не специально так сделал, так получилось, просто мне было трудно в один день сходить на Кала-Паттар и в этот же день дойти до Чукунга.
30 апреля, среда. Встал в 6:30, позавтракал и в 7:30 вышел из Дингбоче в Чукунг (4730м). Пришел в Чукунг в 9:30. Наша группа еще в столовой. Принял душ (из ведра с водой). Получил оборудование (ботинки, кошки, ледоруб, обвязку, жумар, 8-ку, 4 карабина. Денис объяснил как пользоваться жумаром и 8-кой. Потренировались на скалах. Вроде врубился. На восхождении ошибок при перестежке не делал. Но техника пользования жумаром была недостаточно хорошей. Точнее говоря, не техника пользования жумаром, а техника передвижения по крутому снежно-ледовому склону с использованием жумара.
1 мая, четверг. После завтрака вышли в верхний лагерь (5400м) Айленд-пика. Через 2 часа дошли до базового лагеря, еще через 2 часа до верхнего лагеря. Только пришли, пошел снег. Шерпы ставят 10-местную палатку, мы стали помогать. Поставили, залезли. Тесно, неуютно. Подумалось – и зачем это все мне надо? Денис сварил ужин – макароны и суп (именно в таком порядке). В 16:00 легли отдыхать. Я не заснул ни на минуту. В нашем отсеке отдыхали Игорь, Виталий, Сергей (борода), я и Саша-космонавт.
2 мая, пятница. В 23:30 прозвучала команда «Подъем!» Вылез из мешка не отдохнувший, а, скорее, уставший. Одеваюсь сразу для выхода – термуху, двуслойные штаны Мармот, наверх термуху, футболку, флиску и теплую красную куртку Баск. Денис сварил овсяную кашу на воде и компот. Я от каши отказался, и Денис налил мне 3 миски компота. Компот показался мне очень вкусным, так на нем и взошел. После завтрака стали собираться на выход, и выяснилось что у меня вещи не помещаются в маленький рюкзачок. Решил взять большой. Переложил вещи из маленького рюкзака в большой и забыл переложить защитные очки типа Аннапурна. Так и восходил с обычными пляжными. Не очень это хорошо. Хватанул лишнего ультрафиолета. Вышли в 00:30. Сразу полезли вверх по камням, по скалам. Лезли долго, временами трудно, да еще в темноте, при свете фонариков. Первым шел Нима, потом Денис поставил Сашу с Наташей, потом меня. Сам шел замыкающим. Саша с Наташей идут медленно, и мне комфортно. В какой-то момент Саша с Наташей остановились отдыхать, и я вышел вперед. Бесконечно долго шел за Нимой, и казалось что это никогда не кончится. Небо стало светлеть. Наконец, в 5:00 подошли к леднику. Одеваем обвязки, кошки. Пристегиваемся к веревке и идем в связке. Ледник имеет сложный рельеф, рассечен глубокими трещинами. В 6:00 мы подошли к началу крутого подъема. Оставили рюкзаки и ледорубы в небольшом закуточке слева от веревок и стали по очереди подниматься вверх по перилам, используя жумар. В этот момент погода ненадолго улучшилась, облака рассеялись, и открылся вид на окружающие горы. Но мне было не до любования горами, надо было лезть вверх и не задерживать группу. Наша веревка, которую провесил Нима, была крайней справа. К ней выстроилась очередь, а слева была свободная веревка, я пристегнулся к ней и пошел. Возможно, это была ошибка, т.к. веревка была старая, лохматая и вдобавок еще обледеневшая, и жумар на ней плохо держал. Но я не знал что наша веревка лучше, так на чужой и дошел. Посмотрев видео, я понял что техника у меня хромает. Но ничего, залез. Чувствовал себя хорошо, никакой горняшки не было. Это очень классное ощущение – на 6000м+ чувствовать себя отлично. На вершину я зашел в 8:30. К этому времени погода снова ухудшилась, и окружающие горы были закрыты облаками. На вершине распили бутылку шампанского и пошли вниз. Спустились все нормально. Я дошел до палатки, отдохнул немного и пошел вниз. Пришел в лагерь в 20:20 вместе с Сашей, Наташей и Сунилом. Я посчитал – это у меня уже 10-я ночевка выше 4000м.
3 мая, суббота. Отоспались, сдали оборудование и в 12:00 вышли из Чукунга в Пангбоче (3930м). Идти недалеко, всего 3 часа.
4 мая, воскресенье. Переход из Пангбоче в Намче занял 5 часов. В Тенгбоче остановились в кафе с отличной выпечкой и кофе.Потом сходили в Буддийский монастырь. Он оказался закрыт, внутрь мы не вошли. Сфоткались снаружи. После Тенгбоче спустились вниз к реке, потом долгий подъем к Монгу. Наконец подходим к развилке Хумджунг – Гокио – Тенгбоче. Круг замкнулся. Денис просит сказать несколько слов на камеру. Мы все по очереди говорим. Приходим в Намче.
Вечером идем к Ниме в гости. Самого Нимы нет. В доме его жена, 9-месячный сын по имени Таши и девочка-помощница. Мы заказали мо-мо и тонгбу. Мне тонгба понравилась. На прощание несколько раз потрогал Таши за ручку. Он не заплакал.
5 мая, понедельник. После завтрака неспешно спустились в Луклу. Но в этот день улететь не смогли.
6 мая, вторник. Вылетели в Катманду.
7 мая, среда. Осмотр достопримечательностей Катманду.
8 мая, четверг. Я съездил на экскурсию в Бхактапур. Очень впечатляет.
9 мая, пятница. Вылет из Катманду в Москву.