Пишет kichkailo, 10.11.2014 05:50

Разбираем понятия в скалолазании Часть 3. Фриклайминг,ИТО,фрисоло,трэд,дипвотерсоло (Красноярская Школалазания, скалолазание, виды скалолазания)
На этом уроке разберем «по винтикам»два противостоящих друг другу понятия,как свободное лазание,что на языке «фирмачей» звучит,как фриклайминг (free climbing),и в понятии,зашифрованном в аббревиатуре ИТО (англ. Aid climbing). Начнем с ИТО. ИТО расшифровывается,как искусственная точка опоры,а английское понятие aid climbing дословном переводе звучит – лазание с помощью. И если мы объединим русское и английское название,то получим точное определение – лазание с помощью искусственных точек опоры.
То есть при передвижении по скале,льду или снегу используется специальное снаряжение,которое и создает нам точку опоры для подъема выше. Если на скале есть рельеф трещины,отколы,зацепы и прочие,то используются скальные крючья,закладные и эксцентричные элементы,такие как закладки,френды или камалоты,эксцентрики,копперхеды. А при отсутствии рельефа,пользуются пробойником и молотком,а иногда и перфоратором,для создания отверстий,куда можно уже установить точку опоры – скайхук или шлямбурный крюк. Такая техника передвижения по скалам используется только в альпинизме,где необходимо любым способом подняться на вершину,и в понятие современного скалолазания не вписывается. Если хотите обучиться премудростям ИТО,то вам в Школу ИТО на Столбах>>
Свободное лазание (фриклайминг) – вот это понятие раскрывает философию скалолазания. Маршрут пролазится только с помощью своих частей тела по естественному рельефу скалы,а снаряжение используется только для предохранения вашего тела от падения,т.е. для страховки. Здесь уже нельзя использовать забитый крюк или закладной элемент в качестве точки опоры,а если вы не можете пролезть маршрут без ИТО,то согласно скалолазной философии придется идти тренироваться или оставить этот маршрут. Как раз,свободное лазание – это наиболее общее понятие,включающее в себя фрисоло,димпвотерсоло,трэд,спортивное скалолазание и альпинизм,причем восхождения совершенные альпинистами без применения ИТО считаются намного престижнее! Обычно говорят,что маршрут «освободили»,когда прошли его свободным лазанием

Более экстремальным видом свободного лазания является трэд (trad climbing. сокращение от traditional climbing) или традиционное лазание,в котором необходимо в процессе лазания самому организовывать точки страховки,что не всегда получается сделать надежно,соответственно для трэд лазания необходимо больше физических и психологических сил,чем для лазания маршрутов с уже подготовленными (пробитыми) точками страховки. Почему же традиционное скалолазание? Т.к. все снаряжение для организации точек страховки используется из альпинизма,а скалолазание выделилось из него. Такой стиль лазания очень популярен,догадайтесь где? В очень традиционной и консервативной стране – Англии. За последнее три года у нас на Столбах трэд лазание стало популярным,благодаря фестивалям и соревнованиям.
Хотя на Столбах традиционным лазанием я бы назвал лазание без страховки,что на буржуйском звучит как фрисоло (free solo climbing). Да,это наиболее опасный вид свободного лазания,который может привести к травмам или смерти при срыве. И одно дело,когда можно подняться на Первый Столб по относительно несложному маршруту,а другое дело,когда уже опытные скалолазы ищут свой предел или свободу,или смысл жизни,пролезая без страховки очень сложные маршруты. Наверное,самым сложным фрисоло в мире сейчас является прохождение Алексом Хубером в 2004 году маршрута Kommunist категории 8b+
Менее опасным и даже веселым (конечно при не больших высотах) является лазание без страховки над водой или дипвотерсоло (deep water solo DWS),естественно глубина над,которой вы лазите должна быть достаточно большой иначе дипвоторсоло плавно перейдет во фрисоло:)