Безенги. Взгляд из 1977года.

Пишет lomiga, 02.04.2015 21:43

Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Уважаемой рисковской публике предлагается подборка из ретрофотографий и слайдов,сделанных в альплагере "Безенги" в 1977году.
Фото сняты на маршрутах 2 и 3 категорий трудности. Эти маршруты"делали" участники с 3-м разрядом для выполнения 2-ого. Смена длилась 30 дней.. Но даже за этот, огромный по сегодняшним меркам срок, участникам не удавалось закрыть 2 разряд. Делались три "тройки" и самостоятельную "двойку".То есть чуть больше половины второго разряда. Тем не менее это был очень хороший результат для одного сезона. И вообще считалось , что пройти смену в Безенгах - это самое крутое достижение для разрядника.
В то время в ущелье близ лагеря обитало стадо яков.Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Мы все были молоды и задорны, одевались простенько и со вкусом,( без гортексов и термобелья) примерно вот так:Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Отриконенные ботинки, выданные на складе, сами ремонтировали.Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
На скальных и ледовых занятиях инструкторами проверялось всё, что умеет делать разрядник. Проверялось очень сурово. Сразу было сказано, что из шести человек в восхождениях будут участвовать только 5 сильнейших.. И действительного одному из отделения не повезло- его списали по результатам занятий. Забил горизонтальный крюк проушиной вверх. . За пробелы в предлагерной подготовке человек и поплатился.Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
На выходе в ущелье Мижирги мы все жили естественно в легендарных серебрянках.Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Классические тройки "А"- Селла по с. стене и траверс Селла -Варшава выглядели так:Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Дыхни-Ауш с перевалаБезенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Башха-Ауз:Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Айлама издалека смотрелась впечатляюще:Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Дыхтау-Мижирги выглядели так:Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Перекус сиз сгущёнки-классика того времени:Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
Австрийские ночёвки с неизменными турами:Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
В перерывах между выходами альпинисты привлекались для решения народно-хозяйственных задач. Например расчистка дороги к лагерю после сошедшего селя и наводнения. И вызволения бульдозера, на котором по неопытности заехали в жидкообразный и не застывший ещё селевой поток. Бульдозер откопать не удалось.Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)Безенги. Взгляд из 1977года. (Альпинизм)
А вот сколько стоило такое удовольствие- 30-дневная путёвка-забыл. О деньгах тогда вообще не думалось- это было дурным тоном- думать о деньгах в горах. Но всё-таки может кто-то вспомнит? Сколько стоила в СССР поездка в а\л Безенги?

Очень интересные фотографии! Снегу-то было прилично.

CUT после первого абзаца поставьте, пожалуйста.
Спасибо за пост!!

Спасибо за воспоминания.
Но вот это слишком жестко: "сразу сказали, что из 6-ти человек в восхождениях будут участвовать только 5 сильнейших". Наверняка все шестеро ждали этих гор, надеялись. А вот надо кого-то оставить внизу... И ладно, если человек тупит, то можно оставить. А так, из принципа списывать каждого шестого... Как-то не гуманно.

*Сколько стоила в СССР поездка в а\л Безенги?*
Путевка стоила порядка 35 рублей. (Нормальная зарплата советского чеовека была 150 рублей) Возможно, для кого-то стоимость путевки была другой, так как были ньюансы в оплате профсоюзами. Но эти ньюансы спортсменами-альпинистами практически не учитывались. Вообще, в нашей секции альпинизма Зенит практиковалась выдача бесплатных путевок для особо одаренных. Я знаю своих друзей, которые за поездку в горы никогда ничего не платили.

*А так, из принципа списывать каждого шестого... Как-то не гуманно.*
В 1984 году, к нам из соседнего отделения подошел парень и спросил - вы кого будете списывать?
- Зачем? - спросили мы его?
- Так, ведь принято, кого-то надо списывать после тренировочного восхождения.
Тут мы задумались. О том, что надо кого-то списывать, мы слышали впервые. Решили списать Мишу. Вобщем, к нему претензий не было. Вполне физически и технически подготовленный парень. Но была одна особенность. Он не взял с собой ни миски, ни ложки. А взял черпак. Процесс приема пищи у него выглядел так - он зачерпывал в общем котле и отбегал в сторону. Там съедал зачерпнутое и опять подходил. И так много раз. Не без оснований, мы полагали, что он объедал коллектив.
Жесткого требования кого-то списать нам не предъявляли, поэтому Миша объедал нас до конца срока. Не списали.

Я был там в 83-ем и о таком "принципе" не слышал и никого не списывали.
В нашем отделении за 30 дней все закрыли 2-ой разряд (8 вершин, из них 2 - 3Б и 3 - 3А), несмотря на то, что инструкторша нам досталась - хуже не придумаешь. Родом из Литвы и с вреднющим характером. Она сама толком то ходить не умела - то страховкой пренебрегала, там где надо, то на опасные склоны выводила. Правда, это с моей точки зрения, так как я за три года до этого уже закрыл МС по горному туризму и за плечами был пик Ленина. Ох и ругался же я с ней. Даже неуд хотела поставить по "поведению". Пришлось брать реванш на своём руководстве.
Но учили в Безенги здорово
1.Я на ледовых занятиях
И ещё пара фоток из 83-го2.Пик Тихонова и пер.Крумкольский провал с Безенгйского ледникаПик Тихонова и перевал Крумкольский провал3.Лавина с Безенгийской стеныЛавина

Путевка на смену в альплагерь на 24 дня стоила 30 или 35 рублей, при ежемесячной стипендии студента - 30 руб.
Билет на поезд, к примеру Новосибирск - Алма-Ата стоил по студенческому (скидка 50%) - рублей 12.
За одну ночную смену по подработке (шабашке) по разгрузке в складах, на пекарне, и др. - студенту Новосибирска давали утром 10 руб. одной бумажкой

От перевалки - смена-перевалка - в горах было Все включено :) Транспорт в (из) а\лагерь, питание, снаряжение, инструктор.
Ничто не мешало бедному сибирскому студенту - на лето закатиться в горы Средней Азии - А\л Талгар, А\л Ала-Арча, А\л Дугоба , А\л Артуч

Но надо понимать - что перед этим Студент активно тренировался и занимался подготовкой в Первичной секции Альпинизма. Халявы не было. Надо было заработать право получения путевки

Сегодня при желании - все в принципе тоже доступно
Поэтому всем хорошего сезона 2015!

Примерно правильно.
Но если мне память не изменяет, то для кавказских лагерей в 70-х стандартная смена была 20 дней и 30 рублей (потом подняли до 40). В Безенги смены были длинее (30 дней), но пропорционально ли поднималась плата не знаю.

А «за вагоны» вас обдирали. Стандартная такса «для студентов» рубль-тонна.
Бригада из шести человек за смену легко делала два вагона, с напрягом - три (вагон -63 тонны). Очень полезное занятие, тренируешься и ещё деньги платят.
Не уверен о летних скидках на билеты.

В остальном всё так и было.

Путёвки были разные: обычные и "спортивные".
20 дней для этапов НП и СП за 28р и 30 дней для СС за 42р.
В зависимости от финобеспеченности профсоюза была возможность выбирать: оплата путёвки 30% и проезда 100%, или оплата путёвки и проезда за 50%. Остальное доплачивал профсоюз.

Автору - спасибо за сканы со слайдов и фотографий.
Брезентуха - форэва!
За яков на Кавказе - отдельное спасибо. Уникум!

Не буду спорить о стоимости - 28 или 30 (практически, одно и то же).
А вот длительности в 70-х и начале 80-х были в большинстве кавказских лагерей стандартные – 20 дней для всех этапов. Кроме Безенги, где начальных этапов, если память не изменяет, вообще не было (оговорюсь, что сам там не был – планировали, но сорвалось).
Подтверждением этого было то, что иногда проходил номер поехать в старший этап по путёвке более низкого с просительным письмом, когда нужных путёвок не хватало. При разности в стоимости и количестве дней такое пройти никак не могло.
Разная длительность, для разных этапов появилась в конце 80-х. Так в Уллу-Тау были 15-и дневные смены для начинающих и 30-и для разрядников (уж не помню, для всех или только СС).
Сам был в отделении, куда на вторую 15-и дневку подключились участниками два инструктора отводившие 15 дней новичков. Как они оформили это финансово не знаю, да и история имела очень грустное продолжение, но это уже другая тема.

Ну насчет что шестого списывать не припомню,а вот списать отделение (невыход на зарядку ,проспать подьем на восхождение) это было ,( конечно это не относилось к новичкам),как и то что при комплектовании отделений 3 разряда обычно было 2 девушки и 3 парня и если инструктор была женщина то девчонки плакали,потому что надо было тянуть жребий кому ходить на тройки(обычно по очереди) так как инструтор считался женщиной ,а 3 женщинам нельзя было ходить на 3 ки и выше.

Спасибо! Ностальгируем! Все было иначе. В 1978 я учился в Школе инструкторов в Безенги: от современных Школ отличия разительные: 40 дней, полноценный учебный процесс + 3 (три) учебных восхождения, показывающих как надо "ходить" инструктору с новичками, 3-е разрядниками и 2-роразрядниками!

Спасибо! Ночевки практически не изменились!!!

Здорово! Спасибо!

Путевка стоила порядка 35 рублей
Неверно. 1979 год. Путёвки стоили: в 20-ти дневный лагерь - 38 р. В "Безенги" и в аналогичный лагерь ("Артуч", "Каракол", "Алай", в филиал "Варзоба" и т.д.) на 30-ть дней - 60 р. Это стоимость профсоюзной 30-ти процентной путёвки. Каждая 4-ая путёвка была бесплатной (как и в любой другой профсоюзный санаторий, пансионат и т.д.).
В 1978 я учился в Школе инструкторов в Безенги.
Да, Миша, ностальгия! Футбол на "футбольном поле" у ледника Мижирги, снежные занятия под Верхним Цаннером!
Уточнения Управления альпинизма по альплагерям 70-х годов: " Женщину инструктора за женщину не считать!"

Не знаю как на Кавказе но в Азии женщина была всегда женщиной инструктор или участник без разницы (конец 70х начало 80х)

Нам свойственно идеализировать прошлое, такова уж память - помнит хорошее и забывает плохое. Те же Безенги и школа 78 года - все зависело от личности инструктора, у Жирнова и Валеры Беззубкина было чему поучиться, но идеализировать учебный процесс я бы не стал. Сейчас другое время, гораздо больше возможностей в плане учебы и восхождений, да и саму базу Безенги даже не удобно сравнивать с тем что было в 78г.

Спасибо за фотографии. Кстати, прошу народ обратить внимание на фото под надписью "На выходе в ущелье Мижирги мы все жили естественно в легендарных серебрянках". Отчетливо видны кучи камней выше береговой морены, находящиеся на движущемся леднике. Я видел это в этом же месте первый раз в 1982 году. Ледник был в естественном равновесном состоянии, когда тело ледника ползет вниз по долине имея некоторую установившуюся ширину, а вытаивающие камни сваливаются по сторонам и образуют береговые морены. Здесь береговые морены конечно древние, но ледник им соответствует. Мне это очень хорошо запомнилось, средняя линия ледника была выше краев, а сойти с ледника на береговую морену можно было сделав шаг, образно выражаясь, как с эскалатора. В тоже время Безенгийский ледник был ниже своих береговых морен, но сойти с них на ледник было нетрудно. Теперь же Мижиргийский ледник заметно просел, а Безенгийский похудал катастрофически. Сначала он сильно осел и немного отступил от береговой морены, образовав новую моренку (выше ледопада), но потом от правого (по течению) берега движущегося ледника отделилась полоса неподвижного льда, который распадается на фрагменты и тает. Мне кажется это последствие жарких 90-х годов, когда в зоне питания ледника был дефицит снега. Теперь вроде погода нормальная, но чтобы вернулось прежнее (30-ти летней давности) состояние этих ледников, нужно лет 50 с избыточными осадками. Это я к тому, что в соседнем посте пишут, что все уже налаживается.

Спасибо автору за публикацию! Я был в эти же годы в Безенги, выполнял и 2 и 1 разряд. Новичков и значкистов конечно тогда, при Кудинове и Рахаеве, в лагере не было, только разрядники. Действительно, продвижение по разрядам было не быстрым делом, скажем 2 разряд мы выполнили за 2 сезона. Но при этом нахаживалось много дополнительных гор меньшей категории,- всем в группе делали 2 -А, Б руководства, потом 3-ки в двойках и т.д. Вообще, насколько я помню, в Безенги тогда "бегунчиков" не воспитывали, и не одобряли. Считалось нормой нескорая, но основательная, с запасом прочности подготовка.
А вообще я счастлив, что у меня были эти 6 сезонов в Безенгах, все было тогда прекрасно, не знаю. как теперь.

Был в Безенги после 2-го голого разряда. За 2 сезона закрыл 1-й. Принцип был такой - идем тренировочное восхождение. Затем делаем самому подготовленному руководства - 2Б, 3А, 3Б, 4А. Потом те же 4 горы (естественно, другие маршруты) следующему. Затем третьему и.т.д. В сезоне 30 дней - примерно 10-12 маршрутов. Мой товарищ за 30 дней умудрился сходить 17 маршрутов. Но, так просто это не давалось, напряг был сильный, человек пришел в лагерь, упал в кровать и сутки спал.

В Безенги за 30 дней(из них с советское время 8-10 дней уч.трен-й цикл) сходить 12 или даже 17 гор - это нужно жить исключительно с Теплом(что, на моей памяти, не приветствовалось)...какой смысл тогда ехать в Безенги? Туда ехали за льдом и "холодными" комбинациями, на красавицу Гестолу была очередь(мы не дождались, 86).
Это сейчас при аншлаге "бегунчиков" на Укю просторно на австрийских...

В советское время товарищ должен был ходить не более двух маршрутов подряд два дня (до 4 или 5 к. тр. ), потом обязательный день отдыха.
Минус 6 дней, как минимум - из 30 - на учебно-акклиматизационный цикл. Минус пару дней - приезд и день оформления документов в конце смены. Кроме того, в Безенги по дню уходит на любой переход туда-обратно в районы типа ТУ, 3900, Джанги.
12 вершин еще реально , если идеальная погода 30 дней.
А правила соблюдались очень строго.
Т.о. либо ваш товарищ приврал, либо вы его не так поняли.

В то время КАЖДОМУ участнику в спортивой группе надо было на 1 разряд, кроме руководств, сходить 3-А в двойке и 3-Б в двойке, причем на те вершины, где не руководил, ну и само собой 4-Б, 4-Б, 5-А, 5-А. С учетом погодных условий в Безенги, а также того, что в этом районе вершины 4-5 к. большей частью не делаются за 1 день, такие планы выполнялись, скажем за 2 сезона, но при хождении, как правило, по 2 смены в одном сезоне. Опять-таки философия "бегунчиков по вершинам" не приветствовалась. Речь идет, как у автора поста, о 1977-80 годах.

В Узункол в 1977-м году путёвка стоила 27 рублей.

Я наверное маленько припоздал со своими комментами по поводу Безенги, но всё равно,прочитав пост стало так тепло на душе. Был в Безенги аж в 1967г. в июльской смене. Начучем в тот год был Мартынов, который в самом начале на собрании сказал:"Год нынче юбилейный(50 лет с1917г.) никаких ЧП нам не нужно." И в соответствии с этим выходы на четвёрки, не говоря про пр пятёрки всячески тормозились. Но это к слову. А в лагере работали замечательные инструкторы Тренеры-наблюдатели по одному на две спортивные группы, сначала я ходил под руководством Владимира Карповича Даруги, потом его сменил Павел Самойлович Зак--, в соседних сп. группах работали Эдуард Богдасаров, Саратовкин,Тимофеев, Блюм Голубков и другие-все мастера высокой квалификации и очень порядочные люди. Я впоследствии, когда сам стал инструктором во многом пользовался их уроками.
В опубликованном посте оказалось много знакомых мест-Австрийские ночёвки, маршруты по которым я прошёл: Варшава-Селла, Башха-Ауз, пер. Дыхни Ауз.-прочитал, снимки увидел- сердце защемило. При нас никаких плановых отчислений не было-Тянешь-ходи. Из общих хояйственных дел мы тогда затащили на себе всем лагерем на Миссис-Кош камень на могилу Юлия Киндзерского.
Лично я кончил смену руководством на п.Урал по сев.стене-4А. Больше, к сожалению мне не пршлось попасть в Безенги, оставивших во мне самые тёплые воспоминания.

Добрый день! Не осталось ли у вас фотографий Зака П.С.

Добрый день.Нет,к сожалению не осталось. Выложил все что было.