Траверс массива Эльбруса с востока на запад.

Пишет Салабоев Михаил, 13.01.2016 11:31

Приветствую всех!

Это мой первый пост, ранее подобного не писал...
Хочу рассказать про свое восхождение на Эльбрус.

Начну издалека - когда познакомились со своей будущей супругой она грезила желанием сходить на Эльбрус, но меня эта идея не то, чтобы не радовала, сколько не интересовала. Я предложил ей коммерческое восхождение с какой либо фирмой, т.к. подобных предложений на рынке пруд пруди. Но она человек с хитрицой и незаметно мне намекнула, что пойдет одна (без меня) в группе незнакомых мужиков-инструкторов. А так как с ней познакомились как раз в горах, я понял намек и начал готовить маршрут ; )

Почитал про гору, про возможные маршруты, разные отчеты восходителей - большинство заходят на вершину по классике с юга, вторая часть с севера, реже с запада и востока. Решили, что пойдем сразу две вершины, вариантов два - либо траверс, либо крест. т.к. годом ранее был траверс вершин Аккемской стены, остановились на траверсе.

В интернете нашли отличнейшее описание одиночного прохождения маршрута Владимиром Петлицким (http://www.turist40.ru/index.php/2008-10-17-22-17-55/151-2010-05-24-16-05-05), оно и легло в основу.

Далее подробная зубрежка гугл карт, контакты МЧС, страховка, гостиницы, такси, составление графика акклиматизации, раскладка и прочая организаторская работа. Определились с датами, с составом примерно за год до восхождения, поэтому как только открылась продажа билетов на самолет, а это за 10 месяцев до, удачно сэкономили на перелетах практически в 2 раза. Судя по отзывам, рассчитывали на стабильную сотовую связь в районе, поэтому договорились с другом, чтоб он ежедневно кидал нам ММС-ками картинки прогнозов погоды (получили только пару сообщений, остальное не прошло).

Давным давно взяли в привычку взвешивать весь скарб, который бедем с собой, от рюкзака с палаткой до блокнота и карандаша... по итогу получили огромный перевес по нормам авиакомпаний. Сделали "ход конем", собрали посылку килограмм на 30 и отправили EMS сразу в Минеральные Воды, по стоимости около 4,5 т.р., перевес подобной сумки в самолете, да еще и с пересадкой, влетел бы нам в круглую сумму.

И вот наступил час Хе )) - вылет из Новосибирска, пересадка в Мск, далее прилет в Мин. Воды... дозакупка продуктов, газа, ночь в отеле и старт. Прозвонив накануне несколько фирм такси, остановились на той, которая предложила 3000р. до п.Эльбрус. Опытным путем выяснили, что 3 человека + 3 огромных рюкзака хорошо входят обычный седан VW Polo, и последние нотки комфорта с кондером, очень радовали в дороге ;)

И вот он, поселок Эльбрус, вторая половина дня, на улице хоть и солнечно, но все-таки 2-е сентября и 2000м., довольно ветрено и свежо. Небольшое недоумение в лице таксиста, когда на вопрос "когда вас забирать?" получил ответ, что выйдем мы за Эльбрусом уже в Карачаево-Черкесии ))

По плану небольшой переход, чтобы отойти от цивилизации и встать на ночевку.

До назначенного места не дошли около получаса, но зато встали в прямом смысле в малиннике! Подготовка места под палатку сводилась к тому, чтобы обобрать всю малину в радиусе 10 метров ))

Далее дневной переход по живописному ущелью реки Ирик. По плану на сл. день начинается акклиматизационный выход с двумя ночевками в направлении перевала между в. Ирикчат и Советский Воин. С перевала открывался отличный вид в сторону Грузии и бушевавшей там грозе. Но когда рядом с нами, ближе к ночи, тоже появилась грозовая туча, стало совсем невесело. Рассматривали вариант оперативного вынимания дуг из палатки и сон в "палатке-спальнике" но до этого не дошло. И вообще, когда слышишь гром, это очень радует - значит молния уже ударила не в палатку ))

Два дня - аклимуха примерно на 4000, с постепенным набором по +500 в день, день отдыха на 2800 и старт далее.

Долина очень хорошо подходит для выпаса скота! следы барашков и овечек доставляли небольшие неудобства, но не так как лошадки! При переходе мы сначала увидели лошадок с маленькими жеребятами, умилялись ровно до того момента, когда два коня выскочили на их защиту!!! Реально выскочили и нам пришлось оперативно ретироваться и искать обход этой дружно семейки ))

Дошли до перевала под пиком Рыжий. На перевал не полезли т.к. снова боялись повторения ночи с грозой, да и дулово там сильное. Хотя подготовленных мест под палатки достаточно.

Далее пик Рыжий, переход по открытому леднику, и Ачкерьякольский лавовый поток (АЛП), поражает своими масштабами, остается только довоображать, что тут творилось, когда это образовалось! А также создается обманчивое впечатления, что все рядом - когда вернулся с перевала, сообщил своим, что завтра можем опередить график на два дня вперед! Ага, куда там, ежедневно из последних сил добирались до плановых мест ночевки. Камни интересной формы и структуры, тоже напоминают о их вулканическом происхождении.

Весь восточный склон нас встречал шквалистым и постоянным ветродуем! На высоте около 4600 поставили палатку, стенку, растяжки, все как полагается, а ночью опа - часть стенки рухнула! Выход в ночной космос с лопатой и остаток ночи упершись спинами в стенку палатки, держали чтоб не повалило. Доброе утро, и осмотр остатка стенки - за ночь ее просто истончило от ветра и поземки.

Далее ночевка на 5300, новая идея ;)) - спим в палатке без дуг! во-первых, что б не было повторения прошлой ночи и не дай бог не порвало тент т.к. соорудить качественную ветрозащиту возможности не было. Тут меня накрыло горняшка - все привычные движения давались как после стометровки! Ночь провели так себе, зареклись так спать в будущем, очень душно и дискомфортно.

Переход через восточную, погода звенит, не облачка днем, ветер утихает только к вечеру, мы в "RedFox5300". Из потерь на этот момент - термос, это не беда, солнцезащитные очки, а это уже проблема (к сожалению, в этот раз не оказалось запасных). Если не решаем проблему, то только спуск на юг. На сл. день жуткая непогода, от домика страшно отходить, видимости ноль. Приют конечно заняли при наличии палатки, но расчет был на то, что в сентябре общий поток туристов снижен, при аварийной ситуации можно уместиться, и при необходимости, могли бы уступить и уйти в палатку.

Кстати, хочу обратить внимание, в приюте достаточно быстро "выдышивается" весь кислород, нужно время от времени проветривать, достаточно приоткрывать дверь в тамбур!

Переждали непогоду, на сл. день собираемся на юг... Эх, а погодка - ни ветра, ни тумана, ни облаков... не сойдя с седла встречаем гида Андрея с тремя девочками. Андрей смог одолжить нам запасную пару очков! Огромное спасибо ему!!! Путь продолжается, спустя несколько часов мы на западной!
И снова масштабы - с верху видим наш заветный ориентир - скалу "Утюг", ну все, 2 часа и мы внизу! Ха, куда там, спуск около 5-ти часов, а внизу засада - туман, не видно не зги!!! GPS конечно был, но вот только достался он нам за несколько часов до отъезда, и как следует поработать с ним не удалось!

Костя - "Да мы на Утюге"
Я - "Да ты видел его, он огромный, как??"

Реально, Утюг достаточно большой, но его высшая точка как раз чуть ниже высоты плато. Ловим окна и просветы тумана, шастаем как угорелые по этому плато в поисках. В одном месте посадили Варю на рюкзаки, сказали, что б не на метр от них, а сами в связке на легке на поиски! И так, Утюг найден, но уже закат... А по плану в этот вечер мы должны быть уже на зеленке Джилы-Су, где нас ждет машина до Мин. Вод...

Утро, наша надежда, что водитель Юра подождет нас хотя бы до 12-14 дня, стараемся успеть... Ледопад, пара перил дюльферов пока солнышко не вышло, с Утюга начинает сыпать и свистеть камушки... Ура, какая-никакая, но тропа, а время уже середина дня! Все бы ничего, но только от Джилы-Су + 20км, связи практически там нет, а завтра уже билеты в Мск... Решаем идти до победного, с коротким привалом... Долгие блуждания в огромных маренных валах, множество ручьев, и очередное откровение - все тропы, это скорее всего пастухов, а им на лошадях перейти через ручейки как два пальца, а нам к сожалению нет (( Уже по темну брод, дальше ЖПС нас обнадеживает, что дорога уже рядом. Надежды на машину уже никакой.

Лай собак, фонарь, и голос местного - "Ооо, это вы!!! Идите, идите, ваш хантер вас тут весь день ждет!" Мы не верим своим ушам, нас действительно должен встречать водитель на УАЗе!!!

А тут как с корабля на бал - Юра - "Ребята, вы когда поедете, сейчас? тогда давайте барашка и в путь!"
В местном доме мы попали прямо за стол, не веря своему счастью, плотно поужинав, покатили в гостиницу!
Как оказалось, Юра разглядел нас в бинокль, когда мы спускались по леднику, а на том месте, где нас было видно мы были не более 40 минут! И он остался нас ждать! Юра, очередной раз, огромнейшее спасибо!!!

Кавказ, спасибо, за теплый прием!!!