Пишет Sereg, 18.02.2016 08:50

Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология) Буквально день назад отмечался Новый год, праздник, которого все дети ждут с нетерпением, а взрослые предвкушают хлопоты: подарки, беготню по магазинам, приготовления еды, уборку в доме и т.д. Пессимисты этот праздник связывают с очередным повышением цен, оптимисты загадывают желания… А туристы просто собирают рюкзак.
Вот так «отважные» восемь человек (и плюс ещё два потом) из коломенского турклуба Ковчег сели субботним вечером на электропоезд Москва-Рязань и отправились в увлекательную экспедицию, о которой и пойдёт речь…

Итак, 2 января. Проверка по списку всего необходимого, благо, раскладка уже в трансах у руководителей Александра Ф. и Сергея К. Список – это всегда хорошо, но чувство, что чего-то не хватает, почему-то не отпускает даже самых ответственно подошедших к походу туристов.
Пока домашние смотрят Галкиных, Пугачёвых и Киркоровых по телевизору, кто-то досиживает последние минутки в тёплой и уютной квартирке или домике-особняке. Пора! Рюкзак поджидает свою спинку: «Ну что, турист, мы с тобой теперь одно целое! И как ты меня «накормил», от этого зависит твоё пребывание в экстремальных условиях!»
Первым в электричку запрыгнул Андрей К., прямо-таки на Казанском вокзале. В Голутвине к нему присоединились «три богатыря» Ярослав П., Артём О., Георгий Л. и хрупкая «белоснежка» Мария С.. Луховицких же сам руководитель, опытный спелеолог нашей необъятной Родины, Саша Ф., подбросил до вокзала и сам лично проконтролировал «заброску» в «зелёную собаку» (так часто «зайцы» кличут электричку, хотя цвет она уже сменила). Встретили Свету П., Серёжу К. (заместителя руководителя) и Марину С. (завхоза) очень радушно. Скучать в пути до Рязани-1 не пришлось. (Билет с Луховиц до Рязани стоил 102 руб.)
Прибыли по расписанию в 21:33 и «навьючившись» ковыляли до Рязани-2 с тяжёлыми рюкзаками и трансами. Почему-то на привокзальной площади не оказалось ни одного таксиста. Видимо, они подкарауливали все на втором железнодорожном вокзале.
Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология) 3 января в 00:32 сели на поезд до Хосты (№ 386 Архангельск-Адлер, 12 вагон, цена 2320 руб.), где провели весь день, иногда бегая по перронам больших станций (таких как Россошь, Лихая и Ростов), иногда играя в «Крокодильчика» и отгадывая загадки, лепили на лоб бумажки с героями, чем забавляли пассажиров…
Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология) Морем наслаждались лишь из окна поезда, хотя пейзажи были в серых тонах. Прибыли в Хосту 4 января в 11:35. Что не съели в поезде, вскормили местным собачонкам и всеядным прожорливым голубям. Ожидали грузовик, называемый в простонародье «Шишига», чуть больше часа. За 500 рублей с пассажира довезли нас по снегу в горы. Машина шла тяжело и иногда разгона не хватало. Зато заселились в так называемом «приюте», а на деле в заброшенном доме, близ «поместья» Жорика, «феодала», с которым даже не всем туристам удалось повидаться. В жилище был камин, 4 комнаты и оборудованная столовая.
Маринкин «Сюрприз», тыквенные оладьи, прошёл на ура для слегка оголодавших туристов. Не зря было полдня потрачено на их приготовление. Воду для борща набрали в ручье, т.к. снег топить долго. Решили обжить 2 комнаты. В первой поставили две палатки (для 7 человек) (с одной намучились, т.к. кто-то с прошлого похода перепутал тенты), а во второй одну (для 3-ёх человек). Вот такое получилось распределение народа: где густо, где пусто, но никто в обиде не остался.
К ужину прибыли прилетевшие на самолёте Саша и Полина П. (завпит). А Андрей дерзнул устроить тренировку по спуску и подъёму прямо на балконе, за что «получил по шапке» от руководителя. Задабривали всех дежурные, Света и Марина, гречкой и салатом из «Воронцовских сухариков» с фасолью, чесноком и майонезом (дополнениями к раскладке).
Когда все легли спать, руководители ушли на разведку. Был заведён и специальный журнал, где каждый вышедший куда-либо с базы записывал направление, время выхода, контрольное время. Ребята успели вернуться вовремя, т.ч. спали все отменно.
5 января группа «вертикальщиков», в составе Саша, Полина, Андрей и Сережа, Гоша, Ярик, навешивались в пещере Очажной рано поутру. Для кого-то это был первый спуск по верёвке в «загадочную темноту». А кто-то осознал, что надо больше тренировок по технике SRT (техника хождения по одной верёвке). Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология)
Вот несколько отзывов и впечатлений.
Полина: «Меня больше всего поразила масштабность залов. Это самое первое впечатление и оно же самое яркое».
Сергей так высказался про пещеры: «Они обводнённые, и это очень необычно. А ещё высокие своды. Залазишь в небольшой лаз, а внутри такое пространство огромное – пятиэтажку можно засунуть. Гроты Пантеон и Прометей поражают своими масштабами и красотой».

Лагерные выспавшиеся жители: Маринка, Машка, Светка и Артёмка, тоже зря времени не теряли и сходили в радиалочку направо по дороге от базы, и нашли они водопадик, из которого впоследствии решили набирать чистую горную водицу. (На завтрак были рисовые хлопья со сгущёнкой и черносливом).
В горизонтальную северную часть Воронцовской пещеры все отправились после обеда (всегда были перекусы, сухпаёк). Но забросились туда лишь, когда стемнело. Лазить пришлось и по обводнённым меандрам, и по «шклевотине», т.н. глине, и немного по вертикальным спускам. Исследовали мы неэкскурсионную тропу. Сбылась мечта Маринки – заглянуть в узкий лаз и узнать, что же скрывается за ним, что же спрятано от глаз посетителей. Мечта эта зародилась ещё, когда она ходила когда-то давно в экскурсинонных пещерах Моравского Краса в Чехии и в Новом Афоне Абхазии. И вот не щадя новеньких комбинезонов, или комбезов сокращённо, группа спелеотуристов ползала по глине и лужам, радуясь любому водопаду, гуровым ванночкам, сталактитику или сталагмитику…
На поздний ужин дежурные, Серёжа и Артём, баловали нас карпюром (картофельным пюре) с тушёнкой и горошком. Ярик же по традиции захватил с собой армейский сухпаёк. А ещё, если дома что-то плохо съедается, возьмите его в поход, тут это будет деликатесом, так и случилось с Маринкиным джемом из тёртой чёрной смородины.
6 января «вертикальщики» снова утром «провалились сквозь землю» в Кабаний провал, где промокли насквозь.
Но отзывы далеко не мрачные. Вот Полине, например, там понравилось: «Прикольно было в Кабаньем провале под душем, вроде сыро, но тепло…»
Ряды же «горизонтальщиков» пополнились Ярославом и Гошей. И после завтрака пшённой кашей они опять исследовали дорогу направо, где им повстречалась разного рода живность: свиньи, лошади, коровы. Солнце полностью растопило снег. Поднялись мы и чуть-чуть в гору через реку.

Дома все ждали пока высохнет «великолепная четвёрка»: Саша, Серёжа, Андрей и Полина. Жаль в раскладке не было обедов, а только перекусы, но скорее всего от голода никто не страдал, даже двухметровый Артём.
Вечером все, кроме Полины, лазили почти по тому же горизонтальному маршруту Воронцовки, но т.к. вода прибыла, снег растаял и дождь влил, мы не смогли посетить даже вчерашние залы. Зато после длинного шкурника с эпичным названием «Господи, помоги!», где запаниковал наш «большой брат» Артёмка, мы вылезли к красивому акустическому залу Прозерпины (владычице подземного царства), где очень впечатлил водопад и музыкальные полые сталактиты, похожие на занавеси.
Дежурные, по совместительству завснабы, Ярослав и Андрей, накормили нас по возвращении паутинкой (тонкой лапшой) с сыром, плюс к ним нашли кетчуп и майонез, оставленные обывателями до нас.
Наступил практически «День тюленя», т.е. когда можно было расслабиться. Встали поздно, позавтракали гречневой кашей. На 7 января была запланирована прогулка по долине реки Кудепста. Мужская половина окунулась в чудную ванночку у водопада, освежились и вниз по бурному течению и живым камням. Женская же половина всю дорогу вынашивала план тоже испытать приятное пощипывание по всему телу от ледяной воды. С головой мы, конечно, не ныряли, т.к. волосы сушить негде, но залезли-таки в ванночку.
Вчетвером Серёжа, Полина, Марина и Света помесили глину по дороге налево от базы в поисках вида на море, но стемнело раньше, чем горы открыли его. Деревья хоть и без листвы, но обзор очень хорошо закрывают, да и высота была не столь большая. Вдали можно было рассмотреть высокие горы Кавказа со снежными сопками. Сразу вспомнилось стихотворение А.С.Пушкина:
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах…

Вместо Арагвы можно Кудепсту поставить, смысл не изменится.
Дома нас ждал тёплый камин и вкусный ужин от дежурных Саши и Маши (карпюр с тушнёй или с фасолью с «допами»: морковью и майонезом). Причём наш руководитель, особенно ответственно подошедший к «кормлению голодающих», эпично с серьёзным видом вывалил на стол печенье, сопровождая это словом «Жрите!» Смех разобрал всех! А продолжили мы на балконе, где сжигали благовонья, там же песенки орали и варганом снова ветер вызывали, а вернее ветерок. А орали в целом, рок – и «КиШа», и «Сектор газа», даже «Арию» два раза, вспомнили про «Гимн «Ковчега», песенки из кинофильмов и многое-многое другое. Вечер выдался на редкость тёплым и в прямом и переносном смысле слова.
Встали 8 января рано утром.
«Что у нас на завтрак, Беримор?» «Овсянка, сэр!» «А она хоть с изюмом?» «Может, вы ещё и сгущёнки попросите?» «Кто украл мой чай?» «А ты рот не разевай! Сушку съешь и будет чай».
Шутки закончились. Так вот, ранний подъем с зарядкой был для того, чтобы идти в пещеру Долгая, до которой и забрасывались долго. Просто Саша решил застрять в очередном разломе по дороге. Дождь только расходился, моросил и делалось прохладно. Наконец-то, открылся красивый вид с горы и не менее красивый вид внутри пещеры.
Вот только забраться туда оказалось нелёгкой задачей для многих. Света умудрилась застрять прямо на входе. Маринке Андрей полностью проговаривал, куда ставить ногу.

Вот и настал
Час испытания.
О, как я устал
От ожидания.

Долог был путь
К цели заветной…
(группа Эпидемия)

Внутри было очень сыро и трудно было спускаться по скользким камням, потом ползти по луже, стараясь не замочить хотя бы живот, но зато вид открылся с полным набором достопримечательностей, тут вам и сталактиты, и сталагмиты, и сталагнаты, и занавеси, и гуры и т.д. Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология) Шли прямо по реке, иногда по полочкам враспор, иногда забирались наверх. С фонариками у некоторых участников экспедиции возникли проблемы, т.ч. не пренебрегайте запасными источниками света. Сашка расстроился, что из-за сифона (туннеля, заполненного водой) мы не дошли до конца пещеры, а Маринка обрадовалась и так усердно бежала на выход, что провалилась в воду почти по пояс, все смеялись, когда она из сапога выливала воду. Да и вообще мы все промокли изрядно. Машке вообще не позавидуешь, т.к. у неё даже сапог не было, не говоря уже о неопреновых носках. Зато она бежала «впереди планеты всей», не обращая внимания на препятствия. Ребята «приняли душ» под водопадом под кульминационный крик Полины: «Гоша, не надо, Гоша!!!» Но его это не остановило, он решил поступить, как «реальный мужик». На этом мокрота и сырость не закончились, т.к. на поверхности шёл дождь, переросший под вечер в ливень.
Шли мы уставшие, грязные, но довольные собой под восторженные и удивлённые взгляды пришедших на экскурсию людей. Они даже испугались, что они тоже выйдут из пещеры в таком виде. И первый раз у нас спросили про какую-то оплату тропы.
После ужина (паутинки с сыром, кукурузой, кетчунезом) от дежурных Полины и Гоши, руководители устроили посвящение в спелеологи. Связанные «непосвящённые» шли по лавке, по каскам на матрасах, со свечой в руке Гоши, да ещё Андрею «Белому» принесли не ту каску (причём, нужную Маринка взяла, но Серёга попросил её положить обратно). Т.ч. пришлось тем же маршрутом возвращаться под Сашкины выкрики «Водопад! Водопад!», при этом получая от него туристическим ковриком. А по поводу представления Полина замечательно выразилась: «Тебе, Андрей, можно на детских утренниках выступать». Серёга ещё и снимал это всё действо… Смех, да и только! Видео отчёт должен выйти на славу!
Частично собрали «шмотьё», раздали «слонов» и как-то грустно стало, что каникулы подходили к концу…
9 января сделали уборку в приютившем нас домике. Марина и Света приготовили на завтрак рисовые хлопья со сгущёнкой. Свернули лагерь и «сели на чемоданы». В 10 часов спустились на той же машине «ГАЗ-66» в Хосту за ту же цену, к тому же вокзалу. Накупили сувениров и еды в дорогу, пофотографировались в Сквере Влюблённых, мочили ноги в неспокойном море, аж в кроссовки залило и устроили аттракцион на пирсе «Не попади под волну!» Машка у нас опять вся промокла, теперь от волны. Трогательно проводили и посадили Андрея на поезд до Москвы в 15:04 под песню «Проваливай домой!» А сами, оставив Полину на перроне, сели в поезд №088 Адлер-Нижний Новгород в 15:18 (вагон 8, цена билета 3542 руб.). В Сочи и Туапсе ходили по платформе в шлёпках, а дальше – всё, началась мерзлота.
Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология)Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология)Экспедиция секции спелеологов Коломенского клуба туристов «Ковчег» в Воронцовские пещеры (Краснодарский край) 02-10 января 2016 года (Спелеология)
10 января играли в поезде в те же игры, что и туда (только теперь к нам какие-то школьники подсели), и скупали на станциях, что только можно – от пирожков до мёда и зефира, местного производства. Прибыли в 21:20 на ж/д вокзал Рязань-2, откуда всех забирали на автомобилях.
Время подвести итоги, высказать свои впечатления. Вот несколько отзывов о поездке в целом.
Начнём с благодарственного письма Светы.
«Мне всё очень понравилось, я никогда не испытывала столько удовольствия в жизни, столько эмоций! Они меня переполняют до сих пор, когда я всё это вспоминаю. Кто-то сказал, что мы помним не дни, а моменты. Эта поездка останется в моём сердце на всю жизнь. Люблю тебя Воронцовка и всех вас, кто был рядом.
Артёму большое спасибо, что помогал подниматься вверх, когда не было сил и не хватало умения.
Маше спасибо, за то, что протянула руку помощи, когда я чуть не сорвалась вниз в пропасть.
Спасибо Гоше, что мы дружно делили груз трансмешка, когда его несли и за фото из сквера влюблённых.
Спасибо Полине за ароматные свечи, которые мы жгли на веранде.
Спасибо Андрею за жизненные советы, за то, что подсказал, куда поставить ногу, когда я застряла. Он говорил, что нужно стараться полагаться на себя во всём.
Спасибо Маришке за всё, без неё я бы не стала частью этой экспедиции! Я была в восторге от её борща! И вообще ты душа компании!!!
Спасибо Ярику (Ярославу) за интересные беседы у камина!
Спасибо Сергею за дружбу, помощь и поддержку, за то, что снимал нас, сделал прекрасное видео.
Спасибо Саше – нашему руководителю! Ты самый лучший спелеоинструктор!
Я полюбила пещеры, хотя я поняла, что быть спелеологом совсем не просто. Открывать неизведанное, спускаться туда, где могут пройти только отважные, бесстрашные и смелые! Увидеть то, что наверху не найдёшь. Побороть страхи и двигаться вперёд!
Жду с нетерпение новых поездок, экспедиций, открытий, впечатлений! Ребята вы самые лучшие!!!»

Сергей: «Самое приятное впечатление – мы жили в доме! с крышей!.. А ещё чувство отчужденности ото всего».

Маша: «Мне всё очень понравилось. Единственное, что подвело, – отсутствие нормальной снаряги, в частности, сапог. А так впечатления незабываемые, особенно в 1 и 2 день, когда пещера была глинистая и приветливая, когда было много тесных шкурников и влекущих поворотов. Вот п. Долгая была "немного" сыроватой и слишком далеко находилась от лагеря. Это подпортило настроение».