Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли!

Пишет Редакция сайта, 26.07.2016 23:02

Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)

В аутдорной «библиотеке» пополнение.
«Фредерик Кук на вершине континента. Возвращаем Мак-Кинли великому американцу» – это не только увлекательная книга, но и многолетнее исследование Дмитрия Шпаро, которое последовательно доказывает, что первым человеком, покорившим вершину североамериканского континента, был доктор Фредерик Кук.


«Возможно, Кук чувствовал себя более свободным в диких местах. По крайней мере, ему казалось, что это легче, чем сталкиваться со множеством трудных проблем, связанных с цивилизованной жизнью. Он храбро сражался с дикими зверями, но всегда старался избегать любых ссор со своими компаньонами. Врачи редко бывают хорошими коммерсантами, это верно и в случае Кука. Он был больше ученым и, к его чести, оказался слишком деликатен, доверчив и чувствителен. Когда в 75 лет, в 1940 году смерть настигла его, он безмятежно улыбался, по его лицу читалось, что в его сердце нет злобы».

Хелен Кук-Веттер,
Предисловие к книге Сильвио Дзаватти
«Первое вос¬хождение на Мак-Кинли»


Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)
Фредерик Кук

Дмитрий Шпаро написал уже третью книгу о Мак-Кинли (теперь Денали - прим. ред.). Первая – альбом на русском и английском языках «Победа на Мак-Кинли» – была написана вместе с Матвеем Шпаро и издана в 2004 году. Она рассказывала о высотной экспедиции, в которой приняли участие инвалиды-колясочники Игорь Ушаков и Григорий Царьков. Вторая – «Русские на Мак-Кинли» – напечатана в 2014 году. Она посвящена русским достижениям в регионе, начиная с Витуса Беринга, открывшего Аляску, и Фердинанда Петровича Врангеля, губернатора Русской Америки, издавшего в Санкт-Петербурге на немецком языке карту, на которой он обозначил гору Тенада – будущую Мак-Кинли. В книгу вошли известный очерк Владимира Шатаева о рекордах первых советских альпинистов на Мак-Кинли в 1977 году и рассказ о единственном зимнем восхождении на гору русских альпинистов Артура Тестова и Владимира Ананича.

Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)

Третья книга – о докторе медицины Фредерике Куке.
Дмитрий Шпаро пишет: «Мы восстанавливаем истину: первым на горе Мак-Кинли 16 сентября 1906 года был Фредерик Кук. Тот самый знаменитый американский полярный исследователь, который 21 апреля 1908 года открыл человечеству Северный полюс.
На протяжении более чем ста лет пьедестал покорителя высшей точки Северо-Американского континента занимал преподобный Хадсон Стак, поднявшийся на Мак-Кинли в 1913 году.
Возвращаем приз Фредерику Куку и отодвигаем на второе место уважаемого Стака, который говаривал: «Подняться на эту гору для меня предпочтительнее, чем открыть самое богатое месторождение золота на Аляске».
Серьезное исправление! Но дело не только в истории географического объекта. Мы реабилитируем безвинно пострадавшего человека, доктора медицины Фредерика Альберта Кука. Помните слова Бориса Пастернака: «А за мною шум погони»? Шум погони слышал и страдалец Кук; кстати, лучший автор в мировой полярной литературе.
Уже в 1909 году Кука назвали лжецом, затем представили сумасшедшим и посадили в тюрьму. Он умер в бедности в 1940 году. Главным обидчиком, а лучше сказать, преследователем доктора Кука стал прославленный командор Роберт Пири. Отдав полжизни завоеванию Северного полюса, Пири в конце концов достиг его (сегодня многие, в том числе и автор, считают, что Пири не был на Северном полюсе), но, как выяснилось, вторым — после Кука, побывавшего на верши¬не мира годом раньше. Эта «несправедливость» была неприемлема для Пири, и вслед за телеграммой из Арктики, гласившей, что звезды и полосы вбиты в полюс, он отправил еще одну, где безапелляционно заявил: не верьте Куку — он просто морочит публику. Для масштабных действий против доктора Кука был мобилизован богатый и влиятельный Арктический клуб Пири.
Подручные командора не пощадили и прежних, дополюсных достижений доктора Кука и объявили его блестящее восхождение на вершину Северной Америки надувательством.
Справедливость возвращает доброе имя Фредерика Кука людям. По всем пунктам судебного преследования он был помилован президентом США Франклином Рузвельтом. Научные открытия, сделанные в Центральной Арктике в середине ХХ века, подтвердили достоверность описаний Кука, и, казалось бы, главный приз века — Северный полюс — должен был вернуться в его руки. Однако обвинение в мистификации на Мак-Кинли, к несчастью, обрело собственную жизнь и по-прежнему тянет доктора Кука на дно бесчестия.
Считается, что если кто-то однажды сподобился на обман, то, скорее всего, он сделает это еще раз; да и окружающие словно бы ждут следующего провала. Спасти доктора Кука можно, только доказав, что именно он был первым на вершине Мак-Кинли, а ложь ему приписали враги. В этом и состоит задача настоящей книги».



Автор книги в полном смысле слова реабилитирует Фредерика Кука – доказывая, что именно он не только первым побывал на Северном полюсе, но и поднялся на высочайшую точку Северной Америки – гору Мак-Кинли.

Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)

Спустя сто лет два альпиниста – Олег Банарь и Виктор Афанасьев, преодолевая все препятствия, встречавшиеся на пути, смогли повторить удивительно логичный маршрут Фредерика Кука и подняться на гору Мак-Кинли. (В экспедиции так же участвовал Валерий Багов - прим. ред.) Они доказали, что для восхождения «по пути Кука» на суровую вершину нужны лишь ледорубы, веревки и надежный партнер. Они видели все то, что видел Кук, и ничто не противоречило дневникам первооткрывателя. Банарь и Афанасьев заявили: да, можно подняться за 8 дней и спуститься за 4 – как это сделал Кук.

Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)

Книга Дмитрия Шпаро насыщена приключениями, ее очень интересно читать. Нельзя не разделить восхищение автора бесстрашием Кука, его силой, решительностью и добропорядочностью.

Предисловие к книге написал всемирно известный ученый-гляциолог Владимир Котляков – академик, более 20 лет возглавлявший Институт географии РАН, почетный президентом РГО:
«В молодости я полгода жил в полярной палатке на леднике в самой северной части Северного острова Новой Земли, провел две зимовки на высоте 3 700 метров на ледовой базе на Эльбрусе, а затем, уже в зрелые годы, три дня жил в маленькой памирке и работал на высоте 5 100 метров над уровнем моря на леднике Акбайтал на Восточном Памире. Так что мне понятно всё описанное в дневни¬ке Кука [который приводит Д. Шпаро], и я прекрасно отдаю себе отчет в том, как он [Кук] сумел достичь заветной цели».

Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)

Книга Дмитрия Шпаро интересна не только его желанием и профессиональным умением рассказать правду о докторе Куке, но и тем, что в книге приведены уникальные документы: дневники Кука и его спутника по восхождению Эдварда Баррилла, фрагменты из статей и книг Кука и многое другое.
Например, рассказ Кука о последних трех днях восхождения на Мак-Кинли (из книги «To the Top of Continent»):

Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)


«13–14 сентября:
Началась жуткая работа по вырубанию лестницы высотой 2000 футов. Удерживая веревку в натянутом состоянии, мы вырубали ступени, держась как можно ближе к склону, чтобы защититься от ветра. Одна сотня ступеней, и Баррилл берется за ледоруб, затем — еще одна сотня, и наступает моя очередь. Мы видели склоны над собой не более чем на сто ярдов, внизу все было закрыто клубящимися облаками и сдуваемым снегом. В 7 вечера стемнело. В полном изнеможении мы опустились на ступени.

Чернота ночи быстро усиливалась, а ее холод пробирал все сильнее. Мы знали, что не можем спуститься в защищенное место, поскольку такового в пределах дневного перехода не обнаруживалось. Мы были слишком измотаны, чтобы рискнуть на дальнейший подъем в опасную неизвестность. Склон, в котором мы вырубали ступени и ледяные сиденья, имел наклон почти в 60°, но лед был надежным, снег плотным, а опасность лавин невелика. Чувство долга перед самими собой и нашими семьями не оставляло нам другого выбора, кроме как врубиться в ледяной склон горы и продержаться ночь.

В этом окопе на склоне горы мы устроились достаточно надежно с точки зрения своих телодвижений в сонном состоянии. Мы завернулись во все, что у нас было, включая шелковую палатку, затем крепко привязали этот сверток к надежно закрепленным во льду ледорубам и таким образом провели ночь. Мелкий снег стекал по нашим шеям и в щели убежища, но мы боялись пошевелиться из опасения, что снег заполнит свободные пространства и вытолкнет нас наружу, после чего нам придется висеть на своих ледорубах, чтобы удержаться от смертельного падения.

Мучения этой ужасной ночи отгоняли мысль о том, чтобы дойти до вершины горы. Мы были слишком туго связаны, чтобы активно протестовать, хотя и провели бессонные часы в спокойных рассуждениях. Однако мы сошлись на двух моментах: мы должны продержаться, если возможно, вмерзнуть в лед и с первым светом двинуться вниз, оставить альпинизм и начать лучшую жизнь. Однако с великолепием полярного рассвета все эти слабовольные рассуждения об отказе и опасности изменились. Теперь наше стремление к отступлению превратилось в решение идти к вершине.

Когда мы выползли из жуткого ледяного окопа, то поняли, что преодолели преграды для восхождения. Склоны выше нас были легкие, безопасные и непрерывные».

«14–15 сентября:
Мы нашли ровное место в небольшом амфитеатре. Снег здесь был такой, что мы смогли построить снежный дом и устроиться в нем для долгого отдыха.

Когда утром, на шестой день нашего восхождения, звезды начали тускнеть, мы выбили закрывающий вход снежный блок и выползли на хрустящую поверхность. Температура была –15° (по Фаренгейту)».

«16 сентября:
Задолго до рассвета мы выкатились из спальных мешков, выползли из палатки и, накинув свои пончо на дрожащие плечи, стали наблюдать за светлеющей синевой самого высокого пика Северного полюса гор [Так Кук называл Мак-Кинли]. В обманчивом предрассветном освещении вершина казалась гигантской. В действительности она была всего на 2000 футов выше нашего лагеря.

С онемевшими пальцами и зубами, стучащими от холода, мы уложили в рюкзаки спальные мешки, небольшой аварийный запас и, исполненные непреклонной решимости, устремились к вершине. Вскоре солнце поднялось высоко над зеленой равниной за горой Хейс и двинулось к ледовому отблеску от громадных ледниковых полей, лежащих к северу от массива Святого Ильи. Наш путь лежал через пушистое снежное поле, заполнившее пространство между рядами гранитных вершин. Большую часть этого восхождения мы провели в морозной тени, где холод пробирал до костей, но когда мы поднялись до солнечных лучей, то сразу ощутили их тепло. Однако в десяти метрах, в тени другой скалы, воздух был холодным, как во время полярной ночи. Казалось, что лучи солнца проходили сквозь воздух без потери и доли своего тепла, подобно действию электрической искры в пространстве.

Кесарю кесарево, а Фредерику Куку - славу первовосходителя на Мак-Кинли! (Альпинизм, Дмитрий Шпаро, книги, библиотека, Фредерик Кук на вершине континента)

Великолепный простор неземной красоты разливался вокруг. Однако в то время мы были слишком измотаны, чтобы тратить даже зрительную энергию на пейзаж.

Продвижение на двадцать шагов настолько нас изнуряло, что мы должны были восстанавливать дыхание и сердечный ритм, опершись на ледорубы. Еще двадцать шагов, и очередной отдых, и так на протяжении всей мучительной решающей борьбы.

Последние несколько сот футов подъема настолько подорвали наши физические силы, что мы, задыхаясь, упали на снег в полном изнеможении. Мы так близко подошли к пределу человеческой выносливости, что не ощущали гордости от успеха, доставшегося такой ценой. Мы были рады завернуться в подбитые гагачьим пухом пончо и дать успокоиться выпрыгивающим из груди сердцам и легким, работавшим в условиях «половины» атмосферы. Мы пыхтели и пыхтели, и спустя некоторое время отвратительные тяжелые удары под пятым левым ребром поутихли. Дышать стало легче, и зов вершины опять стал главным. Однако это было ужасной задачей — заставить себя выбраться из глубокого снега, а непослушные мышцы — двигать каменными ногами. Взгляд застыл на блеске вершины, однако движущая сила не была в согласии с этим устремлением.

Под самой вершиной мы повалились на ледяной шельф на грани полного изнеможения. Спустя некоторое время мы отдышались и собрали всю свою волю. На последнем этапе наши жизни держались лишь на нервном усилии. Мы медленно продвигались по крутому снежному взлету выше поднебесных гранитов к вершине. Наконец! Вдохновлявшая нас за¬дача увенчалась победой; вершина континента была у нас под ногами. Мы пожали друг другу руки, но не произнесли ни слова. Нам хотелось кричать, но не хватало сил на лишний вздох. Что меня поразило в первую очередь, так это благородство Эдварда Баррилла, величие сердца и души человека, который шел за мной без единого слова протеста, через безнадежность к успеху.

Было 16 сентября, температура –16°, высота 20 390 футов. Десять часов утра, небо было темным, как в полночь».

Книга выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер».


Материалы предоставил Дмитрий Шпаро
Фото из книги Дмитрия Шпаро «Фредерик Кук на вершине континента. Возвращаем Мак-Кинли великому американцу». Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Источник: Анастасия Дубровая, Клуб «Приключение»
74


Комментарии:
2
Книга Кука про северный полюс великолепно написана, всем рекомендую.
Я уже читал про российскую экспедицию на Мак-Кинли в поддержку его доброго имени (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5338).
Правда, там фигурировали 3 участника:
"Банарь, Афанасьев и Багов проделали путь Кука в обе стороны и нашли его абсолютно приемлемым для двойки в связке, имеющей ледорубы и веревку."
а здесь 2:
"Спустя сто лет два альпиниста – Олег Банарь и Виктор Афанасьев, преодолевая все препятствия, встречавшиеся на пути, смогли повторить удивительно логичный маршрут Фредерика Кука и подняться на гору Мак-Кинли. Они доказали, что для восхождения «по пути Кука» на суровую вершину нужны лишь ледорубы, веревки и надежный партнер"
Валера Багов, воспитанник Казбека Валиева, с годами выпал из состава участников восхождения.

1
Как-то странно выпал человек. Спасибо за комментарий - добавили в текст!

2
В начале января 2006 года к нам в нагретую Бочку на Эльбрусе,
заселился Олег Банарь
Мы успели за вечер узнать историю о первой попытке взойти на Мак-Кинли по маршруту Кука
в 2005 году. Снега было валом - и гора не пустила
По прогнозу на следующий день в Приэльбрусье была непогода
Олег все же вышел ночью на восхождение - и к обеду, уже в снегопад и ветер спустился на Бочки
Потом сказал, что у него в Терсколе висит афиша, и сегодня его концерт под гитару, он покинул нашу компанию и убежал вниз :)
Через несколько дней (9 января) погода позволила и мне взойти на Западный Эльбрус

Тройка Олега Банаря по маршруту Кука была на вершине Мак-Кинли 3 июня 2006 года
Через три недели наша четверка была там же. Взошли по классике
Видели оставленный Олегом на вершине крест

Получается так, что встретить Олега Банаря - ЭТО ХОРОШАЯ ПРИМЕТА!

photos-2397-img-o

О. Банарь на вершине Мак-Кинли
фото взято тут

0
сколько стоит в рознице, кто нибудь в курсе?

0
уже и сам нашел - от 750 до 900 руб, нарасхват не пойдет (

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru