Анатолий Букреев. Макалу-94. Часть 2.

Пишет putnik-kz, 30.12.2017 19:35

Поздравляю читателей Риска с Новым годом! Новых вершин в жизни, счастья, здоровья, успехов, удачи!
Ниже привожу вторую часть текста из дневника Анатолия о восхождении на Макалу в 1994 году.
16 января 2018 года - 60 лет со дня рождения Анатолия Букреева.
Анатолий Букреев. Макалу-94. Часть 2. (Альпинизм)

Моя роль в экспедиции мне очень нравилась, американцы уважают и умеют ценить профессионализм. Всю экспедицию проработал впереди. Это было интересно для меня, но физически оказалось очень трудно, так как почти все участники восхождения, заболев горной болезнью выше 6500 метров, высоты первого высотного лагеря, были не в состоянии помогать мне на переноске снаряжения, необходимого для работы первым.

Лишь индеец из Боливии, Бернардо Гуарачи, хозяин маленькой туристской компании в Андах, родившийся и большую часть своей жизни проживший на высоте выше 4000 метров, не знал проблем с высотой. С ним то мне и пришлось проработать всё восхождение впереди, вешая перильные верёвки и устанавливая высотные лагеря.
Бернардо Гуарачи

Лагерь №2 установили на перевале Макалу-Ла, 7400 метров, провесив и закрепив до него около 20 верёвок по 60 метров. Крутые участки льда порой доходили до 50-60 градусов уклона. Третий высотный лагерь был установлен на высоте 7800 метров, из него было решено штурмовать вершину.

Технически мой партнёр был подготовлен слабо и опыта восхождений выше 8000 метров Бернардо Гуарачи не имел. Постоянно работая впереди, я устал психологически. К тому же мой друг – индеец не говорил по-английски, а я не знал испанского, на котором разговаривают в Боливии. Порой за день не было произнесено ни единого слова.

Бернардо Гуарачи

Разведав и проложив путь выше 8000 метров сначала по разорванному предвершинному ледопаду, а потом, пройдя крутые скалы кулуара, ведущего на вершинную скалистую башню, мы с индейцем Бернардо Гуарачи 29 апреля стояли на вершине Макалу. Первый русский альпинист и гражданин Республики Казахстан, представитель школы Спортивного Клуба Армии города Алматы стоял на пятой по высоте вершине мира, так же, как и мой друг Бернардо, первый представитель Ю.Америки на этой вершине, первый альпинист из Боливии, поднявшийся когда-либо на восьмитысячник.

До нас лишь 92 альпиниста побывали на вершине этой горы. Это наименьшее число альпинистов, успешно поднявшихся на вершину восьмитысячника из всех 14 восьмитысячников, что также говорит о сложности горы. К примеру, на вершину Эвереста на сегодняшний день успешно поднялось уже около 400 альпинистов мира.

Наиболее крутые склоны у горы с западной стороны. Северо-западная стена, левее западного гребня, до сих пор остаётся непройденной, несмотря на попытки сильнейших альпинистов.

Наш же путь – путь первовосходителей, в техническом плане тоже не простой и гораздо сложнее, чем классический путь на Эверест. Особенно сложными оказались последние крутые ледово-скальные склоны вершинного бастиона. На высоте около восьми с половиной тысяч метров пришлось лезть, используя верёвку и скальные крючья. На высоте, километром ниже вершины, мы видели останки одного из погибших альпинистов. Это было как бы предупреждением об опасностях и сложностях для восходителей, идущих к вершине. Смерть одного из сильнейших в прошлом альпинистов, покорившего не один восьмитысячник, навсегда останется загадкой. Его вид, одиноко сидящего человека на скалистом склоне, одетого в порванную ветром и от времени потерявшую яркую окраску одежду альпиниста, также оказался сильной психологической преградой для моих американских друзей.

После нашего успешного штурма остальным участникам нашей экспедиции достичь вершины долго не удавалось, лишь четверым удалось добраться до последнего штурмового лагеря. Один англичанин, Алан, повернул назад, дойдя до 8200 метров. Двое американцев, используя наши провешенные верёвки и высотные лагеря, дошли до конца последней перильной верёвки и повернули, не дойдя до вершины лишь 120 метров по вертикали. Это были – лидер экспедиции Теор Кайзер и мой друг Нил из Аспена, победитель многих горных сверхмарафонов, в том числе и одного из самых престижных на 100 миль. Не хватило опыта и сил.

Нил после спуска скажет, что когда повернули назад, был счастлив, как никогда в жизни, так как не нужно было идти наверх, подвергать нечеловеческим мучениям полностью обессиленное тело. Но это было кратковременной радостью. Как спортсмен он сильно переживал свою неудачу, вернувшись в базовый лагерь. Он давно мечтал достичь вершины восьмитысячника, был сильным альпинистом, имел лучшую выносливость из всех спортсменов, каких я встречал за свою спортивную жизнь. До Макалу в сезоне 1992 года Нил также повернул назад, не дойдя до вершины К2.

Анатолий Букреев. Макалу-94. Часть 2. (Альпинизм)

Ближе всех к вершине смог подобраться лишь добродушный Стив из Денвера, который использовал кислородный аппарат, предусмотрительно купленный им в России ещё до экспедиции. Он в одиночку достиг вершинного гребня, но, не дойдя до вершины 20 метров по вертикали, повернул назад, не рискуя одолеть последние, наиболее опасные метры, ведущие по крутым склонам на вершинную башню горы.

Из американцев, кто в прошлом сезоне побывал на вершине восьмитысячника Гашербрум II, из той же шестёрки альпинистов лишь Теору Кайзеру удалось на Макалу достичь отметки восьми тысяч. Остальные повернули с высоты 7400 метров, дойдя до второго высотного лагеря. Это также говорит о том, что Макалу по силам лишь немногим, хорошо подготовленным альпинистам.

После последней неудачной попытки штурма горы, предпринятой Теором, Нилом и Стивом, и спуском их в базовый лагерь, было решено экспедицию прекращать, так как время нашего пермита заканчивалось. Пермит – официальное разрешение на проведение экспедиции, выданное Министерством Туризма Непала. Заканчивались продукты. Закончилось пиво, а главное, что на повторение штурма никто уже не имел сил. На высоте они быстро исчезают, а восстановить их в базовом лагере сложно, так как базовый лагерь расположен на высоте чуть ниже высоты Эльбруса, где так же остро ощущается кислородная недостаточность.

Видя удрученное состояние друга Нила, пришедшего в базовый лагерь, немного отдохнувшего и теперь сильно переживающего свою неудачную попытку штурма, я предложил ему повторить попытку штурма. Но уже по другой схеме, на скорость и по возможности за один день.

Для Нила было важным и наиболее приемлемым просто зайти на вершину, по обычному раскладу времени, без каких-либо рекордов. У него это был первый восьмитысячник, а в Америке Макалу пользуется большим уважением, так как прошлое поколение американских альпинистов оставило свой след в истории покорения горы и лучшие альпинисты того времени пробовали и испытывали себя именно на этой горе.

Нил, не восстановив силы полностью, всё же согласился на эту попытку, так как по-другому мы просто и не имели шанса повторить восхождение. На спуске, после неудачной попытки штурма, американцы уже сняли палатки нижних высотных лагерей №1 и №2. Оставался на маршруте лишь лагерь №3 на высоте 7800 метров, от которого по моим подсчётам до вершины останется 6-8 часов нормального хода. И, если мы достигаем высоты третьего высотного лагеря, то, немного передохнув, можно попытаться сходу идти и на вершину, а палатку высотного лагеря использовать уже на спуске для отдыха или ночёвки после вершины.

Анатолий Букреев. Макалу-94. Часть 2. (Альпинизм)

Идея штурма Макалу за день у меня возникла после отдыха. До первого штурма вершины с Бернардо Гуарачи я в это не верил, так как приходилось выкладываться физически при работе впереди, отрабатывая своё пребывание в экспедиции. Хотя желание попробовать было, тем более, что я знал о подготовке скоростного восхождения на Лхоцзе известного мексиканского альпиниста Карлоса Гарсолио и одного из шерпов, жителей Гималаев, готовившихся этой весной штурмовать Эверест и заявивших на это всего 18 часов.

Для меня заранее запланировать скоростной подъём было сложно, так как я понимал всю сложность и трудность этой задачи. Я в своё время уже пробовал в одиночку в таком же стиле совершить скоростное восхождение на Эверест в 1991 году. Путь на Макалу намного сложнее классического подъема на вершину мира Эверест, а по протяженности может быть и длиннее. К тому же это - сверхзадача в альпинизме и к ней нужно специально готовиться, экономя на акклиматизации свои силы, щадя свой организм, подготавливая его к штурму горы за сутки. Я же в этой экспедиции работал первым за всю команду и естественно очень выложился. Но,немного отдохнув, хоть и не набрав свою лучшую форму, понимал, что смогу это сделать, может быть на несколько часов и дольше, чем в своей кондиции.