Анатолий Букреев. Макалу-94. Часть 3-я.

Пишет putnik-kz, 16.01.2018 05:59

Сегодня – день рождения известного всему миру русского альпиниста Анатолия Букреева. Ему исполнилось бы 60 лет. В несостоявшийся юбилей я заканчиваю публикацию его дневниковых воспоминаний о восхождении на Макалу в 1994 году.
Анатолий Букреев. Макалу-94. Часть 3-я. (Альпинизм, манаслу)

...В силы Нила я верил, так как ни у кого не видел лучшую тренированность на выносливость. Но выносливость бегуна-марафонца – это другая выносливость, чем у альпиниста, идущего выше восьми тысяч метров. Это я тоже понимал, но очень хотелось, чтобы Нил взошёл на вершину: это было важно в психологическом плане для него.

Анатолий и Нил Бейдлман в аэропорту Катманду

После повторной неудачной экспедиции он мог разочароваться в своих силах. Тем более, что Нил через месяц собирался жениться и на свадьбу приедут все его друзья-спортсмены.

Нил Бейдлман

Вышли мы 13 мая в 6-30 вечера. Остальные американцы холодно отнеслись к нашей затее, были охвачены сборами и готовыми возвращаться в цивилизацию после более чем полтора месяца проведенного времени на высоте, в условиях дискомфорта и холода, ураганных ветров и скудного высотного рациона питания. Многие говорили, что мы повернём, не дойдя и до высоты 7400 метров – перевала Макалу-Ла. Ночью по перилам? Нереально до перевала.

Букреев и Месснер

До высоты второго высотного лагеря мы дошли за 11 часов. Я планировал 10, но Нил стал отставать выше 6500 метров. Пришлось стать за ним, идти в его темпе, что подстёгивало его. Ему было сложно перестроиться. За полтора месяца в его организме выработался стереотип работы. Без перерыва на отдых было сложно заставить организм работать. К тому же я имел больше опыта в работе на выносливость на большой высоте. Если бы я ушел вперёд, Нил бы точно сбавил темп, жалея себя, оправдывая свой темп более коротким и недостаточным отдыхом.

Букреев и Балыбердин

После 7400 метров я ушел вперёд, предложив Нилу двигаться в его темпе. Но сейчас Нила подстёгивало ощущение близости палатки и возможности отдыха в тепле палатки при горящем примусе, который я обещал развести, чтобы приготовить горячий чай. Мы уже были в пути практически без отдыха и остановок 11 часов, освещая себе путь налобными фонариками, двигаясь по перильным верёвкам, закреплёнными на крутом льду. Было очень холодно. Но нам повезло: не было ветра.

Букреев и Симоне Моро

Сказочные краски рассвета, такого я никогда не видел. Спектакль начался, как только стало возможно рассмотреть громадные великаны Лхоцзе и Эверест, соседей Макалу, и красоты Тибета с другой стороны, а в полоске рассвета, окрашенную в оранжевые тона божественную Канченджангу. Такого не увидишь и на картинах знаменитого Рериха, воспевшего красоты Гималаев.

Симоне Моро

Наслаждение красками закончилось при виде останков нашего бывшего собрата, душа которого где-то рядом в небе над вершиной. В предрассветном свете и в контрасте с такой красотой его вид был впечатляющим. Мы вступили в запретную зону, опасную для всего живого, доступную, наверное, лишь душам умерших.

До третьего лагеря дошёл очень быстро, сказалось сдерживание темпа при движении за Нилом. На 400 метров подъёма по вертикали затратил всего лишь 1,5 часа. В предыдущий штурм затратил на это же расстояние на час больше.

Анатолий Букреев. Макалу-94. Часть 3-я. (Альпинизм, манаслу)
Вместе с Ринатом Хайбуллиным и Андреем Целищевым на Дхаулагири в 1991 г.

Ощущение лёгкости и силы закончилось при виде порванной и перевёрнутой, сломанной ветром палатки. Начал понимать сложность сложившейся ситуации. Американцы, покидая этот лагерь, не закрепили достаточно палатку, видно на это не было никаких сил.

Занялся восстановлением лагеря. Сначала подготовил новую площадку в защищенном от ветра месте, вырыв в снегу нишу. Нил, подошедший через час, начал помогать переносить и укреплять порванную палатку, ремонтировать сломанные стойки. На всё ушло около 3 часов времени и много сил, необходимых для заключительного штурма.

На Дхаулагири

Трезво оценив ситуацию, я отказался от продолжения скоростного подъёма. Без палатки на спуске мы могли оказаться в критической ситуации и присоединились бы к нашему неудачливому собрату, покоящемуся на склоне горы. После потери времени, сил и настроя, так необходимого для этого штурма, можно было остаться здесь навсегда.

Успех восхождения очень существенен, если после него ты сможешь на вершину посмотреть из базового лагеря. Такой успех существенен, так как острее начинаешь понимать свою жизнь и радоваться ей. Это я тоже понимал. Да и для Нила, моего друга, было очень важно побывать на вершине.

Под Эверестом

На следующий день мы дошли до вершины. Просто, без рекорда. Нил радовался как ребёнок, а я – за него. Для него было очень важно вернуться к своей любимой Эмми живым и невредимым, без обморожений, здоровым и обязательно с успехом, побывав на вершине Макалу, знаменитой горе в Соединённых Штатах, а особенно в Колорадо. Здесь каждый уважающий себя альпинист имеет альпинистские складные палатки фирмы «Super-Makalu». Все знают в штате Колорадо о Макалу, так как шестеро американцев предыдущего поколения успешно взошли на эту вершину, оставив свой след в истории альпинизма. Их имена известны в своей стране, особенно в штате Колорадо, где каждый второй считает себя альпинистом.

До меня русские альпинисты не ходили на эту вершину, да если бы и ходили, то у нас альпинизм не так популярен, как в Колорадо. Да и к успеху я шёл не потому, что это важно для популярности, или важно иметь успех, если ты решил жениться, хотя это тоже большое дело.

Жениться в отличие от Нила я не собирался, может быть рано, а может быть и поздно. Нила я отлично понимал, мы имеем кучу общих друзей и знакомых в альпинистском мире, и от души радовался успеху друга, а в душе немного неудовлетворённость. Не хватало удачи, не захотел рисковать, хотя были близко к вершине, и время было бы неплохим, в районе 17-18 часов.

Страничка рукописи

В Катманду, после окончания экспедиции, встретились очень старые знакомые - альпинисты из разных стран. Не очень много альпинистов, Непал сейчас стоит дорого. Было несколько коммерческих экспедиций на Эверест и Лхоцзе. Гиды с клиентами, которые платят за все расходы. Из спортивных восхождений один лишь Карлос Карсолио. Он успешно сходил на Чо-Ойю за 19 часов и несколько минут и где-то за 24 часа поднялся на Лхоцзе. Это успех для мексиканского альпиниста. Но ему проще, он богат, известен у себя в стране, имеет деньги на проведение экспедиции, имеет спонсоров, талантлив, красив и путешествует с молодой женой и прекрасным ребёнком. Можно только по-хорошему ему позавидовать, а что остаётся делать. Да и своему другу Нилу можно тоже позавидовать. Это очень хорошо, что где-то есть места, где каждый второй занимается альпинизмом и каждый уважающий себя гражданин занимается спортом, хотя бы для своего здоровья. И очень жаль, что у нас альпинизм, горовосхождения, да и спорт в целом потерял свою популярность, а иногда начинаешь сомневаться, имел ли он её вообще?

Вот ещё одна экспедиция позади. Что впереди, пока не понятно. Позади гора и вот эти впечатления и мысли со мной.

Анатолий Букреев. 31 мая 1994 года

Памятная ступа Букрееву и Соболеву под Аннапурной

P.S. В день рождения Анатолия Букреева я заканчиваю публикацию его рукописи, имеющейся у меня. Конечно, я предвидел возможные претензии со стороны наследников его интеллектуальной собственности, но и предавать рукопись забвению я тоже не мог. Тем более, что я обещал опубликовать эту часть его дневниковых записей.

И ружьё, висевшее на сцене в первом акте этого действия, выстрелило. По инициативе Асета Даньялова и navostok.net, (см. Русское издание дневников Букреева - https://www.risk.ru/blog/213449) Линда Уайли - американская подруга Букреева, у которой права на его литературное наследие и которая опубликовала дневники Анатолия на английском языке, дала согласие на публикацию его дневников на русском языке.

Я надеюсь, что эта публикация будет маленьким вкладом в подготовку книги дневников Анатолия, а Линда Уайли не будет ко мне в претензии.

За прошедшее время достижения в альпинизме превзошли все пессимистические ожидания Анатолия, а в 2017 году двое российских альпинистов съехали с Манаслу на лыжах.
Тем не менее, читая эти воспоминания, не стоит относиться к ним свысока. Это было время первопроходцев, а путь в неизвестное всегда тяжелее.