"Питерский каскад"

Пишет Valeri 1, 01.12.2020 00:29

"Питерский каскад" (Альпинизм)

1992 год – первый год «свободного» альпинизма. Мы больше не участвуем в чемпионатах. В прошлом году мы с Лёхой напоследок выиграли очередную «союзную» медаль, подали документы на присвоение МС МК СССР и подвели черту под спортивной карьерой. Звание нам, правда, так и не присвоили, по причине развала Советского Союза.

И вот мы в Каравшине , сопровождаем испанцев, которые облюбовали Rusian Tauer ( пик Слесова 4240) и пытаются взять его долгой осадой (бесконечная обработка северной стены). Мы выступаем в роли гидов и бегаем по горам в свое удовольствие. Сходили 5б (Лебедева) на Ортотюбек ( за день из лагеря в лагерь), забрались на 4810 по м-ту Назарова, примерно в том же графике. И сбегали на Альперинскую 5 ку на Асан. Стартовали в 14-00 (утром шёл дождь), переночевали на стандартной ночёвке, залезли на вершину и прибежали в лагерь под пик Слесова в тот же день . Отпраздновали мой «Большой шлем Асана» ( я сходил все имеющиеся на тот момент маршруты на эту гору – две 6 б, три 6а и две 5б )

Надолго из лагеря отлучаться не хотелось , ибо было не понятно как будут чувствовать себя испанцы на стене. Напротив лагеря стоял п. Ортотюбек 3850 м со своей практически не хоженой западной стеной. Прямо по центру стену рассекала трещина, которая трижды упиралась в карнизы разного калибра.

Первый карниз находился примерно в 4 х верёвках

-Давай залезем хоть на него, чтоб не скучать , -предложил я.

Лёха мечтательно потянулся -- А пойдём

Утром не спеша отправились на «скальные занятия». Первая верёвка представляла наклонный внутренний угол, после которого стена начинала выкручиваться , вторая верёвка тоже не заняла много времени. А вот следующие две шли по вертикальной плите и выводили точно под карниз.

До карниза оставалось метров 10 когда пошёл дождь. Вот непруха.

-Ладно, вернёмся -повторим.

Лезть снова сложную верёвку не хотелось. Поэтому, мы бросили одну «половинку» в качестве «перил», и короткими дюльферами свалили в низ.

"Питерский каскад" (Альпинизм)20201018_162238

На три дня мы забыли про гору. В ущелье заезжали сборы, появились знакомые лица – стало весело. Красная верёвка на стене смотрелась одиноко и неприкаянно. Тем временем график испанцев стал понятен – веревка в день. Я подошёл к Мошникову ( руководителю нашей экспедиции)

- Толя, отпусти. Быстренько слазаем туда-обратно. С одной ночёвкой проскочим

Иваныч с сомнением покачал головой.

Вечером к нам пришли в лагерь гости, и после весёлого застолья мы с Мошниковым вступили в спор о политике (война в Югославии). Орали, брызгали слюной, «рвали» рубахи на груди. На нас смотрели, как на двух сумасшедших, потом махнули рукой и разошлись. Под утро Анатолий привёл последний веский аргумент – шёл бы ты….. на гору…

Пока Иваныч не остыл, мы стали быстренько собираться. Пришли к компромиссному варианту. Чтобы не заторчать на стене , решили обработать верёвок 5-6, потом отрываться.

До карниза долезли быстро. Метров в 4 х, я забил шлямбур, потом две дырки под скайхук и дотянулся до тонкой щели , которая рассекая карниз , уходила вверх. Карниз прошёл лазанием . Стена стала положе. Бодро полез в направлении второго карниза. Эта верёвка поистине уникальна. Плита без единой трещины для страховки, но покрытая скальными бородавками-грибами( прямо как современные зацепки на скалодроме). Через 30 метров сделал станцию на шлямбуре. Второй карниз был монолитен- без трещин и зацепок. Пришлось облезать его слева по нависающей грани внутреннего угла. Еще 20 метров вверх и дальше просматривался маятник вправо, для ухода в центральную щель. Спустились в б/л. Выступать решили через день.

"Питерский каскад" (Альпинизм)

Утром, чистя у реки зубы Мошников предложил – а давай и я с вами, а то совсем застоялся.

- Ну, тогда точно ночевать не будем – Лизу в лагере оставлять одну опасно – украдут))

Лиза – наш переводчик, повар, спортсменка, красавица, умница (студентка филфака ЛГУ). Местные таджики уже приходили свататься – предлагая за такую невесту отару овец. Мы долго торговались и обещали подумать.

Заночевали под стеной на зелёной полке. И рано утром полезли. Пройдя перила, пролезли ещё верёвку и маятникнули в щель, которая после 5 верёвок снова упёрлась в карниз (третий). Его лез Толя. Пока он кряхтел на нависании, мы с Лёхой на станции рубились в «балду». Выбравшись наверх, Мошников махнул рукой – я тут корячусь, а они ржут. Сами дальше рулите.

Последние верёвки лез Лёха. Он забрался в чёрный, мокрый угол и потихоньку растворялся вместе с ним в сумерках надвигающейся ночи.

- Вот свяжешься с Вами, потом ночуй в стременах. – продолжал ворчать Толя.

Мы висели на станции и перспектива ночёвки на стене совсем не радовала.

- Всё . Приехали – вершина.

Голос сверху вдохнул энтузиазм в наши души и мы поспешили на верх. В темноте выбрались на вершину и заночевали на гребне. Тёплая звёздная ночь и хорошая компания в которой проделана неплохая работа – умиротворение души и тела. Альпинизм открывался с другой и очень приятной стороны. Название новой линии родилось этой же ночью - «Питерский каскад». В стране ещё не было именных маршрутов и быть зачинателями , конечно, приятно)

Отмечали первопроход в компании «узбеков». Григорьев и К* сходили на чемпионат СНГ п Кыркчилту по новому маршруту . Вот и обмывали два события одновременно.

- Куда подавать будете, - поинтересовался Олег.

- Да никуда. Для души сходили.

- Зря. Пропадёт маршрут.

- Ничего. Линия красивая, кто-нибудь ещё обязательно полезет, думаю будет – ходовой.

Маршрут прижился. И даже получил широкую известность ( попал в 60 лучших пройденных маршрутов в 2014 году) после того, как его пролезли итальянцы - Маттео Де Зайкомо (Matteo De Zaiacomo) и Лука Шиера (Luca Schiera), опубликовав большую статью о Каравшине и маршруте в частности.

А мы в 1993 году проложили рядом на стене ещё одну линию- «Папийон» (мотылёк-бабочка), в честь книги французского писателя Анри Шарьера. У нас в экспедиции она была – хит сезона. Да и два сходящихся карниза очень напоминали крылья.

"Питерский каскад" (Альпинизм)маршруты

P.S. Все маршруты на западную стену п. Ортотюбек (3850)