Лавинная подготовка альпинистов. Мысли по поводу трагедии в Адырсу.

Пишет fedor, 19.02.2007 09:44

Очень тяжело читать о гибели молодых людей, только – только начавших свой путь в жизни и в горах. Хочу выразить свои соболезнования родным и близким погибших и попросить прощения за всех нас, кто сейчас активно обсуждает эту трагедию на разных форумах в Интернете. Поверьте, это не интерес к «жареному» - это необходимо для тех, кто жив и кто будет продолжать ходить в горы.
Хотел сначала ограничиться комментарием, но тема, на мой взгляд, серьезная, поэтому решил вынести её на Главную страницу сайта.

Давно собирался написать на тему лавинной подготовки альпинистов в России, но все как-то руки не доходили. К сожалению, и сейчас нет времени на полноценную статью.
Потому в этих заметках хочу скорее обозначить тему и поделиться информацией о лавинной безопасности.

Сначала официальная статистика:

• 25% из погибших в лавинах погибают от травм.
• Остальные 75% из погибших в лавинах погибают от удушья (асфиксия)

Из тех 75%, кто не погиб от травм:

• В течение 15 мин можно откопать живыми 92% полностью засыпанных.
• В течение 25мин - погибает 50%.
• В течение 35 мин – погибает 73%.
• Только 27% живут больше 35 мин. Во всех случаях была воздушная камера для
дыхания
• Только 10% живут дольше 90 минут.
• Только 2% живут дольше 2х часов.
• В 90% случаев лавина была сорвана либо самим пострадавшим, либо кем-то из его группы.

Статистика приводиться по данным Канадской Лавинной Ассоциации (Canadian Avalanche Association) и основана как на североамериканских, так и на европейских данных.

О чем говорят эти совсем не обнадеживающие цифры?

I. Для тех членов группы, кто не попал в лавину это означает, что у них фактически есть только 15 минут для того, чтобы найти и откопать своих товарищей живыми (если они не погибли от травм). Дальше шансы найти засыпанных живыми падают катастрофически!

II. Для того, кто попал в лавину и не погиб от травм, это означает, что его спасение находиться полностью в руках его товарищей.
Ни одна спасслужба в мире не способна оказаться на месте так быстро. Разве, что лавина сойдет в непосредственной близости от расположения службы. Даже в Альпийских странах, с их развитой инфраструктурой, возможностью мобильной связи практически в любой точке и высокопрофессиональной спасательной службой, в подавляющем большинстве случаев спасатели оказываются на месте схода лавины слишком поздно.
Согласно западной статистике профессиональные спасатели откапывают живыми не более 15% пострадавших.
Полагаю, что аналогичные данные по России выглядят совсем неутешительно.

III. Последняя строчка приведенной статистики говорит о том, что в 90% случаев в срыве лавины виноваты не туры, хотя и такое возможно, а неправильные действия либо самих пострадавших, либо их товарищей по группе, либо руководителя.

Если говорить конкретно о происшедшем в Адыр-су, то, судя по фотоматериалам, опубликованным Foxtrot и нитке маршрута нанесенной Ю.И. Порохней, налицо неправильный выбор пути руководителем группы.

Отсюда вывод, что самый главный резерв повышения лавинной безопасности всех путешествующих в горах находиться в их собственных руках.
Но для того, чтобы задействовать этот резерв, необходимы определенные знания и умения.

Поэтому во всем мире уже давно подход к обеспечению лавинной безопасности для всех, кто работает, катается или ходит в горах, основан на системе лавинного просвещения.

Как в Европе, так и в Северной Америке существуют различные, доступные любому любителю гор, курсы по основам лавинной безопасности.

Одна из самых четко отлаженных и эффективных систем лавинного образования, с которой мне посчастливилось лично познакомиться, создана в Канаде:

Для любителей существуют курсы двух ступеней:
I ступень – курс продолжительностью 2-2.5 дня. 6 часов теории и 10 часов практики. Стоимость $170-180
II ступень - курс продолжительностью 4 дня. 11 часов теории и 18 часов практики. Стоимость $300 – 380.

Для тех же, кто работает в горах профессионально: гидов по альпинизму и лыжам, спасателей и лыжных патрулей на курортах обязательна профессиональная лавинная подготовка:
Для получения сертификата гида – ассистента (стажера) по лыжам и по альпинизму необходимо
окончить 7-8-дневный курс профессиональной подготовки I ступени. Стоимость курса $1250
Для поступления на этот курс надо сначала окончить любительский курс II ступени.

Для получения сертификата лыжного гида и гида по альпинизму необходимо иметь сертификат об окончании курса профессиональной лавинной подготовки II ступени. Для поступления на этот курс, кроме сертификата об окончании курса профессиональной подготовки I ступени необходимо предоставить специальный дневник наблюдений за погодой, снежным покровом и лавинами за период не менее 100 дней и рекомендацию от профессионального гида или лавинщика. Дневник заполняется строго по метеорологическим стандартам с указанием таких параметров как скорость и направление ветра, температура воздуха и снега, плотность снега на контрольных площадках, данные тестов в снежных шурфах и т.п. Проводить такие наблюдения самостоятельно во время горнолыжных походов или восхождений практически невозможно. Для снятия многих параметров требуется специально оборудованная метеоплощадка.
Фактически это означает, что для поступления на лавинный курс II ступени Гид-Ассистент должен отработать в одной из профессиональных лавинных служб как минимум один сезон (чаще всего на это необходимо 2 сезона). Как правило, это работа в лыжном патруле на горнолыжных курортах либо в дорожной противолавинной службе.
Стоимость курса профессиональной лавинной подготовки II ступени - $3100.

Такой высокий уровень требований к лавинной подготовке гидов по альпинизму (читай «инструкторов») -
это, пожалуй, мое самое яркое и сильное впечатление от обучения в Канаде. Если по другим аспектам гидовской и инструкторской работы я не узнал ничего принципиально нового – речь шла в основном о деталях и нюансах,
то окончание профессионального лавинного курса I ступени было для меня целым прорывом.
Это при том, что нескромно считал себя достаточно подготовленным в этом плане, так как много лет самостоятельно повышал уровень знаний о лавинах: изучал всю доступную литературу, как на русском, так и на английском языках и имел более 20 лет опыта занятий альпинизмом, ски-альпинизмом, лыжным туризмом и десятилетний опыт работы гидом по альпинизму ски-туру и хели-ски. Разумеется за эти годы накопился и опыт непосредственного«общения» с лавинами.
Вместе с двумя 35 летними канадцами я был допущен на курс I ступени на основании собеседования, без окончания любительского курса. Такие исключения иногда делаются для опытных альпинистов и горнолыжников, не окончивших официальных любительских курсов. Несмотря на то, что, на собеседовании я вполне подтвердил общие знания о лавинах и владение англоязычной лавинной терминологией, в процессе учебы по многим вопросам чувствовал себя полным новичком по сравнению с молодыми ребятами, окончившими любительские курсы.

На этом фоне базовый уровень лавинной подготовки российского инструктора альпинизма далеко не дотягивает даже до канадского любительского уровня I ступени.

Понятно, что сравнение России с Канадой или Альпийскими странами совсем не корректно.
Канада (западные провинции) это горная страна. Там люди живут, работают и отдыхают в горах в буквальном смысле у порога своих домов. Уровень развития и популярность зимних видов активного отдыха и спорта в горах очень высокий. Отсюда и насущная необходимость в лавинном образовании.

В России же основная масса любителей горного спорта живет в городах далеких от гор.
Растущая популярность лыжного и сноубордического фрирайда, ски-тура и хели-ски уже давно заставила наших гидов и туроператоров, работающих в этой сфере серьезно заняться своим лавинным образованием.
Я не вполне владею всей информацией по России, но знаю, что существуют курсы хорошего уровня для фрирайдеров в Приэльбрусье. Знаю, что некоторые компании специализирующиеся на хели-ски приглашали иностранных гидов сертифицированных UIAGM/IFMGA/IVBV для обучения своих гидов. Кажется, какие-то программы проводятся в Хибинах. В общем, катающийся народ движется в правильном направлении.

В тоже время в подготовке альпинистов в целом и, самое главное, инструкторов альпинизма, насколько я знаю, ничего принципиально не изменилось. Тогда как популярность зимних восхождений любых категорий растет. Точных цифр последних лет по России не знаю, но думаю, что не ошибусь, предположив, что гибель альпинистов в лавинах занимает далеко не последнюю строчку в статистике НС.

Думаю, что ФАР необходимо предпринять какие-то шаги для улучшения этой ситуации. И начинать надо с обучения инструкторов. По крайней мере, тех, кто планирует работать зимой в горах.
Понимаю, данная мысль не оригинальна и, скорее всего, относится к разряду благих пожеланий.
Даже если работа в этом направлении начнется – то процесс будет долгий и на скорые результаты рассчитывать не стоит.

Поэтому позволю себе дать несколько общих советов тем, кто хочет самостоятельно повысить свое лавинное образование.

I. Что читать?

Сегодня довольно много полезной информации можно найти на российских сайтах, посвященных горам и лыжам. Традиционно они больше адресованы к катающейся аудитории. Но и просто ходящие по горам найдут много полезной информации.
Совсем недавно здесь на «Риске» опубликована статья Макса Панкова. Также есть качественные материалы по лавинам на маунтин.ру и на сайте bigwall.ru. Есть публикации на сайте whiteguides.ru и других.

Я лучше знаком с англоязычным Интернетом, поэтому для тех, кто владеет английским рекомендую следующие сайты:
www.bcaccess.com – сайт производителя лавинного снаряжения Backcountry Access. Здесь много полезной информации, в том числе, обучающие презентации в Power Point.
На сайте http://www.thebackcountry.net/ можно заказать 2 обучающих DVD (оба диска примерно на 25минут) по тактике поиска в лавинах. Оба фильма сняты компанией Teton Gravity Research, известной российским любителям экстремального лыжного кино. Стоимость каждого диска $10 (без доставки).
На сайте известной американской компании Black Diamond www.bdel.com можно заказать учебный фильм “Think Like an Avalanche” $15, снятый той же компанией.
www.couloirmag.com – сайт журнала «Couloir». Богатый архив статей по всем аспектам лавинной тематики.
www.telemarktips.com, www.avalanche.org, На этих сайтах много полезной информации и множество ссылок на другие Интернет ресурсы по лавинам.
Из печатных изданий на английском языке очень рекомендую книгу “Staying alive in avalanche terrain” автор
Bruce Tremper, издательство The Mountaineers Books, Seattle, 2001 год.
Bruce, директор Лавинного центра штата Юта (Utah Avalanche Center). Много выдержек из его замечательной книги, представляющей собой практически готовое учебное пособие, есть на сайте Центра. http://www.avalanche.org/~uac/

II. Понятно,что никакая книга не заменит опытного наставника.
Пользуйтесь любой возможностью учиться у знающих и опытных людей. Самый лучший вариант это пройти специальный курс лавинной подготовки. Надеюсь, что растущая популярность зимних видов спорта в горах будет способствовать увеличению количества обучающих программ.

У себя на Камчатке, я уже второй год, в начале зимы (декабрь-январь) провожу платные курсы для камчатских сноубордистов, лыжников и альпинистов.
Курс объемом в 24 часа теории и 15-20 часов практики занимает примерно два месяца. Теория проходит два раза в неделю по вечерам, так как все слушатели либо студенты, либо работают. Практически все слушатели либо уже хотя бы эпизодически работают гидами или помощниками гидов, либо собираются работать.
Практические занятия у нас проходят по выходным на городских сопках и ближних вулканах.

Разумеется. моя лавинная квалификация не позволяет проводить курс на уровне канадских профессионалов. Поэтому формат представляет собой нечто среднее между любительским курсом II ступени и профессиональным курсом первой ступени. Полагаю, что на общем фоне это уже что-то. В первый год была группа 8 человек. Для практических занятий это слишком много на одного инструктора. В этом году ограничил размер группы до 6 человек. Это оптимальный размер. Так что результаты пока скромные – за два года курс прошли 14 человек.
Но даже если хоть раз в жизни одному из моих слушателей удастся принять правильное решение и избежать попадания в лавину или эффективно организовать поиск своих друзей или клиентов – я буду считать свою задачу выполненной.

III. На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при самостоятельном обучении?
По мнению профессиональных гидов и лавинщиков именно умение «читать» лавиноопасный ландшафт и выбирать наиболее безопасный путь на местности – это самый главный навык необходимый для долгой жизни в горах. Даже если вы ни разу не копали снежный шурф и имеете весьма приблизительные представления о структуре снега, этот навык поможет вам в 90% случаев.

IV. Мне приходилось не раз слышать и читать скептические отзывы наших альпинистов о биперах. Мол «очередные буржуйские навороты», а на деле толку немного.
Хочу развеять эти сомнения – это работает! И весьма эффективно. За 30 с лишним лет своего существования биперы спасли жизнь многих десятков людей.

Надо отдавать себе отчет, что даже самые современные биперы не являются «пропуском» в лавиноопасную местность и не защищают своего хозяина от попадания в лавину. Главное - это реальные знания и опыт позволяющие избежать попадание в лавину.
Но наличие бипера очень существенно повышает шансы на выживание для тех, кто попал в лавину.

Вот статистика: по данным Информационного Лавинного Центра штата Колорадо (Colorado Avalanche Information Center, CAIC)
1. Во время спасательных работ с помощью биперов, проведенных сразу после схода лавины силами самой группы
удалось откопать живыми 68% пострадавших (189 человек из 280)

2. Во время организованных спасательных работ проведенных профессионалами и волонтерами
удалось откопать живыми лишь 15% пострадавших (58 из 375)

3. Благодаря распространению лавинного образования и новым технологиям, используемым в биперах, среднее время поиска реального пострадавшего силами товарища-любителя (не профессионала!) сократилось до 18 мин – это статистика за 2000-2006 годы. Для сравнения статистика за период с 1977 по 2000 год – 26 минут.
Если вспомнить, что в течение первых 15 минут можно спасти 90% пострадавших, и что после 25 минут погибает 50% пострадавших то это – серьезный прорыв.

Поэтому главный принцип подхода к обеспечению лавинной безопасности для путешествующих в горах во всем мире уже давно звучит так:

Каждый в группе должен уметь спасти каждого!

Это значит, что у каждого в группе должно быть соответствующее снаряжение: бипер, зонд, лопата, аптечка первой помощи. И самое главное – умение всем этим пользоваться.

Понятно, что важна система и один бипер в группе не имеет смысла.
Так же понятно, что без должной тренировки бипер не более чем почти бесполезный кусок пластика с микросхемами. Бипером, как и любым другим инструментом надо уметь пользоваться.

В этом деле есть свои нюансы, но нет ничего сверхъестественного. Уже на втором занятии с биперами мои слушатели без проблем за 5-7 минут находят 2 бипера, закопанных на разной глубине, на площади примерно 40Х40метров.
Под конец курсов мы ищем 3 бипера на той же площади за 8-10 мин, а то и быстрее.
Для примера: на зачете по окончании курса профессиональной лавинной подготовки I ступени надо найти З бипера, закопанных на разной глубине, на площади 40Х40 метров максимум за 7 минут.
На экзамене для получения сертификата гида по альпинизму или лыжам надо найти 4 бипера на той же площади за 8 мин - это максимальное зачетное время. Во всех случаях найденные биперы выключать нельзя. Обнаруженные «пострадавшие» определяются зондированием, и ищущий немедленно переключается на поиск следующего. Привожу эти данные для тех, кто тренируется самостоятельно, чтобы были ориентиры к чему стремиться.

V. Часто задают вопрос: «Что важнее приобрести в первую очередь: бипер, лопату или зонд?»
Вопрос закономерный, так как снаряжение это дорогое и позволить себе купить полный комплект сразу может далеко не каждый любитель гор в России. Особенно молодежь.
Я навскидку зашел на сайт одного из московских Интернет - магазинов.
Вот результат: Бипер -9500 руб., лопата - 2205 руб., зонд - (щуп) – 1890 руб. Итого 13 595 руб.
Сумма конечно большая, но все-таки не такая уж «смертельная». Особенно если учесть, что речь идет на самом деле о жизни и смерти.
Другие наши любимые горные «игрушки»: лыжи, кошки, ледорубы, френды, палатки, одежда и т.п. тоже стоят недешево. Так что выбор за нами.

Мой совет тем, кто планирует регулярно ходить и кататься зимой в горах – начать можно с лопаты и зонда, но в конечном итоге постарайтесь приобрести полный комплект.
Здесь важно все:
1. бипер без лопаты и зонда практически бесполезен, так как откопать засыпанного лавиной руками, котелками и прочими подручными средствами почти нереально. Такое возможно только в «счастливом» случае поверхностного погребения. Лавинный вынос очень быстро смерзается в «бетон».

2. Зондирование без бипера занимает много времени и в таком случае шансы у пострадавших, если они полностью погребены под снегом, очень мизерные.
Хочу предостеречь от покупки горнолыжных палок скручивающихся в лавинный зонд вместо настоящего зонда. Любой зонд собирается за секунды и практически мгновенно готов к работе. Ни одна из существующих систем палок-зондов не собирается меньше чем за 5 минут в домашних! условиях. В реальной ситуации: стресс, холод, спешка и т.д. это займет еще больше времени. У вашего товарища, попавшего в лавину нет этих лишних 5-10 минут! Это совершенно непозволительная трата времени!

4. Поиск выкапыванием без предварительного обнаружения бипером и/или зондированием занимает еще больше времени и с точки зрения поиска живых совершенно не эффективен.
Статистически, даже выкапывание пострадавшего уже точно обнаруженного с помощью бипера и зонда занимает большую часть времени всего поиска - порядка 70%

Вот официальная статистика Американской Лавинной Ассоциации (American Avalanche Association)

Время необходимое для поиска одного полностью погребенного пострадавшего на площади 100Х100
метров:

1. Поиск с помощью бипера силами одного человека менее 15 минут
2. Поиск с помощью одной обученной лавинной собаки 30 минут
3. Поиск быстрым зондированием силами 20 человек 4 часа . Поиск тщательным зондированием силами 20 человек 16-20 часов

VI. В заключение информация для тех кто озабочен весом снаряжения:
1. Средний вес бипера с батарейками примерно 200 грамм.
Ресурс батареек при работе на передачу в разных биперах варьирует от 200 до 300 с лишним часов.
2. Средний вес компактной лавинной лопаты 600-700 грамм.
3. Средний вес лавинного щупа примерно 250-300
Итого порядка 1200г.
Если брать самые легкие модели, то можно снизить вес примерно до 950 гр.

Надеюсь, что приведенная выше информация окажется полезной и поможет кому - то сделать свой выбор.
В конечном итоге наша безопасность находится в наших собственных руках.

Огромнейшее спасибо!Поддерживаю.

У меня только одно маленькое уточнение.
Лавинную лопату советского производства можно купить в обычном туристическом магазине за 400-500 руб. И она ничем не отличается от тех, которые за 2205 руб. - ни весом, ни качеством материала. Только брендом.

А вот с биперами сложнее. Потому что чтобы они были эффективны, то бипер должен быть не у одного человека в группе, а у всех.
Кошки, ледорубы, палатки, одежда - это все предметы личные. Кто-то может купить себе Гривель за 200 баксов, а кто-то ходить в ВЦСПСе и иногда делать это даже лучше, тем некоторые из тех, кто надел на себя гривеля. Да и с одеждой - можно не в мармоте ходить, а в самопошивной штормовке. А вот биперу нет альтернативы заменить его более дешевыми вариантами. И даже если кто в состоянии потратить 9500р на него, то это не факт, что вся группа в состоянии это сделать.

PS. Я не против биперов. Я наоброт за них. Но к сожалению наша действительность пока такова, что для многих - это просто недоступная роскошь.

Да. И еще. По правилам, которые существовали еще до появления всяких биперов и пр. современных приспособлений, при пересечении лавноопасного склона, необходимо привязывать к себе метров 15 яркого шнура. Только об этом никто уже не вспоминает. Хотя это вполне реальная, пусть и не такая действенная, но зато дешевая альтернатива биперам.

спасибо за информацию, очень познавательно. Прошу Вашего разрешения разместить данный материал у себя на сайте www.alpclubmei.ru ответа жду здесь или по мейлу alpclubmei@mail.ru

А кто - нибудь из разбирающихся в радио может обосновать такую высокую стоимость этого на первый взгляд простейшего радио прибора (я про биперы)? Он что из золота сделан? Пара полноценных раций класса воки-токи и то меньше 100 долл. стоит.
Не понимаю...

Я вот тут вспомнил вдруг, что в детстве занимался охотой на лис и приемники для ловли этих лис мы сами собирали "на коленке". Предположу, что и передатчик маломощный это тоже не хай-тек. Видимо вся проблема в узости и специфичности рынка (ну и фирмы - продавцы тоже лапу накладывают)

Вот что ещё можно добавить. Из общения с лавинщиками в разных местах я вынес такую, в частности, информацию: как бы не был у тебя набит глаз на лавиноопасные места, местные специалисты всё равно свои горы знают лучше. Так что, если есть с кем посоветоваться перед выходом, это ОБЯЗАТЕЛЬНО надо сделать. Понятно, что это больше применимо к лыжникам и доскерам, которые шатаются вокруг обитаемх мест, чем к туристам и альпинистам, но тем не менее.

Ирина, спасибо за комментарий.
Рад, что существуют хорошие российские лопаты. Они видимо не доходят до Камчатки, так что таких моделей не встречал. Может быть, поделитесь более точной информацией - название, производитель, где купить и прочие характеристики?
Насчет биперов мы с вами говорим об одном и том же:
Важно иметь бипер всем в группе, но в нашей реальности в большинстве случаев для российских альпинистов это пока проблематично. Но, тем не менее, для тех, кто регулярно ходит в горы зимой и хочет повысить свои шансы на выживание при попадании в лавину, другой альтернативы нет. Статистика говорит об этом однозначно. Это я и хотел донести своей информацией. Важно чтобы люди стали думать в этом направлении. Тогда, со временем, для зимнего альпиниста бипер станет столь же необходимым элементом личного снаряжения, как и любой другой альпинистский инструмент.
Что касается сегодняшнего дня, то полагаю, что те, кто всерьез озаботятся приобретением бипера, смогут найти и более дешевые варианты. Насколько я знаю и в Интернет - магазинах существуют всякие сезонные скидки и тому подобные акции. Также для группы заинтересованных людей, команды или клуба всегда есть реальная возможность выйти на фирмы поставщики лавинного оборудования на российский рынок напрямую: тот же Альпекс, например, и заказать хоть небольшую, но оптовую партию биперов заранее с предоплатой на будущий сезон. Экономия в таких случаях может быть очень существенная.
Кстати, хочу восполнить допущенный в статье пробел для тех, кто не знаком с биперами:
Все выпускающиеся сейчас и выпускавшиеся 10-15 лет тому назад биперы работают на одном и том же диапазоне 457kHz - это единый международный стандарт. Так что любой бипер, любого производителя, любого года выпуска может искать любой другой бипер. Биперы сделаны очень надежно и служат годами, так что бояться б/ушных моделей не стоит, но, в случае покупки с рук необходимо тщательно проверить рабочие качества.
По поводу лавинных шнуров согласен, что их стали забывать незаслуженно. Их никто не отменял.
Несмотря на то, что лавинные шнуры не могут быть полноценной альтернативой биперам, для тех, у кого их нет, хороши любые средства, дающие хоть небольшой шанс быть быстрее обнаруженным. И этот шанс, безусловно, надо использовать.

Для jenskiy.
Разумеется, я не против размещения моего материала на вашем сайте, так же как и на любом другом. Эта информация связана с безопасностью людей ходящих в горы и должна распространяться свободно.

2 fedor. Названий у наших производителей зачастую нет. Я вот тут неделю назад покупала самовыкручивающийся бур, на бирке было написано: тамбовский. Я поинтересовалась что за фирма делает в Тамбове, а мне ответили, что это не в Тамбове сделано, а в Питере, а Тамбовский - фамилия того, кто их делает :)
Что касается лопат, то в последний раз видела перед новым годом точно в магазине Экспедиция в Питере кажется за 450 руб. Наверно и в московских магизинах Экспедиции они есть. Вот ссылка на их сайт: http://e-xpedition.ru.Можно узнать более конкретную информацию по производителю и пр.

Биппер не такой уж и простой прибор(сложнее р/станции).А основная стоимость из-за дороговизны сертификации проф.оборудования и соответствующему изготовлению.
Пример: стоимость простейшей р/с IC-4008 -ок. 4200р.
професс. IC-F3 -7000.
Соответствующая стандарту MIL STD 810 и принятая для спасслужб,стандарт GMDCC - IC-M1V -10000р.!!!
Из бипперов только у Ortovox x1 и m2 нашел соответствия стандарту.
Цены магазинные,на базаре такое не покупают.

Подержанный бипер, при условии функционирования (проверяется за 5 минут) вполне приемлемый вариант.

ИМХО: Для массового пользования лучше использовать цифровые с ЖКИ экраном или LCD -легче ориентироваться.Хотя аналог. с звуковой индикацией позволяет определиться раньше и в темное время.

to Fedor: вы написали, что неплохо владеете английской альптерминологией. Была бы очень вам признательна, если бы вы со мной поделились. Я собираю материал для работы по альптерминологии на англ. Если сочтете это предложение интересным пишите не juliomsk@yandex.ru

еще раз спасибо)))

to Boroda: для МАССОВОГО использования лучше не применять биперы с ЖК/LCD-дисплеем. Такие дисплеи очень любят замерзать на морозе, и бипер превращается в простой передатчик, искать что-либо неспособный. В приличных "народных" биперах используют светодиодные индикаторы, точечные либо знаковые. ЖК как правило ставят на профессиональные модели, которые уж точно не для "массового использования".

А насчет цифра/аналог тоже не все так просто. Новичок, не державший в руках бипера, и с цифровым долго провозится. А человек с минимальной подготовкой и аналоговым найдет достаточно быстро. К тому же аналоговые биперы "берут" сигнал со значительно большего расстояния, чем цифровые (до 80 метров, против максимум 35-40 у цифры). Да и стоят дешевле.

А о чем я и говорил-аналог позволяет определиться раньше.А замерзают все-компоненты гарантированно работают до -30.Потому прятать любую аппаратуру-бип.,р/с и.т.п. ближе к телу.Кроме того работать со звуком тяжко на ветру,да и уши не у всех различают малые изменения.На близком расстоянии уже увареннее,но тут и цифра отрабатывает хорошо.

To: boroda
Как-то у вас все в голове перепутано по поводу биперов :)

Биперы одевают "ближе к телу" прежде всего не для того, чтобы согреть их, а т.к. в лавине одежда сдирается потоком на раз, и чем ближе и плотнее к телу, тем меньше вероятность остаться после остановки лавины без бипера.

Звуковая индикация присутствует у ВСЕХ биперов, и цифровых и аналоговых, и с дисплеем и без. И именно по звуковой индикации проще всего ориентироваться, а цифры на дисплее лишь помогают определять, на каком расстоянии вы от сигнала. И множественный сигнал также слышен именно в звуке. отя в последних цифровых моделях появился индикатор наличия множественного сигнала. Но определить направление реально только по звуку. Для того, чтобы звук не заглушался ветром существуют наушники (подойдут любые, даже от плеера).

Биперов ТОЛЬКО со звуковой индикацией уже давно не существует в природе, самые простые модели оснащены звуковой И световой (стрелочной) индикацией.

Такж не понял, какая связь звуковой индикации и поисков в темноте?

Биперов с ЖК-дисплеями что-то я не припомню... Может, конечно, и ошибаюсь, но сейчас индикаторы стоят только светодиодные. ЖК-дисплей (и именно дисплей, а не просто цифровой индикатор) стоит в новой модели Ortovox S1, но это не просто бипер, а лавинный сканер, и работает он уже на совсем другом принципе.

2 fedor. Еще по поводу лопат. Пока тут перед очередной поездкой смотрела разную снарягу, то нашла вот еще не сильно дорогую лопату в Шерпе: http://www.sherpa.ru/catalog/shovels/12625/ за 980 р. Вполне нормальная лопата без наворотов.
Она конечно подороже, чем можно найти советскую. Но все же не за 2000 и больше.

Ирина,
Спасибо за информацию!

to sraserg и всем.
Вот Русская душа, все время что-то хочет мастерить самостоятельно.
Я например тоже люблю периодически что-то спаять, скрутить и прочее.
Но когда речь идет о снаряжении которое должно спасать, сохранять вашу жизнь, о самопале или о вещах которые эксплотируються не совсем по их прямому назначению не может быть и речи.
Покупая в перекрестке или ашане пластиковую лопату автолюбителя за 300р.
Нельзя руководствоваться мыслями что у нее 80% схожести с лавинной лопатой Ortovox 1000р
В Ortovox (ссылка есть выше) пластиковый савок сделан из lexan, проще говоря поликарбонат. С пожизненной гарантии что он не рассыпется при штатномм использовании, я правда и не штатно ей камни капал, для места под палатку и все ОК. Тока поцарапал. Савок выдерживает мой вес и не ломается, это 75кг +-.
Лапата Авто любителя этими свойствами не обладает.

С Биперами куда сложнее!
Даже если знакомый Пал Палыч, круто паяет телевизоры рубин, это ничего не значит, в лучшем случаи он вам соберет лиш излучатель на частоте 457kHz. Полноценных гарантированно рабочих Биперов не получиться. Нужна элементная база (она дорогая), печатные платы и прочее. А главное перед тем как что то каму то дать в реальную эксплуатацию, нужно собрать десяток прототипов, от катать и убедиться что они работоспособны. Девайс собранный на коленке, из непонятно чего, в корпусе от мыльнице это не как не биппер.
ЛУЧШЕ НАКОПИТЬ НА ДЕШЕВУЮ ФИРМЕННУЮ ВЕЩЬ, ЧЕМ ПЛАТИТЬ СРЕДНИЕ ДЕНЬГИ ЗА САМОПАЛ И ПРОЧЕЕ.
Я считаю что именно так надо подбирать ответственное снаряжение.

2 Shurup. Как-то вы невнимательно читали. Во-первых, вообще не было речи про пластиковые совки для детской песочницы купленные в Ашане. Речь шла про советские ЛАВИННЫЕ лопаты. Именно лавинные, которые я видела например как писала выше перед Новым годом в магазине Экспедиция в Питере, когда покупала у них термобелье. И сделаны они были из алюминия, а не из плаcтика! И магазин Экспедиция - это не Ашан. У них отличные инструменты своего производства, как то топоры, ножи и пр., не говоря уже о всякой мелочи типа посуды, которая ничем не хуже чем татонка, из той же самой стали (той же маркировки). Только дешевле!

Далее. О самопале который должен спасти и сохранить нашу жизнь. До сих пор половина, если не большинство пользуется нашими САМОПАЛЬНЫМИ ледобурами, швейлерами, прочими крючьями, а так же фифами. Т.е. сделанными где-то кем-то по своим чертежам мелкими ппартиями на заводе. И буры и крючья эти достаточно качественные. В свое время лет 10 назад мы на эти наши САМОПАЛЬНЫЕ буры у буржуев выменивали их дорогие куртки, кошки и прочую снарягу.

И про биперы, когда я читала обсуждения, что-то я нигде не заметила, чтобы кто-то гооврил о их самопальном производстве. Говорили только о покупке подержанных биперов с рук.

А про самопал речь шла только пор самопошивные шторомовки :) А у вас как-то в голове все это перепуталось :)

Все верно и с вами я полностью согласен!)))
Я просто хотел заренее расставить все точки над Й. Что бы беседа не свернула в этом ключе. Потому как показывает практика так часто бывает)))

Спасибо :) Будем стараться не свернуть беседу в неправильном ключе :)))

И потом я думаю тут все люди достаточно грамотные, чтобы разобраться, что можно смастерить себе на коленке налобный фонарик, но не получится так просто смастерить полноценный бипер или радиостанцию.

Кстати немного по поводу "платить средние деньги за самопал". Тот самый самовыкручивающийся бур производства некоего Тамбовского из Питера, я купила за абсолютно такую же цену, что стоят имортные буры. Гривелевские ледобуры в Шерпе, например, (только что посмотрела) - стоят 1700 р. А этот бур Тамбовского стоил в районе 1800. Так что не вся наша САМОПАЛЬНАЯ снаряга дешевле :) Просто импортных буров нет пока самовыкручивающихся, а девайс этот достаточно удобен.

Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении моей статьи.
Внимательно прочитал все комментарии. На мой взгляд, сосредоточившись на теме биперов, мы все-таки ушли в сторону от главного – проблемы повышения уровня лавинной подготовки в альпинизме в целом и инструкторов, в частности.
Позволю себе повториться и подчеркнуть, что биперы – это только часть проблемы.
Биперы не являются панацеей и пропуском в лавиноопасную зону. Бипер не защищает ни от попадания в лавину, ни от попадания в те 25%, что погибают в лавинах от травм. Биперы СУЩЕСТВЕННО ПОВЫШАЮТ ШАНСЫ быть быстрее обнаруженными и спасенными тех, кто попал в лавину и не погиб в ней от травм.
По точной аналогии приведенной gaugin в комментариях к материалу foxtrot, бипер – это
«запасной парашют» и дай бог всем нам никогда этой «запаской» не пользоваться.
В случае с лавинами наш «основной купол» - это знания и умения позволяющие избежать попадания в лавину. Понятно, что получить эти знания сложнее чем купить бипер, но надо что-то делать и в этом направлении. Также понятно, что обучить начинающих альпинистов лишь эпизодически выбирающихся в горы, нереально. Находясь в горах, они полностью зависят от инструктора. Люди, поехавшие зимой в горы вправе рассчитывать, что обучать и водить на маршруты их будут грамотные специалисты.
Думаю, что те организации, которые организуют и проводят зимние альпинистские мероприятия (клубы, секции, альплагеря) и несут ответственность за безопасность этих мероприятий, вполне могут начать делать какие-то, пусть небольшие, но конкретные шаги в этом направлении.
Не берусь давать советы, но мне представляется вполне реальным проведение лавинного семинара для инструкторов в Приэльбрусье, где есть профессионалы, проводящие курсы для любителей внетрассового катания. Даже если пригласить этих людей в лагерь для одной – двух лекций перед инструкторами и участниками, собравшимися на зимние восхождения – это уже что-то.
Судя по публикациям, альпинисты сейчас активно осваивают зимние Хибины. Там тоже есть специалисты по лавинам, к которым можно обратиться. У сибиряков и уральцев есть свои горы и свои специалисты – лавинщики. Так что возможности есть, надо только захотеть и суметь ими воспользоваться.
Как обычно одними из основных препятствий на этом пути могут стать две вещи, которых нам всегда не хватает – это деньги и время. Но думаю, что главным препятствием в первую очередь будут не материальные причины, а инерция мышления и уверен, что при наличии устремления, все оргвопросы окажутся вполне решаемыми.
Главное - начать думать в этом направлении.

Согласен с автором, заставить людей думать о этом - 50% успеха!