Тур-экспедиция в Ваханский Корридор. Ассоциация Свободных Гидов.

Пишет DmitryLemeshev, 29.06.2009 14:49

Тур-экспедиция в Ваханский Корридор. Ассоциация Свободных Гидов. (Горный туризм, горы)
фото http://www.uncorneredmarket.com/

Таджикистан, Афганистан, Киргизстан, август 2009
Руководитель экспедиции: Николай Дубровский (Mosafer)
Помощник руководителя: Дмитрий Лемешев

Тропами шелковых караванов, что ходили из Китая в Европу…
По следам буддийских паломники, шедших в дальнюю Индию…
По пути, описанному еще Марко Поло в его знаменитой Книге о разнообразии мира…

Мы посетим Вахан – район, входящий в регион Горного Бадахшана, расположенный вдоль верховьев реки Пяндж и Вахан. Населяющие Вахан арийские народы впитали в свою культуру причудливую и яркую смесь различных религий, традиций и систем – от зороастризма до коммунизма,при этом сохранив ощущение единства и гармонии с окружающими их величественными горами.

История Вахана похожа на слоеный пирог. Здесь побывал и Александр Македонский со своим войском и азиатские племена Кушанской империи, проповедовавшие греко-буддизм; и буддисты-тибетцы, основавшие здесь огромные монастыри; и арабы, принесшие ислам; были здесь и монголы-завоеватели, к чьей помощи прибегали сунниты и исмаилиты в борьбе против друг друга. И все они оставили о себе память в этом краю, затерянном среди высочайших гор.

В отличие от всех предыдущих русских экспедиций в Вахан мы посетим высокогорную часть Ваханского Коридора. Ваханский коридор - это территория шириной не более 20 километров, протянувшаяся вдоль реки Вахан и принадлежащая ныне Афганистану. Когда-то Ваханский Коридор отделял Российскую Империю от британской Индии. Затем, побывав на правом берегу реки Пяндж (территория таджикского Памира), проедем по легендарному Памирскому тракту до киргизского города Ош.

В планы нашей экспедиции входит также глубокое соприкосновение с культурой и бытом Бадахшана. А поскольку по древним обычаям этих краев и по своей открытости и дружелюбию местные жители рады зазвать путника на разговор и чай, то и впечатлений будет нам предостаточно. Так в долине Вахана — Пянджа, мы повстречаемся с исконными жителями области Бадахшан - ваханцами, шугнанцами и ишкашимцами. Это древнеарийские народы, предки европейцев, до сих пор живущие в единении с природой и поражающие чистотой своего сознания. А на Памирском плато мы познакомимся с жизнью кочевых киргизов.

Зачем ехать:
--- пролететь "Крышей Мира", Памиром, на самолетике Ан 28, по одной из самых трудных и красивых авиатрасс мира,
--- накупаться в бесчисленных целебных горячих источниках Бадахшана,
--- побывать в азиатском средневековье: своими глазами увидеть традиционный уклад жизни ваханцев и киргизов живущих в долине реки Вахан,
--- увидеть пики и ледники Гиндукуша, Малого и Большого Памира,на большинство из которых еще неступала нога человека,
--- прикоснуться к истории, увидев древние крепости Кушанов и огнепоклонников, буддийские
ступы, петроглифы, мазары и побывав в доме суффийского святого Муборака, жившего совсем недавно,
--- проехать на джипе по легендарному Памирскому тракту - самой высокогорной и трудной дороге
бывшего СССР.

МАРШРУТ:

День 1. Прилет.

В 2 часа ночи садимся на самолет Таджикских авиалиний и в 9 утра
прибываем в Душанбе - столицу Таджикистана.
Закидываем вещи в гестхаус, завтракаем, отдыхаем и едем в Гиссар, городок в 20 км. от столицы.

В Гиссаре — первое погружение в местную историю: здесь древняя крепость, мечети Сангин и Чашмаи Мохиён, старое и новое медресе, мавзолей Махдуми Азъама и караван-сарай.
К вечеру возвращаемся в Душанбе, чтобы прогуляться по вечернему городу. Спать ложимся пораньше.

День 2. Незабываемый полет и чудесные источники

После завтрака вылет в Хорог на Ан 28 - полет над Памиром.

В Хороге гуляем по городу и посещаем самый высокогорный в бывшем СССР Ботанический сад.

После отдыха и обеда в ресторане едем купаться во всесоюзную здравницу Гарм Чашма (в переводе "горячий источник"), что в 40 км от Хорога.

Это очень красивое место: известковые натеки ярко-белого, желтоватого и бурого цветов каскадами ниспадают к реке. Минеральная вода выходит из глубин на поверхность в виде фонтанирующих мелких и крупных грифонов, высотой до 1,5 м!

Здесь есть ряд естественных чаш – бассейнов различного размера, с водяным зеркалом от 0,5 до 20 кв. м и глубиной до полуметра. Они наполнены горячей водой бирюзового цвета, богатой микроэлементами. Температура воды от 38 до 50 градусов, в зависимости от близости источника.

Люди издревле приезжают на этот источник, чтобы исцелиться и набраться сил. Среди целебных свойств источника главное - это благоприятное воздействие на кожу.

Вдоволь купаемся! На ночлег мы останавливаемся в гостевом доме рядом с источниками.

День 3. Ваханская долина: первое знакомство.

Завтрак. Переезд на джипах в Ишкашим (60 км.) - приграничный районный центр.
Делаем короткую остановку у минерального источника, бьющего прямо из скалы рядом с дорогой.
Прибываем на место, переходим границу и заезжаем отдохнуть в афганский Ишкашим (5 км от границы).
Здесь гуляем по местному базару.
Далее едем по Ваханскому коридору вверх по течению реки Вахан к кишлаку Shelk – месту очередного отдыха.
В конце дня отдыхаем на горячих источниках кишлака Shelk.

День 4. Джипы дальше не едут.

Завтак. Едем до кишлака Sarhad-e Broghil, дальше которого не проедут даже наши джипы. С этого момента мы идем пешком, а вещи едут на лошадях.
Сархади-Борогиль – это последний кишлак на Вахандарье, выше него нет постоянных населенных пунктов, только летовки ваханцев и кочевья киргизов. Останавливаемся здесь в гестхаусе.
Прогулка по кишлаку, знакомство с местными жителями – ваханцами.
Купание в горячих источниках.

День 5. Первый перевал
Трэккинг Sarhad-e-Boroghil – пер. Daliz (4250 м) – Bahorak.

После завтрака покидаем Sarhad-e Broghil и начинаем подъем в верховья Вахандарьи по головокружительной тропе, соединяющей Памирское плато с ”Большой землей”. Мы преодолеваем перевал Daliz (4250 м) и устраиваем привал с обедом в ущелье Шаур. Еще пару часов ходьбы и мы прибываем в летовку Bhorak, где и останавливаемся на ночлег в гостевой юрте или наших палатках.
Здесь мы впервые попадаем на летовку ваханцев. Летовка - это сезонное поселение, созданное для летнего выпаса скота на высокогорных пастбищах. В летовках нам представляется возможность познакомиться с местной культурой изготовления кисломолочных продуктов.

День 6. Долгий день.
Трэккинг Bhorak - Sang Neveshta - Barnaoz

Позавтракав, снова отправляемся в путь вдоль живописного ущелья, мимо летовки Sang Neveshta, по дороге осматриваем петроглифы. К вечеру прибываем к подножию перевала Garumdee, в местечко Barnaoz, где и ночуем в гостевой юрте или палатках.

День 7. Перевал Garumdee (4895 м.).
Трэккинг Barnaoz - Garumdee (4895 m.) - лагерь

Завтрак. Переходим перевал Garumdee и идем три часа вниз по долине. Ночевка в гостевой юрте или палатках у начала подъема на перевал Akbelis

День 8. Мы на плато!
Трэккинг лагерь - пер. Akbelis - Karchyndy - Ak-Jelgha

Перекусив, поднимаемся на перевал Akbelis, на седловине перевала находится озеро. Отсюда нам открываются захватывающие виды на плато Малого Памира. Спускаемся в селение Karchyndy, где меняем наших лошадей на яков. Продолжаем путь и останавливаемся на ночлег в селении Ak-Jelgha в гостевой юрте или палатках.

День 9. Прогулки по Малому Памиру.
Ak-Jelgha - горячий источник Arakar - озеро Chaqmqtin - горячий источник Arakar - Ak-Jelga

Завтракаем. Едем на яках к горячим источникам (1,5 - 2 часа).
Желающие могут остаться здесь, а остальные на яках движутся к озеру Chaqmaqtin (1,5 - 2 часа). Привал и назад - купаться в источниках и ужинать в селении.

День 10. Долгий спуск.
Трэккинг Ak-Jelgha - Langar

Завтракаем и отправляемся в путь. За этот день по террасам реки Вахан подходим к границе плато.
По дороге осматриваем гробницы киргизов в Bozai Gumbaz. Это древние куполообразные сооружения, постороенны из высушенного на солнце кирпича, упоминаются всеми западными исследователями, посещавшими эти места. Однако, до сих пор остается загадкой дата их постройки, и кто в них похоронен. Во время войны в афганистане в 1970-80-хх годах здесь стояли советские войска, и до сих пор сохранились заграждения из колючей проволоки.
Останавливаемся на ночлег неподалеку от летовки Langar в палатках.

День 11. Снова в Bahorak.
Трэккинг Langar - Bahorak.

После завтрака нас ждет долгий день треккинга по ущелью Вахандарьи. Проходим овринг - искусственную тропу, построенную по отвесным скалам. К вечеру тропа спускается, к месту впадения в Вахан притока Bahorak - это одно из немногих мест, где узкая долина Вахана расширяется и у нас есть возможность разбить палаточный лагерь для ночлега.

День 12. Большая земля.
Трэккинг Bahorak - Daliz - Sarhad-e Broghil

Завтрак, перевал Daliz Pass, возвращение в Sarhad-e Broghil, где нас уже дожидаются джипы, на которых мы доезжаем до кишлака Sargaz(Kipkut). Здесь мы отдыхаем после высокогорья в абрикосовых и тополиных рощах. Купаемся в горячих источниках и ужинаем. Ночуем в гестхаусе.

День 13. Ишкашим.

Завтракаем в кишлаке, затем долгий переезд в Ишкашим. По пути минуем кишлак Khandud, который когда-то был процветающей столицей местногого государства.
Остаемся ночевать на афганской стороне Ишкашима.

День. 14. Чудеса Таджикского Вахана

Ранним утром, подкрепившись, переходим границу и едем смотреть чудеса кишлаков "по эту сторону Пянджа".
В Шитхарве осматриваем мазар (погребальное сооружение) со священной тополиной рощей.
В Ямге посещаем дом суфийского святого – Муборака (умер в 1910 г.). Здесь на просторной поляне, рядом с домом до сих пор стоит вертикальный камень с отверстием – солнечный календарь, с помощью которого святой определял дни календарных праздников. Ямг славится своими музыкальными инструментами, из которых наибольшую известность имеет многострунный "баландмукком", искусно выполненный самим Суфи Мубораккадамом.
Между Ямчуном и Врангом заедем в древнюю крепость Кафир-кала ("Крепость Неверных"), построенную еще в III веке до н.э.. .. Крепость использовали до XIII века, когда край был завоеван монголами.

Рядом с крепостью ближе к Врангу увидим буддийскую ступу. В этих краях в V-VII веке располагался большой центр хинаянского буддизма, здесь жили тибетцы.

И совсем рядом - крепость огнепоклонников-сияхпушей Каахка, которая была построена в I веке н.э. и существовала до V века.

Завершим день у радоновых горячих источников Биби Фатима, куда издревле приходили лечиться от бесплодия женщины.

15 день. Восточный Памир.

Рано утром завтрак и купание в Биби Фатима. Едем дальше на восток.

Через 30 километров останавливаемся в Лянгаре – последнем ваханском кишлаке – здесь сохранились древние наскальные рисунки - петроглифы. После этого мы покидаем Ваханскую долину и въезжаем в киргизский Памир.

По пути мы остановимся на обед в "столице " киргизского Памира - Мургабе.
Мы преодолеем самый высокий автомобильный перевал в СССР Акбайтал (4655 м. над уровнем моря).
И к концу дня доедем до огромного озера Каркуль, которое образовалось 10 млн. лет назад от падения метеорита.
Ночуем у озера в юртах или палатках.

День 16. Солнечная Киргизия!

Завтрак. Спуск с Памирского плато в Ферганскую долину, в город Ош - один из старейших городов Средней Азии, история которого насчитывает более 2500 лет!
Ночлег в гестхаусе.

День 17. Ош - город арбузов и колоритных базаров!

Завтракаем, проводим день в прогулках по базару с пестрыми восточными
тканями, пряностями, диковинными сухофруктами и прочими яствами.
По улочкам города вдоль арыков, поднимаемся на гору Сулейман...
Отъедаемся арбузов и прочих фруктов. Праздничный ужин!

День 17. Домой.
Вылет в 6:55 рейсом компании S7 в Москву. Прибытие в 9:30 утра.

Стоимость участия: 72 400 рублей с человека
при минимальной группе 6 человек.

В стоимость включено:
1. сопровождение команды организаторов на всем маршруте,
2. все переезды по программе,
3. проживание в гестхаусах в двуместных номерах или лучших из возможных.
4. гиды, питание, проживание и вьючные животные во время трэккинга, чаевые им всем,
5. питание - завтраки,
6. платы за купание в горячих источниках,
7. визы и специальные разрешения,
8. страховка.

В стоимость не включено:
1. авиа-перелет до Душанбе и из Оша,
2. питание - обеды и ужины,
3. сувениры,
4. подзарядка аккумуляторов для личной техники (в Ваханском коридоре после Sarhad-e Broghil нет электричества,и подзарядка аккумуляторов в Sarhad-e Broghil осуществляется от дизель-генератора, который включат специально для вас, или от собственной солнечной батареи, которую можно по взаимной договоренности купить примерно за 4500 рублей на всю группу)

Просьба регистрироватья на участие не позднее чем за 1,5 месяца до вылета, ведь организация данной экспедиции весьма сложна инам нужно знать как можно раньше число и состав участников.
Чтобы зарегистрироватсья нужно купить авиа-билет до Душанбе и из Оша и внести регистрационный взнос 500 USD.
Регистрационный взнос не возвращается, но если причиной отказа от участия явился форс-мажор или непредвиденная тяжелая бользнь, то регистрационный взнос может быть использован для будущих поездок с Ассоциацией Свободных Гидов.
Точные даты проведения экспедиции будут определены коллегиально с первыми зарегистрировавшимися участниками экспедиции.

О БАДАХШАНЕ

Безопасность
Для многих словосочетание “путешествие в Афганистан” покажется неудачной шуткой или уделом экстремалов. Однако в этой неспокойной стране есть и особенный тихий уголок – Ваханский коридор. Административно это два района (улус уолли) в провинции Бадахшан – Ишкашим и Вахан. Эти районы никогда не участвовали в войнах – ни с Англией, ни с СССР, ни с Талибами, ни с США.

Наша группа будет постоянно поддерживать контакт с местными пограничными и военными подразделениями для отслеживания текущей ситуации. В случае обострения обстановки мы сразу же измененим маршрут, чтобы избежать опасных участков.

География
Ваханский корридор отделен от остальной части Афганистана высочайшими вершинами Гиндукуша. Из центральных районов страны сюда ведет единственная дорога, которая в период лавин часто становится непроходимой.

Население
Север провинции Бадахшан заселен преимущественно памирскими народами. В том в улусах Ишкашима и Вахана основное население - ваханцы. Их отличие от традиционного образа афганца очень велико - здесь гораздо более свободное общество, женщины не носят паранджу, здесь до сих пор живы традиции гостеприимства, а отношения между людьми искренние и непосредственные. И самое главное, что определяет эти различия - это религия.

Религия
В отличие от основной религии Афганистана - ислама сунитского толка, в Ваханском корридоре исповедуют традиционную религию памирцев - исмаилизм. Хотя формально исмаилизм - это течение ислама, но отличия очень велики. В памирских кишлаках нет мечетей, также как нет и обязательных молитв и прочей религиозной атрибутики. Главным считается внутренняя связь с богом. Роль имама, наместника Аллаха на земле, выступает наследный потомок пророка Мухаммеда, которым, по версии исмаилитов, является Ага Хан. Почитают Ага Хана практически на уровне божества во плоти. И их бог действительно творит чудеса для своих подданных - открывает школы в высокогорных кишлаках, строит дороги и больницы. Главная идея деятельности Ага-хана - это то что причиной религиозного экстремизма и нестабильности является бедность. Искоренив бедность можно создать благополучное общество. На примере Ваханского корридора можно убедиться, что эта идея действительно успешно претворяется в жизнь.

Ваханский корридор - это где пропал Сергей Березницкий?

Молодцы конечно, что интересуетесь окружающим миром, но думаю, что дураков способных потратить на это почти 100000р не найдете...

Ну, Сергей пропал не совсем там. Ваханский Коридор в отличие от других областей афганского Бадахшана очень спокойное и миролюбивое место.

На самом деле это столько и стоит. Вахнаский Коридор сейчас место более дорогое чем таджикский Памир. Там сейчас англичане развивают туризм и делают это исходя из возможностей своих соотечественников.
Конечно если человек подете туда один, то он потратит меньше потому что ему не придется платить за двух гидов. Но надо учитывать, что тогда ему дороже будет обходитсья транспорт. Надо будет на месте кооперироватсья с народом или ездить на "общественом" транспорте при езде на котором местные о комфорте и даже элементарном уважении к человекческой природе подчас не думают. Да и подготовка всех необходимых пермитов это геморрой. Можно коненчо этоделать на месте, но тогда поездказаймет ГОРАЗДО больше времени - не у всех есть возможность уехать на такое долгое время.

Мне кажется, есть разница между "поехать самому на свою личную ответственность" и "вести туристическую группу в качестве гида".

И то, что Вы в проспекте принижаете риски, как-то нехорошо выглядит.

а вы знаете КАК там, чтобы оценить принижение или привышение рисков этими ребятами?)

Я знаю, сколько стоит автотранспорт в Бадахшане, пермиты в Таджикистане не нужны, а Ваханский коридор - это по сути другая сторона долины Пянджа, по крайней мере до Лянгара.

Очень интересно, но поскольку наша команда планирует график путешествий минимум за год, то сейчас поздновато перестраиваться. Когда мы шли треки по Пакистану, гиды предлагали посетить Ваханский коридор, из Пакистана это довольно нахоженный маршрут, но ваше предложение гораздо привлекательнее.
Если будете планировать подобное путешествие на следующий год - готовы сотрудничать.
Давайте обсудим конкретику, напишите мне vtomchyk(гавгав)gmail.com
Я заходил по ссылкам, подписался на рассылку новостей, но ваших адресов не увидел...

Добрый день!

По поводу безопасности. Ситуацию мы зондируем. Николай Дубровский будет в Вахане уже через неделю и будет некоторое время "знакомится" с новым руководством афганского AKDN.
Мы с ним и сейчас на связи по электронной почте. Но хочется более дружеского контакта...

Я это к тому, что мы занем какие там есть риски и мы их не принижаем. Да, там могут случаться неожиданности, но неожиданности прогнозируемые. Ваханский Коридор - бэкпекерская зона! Туда водят группы три Европейские фирмы (цены у них сильно правда повыше и длительность маршрутов больше).

По поводу пермитов в Таджикистане... Хм. Да я сам там ездил без пермита. Автостопом:). Но когда ведешь группу - это совершенно другая история. Пермит на ГБАО нужен. А на Ваханский Коридор тем более - это кстати, основной геморрой.

Да, Вахнаский Корридор - это и есть другая строна Пянжа до Лянгара, а восточнее собственно долина реки Вахандарья. Мы как раз туда и идем - к летовкам Ваханцев и кочевьям киргизов, пришедших туда под предвадительством Рахманкул-хана. Кстати, история Рахманкул-хана весьма увлекательная, рекомендую почитать в Интернете (Че Гевара отдыхает:) ).

это вид на другую сторону Пянжа и границы от поселка Лянгар... оно да?
(снято из Лянгара)

а это мост через границу:

местные в Хороге предлагали сгонять на другую сторону погулять, но были другие планы и не было времени..(

Здравствуйте Дмитрий!Едем в эти же места.Можете срочно выслать Ваш е-mail или пришлите номер телефона я позвоню Вам мой сот 8923-40-30-555.Буду ждать.

Олег, добрый день! Пытался вам звонить со скайпа. Не дозвонился.
Моя почта dmitrylemeshev@gmail.com
МОй телефон +7-926-2139981
Наш сайт www.wakhan-expedition.com

Шикарно! Мне лично, очень понравилось. Если будит возможность, еще разок съезжу, не всё удалось посмотреть.