Попасть в Польские Татры мне хотелось уже несколько лет. Уж много там интересного, да и сами горы выглядят как такой миниатиюрый Кавказ, хоть и относятся к Карпатам. Отчаявшись уговорить друзей-туристов сделать себе шенгенские визы, заманивая Герлаховским Штитом и техничными хребтами, в какой-то момент просто собрался и поехал на разведку. Провёл там буквально пару дней — как и запланировал, но в какой-то момент пожалел, что запланировал слишком мало.

Высокие Татры в мае: впечатление о нетипичных Карпатах (Бэккантри/Фрирайд, закопане, заврат, свиницкий перевал, гонсеницова долина, карпаты, костелец, карб, польша)Долина Пяти Польских Озёр с перевала Заврат

Встречи-проводы (Альпинизм, стихи)

Скорый поезд, на стыках гремя,
Прекращает ненужные споры,
Снова ты провожаешь меня,
Снова я уезжаю в горы.

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

Дети на высоте. Брошюра UIAA c рекомендациями родителям и врачам. (Альпинизм, высота, горная болезнь)

Недавно я обнаружила на просторах интернета брошюру UIAA, в которой специальная комиссия дает рекомендации тем, кто намерен подниматься на высоту с детьми. В свете недавней жаркой дискуссии о поступке родителей, отправившихся в трекинг вокруг Аннапурны с грудным младенцем, мне кажется, полезно будет ознакомиться с этим документом.

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

Вокруг Марчеки нынешней осенью развернулся такой скандальный ажиотаж, что захотелось вернуть ей немного ауру свежести, уединенности, романтичности.
И мы сделали короткометражный фильм с претензией на художественность.

Премьера фильма состоится 2 декабря на афте-пати в Шале Кант

А пока небольшой трейлер фильма и предистория его создания.

Я поднимался на перевал ВЦСПС... Тут можно было бы и поставить точку - такие нудные "тягуны" встречаются не часто.

Почему не...?

Пишет Rusnborg, 10.09.2012 15:17

Почему не...? (Альпинизм)

Весь летний сезон 2012 я «развлекался» на склонах пика Ленина. Устанавливал высотные лагеря, водил клиентов на вершину, подрабатывал портером, участвовал в спасах и т.д. и т.п. Я прикоснулся к трудовым будням всех горных специальностей, кроме, пожалуй, кухни; мне удалось избежать этой, безусловно, благородной трудовой сферы деятельности. Сезон получился очень долгим, насыщенным на события и встречи, познавательным и интересным. Я познакомился с любителями гор со всего света, увидел их тактические и технические приемы при блужданиях вверх-вниз по этой прекрасной горе. Не все попытки восхождений были успешными, большинство восходителей не достигло вершины. Кому-то помешала погода, кому-то не позволило здоровье, кому-то не хватило тренированности, желания, а некоторым и трезвости. На вершину тоже заходили по-разному: кто-то достиг вершины легко и свободно, а также без проблем спустился с нее, а кто-то дошел, выложившись почти полностью, и спустился вниз, лишь выжав свою волю как лимон и высушив организм как чернослив. Я пишу эту статью, чтобы рассмотреть причины попыток восхождений, при которых люди не достигли вершины. Хотя считаю любое восхождение - взошел человек на вершину или нет - удачным, если он благополучно спустился с горы. Живым и здоровым, с целыми конечностями, без непоправимых последствий для своего здоровья. Те, кто идет в горы с девизом «вершина или смерть» - сильно не правы. Горы стояли миллионы лет до нашего рождения и простоят еще столько же. «Лучше сто раз вернуться, чем один раз остаться».

Три принципа надежной страховки на горном рельефе

Саратовкин В.Д.

Природа не зла, не коварна,
но она безжалостна к тем,
кто нарушает ее законы.

Ключевые слова: принцип, страховка, амортизатор, безопасность, надежность, безаварийность.

В работе обобщен опыт 40-летней спортивной практики автора, работы в учебных группах альплагерей, в экспедициях и в школе инструкторов аль-пинизма Эльбрус.
Цель исследований: поиск пределов надежной, безаварийной страховки.
Автор выражает благодарность тем, кто своим доброжелательным вниманием и поддержкой способствовал осмыслению простоты в сложном. Это учителя А. Синьковский, Ф. Мансуров, П.П. Захаров, И. и В. Мартыновы, В. Целовахин, И. Попова.

Введение
Владение несколькими принципами
заменяет владение тысячью фактов.

Принципы, подобно фундаменту здания, лежат в основе правил и реализуются в техниках и искусстве страховки. Двигаясь по рельефу, организовывая страховку и самостраховку, горовосходителю необходимо непрерывно проверять свои действия на соответствие всего нескольким принципам. Тогда он находится в мощ-ной ауре надежности, безопасности. Об этом прекрасно сказал Норгей Тенцинг, чья школа славилась безаварийностью учеников: «Я восхожу на гору подобно ре-бенку, карабкающемуся на колени любимой мамы».

Предлагаю Вашему вниманию видео с лекции о всяких неприятных штуках в горах

В последнее время попались в сети несколько интереснейших фильмов, в основном в любительском переводе (или субтитрами). Большое спасибо создателям, участникам и переводчикам за их творческий труд! Очень надеюсь, что в скором будущем появится качественный отечественный синематограф :)
Дальше сами фильмы с кратким описанием и трейлерами...

"Ищем фанатиков 2 - Женские штучки / The Fanatic Search 2 - A Girl Thing" (2011)
О самых фанатичных, бесстрашных, и просто очаровательных скалолазках в мире (от 9-летней Брук Рабуту до Линн Хилл). Фильм состоит из 7-ми частей - Рождение, Искусство и путь, Беззаботность, Любовь, Самопожертвование, Дружба и Мудрость.

Меня неоднократно спрашивают, как экипироваться на Эльбрус – нужна ли пуховка, и какая, и насколько толстая? И что вообще лучше одеть.

Экипировка на Эльбрус (Снегоступинг, tsl, пуховый жилет, пуховка, grivel, гривель, снегоступы, кошки, ред фокс, redfox)

Фото Натальи Лапиной

На Риске уже есть целый ряд статей посвященных «западному» взгляду на организацию станций страховки. Например, монументальный обзор Варианты организации станции страховки © или Сравнительный анализ приемов динамической страховки от технической комиссии итальянского альпийского клуба CCMT
Настоящая же статья является переводом статьи эксперта по безопасности немецкого альпийского союза DAV Криса Земмеля (Chris Semmel) доступной в оригинале тут . Этот источник, кстати, тоже недавно где-то упоминался.

UPD: чтобы прочесть вторую часть статьи кликай сюда
UPD2: полная pdf версия обеих частей доступна для скачивания

«Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альп. союза DAV (часть 1, Альпинизм, станция страховки, технические советы, безопасность, альпинизм)

Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г.

Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.

Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и http://www.risk.ru/users/fedor/6883/).
В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Основной способ организации такого спуска показан в этой главе.

Рис.1

Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)

Организация станций страховки уже затрагивалась на «Риске, например, в темах:
ОСТОРОЖНО - Dyneema!!! Альпинистская детективная история,
Интересные технические статьи с climbing.com,
По поводу американских станций.......

Поскольку у меня накопилось довольно много материала по станциям страховки, попытался его обобщить и систематизировать. (Обмена информацией ради, а не перевоспитания для). Объем получился довольно большой, поэтому пришлось разбить статью на несколько частей. Ссылки на использованные источники приводится в конце каждой части.

Варианты организации станции страховки ©. (Альпинизм, станция страховки, технические советы, альпинизм, безопасность)

I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.

● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.

Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства, спуск пострадавшего, наращивание веревок)