В августе узнал, что в середине сентября у меня внезапно образуется свободная от работы и семейных обязанностей неделя. Надо ехать в горы, но так, чтобы соблюсти три условия:

42 книги о горах, которые мы прочитали и рекомендуем вам! (Альпинизм, горы, список литературы, читаем книги, outdoor, альпинизм, скалолазание)
Пять книг с этого фото в обзор не вошли не потому, что их читать не стоит - просто уже не влезли!!!

Я не люблю модный нынче формат "10 самых смешных фильмов" или там "7 самых жутких причесок". Конечно, я немного лукавлю, но, задумав книжный список, я знала, что ни числом 10, ни даже числом 20 дело не ограничится. Поэтому очень благодарна Элине Захарян за то, что она разделила со мной бремя сбора информации.

Итак, для тех, кто как раз подумывает, что же почитать, мы предлагаем множество классных вариантов. К сожалению, далеко не все они переведены на русский, так что у читателей, владеющих английским, выбор будет больше!

UPD: Это не список в стиле "это должен прочитать каждый" или там "классика горной литературы". Мы здесь просто делимся интересным, так что прошу держать себя в руках. Спасибо за понимание.

И фиг с ним что провинция, что далеко, и что Кавказ милей и ближе. Помнится Борис Андреевич Студенин, гуру и пр., топая в тумане траверс 20 лет- Делоне, как тибетскую мантру повторял – «и как же здорово что я, полистав справочник альпиниста (4500 максимум, тепло и сухо), сдуру сунул в рюкзак двойные вибрамы». Ну да, мы уже третий день вслепую шаримся по плато, в тумане и снегопаде, а с Аккема по связи говорят что они загорают и пекут блины. Блины были уже перебором.

Итак – 100 лет истории восхождений в районе массива Белухи, Алтай, Катунский хребет.
БЕЛУХА 1914-2014 (Альпинизм)

"Жумар" для трещин. Cam hook. (Альпинизм, кам хук, ито)
Чуть больше года назад, когда я изучал снаряжение, необходимое для прохождения одного маршрута на El Capitan, столкнулся с такой железякой – Cam hook называется. Почитал про нее и на бумаге все, вроде, выглядело очень разумно. Но читать это хорошо, а поговорить с альпинистами опытными, которые все знают про все железо необходимое для прохождения любой стены лучше. Спросил. Если обобщить их ответы, то получится – “как-то без них всегда обходились”. Что самое удивительное, вроде, знали про них, но обходились. Как альпинист малоопытный и любопытный я решил все-таки заказать этих закорючек, а вдруг пригодятся, благо стоят они совсем недорого и веса/места занимают мало. Они пригодились. Мне даже показалось, что очень! Но тогда я решил, что работают они здорово только в Йосемитах, а туда у нас народ ездит не так часто, поэтому без них и обходится легко. Но летом решил в Каравшин их взять, веса/места мало занимают, а вдруг... Пригодились. Мне даже показалось, что очень. Знакомьтесь, мой новый друг – Cam hook!

…В помывочной бани «Жыргал» на Ибраимова стоят клубы пара, мокрые тела движутся из парилок к бассейнам, душам и обратно. Из загородки с надписью «Пилинг» появилась квадратная фигура, медленным уверенным шагом она выдвинулась на середину зала. Шварценеггер прищуренным глазом осмотрел окружающих, возле двери в турецкую парную мелькнул Иосиф Татамович. Походкой шагающего экскаватора Арнольд направился туда…
Вслед за ним занырнул киргиз в спортивном костюме и бобровой шапке-формовке, с матами он принялся банной «сидушкой» лупить по паровой трубе. Народ стал выходить. Шварц даже не смотрит в сторону мужика в формовке, его цель Татамович, сидящий в окружении качков в набедренных повязках на деревянной полке...

-Это не рука литейщика! Если ты работаешь в литейном значит привык к жаре. - В руку Шварценеггера с шипением ложится раскаленный булыжник с каменки…
Красная жара в Ала-Арче (Альпинизм, new ала-арча, микст, лед, корона, маршрут мобильных, Ручкина 5а, Дашкевича 5а)

Как держать ледовый инструмент: три хвата. Уилл Гадд (Ледолазание/drytoolling, хваты, will gadd, ледолазание)
Фото © redbull.com

Уилл Гадд в блоге делится своими находками в области ледолазания, поскольку радуется, видя, как люди перестают пробивать себе путь на льду, и начинают лезть успешно, безопасно, стильно и с удовольствием. И вот теперь Уилл определил для себя, как лучше учить людей держать ледовый инструмент так, чтобы им легче было бить в лед и лазать.

Прокомментируйте безопасность и рационализм, пожалуйста.

Дюльферная станция (Альпинизм, узлы, безопасность)

Сразу оговорюсь, что в основу статьи лег материал болгарской исследовательской экспедиции, которая была в Балтистане в сентябре 2011 года. Для Дойчина Боянова, Михала Михайлова и Николая Петкова объектом исследования стала малопосещаемая долина Хан (Khane). Она расположена всего в 10 км к югу от весьма популярного района вершины Амин-Бракк. Небезызвестная Шинга-Чарпа (Shinga Charpu) смотрит частью своих склонов именно в долину Хан и ее огромная зазубрина скрадывается на фоне многочисленных не менее рослых соседей.

“Неизкачвани върхове и огромни възможности”. Как находят новые районы. (Альпинизм, новый район, болгарская экспедиция, боянов, петков, tagas, thagas, khane valley, baltistan-gilgit, михайлов)

Стариков Г.А., Москва.
Покопавшись, нашел 2 фото необычных, но вполне правдивых. Записка со сложнейшего маршрута на 5-рублевой купюре… (хранится у меня).
Записка с пятью рублями 1992 г. (Альпинизм, свободная корея)

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.

Данные фото из альбома Риккардо Кассина который он передал Брэтфорду Вошберну после восхождения на Денали в 1961, по Южной стене, маршрут который в последствии стал называться Cassin Ridge, а тот в свою очередь передал их в библиотеку American Alpine Club. Права принадалежат им же.

Чатын с юга

Пишет shvets, 16.11.2011 17:59

А кто-то ходил Чатын с юга в последние лет 10?
Поделитесь информацией!
Надеюсь, что в Грузии нас тоже читают...

В конце января 89г. группа выпускников МФТИ (включая одного студента и одного аспиранта) поехала под Ушбу, в Сванетию. Один из участников, Игорь Разуваев, через 2 года умер во время зимнего восхождения на Хан-Тенгри. 6 февраля исполнилось 20 лет со дня его смерти. Вот фото, сделанные Игорем зимой 89г.

Еще немного ретро: зимняя Ушба – 89г. Фото Игоря Разуваева. (Альпинизм, сванетия, суслов, мфти)
Вид на Ушбу с Гульского ледника.

АЛЬПИНИСТСКИЕ ФОТО ЭПОХИ 70-х: КТО ПОДСКАЖЕТ?.. (Альпинизм, размахнин, история советского альпинизма, мфти, 60-70-е годы 20 века, абалаков)

В одном из блогов увидел несколько старых горных снимков. Это фотографии периода 60-70-х годов, которые снимал Михаил Размахнин - питомец МФТИ, альпинист московского "Труда" и "Спартака", оставивший этот мир в начале 2000-х.
С разрешения сына Михаила скопировал фото в свой блог.
Некоторые снимки "понятны", некоторые надо идентифицировать по месту и персонажам. Вот, кое-что выкладываю тут, буду признателен за помощь в идентификации.

Маунт Кения - африканская драгоценность (Альпинизм)

Маунт Кения высотой в 5199 метров над уровнем моря является второй по высоте вершиной Африки. Она расположена в 180 километрах к северу от Найроби. Когда раскаленное солнце встает в зените над саванной и над землей повисает дымка раскаленного воздуха, гора Кения кажется повисшим в воздухе замком. Охотники племени Вакамба, проживающие в двухстах километрах от Маунт Кения, называют гору именем самца страуса, черные скалы вершины, увенчанные белыми ледниками напоминают им хвост этой гордой африканской птицы.

День Знаний

Пишет evlampei, 16.05.2010 07:27

Летом 1992 года команда ЦСКА города Алма-Аты выехала на Памир. Большой мобильной армейской экспедицией.
У нас были целые КАМАЗы еды и снаряжения, целые бензовозы топлива и еще много-много всего.

День Знаний (Альпинизм, алма-ата, цска)

Мимо Фрунзе, через Сусамырскую долину, мимо Токтогульского водохранилища – все дальше и дальше, в город Ош.
Из Оша вся наша толпа во главе с Сувигой выдвинулась на пик Ленина.
В целях экономии средств – а на Луковой поляне уже брали деньги – мы ходили на Ленина из ущелья Комансу.
Длинный гребень с гигантскими отдельными вершинками – этакий верблюд – в итоге упирался в вершину Раздельную. Чуть обходя ее сбоку, мы попадали на классический маршрут на высоте около 5800.

пик Ленина, вид с подхода, ущелье Комансу
День Знаний (Альпинизм, алма-ата, цска)

ФРИ СОЛО

Пишет гоген, 15.05.2010 23:19

ФРИ СОЛО (Альпинизм, хубер, германия)

Умопомрачительные фотографии скалолазов без веревки и беседки мелькают в последнее время не только в альпинистской периодике, но и в европейских "иллюстрированных" журналах. Дух времени позволяет обывателям, по видимому, наслаждаться зрелищем "гладиаторов" рискующих своей жизнью на вертикальных отвесах знаменитых стен. Любая неосторожность, любая ошибка или обломавшийся зацеп означает тотальный срыв с гарантированно фатальным исходом. Один из самых знаменитых "солоистов" нашего времени Алекс Хубер. В своей стаье, опубликованной в свежем номере журнала bergundsteigen, он рассказывает о исторических аспектах одиночного лазанья и о том каким образом его самого затянуло в free-solo-climbing.