Страховка более тяжёлого напарника на спортивной трассе

Пишет AVK, 14.05.2014 19:01

Автор рекомендаций Дэйв Шелдон.

Людей, чьи партнёры тяжелее на 6 и более кг, обычно отрывает от земли во время задержания ими сорвавшегося лидера на спортивной трассе. Несмотря на то, что поначалу это приводит в замешательство, с ситуацией можно справиться с помощью некоторых простых мер предосторожности, обеспечивающих хорошее, мягкое и безопасное задержание сорвавшегося. Некоторые альпинисты рекомендуют пристёгивать лёгкого страхующего к точке страховки на земле, но это может привести к жёсткому падению лидера, с ударной нагрузкой. В большинстве случаев, при которых у страхующего есть небольшая свобода перемещения, снижается вероятность травмирования его и лидера, а также снижается сила, действующая на систему страховки.

Страховка более тяжёлого напарника на спортивной трассе (Альпинизм, спортивная трасса, тяжёлый страхуемый)




Страховка более тяжёлого напарника на спортивной трассе (Альпинизм, спортивная трасса, тяжёлый страхуемый)


Положение


Когда страхуете, становитесь прямо под первым болтом. При падении лидера вас поднимет вверх, а не поволочит по земле или саданёт вдоль скалы.

Обувь и верх


Надевайте крепкую, с закрытым носком обувь: нет шлёпанцам! Когда вас дёрнет вверх, обе руки будут заняты удержанием верёвки, так что ваши ноги будут предохранять ваше тело от контакта со скалой. При жёстком падении сила рывка может быть резкой, поэтому страховочные перчатки и, если вы не слишком хладнокровны, каска рекомендуются.

Зазор


Если первый болт близко к земле, договоритесь с лидером о выщёлкивании из него после вщёлкивания во второй болт. Это избавит вас от рывка в направлении первой оттяжки. Или используйте сверхдлинную удочку, чтобы обойти первый болт, избегая спуска и манипуляции выщёлкивания.

Рельеф


Просканируйте скалу ниже первого-второго болтов, проследив вашу приблизительную траекторию вверх. Есть ли скальные выступы и опасные карнизы или скала гладкая и гуманная (по отношению к страхующему – прим. перев.)? Просмотрите, где вы можете столкнуться со скалой, желательно сначала ногами, в метре, двух или трёх от земли. Если есть шанс быть дёрнутым в какую-нибудь гадость, найдите другой маршрут или подберите более тяжёлого страхующего.

Будь готов


Когда лидер делает очередной шаг, держитесь крепче и будьте готовы к взлёту. Не прыгать! Если лидер низко, предлагаю опуститься на одно колено. Это позволит увеличить расстояние на пол метра между страхующим и лидером, что может быть достаточным для предотвращения их столкновения. Если столкновение неизбежно, поверните голову в сторону, сомкните челюсти для их сохранности и не отпускайте верёвку вашей тормозящей рукой.

Оставайтесь подвижны


Когда вас рвануло, держите ноги ниже себя, при этом ощущение движения будет подобно дюльферянию верх. Ваша цель – сохранить равновесие.

Обмен сообщениями


Ни временная остановка движения лидера, ни внешние отвлекающие факторы не должны быть помехой хорошему страхующему быть готовым к внезапному срыву. Тем не менее, лидер может помочь. Когда срыв кажется явно возможным, крик: «Внимательно!» переводит страхующего в состояние повышенной готовности.


Перевёл Александр Калашников.

96


Комментарии:
3
Ну вообще то тем у кого такие проблемы стоит потренироваться с напарником в реальных условиях, и обязательно под наблюдением опытного, хорошего инструктора. Книжки читать фигня полная. Чревато...
Ну а вообще, у меня оба постоянных напарника +15 (иногда чуть больше) кг... Есть друзья (муж и жена) прим. 50 против 80... Справляются :)
Просто надо следовать определенным правилам (смотрите выше ;) ).

2
стоит потренироваться с напарником в реальных условиях

Я бы ещё рекомендовал сначала чурку покидать.

0
Смысл? Ловля срывающегося на спортивной трассе и ловля чурки - "четыре разных человека". Разные веревки (чурку обычно кидают на статике), разное количество промежуточных точек, поэтому абсолютно несопоставимые рывки на страхующего.
Только если попугать :)


2
Вроде никто из моих партнеров дискомфорта не испытывает, а оазница всегда больше 20 кило. Не жалуется никто из них и на рывок, когда я страхую - они почти не сдергивают меня с места при срыве.

1
Ты идеальный страхующий, наверно нарасхват.

2
А что тут такого? Я на промальпе (пилёжка деревьев) ловил чурки по 200-300 кг, на двойной верёвке.
Что-то никогда не слышал, чтобы идеальные страхующие были в дефиците. :)


1
А вообще, как понимаю, это советы для полных новичков, страхующих через страховочные устройства.

7
Если первый болт близко к земле, договоритесь с лидером о выщёлкивании из него после вщёлкивания во второй болт. Это избавит вас от рывка в направлении первой оттяжки. Или используйте сверхдлинную удочку, чтобы обойти первый болт, избегая спуска и манипуляции выщёлкивания.
Это действие определенно лишнее.
Полностью.
Как только прощелкнулись во вторую точку, усилие задержания падающего резко понижается.
Да, самое опасное место, это падение до организации первой точки ( и такое бывает) и после первой точки, когда фактор рывка приближается к 2, а после второй уже все по другому. Гораздо проще. Когда страхуемый прощелкнулся во вторую надежную точку, можно облегченно вздохнуть. А автор предлагает вернуться опять к напряженному состоянию, ликвидировав первую точку.

2
Как может фактор рывка приближаться к фактору 2 после первой точки?
Давайте посчитаем: Первая точка на высоте 2.3 метра, вторая на высоте 3.8 метра, третья точка на высоте 5.4 метра, четвёртая на высоте 6.2 метра, страховочное устройство на поясе страхующего, на высоте 1 метр от земли. Лидер, встегнувшись в первую точку, движется ко второй, но не успевает встегнуться и падает. Реальный фактор 3.0 / [(2.3 -1.0) + 1.5] =0.93.
Теперь рассмотрим фактор после второй точки 3.2 / [(2.3-1.0) +1.5 +1.6] =0.7
Фактор после третей точки 3.6 / [(2.3-1.0)+1.5 + 1.6 + 1.8] = 0.58

И что, после выстёгивания первой точки на небольшой высоте (как рекомендовано в статье) факторы на точках 2 3 4 и так далее изменятся?

"Как только прощелкнулись во вторую точку, усилие задержания падающего резко понижается."
По факторам, не вижу резкого понижения усилий. Постепенное нелинейное изменение есть, резкого нет.

1
Реальный фактор 3.0 / [(2.3 -1.0) + 1.5] =0.93.
Если вы посчитаете то что написали - получается не 0.93, а 1.07
Глубина падения 3 метра, длина веревки 2,8
Если же первая точка на станции с которой страхуют, и опять же действие происходит на полке, мимо которой можно благополучно пролететь, то вплоть до второй точки фактор рывка будет близко 2. Фактор рывка, конечно же сильно зависит от того, как далеко первая точка от станции. Если вплотную к станции - близко к 2. Чем дальше, тем меньше. Единица, когда падаешь с точки равноудаленной от страхующего до первой точки.
Кроме того, начинает влиять трение о карабины, и скалу. И если фактор изменяется после второй точки незначительно, то на опыте, ловить упавшего действительно проще.


1
Вообще - то, становясь на нижнюю страховку лидера как бы принято обустроить соотв. станцию, на двух (а то и более!) разнесённых точках, более - менее "равнозагружаемых" при рывке в "предполагаемом" направлении, самостраховку - в натяг, не отвлекаться и иметь опыт более - менее плавного торможения верёвки в приспособлении, достигаемый тренировками с падающей чуркой.Тогда и будет всё нормально, при прочих благоприятных условиях, разумеется. А становиться под маршрутом чревато в смысле камней. Прописные истины...

5
Название статьи: Страховка более тяжёлого напарника на СПОРТИВНОЙ(!) трассе

-1
Разницы между спортивной и неспортивной трассой не вижу. Те же камни. Вид сбоку.


-3
Если это пробитая шлямбурами скала, так первый шлямбур и есть станция.
А если не пробитая - сооружаю из закладок, крючьев или чего еще.

1
пробитая. первый шлямбур на высоте трёх метров. закладок и крючьев нет, потому как не альпинизм. организуйте.

-1
Какой-то разговор ни о чем. Если я на земле - зачем мне станция? Ни разу не видел, чтобы на скалодроме кто-то, стоя на полу, делал станцию.


2
все верно!!!
я иногда тяжелый (до 90 кг) и роняли неоднократно...
и на полки с 5-метров на соревнованиях, (отбиты пятки)
и в маты жестко метров с 4 воткнулся на скалодроме...

падать я лично не боюсь, слава богу, не бился сильно :-)
но вот девчонок страхующих кг. под 50 реально в стенку вмажет при срыве на 2-3 оттяжке, если тупить будут...

4
6кг разницы??? Проблемы? Вы ничего не путаете? Любой, кто хоть 5 срывов в жизни поймал, скажет что 6кг разницы - это ничто. От земли не отрывает и при 20кг разницы.

1
там скорее не разница, а соотношение масс играет. меня при 20кг разницы отлично выдёргивает даже через 3-4 болта, если лидер метра 3 падает. там как раз получается несколько больше рекомендуемого 30% превышения.

2
Смотря откуда полёт и какая верёвка. Одно дело - 15 метров над головой, и биль, другое - на первые несколько оттяжек и проволока маммут.

А вообще, 15 килограмм между страховщиком и скалолазом:
45/60 кг - разница 25%
75/90 кг - разница 16.7%

Но 6 кг, действительно, небольшая разница, если это не дети 7-10 лет (там может получиться 15-20%).

-6
Показать комментарий

9
Мешки весом 10 кг, для утяжеления легких страхующих - стандартное оборудование любого европейского скалодрома. Но это информация не для всех, да. Тут ездить по миру нужно, дальше собственной околицы.

-2
Ну, на альпинистских маршрутах создать лишнюю точку для страховки вообще не проблема. Увеличивайте трение насколько необходимо.


2
6кг это ничего, у меня всегда напарники тяжелее меня не менее чем на 10 кг и всегда нормально. Было один раз, когда разница была около 20 кг, меня подбросило, но и то быстро сгруппировалась, да и сама была виновата, т.к. не была сконцентрирована на страховке, расслабилась. Больше так не делаю

2
Дейв написал не исчерпывающе и не достаточно. Скорее, чтобы обратить внимание, для очень начинающих.
Дёргаться при срывах (как на иллюстрации) вредно, если это не срыв на первую оттяжку - тогда можно присесть, выбрав верёвку, чтоб скалолаз до земли не долетел.

Из нюансов:
- при срывах на первые несколько оттяжек скалолаз может ударить ногами страховщика. Страховщику нужно стоять близко к стене (минимум свободной верёвки) и чуть сбоку (чтоб по голове не получить).
- динамическая страховка при срывах тяжёлого лидера в верхней части нависающего маршрута. Если можно протравить 1-2 метра, то при любой разумной разнице веса (до 25%) страховщику будет комфортно. В больших нависаниях это будет полезно даже для лёгких скалолазов, чтоб не ударились маятником о стену.
- Стоять надо устойчиво.

Моя статья на подобную тему: Безопасная страховка в спортивном лазании

P.S. разницу в килограммах, как указывает awind, нужно осмысливать, т.к. это не очень корректно.
Пример: 15 килограмм между страховщиком и скалолазом.
45/60 кг - разница 25%
75/90 кг - разница 16.7%

0
я так понял, что садиться на колено предлагается не в процессе срыва, а заранее. в процессе садиться смысла практически нет, не успеешь сколько-нибудь значительно просесть.

1
Нет, страховать стоя на колене неудобно :) Срыв редко бывает совершенно неожиданный и резкий, поэтому можно успеть. У меня и разных напарников получалось при срыве скалолаза на первую встёжку выбрать верёвку через страховочное до рывка.

Вообще, если страхующий и скалолаз всё делают грамотно, а маршрут пробит без ошибок, то можно никак не реагировать - страховка сработает как надо.


-1
Хорошо понятно и нарисовано.
Интересно те кто разводит полемику, считают весовые пропорции себя и напарника заранее, чтобы учесть все коэфициенты..в некоей замысловатой формуле. И вообще заморачиваються ли настолько, берут весы с собою для взвешивания, тестируют каждый раз верёвку при новых поездках на износ, проверяют оттяжки, шлямбура при помощи неких приборов ....и только потом начинают лазить. А я забыл проверить вообще все цепи в страховочной системе, но это думаю при каждом очередном выезде делает каждый уважающий себя спамер с риска. Причём обязательно по европейским стандартам))). А всё остальное от лукавого и недостаточно коректно - ибо для новичков, или для тех кто просто зашол почитать.

3
Снаряжение приводится в порядок и, при необходимости, заменяется после предыдущего выезда, а не в запарке, перед.

Большая разница в весе очевидна (хрупкая дама/крепкий мужчина), при необходимости, можно и спросить какой вес.

0
Спросить очевидное...думаете есть смысл спрашивать очевидное?
Речь не только о том что на кармане. Если придираться то придирайтесь и к шлямбурам, и к нашлёпкам на маршрутах, и к дюльферным кольцам и станционным цепям. А так же на всякий случай присмотритесь к напарнику и его снаряжению. Изучите поверхность на которой будете стоять - насколько сильно трение в цифровом коефициенте, в зависимости от состава подошвы обуви страхующего , относительной влажности воздуха и самой поверхности ( ведь обувная подошва - это не только вибрам определённой плотности...). Стоит учесть так же то что подошва может быть наклеена, прибита обувными гвоздями и т.д. - от этого могут возникнуть конфузы, особенно в жару - подошва может легко отделиться от остальной части обуви - для этого тоже формулы существуют и тесты. Нельзя же быть настолько "про" - чтобы всё определить на глаз...я так понял что спамеры риска обладают определёнными инструментами и возят с собою целую физ и хим лабораторию...ибо далеко не новички и всякое видали в жизни... А вот пост недостаточный и не раскрывает полностью затронутую проблему очевидности разницы в весе.

5
Не нужно идиотизировать. Разумные люди именно так и делают: смотрят где стоят, не упадёт ли им на голову что, как завязал узел напарник, есть ли узел на концеве верёвки, хватает ли оттяжек на маршрут, проверяют станцию перед спуском, и т.п. и т.д.

>Нельзя же быть настолько "про" - чтобы всё определить на глаз..
Всё что вы назвали определяется на глаз, занимает несколько секунд и это основы, а не "про".

Никогда не видели болтающихся клеенных анкеров, упавших на землю скалолазов из-за отсутвия узла на конце верёвки, падений первого на страховщика, выщёлкивания карабинов при срывах из-за неправильной встёжки, забывших закончить вязку узла перед стартом, ноги скалолаза между верёвкой и скалой при срывах?

-5
видел... видимо вы не уловили той сути про которую я писал) либо настолько увлечены буквами и словами что читаете через строчки.
Только не попрекайте меня основами, при этом говоря про то что очевидное надо уточнять. Я так и не понял тогда сколько раз очевидному надо быть осознанным, чтобы это приняли за факт.


2
Есть ещё один нюанс. Кстати очень существенный на природе, если вы конечно не на пляже лазите... :)
Если страхующий стоит не на ровной площадке, а с наклоном вниз... Шансы оказаться в воздухе при срыве напарника многократно возрастают...
По большому счету - сегодня, когда очень многие страхуют с полуавтоматами (гри-гри...) это абсолютно нормально. Кстати с полуавтоматом как раз рекомендуется при срыве напарника страхующему прыгать вверх :))), погасить рывок :))))
Ну и в основном для ,,легких,, - готовтесь при полете в стенку выставить ногу вперед :)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru