Погиб Виктор Кульбаченко

Пишет ayelkov, 20.06.2007 20:28

Погиб  Виктор Кульбаченко (Альпинизм, эверест, к2)

Статья в Комсомольской Правде (Минск)
Легендарный альпинист Виктор Кульбаченко был найден мертвым в подмосковном озере.

Несколько дней назад случайно открыл прошлогодний ежедневник и увидел запись: «27 августа из Исламабада прилетает Виктор Кульбаченко». Подумал, что уже скоро год, как завершилась та трагическая экспедиция на гору-убийцу, пакистанскую Чогори, когда погибли четверо из восьми альпинистов. Надо бы позвонить Виктору, узнать, какую вершину он собирается штурмовать на сей раз. Но позвонить не успел. Виктор Кульбаченко погиб.

Сообщение о смерти шокировало. Не укладывалось в голове, ведь Снежный Барс Кульбаченко выкарабкивался из таких смертельных передряг, что его редкое везение не поддавалось никакому объяснению. Впрочем, объяснить можно. Как говаривал известный полководец: раз - везение, два - везение, но третий раз положите и на умение.

Но никто и подумать не мог, что Кульбаченко погибнет на рыбалке.

Жена Виктора: «Либо ему помогли утонуть, либо подвело здоровье»

Виктор жил в подмосковном Зеленограде вместе с женой и дочкой Ульяной, которой в июле исполнится четыре годика. Как и многие его коллеги-альпинисты, Кульбаченко зарабатывал на жизнь промышленным альпинизмом. За пару дней до трагедии он вернулся с работы в Москве.
Когда позвонили Виктору домой, трубку сняла его мама Галина Васильевна. Она приехала из Жодино.

- Витя все ко мне на клубнику собирался. Говорил, мама, я скоро приеду, - рассказывает Галина Васильевна. - Клубника поспела, а его все не было. Я позвонила, хотела его поторопить, но телефон не отвечал. Дозвонилась родителям жены Лиды и узнала, что Витя пропал, его второй день ищут.
Мама Виктора говорить больше не смогла, она с трудом переживает несчастье. Трубку взяла Лидия, жена Виктора.

- Вечером 14-го июня Витя сказал, что хочет съездить на рыбалку, - рассказывает Лида. - Этим же вечером и поехал на своей машине. Один. Обычно он возвращался утром. Я проснулась и вижу, что его нет. Позвонила, но мобильный телефон был выключен. Я подумала, что где-то задержался и пошла на работу. Когда он не вернулся и к обеду, у меня появилось плохое предчувствие. Начала искать его по всем озерам, которые знала в окрестностях, расспрашивала рыбаков. А потом еще вспомнила, что он мне как-то показывал одно озеро, где ни разу не нырял. Там мы и нашли его машину. Я искала его везде по берегу, надеялась до последнего. Поддерживала себя мыслью, что он выживает в любых ситуациях. Думала, что даже если он ранен, то сможет выплыть куда-нибудь на берег. Но найти его никак не могли. Вызвали сотрудников МЧС, приехали водолазы. Тело Вити нашли рядом с берегом, метрах в десяти (в субботу, 16 июня). Экспертиза осложняется тем, что тело при жаре долго пробыло в воде. Сначала думали, что запутался в водорослях. Но он был свободен. Либо ему помогли утонуть, либо подвело здоровье.

- После попытки взойти на Чогори у Виктора еще были восхождения?

- Нет. Он только съездил в Непал как сопровождающий группы. Выбрал там одну из вершин Анапурны, на которую во главе экспедиции собирался взойти будущей весной. Подбирал себе ребят.

- А у Виктора или у вас было предчувствие, что произойдет что-то трагическое.

- Нет. По крайней мере он мне ничего не говорил. Уже после его смерти моя подруга - она увлекается всякими биоритмами - посмотрела, как для него должен был сложиться день 14 июня. Оказалось, что в тот день интуиция у него не была развита, эмоционального подъема не было… Если бы это знать раньше…

- Какая-нибудь помощь со стороны белорусских властей вам оказывается?

- Нет, мы все делаем своими силами. Друзья, наверное, приедут на похороны. Кто-то из них сейчас в горах. Витя недавно провожал из московского аэропорта белорусскую экспедицию.

P.S. Похороны выдающегося белорусского альпиниста и гражданина состоятся сегодня в Жлобине.

ЗНАМЕНИТЫЕ ВОСХОЖДЕНИЯ ВИКТОРА КУЛЬБАЧЕНКО

Канченджанга (высота 8598 м). 23 октября 1994 года. Запись из дневника:
«Главная вершина "неприкосновенной горы", забрав жизни трех восходителей, была покорена 23 октября. Мне удалось это сделать ценой огромных усилий, совершив соло-восхождение из лагеря на 7800. Еще больше повезло, когда я без кислорода спустился ночью к палатке по "диретиссиме", а не по пути подъема. Радость победы была омрачена позже частичной ампутацией трех пальцев на левой руке».

Эверест (8848 м). 18 мая 1998 года. Виктор с флагом «Комсомольской правды» первым из белорусов покорил самую высокую вершины мира. Из гималайского дневника:
«19 мая, сбросив за день 2500 м, поздно вечером пришел в базовый лагерь, где было шумно и празднично. Был вымотан до предела, безголосый, сидел и вспоминал пережитое, тихо радуясь: "Эверест принял меня и отпустил".

Чогори (8611). 13 августа 2006 года. Трагический штурм второй вершины мира. Из рассказа корреспонденту «Комсомолки»:
«Вдруг вижу, что на нас сверху, как водопад, несется целая лавина снега. Успел лишь крикнуть: «Ложись, зарубайся». Только мы упали и закрепились ледорубами, как нас накрыло и протащило метра два по склону. Лежишь только и чувствуешь, как над тобой растет снежный пласт. Давит, давит, давит... Я думал, что еще не много - и не смогу вылезти. Повезло, что лавина нас задела краем, не всей массой снега. Лавина унесла жизни четырех наших друзей. Нам просто повезло. До вершины было рукой подать, но мы не пошли. В таких ситуациях это аморально… Меня дома ждала жена Лидия и дочка Ульяна. У нас был спутниковый телефон и буквально через два-три дня я им звонил, держал в курсе событий. Дочку 20 июля поздравил с днем рождения. Ей три года исполнилось. Привез ей в подарок из Пакистана платьице, а жена подарила ей маленькую палатку. Больше всего мне хотелось вернуться домой и обнять жену. …Почему альпинисты рискуют жизнью? Сейчас на территории СНГ есть только один человек, у которого в активе покорение трех самых высоких вершин - Эверест, Чогори и Канченджанга. На Чогори шанс сделать хет-трик был и у меня. Может быть, сделать еще одну попытку? Не знаю».

СПРАВКА «КП»

Виктор Кульбаченко родился 27 апреля 1962 года в городе Светлогорске Гомельской области. Окончил минский мединститут по специальности врач-гигиенист. Первое восхождение совершил в 1981 году в альплагере "Узункол". Совершал восхождения на Кавказе, в горах Памиро-Алтая, Тянь-Шаня. В 1991 году за покорение всех вершин-семитысячников СССР (пик Ленина - 7134 м, пик Корженевской - 7105 м, пик Коммунизма - 7495 м, пик Победы - 7439 м, пик Хан-Тенгри - 6995 м) получил звание Снежный Барс. В 1994 году покорил гору Канченджанга (7800 м) и получил звание мастера спорта международного класса. В 1998 году первым из белорусов взошел на Эверест (8848 м). У Виктора осталось двое детей: 4-летняя дочка и 17-летний сына от первого брака.