13 февраля 1943 г. На Западной вершине Эльбруса установлен флаг СССР.

Пишет balabanoff, 13.02.2013 14:16

13 февраля 1943 г. На Западной вершине Эльбруса установлен флаг СССР. (Альпинизм, война на кавказе. н. гусак, а. гусев. флаги на эльбрусе)

Прошло 70 лет со дня тех далеких памятных событий.


В начале 1943 г. командование Закавказского фронта поручило воинам-альпинистам сорвать фашистскую символику и водрузить над вершинами советские флаги.
Штурм высочайших вершин Кавказа поручили объединенному альпинистскому отряду. Части его находились в разных местах.
Из Местии через перевал Бечо под командованием лейтенанта Николая Гусака, участника боев за Клухорский и Нахарский перевалы, отправились шесть альпинистов-воинов: Г. Одноблюдов, А. Сидоренко, В. Кухтин, Б. Грачев и братья Б. Хергиани и Г. Хергиани.
Группа лейтенанта А. Грязнова, в которую входили Л. Каратаева, Н. Персиянинов, А. Немчинов, выдвинулась из других райнов Сванетии.
С перевала Донгуз-Орун двигалась группа Г. Сулаквелидзе, в которую вошли А. Багров и Н. Моренец.
Е. Белецкий был включен в группу А. Гусева. В эту группу входили также В. Лубенец, Л. Келье, Е. Смирнов, кинооператор Н. Петросов. Альпинисты-воины были отправлены из Тбилиси.

В начале февраля 1943 г. все группы соединились у подножия Эльбруса в один отряд.
13 февраля 1943 г. На Западной вершине Эльбруса установлен флаг СССР. (Альпинизм, война на кавказе. н. гусак, а. гусев. флаги на эльбрусе)
Слева направо: первый ряд - Николай Гусак, Никита Персиянинов. 2-й ряд: Николай Моренец, Георгий Одноблюдов, Борис Грачев, Виктор Кухтин, Александр Сидоренко

Вот как рассказывает о заключительном штурме Эльбруса один из его участников Александр Сидоренко:

"13 февраля 1943 г. Проснулся в 1 ч 15 мин. Погода испортилась западный ветер, облачность, снег. Решили идти маленькой группой на Западную вершину (разведка).

В 2 ч 30 мин вышли Гусак, Белецкий, Бекну и Габриель Хергиани, Смирнов и я. Ориентировка затруднена. Взяли левее. Габриель и я несколько раз проваливаемся в трещины. Идем дальше. В моей левой кошке разошлись звенья. Трудно чинить на таком ветру. Ветер в лицо! На щеках, на носу все время образовываются льдинки. Светает...

На Западной вершине заметили обрывки фашистских флагов. Сорвали. Установили свой.

Рядом с победным знаменем Советской Родины командир штурмовой группы лейтенант Николай Гусак оставил памятную записку:

«13.02.1943 г. 14:00
Сегодня сюда поднялась группа инструкторов альпинизма РККА в составе: начальник группы - мастер спорта СССР Н. Гусак - лейтенант.
Участники: А. Сидоренко, сваны-партизаны Г. Хергиани и Б. Хергиани, политрук Е. Белецкий, военный техник 2 ранга - инструктор Е. Смирнов.
Поднялись с «Приюта Одиннадцати» за 9 ч. Снегопад, туман, мороз. Восхождение посвящено освобождению Кавказа от гитлеровцев и 25-й годовщине нашей славной Красной Армии.
Группа по приказу командования Закфронта сняла немецко-фашистский вымпел и установила наш Красный флаг СССР. Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша героическая Красная Армия!
Да здравствует наш Эльбрус и вновь свободный Кавказ!»

А через четыре дня – 17 февраля 1943 г. - в ясную морозную погоду взошла на Восточную вершину Эльбруса вторая группа военных альпинистов из четырнадцати человек во главе с А. Гусевым и здесь установила советский флаг. Спускаясь с вершины, на седловине альпинисты наткнулись на трупы двух егерей дивизии «Эдельвейс».
Командующий войсками Закавказского фронта генерал армии И. В. Тюленев наградил участников исторического восхождения на Эльбрус в феврале 1943 г. орденами и медалями.
13 февраля 1943 г. На Западной вершине Эльбруса установлен флаг СССР. (Альпинизм, война на кавказе. н. гусак, а. гусев. флаги на эльбрусе)

Евгений Абалаков, Георгий Одноблюдов и Николай Гусак
13 февраля 1943 г. На Западной вершине Эльбруса установлен флаг СССР. (Альпинизм, война на кавказе. н. гусак, а. гусев. флаги на эльбрусе)Выше "Приюта 11"

13 февраля 1943 г. На Западной вершине Эльбруса установлен флаг СССР. (Альпинизм, война на кавказе. н. гусак, а. гусев. флаги на эльбрусе)На Восточной вершине


Низкий поклон защитникам Кавказа!

243


Комментарии:
12
Низкий поклон!

10
Вечная Слава Героям!!!!!

7
В честь 40-летия этого события проводилось памятное восхождение на Эльбрус - альпиниада МО СССР. Есть ли среди читателей Риска участники этого восхождения? Сохранились ли у кого фотографии?

19
Я участвовал как корреспондент газеты "Советский спорт". Поднялся на западную вершину, сделал снимки. Руководство -- ныне покойный полковник Абрамов -- не хотел меня пускать (я по дурости не взял с собой спортивные документы, тогда был кмс по горному туризму), со скандалом прорвался. Потом многие годы был с Абрамовым в дружеских отношениях. Мои материалы тогда опубликовала газета "СовСпорт" и журнал "Турист". У меня сохранились и фотографии тех лет, и специальные медали той "Эльбрусиады", и вымпел. Но фото искать надо, где-то лежат в архиве.
Мало кто знает, что наши альпинисты с Эвереста почти все приехали сразу на эту Эльбрусиаду и были руководителями отрядов. Я тогда со всеми познакомился (профессия журналиста дает небольшие преимущества) и с некоторыми долгие годы был в дружеских отношениях (в частности, с Володей Балыбердиным).
А также -- похвалюсь -- был знаком почти со всеми альпинистами, которые тогда снимали фашистские флаги. С большинством -- шапочно. А вот хорошо -- с Любовью Коротаевой (однажды, работая на ТВ, даже сделал материал о том военном восхождении и вместе с ней участвовал в передаче (первый раз в жизни в прямом эфире). Она рассказывала мне, как родилась знаменитая "Баксанская". С Александром Сидоренко много лет был в дружеских отношениях, неоднократно бывал у него дома, слышал много его рассказов о войне -- о "неприлизанной" партийным руководством войне, о дурости некоторых военачальников, погубивших своими неграмотными приказами тысячи наших солдат, и о смешных эпизодах при снятии флагов.
Однажды на Эльбрусе лет 8 назад столкнулся с молодыми волонтерами, убиравшими мусор с горы. Я их спросил, знают ли они, что тут воевали. Оказалось, не знают. Я им кое-что рассказал, так слушали с открытыми ртами. Лично убедился, что молодежь в массе об этом практически ничего не знает.

1
Огромное спасибо! Я написал Вам личное сообщение.


4
Как хорошо, что напоминаете о таких событиях.Небольшая опечатка : Группа лейтенанта не Трязнова, а Грязнова. Спасибо!

4
Спасибо! Всегда интересно почитать про события тех лет.

10
Музей истории и трудовой славы тырнаузского ВМК
Май 1985. Александр Сидоренко. Бюст Георгия Одноблюдова.
Сбор ветеранов, посвящённый сорокалетию победы.
Фото Мач Ю.А.

7
Спасибо!

6
Низкий поклон ! Спасибо авторам !

-5
За что вы все кланяетесь?

Люди были альпинисты, сходили для се6я, молодцы, надеюсь, получили удовольствие.
Да и во мраке войны наверняка восхождение было огромной отдушиной для горных людей.

Для нашей победы это было абсолютно похрен, если надо, газетчики бы придумали круче.

Так и немцы на Эльбрус залезли- никому он нахрен не уперся, тот Эльбрус, с точки зрения войны, как и их флаги там.

Флаги они взяли для отмазки,им надо было на Гору сходить.
а фюрер все равно орал и ругался на чокнутых альпинистов.

(как мы на альпиниадах и туриадах таскали всякую херню( недавно даже флаг ЕР куда то затащили :) )


Альпинист- всегда альпинист... красный коричневый или с фиолетовыми щупальцами- это без разницы.
Это маньяк.;)

6
Согласен только про херню в виде флага ЕР и с диагнозом в последнем предложении. Остальное спорно.
Пропаганде всегда отдавали должное внимание, так что не надо :)

-5
Пропаганде всегда отдавали должное внимание, так что не надо :)
*****

Есть, если не ошибаюсь, в "Застольных беседах Гитлера"
Г Пикера, дословное воспроизведение слов Гитлера-
он возмущался и ругал альпинистов за это бессмысленное восхождение.

Если настроиться, можно поискать и найти.

Я с большим уважением отношусь ко всем людям, прошедшим войну, но этот сраный пафос
очень сильно раздражает.

На деле оборона Кавказа это история позора, неготовности, огромных и бесмысленных жертв.

Пришли (прибежали) на Кавказ после разгрома под Ростовом летом 42го.
От Ростова добежали дня за 4.
спустились с перевалов после победы под Сталинградом, когда немцы вынуждены были отступить.

Это не вина людей которые сражались и умирали в снегах кавказских перевалов.

5
Остальное спорно.
****
Шпеер
подразделение горных егерей овладело Эльбрусом, самой высокой точкой Кавказа, пиком, окруженным обширными глетчерами, и установило на нем германское боевое знамя. Конечно, это было бессмысленное дело; впрочем, вполне безобидного свойства, всего-навсего приключение заядлых альпинистов. Мы все проявили даже определенную снисходительность к этому эпизоду, казавшемуся нам совершенно незначительным и несущественным. Мне уже до этого приходилось видеть Гитлера в бешенстве. Но редко он так взрывался, как по получении этого донесения. Припадок ярости длился несколько часов, как если бы этой выходкой был сорван весь его стратегический замысел. Даже несколько дней спустя он перед всем и каждым поносил «этих сумасшедших скалолазов», которых «следовало бы отдать под военный трибунал». В самый разгар войны они играют в свои честолюбивые игрушки, — продолжал он возмущенно, — занимают этот идиотский пик, когда он приказал сосредоточить все силы на прорыве к Сухуми. (А Шпеер. Воспоминания)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81

-2
Толстый, никуда не годный наброс.

-10
Показать комментарий


4
(как мы на альпиниадах и туриадах таскали всякую херню( недавно даже флаг ЕР куда то затащили :) )
Низачот... Хотя каждый волен делать то, что хочет. Climb for fun... и хотелось бы, чтобы без всякой грязи снизу.

0
+100500.
Не могу не согласиться.

-2
Ну да, а как же шь! А шо ж! Да в ж...- "для удовольствия". Ну просто нет слов - прямо Ипполит из "Ирония судьбы". Всяко я видел, да не всё!

4
С посылом о том, что восхождение как немцев, так и русских на Эльбрус во время войны не имело практического значение согласен. В остальном больше не.
1) Да войну на Кавказе не ждали. Это был серьезный просчет. За который пришлось расплачиваться. Но у СССР в отличии от немцев не было опыта ведения горных войн на тот момент. Немцы, кстати тоже не сразу научились. Одно время и они в европейских горах несли огромные потери. В четырехкратное соотношение потерь склонен верить. И оно логично исходя из того, что немцы наступали на неподготовленные позиции, а наши выбивали их с подготовленных, насиженных мест. Но не стоит сюда мешать весь театр войны. Официальные БОЕВЫЕ потери СССР выше немецких, но не на много. Это при том, что СССР больше наступал и по времени и по километражу. Плюс фора немцев на старте за счет вероломности (хотя это не оправдание преобладающей неготовности многих частей).
2) Так хаить все руководство страной в предвоенный и военный период - неверно. Да война страшная, чудовищные потери. Повторюсь были просчеты в стратегии. Но здесь идет речь о ведении огромной войны.... Нам сейчас легко говорить по результатам, что это нужно было сделать так, а это так. Это война двух держав с армиями по 7 и 5 млн человек.... Широчайший фронт, и все нужно предусмотреть. Плюс здесь писали о том, что линия обороны строилась и окончание планировалось к окончанию действия соглашения о ненападении.
Все высказанное - это личные размышления. я ни в коем разе не коммунист и не псевдопатриот. Я просто критично оцениваю факты и различные идеологии и версии. Как правило истина где-то по середине.

0
Мне в этой истории другое очень нравится-

что некоторые люди ухитряются в самых тяжелых условиях сохранить себя и свои увлечения.
И это классно- игра- это свобода.

Вот это здорово, такой акт свободы и оптимизма.
Посреди полного дурдома войны.

14
Гитлер был зол на своих солдат из-за несанкционированного восхождения на Эльбрус. Потому что ему предсказали незадолго до этого: с покорения высшей точки Европы начнется его поражение в войне. Что и произошло под Сталинградом.
А для поднятия духа советских солдат, восхождение команды Н.Гусака имело огромное значение!

4
ммм.. А. Гитлер не был зол на своих солдат... это конечно же искажение )) но история это такая веещь в общем... Наоборот был приказ взойти, и именно с целью пропаганды, они таки взошли, тут же был сделан пропагандийский фильм, где это показали.. всем ..



кусочек событий.. в общем, тема долгая)))

-3
А. Гитлер не был зол на своих солдат... это конечно же искажение ))
****

Что значит, искажение?

Шпеер говорит что у него был припадок ярости.
Он при этом присутствовал. а Вы- надеюсь. нет:)


14
Водружение флага на высшей точке Родины - акт духовного торжества всего народа.
Если хотите - свидетельство перед Богом
Восстановление высшего геральдического статуса на своей отчизне - победа многократная
Отсюда мистический ужас врага и пораженческая психология до самоубийства Гитлера в бункере, как крысы
Слава Героям Эльбруса 1943 года!


P.S.

Удивляет Гоблинская трактовка истории про флаг на Эльбрусе - перед девками что ли тут пляшете?
Так до флага на рейхстаге доберетесь. Детвора шаловливая...

-10
Показать комментарий

-14
Показать комментарий

-6
Показать комментарий

9
Ну вы бы хоть так не гадили откровенно на тех, кто вам создавал условия для вашего волесловоблудия, паршивец ты этакий хронов!


4
surgut, 100% согласен с тобой!

3
высшая точка СССР - пик Коммунизма все-таки

1
Насчет высшей точки Родины вы сильно перебрали,пафос.Покорить пик Сталина или Монблан во время войны желания не возникло.Хрон называет вещи своими именами без всякой пропаганды.Фабрики-рабочим,земля-крестьянам.

11
Без пропаганды тоже нельзя, особенно во время войны. Далеко не все могут адекватно оценивать вещи, названные «своими именами». Пропаганда поднимает боевой дух, и без нее войны не выигрываются

-7
Показать комментарий


1
Это все понятно, и Вы меня поняли

-10
Показать комментарий

4
Боюсь ошибиться (кто точно знает, поправьте, пожалуйста), но из тех, кто тогда поднимался на Эльбрус, до конца не дожил только А. Грязнов. Действительно, в основном младшие офицеры, рядовых трое: оба Хергиани и Кухтин


8
Спасибо за пост.

-11
Показать комментарий

-7
Показать комментарий

0
пипл правду непричёсанную боится всегда. Тогда же спать-жрать будет не так спокойно)))
а еще .. правда думать заставляет, пробуждает мозг от вегетативного состояния. Это тоже некомфортно.
Вранье оно всегда мягче, теплее (что-то напоминает.. не так ли? :-) ) и приятнее

про кости.. Мы тоже в детстве дофига их в горах видели... захоронения делали. И оружия времен ВОВ дофига в школу притаскивали.. и разъяснительную работу по поводу взрывчатки в наших школах постоянно проводили.. чтобы не подрывались дети 80-х на "следах войны".. Гору Колдун (Новороссийск) окончательно разминировали только в 2000-м году. И на Лабинские перевалы нас отец в малолетстве водил... и там тоже ..... видели
Вот так.


1
Да... Надеюсь, что такие времена останутся на всегда в прошлом

9
Скажите, а немцы всеми двумя дивизиями ""восходить" на Эльбрус попёрлись бросив фронт? То-то и оно, что нет... Просто эта очередная байка как и "генерал Мороз и генерал Грязь". Остановка наступления "эдельвейсов" имеет совсем иную причину нежели банальное восхождение двух десятков фрицев на Гору. Немецкие стратеги переоценили возможности людей (горных стрелков) и не дооценили возможности природы и обороняющихся войск. Невозможность организации нормального снабжения "эдельвейсов" и стойкость советских войск остановили их прорыв по Главному Кавказскому хребту. Кроме того немцы снимали с Кавказского направления и войска и авиацию перебрасывая всё это под Сталинград... Оборона-же советских войск опиралась на базы снабжения Закавказья. В случае чрезвычайного положения Ставка могла использовать части РККА находившиеся в Иране... Это так кратенько...

3
Остановка наступления "эдельвейсов" имеет совсем иную причину нежели банальное восхождение двух десятков фрицев на Гору.
****

А откуда такая странная идея, что восхождение немцев на Эльбрус на что то повлияло?
Вроде никто этого не говорил.

Оно повлияло ровно на столько же, что и наше.
То есть, ни насколько.

1
Из вашего предыдущего поста из мемуаров Шпеера...


5
А я соглашусь с доводами АntonV. Правильно и аргументировано.

3



4
Как же живучи эти легенды: среди немцев, воевавших на Эльбрусе, было много тех, кто перед войной, специально засылался в горы, чтобы лучше разведать местность, и наличие у немцев подробных карт... В книге немецкого историка Вильгельма Тике «Марш на Кавказ. Битва за нефть. 1942/43» (переведена на рус. М., «Эксмо», 2005) есть такие строки: «на единственной имевшейся в распоряжении (у капитана Грота – bederepreset) карте масштаба 1:100000, снятой с русской карты 1:84000, в районе Эльбруса были обозначены три приюта… Не было ни Западного приюта, ни приюта Пастухова… Обеспеченный такими неточными картами и абсолютно не знающий местных условий, капитан Грот со связистом… пошел за разведывательным дозором…» (кому интересны подробности – с. 127-128 указанной книги). На стр. 122 об участника восхождения на Эльбрус говорится, что группа «состояла из опытных альпинистов, часть из которых участвовала в восхождении на вершины в Гималаи». Мне не удалось найти ни одного немецкого источника, подтверждающих эти легенды, о которых говорит человек, представленный в фильме, как историк. Эти легенды и есть настоящая пропаганда, пытающаяся оправдать поражения наших войск в боях в высокогорье

3
Не берусь судить, что есть правда,а что нет,но и одно и другое утверждение имеет место быть или не быть.Разведчики,имеющие секретную информацию(те же карты),не трубили об этом кому ни попадя... надеюсь. Многие погибли,иные предпочли молчать в то время...А до наших дней дожили единицы или же никто...


1
А как же в фильме местный житель говорит, что немец ему показывал, где есть неизвестный ему источник воды. Это тоже легенда?


2
Фильм интересный, спасибо!

14
Кто бы там что ни говорил-низкий поклон и вечная память мальчишкам в обмотках,идущим на верную гибель. Не напрасно они погибли.Они погибли за нас с вами. Больно смотреть хронику. Совсем мальчишки((((

0
Германия готовилась (пропаганда, обучение, вооружение,...) к войне, к ЗАХВАТУ. У нас постоянная надежда на" авось пронесет". Да и 20 лет после Гражданской на выживаемость не в нашу пользу, страна только к 40-м немного силу набирать стала, вот оттого и поражения в самом начале, и продвижения немецких войск такие, что многие наши подразделения, не успев понять и принять бой в немецком тылу оказывались. Про глобальную сдачу наших солдат в плен -извините, не считаю немецкую пропаганду правдивей Советской. А карты предполагаемых к захвату наших территорий у немцев были, и подробные масштабные и с расчетами всеми, ведь готовились, немцы не идиоты же, а весьма расчетливый народ.
Мы, как народ может и не можем похвалиться большой дальновидностью и расчетливостью, скорее терпеливостью и бесшабашностью, но трусость и предательство - уж точно не наша черта. А сражались наши солдаты действительно хорошо, так было нужно самим. Без пропаганды. Дед был мобилезован
22.06.41г. с Грузии, демобилезован в мае 1945г. в Германии.

1
Германия готовилась (пропаганда, обучение, вооружение,...) к войне, к ЗАХВАТУ. У нас постоянная надежда на" авось пронесет". Да и 20 лет после Гражданской на выживаемость не в нашу пользу, страна только к 40-м немного силу набирать стала

***********

Уважаемая olgachumak, Вы в этом посте повторяете официальную советскую версию истории,бесконечно далекую от реальности.

Германия для подготовки к войне имела гораздо меньше времени и возможностей, чем СССР, потому что примерно до 1935 года подчинялась Версальскому договору, по которому ей запрещалось иметь армию и тяжелые вооружения.

В отличие от разоренной Версальскими репарациями Германии, СССР унаследовал от РИ могучую военную промышленность, которую развивал любой ценой.

20е и 30е годы- это история непрерывной милитаризации страны, превращения ее в одну огромную казарму,
и стремительного наращивания вооружений- за счет ограбления народных масс.
Девиз СССР был- пушки вместо масла.

Наши деды и родители голодали, умирали от голода, зато строились танковые и авиационные заводы.

К 1941му году СССР подошел с самой мощной и вооруженной армией в мире.

Вот только что эта армия рухнет от первого удара, что придется воевать на Кавказе- об этом Сталин и его генералы не задумывались, этого они не могли предположить.

0
А рухнула от первого удара потому, что вся была заточена на наступательную войну на чужой территории. Гитлер это понимал и наненс превентивный удар 22.06.41. Не нанеси он первый удар, русские к осени дошли бы до Атлантики.


6
Знаменитые книги Э.С. Левина «Перевалы Центрального Кавказа» и Б.Н. Делоне «Вершины Западного Кавказа» (книга с подробными в разворот картами Тебердинского и Старо-Карачаевского районов) изданы до войны, в 1938 г. Мало у кого они есть, мало, кто держал их в руках, но многие слышали о них. Подробнейшие описания эльбрусских маршрутов и родников:). По книге Делоне мы с успехом ходили по малопосещаемым районам Кавказа в 80-е годы. У меня есть фотокопия топографической карты Московской области масштаба 1:50000, 1927 г., изданная Учпедгизом. Кстати, очень интересно смотреть на районы, которые ныне залиты водохранилищами. Ее можно было купить в любом книжном магазине Советского Союза. Были в СССР карты, подробнейшие карты, и не надо было немцам засылать никаких разведчиков-картографов на Кавказ, как кто-то тут сказал. Все гораздо проще. Педантичные и хорошо обученные воевать в горах немцы эти карты имели (странно, конечно, почему у Грота их не оказалось), а о том, как воевать в горах без карт нашим, никто не задумался. Да что там говорить, если главным боем на Эльбрусе командовал лейтенант, бывший парикмахер Армении, видевший раньше Арарат из окон своей ереванской квартиры.

5
Знаменитые книги Э.С. Левина «Перевалы Центрального Кавказа» и Б.Н. Делоне «Вершины Западного Кавказа» (книга с подробными в разворот картами Тебердинского и Старо-Карачаевского районов) изданы до войны, в 1938 г. Мало у кого они есть, мало, кто держал их в руках,
****

Я еще в детстве, у отца, видел фотокопии книги Левина, помнится, там даже было описание прохождения Чалаатских ледопадов, по которым тогда вообще никакой печатной информации небыло.

Кстати, можно припомнить- что немцы на Кавказе были далеко не случайными и не посторонними людьми- они еще в начале прошлого века совершали здесь первовосхождения и первопрохождения на многие знаменитые вершины.

Тоесть, несомненно, у них уже тогда должно была накопиться немало информации по Кавказу.

3
У меня есть обе. Купил в буке в 70-е. Левинская книга и сейчас даст фору многим современным описаниям. А по несложным восхождениям в Старо-Карачаевском районе книге Делоне вообще до сих пор нет равных


2
Кстати, давно интересуюсь, кто такой Э.С. Левин? Никто не помнит, никто не знает. Слышал только, что, вроде, был репрессирован.

-2
... а Верховным Главнокомандующим СССР был вобще бывший семинарист Коба из мелкого городка Гори, в детстве не знавший русского языка... )))

7
Верховным Главнокомандующим СССР был вобще бывший семинарист Коба из мелкого городка Гори, в детстве не знавший русского языка

Я не принадлежу к "резунистам" или же ""сталинистам", просто хочу заметить, что не так давно в Президентском архиве была обнаружена книга Макиавелли написанная на средневековом итальянском с пометками на полях сделанные рукой Сталина. Согласно свидетельства личного переводчика Сталина Бережкова у него сложилось впечатление, что Сталин знал и английский язык - иной раз ответ следовал практически до получения перевода... Тут дело всё в самообразовании, внутренней дисциплине и желании.


5
С картами дело обстояло не совсем так как представляется на сегодняшний день. Мне доводилось работать по топокартам где указанный год съёмки являлся где-то около 1935-36 уточнено в 1952 . Были карты с годами съёмок ещё до революции и уточнениями в 30-х и 40-х годах. Оно и не мудрено, потому как скажем полномаштабные геологоразведочные и топографические работы начались на Кавказе с середины 30-х, но ещё в царское время было проведено большое количество изысканий. Те, кто имеет геологическое образование скорее всего знают эти моменты. Где не было карт - там использовались аэрофотоснимки. Т.е. говорить о неком отсутствии карт не приходится - они были. Иное дело, что обеспеченность ими войск могла быть не совсем на уровне. В это можно поверить. В отношении же наличия чудесных немецких карт скажу, что немцы воевали по картам захваченным у РККА, свои карты у них останавливались на 1916 году. Это тоже факт, а не миф.

2


Лейтенант Филлиповский подрывает минометные мины. ок 1970й год, район пер. Санчаро

Во время похода( шли пешую тройку, Невинка) мой отец обнаружил там множество неразорвавшихся боеприпасов, и обратился в военкомат.
Военкомат командировал саперов, дал машину и они поехали на Лабу.

За несколько дней собрали и взорвали многие десятки минометных мин и гранат.

10
Несколько дней провел на всероссийской конференции скаутов и этот пост не читал. А к некоторым репликам нужны уточняющие комментарии.
1. Как неоднократно говорил мне Александр Игнатьевич Сидоренко, они (советские военные альпинисты) использовали НЕМЕЦКИЕ карты, взятые у пленных. Эти карты были намного точнее тех, что имелись в советских воинских частях. Возможно, немецкие карты были сделаны на основе карт Левина, не знаю (Сидоренко книгу Левина хорошо знал, об этом бы сказал). Однако надо заметить, что у последних все же масштаб хотелось бы иметь иной, воевать в горах по последним сложно -- мало мелких деталей.
Сидоренко не раз восторгался немецкой экипировкой, которую, как он говорил, собирали со всей захваченной фашистами Европы. Например, для горных частей использовались специально привезенные из Италии белые мулы (ишаки) -- и только белого цвета, чтобы не были заметны на снегу! Их применяли для транспортировки оружия и боеприпасов, продовольствия. (Когда-то в молодости я сам поднимался на пер. Хотютау от верховьев Кубани по тропе-серпантину, которую в войну проложили немцы по последнему предперевальному взлету, чтобы по ней могли подниматься мулы.) А.Сидоренко восторгался предусмотрительностью немцев, у которых много чего было, чего не было у советских воинов. Скажем, химической грелки для рук. В нее засыпался спец. порошок, заливалась вода, вследствие химич. реакции грелка нагревалась, и немец-часовой на посту мог периодически засовывать руки в карманы и отогревать на грелке руки.
2. Когда-то при подготовке фактически первопрохождения Чалаатских ледопадов (см. "Ветер странствий") я активно пользовался книгой и картами Левина (брал в библиотеке московского турклуба). По этому ущелью практически не было других карт и описаний. Правда, потом, на маршруте, мы неоднократно ехидничали над некоторыми фразами из книги -- типа "Обойти верхний ледопад можно по сванской тропе, которой пользуются охотники из Местиа, чтобы охотиться в верхнем цирке". Тропу мы не нашли, но в любом случае она была бы весьма непростой через боковые отвесные скалы, сжимающие ледник и образующие ледопад выше Останкинской башни. Карты Левина -- это был настоящий прорыв в альпинизме тех лет, многие годы ими пользовались, поскольку других открытых источников не было. Говорят, его за это и посадили -- НКВД решило, что он якобы разгласил, будучи шпионом трех разведок, секретную топографию Кавказа врагу. Думаю, зная печальную судьбу Левина, многие авторы и издатели позже сами отказались от приложения карт к своим путеводителям, использовали лишь схемы отдельных горных узлов. Заслуги Левина в развитии отечественного альпинизма фактически до сих пор достойно не оценены.
3. Когда я начинал заниматься горным туризмом, на многих перевалах Ц.Кавказа, где шли бои, можно было без особых хлопот найти гильзы, сгнившие (проржавевшие) мины, осколки снарядов. Их было там немерено! И я подбирал на память, до сих пор храню.

1
Пожалуйста, расскажите поподробнее, о каких картах Левина говорил Сидоренко? В книге "Перевалы Центрального Кавказа", составитель Э.С. Левин, Физкультура и Туризм, Москва, 1938, 208 с. нет ни одной карты. Вообще.

1
Разобрался. Вот, оказывается, в чем дело... У меня книга Левина без приложений. А в Предисловии к ней написано, что "К книге приложены 11 карт-схем в масштабе 1:84000. Их дополняет сводный лист (XII), на котором перевалы обозначены цифрами и делятся на три группы...". Карты-то эти известные, действительно, говорили, что левинские, но первоисточника их я никогда не видел, хотя книга - вот она, лежит передо мной. В ней нет ни одной карты...


1
undefined

0
Низкий поклон защитникам Кавказа и всей нашей Родины!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru