Лето в Варзобе

Пишет ferz, 23.09.2011 22:48

Лето. Альпклуб г. Магнитогорска традиционно проводит учебно-тренировочные сборы в больших горах Азии. К нашим сборам присоединились альпинисты Златоуста, Челябинска, Екатеринбурга, Москвы и С.-Петербурга.
Лето в Варзобе (Альпинизм)


Итак, 11 июля мы выехали в Оренбург. Унылая почти восьми часовая дорога по широкой бесконечной равнине с цепью невысоких буро-зеленых холмов, тянущихся до самого горизонта и исчезающими где-то в дали, от того кажущихся бесконечными. И чувствовалось какое-то уныние и тем скорее захотелось очутиться среди манящих пейзажей настоящих гор с расстилающимися у их подножья долинами, наслаждая слух ласковым журчанием ручья. К счастью, таможню прошли быстро и даже вылет почти не задержали. И вот, через 3 часа полета мы, наконец-то, попали в страну гор Таджикистан, где они занимают 93% всей площади страны. По прилету, не успели мы спуститься с трапа самолета, к нам подошел работник авиакомпании которой мы летели и сказал, что для нас есть подарок. Очень польщенные и обрадовавшиеся такой новости мы отправили ребят его забирать. В мечтах рисуя как минимум какой-нибудь сладкий пирог, недоумевая при этом, к чему нам оказана такая честь. На деле подарок оказался баннером авиакомпании. Его нам подарили (не обманули!) в связи с тем, что нам сделали большие скидки на перелет и разрешили провозить 40 кг груза на человека. Ну что ж, как говориться, долг платежом красен…Конечный пункт нашего пребывания в Таджикистане – альпинистский лагерь «Варзоб», расположенный недалеко от Душанбе.

Альпинистский лагерь «Варзоб», один из лучших лагерей советского периода вот уже лет двадцать не проводивший альпинистских сборов и до настоящего времени находившийся в консервации все же встретил нас более чем гостеприимно. Он только начинает восстанавливать свою былую честь, не без помощи нынешнего директора Таджидина, но уже сейчас он превзошёл все мои ожидания. Чего стоит один только бассейн под открытым небом с вышкой для прыжков. Вода, голубая оттого, что в ней отражалось небо, все время страстно манила к себе синевой своей прохлады, перед которой невозможно было устоять. Коттеджи, расположенные на территории, еще пока в полуразрушенном состоянии, поражали своей архитектурной красотой и дизайнерской мыслью. Естественные скалодромы для тренировок на любой уровень подготовленности альпинистов, искусственная стенка с пробитыми точками для страховки, стенд с возможностью отработки навыков задержания сорвавшегося участника… А возвращаясь из душа можно было, размышляя о вечном, «случайно» сорвать (правда, лучше, чтобы тебя не видели работники лагеря) немного недозрелое яблоко, но из-за того, что оно практически украдено, этого естественно не замечалось или набрать горсть алычи. Все это, плюс прекрасные пейзажи в купе с местным колоритом лагеря производит сильное впечатление, и можно только догадываться каким альплагерь был в эпоху своей популярности. Теперь, с нашей «легкой руки», альпинистская жизнь в лагере, без сомнения, вновь забьет ключом и «Варзоб» восстановит свою былую мощь.

В первый же вечер, после официального открытия сборов, хозяева лагеря устроили нам как «первооткрывателям» ужин – потрясающий плов. Даже стол удосужились украсить цветами, что нам, девушкам, было особенно приятно. В общем, гостеприимство по-восточному и этим все сказано. При виде изобилия на столе, того восхитительного аромата, исходящего от плова, из последних сил пытаешься не переесть и не свалиться с несварением желудка от смены пищи в первый же день, часа через два все-таки отправляешься спать. Назавтра у нас намечены первые тренировочные занятия на скалах. Для меня день особенно важен, так как впервые предстоит исполнять роль инструктора-стажера.
На два дня инструктор в моем отделении, при котором я должна была стажироваться, Павел Ивановский, уехал в Душанбе для оформления нашей регистрации на время проживания в Таджикистане. В связи с тем, что не все документы для оформления были собраны сразу, ему бедненькому пришлось вялиться пару дней в столице в 50-градусную жару. А я в это время исполняла роль не только стажера, но и инструктора. В начале заезда у ребят явно были пробелы в теории и практики альпинизма: у кого-то больше, у кого-то меньше, но у всех. Поэтому пришлось потрудиться в эти дни за двоих. А на третий день, наконец-то, приехал Паша с нашей регистрацией, и я смогла хоть немного заняться собственной тренировкой. Во второй половине дня мы совершили радиальный выход вверх по ущелью в сторону Якумского перевала и возвращением обратно в базовый лагерь с целью набрать высоту для акклиматизации. Наш путь проходил вдоль ручья, через час ходьбы вдоль которого, оказался двухметровой высоты снежник, заканчивающийся лишь под самим перевалом. Было очень красиво и необычно видеть между сочных травянистых склонов снежный язык. Два часа прогулки, ужин и спать. На утро подъем в четыре утра – первое восхождение на вершину Якум для моего отделения третьеразрядников и на вершину Туполева (или попросту Ту) для двух других спортивных групп. Первое восхождение нашего отделения прошло более-менее гладко, если не считать того, что Лена, первый раз приехавшая в большие горы, полностью не акклиматизировавшись, всю дорогу стойко боролась с последствиями горной болезни – головной болью, тошнотой, слабостью. Для нее это первое восхождение запомнится надолго. Осознание того, что под тобой не пять, ни десять метров, а в сто раз больше, приходит, разумеется, сразу, но вот свыкнуться с этим и научиться работать на такой высоте получается не сразу. Все пространство от места, где ты стоишь, до конца горы кажется неизмеримой пропастью. Лена, конечно, молодец. Ей было до жути страшно в этот первый раз, и дрожали руки и глаза были на мокром месте от страха, но она шла, шла без оглядки, решительно и, тем больше радовало то, что с каждым новым восхождением она просто превосходила себя. 14:30, мы на вершине. Ура! Для полного осознания Леной, что она настоящий альпинист и куда она попала, зачем и с кем, мы просто-таки заставили ее поесть рыбные консервы якорным крюком (все равно больше ничего не было: ни вилки, ни ложки, ни даже ножа,), хотя она и упиралась и сводила все на отсутствие аппетита, к тому же ее еще мучила «горняжка». Но как говориться: взялся за гуж, не говори, что не дюж… И несмотря на все Ленины первоначальные тяготы она все же сумела разглядеть всю прелесть восхождений и по настоящему полюбить горы.
А для группы, которая отправилась на Ту в тот день экстрима выпало с головой, особенно некоторым из них: уже практически под вершиной, Антон, который шел первый, нос к носу столкнулся с… медведем! Единственная мысль у него была в тот момент: «успею ли я снять молоток до того как медведь на меня кинется и смогу ли я от него отбиться?», о чем думал в этот момент медведь останется под завесой тайны, но после пятиминутного ступора у того и другого, этот хырсик (тадж.) разворачивается и бежит сломя голову с горы вниз мимо ребят. Половину пути по скалам он прыгает как горный архар, половину пролетает кубарем, при этом истошно оря. Куда он убежал, выяснить так и не удалось, больше никто из нас его не видел, хотя нору и свежий помет мы впоследствии все же встречали.

Дальше были два дня отдыха в лагере Варзоб и шестидневная дислокация в район Игизаков, где мы совершили несколько восхождений на соседние вершины. Трехчасовой подход к лагерю пролегал вдоль реки Сиама мимо станции гидрологов, где двадцать лет работал, а сейчас уже просто живет наш русский дядя Ваня, родом откуда-то из Сибири, сам в прошлом альпинист. Весь дом его увешан фотографиями на альпинистскую тематику. А во дворе прекрасный сад обложенный камнями и чем-то этот дядя Ваня напоминает Кузьмича из «Особенностей национальной…» с этими его японскими садами. Но красиво! И чувствуется у него какое-то одухотворение, умиротворение и безмятежность жизни. А раньше во дворе была еще и прекрасная баня (со слов хозяина) и каменный мост через реку, но сильнейшая прошлогодняя лавина снесла мост, который в свою очередь разбил баню. Иван этот так долго живет в Таджикистане, что Урал и Сибирь поначалу относил к одному району. Он практически никуда не ходит – артрит конечностей – живет у себя в доме, продукты и все необходимое привозят друзья, которые практически каждый день летом приходят к нему. И все бы ничего, но не хватает цифровой камеры, которую он однажды увидел в магазине за 3000 долларов и которая ему порой снится…
Под Игизаками было все: и незапланированная «холодная ночевка» на горе и возвращение с маршрута, и радость побед. А вернувшись с одного из восхождений, мы увидели козленка. Он отбился от стада, когда местные пастухи перегоняли скот. Совсем еще маленький, козленок даже траву не умел толком есть. Нам стало его жалко и, назвав копытного Варзобчиком, мы спустили его в базовый лагерь, отдав хозяевам. Договорились, что через год приедем уже за козлом.

Но самым запоминающимся для меня восхождением было, разумеется, восхождение на вершину Замин-Карор 5Б категории сложности, где в этом году проходили первые Международные соревнования по альпинизму, посвященные 20-летию образования СНГ, а также очный чемпионат России по альпинизму в техническом классе. Разделившись на две группы, мы заехали под стену в последних днях чемпионата 29 и 30 июля и смогли хотя бы ненадолго проникнуться атмосферой соревнований. Ягнобская стена или Замин-Карор – монолитный скальный отвес, растянувшийся больше чем на километр вверх и на несколько километров в стороны, потрясал своим грозным великолепием и мощью. Очень интересна природа и рельеф вокруг Ягнобской стены. Узкие отвесные каньоны плавно перетекают в прекрасные долины, высокие перевалы окружены красивейшими вершинами с ледово-скальными склонами. А чуть ниже под стеной, в месте слияния реки Пиндор и Ягноб живописно расположился кишлак Маргиб. Простых маршрутов на Замин-Карор нет. И хотя растительность в районе довольно скудная: встречаются небольшие кусты барбариса, шиповника, тем замечательней было встретить, среди этого пейзажа, под одним из маршрутов целую рощу карликовых берез, позволившую даже развести «пионерский» костер…
В начале заезда нам немножко не повезло с погодой – были дожди. А так как северная стена, где проходили маршруты наших двух групп, и так обладает достаточным оледенением, восхождение нашей группы и параллельной группы с маршрутом категории ниже – 5А были отложены на несколько дней для того, чтобы погода установилась, и стены растаяли от излишнего количества льда и снега. Но вот 2 августа мы выдвинулись на подход под маршрут на перевал Центральный. Ужасный подход. Три часа прыгаешь вверх по ручью с тяжеленным рюкзаком, норовя то и дело где-нибудь поскользнуться и пролететь несколько метров вниз ободрав руки и ноги. Как съязвил один наш товарищ: «вот за что я люблю альпинизм – за подходы: идешь себе и наслаждаешься жизнью»…

Переночевав на перевале поутру вышли на маршрут. 14 часов напряженной работы. То и дело приходилось лезть по вертикальным стенкам, а вдобавок в середине дня, из-за сыпучести скал, мне в лопатку прилетел камень размером с кулак. Аж в глазах потемнело. И первой мыслью было: «как я дойду до вершины, если что-то сломала. И куда сейчас ближе: вверх или в низ?». Хорошо, что все обошлось. Естественно первое время было ужасно больно двигать рукой, и лезть приходилось скрепя зубами, но к счастью, сломать я себе ничего не сломала.
Переночевав на довольно удобной полочке (даже стеновую палатку удалось поставить) и, доев оставшиеся запасы еды, с восходом солнца продолжили восхождение. А восход в горах это вообще незабываемое впечатление: еще темно, но уже где-то далеко-далеко над черно-синими горами розово-желтым пламенем загорается вершина, освещенная восходящим солнцем. Кругом еще пока ночь, а там уже утро. Где еще, как не в горах можно физически ощутить движение времени, уловить зыбкую грань между светом и мраком? И не хочется отрывать взор от этого великолепия, но наш маршрут еще не окончен и нужно продолжать восхождение. Вершина вот совсем близко, до нее уже рукой подать и казалось, что скоро мы будем на верху, но это всего лишь обманное предположение. Работы оказалось еще непочатый край. Чего только стоил один ледово-снежный гребень, который пришлось обходить справа. Какие-то двести метров, а три часа каторжной работы. А предвершинный внутренний угол? Обычно, к вершине маршруты упрощаются, лезть становится легче, но не в этот раз. Крутая 80-ти градусная предвершинная стенка забирает остатки сил. И все-таки через семь часов кропотливой работы мы на вершине. Высота 4702 м. Выше только небо. Открывающиеся глазу на вершине пейзажи просто бесподобные. От неописуемой красоты душу захлестывают эмоции и переполняют чувства. И трудно сказать, что потрясает в первую очередь: огромность и непередаваемое разнообразие форм поднявшихся к небу гигантов с белыми снежными воротниками на скальных плечах; неподвижные потоки ледников, украшенные причудливыми ледопадами; грандиозные ущелья, прегражденные бастионами скал; удивительные сочетания снега и зелени травы по соседству… Поистине, только созерцая горы, по-настоящему понимаешь всю разницу между короткой человеческой жизнью и величественным течением истории земли. Преодолев все слабости и препятствия наша команда достигла вершины и торжественная тишина над горными гигантами ознаменовали настоящую победу, одержанную духом человека и его плотью. И не надо бояться высоких слов. Высоким горам – высокие слова. Ну а потом, немного отдохнув на вершине и окинув взглядом окружающие горные хребты и массивы, продолжили свой путь, но уже вниз – в лагерь.

Ну а после, были: и потрясающий прощальный ужин в лагере Варзоб с директором, и посвящение меня в инструкторы – в одежде кинули в бассейн, при этом еще и раскачав посильней, чуть ли не на середину оного, и двухдневные прогулки по Душанбе, и ночные купания в фонтане чайханы Рахат. А потом самолет и дорога от Оренбурга домой. Этот выезд в горы был просто великолепный и на следующий год мы туда обязательно вернемся.

33


Комментарии:
0
"К нашим сборам присоединились альпинисты Златоуста, Екатеринбурга, Москвы и С.-Петербурга"
по моему еще и из Челябинска.

0
А вообще Хороший рассказ!! спасибо!

1
Спасибо за рассказ ! Жаль не видно фоток с Игизак.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru