Мультиспорт по-Американски или Adventure Races в России в 2025 году!

Пишет MarinaIskh, 11.02.2010 08:46

Приключенческие гонки в Америке сейчас переживают период спада... И это достаточно объективное мнение. После оглушительного взлета популярности гонок в 1995 – 2003гг, когда ведущие телеимперии мира – USA Network, ESPN, Discovery Channel, MTV состязались за право эксклюзивного вещания с ведущих мировых гонок, когда финиширующие команды боролись за сотни десятков долларов, когда легендарные мировые бренды Suzuki, Sony, Nike, Dell рвались к командам со сказочными предложениями о спонсорстве, когда все это было в реальности...

Мультиспорт по-Американски или  Adventure Races в России в 2025 году! (Мультигонки, приключенческие гонки)




и еще многие американские мультиспортсмены помнят «Золотые годы» мультиспорта, однозначно ассоциируя их с именем Марка Барнета и его детищем – легендарной экспедиционной гонкой Eco-Challenge. Но даже тот спад, который сейчас переживает мультиспортивная Америка, этот уровень, это еще далекая и несбыточная мечта для России.

В связи с тем, что судьба забросила меня на сюда, за океан, в признанную мекку мультиспорта, не могу не выполнить свой мультиспортивный долг, не написав о том, как мир гонок устроен здесь. И даже если через 5-10 лет развитие гонок у нас будет напоминать что-то подобное данному, это уже будет ошеломительная победа для России.

Что представляет собой приключенчеcкие гонки в Америке сегодня? Тремя ключевыми характеристиками развития гонок в Америке являются, на мой взгляд – равномерность развития, потрясающее разнообразие ландшафтов и обеспечение высокого уровня безопасности. Более 80% территории Америки покрыто гонками (в 41 из 50 штатов проводятся гонки ), сравните для примера с Россией (только примерно в 15 из 89 регионов). Наверно трудно найти более разнообразную в плане ландшафтов страну, чем Америка. Джунгли Флориды, огненные земли Аризоны, засушливые пустыни Невады, бесконечные кукурузные поля Небраски, горные снежные пики Калифорнии и Колорадо, европейские лиственные леса Вермонта и песчаные дюны Мичигана.... Другое кардинальное отличие, это то, что Америка, не в пример России теплая страна! Поэтому львинную часть года гонки торжествуют, а в холодные месяцы, характерные для зимних штатов, гонки просто мигрируют как птицы, в южные штаты.

Однако Америка не была родоначальницей гонок. Они зародились в Новой Зеландии в самом начале 80х и только спустя десятилетие перебрались на Американский континент. История мирового мультиспорта приближается к 30-летней отметке, Американского к 20-летней и Российского к 10-летней. За это время гонки в Америке превратились в всеобъемлюще-представленный и развитый продукт. Как и все в Америке, гонки здесь четко классифицированы. Sprint races (2-3h), 12h races, 24h races, Multi-day races (36-72h), Expedition races. Представлено все многообразие вариантов команд: solo, 2 persons, 3 persons, 4 persons (1 of opposite gender). Гонки делятся на гонки with support (с поддержкой) и без. Делятся на гонки line (линейные) and loop (петлями). Сильным отличием Американских гонок является также включение составляющей rogaining (т.е. выбор максильного кол-ва КП за отведенное время). У мультиспорта в Америке был очень весомый фундамент в виде сотни триатлонов, различных соревнований по горному велосипеду, каякингу, рогейну, и конечно просто марафонов. И вот всем этим outdoor искателям нашлись настоящие приключения!

Мультиспорт по-Американски или  Adventure Races в России в 2025 году! (Мультигонки, приключенческие гонки)

Существует однако в Американском мультиспорте и непонятная нам специфика. Одновременно с развитием частной собственности на землю, все леса и парки получили своих владельцев. Здесь нет бесхозных или «ни чьих» земель. Поэтому организация любой гонки связана с приоретением труднополучимого пермита на проведение. Все гонки проводятся только в лесах и парках штатов. Национальные парки закрыты для гонок. Отсюда немыслимо ответственное отношение к экологии.
Следующая проблема - ограниченное время участников. Бизнес в Америке позволяет сотрудникам отлучаться максимум на 2 недели 2 раза в год. Это все. О длинных гонках на своем и на других континентах многие американцы могут только мечтать.
Следующая очивидная проблема – это стоимость участия. Редкая гонка стоит менее чем $100 с человека за день. При фантастическом изобилии гонок, навыки принятия грамотных финансовых решений, здесь невероятно полезны.
В плане дисциплин гонки не отличаются кардинально. Но очень сильно отличаются в организации. Самым весомым различием с Россией, является тот факт, что организаторы самых престижных и известных американских гонок – это профессионалы, у которых нет другой работы, крому гонок! В России есть пока только один такой человек.
Здесь есть «истинные» элементы гонок, которые передаются из поколения в поколение.
Такие как, паспорт команды, где от руки, как на Eco Challenge отмечается check-in и check-out. Бдительный контроль штрафов и пенальти за нарушения. Обеспечение экипировкой, едой, и очень client-oriented подход к участникам. Горячий душ, пицца на финише, брендованные маечки и прочие «маленькие» атрибуты «Больших» гонок. Даже, если ты всего час провел в лесу, а потом сошел из-за незаметной мозоли, тебе все равно дадут почувствовать себя здесь героем! И это потрясающая атмосфера радости, адреналина, риска и преодоления!

Самой престижной американской гонкой сейчас является Primal Quest. Она из эры «Больших» гонок. Только стартовый взнос на эту 800 км эпопею составляет $10.000 На старте 100 команд из 4 человек. Это, бесспорно, ошеломительное зрелище! Но мэйнстримом американского мультиспорта безусловно являются 12-24ч гонки. Как правило, они более доступны, локальны и безопасны. Точного количества гонок в стране найти не удалось, но даже по самыс скромным подсчетам, их число уже давно перевалило за 500.

Вам захотелось мгновенно влиться в ряды Американского мультиспорта? Безусловно, кроме адского желания, нужно еще немножко удачи! Удача была с нами. Мы приехали в Америку на полгода, и вечером следующего дня я уже разослала письма в географически близкие штаты. Ответы могли быть, а могли и нет. Учитывая свой, не очень позитивный норвежский опыт, я не особо ждала ответов, а лучше сказать совсем не ждала. Ответ на русском языке пришел из Вашингтона от Дмитрия КАГАНОВИЧА, директора гонки CALLEVA Adventure race и капитана команды CALLEVA в тот же вечер, а через пару дней мы уже были приглашены на первую тренировку его команды.

Мультиспорт по-Американски или  Adventure Races в России в 2025 году! (Мультигонки, приключенческие гонки)

Физик, Спелеолог, последние 9 лет он живет с семьей в Америке, в зеленом пригороде Вашингтона. Он самый известный мультиспортсмен - представитель русскоговорящей диаспоры в Америке! Работа в Америке значит много, это не надо объяснять образованному читателю. Поэтому обычный путь на работу Дмитрия выглядит так: пара миль бега, десяток миль на байке и потом пять миль на байдарке, тоже обратно. Подобной силе воли приходится только завидовать. «Русский» мульиспортсмен уже давно вызывает уважение окружающих, особенно, когда температура в Фаренгейтах опускается ниже 32F. О себе он говорит так: «Да нечем в общем-то гордиться. До гонок много занимался спелеологией и немного всем остальным: горным велосипедом, греблей, скалолазаньем, горным туризмом, лыжами, сноубордом, ориентированием и еще много чем, перечислять долго. Среди основных достижений несколько долгих недель жизни по землей, после этого любой дискомфорт на поверхности земли воспринимается с улыбкой». Дима выкроил в своем жестком расписании немного времени для читателей нашего сайта и ответил на мои вопросы:

МИ: Какая гонка была для тебя первой и как ты принял решение участвовать в первой гонке?
ДК: Сейчас даже смешно это вспоминать... Нашей первой гонкой был 3-х часовой спринт, который мы финишировали за час и сорок минут страшно волнуясь и в безумном стрессе. А решение начать было вполне естественным: я как раз активно занимался теми видами спорта, которые являются основными составляющими гонок. Уж слишко привлекательной была возможность все это объеденить в одном большом соревновании.

МИ: Что для тебя - гонки?
ДК: Гонки для меня - это часть жизни: интересная, захватывающая часть, сильно отличающаяся от всего остального, что я делаю. Если меня сейчас лишить возможности бегать, то мне этого будет сильно не хватать, ведь не смотря на то что бегаем мы не так уж и много (примерно одну гонку в месяц), вся оставшаяся жизнь четко подстроена под гонки и тренировки. Приятно осознавать, что есть такая простая и увлекательная причина, поддерживающая тебя в хорошей форме. Некоторые гонщики придумывают себе всякие высокие мотивы типа командный дух, здоровый образь жизни, пример подрастающим поколениям..., но с наступлением ночи все их мотивы куда-то улетучиваются, остается только желание побыстрее эвакуироваться назад к цивилизации. Таких "сильно мотивированных" гонщиков сразу видно по количеству гонок, которые они не смогли финишировать и мы стараемся таких в команду не брать. Ищем как правило не мотивированных единомышлеников, которые разделяют наш простой подход к понятию "гонки".

МИ: Что ты любишь больше - бегать гонки или проводить? Трудно ли совмещать два этих направления? О чем ты мечтаешь как Директор гонки?
ДК: Бегать, конечно же бегать. Организовывать и проводить гонки тоже интересно, но это невероятно трудоемкий процесс, больше чем на одну гонку в год меня не хватает. Совмещать организацию одной гонки в год с участием совсем не сложно, даже интересно. Начинаешь смотреть на гонки с другой стороны и часто это помогает понять замысел директора гонки и дает преимещество перед другими командами. Еще проводя гонки можно находить новых хороших людей в команду, во время гонки ведь видишь всех как на ладоне. Многие из нашей команды к нам так и попали. Как директор гонки я мечтаю иметь побольше надежных помошников, умеющих вникать в детали и при этом видеть общую картину. Как выяснилось, далеко не все обладают такими талантами, а имено из этих мелких деталей и состоит большая гонка. Достаточно упустить из виду какую-то мелочь и вся гонка пойдет совсем не так и репутация директора будет сильно подмочена.

Мультиспорт по-Американски или  Adventure Races в России в 2025 году! (Мультигонки, приключенческие гонки)

МИ: Что было самым трудным в создании с нуля команды "Calleva"?
ДК: В создании с нуля как раз ничего сложного не было. Мы просто собрались и побежали, правда, назывались мы тогда не "Calleva". Проблемы начались потом, когда Calleva стала нашим спонсором. Нужно было собрать надежную, постоянную команду, но из-за пары гонщиков, с которыми мы тогда бегали, сделать это никак не удавалось. Люди приходили и после первой или второй гонки отказывались с нами бегать. К счастью, несколько лет назад кризис миновал, состав команды изменился и почти все, кого я когда-то зазывал в команду вернулись и бегают с нами снова. Сегодня у нас достаточно людей на две команды, правда, часть из них еще новички, но скоро и они начнут бегать большие гонки. Сейчас все усилия уходят на организацию и поддержание команды и это тоже очень трудно, но одновремено и интересно.

МИ: Если бы у тебя был неограничеснный бюджет и время, в каких бы американских гонках ты бы участвовал?
ДК: Во всех... и не только американских! Ну если серьезно, то Primal Quest очень дорогое удовольствие, но говорят оно того стоит. Best of the West подешевле, но где взять время? Хорошо хоть во Флориду к аллигаторам удалось вырваться, а то в основном бегаем возле дома.... Хотя на самом деле у нас почти идеальный баланс между свободным временем и спонсорским бюджетом: на большее нет ни времени ни денег.

Мультиспорт по-Американски или  Adventure Races в России в 2025 году! (Мультигонки, приключенческие гонки)

МИ: Есть ли в дальних планах принять участие в Российских гонках?
ДК: Про такие планы пока ничего не знаю, но желание точно есть. Сделайте там что-нибудь длинное, дней на 5, сообщите заранее и мы постораемся приехать.

МИ: Как ты оцениваешь развитие Российского мультиспорта по сравнению с тем, что вы имеете в Америке?
ДК: В Америке гонки уже давно перешли через свой максимум, а в России только к нему приближаются. В России гораздо моложе и агресивней спортсмены, а в Америке средний возраст гонщиков лет 30-35. В Америке есть хорошие карты всей страны, а в России с этим проблемы. В России лучше навигаторы, в Америке можно купить лучшее снаряжение. В Америке очень короткие отпуска, но, наверное, легче чем в России найти спонсоров. Различий много, но суть одна.

МИ: Как ты думаешь изменится мультиспорт к 2025 году?
ДК: Так... посчитал каким старым я буду в 2025... Ну ничего еще, я бегал в команде с мужиком такого возраста и мы даже заняли 3-е место на 60-ти часовой гонке. В техническом плане я надеюсь всё будет происходить через спутниковую связь: дошла команда до КП, нажала на кнопочку на своем передатчике и на компутере директора гонки КП засветился как взятый. И болельщики, сидящие по домам тоже это сразу же увидели. Я уверен, все к этому и идет. А сами гонки, их формат, базисные правила и идея мне и так нравятся, не хотелось бы все это менять.

МИ: Твои Пожелания Российским мультиспортсменам.
ДК: Интересных стартов, хороших результатов и обязательно приезжайте к нам на гонки. Я уже американских гонщиков давно предупредил: вот приедут русские команды и покажут вам где раки зимуют!

А тем временем, в Америке начался новый мультиспортивный сезон. Календари сильнейших команд заполнены под завязку. Их ждут потрясающие приключения на огромном далеком континенте!

http://callevaracer.blogspot.com - сайт команды CALLEVA, Maryland, USA
http://callevarace.blogspot.com - сайт CALLEVA Adventure Race, 8 August 2010, Poolesville, MD, USA

26


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru