Размышления у парадного подъезда

Пишет dimon, 22.06.2007 11:29

Размышления у парадного подъезда (Альпинизм, инструктора)

Можно сказать, Остапа понесло, но столько пищи для размышлений подкидывает сеть.И так надолго придется подниматься на работу, отрываясь от небезинтересной, для меня, полемики. Прочитал в новостях на М.ру. об экваторе всероссийской школы инструкторов. Интересные, до смешного, вещи пишут. Все признают, что программа устарела, но корочки прежде всего, а, главное, первое , что пришло людям в голову из новинок- газовые горелки и телескопические палки, вот оказывается, почему так низок уровень нынешних массовых разрядников, с телескопами ходить не умеют! Утрирую конечно, но как, без литературных приемов, то.



А на самом деле система не устарела- ситема умерла вместе с Советским Союзом, его системой обеспечения, иерархией и прочими причендалами. Другая страна, абсолютно другие люди, соответственно абсолютно другой подход ко всем аспектам бытия, и, прежде всего, абсолютно другие экономические реалии. И в этих реалиях наша нынешняя корочная система не способна воспитать ни нормальных разрядников, ни, тем более нормальных инструкторов. Почему?

Посмотрим на сколько дней при системе, по которой пытаются учить инструкторов и участников, было рассчитано выполнение норм третьего разряда в альплагере- на 40! Я закрывал третий смену в Чимгане и смену в Уллу-Тау, при том, что сам постоянно тренировался дома под руководством настоящих мастеров, а не лагерных временщиков.
Да были бройлера, и в моем отряде были, двое спасов за 20 дней и стажера их я- без двух Гор третьеразрядник, сделал на обычном ледовом участке.

Кстати и двадцатидневные инструкторские сборы раньше были рассчитаны на спортсменов не ниже КМС, и просочиться туда перворазряднику было не просто. А общая школа инструкторов была 40 дней, в тех же Безенгах.

Смешно, ко мне приезжают третьеразрядники после Безенгов, не имеют представления о передвижении по снегу и льду! Почему?

Да потому что большая часть наших инструкторов- методисты, а не учителя. Да, оформлять документы, прикрывающие собственный зад, они умеют прекрасно, а что на выходе? Документы- святое. Внимательно прочитав правила восхождений нельзя не заметить, что это стопроцентно жопоприкрывательный документ. Государственный подход, главное- чтобы тебе все были обязаны, а ты ни за что не отвечал!

Сам, работая руководителем на объектах повышенной опасности и отвечая за жизни рабочих, не раз заставлял их расписываться в бессмысленных журналах по ТБ, дабы прикрыть свой зад, прекрасно понимая, что все эти лекции по ТБ выскакивают из их голов на выходе из кабинета.

Но ведь Горы- не производство, Горы- мир, куда люди стремятся за новыми впечатлениями и чем там еще. Стремятся за свои деньги, между прочим, а им предлагают за их же деньги, программу, не способную помочь и людей, которые ни за что не отвечают и в большинстве своем способны не на многое, при этом требуя бесприкословного соблюдения кучи никчемных условностей, вплоть до справки от врача.

Кому нужна справка от врача, то есть медосмотр? Не инструктору, чтобы прикрыть жопу, если клиент загнется, а самому клиенту, чтобы он знал, на что может рассчитывать.

Кому нужен маршрутный лист, только руководству, чтобы прикрыть жопу, мол вот участники все поняли и если убились- сами дураки. А участники нарисовали всю эту галиматью по «рыбе», потому что любой крок можно обиграть как угодно, создали отписку. Создали абсолютно ненужную вещь, вместо того, чтобы потратить это время на реальные консультации и подготовку к восхождению. Так может вместо этого фуфла попытаться создать базу данных по маршрутам, где можно не по рисунку типа «Сеятель» О.Бендера, а по нормальному фото посмотреть нитку маршрута и прочитать не метры, градусы и прочее, они ведь у каждого свои( если, конечно не собрать команду настоящих мастеров, которые пройдут все маршруты и составят более- менее объективные кроки), а просто пару- тройку субъективных впечатлений людей, которые их прошли и не сто лет назад, поэтому база должна обновляться, в век нета это- не проблема, или я ошибаюсь?

Чиновники пугают чайников незачетами, раздеваниями и прочей мутотой, заставляя их строго следовать ее величеству программе и правилам, которые на фоне нынешних реалий выглыдт просто атавизмом.

Смешно, у нас до сих пор вне закона соловосхождения. Конечно, чем попытаться как то упорядочить процесс одиночного общения с Горами, лучше просто откреститься от него. А, да это отщепенцы, что они могут, вот у нас, в рамках программы, растут настоящие чемпионы. Кафку напоминает.

А чемпионы то растут только в Красноярске. Для большинства остальных, самым желанным маршрутом, для закрытия первого разряда в Арче, является Плотниковская ледовая пятерка, по сложности и протяженности, один в один- ледовый участок маршрута Гаврилова 4А. Дежурная ледовая пятерка, да лучше на фифах, по льду то ходить не учат, а чему тогда учат!

Сейчас инструктора должны обладать способностями педагогов- заочников. Помню, в институте я год грыз сопромат, под предводительством убеленных сединами, увенчанных званиями преподов- безрезультатно. А потом, на заочке, женщина 35 лет осветила мне все это за две недели и я щелкал задачки, удивляясь, как все просто оказывается то!

Вот в чем соль! Не пытаться вогнать в голову участника кубометры методики, а поймать, что ему на самом деле надо на данном этапе его развития и чтобы потом ему могло пригодиться дальше. Подтолкнуть в нужном направлении, заставить самостоятельно мыслить и развиваться, научить умению выбирать необходимое из вороха обязательного. Инструктор должен учить участников мыслить- это главное. Набор технических приемов, без искры в голове- никчемный инструмент, для преодоления дежурных маршрутов.
А для этого инструктор сам должен уметь думать и знать, что дальше и , если, его опыт не простирается далее дежурных пятерок, таков же будет и багаж его воспитанников. Альпинизм- живая материя, невозможно учить ему сейчас, будучи никудышним спортсменом! Парить мозги можно, учить- нельзя!

Педогогические способности могут быть, могут не быть, но опыт и спортивный уровень, вещи- которые надо зарабатывать и поддерживать своим потом и кровью и немалыми материальными вложениями, и без них надо быть просто исключительно талантливым педагогом, чтобы не давать участникам тупиковые знания. Глядя на уровень нынешних массовых разрядников, сильно сомневаюсь в наличии большого количества талантов.

И пока мы не перестанем пытаться сделать евроремонт в глиняной халупе и клепать никуда не годные инструкторские и гидовские "танки" ( это по Тотмянину) ,вряд ли что то изменится к лучшему.

90


Комментарии:
1
Дмитрий, про "экватор" можно было прочитать и на РИСКе http://www.risk.ru/users/romeo/1498/ ;-)

А в остальном - больная тема. Как сделать так, чтобы у инструкторов был стимул заниматься не только "жопоприкрывательством"?

0
Ну, у Вас немного позже появилось.

1
Как всё незамутнённо. Спасибо. :-)

1
Димон, я на риске ру уже писал, что инструктор до тех пор инструктор пока может лучше или на равных ходить со своим этапом обучения. Но обучение это не только спортивные восхождения, - это направления которые инструктора дают участникам. Как в твоём примере с сопроматом. Если участник не только тупо выполняет указания инструктора но ещё и думает!!! А педогогика она просто ЕСТЬ. Как твои знакомые инструктора (спортсмены) которые советуют участникам не крутить промежуточных точек, а выбегать на всю 60-ку.

1
Да, давно пора создать общую базу по маршрутам различных регионов. Что то уже существует по разным сайтам, но на одном... Наша энциклопедия преследует именно эту цель!

0
А для сбора информации неплохо бы на всех сборах применить систему Сергея Борисова, зачет Горы, только после предоставления описания пройденного маршрута с ниткой на фото- отличная штука. Мы так очень весело описали Дугобу в свое время.

0
Никому бы не повредило точно!
А если остались эти описания (Дугобы) , то было бы большим делом выложить их в энциклопедии!!:)

0
размышления безусловно в тему, но, кто этим будет заниматься? крик помощи в никуда?..
я как третьеразрядник понимаю это и поэтому ищу тех людей, которые действительно могут меня чему-то научить. с "инструкторами-методистами" походила и испытала на собственной шкуре все прелести этих знаний - больше не хочу

0
Это не крик помощи, это размышления на тему. Я уже не пламенный борец и не собираюсь приносить свою жизнь на алтарь несбыточных мечт. Терпеть не могу городить показушные или несбыточные концепции. Просто хочется, чтобы начинающие могли представить, что их ожидает и попробовать сделать правильный выбор, до получения негативного опыта с методистами.Хочется,чтобы люди не рассчитывали на федерацию или еще кого, а начинали сами строить свои отношения с Горами, сообразно своих потребностей и возможностей, ибо за парадным подъездом, в нашем альпинизме пока обычный темный подъезд.

0
А кто сказал, что все хорошие спортсмены- хорошие инструктора или гиды? Речь о том, что сейчас инструкторов и гидов надо растить только из классных спортсменов, самого высокого уровня, середнячков, способных достойно ходить тройки, у нас достаточно . Растить, экономически мотивируя, а не дерективно, как раньше, когда МСов не допускали до чемпионатов, если они не имели корочек инструктора. А педагогика, она, конечно, есть, но слишком не у каждого.

0
Насчет гидов вообще вопрос интересный и крайне непонятный. Где они ищутся у нас в принципе? Где мне взять человека к-й порекомендует график тренировок, чему то научит внизу и куда то сводит?И как мне его отличить от любителя тупо срубить бабла? Интерес не праздный, в этом сезоне не получается, в следующем думаю куда то сходить.

0
Пользуйтесь Гуглом, господа. Просто набираете фамилию человека, предлагающего услуги и смотрите, что покажет сеть. Уверяю, все, более менее адекватные гиды, есть в сети и о них можно получить достоверную информацию. Я вот вчера глянул объявление, набираем группы на Победу, а о руководителе в сети ни слова.Может он, конечно, подпольный Месснер, но верится в это с трудом.Так что все довольно просто. Кто ищет-тот найдет.

1
А Месснер и не нужен. Нужен человек умеющий работать с людьми...Нужен человек к-й не будет корчить из себя вот этого самого Месснера за мои деньги. В гугле то как раз просто, только вот ... Нету у нас института гидов, непонятно ничего;(


1
Димон, я на риске ру уже писал, что инструктор до тех пор инструктор пока может лучше или на равных ходить со своим этапом обучения. Но обучение это не только спортивные восхождения, - это направления которые инструктора дают участникам. Как в твоём примере с сопроматом. Если участник не только тупо выполняет указания инструктора но ещё и думает!!! А педогогика она просто ЕСТЬ. Как твои знакомые инструктора (спортсмены) которые советуют участникам не крутить промежуточных точек, а выбегать на всю 60-ку. Маршрутные листы это и есть изучение маршрута, если они разрабатываются отделением, и составляются реально. Ну а если, "сеятель" то ..............

6
Интересный Вы человек, dimon, критиковать и ругать то мы все умеем, вы бы лучше с конкретными предложениями выступали, а еще лучше - с показательным личным примером. Вот тогда и говорили бы, вот там и у тех - все плохо, а вот у меня - все круто, и респект тогда Вам и уважуха!
Лично для меня Ваша заметка почти-что ничего не принесла нового. В том или ином виде это уже не раз обсуждалось на различных общественных мероприятиях "Волковской" ФАР. Да, Вы вполне удачно в очередной раз сказали, что при совке все было круче, и инструкторские сборы были по 40 дней, и технику лучше ставили. Но Вы же и сами сказали, что времена уже не те. А ЖИТЬ ТО НАДО УЖЕ СЕЙЧАС!
При этом, хочется дополнить, что ломать все и сразу мы уже умеем, только потом вобще Пппппц, сами знаете, случается. Поэтому и делают школу центральную, и требования подняли. Т.е. менять то надо много чего, но не все сразу. В первую очередь, как вы и жаловались, повышают качество "исходного материала" :-)
Про педагогику - это Вы тоже сами сказали. Добавлю даже, что хороший учитель - это дар Божий, но все же, научить в этом плане есть чему любого человека.
В общем, не надо так критично относиться к тому, что делают другие, мы ведь сами с Вами живем в такой стране и в таком "альпинистском мире", который мы и делаем. Предлагайте, советуйте, еще лучше - помогите делом, приезжайте на следующий год на школу преподавателем, в конце концов, покажите Мастер-класс. Возможно, родина Вас не забудет :-)

-1
А я на своем уровне делаю, пытаюсь наладить круглогодичные сборы, на которых обучаю желающих альпинизму, причем, групповая путевка ко мне стоит не дороже чем в Безенги, а про толк можете почитать на ижевском сайте алипинеров.
А городить вселенские программы не в моей компетенции, все свое свободное время и деньги я посвящаю альпинизму и уверен, если таких людей, будет становиться больше, дела будут налаживаться ибо земля держится не на возвышенных мечтателях, а на обычных работягах. А по поводу жить надо сейчас, вот и живем, кто как сумеет.

2
Сейчас, по крайней мере в Москве есть несколько альп клубов и горных турклубов, куда приходит много молодежи, и ее на общественных началах готовят и возят в горы страшие товарищи. Может быть в туризме это проще, потому что там спортивный рост идет через руководство, и поэтому опытный спортсмен кровно заинтересован в создании и подготовке своей группы из более молодых. Так что рост снизу есть, и у человека желающего получить начальную подготовку есть куда пойти поучиться. Он только останавливается в росте на каком-то уровне, и это связано с объективными причинами.

Отличие времен Союза в том, что сейчас гораздо сложнее быть и обеспеченным и иметь возможность уехать в горы на несколько месяцев. Профессиональный горный рост определяется количеством времени проведенном в горах, у человека после окончания ВУЗа его не так уж и много сейчас. А заработать через горы, пока очень сложно. Да и возможностей для самореализации, кроме гор, сейчас стало больше чем при Союзе.

2
Такого количества сильных спортсменов как 80-х, уже не будет никогда, как бы ни было жаль.

Но люди в горы будут ходить все больше и больше, но только уровнем сильно ниже. А звезды будут только штучные.

0
И ненадо!

И это правильно!

0
По поводу системы, кстати, есть у меня вполне реальная для России задумка, но когда я ее осмыслил, самому страшно стало, ведь если ее вдруг осуществят, да по нашему, по россейски через задний проход, мне и в гробу ойкаться будет.

0
Любопытно, а не обрисуете хоть в общих словах. Ведь действительно интересно.


6
я вот хочу заметить на ситуацию:

"Смешно, ко мне приезжают третьеразрядники после Безенгов, не имеют представления о передвижении по снегу и льду! Почему?
Да потому что большая часть наших инструкторов- методисты, а не учителя. Да, оформлять документы, прикрывающие собственный зад, они умеют прекрасно, а что на выходе? Документы- святое. Внимательно прочитав правила восхождений нельзя не заметить, что это стопроцентно жопоприкрывательный документ. Государственный подход, главное- чтобы тебе все были обязаны, а ты ни за что не отвечал!"

Хочу заметить, что когда к вам приезжают третьеразрядники без представления о снеге после Безенгов и говорят, что они третьеразрядники и хотят ходить тройки,
то не только инструктор виноват в том, что они такие получились.
Но еще и сами эти третьеразрядники.
Не согласны?

Потому что сейчас время такое, когда ТЫ и только ТЫ отвечаешь за свои поступки, даже если вокруг тебя одни халявщики-инструктора.

И если ты побывал в Безенгах, но не научился стоять не кошках, а хочешь назваться 3-разрядником и полезть на ледовую 3а,
то ты вероятно сам идиот или хочешь попонтоваться разрядом своим.

И если тебя инструктор, или дядя на улице, или мама, или папа, или еще кто убедил, что ты может все умеешь и знаешь - и ты веришь в это и не хочешь своей головой подумать...
то может это и жестоко, но это твои проблемы и ты в этом частично виноват.

это слишком легко:
"научите меня ходить в горы, а если не научили или схалявили, а я потом погиб, то вы и виноваты".

сейчас уже не так. Сейчас уже каждый своей головой думает, принимает решения.

Например, прежде чем садиться за руль, ты должен научиться.
И какой бы тебе плохой учитель не попался, кроме его вины или безалаберности, есть и твоя вина, что ты перепутал знаки или цвет у светофора и сбил человека, например, или пострадал сам.
Конечно, инструктор твой явно не прав был, что помог купить тебе права без обучения, но... это не оправдание.

А собственно почему в горах должно быть по-другому?

Я не инструкторов-халявщиков защищаю, а хочу сказать, что в наше время головой должны думать все, и не только учителя, но и ученики.

Процесс "подготовки голов и мозгов" должен идти на всех горовосходителей, а не только на инструкторов.

вот :)

-1
вот еще мысль:
хотя я остаюсь при мнении, что ответственны обе стороны - и обучаемый, и учитель,

но наверное все-таки учитель больше виноват, т.к. он сознательно идет обучать, не умея этого делать - некоторый цинизм.
А ученик изначально еще не знает, как надо и может быть просто лопухом, которого должны отсеить или притормозить, а не отсеивают и не тормозят.

но все равно - работать надо с обоих сторон :)

0
Не согласен. Средний свежевыпущенный третьеразрядник толком ничего не знал, когда в горы ехал. Откуда он знает, что от инструктора требовать? А что, какие-то кошки есть? Это запас мяса, наверное, на случай голода в суровых ледниках?
А аналогия с автомобилем несколько неудачна, ибо Правила Дорожного Движения гораздо конкретнее и подробнее, чем Правила совершения горовосхождений.

1
Ненадо Альпинизм возводить в культ.
Кто то хочет стать альпинистом а кто то хочет на Американской Горке покататься. Что б сел, тебя привязали, тележку запустили, ты повизжал, внизу вылез и свободен до следующего раза. А тут начинается- неет ты сначала сопромат выучи, механику, сдай зачот по подшипникам тогда мы тебе дадим прокатиться.

Цели у людей разные ненадо всех под одну гребенку.

1
Ну,здесь мы говорим об учебном альпинизме. По вопросу американских горок к гидам- другая весовая и ценовая категория.Участник обязательно должен осознавать ответственность за свои действия,но за инструктором всегда остается право показать, а лучше дать убедиться самому в своей неподготовленности. Именно поэтому вместо четверки, один участник всю смену лазал по льду, а потом сходил тройку, но научился ходить по льду. Именно поэтому я не стал закрывать второй разряд следующей группе, а вывез их на скалы и парни с гораздо большей пользой провели тренировочный день.На самом деле, если человеку дать убедиться самому в своих возможностях, он, как правило приходит к правильному решению, главное не давить и показать, что решение принимает он. Это метод великого С.Б.Ефимова.

4
Пока существует современная система разрядов, провоцирующая подмену ценностей, очень многие будут целеустремлённо собирать "очки" вместо знаний. Увы....

-4
Вот, Дима, ты тут зацепил очень важный момент. Настоящий инструктор (а в других областях - наставник, учитель и пр) не навязывает результает, а "подводит " к самостоятельным решениям. У нас таким был, например, Сан Саныч Колчин. И друие. Кому повезло попасть в такие руки - понимают, чего это стоит. Никакая система тут ни при чем. Отношения учитель - ученик это личные отношения, если ученик на самом деле желает учиться. Можно привести десятки примеров, когда в жестких условиях 60-х у грамотных и талантливых инструкторов вырастали великолепные ученики. А борьба за "клетки" тогда была в сотни раз интенсивнее! (см статистику)

0
gaugin растолкуй коротко: провоцирующая подмену "ценностей"!!!

4
лично мне документ на сайте такого масштаба не импонирует с идеоматической точки зрения.
Слишком часто употреблены слова описывающие с негативной стороны так всеми любимую часть тела.
8-)
Что-то вы слишком серьезно отнеслись к словам многоуважамого dimon`а

-2
Наверно истинна где-то между. Возможно не стоит резко ломать систему, но менять ее однозначно нужно. Например, вместо системы разрядов ввести систему курсов - курс по ледовой подготовке, курс по скальной подготовке - с разбивкой на уровни сложности. То есть вынести в явном виде в отдельные категории, то что сейчас идет единым куском в программе начальной подготовки и спортивной подготовки. Насколько я понимаю так сделано в DAVе. Такое разделение даст много плюсов - например можно будет проводить скальную подготовку в Крыму или на Ергаках с выдачей соответсвующего сертификата. А то сейчас получается что сбор в скальном районе для новичков и третьеразрядников с точки зрения системы разрядов и этапов подготовки бессмысленны - все равно надо проходить этот этап заново в районе со льдом.

И необходимо менять психологию отношения "инструктор-участник" из "офицер-солдат" в "постовщик услуги - клиент". Тогда и ответсвенность появится, особенно если все это делать через юридические документы и договора. До сих пор альпинизм как-то выпадает из общего правового поля и живет по своим законам, которые можно интерпритироватть по разному.

2
"Насколько я понимаю так сделано в DAVе"
а вы понимаете насколько в Германии и в России разное количество скальных районов на альп.душу и кв.м. территории ?

"например можно будет проводить скальную подготовку в Крыму или на Ергаках" - это не пример, это почти полный перечень :( .
Кроме того, крымское лазание в тапках по теплым нерушенным скалам приятно и полезно, но очень сильно отличается от лазания в ботинках , с рюкзаком и по кавказскому "живью". ещё когда самому крючок надо забить, а не просто встегнуться. И "крымский сертификат" не заменит опыта домбайских двоек. Не вижу никаких преимуществ системы курсов. Будут липовые сертификаты (для желающих) вместо липовых этапов подготовки.

"сбор в скальном районе для новичков и третьеразрядников с точки зрения системы разрядов и этапов подготовки бессмысленны"
!!!!! с точки зрения клеточек любые сборы бессмыслены - клеточки то в книжке, её можно дома заполнить. А вот с точки зрения подготовки сборы не могут быть бессмысленными по определению. Даже при бездарных руководителях вы получите определенный опыт пребывания в горах,который не менее ценен, чем технические навыки.
И с чего вдруг решили ,что у них "там" лучше ? вот возьмем в пример Польшу(славяне как никак). Есть средний класс (это про деньги и бла-бла-бла), есть традиции, международная школа гидов и сами гиды. Про сертификаты и курсы не заню, но наверное есть. И что ? Сильноподготовленные поляки приезжают с гидами на высоту, легко восходят, по пути оказывают помощь попавшим в беду....узнаете про таких , напишите в энциклопедию.

-6
Показать комментарий

1
Сразу скажу - я согласна с точкой зрения Димона.
Долго читала комментарии, наконец не удержалась. Хочется сказать об одном моменте, который все как-то упускают. Только в одном месте где-то промелькнуло всколзь, что работа инструктора должна быть материально стимулируема. Иначе не будут работать профессиональные люди. Уже очень мало осталось грамотных людей, которые готовы работать за идею или за тарелку супа в альплагере.
Скажите зачем инструктору за 3000 руб в месяц все это надо? Когда он у себя в городе 3000 получает за 2 рабочих дня (а то и за один), при этом сидя в тепле и не неся никакой морально-юридической ответственности за людей.
Cейчас только в неоторых клубах инструктор за работу получает соответсвующую оплату. Остальные работают все еще из альтруистических соображений и из любви к горам.
Как только у нас отношения с инструкторами перейдут в юридически-договорные на уровне в "поставщик услуги - клиент", то сразу же инструктор перейдет в разряд сферы обслуживания с соответсвующей оплатой своего труда. А сколько людей из общей массы студентов которые сейчас со всей страны едут в горы в сотоянии заплатить ту сумму за которую СОГЛАСЯТСЯ работать высокопрофессиональные инструкторы?
Так что извините, но пока еще у нас в системе "инструктор-участник" патовая ситуация.

-1
А хто тут не согласен с т.з. Димона? :)
в общем-то все высказывающиеся согласны:
инструктор должен учить мыслить и именно учить, а не закрывать клетки себе и участникам.
И что инструктор должен быть на голову выше обучаемых (знания + опыт + физ.подготовка + педагогика) - тоже ясно.

как я понимаю, вопрос стоит: КАК улучшить качество работы инструкторов?

И еще, по-моему, есть правда у ivantem'a:
возможно, не все так плохо ;)

А про деньги:
В Москве и в Питере, например, насколько мне известно уже почти всем инструкторам как минимум оплачиваются сборы и большинство получают зарплату. А халявить и за деньги можно :)

вот :)

6
А с чем тут соглашаться ?
во-первых тема эта гораздо более содержательно и без надрыва была раскрыта в тематическом выпуске журнала Риск (я там не работаю :)). ФАР ( я и там не работаю:)) предпринимает определенные шаги по улучшению ситуации в учебном альпинизме.

во-вторых по совокупности "Цинизма.." и "Размышлений.." содержание сводится к следующему:
"Я реально крутой.Вот, кстати, мой сайт" - не спорю.
"Надо повышать уровень.." - не спорю, надо.
"Всё плохо"- без комментариев
Остальное - сплошные "литературные приемы", описывающие "как плохо".
Давайте разберем некоторые.

«Программа устарела»
Что конкретно ? темы занятий для примера: «Альпинистская веревка и её использование для обеспечения безопасности», «Спуски по веревки с использованием технических средств», «Самоспасение в двойке» и т.д. И кто мешает рассказывать не только о дюльфере и статической веревке ? При чем здесь программа? И если завтра появится гри-гри2,то адекватный инструктор сам научится пользоваться приспособой и будет учить других. Или надо внести тему для НП-1 «free solo climbing»???

«Кому нужен маршрутный лист, только руководству, чтобы прикрыть жопу»
Кому нужен ледоруб ,если не уметь им пользоваться ? Маршрутный лист (тактический план) – просто инструмент, причем очень хороший. У нас в клубе, чтобы защитить на выпуске тактический план восхождения участники (защищает его вся группа) читают описания, получают консультации, мучают вопросами ходивших маршрут инструктора, выпускающего ,других участников. Защищать план начинает один, на любом месте выпускающий может его прервать и попросить продолжить другого, либо задать вопрос по совсем другому пункту. И пока ты не поймешь куда, как и с чем ты полезешь – выпуска не будет. А превратить в формальность можно что угодно.

«Да потому что большая часть наших инструкторов - методисты, а не учителя»
А в СССР было не так что ли ? давайте позволим преподавать в средних школах только Сухомлинским с Макаренко. Сколько останется школ ? и будут они выпускать всё сплошь Энштейнов,конечно... Между прочим, есть ведь градации инструкторов по категориям. И современный думающий участник может выбрать себе инструктора, клуб, сборы . Не понравилось обучение – найди другие сборы , пройди ещё раз программу. В этом смысле у начинающих альпинистов сейчас гораздо больше возможностей.
Есть люди, которые идут в горы что-то кому-то доказывать, покорять, побеждать и т.п. Поэтому всегда будут липовые разряды, корочки, отчеты и восхождения какую бы систему не придумали.
Хороший методист вполне может подготовить для восхождения до 3 категории включительно и самостоятельному восхождению на 2Б. А дальше, извините, уже этап спортивного совершенствования: самостоятельная работа и работа тренера , а не инструктора. Это спортивный , а не учебный альпинизм.

«Да, оформлять документы, прикрывающие собственный зад….»
Как юрист «в прошлой жизни» , утверждаю , что нет ни процессуальных возможностей, ни материальных норм , позволяющих привлечь к уголовной ответственности инструктора, тренера, ответственного за безопасность и т.п. за НС в горах. Многочисленные пассажи о «прикрывательстве» - просто ни о чём.

«Чиновники пугают чайников … раздеваниями и прочей мутотой»
«Раздевания» как процедуры просто не существует , а «прочая мутота» это что ? из комсомола исключат ?

«Смешно, у нас до сих пор вне закона соловосхождения»
Вне закона - это когда всем лагерем выходили ловить солиста, снимали разряды. А «у нас» просто соловосхождения не идут в зачет на разряд и на чемпионат. Кому из солистов это реально мешает ? Или это мешает подготовке 3тьеразрядников ?

«А чемпионы то растут только в Красноярске»
не только. Достаточно почитать отчеты. Краснояры конечно звери ,но ходят сильно и Томск, и Свердловск и Москва с Питером, и Владикавказ. Далеко не все где-то об этом пишут и подают отчеты. Кстати, в Красноярске помимо талантов Захарова и Балезина большую роль играет местный спорткомитет = госфинансирование. Т.е. такой уникальный случай сохранения советской системы альпинизма в одном отдельно взятом крае.

-2
Для того что-бы работать с начинающими не нужно быть альпинистом экстра-класса и полноценным гидом. Достаточно иметь высокий спортивный уровень (например ходить 5ки) и разнообразный опыт. Думаю что из нынешних инструкторов большинство адекватны и смогут работать дальше если перевести их взаимоотношения с участниками на договорную основу. При этом в договорах нужно прописать меры ответсвенности какждой из сторон (сюда нужно еще и работодателя добавить). Так что при нормальном взвешенном подходе к проработке деталей договора на инструкторе может быть ответсвенности за жизнь и здоровье участников ровно столько сколько он может ее "унести".
А сейчас, без какого-либо юридического оформления, вообще не понятно кто за что отвечает и кто в конце концов виноват в ЧП.
И главное - участники получат инструмент давления на недобросовстных инструкторов. За последние несколько лет наблюдал уже несколько конфликтов связанных с тем что инструктора забывали что они оплачиваются из кармана участников и слишком заигрывались в "Офицеров-солдат".

Кто мешает работать инструктора из тех же самых мотивов что и сейчас? Т.е. за идею?
Тем более что инструкторов которые инструкторят без оплаты сейчас уже не осталось. Все явно или не явно оплачиваются. В большинстве суммы эти не большие. Но потихоньку стоимость поездки в горы перестает быть определяющим фактором. Помаленьку уровень организации и инструкторов на разных альпмероприятиях начинает играть роль и соответсвенно становится выгодно платить инструкторам побольше и получать более грамотного и подготовленного инструктора. Появляется конкуренция между организациями которые сборы проводят или лагеря содержат.
В общем рыночные отношения приходят, а вот правовая и "психологическая" база все еще староваты.

2
А никто и не говорит, что инструкторы инструкторят без оплаты. Но вы считаете, что 3000 руб в месяц + питание - это оплата? Когда они, уезжая в горы, или тратят свой личный отпуск или уезжая за свой счет, теряют при этом 30 тысяч, которые могли бы за этот месяц получить у себя на работе. Так что по большей части инструкторы, которые ходят пятерки предпочитают ходить эти самые пятерки, а не тратить свой отпуск на работу с участниками.


-4
Для OFil: разделить курсы - скалы - лед и т.п. - и проводить в разных, наиболее подходящих местах - разумно Так это и делается уже давным-давно в приличных клубах и секциях по всей России. Ничего нового.

-2
В клубах то оно конечно проводится. Но:
1. это же скорее всего просто выезды на скалы или лед. В большинстве случаев не в горы.
2. Даже если приличный клуб с хорошими инструкторами вывез новичков в Крым (или другой чисто скальный район) и провел там полноценные занятия и восхождения по скальным стенам, то это примется во внимание например в Безенгах, но таких участников определят в новичковое отделение так как они не умеют ходить лед и снег. И это правильно. НО!! Они же там будут ходить и скальные маршруты которые будут в разы проще и неинтереснее чем то что они уже ходили в Крыму. И им нужно будет опять повторять простейшие приемы страховки и т.д.
Таким образом получается уравниловка и проедание времени и денег участников. Эти самые время и деньги можно было бы потратить более рационально.

Например - участник с опытом Крыма и соответсвующим сертификатом о том что он прошел скальныю подготовку 1го уровня приезжает,например, в Безенги и там его отправляют на ледовую, снежную и спасаловскую подготовку 1го уровня, а вот по скальной подготовке он может заниматся уже на 2м уровне, а не помирать со скуки на простом скальном рельефе. Ну и выпуск например на 3ки могут получить только участники у которых есть все сертификаты 1го уровня. А для тех кто хочет все и сразу - вот пожалуйста индивидуальный гид, но за очень отдельные деньги.

3. Единый сертификат и программа подготовки сделает более простым выяснение уровня подготовки участника, чем существующие нынче оценки в книжке альпиниста и характеристика из 3 предложений.

4. мировой опыт. Насколько я понял в Германии такая система действует. Смысла изобретать очередной самобытный велосипед нет.

1
"Например - участник с опытом Крыма и соответствующим сертификатом "
лезет сразу на кавказскую четверку и скорей всего чего-нить вываливает на себя или напарника. или спускается прыжками, как в Никите, где он сертификат получал, и тоже чего-нить вываливает(реальные к сожалению случаи). Так, конечно, лучше чем "от скуки"..
Горный опыт. приобретаемый на восхождениях, не заменят никакие курсы. В этом плане "набор гор" на разряд и единственное предложение в характеристике о работе первым на маршруте - гораздо более информативная штука.
У меня опыт "столкновения" с "мировым альпинизмом" небольшой (Домбай, Иныльчек, Москвина) :)), но свидетельствует не в пользу этого самого альпинизма.
Всё - сугубо ИМХО.


-4
В питерскмх клубах делают выезд в Безенги, например - осваивают лед. Потом едут в Фаны - лазают по скалам целую смену и т.д. поскольку все свои - сертификаты не нужны, а цикл занятий фиксирует тренер сбора. Если человек со стороны вписывается в такой сбор - все то же самое получает. Понятно, что такие специализированные сборы эффективнее чем универсальная смена в лагере с незнакомым контингентом и случайным иеструктором. Правда, может и повезти...

В общем - если человек хочет учиться - он ищет у кого учиться, и делает это. НА хорошем сборе и клетки закрыть не проблема, и научиться многому, и кайф получить от гор. Если инструктор "болеет" за ребят, а не просто это отношения "поставщик услуги - клиент", то множество нюансов все еще неповоротливой и жесткой прежней системы сглаживается. Вот у меня перед глазами пример - три года назад Таня ТИмошенко взялась тренировать группу значков и 3-разрядников. Спросите любого из них - страдают ли они от совковой системы клеток? Да нисколько! Потому что удовольствия вагон, инструктор грамотный, подход гибкий, и этим летом пойдут уже первую 6-ку. РАйоны в СССР Таня облазила в свое время практически все, знает куда ребят везти для той или иной задачи, а дорогу и работу они ей оплачивают.

-1
"В питерскмх клубах делают выезд в Безенги, например - осваивают лед. Потом едут в Фаны - лазают по скалам целую смену и т.д. поскольку все свои - сертификаты не нужны, а цикл занятий фиксирует тренер сбора."
- вот именно что все свои. А если кто-то захотел на другие сборы поехать? И есть множество городов где нет таких продвинутых клубов, а желающие ходить есть. Потом "свои" это подразумевает то, что человек со стороны будет выделятся как в плане подготовки, так и психологического восприятия. Если будет единая система подготовки основанная не на слишком абстрактных и ни к чему не обязывающих разрядах, а на более конкретных курсах, то появится больше свободы у участников и больше исходных данных у инструкторов к которым эти участники попали.

"В общем - если человек хочет учиться - он ищет у кого учиться, и делает это." - но возможностей сравнить и понять где лучше не так много, а какого-то центра где это можно узнать и проанализировать вообще нет. То есть можно поехать на сборы вроде как о которых хорошо отзывались, но попасть на плохого инструктора. Нет персонализации - есть только корочка.

"Если инструктор "болеет" за ребят, а не просто это отношения "поставщик услуги - клиент", то множество нюансов все еще неповоротливой и жесткой прежней системы сглаживается." - но согласитесь что это совершенно не повод оставлять эту самую систему такой. Это какой-то великорусский абсурд - вот у нас такая тяжелая и неповоротливая устаревшая система, но поменять мы ее не можем, мы будем обходить ее в частностях и делать лучше в отдельно взятом месте, но сама система СВЯТАЯ - на ней же выросли такие мастера. Но то что эти мастера жили и росли в другой стране совершенно забываем. Похожая система у нас в высшем образовании - готовят непонтно что и сбоку бантик - программист после ВУЗа может чуть ли не в уме посчитать интеграл, а сделать программу так что-бы не глючила и ее не стыдно было заказчику показать не в состоянии.

"Вот у меня перед глазами пример - три года назад Таня ТИмошенко взялась тренировать группу значков и 3-разрядников. Спросите любого из них - страдают ли они от совковой системы клеток? Да нисколько! Потому что удовольствия вагон, инструктор грамотный, подход гибкий, и этим летом пойдут уже первую 6-ку. РАйоны в СССР Таня облазила в свое время практически все, знает куда ребят везти для той или иной задачи, а дорогу и работу они ей оплачивают." - заметьте что о поэтапном росте я и слова не сказал. Лично моя точка зрения - три двойки, 5 троек и все остальное выше вполне адекватно дают опыт и навыки. Но ведь учебный альпинизм это не только горы но и занятия, а вот этот этап отдан на откуп инструкторам и организаторам. Регламента, правил, договоров и еще чего-то такого нет вообще. Зачастую это выглядит -так "А пойдемте на скалы" - "Да ну - мы и так все умеем" - "Ну да ладно не хотите - дело ваше" или наоборот "Пойдемте на скалы товарищь инструктор " А интруктор в полукоме после вчерашнего - "Давайте завтра" - на следущий день непогода и все - о том как лазать с ниженей и ложить френды рабята узнали из книжек и интернета.
У меня перед глазами есть другой пример,похожий на ваш, но который я могу проанализировать очень детально так как это я и есть - 8 лет назад я тренировал одного перспективного парня и теперь он мой напрарник по восхождениям, 4 года назад вывозил на первые сборы группу и теперь с некоторыми из них хожу 6ки. Могу сказать что зачастую рост и опыт у этих ребят и у меня появляись не благодаря системе, а потому что мы ее сознательно нарушали и потом по бумагам проводили все чин чинарем.

-4
Нет, что Вы, я не считаю, что систему менять не надо - ее нужно делать гибкой и современной!
Но в лагеря - все мы знаем, если честно - большинство инструкторов приезжает работать вовсе не ради учебного процесса, а ради тусовки с себе подобными. (Но исключения, к счастью, есть!) В такой ситуации менять что-то - оч. проблематично...
Могу сказать что зачастую рост и опыт у этих ребят и у меня появляись не благодаря системе, а потому что мы ее сознательно нарушали и потом по бумагам проводили все чин чинарем.

Это нормальный процесс


4
Вспоминаю н/с в а/л Актру, когда участнику прилетел в голову карабин на занятиях. Большинство дискутирующих тогда по этому поводу на М.ру заняли позицию "казнить!". Что и было проделано с присущей нам на Руси безжалостностью. У меня до сих пор в голове крутится один и тот же вопрос: "а это что, очень сложно, почитать, например, статьи по каскам, или там кошкам, или ледобурам?" Читаю на том же ижевском сайте. Типа бла-бла-бла купили один (!!!!!?????) ледобур, который как потом оказалось, только и работал на арчинском льду. Господа! Кто Вам помешал порыться в интернете, поднять весь этот вопрос, и (о чудо!) узнать, что ирбиса не работают зимой (хотя вопрос тоже спорный)! И если во всем винить инструкторов и руководителей сборов, то продолжая эту тему можно сказать, что в ситуации с ижевцами во всем виноват Димон! Смешно? А получается, что так!

До тех пор, пока мы будем покупать водку по 35 рублей - рассуждать о её качестве бесполезно! До тех пор, пока мы будем покупать TNF на китайском рынке - она будет там продаваться! До тех пор, пока мы будем платить инструкторам по 3000 в месяц - не ждите толковых учителей!

Не надо обелять участников! Если он "дорос" до III-го разряда и не умеет стоять на кошках - это ЕГО вина на 99%. Значит так хотел! Значит так учился! Значит инструктор его устраивал! И не надо говорить, что участник "юн" и "желторот"! Это не оправдание!

0
Да, в одном хорошем ледобуре у Ижевцев виноват я. Зимой я пишу всем участникам, что у них должен быть хотябы один фирменный бур, чтобы можно было делать дырки под дешевую, и бесполезную зимой продукцию наших самоделкиных, потому что даже хорошие вроде буры, урал-альп, партия от партии отличается катастрофически, что с тем же Гривелем случается значительно реже, хотя тоже случается. Но пока не у всех участников есть финансовые возможности приобретать фирменные буры в нужных количествах. А начинающие участники на самом деле не всегда могут сообразить, что им надо на данный момент, потому что читая прграмму подготовки можно запросто заблудиться, столько требований и выполнить их все нереально. Я вот чисто интуитивно лазал с нуля с И.Т.О. и только недавно осознал, что это лучший способ научиться работать со снарягой.Так что в начале, главное мое требование к участникам- настоящее желание учиться, а подсказать чему и как, считаю своей обязанностью.

1
Не могу с вами согласиться - рыться в интернете для поиска адекватной информации по сняряжению - дело крайне ненадежное. Тем более странно если это должны делать участники сборов при подготовке к ним. Из личных примеров: проходила в немецком альпклубе подготовку на инструктора по скалолазанию, за несколько недель до курса получила полный список необходимого снаряжения. И это при том, что среди нас ессно не предполагалось наличие новичков и ожидалось знание этого самого снаряжения. Просто принято так, для удобства организации процесса.

0
Дык, у ВСЕХ организаторов ВСЕГДА можно получить список необходимого снаряжения! Про консультации просто молчу! Те же краснояры, томичи, буряты, владивостокцы иркутяне, ангарчане и ебуржцы Всегда подробно отвечают на любой вопрос! Кто кроме Вас самих их поставит?

Я проживаю в городе с населением около 300 тыс. Магазинов торгующих снарягой - нет, альпинистов - 3-4человека, инструкторов-гидов - нет! Но это не мешает принимать более-менее правильные решения при организации выездов и проведении тренировок!

Да, рыться в интернете с целью найти исчерпывающую и однозначную инфу - дело крайне ненадёжное! НО! Это лучше чем ничего!


0
Повредил ногу, тренируясь на скалодроме, сижу дома, появилось время поучаствовать в полемике.
Всем участникам полемики хочется стройной системы организации , надежых источников информации о снаряжении, инструкторов высокого класса. Мне кажется, что все это есть. Есть сборы, которые проводятся на высоком уровне, есть море проверенной информации, есть высококлассные альпинисты-инструкторы с современным опытом. Наверное, нет авторитетного органа, который выдает неформальную оценку всем перечисленным составляющим, что очень важно, именно, для новичков, которые еще не понимают чем решили заняться и что есть что в этом альпинизме. Может быть задача сайтов типа РИСК и состоит в этом?

3
В общем и целом согласен, а кто не согласен :).
вы только учитывайте несколько вещей.
1. Информация размещалась из а/л Безенги, а там нет GPRS - соответственно передовалось все бегом практически голубиной почтой - соответственно кратко.
2. соло восхождения НЕ ЗАПРЕЩЕНЫ - они просто не принимаются на разряд - а оно вам надо?

Далее по делу - Да система умерла - и это к лучшему - хождение строем, бюрократия, волокита с выпуском, разрядные клеточки и т.д. ДОЛЖНЫ УМЕРЕТЬ. Но значительное колличество уважаемых людей испытывают ностальгию по этим временам - увы.

Школа заявлялась, как НОВАЯ - так и было - каждый вечер разборы, чему и как учить ( т.к. школа для инструкторов 3 кат. то учить новичков) - а в програме нет ни палок, ни жюмара, ни газа, да и сама програма собрана из кусков, написанных в 70х - там и про протравливание и про то, что человек без грудной обвязки ломается пополам и отведено 8 часов на рубку ступеней !!! и много еще чего есть, вот и пытались с тренерами договориться про новую програму, но тяжело это все довалось, много кто готов учить и не все готовы сами учиться.

-1
Да кто бы был против попыток что либо изменить. Только попытки эти уж больно похожи на старание провинившегося пасынка выслужиться перед барином, показать, что еще на что то годен. Просто очень странно выглядит школа инструкторов, старший тренер которой не может наладить учебный процесс даже в собственной секции, знаю это из личных наблюдений, сам, в свое время хотел примкнуть к ВАЗовцам и был неприятно удивлен состоянием их спортивного хозяйства. Так может сначала придумать что то новое, а потом ковать кадры, судя по списку ФАР, там лет на сто вперед наковано. А уважаемые люди пусть ностальгируют, если больше ни на что не способны.А инструктор 3й категории- самая боевая единица, потому что все, что выше, это, как правило- руководящий состав(начспас, начсбор, начуч, что там еще)люди, которые в большинстве своем, как инструктора давно умерли. Так что ходячий МС 3й категории стоит сотни седобородых перваков, которые могут только маршрутные листы подписывать(это тоже из личных наблюдений).Ну, а почему соловосхождения так у нас не любят понятно, ведь сразу будет видно кто есть-ху.
Есть же толковый человек- Шибаев, сам кое что взял из его статей. Пусть напишет программу, чтобы было, что обсудить в компетентном кругу, заинтересованных людей, а не функционеров.

0
Дмитрий, позвольте не совсем с вами согласиться. Не стоит наверно всех под одну гребенку и так жестко навешивать ярлыки.
Например , Миша Ишутин, один из тренеров на этом сборе Школы инструкторов, инстр. I кат. и при этом не сидит и не подписывает маршрутные листы, а каждый год работает с участниками. Причем ходит с ними постоянно, не просиживая на базе. Да И Петя Леонов тоже регулярно работает в качестве инструктора. А Киселева, когда Ивановские сборы были в Уллутау я не видела практически на базе, бумажками у них на сборах совсем другие люди занимаются. А ведь это все инструктора I категории.
И при этом сколько инструкторов III катагории либо сами со вторым разрядом. Либо КМСы и МСы, но просто сидят в лагере и квасят целыми днями, вешая лапшу на уши своему отделению.
Так что не стоит все мерять категориями.

-1
Вот поэтому я и не написал, что все, потому что тоже знаю рабочих инструкторов с высокими категориями, но больше сталкивался с носителями корочек. Увы, у каждого свой опыт и не у всех он положительный. Согласен, что здесь все зависит не от категории, а от желания инструктора передать свой багаж знаний, если таковой имеется. Поэтому я всегда оцениваю людей по тому, что они делают в данный момент, а не по прошлым достижениям и честь и слава тем седобородым, которые презрев кабинетный уют, вкушают тяжкий хлеб познания вместе с участниками.

0
Cогласна, что есть и седобородые мУтодисты и сама с ними часто сталкивалась. Но все же много хороших инструкторов, которые свои категории получили пока еще не для того, чтобы в кабинете сидеть. И написала я только потому что Ваше высказывание "А уважаемые люди пусть ностальгируют, если больше ни на что не способны." в контексте высказывания по поводу данной Школы инстукторов выглядело как раз как косвенное обвинение тренеров Школы, которых я перечислила. Потому что сама каждого из них знаю лично и знаю как они работают.

-1
Да ну, я никогда не зацикливаюсь на личностях, разве что на паре, из свердловской федерации, но это уже совсем другая история. Обвинять- функция прокуратуры, я просто пытаюсь пошурудить палочкой в муравейнике, чтобы создать движение мысли. Другое дело, что я не натягиваю политес на острые углы, но ведь это разговор среди своих и с любым здравомыслящим коллегой я готов искать компромисс, не взирая на выражения, главное все равно то, что человек делает на благо нашего клаймберства.

-1
мне кажется, что система подготовки инструкторов должна быть поэтапная и специализированная. К примеру. по словам моих клиентов из Австрии, у них гиды получают поэтапную сертификацию: - гиды по трекингу (несложным восхождениям), гиды скальных маршрутов, гиды комбинированных маршрутов, гиды сложных маршрутов. Не призывая слепо копировать, всё таки хорошо бы реально проводить повышение квалификации инструкторов. Программа школы расчитана на подготовку инструкторов для начальной подготовки, работа с разрядниками просто другая, командирская работа уже третья. Программу Школы, я думаю, будут уважаемые и мне знакомые преподаватели развивать и улучшать, а вот дальше системы подготовки инструкторов нет. Стаж работы и почти автоматично 2-я категория. При этом между 1-й и 2-й много упущенного. И кстати, именно методизму и педагогике в хорошем смысле в Школам учат мало, в основном пытаются исправить недоученное при выполнении пресловутого разряда. Система подготовки должна быть заочно-очная со сдачей вступительных экзаменов на каждом этапе подготовки иструкторов. А преподавателей хороших пока хватает (ещё пока)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru