НС на тренировке. Виноват ли встречный узел?

Пишет alvd, 17.04.2011 21:42

В недавнем сообщении о НС на тренировке во Львове было сказано, что развязался встречный узел на станционной петле. Поскольку многим из нас приходится вязать локальные петли, хотелось бы вопрос с узлом уточнить.

Вопрос, собственно, простой. Является ли возможность саморазвязывания дефектом встречного узла и его лучше заменить на какой-нибудь другой (предлагался, в частности, грейпвайн) или дело не в узле, а во внимательности и аккуратности того, кто его завязывает. Я склоняюсь ко второму мнению, т.к. часто использовал встречный без всяких неприятных последствий, но хотелось бы узнать мнение коллег. У кого были срывы на тренировках (а они достаточно часто, увы, бывают), чем они были вызваны?
Я сам тоже однажды улетел на скалах с горизонтальных перил (к счастью, без серьезных последствий). Разбор ситуации показал, что первый участник умудрился вщелкнуть карабин не в саму петлю, а в соплю от контрольки. Таким образом, качество узла на петле значения не имело - меня держал только контрольный узел (и не удержал, естественно).

70


Комментарии:
-2
есть еще качество веревки. Была как то на блокире достаточно жесткая на изгиб и скользская динамика. На ней ехал булинь и ехал встречный (не восьмерка). Но это все при переменной нагрузке.
Встречная восьмерка не ехала. Если встречный с контрольками, то и ему ехать некуда.

К данному НС мнения не сложил, обсуждать действия погибшего достаточно залуженного человека, не корректно.

12
При чем здесь действия погибшего? Вопрос о том, является ли использование встречного узла потенциально опасным, следует ли вместо него использовать какой-то другой. "Не читайте между строк, там все наврано."

3
Безотносительно к этому случаю вообще и встречному узлу в частности...
Внимательность, разумеется, нужна. Но вот все равно самые внимательные иногда делают ошибки. И потому надо использовать такие средства (узлы в том числе), которые позволяют уменьшить вероятность ошибок.
Можно сколько угодно повторять мантру "дело во внимательности и аккуратности". Но люди есть люди и людям свойственно делать ошибки. Особенно при утомлении.

-1
++Но люди есть люди и людям свойственно делать ошибки. Особенно при утомлении.++
Это понятно. Хотелось бы поподробнее про "использовать такие средства (узлы в том числе), которые позволяют уменьшить вероятность ошибок." Можно про узлы конкретно: вот этот увеличивает вероятность ошибки, а вот этот - уменьшает?

0
Не могу понять где развязался узел.По логике петля на пункте страховки или беседка старого типа сблокированная пелей?Знаю инструкторов которые запрещают использование встречного узла.

1
Надежность встречного узла уже обсуждалось здесь на "риске"

-1
Спасибо, раньше не читал. Судя по этому обсуждению, никакого криминала во встречном нет. Если вязать с контрольными, так и вообще можно не переживать.

1
По- моему, встречный с контрольным - из разряда "вяжи двадцать бантиков". Встречная восьмерка гораздо компактнее и не требует контролек. Кстати, стропы из дайнемы вообще нельзя связывать петлей - узлы скользят при нагрузке 2 кН до полного развязывания.


6
По своему опыту. Для связывания концов основной верёвки из надёжных узлов наиболее практичен "встречная восьмёрка". Контрольные узлы развязываются от трения, а встречная восьмёрка устойчива к саморазвязыванию и без контрольных узлов.

4
Отвечая на вопрос заголовка - да виноват.
Встречный требует к себе повышенного внимания, его надо всегда проверять хорошо ли он затянут, что там с контрольными узлами и т.д. Бывают ситуации, когда состояние веревок не позволяет его завязать плотно - он все равно слишком свободный.
На базе нужны надежные узлы - завязал и уверен что он будет держать до тех пор пока не придешь его развязывать.
Поэтому я прямой узел советую применять только когда надо какую-нибудь мелочь подвязать на рюкзаке или биваке.
Лучше потратить еще 1 минуту на два лишних витка и связать встречную восьмерку, чем связать встречный узел и несколько дней спасать пострадавшего на нем.

1
В давние времена при лазании на длинных маршрутах 50-100м с верхней страховкой быля необходимость связывать веревки, при этом применяли 2 встречных или 1 грипфайн ( иногда его называли вцспс). Так как практика показывала что встречные часто развязывались. Это сейчас старый накопленный опыт практически забыт.

2
Это сейчас старый накопленный опыт практически забыт.

Он не забыт. Просто у кого то есть знания в этом вопросе - у кого то отсутствуют.
Применение узлов и способы вязки - тема обучения межсезонной подготовки в клубах и в секциях, в альплагерях, в школе инструкторов - была и есть.
Надо ее только осваивать.
А то получается ситуация - "я не знал, да еще и забыл".

4
Век живи, век учись... Прямой встречный может развязаться если он "ложный". Отличить очень сложно, когда его вяжут веревками одного цвета, или же как в этом случае, связывается пелей одна веревка. К сожалению, сам об этом узнал недавно. Испытания после гибели Сенчины подтвердили это. Поэтому связывае веревок прямым встречным следует прекратить. Есть встречная восьмерка или грепвайн. Более детально с рисунками тут.

3
++Век живи, век учись... ++
Да уж, действительно.
Спасибо за ссылку, но почему там такая странная рекомендация :" Нельзя начинать вязать встречный из прямого вместо бабьего, в этом случае получается ложный встречный. "
Я как турист старой советской школы вообще впервые слышу, что встречный вяжется из бабьего. Нас учили делать петельку на одной веревке и по ней навстречу пускать другую (отсюда, собственно, и название -"встречный"). Прямой и бабий в таком случае вообще не при чем и никакой ложный встречный не получится.

2
1. Страница ссылки не моя.
2. Меня так же учили вязать встречный, как и Вас "навстречу друг другу". При этом правильность завязывания 50/50 - как уложиш веревку в узле. С веревками разных цветов можна рассмотреть и исправить. С веревками одного цвета можно ошибиться. По этому и дал ссылку на страничку с цветными рисунками (спасибо авторам). Проэкспериментируйте на досуге с этим узлом.
3. В связи с большой (50%) вероятностью ошибки, от этого узла, как узла для связывания двух веревок или петли, следует отказаться.


0
Да, чего то намудрили по ссылке странного,типа носки через уши.
имхо таким способом только столку сбивать

7
обычно на петлях из веревки вяжу грайпвайн , встречный для петель из стропы

0
По мне так этот узел выглядит так, что нагружать его или нет -- вопрос скорее вероисповедания, чем технический.

1
Во время спасательных работ на заснеженном травянистом склоне возникла необходимость наращивания верёвок. После 3 верёвок, которые переодически растягивались и сжимались, встреные узлы с концами больше 50 см. начали ползти по 3-4 см. за каждое растягивание. Пришлось стремительно вязать кучу "бантиков" для контолек. С тех пор встречный узел не использовал никогда. (Правда петлю для ключиков на шнуроке делал)

4
С 70-х годов в основном вяжу "грепвайн" и рекомендую его в качестве основного своим участникам. Он хорошо держит даже на веревках относительно разного диаметра и удобен в вязке. В школе Жирнова В.В. в 80-х тоже рекомендовали его, а встречный рекомендовали лишь на мягких "стропах", с длинными концами - не менее 10см. Думаю, на жестких веревках при попеременной нагрузке у встречного всегда есть шанс развязывания, поэтому для станций его лучше не применять.

3
Протокол разбора несчастного случая - гибели Сенчины С. В. (на украинском)

0
Вот и вывод:
2. Категорично заборонити використовувати зустрічний прямий вузол для зв’язування шнурів та петель. Для зв’язування шнурів одного діаметру використовувати „зустрічну вісімку” або вузол „грепвайн”.

-1
Очень странно звучит понятие встречный прямой узел. Я меня это нонсенс. Прямой это прямой, а встречный это проводник или восьмерка. Смешать прямой и встречный можно только с приведенной выше ссылки по завязыванию и получить этот самый ложный !!! Зачем это делать когда повторение узла обратным ходом второго конца гораздо быстрее вяжется?
Однозначно вяжите грипфайн, ну на крайняк ткацкий с контрольками!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru