Притча о добром самаритянине и о Nikita Adventure Race

Пишет Irina Morozova, 21.06.2011 12:39

Другая сторона







Вот уже неделя, как в Липецке прошла гонка Nikita Adventure Race. Никита уже выложил итоговые протоколы, опубликовал фотоотчет. Команды даже успели поделиться впечатлениями. А я все никак не могла написать репортаж.

О чем писать?
Мультигонка, как мультигонка. Постановка дистанции на профессиональном уровне. Гонка спортивная, никаких приколов в виде судоку, квестов, шастанья по болотам и канавам. Все технические этапы именно технические, требующие профессионализма. Чем-то напоминает классическое многоборье, только в стиле современных природных мультигонок. Что собственно и не удивительно, так как дизайнер этой гонки Никита Скороходов сам спортсмен, участвовавший в Чемпионатах по турмногоборью.

В частности, этап жумаринга в спортивном классе вызвал большие споры тем, что в Положении было прописано в качестве обязательного снаряжения – один жумар и большинство так и взяли один, а не два. А пришлось жумарить из байдарки на мост, и для многих на одном жумаре оказалось не просто это сделать.



Или навесная переправа с велосипедом.

– Парни, поможете моей девушке завеситься?
– Может, ты сначала ее первой на ту сторону отправишь и сам подсадишь?
– А кто ее тогда там снимет?

И дальше наблюдаю картину: человек пять мужиков стоят и наблюдают, как девушка с велосипедом пытается завеситься затащить велосипед на веревку, закрепленную на дереве на высоте 1,5 - 2-х метров, прищелкнуть себя на самостраховку и прищелкнуть велосипед на самостраховку. Что на мой взгляд потяжелее, чем прожумарить 10 метров налегке на одном жумаре.

В общем гонка спринтерская, быстрая, динамичная, рассчитана на спортсменов, а не на тех, кто ищет приключений.
Я же не спортсмен, поэтому могла наблюдать только со стороны. А со стороны о чем писать?
Чтобы писать – надо участвовать в процессе.
Когда еще перед моим выездом из Питера в Липецк, Никита мне написал, что я буду перемещаться с машиной, которая будет возить журналистов по тех.этапам, я ответила: «А смысл?» Чем переправы, мосты, жумаринги, байдарки, скалодромы, лошади на этой гонке отличаются от таких же точно этапов на других гонках подобного уровня?
Писать интересно о людях, что они чувствуют, переживают, ощущают, думают, мыслят. А для этого надо бежать, плыть, дышать, чувствовать рядом с ними.

В общем, в отличие от участников и организаторов, моя жизнь в эти три дня прошла в менее динамичном режиме. Больше напоминая некий автостоп: как только я сошла с поезда в Липецке, началось бесконечное перемещение из машины в машину. Лагерь участников, стадион Динамо, мост, водная база, лодка, гребля под мост, снова база. И машина, машина, машина – этап байдарок, этап веревок, этап скалолазания, этап лошади, снова этап веревок… пиво. Ну собственно пиво – это был уже не мой этап, а Миши Ярина, с которым мы в паре занимались всю дорогу этим машинингом.



На финише беру несколько интервью, чтобы наконец понять, а что же все-таки происходило в этот день. Чем люди дышали на этой гонке? Оказалось – воздухом.
– Тут такой воздух, который хочется кушать, – сказал Егор Козлов.

Но всю неделю у меня так и не было ни мыслей, ни чувств, о чем же все-таки я хочу написать. Чего-то не хватало, какую-то нить в своих ощущениях я не могла уловить.

И вот, случайно обстоятельства сложились так, что пришлось сделать короткую остановку среди этой сумасшедшей гонки жизни, дел, суеты…
И как обычно, когда останавливаешься, приходят мысли о бренности всего, о смысле и бессмыслии, о вечности и краткотечности. И ответы на вопрос: Зачем? Ради чего? Для чего?

И наконец удалось уловить то, что ускользало.

Открытие. Стадион Динамо. Трибуны. Флаги, знамена. Участники маршируют ровными рядам спортивным маршем.





И как-то нереально в ярких салатных майках, каким-то диссонансом выглядят люди в инвалидных колясках.



В Библии есть притча про «доброго самаритянина» (Лк 10:30-35), суть которой в следующем: на одного человека напали разбойники, ограбили и поранили. Мимо этого человека прошли два священника, но ни один из них не помог ему, а проезжающий мимо самаритянин, остановился, посадил человека на своего осла, довез до гостиницы и позаботился о нем.
Смысл притчи в том, что самаритянин оказался ближе к Богу, чем священники, потому что бескорыстно помог незнакомому человеку в трудную минуту.

Ученые-психологи провели такой эксперимент.
Они говорили студенту Пристонской духовной семинарии: «Вам предстоит прочесть проповедь о "добром самаритянине", но поторопитесь, вы опаздываете, ваши слушатели уже давно ждут».
По дороге к месту, где предполагалось прочтение проповеди, на встречу семинаристу шел человек (это был специально подготовленный актер), который вдруг хватался за сердце, падал на землю, начинал громко стонать и кашлять.
Эксперимент проводился многократно, с различными студентами, и ученые были поражены реакцией студентов.
90% семинаристов, практически уже священников, идущих прочесть проповедь о «добром самаритянине», не останавливались, чтобы помочь человеку, нуждающемуся в помощи! Конечно, у каждого из них был потом готов ответ. Они говорили, что не компетентны в оказании медицинской помощи, что они опаздывали, что их ждут люди, и заставлять их еще ждать – неприлично... Как мы понимаем, оправдание сразу же нашлось.
Вывод исследователей был однозначен: поведение человека определяется не тем, что составляет его взгляды и мировоззрение, а эмоциями, страхами и желаниями, т.е. набором его активизированных привычек (доминант). Т.е. мы поступаем не так, как велит рассудок, а так как велят эмоции. Разум по сравнению с чувствами – ничто.


Почему мне вдруг это вспомнилось?
Эти люди, эти инвалиды – это было на мой взгляд чем-то главным.
Хорошо, что нашелся самаритянин, который дал возможность эти людям принять участие в мероприятии. Хорошо, что организаторы не побоялись взять на себя ответственность и лишние хлопоты за тех людей, которые им по сути на спортивных соревнованиях были не нужны. И сами участники, даже до конца, думаю, не осознали тот факт, что они тоже чем-то помогли. Рядом с ними, такими сильными, крепкими и здоровыми, те другие смогли почувствовать себя на какой-то миг полноценно живущими, смогли БЕЖАТЬ рядом с бегущими.



И не важно, что в этом году они всего лишь кидали шишки и не участвовали в дистанции гонки, не смогли рядом плыть, крутить педали, толкать ручку жумара. Думаю, что все это впереди. В следующем году.

Гонка Nikita Adventure Race изначально три года назад начала проводится памяти Никиты Башмакова.

– Никита не любил пафос, всегда высмеивал его, – сказал как-то о своем сыне Володя Башмаков. – Думаю, если он сейчас видит то, что мы ему тут такой памятник устроили в виде этой гонки, то прикалывается по этому поводу.

Думаю в этом году, глядя на весь пафос и официоз на стадионе Динамо, затеянный администрацией в честь Дня России, в духе старых советских традиций, Никита еще сильнее бы прикололся.
Но пафос всегда можно отбросить, как шелуху, и останется самое главное – зернышко.



Раньше до этого года, если честно, я не видела в этой гонке особой Цели. Гонка, как гонка. Хорошая тусовка, профессиональная гонка, но она ничем не выделялась среди других подобных спринтерских гонок.
Но теперь она показала свою душу.
Наверно душу того, памяти кого она проводится, и душу того, кем она проводится.

За всем этим красивым фешенебельным официозом, главный организатор и дизайнер гонки, надев в этот день не парадно выходную яркую маечку, а какой-то рабочий замызганный комбинезон, пропахший потом и грязью, бегал по мосту между нитками веревок, завешиваясь в разных местах, чтобы помочь зависшим участникам перещелкнуться с жумара на восьмерку.



А президент федерации, директор одного из липецких предприятий, работал курьером – развозил воду в базовый лагерь и на КП, забирал с этапов судей, снаряжение и пр.

«Больше всего на этой гонке мне понравилась атмосфера, – сказал кто-то из участников, – атмосфера дружелюбия и заботы организаторов об участниках».


И еще. Когда-то в школе учительница литературы нем сказала: «Когда вам кажется, что вы несчастливы в жизни, то посмотрите на человека в инвалидной коляске и вам станет стыдно за свои страдания и жалобы на судьбу».


Организатор гонки:


Липецкая Федерация альпинизма, скалолазания и спортивного туризма

При поддержке Липецкого городского спорткомитета и мэрии города

Дизайнер трассы: Никита Скороходов

91


Комментарии:
0
Репортаж очень интересный. Думаю пример с Пристонской духовной семинарией не очень удачный.В развитых странах запрещено оказывать первую медицинскую помощь.Этим должны заниматься только специалисты.И смешивать всех участников,здоровых и инвалидов,может не очень правильно.Посмотрите мировой опыт Олимпиад.ИМХО.У нас здоровых и несчастных намного больше чем инвалидов.

1
***.В развитых странах запрещено оказывать первую медицинскую помощь.***

А вы не смешивайте понятия и всё станет на свои места. Забота о ближнем не всегда выражается в оказании медпомощи. Самаритянин позаботился об обессилившем человеке а не вылечил его. Такая забота никогда и ни где не была запрещена!

***.У нас здоровых и несчастных намного больше чем инвалидов.***

А если всех инвалидов отправить в газовую камеру... Все здоровые сразу станут счастливыми???
Может быть здоровые потому и несчастливы что им не о ком заботиться! Так что проведение таких совместных мероприятий очень правильно. Никто не выясняет: кто есть ху? Каждому даётся возможность задуматься: А кто Я есть?

0
to aboriq .Даже намека об избавлении от инвалидов не было,зачем нагнетать.Каждый человек в любой трудной ситуации должен бороться и не ожидать помощи.Забота и жалость обидят настоящих бойцов.Напомню для непонятливых.За основной Олимпиадой идет отдельная Олимпиада для инвалидов ,а не смешивают их в общую толпу.Определиться где нужна и чем помочь вот главный вопрос.


2
Irik, а мы что, живем в развитой стране ?!
Пример, я полагаю, все же следует признать удачным.

0
А где по вашему Пристонская семинария?

-2
Жумарить с велосипедом это главное в мультигонке. Ну разве что велопонос важнее.

0
Паша.
С чего это, ты , так зло?

1
Ну почему зло!
Просто это ужасссс.
А велопонос надо попробовать. Я думаю все знают, что это такое.

0
Не, Паша. важнее драйтулинг с велосипедом

0
ИМ всегда старается выйти за пределы обычного репортажа, когда получается лучше, когда хуже, но всегда интересно.
Здесь задумано и выполнено в деталях очень хорошо,
но в целом чего-то не хватило, причём чего-то такого значительного, композиционного.
Что-то осталось за скобками. Думаю, она с этим как-нибудь разберётся и учтёт в будущем.
А так понравилось, дерзайте дальше, успехов!

0
По репортажу: Не пожалел, что прочитал.:)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru