Почему у инструкторов нет мотивации учить?

Пишет Irina Morozova, 29.08.2012 11:10

Продолжение темы поднятой в посте про реалии учебного альпинизма



Хотела в продолжение поста о реалиях учебного альпинизма написать о проблемах в женском учебном альпинизме, так как насну следующюю нынешнюю историю в Уллутау с него. Но получилось опять же глубже. А именно о том, что проблема отсутствия уровня в подготовке участников и отсутствия желания у инструкторов обучать – обоюдная проблема.

Почему у инструкторов нет мотивации учить? (Альпинизм, младшие разрядники, учебный процесс, учебные отделения, учебный альпинизм, правила горовосхождений)





Из «мульды» из под скалы Никита я уходила в этот раз последней. Все ушли вниз с утра, а я просушила после ночного ливня палатку, чтобы внизу ее не сушить, потихоньку собралась, сделала разные фото, прогулялась в сторону Джайлыка.

Почему у инструкторов нет мотивации учить? (Альпинизм, младшие разрядники, учебный процесс, учебные отделения, учебный альпинизм, правила горовосхождений)


Наконец, собралась уже уходить и тут прибегает какой-то народ в поисках воды. В этом году из-за того, что озеро на леднике прорвало, вся вода ушла в строну тютюйских, там где начинаются селевые потоки Куллумкола. В итоге с плеча Шогенцукова нынче река не течет и воду в "мкльде" приходится набирать из небольшого ручейка, текущего из под камней.

Машу рукой парню с девушкой и показываю в сторону воды.
– Спасибо, – отвечают они.
Вижу на девушке знакомую футболку с RedFox Adventure Race.
– Мы с вами не знакомы? – кричу ей. – А то футболка на вас знакомая.
– А вы кто?
Отвечаю. Выясняется, что она была на гонке в Сочи, а не в этом году. На этом мы расходимся. Я вскидываю на плечи рюкзак и ухожу вниз в лагерь.

///

Уезжать из Уллутау я планировала 10 августа, но так получилось, что отъезд неожиданно сдвинулся на 13-е число. Правда все вещи и снаряга уже были упакованы в баул, осталось только самое необходимое для быта. И оставшиеся дни решила посвятить отдыху и поработать – написать материалы, которых от меня ждали. Но опять же все вышло иначе.

Неожиданно ко мне на плацу подошла та самая девушка в футболке с RedFox Adventure Race и спросила не могу ли я сходить с ними, как инструктор, на четверку на Джайлык. Обычно я сразу говорю в таких случаях: «Нет». А тут меня чем-то зацепил взгляд этой девушки – за скромностью проглядывал ум и что-то еще, что цепляет. Уже хотелось согласиться, тем более, что Джайлык моя любимая вершина, а этот маршрут по ледовому склону 4А одно сплошное удовольствие, я чуть ли не каждый год, как приезжаю в Уллутау, его хожу. Но к сожалению, прикинув по срокам – подход, маршрут, спуск, сборы, отъезд, поняла, что все очень впритык получается. А я не люблю впритык – на маршруте начинаешь думать не о маршруте, а о том, как бы быстрее свалить вниз, чтобы не опоздать на поезд.

Почему у инструкторов нет мотивации учить? (Альпинизм, младшие разрядники, учебный процесс, учебные отделения, учебный альпинизм, правила горовосхождений)

Любимый Джайлык перед уходом.

Но опять же взгляд девушки цепляет, хочется чем-то помочь.
– Сходите самостоятельно тройку, – предлагаю, как альтернативный вариант, узнав, что у них закрыт 2 разряд и есть руководство 2Б. – Начните нахаживать руководства, чтобы выйти дальше самостоятельно на четверку.
– Нас не выпустят самостоятельно, – отвечает она, – потому что у нас женская двойка.
– Ну и что? – искренне недоумеваю, – у вас же второй разряд закрыт? Значит вы можете идти самостоятельно.
– Да, но инструктор сказал, что нас не выпустят женской двойкой.

И тут меня прорывает. К этому моменту рядом оказываются какие-то еще сочувствующие люди, некоторые из которых печально кивают, другие подливают масла в огонь, говоря, ну конечно, кто же их выпустит девчонок-то одних…
Начинаю грязно ругаться на предмет того, что меня уверяют, что проблемы «женского альпинизма» у нас в стране нет, что эта проблема надуманная. А вот она реальность – налицо. И вот она совершенно не надуманная проблема. У нас проходят Чемпионаты России среди женских команд, а просто на обычный маршрут двух девчонок не хотят выпускать, потому что у них женская двойка.

– Какой маршрут вы хотели пойти?
– Траверс Химик-Озерная, 3А.
– Заполняйте маршрутные листы, сейчас разберемся.
И бормоча себе под нос: «Твою дивизию…», поднимаюсь по лесенке к Ким Кирилловичу. Там же оказывается и Порохня, все кто мне нужен – в сборе.

На самом деле убеждать их долго не пришлось. Объяснила ситуацию и сказала, что беру на себя всю ответственность, как выпускающий тренер, про себя подумав: «Ну зачем мне нужен лишний гемор, зачем снова взвалила на себя какие-то обязательства». Но понимаю, что если не я, то кто же, раз уж Морозова считается у всех поборником этого самого «женского альпинизма», то надо быть честной до конца.
– Они ведь девчонки, а вдруг сломаются, – сетует Ким.
– Одна из них мультигонщица, они привыкли к выживанию и нагрузкам, не сломаются, – убеждаю я.
– Пусть приходят выпускаться, – наконец они оба дают мне зеленый свет.
– После ужина, – отвечаю я, – сейчас заберу их на скалы сдавать самоспасы.
– Не забудь забрать их личные карточки у их инструктора, – уже вдогонку Порохня.

Спускаюсь вниз, нахожу девчонок в учебной части, говорю, чтобы собирали снарягу – после обеда идем на Скалу спасателей сдавать самоспасы в двойке. Вижу слегка растерянный взгляд.

Понимаю что сдача зачета скорее всего превратится в обучение, потому что вряд ли их учили какой-либо технике самоспасения в двойке. Но в реальности оказывается все еще печальнее. Вижу ту же самую картину, как и у предыдущих второразрядников – они не знают что делать с веревкой.
К счастью, на траверсе Химик-Озерная почти ничего и не нужно делать с веревкой.
В общем, начала я как обычно, с самой сложной задачи, а потом в процессе пришлось упростить ситуацию. На первых же шагах чуть не отказалась от идеи куда-то их выпустить одних в двойке, но потом в процессе стало видно, что не все так плохо. Главное, что отличало их от многих других участников – это упорство, спокойствие, выдержка и желание как можно тщательнее все освоить, даже если сразу не дается и не понятно.

Почему у инструкторов нет мотивации учить? (Альпинизм, младшие разрядники, учебный процесс, учебные отделения, учебный альпинизм, правила горовосхождений)



Они ни разу не психанули, ни разу не заистерили, даже если что-то не получалось. А не получалось поначалу все. Даже я запуталась в том макраме, которое они вязали из веревок.

Почему у инструкторов нет мотивации учить? (Альпинизм, младшие разрядники, учебный процесс, учебные отделения, учебный альпинизм, правила горовосхождений)


Доронин, который пришел со своим отделением посмотреть на отработку самоспасов, и поначалу наблюдавший снизу молча, в конце концов не выдержал и начал помогать девушкам.

Почему у инструкторов нет мотивации учить? (Альпинизм, младшие разрядники, учебный процесс, учебные отделения, учебный альпинизм, правила горовосхождений)

Почему у инструкторов нет мотивации учить? (Альпинизм, младшие разрядники, учебный процесс, учебные отделения, учебный альпинизм, правила горовосхождений)


– Ты понимаешь, что нам с тобой придется бежать на спасы в случае чего, потому что в лагере народу нет, – постоянно шептал он мне, отходя покурить и исподлобья взирая на происходящее на скале.

Лагерь действительно после 10 августа опустел. И ветераны и большая часть альпинистов разъехались сразу после Юбилея и Дня памяти – 9 и 10-го числа. А оставшиеся московские сборы ушли под Тютю.


– Ну значит побежим, – отвечаю так же вполголоса. – Не нагнетай. У человека должно быть право на ошибку. Иначе они так и не научатся, если не дать им самостоятельности, только потому что я обосрусь и побоюсь взять на себя ответственность.

На самом деле, хоть внешне бодрюсь, но тоже нервничаю, думая не подвела ли меня интуиция.

Чтобы девчонки не заметили нашей нервозности, стараюсь шутить:
– Пользуйтесь моментом, пока сразу два инструктора, один первой, другой второй категории, лично для вас двоих проводят занятия. Когда еще будет такая возможность.

И они работали в полную силу. Вот с такими участниками интересно работать, когда они своим желанием учиться заряжают инструктора. После первой неудачной попытки, где все в конец запутались, девчонки не сдались, а поменявшись ролями, начали все сначала. Сдернули веревки, снова полезли, снова начали работать. Второй раз было уже значительно лучше.

Но на этом не останавливаюсь. Поскольку основное проблемное место на траверсе Химик-Озерная – это небольшой предвершинный гребень Химика, такой же как на Виа-Тау, где недавно было НС, то заставляю их сымитировать срыв на гребне с падением в разные стороны и продемонстрировать, что они будут делать в этой ситуации. После отработки более сложных самоспасов, с этой задачей они уже справились вполне прилично. Значит не даром два инструктора второй и первой категории потратили пол дня своего времени.

Поскольку мы прозанимались до самой темноты, то уже на ходу хватаю у них все эти маршрутные листы, быстро подписываю сдачу зачета в личные карточки, ставлю свою подпись тренера на маршрутном листе и сама бегом несусь домой к Порохне подписывать бумажки, получать рации – одну для девчонок, вторую для мальчика наблюдателя. После чего мы все вместе идем на выпуск к Киму.
Зная Ким Кирилловича почти 25 лет, уже сходу улавливаю его настроение и отношение к кому-то. Поэтому слегка удивляюсь, что он к девчонкам относится так, как обычно к фаворитам-парням, т.е. к тем парням, которые ему чем-то приглянулись и в которых он разглядел спортсменов. Обычно к женщинам на выпуске он относится с легким скептицизмом и снисходительно. Значит не только меня, но и Кима что-то зацепило в этих девчонках.

– Ты, – сурово глядя на парня-наблюдателя, произносит Ким, – чтобы нес все – палатки, веревку, железо. А у них, чтобы в рюкзаке были только шоколадки. Утром проверю рюкзаки.
С этими словами поднимается из-за стола и, глядя мне в глаза, качает головой.
– Ну Иришка…
Зная Кима 25 лет, я без слов понимаю, что он хотел сказать. Очень надеюсь, что интуиция мен не подвела и я не подведу в свою очередь доверие Кима.

Выйдя из учебной части, продолжаю в который раз повторять уже неоднократно сказанное, по опыту зная, что с участниками лучше 10-20 раз не полениться и повторить одно и то же.
– Жандарм между Химиком и Озерной не траверсируйте, не поленитесь подняться через него, купол там может быть лавиноопасный, тем более сейчас.
– Да, мы поняли, - белая и черная головы синхронно кивают.
– На гребне только на укороченной веревке и без колец, помните о случае на Виа-тау.
Снова кивают.
– И если туман накроет или непогода, то не ищите спусковой кулуар с Озерной, спускайтесь по пути подъема.

Вот уже все сказано не по одному разу и понимая, что за них я не пролезу этот маршрут, что теперь остается только положиться на их здравый смысл и чувство самосохранения, желаю удачи.

Смотрю им вслед в темноту, когда они отправляются к палаткам, а Доронин, покуривая, по-прежнему пытается что-то сказать мне про то, что вместо поезда мы побежим на спасы.

– Не побежим. Я уверена. У них есть осторожность и мозги. Особенно у черненькой.
Мы про себя прозвали двух девушек – черненькая и беленькая.

Девчонки даже не знали, что именно их качества такие, как упертость, спокойствие, и очевидная осторожность стали решающими для меня взять на себя ответственность за их самостоятельный выпуск несмотря на явное отсутствие должной технической подготовки.

Дальше было ожидание. Кто-то пророчил, что они придут утром после того как мы уедем. Я же надеялась, что они успеют прийти до нашего отъезда, что даже если спустятся с маршрута на ночевки поздно, то будут работать до упора до лагеря по ночи. Была уверена, что они придут в лагерь ночью. И как же я была удивлена, когда после вечерней связи мне передали, что они уже подходят к ночевкам. И когда вдруг еще до ужина они вошли в лагерь, выяснилось что на связи напутали, что они не к ночевкам подходили, а в пять вечера уже спускались с ночевок.

Вот это была радость, ни с чем не сравнимая. Я подходила в лагере то к одному, то к другому, и говорила: «Вы видели, какие девчонки молодцы! Засветло пришли». Хотелось буквально всем об этом кричать и прыгать от радости как девочке.

Не знаю, но девчонки просто подняли заново мою веру в участников.


Ведь буквально перед этим, за два дня до их выпуска...
Случай с другим участником...

Один парень не смог пойти с нами на заключительную 2Б на ВМФ, потому что подхватил вирус и приболел. Я даже пробовала лечить его у Ким Кирилловича "Запором", не помогло. В итоге мы пошли на гору без него. И дальше произошло то, чего я опасалась – началось его хождение по мукам в поисках с кем бы сходить 2Б и закрыть 3-й разряд. Я пыталась подходить ко всем знакомым инструкторам, но они либо шли на 2А, либо шли на 2Б, но не попадали в сроки, либо у них было много народу.
Он все порывался пойти с ребятами, которые у нас были в компании те, которые почти второразрядники и которые так же маялись с кем бы сходить тройку. Я пыталась объяснить, что его значкиста с двумя схоженными двойками никто не выпустит спортивной группой без инструктора.

Потом мне пришлось уйти под скалу Никита, а спустившись оттуда 7 августа к Дню Памяти, узнала, что этот парень так и не нашел с кем сходить эту двойку. До нашего отъезда до 10-го числа оставалось два дня. Тут подвернулся Доронин, с которым мы как раз только что спустились из "мульды" под скалой Никита, и который собирался идти с участниками как раз на 2Б на ВМФ и тоже из лагеря в лагерь. Договариваюсь с ним, убеждаю его что у меня очень хороший грамотный, толковый мальчик, что он не будет нагрузкой и балластом.
– Давай, веди своего мальчика, – произносит Сергей.

Дело происходит перед завтраком 8 августа. Понимая, что они будут быстро выпускаться, пока все не ушли к могилкам, бегом несусь к ребятам, бужу Ваню, говорю, чтобы быстро умывался и шел общаться с инструктором, которого я ему нашла.
Мы уже успели позавтракать, уже сидим пьем кофе у меня в комнате. Приходит Ваня. Смущенно извиняется и говорит, что собирается с ребятами на Эльбрус. Слегка ошалеваю. И зачем я договаривалась, спрашивается?

– Какой Эльбрус? Сегодня 8 августа, даже если вы сегодня доберетесь до Терскола, то подниметесь на бочки только завтра, а после завтра 10-го вам уезжать. Вы не успеете сходить на гору. Шанс сходить на Эльбрус просто мизерный, вы там протусите и зря потратите время. А тут реальный шанс сходить двойку и закрыть 3 разряд. Иначе в следующем году ты начнешь все по новой.

В ответ какой-то лепет, что он пообещал ребятам. Снова пытаюсь убедить, говоря, что какие тут обязательства, поедет он или не поедет никому ни жарко ни холодно, от него ведь там никто не зависит.

– Ты сейчас не получишь никакого опыта от этой поездки. Если хочешь реально сходить на Эльбрус, приезжай в следующем году в мае, я даже могу договориться, чтобы тебя взяли волонтером на Эльбрус Рейс. А сейчас это бессмысленная поездка. А тут у тебя есть реальная возможность сходить с другим инструктором, получить от него какие-то новые навыки, которых ты не получил от меня, потому что у каждого инструктора своя техника и свои навыки и более того, у Доронина спортивный уровень выше моего.

В ответ снова лепет.
– Ирина, извините, но я уже решил.

Тьфу. И хочется сказать как Раневская: «И что я тут распинаюсь». Зачем бегаю, суечусь, зачем вкладываю какие-то моральные и душевные усилия в людей. Когда им это НЕ НАДО. Когда они вот так вот запросто могут сломаться и сдаться в последний момент.
А еще говорят про девушек, что девушки могут сломаться.

Что хочется сказать в продолжение к предыдущему посту.
Не надо все упрощать, нынешняя ситуация далеко не от недостаточной квалификации инструкторов. У нас много хороших грамотных инструкторов, но по большей части они не хотят работать. Во-первых, как я уже озвучивала, для этого нет адекватной правовой базы и декватного уровня оплаты. Во-вторых, нет мотивации учить чему-то людей, когда они сами не хотят учиться, когда им самим нужны чаще всего только клеточки.

У нас все ругают ФАР за ее систему клеточек. Но эти клеточки в первую очередь нужны участникам. Посмотрите с какой целью большинство ходит по лагерю? Думаете хотят найти инструктора, который их обучит? Нет, чаще всего, с целью сходить очередную гору в клеточку. Именно с таким посылом они подходят и спрашивают: «Нам нужна двойка, нам нужна тройка. Вы не сводите нас?». Они не говорят: «У нас такой-то уровень и мы хотим освоить уровень выше». Они хотят, чтобы их сводили.

То есть они ищут не инструктора, они ищут гида. Но при этом хотят потом чтобы их выпускали самостоятельно, и даже уверены, что они могут ходить самостоятельно. А потом идут самостоятельно, и дальше мы читаем на РИСКе некрологи.

То есть мы опять смешиваем не совместимые вещи. Я еще раз делаю акцент на том, что надо разделить учебно-спортивный альпинизм с задачей последующего самостоятельного спортивного хождения и альпинизм в системе гид-клиент.



////

Возвращаясь к тому с чего пыталась начать - к проблеме женского обучения.
Самое интересно, что еще до того, как эти девушки ко мне подошли мы как раз с Сергеем Дорониным, идя к камню с табличками по дороге к Джайлку, обсуждали кто должен обучать женские учебные отделения - мужчина-инструктор или женщина-инструктор. И надо ли вообще разделять обучение, как в гиназиях - на мальчиков и девочек. Но об этом возможно чуть позже будет следующим постом.

195


Комментарии:
10
Ир, а мне кажется, что они ищут того, кто их научит. Просто они смотрят на своих друзей, на другие отделения и видят, что весь процесс обучения сводится к хождению по клеткам. И им кажется, что прохождение новой клетки дает им новые навыки, что это и есть способ правильный способ поднять собственный уровень. Просто в какой-то момент из обучения выкинули все кроме клеток, а теперь очень сложно объяснить, что оно там было.

4
Да в том то и дело, что прохождение новой клетки не дает само по себе никаких навыков особо. Вернее не дает достаточных навыков. Вернее дает только навыки для хождения очередных клеток с инструктором - тире гидом.
Поэтому и ходят нынче у нас на пятерки с инструктором.
Я тут была в шоке, когда услышала явное убеждение от людей, что первую пятерку все должны идти с инструктором. Они даже не знают, почему все сейчас ходят первую 4А, потом первую 4Б, потом первую 5А и так далее с инструктором - потому что все хотя сразу после тройки пойти на четверку, после четверки - на пятерку и так далее и в итоге нет опыта руководства и участия данной категории, чтобы идти самостоятельно. А если они начнут с троек нахаживать руководства и ходить достаточное кол-во маршрутов каждой полукатегории, то они могут после второго разряда ходить дальше спортивной группой, а инструктор только как выпускающий тренер, который может при необходимости сходить с ними одну четверку только чтобы посмотреть как они работают.

И вообще проблема с клетками, инструкторами, и так далее в том, что нет сейчас грамотной системы.

Старую похерили, новой нет. И если раньше это вызывало только бардак, то теперь это уже просто пугает.
Пугает то, что у нас главная страница ресурса - сплошной некролог.
И я не верю в разные суеверия типа, что это год такой не счастливый, високосный, звезды не так встали, конец света и так далее.

Корень всей проблемы кроется еще на самой начальной стадии - системы подхода к обучению, разрядам, хождениям на горы и так далее. И именно в том, на мой взгляд, что смешали в одну кучу несовместимые вещи - альпинизм, как спорт и альпинизм, как хобби.

3
=Старую похерили, новой нет.=
так сами инструктора и похерили - чего на себя самим себе жаловаться?
(правда, чиновники от альпинизма поспособствовали молча).

открываем "Книжку альпиниста" - примерно стр. 14-15 -
"тов. ________ сдал(а) зачеты:

- по оказанию первой медпомощи с оценкой ______ подпись ст. тренер АМ, врач АМ
- по проведению спасработ подручными средствами ______ подпись ст. тренер АМ, начспас АМ
- по правилам горовосхождений ________
- по техподготовке для совершения первого восхождения 4к. сл. в двойке ____подпись ст. тренер АМ или начуч АЛ

Вот и весь "революционный" "план и руководство к действиям" инструкторского состава


0
Ир, а откудв им на первую 5А брать руководителя? А на первую 5Б? Да сейчас есть пункт про схоженность, но ничего плохого в том, чтобы руководитель на 5-ках имел опыт этих самых 5-ок нет. У меня на первых 5-ках Юра Ермачек руководил, что никак не помешало мне лезть первым.

1
Название темы не правильное и вредное. Я еще не встречал инструкторов, у которых отсутствует мотивация в работе с участниками. Разочарование присутствует, это да...

3
А я вот, к сожалению, встречал, при своем не сильно богатом опыте в три учебные смены.

-3
Трудно отвечать призраку, забывшему себя обозначить на этом сайте по фамилии, имени и отчеству.


1
***В ответ снова лепет.
– Ирина, извините, но я уже решил.
Тьфу. И хочется сказать как Раневская: «И что я тут распинаюсь».
***

Ирина, Ваши переживания понятны. Скажем я в таких ситуациях только привожу лошадей на водопой. Вы же попытались уговорить лошадь напиться.:-)

***Они так и подходят и спрашивают: «Нам нужна двойка, нам нужна тройка». Они не говорят: «У нас такой-то уровень и мы хотим освоить уровень выше». ***

Разговоры про уровень в устной форме это следы от вил на воде. Уровень можно выразить только в количественных показателях. С этим проблема даже у опытных спортсменов. Что же Вы хотите от новичков? Как их научили так они и спрашивают.
А девчонки сейчас действительно попадаются боевые. Так иногда радуют душу инструктору.:-)

14
Задели за больное этим постом.
В этом году приехали в Безенги я и еще девочка, чтобы походить ей руководства тройками. У нее второй закрытый, у меня первый. Документы все оформлены, альпкнижка в порядке. Имеем полное право ходить в двойке. Начальник учебной части Шортов не стал с нами даже разговаривать. Сказал: "Через нашу учебную часть вы не будете выпускаться, либо ищите сборы, кто вас выпустит, либо идите без выпуска,тогда хоть на Шхару, либо ищите мальчика в свою группу. Любого, лишь бы мальчик." При этом перед отъездом в Безенги мы их спрашивали "Вот мы такие-то, такие-то, хотим то-то и то-то. Нас выпустят?" Нам говорят:"Да, приезжайте".
Ну и как с этим бороться?

0
Да уж... рассматриваю свою альпкнижку. И чего там только нет... заполненного гораздо меньше, действительно сейчас, видимо, процесс обучения сводится к хождению по клеточкам. Ни одного зачета мы не сдавали, ни по физ. подготовке, ни по работе в веревкой, ни по спасам. (Вопрос ещё, а сдают ли такие зачёты на школе инстукторов). Лекции не слушали. Хотя в альплагере и аудитория для этой цели есть, оснащенная материалами с советских времен, т.е. раньше всё это было. Делать самовыкрут научил один из участников альпсмены. Участник, не инструктор. Потом на следующих альпсборах (уже в другом месте и с другими людьми) самовыкрут учила делать я. На них и спускались. Вот так и передается знание...

Ирина, а какие задания вы давали девушкам? Просто интересно свой уровень проверить.
Наверное что-то можно и вне Гор тренировать, а "дома на скалодрома", то же спасение силами малой группы.

2
Первый лезет с нижней страховкой и имитирует срыв. Второй должен закрепить, подойти, освободить рабочую веревку и дальше либо более простая схема - спустить напарника вниз на нижнюю станцию на полку, либо более сложная схема - поднять его наверх на верхнюю полку.

Самоспасы - да, можно и в гоороде спокойно отрабатывать.

То Chuh. Лех, кинь куда-нибудь ссылку на ролик, где вы на какой-то конструкции в городе это отрабатывали.

1
После НС на Трехглавой наверное стоит добавить:

- первый куда то улез из прямой видимости и не отвечает, веревка вроде нагружена.

- напарник по связке свистнулся в трещину и не отвечает, веревка ес-но нагружена.

Желательно отрабатывать и то и то в городе/скалах под городом, но холодной зимней ночью.


1
Ир, лови, хотя смотреть жутко не удобно... Даже сходу не вспомню кто снимал.
http://vk.com/video359480_47531221
http://vk.com/video359480_47533235
http://vk.com/video359480_47533378
http://vk.com/video359480_47539743
http://vk.com/video359480_47549701


0
Это точь-в-точь повторяет описания этапа "спасение в связке-двойке" на соревнованиях по спасработам.
подготовка к таким соревнованиям заставляет проделывать такое самим несколько раз, можно даже на деревьях.
На соревнованиях выясняется какие моменты были недостаточно проработаны, а иногда некоторые команды выдают совершенно феерические способы спасения, но зато видно, что они могут оценить нагрузки, свои силы, возможные трудности на рельефе.
Проводите больше соревнований по технике альпинизма и в том числе по спасработам - у людей будет мотивация овладевать новыми навыками, новыми приемами.

1
Свой уровень вы можете не только проверить, но и повысить много читая и просматривая ролики по теме в интернете.
Это также, как в свое время, люди от науки выписывали множество научных журналов, и регулярно просматривали работы коллег.
Что касается ледобура, то, подозреваю, научиться им пользоваться можно и не выходя из дома (наморозив в морозилке глыбу льда), жалко на это тратить время в горах.
Я в Шамони купил кошkи, в тот же вечер научился их одевать с помощью Youtube, посмотрел несколько роликов о том, как в них ходить и на следующий день попрактиковался на леднике.
Основная моя проблема состояла в том, что в солнечном Израиле мне просто негде было это сделать до поездки в Альпы, а вот живи я в Москве, целая зима в моем распоряжении.

Самое главное и самое трудное это научиться ставить задачи, ИМХО.

0
Съезди на Хермон, что-ли.......


0
***Основная моя проблема состояла в том, что в солнечном Израиле мне просто негде было это сделать***

Неплохая замена льду - сухое дерево, толстая доска, брус или бревно. Сам этим часто пользуюсь.

7
Кстати да, есть ещё другая проблема - а с кем ходить? Очень сложно найти напарников.

3
Грамотно и доходчиво написано. Спасибо Ирина. В туризме было попроще: человек мог дойти до шестёрок не имея ни одного руководства, поскольку правилами это допускалось. Есть люди, которые не хотят быть лидерами, и таких большинство. При этом уровень их подготовки был не ниже, чем у руковода, а зачастую и превышал его. Может быть стоит подумать о том, чтобы пересмотреть разрядные нормы в альпинизме? Ведь руководство для выполнения разряда делается для многих вынужденно и очень часто это номинальное руководство только для "клетки". Зная, что рядом с ним идут более опытные, такой "руководитель" не особо задумывается о маршруте, о безопасности группы, надеясь, что в любой момент его ошибку исправят именно эти опытные. Есть люди стремящиеся к лидерству, а большинство это нестремящиеся. Зачем же их перебарывать правилами?

2
>>> Есть люди, которые не хотят быть лидерами, и таких большинство. При этом уровень их подготовки был не ниже, чем у руковода, а зачастую и превышал его.

А можно не смешивать личную технику участника с квалификацией руководителя.
Когда я начал руководить маршрутами, то понял, что нельзя злоупотреблять властью. То есть, нельзя лезть в первую роль на технически сложных участках. Поэтому, я вынужден был смириться с тем, что работа руководителя - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ. Эту работу никто кроме него не сделает. А отличиться в роли первого на подъёме или последнего на спуске, желающих хватает, среди участников. Вот так и получается, что набирая опыт организатора, руководитель теряет возможность развивать личную технику. И потому, хотите развивать личную технику - идите участником.

3
Уметь учиться тоже нужно уметь. (вот это каламбур получился)
Сесть в поезд поехать в горы в надежде, что тебя кто-то чему-то научит не есть правильно, большую часть учебного процесса нужно проделать до гор.
На первом этапе надо не то, что в горы не ехать, а вообще не вставать с кресла из-за компьютера.
Надо четко определиться чему ты хочешь учиться, хватает ли тебе уже имеющейся базы для этого, где и как учат и вообще, весь процесс учебы прогнать виртуально.
Не мне учить молодежь пользоваться интернетом, там можно изучить почти любой процесс до мелочей и найти людей, которые могут научить.
На втором этапе нужно попытаться смоделировать требуемые условия, хотябы частично, недалеко от дома. Если это получается, вы будете иметь неограниченное время для тренировок отдельных элементов и даже сваязок из этих элемнтов. Кто сказал, что для того, чтобы научиться пользоваться каким-то снаряжением нужно ехать на Кавказ?
А вот в горы уже надо выезжать на практику, а не на учебу с нуля. И во время этой практики надо также определять задачи на будущее.

6
Уж, простите, немного не по теме. Как я понял, на приведенных фотографиях присутствуют инструктора альпинизма С.Доронин и И.Морозова, принимающие зачет по спасработам в двойке (или проводящие занятия на эту тему).
Позвольте полюбопытствовать: а почему они без касок?!

1
почему и Медведев за рулем без ремней безопасности
все по жизни, а не по учебнику
бывает

-9
Показать комментарий


-1
полюбопытствую встречно: а почему им надо быть в касках?

ЗЫ (минусующие тоже могут ответить на вопрос)

7
На днях мимо меня просвистела восьмерка, нечаянно уроненная сверху, я был в каске.


-1
Извините, но я бы еще в другую плоскость разговор перевел
насколько это надо Всем Участникам, а то все инструктора да инструктора
возможно еще новички стараются что то впитывать, а значки и тем более разрядники?
мне кажется, что это в большей степени влияет на учебный процесс
я это к тому, что попробуйте дать совет чужому участнику....
и если свой еще слушает, то в голову ему все равно не заглянешь, что он на самом деле думает о твоем обучение
поэтому для себя выбрал такую методику
ты труп - ты сделал то то и то то
... ты скинул спускавую петлю, потому что то встал в полны рост при ее нагрузке
... ты не закрепил петлю на выступе или балде для рывка сверху
спускаешься с тройки и у тебя 20 трупов, превращаешься в ворчуна и брюзгу
как ты можешь дать ему спускаться последним на веревке с дюльфера
или работать первым не имея уверенности что перила закреплены правильно
человек на 4 берет скальные фифы и говорит ну теперь мы типа все пролезем
поэтому и идешь без страховки рядом проверяя все и вся
а что будет на следующем этапе, это как лотырея,

8
В свое время за три сезона прошел путь от новичка до кмс с 1984-1986, работал в альплагерях и на кухне и на стройке. Как я радовался помню любой возможности сходить в горы, и не имело значения 1-б это или выше, главное было гора. Но горы складывались в опыт и количество переходило в качество. Помню всех своих инструкторов. Огромное им благодарю за их вклад в меня как альпиниста и человека. Обучение, даже просто можно сказать что инструктор делиться своим опытом очень важен.

1
если человек хочет учиться - он придет и будет учиться.

если считает что и так все знает - пойдет сам . кто человеку может запретить пойти подыматься в гору самому ? - НИКТО.

Поэтому тут 2 варианта:
( Вариант-1) Хочешь учиться - идешь и учишся в той системе лагерей, что есть. Или Выпускаешся от Лагеря по правилам, которые есть.
В этом случае выпускающая сторона несет на себе всю ношу по
- обучению
- вытаскиваю из проблем , не дай бог, если что.
Как это будет организовано и за чей счет ( как в СССР или еще как - совсем отдельный вопрос)


( Вариант-2 ) Идешь куда хочешь и когда хочешь . Уведомляешь спасателей куда пошел или собираешся. Оставляешь расписку у них - в случае Н.С. прошу не придпринимать ничего или типа того - ВСЕ ЗА МОЙ СЧЕТ.
Если Вышел и не оставил ничего подобного у спасателей, то автоматом это правило включается.
В этом случае - если что случится, то помощь только за личный счет пострадавших и им сочувствующих.

1
Насчет касок,перчаток,грудных обвязок, места веревки у спускающегося..... а также восьмерок и остальных вопросиков......
Тут вообще то обсуждаются намного более глубокие проблемы!!!
В действительности при переходе к капитализму и советский альпинизм останется в прошлом. Невозможно одной задницей сидеть на двух стульях! Говорите клубы, прекрасно! Вот только два клуба в моем родном городе просто при ломке старого перестали существовать. По след. месту жительства сильный и прибыльный клуб был просто приватизирован начальством. Результат- тот же....
Могу сказать про Израиль. Да есть несколько клубов. По законодательству если они безприбыльны то и налоги не платят. Даже немного получают от государства.... Есть два вида деятельности - чисто коммерческая. Народ берет гидо. И они его водят. Те кто хотят что то поспортивней или берут курсы у инструкторов, или учаться по книжкам или у друзей.... Опять таки - конечно курсы предпочтительнее, но это недешево! Любой инструктор или гид, имеющий нормальный уровень работает с профессиональной страховкой. Конечно это поднимает цену, но работа без страховки - себе дороже..... Рано или поздно закончится плохо. В этой системе мое мнение минус только цена вопроса. Не все могут себе позволить взять инструктора....

0
вообще-то советский альпинизм не "останется", а уже лет 20 как остался в прошлом...
ваши два исчезнувших клуба как раз из этой оперы

0
Неужели???? А по каким правилам вы продолжаете ходить, выпускать на маршруты, присваивать разряды???


3
В том-то вся и проблема. Что у нас существовала своя советская система основанная на разрядных нормативах, которые были неразрывно связаны с определенным учебным процессом. На Западе существовала своя система, которая строилась по двум принципам, гид-клиент и инструктор-обучающийся. И каждый западный человек понимал что ему надо - ходить с гидом или же научиться и начать лазать круто самому. То есть так же все стройно и логично как было в нашей системе.

А сейчас у нас от советской системы остался клеточный подход, но он перешел в какой-то полузападный уровень гид-клиент. В итоге получился какой-то осел с хоботом.

1
И вот написала эти два поста. А сама сижу и думаю - а был ли в этом смысл. Или пустая трата времени.
Изменится ли что-то после этого или как обычно пообсуждается на РИСКе и канет в лету.
А некрологи так и будут прибавляться. И мы по прежнему будем снимать шапку, писать горестные комментарии, создавать странички памяти и говорить какие были хорошие люди.

Может я цинична. Но может лучше вместо этого спросить себя, друг друга, своего инструктора, свого участника, ФАР, еще кого-то - а что можно каждому из нас лично сделать, чтобы уменьшить количество этих некрологов.

4
Ирина, Вы хотите двумя постами кардинально сменить мировозрение 100500 человек, из которых немалая часть является продуктом той системы, от которой остался только хобот (приделанный к ослу)? ИМНО существующая в альпинизме система четко отражает состояние нашего общества, Вы хотите что бы система проэволюционировала вперед, оставив общество как есть? Как писали А и Б Стругацкие "это наивно и антиисторично".

Что бы сменить что то, потребуются видимо десятилетия (строить - не ломать). В том числе и написания таких вот постов...

-2
Да нет, я понимаю, что это утопия.
Просто, я не знаю что вдруг сейчас снова понесло бороться с ветряными мельницами, когда я давно попыталсь "умыть руки" и не вмешиваться в то, что сейчас происходит.
Потому что наблюдения последних лет пяти показывают, что кучу совещаний, правлений, конференций, семинаров, на которых обсуждаются все эти важные вопросы. Куча статьей на РИСКе. И все равно ничего не меняется, а только все ухудшается и ухудшается.

И все это нынешнее кол-во некрологов - это как показатель того, что наша система, вернее ее отсутсвие, вообще докатилась до полного аута.


0
Ну кто-то вас услышал.
Таким, как я проще. Я не знаю что такое советский альпинизм и по некоторым причинам не могу ездить в альплагеря.
Я начал с нуля недавно и не в Росии поэтому имею довольно широкий выбор. Остатки советского альпинизма тоже рассматриваю, как вариант, но это лишь часть всей картины.

1
Ирина, спасибо вам за эти 2 поста. Не зря. Многие задумались, видно по комметарием.
Если бы таких постов с разбором ошибок, восхождений, ситуационных задач было бы больше, это повысило бы общий уровень. Жаль что больше никто не делится такой информаций, последнее, что читала - это статьи Дмитрия Павленко, примерно о том же.

8
Все это создает критическую массу информации и мнений, которая в итоге влияет на восприятие большинства. Смысл имеет.

-4
Пустая трата времени ( но и -себя не похвалишь...)

1
По поводу качества обучения. Цитата из соседней темы. Участник из Минска, с 3-м разрядом.
"Viktor4aika 16:57 28.08.2012
1. Да, про снег я понимаю. Но был тут разговор, затеянный в поезде по дороге на Кавказ, как раз о методах страхования на снегу. Очень авторитетный человек вел беседу. И про протравливание, и про всё остальное. Именно про снег. В итоге основной мыслью было: "Первому срываться просто нельзя. У него нет права сораваться"...еще через минут десять, при обсуждении действий второго "Второму срываться никак нельзя, У него тоже нет на это права"... так же было и со всеми последующими. Почему нельзя. Потому что не всегда стопроцентное умение протравливать (а так же действия улетающего) позволят тебе его-таки задержать. Даже высокое умение может проиграть состоянию снега и ходу складывающейся ситуации при улете. И вот, вроде как выходит, что ты летишь следом... вас вроде как летит двое (например, Одесситы, которые шли по контрфорсу на тот же Дых, пару лет назад. Улетела связка. Вряд ли оба сразу взяли и улетели. Опытные ребята.) Потому, мне кажется, однозначно трудно сказать, где для тебя будет больше шансов выжить - когда ты идешь один и "пытаешься не срываться", или когда вас идет связка и срывается кто-то другой, а на этом конце - ты.
Потом - мне нравится ходить без страховки там, где бы положено страховаться. Не выпендрежа перед собою ради, а просто чувства свободы для. Да и мне обычно видятся места, где надо бы заложить, потому как вот тут может быть плохенько. Но если я вижу, что могу пролезть место и меня "хватит", то лезу."
Интересно, кто его обучал в Безенгах?

0
Ну иногда участники воспринимают информацию и делают выводы совершенно непредсказуемые, в соответсвии со своим собственным мировозрением.
Я вот тоже постоянно пытаюсь донести до своих учасников, что на снегу лучше вообще стараться по возможности не срываться, потому что на снегу страховка самая не эффективная. Но если они после этого сделают вывод, что лучше тогда ходить вообше без страховки, то... ну что тут скажешь.

1
>>> Я вот тоже постоянно пытаюсь донести до своих учасников, что на снегу лучше вообще стараться по возможности не срываться, потому что на снегу страховка самая не эффективная. Но если они после этого сделают вывод, что лучше тогда ходить вообше без страховки, то... ну что тут скажешь.

А сказать лучше то, что необходимо. Срыв на снегу, при спуске, при движении спиной к склону - это, практически, неизбежность. Возможность зарубиться кривым ледорубом - хуже, чем у старорежимного ледоруба. И скольжение в синтетической одежде значительно лучше, чем скольжение в прежней штормовке-брюках из брезентухи.
Поэтому, лучше сказать - спускайтесь по перилам. По перилам типа "связка-в-связку".

Львовские альпинисты неоднократно, достаточно ясно, показали последствия игнорирования перил на спуске по снегу. На спуске там, ГДЕ ЕСТЬ КУДА ПАДАТЬ.

Кстати, автор темы затронула наболевший вопрос - многие ли инструктора относятся к своим восхождениям с группой, как к учебному мероприятию? Например, почему бы, при случае, упускать возможность лишний раз потренировать участников снежному спуску по перилам "связка в связку".

7
Новичок: «Это что? Рюкзак. На всех? Нет, на каждого. А это кто? Инструктор. На каждого? Нет, на всех.»
Значок: «Эх было бы классно на ту вершину сходить, а здесь какая крутая стенка, обязательно ее пройду. Выпустили бы только».
Третьеразрядник: «Блин, классная обвязка у инструктора, и горелка газовая есть, и спальник пуховый. Конечно, с такой снарягой и я смогу бегать как лось».
Второразрядник: «Так, кормят в лагере вроде не плохо, девчонки среди новичков есть, старший инструктор - не зверь. Проживем!»
Перворазрядник: «Значит, на вершину пойдем так. Сначала по леднику, пересекаем берг, потом ранклюфт и выходим на скалы, основные усилия на контрфорсе, и мы на гребне, а там один жандарм - и мы на вершине».
Кандидату в мастера думать не когда, он выполняет указания мастера.
Мастер спорта: « Красиво тут, черт возми! Да, вот только на том склоне Саня погиб, а с той стенки Аня улетела, а вот там мне камень прилетел, повезло, живой остался. А пойду-ка я лучше малинки поем».

1
=Ни одного зачета мы не сдавали, ни по физ. подготовке, ни по работе в веревкой, ни по спасам. (Вопрос ещё, а сдают ли такие зачёты на школе инстукторов). =Добрый день.Могу сказать что зачеты в школе инструкторов сдают по всем перечисленным пунктам ,и с участниками потом своими все эти ,и не только ,приемы отрабатываются и зачеты принимаются, по тому как считаю что обучающий процесс должен быть круглогодичный и приехав в горы участник должен уже владеть основными навыками а не учится на ходу что бы потом приехав домой забыть все на фиг ;самому приходится все время читать и запоминать постоянно держать как говорится мозги в форме .не буду умничать мне повезло у нас в городе кое как система отлажена и она начинается с детей которые ходят в детский клуб и получают уже там начальные знания поэтому придя во "взрослую"как говорится секцию участники имеют базовые знания и работать с ними одно удовольствие ,опять же всех знаешь с малых лет ,они знают тебя и с дисциплиной порядок )самому интересно поработать с чужими участниками,так как там другая психология отношений мне так кажется .С Ув.

0
Нас по другому учили. Имитировали срыв и демонстрировали эффективность страховки. А стараться по возможности не срываться рекомендовали не зависимо от рельефа...

0
На самом деле это бессмысленное обсуждение, потому что мы вырываем его из контекста.
В данном случае приводятся обычно сравнительные данные того сколько держит ледобур, сколько держат различные скальные крючья и закладные элементы и сколько держит ледоруб или два закопанных ледоруба или снежный якорь и так далее.
Страховка на ледорубе по сравнению с другими видами страховки на других видах рельефа наиболее не эффективная. Если требуется прохождение крутого снежного склона, то для таких маршрутов надо брать снежный якорь. Ну и дальше еще много всего, что нет смысла тут обсуждать.

Просто как и на РИСКе, так и участники зачастую вырывают какую-то информацию из общего контекста и получается искажение.

1
и сейчас так же учат.

1
Про каски, прусики, схватывающие....
Господа, а вы никогда пирсингом за обвязку не цеплялись?
Очень опасно - пупок можно порвать нахрен.
По личному опыту знаю, даже если не порвешь, то все равно больно.
Поэтому теперь пирсинг снимаю перед тем, как обвязку надеть.

Это я к тому, что очень много чего может произойти - восьмерка по голове стукнет, напарник сверху накакает на голову, если под ним на стене находиться в тот момент, когда он наверху в сортир ходит, не используя шит-бэга.
Ну что же каждый раз любое обсуждение на РИСКе превращают в выискивание каких-то косяков и ошибок. В итоге все в конце концов превращается в фарс.

5
Вау! Вот это уже интересно, что то новенькое... я знаю как девушка лазая топлесс на скалодроме сорвалась прищемив грудь на перехвате (сам к сожалению не видел). Но эти штуки, насколько я понимаю, не отстегиваются;-)))

Ирина, спасибо Вам огромное за эти два поста. А что касается поиска Ваших ошибок на тех фото... ну тут просто к Вам некоторые очень неравнодушны. Расслабьтесь и получайте удовольствие!;-)))

-2
топлесс - это в смысле без лифчика? вы уж простите, иногда современный жаргон не понимаю :)
а то до сих пор еще любимая всеми на РИСКе "тема сисек" не раскрыта
ведь ни один серьезный пост тут без этого не обходится :)


2
Ира, спасибо большое за пост. В соседней теме пробовала я что-то подобное озвучить. Заминусовали меня там наглухо))))))
С проблемой нехватки инструкторов столкнулась тоже. И уровень тех инструкторов, которые водят ребят, мягко говоря, желает оставлять лучшего. Считаю, что нужна переаттестация. И вообще, нужен полный пересмотр всей системы. Не буду повторять то, что было многими уже озвучено выше.
Еще раз спасибо!

1
Разговор для узкого круга лиц, федерация в нем не участвует. Требуется создание параллельной системы:гид-клиент. Но нужны профи, несущие всю ответственность за клиента, а не инструктор-любитель, хотя и первой категории.

1
так кто ж мешает? давно бы уж создали и параллельную, и перпендикулярную - сколько лет то прошло... беритесь, несите ответственность

3
Основной способ освоения техники работы с веревкой и снаряжением - межсезонная подготовка. То же самое можно сказать про физуху и лазание.

И это отражено вот в этом замечательном документе:
http://www.alpfederation.ru/img/files/Programma_podgotovki_alpinistov.doc

Программа вполне адекватна и в ней есть всякие экзамены,зачеты и нормативы. Очень хорошее пособие для самостоятельной межсезонной подготовки - более детально конкретные приемы можно поискать в интернете (это для обездоленных клубом).

Небольшой недостаток - желательно более детально описать, что принимать на зачетах и экзаменах. (ОФП нормативы расписаны хорошо)

Хороший документ - нужно распечатать и особенно ретивым участникам показывать при случае - "а мы еще историю альпинизма не изучили и экзамен не сдали - какая такая гора?"

2
да-да, я это и имел ввиду... бери и готовь\готовься - а то "где же программа? что нам делать?"
новая программа ничего нового не изобретет. будет все то же самое своими словами и в иностранных терминах. а восьмерку, что в Канаде, что в России, что в Монголии - вяжут одинаково. никакое УИАА иначе не завяжет.

1
Ну у меня книжка альпиниста наверное старого образца,поэтому страница 16-сдача
зачетов по медицине,и спасработам-стоят подписи и печати. Чтобы их получить,мне пришлось приехать в Уллу-Тау( из Краснодара) на один день за неделю до начала мой смены( иначе пропала бы путевка)

3
вот вам и смех и "тема сисек", а меня обе статьи Ирины заставили задуматься чему учиться и когда учиться.
думал "физуху" погоняю в межсезонье, а всему остальному в смену научат. а оказывается национальная изба ФигВам получается...
вот и думай теперь перед НП-1...
хотя спасибо всем - теперь думалка озадачена и межсезонье обещает быть более насыщенным, чем "работа-спортзал-зарплата-спортзал-работа-спортзал-зарплата-магазин снаряги-работа-..."
Ира Морозова, спасибо!

пы.сы.: пошли мне начуч толкового инструктора!!!

2
Да, Ира... Ничего нового... Либо расслабляемся и получаем удовольствие, либо....Тут тоже всего два варианта - либо делаем революцию и ФАР начинает работать как мы считаем нужным, либо создаем параллельную ФАР (Союз клубов). Два последних варианта по сути одинаковые - надо переехать в Москву и взвалить на себя непомерно интересную, но достаточно финансово неблагодарную (на первых порах) и родственникамнепонятную работу. Оно нам надо?
Да только ты в других условиях находишься. Вольный художник... Что-то в этом есть...
Ладно. Поехал я в клуб. Контейнер для мусора щас привезут, надо 3,5 тыс заплатить.
Приезжай осенью с какой-нибудь лекцией.

1
Так Ваш ФАР и должен работать так как считает нужным большинство.... Вот, опять обвинят в ,,непосредственности,, ...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru