Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи

Пишет vgr, 01.03.2013 22:48

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)

Об износе веревок страховочными устройствами вскользь упоминалось в предыдущих частях цикла и их обсуждениях, однако, этот вопрос, пожалуй, достаточно интересен, чтобы остановиться на нем подробнее. Насколько мне известно, объективного сравнения разных устройств по этому критерию никогда и никем не проводилось, так что пришлось предпринять собственные испытания. Основной их целью была попытка наглядно показать зависимость интенсивности износа веревок от типа и состояния страховочно-спусковых устройств, и выяснить возможность снижения этого износа простыми и общедоступными методами.


Метод испытаний был предельно прост «в меру упитанный (70 кг брутто) мужчина в самом расцвете лет» выполнял серию из 250 вертикальных спусков по одинарной 10мм статической «страховочно-спасательной» веревке на каждом устройстве, после чего определялась степень износа отработанного отрезка. В каждой серии использовался новый участок веревки.
Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 1. Участок оплетки новой веревки.

В качестве подопытных кроликов использовались: восьмерка обыкновенная безрогая, гри-гри, узел УИАА, АТС-XP Guide, реверсо и пластина Gi-Gi. Состояние этих устройств и результаты их использования показаны на фотографиях ниже.

1.Восьмерка.


Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 2. Восьмерка, использовавшаяся при испытаниях.

Тестировался практически новый экземпляр из алюминиевого сплава, без видимых следов износа. Заправка веревки – стандартная, через шейку. Как видно на фото 2, внутренняя часть большого кольца не идеально круглая и имеет ребра, по которым проходит веревка. Эти ребра не слишком острые, так что по отношению к веревке эта восьмерка оказалась достаточно гуманным устройством – фото3.
Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 3. Оплетка новой веревки после 250 спусков на восьмерке.


2. Гри-гри.


Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 4. Общий вид использовавшегося Gri-Gri перед испытаниями.

Как видно на фото 4, испытывался довольно «бывалый» образец, проехавший по веревкам не один километр. При эксплуатации гри-гри износилась практически только его боковая щечка – фото 5, стальные детали лишь отполировались веревкой – фото 6 и 7. По мере износа не образовалось острых кромок, поэтому при тестовых спусках устройство практически не разлохматило оплетку – фото 8. Конечно, в итоге терпение и труд гри-гри перетрут, но пока отгиб боковой щечки не пропилится насквозь, беспокоиться о порче веревок при использовании гри-гри, нет оснований.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 5. Состояние алюминиевой боковой щечки Gri-Gri на момент испытаний.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 6. Стальные детали Гри-гри.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 7. Стальные детали Гри-гри

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 8. Веревка после 250 спусков на Gri-gri.


3. Узел УИАА.



Об изуверском действии узла УИАА на веревку ходят легенды, вплоть до того, что уже после нескольких спусков на этом узле, оплетка приходит в полную негодность. Как видно на фото 10, это мнение ошибочно. Износ веревки при спусках на этом узле ненамного сильнее, чем при использовании восьмерки, гри-гри или новенького «стаканчика».

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 9. Спуск на узле УИАА.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 10. Новая веревка после 250 спусков на узле УИАА.


4. «Корзинка» АТС XP Guide.



Использовалось совершенно новое устройство, прямо из упаковки. Фото состояния устройства до испытаний не приводятся для экономии места.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 11. Веревка после 250 спусков на новом АТС.

Как видите, новое устройство разлохмачивает оплетку незначительно. Износ самого устройства в результате этого теста показан на фото 12…14. «Общий пробег» составил около 600 метров – по 300 метров на каждую щель для веревки. Как видно на фотографиях, за это расстояние веревка в местах контакта уже стерла защитное покрытие корпуса и проточила в нем заметную канавку – фото 14. Как говорится, «процесс пошел». Хороший результат в тесте объясняется тем, что устройство совершенно не изношено ранее, а не тем, что оно изготовлено «правильной» фирмой.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 12. Поверхность АТС после испытаний

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 13. Поверхности АТС после испытаний

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 14. Поверхности АТС после испытаний

Примечание: С АТС и всеми нижеупомянутыми устройствами использовался пожилой алюминиевый карабин из 12мм прутка круглого сечения с поверхностью, отполированной за многие годы безупречной службы километрами пропущенной через него веревки – фото 15. Характерно, что после всех испытаний, отчетливо выраженной проточки от веревки на карабине не появилось.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 15. Состояние карабина, использовавшегося с АТС, реверсо и Gi-Gi после всех испытаний.


5. Реверсо-3.



Тестирование проводилось на изрядно изношенном экземпляре реверсо – фото 16… 18.
К сожалению, несколько лет назад, когда этот экземпляр был совершенно новым, мне не пришло в голову сфотографировать результат его общения с веревкой, хотя особо сильного износа оплетки в то время я не отмечал.
Как видно на фотографиях, степень износа щелей устройства сильно различается.
В щели А веревки проточили канавки глубиной до 1 мм, щель Б проточена лишь на 0,3мм, и на скругленной части корпуса имеется небольшая раковина – фото 18.. Тем не менее, износ веревки при испытаниях обеих щелей оказался очень большим и сопоставимым друг с другом - фото. 19 и 20. Разлохмачивание оплетки становится заметным уже после 20-30 спусков!

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 16. Состояние реверсо-3 перед началом тестов.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 17. Следы износа перед тестированием со стороны клиновидных щелей.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 18.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 19. Состояние оплетки новой веревки после 250 спусков на изношенном реверсо. Заправка веревки в щель А.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 20. Состояние оплетки новой веревки после 250 спусков на изношенном реверсо. Заправка веревки в щель Б.

Как видно на фото 20, даже незначительные на первый взгляд острые кромки корпуса устройства в местах контакта с веревкой приводит к сильному износу ее оплетки.


5. Пластина Gi-Gi.


Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 21. Пластина Gi-Gi.

Как и вышеописанное «реверсо», этот экземпляр Gi-Gi имел к началу испытаний заметный износ, полученный, кстати, всего за один сезон не очень интенсивного использования. Лишь с одной стороны рабочие поверхности (шель Б на фото 23) остались мало проточены веревкой, так что оказалось возможным сравнить износ оплетки веревок «условно новой» и стершейся частями пластины.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 22. Состояние рабочих поверхностей пластины до испытания. Вид со стороны маркировки.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 23. Состояние рабочих поверхностей с противоположной стороны пластины до испытаний.

Как видно на фото 24 и 25, износ оплетки веревок в обоих случаях оказался очень сильным. Причина очевидна – очень низкое качество фабричной обработки внутренних поверхностей щелей для веревки. Неровные грани, оставленные после штамповки, начинают заметно разлохмачивать веревку уже после 15-20 спусков.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 24. Износ оплетки при использовании «новой» части пластины.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 25. Состояние веревки при использовании изношенной части пластины Gi-Gi

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие острых граней на страховочно-спусковых устройствах приводит к сильному износу оплетки используемых веревок. Такие грани быстро образуются при интенсивном использовании устройств и легко различимы при их внимательном осмотре.

После ответа на вопрос «кто виноват?», сразу возникает следующий исконно русский вопрос – «Что делать?» Как вопрошал Вильям наш Шекспир: «достойно ли смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивление?» Решать смиряться или нет, придется вам самим, я же дальше опишу опыт борьбы с последствиями износа страховочных устройств.

Способ сам по себе прост – надо сгладить образовавшиеся от действия веревки острые края корпуса напильником или наждачной бумагой. Слабонервных товарищей, склонных к рефлексиии и истерикам, сразу успокою – «таможня дает добро! ©»

Из числа показанных на фото испытанных устройств восьмерка, гри-гри, узел УИАА и АТС (пока) в слесарных услугах не нуждаются, а с двумя другими «подопытными кроликами», оказавшимися на поверку злобными подопытными крысами пришлось поработать.

Пластину Gi-Gi обрабатывать проще и удобнее всего, благодаря простой форме. Из материалов требуется лишь лист мелкозернистой наждачной бумаги, лучше – на тканевой основе (фото 26). Из листа нарезаются несколько полосок шириной 5…8мм, устройство зажимается в тиски (или просто просим товарища подержать его руками), обрабатываемый участок полуоборачивается полоской наждачки и шлифуется ей движениями назад и вперед с небольшим прижимом – фото 27. По мере износа, полоски заменяются на свежие. В итоге должна получиться гладкая матовая поверхность без глубоких царапин. Дополнительная полировка в полевых условиях, на мой взгляд, не очень нужна – веревка при использовании устройства делает это в рабочем порядке, сама не особо страдая при этом – фото 28, 29, 30. При желании, можно отполировать обработанную поверхность куском старой ненужной веревки или стропы за пару минут, действуя так же, как полоской наждачки.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 26. Материалы для ручной обработки

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 27. Обработка полоской наждачной бумаги.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 28. Поверхность после обработки наждачной бумагой.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 29. Состояние веревки после 250 спусков на обработанном устройстве.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 30. Обработанная поверхность после 250 тестовых спусков («пробег» около 600 метров).

Заметьте, что отшлифована вся внутренняя поверхность! Первоначальная попытка обработать только концы щели в местах наиболее сильного износа удовлетворительного результата не дала, разлохмачивание оплетки после тестовых спусков осталось весьма сильным.

Размеры щели после этой обработки увеличились всего на 0,3 мм, что ненамного ухудшило степень торможения (об этом см. дальше).

Что касается страховочных устройств типа корзинки - «Реверсо-3» и ему подобных, такой способ обработки не очень результативен. Из-за сложной формы корпуса, полоска наждачной бумаги не добирается до некоторых мест, оставляя острые кромки на границах углублений – фото 31, и износ оплетки веревки остается весьма сильным – фото 32.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 31. Поверхность после попытки обработки только полосками наждачной бумаги.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 32. Состояние новой веревки после спусков на частично обработанной реверсо.

Полное удаление острых кромок в этих местах вручную только наждачной бумагой возможно, но уж очень длительно и трудоемко. Проще всего сначала воспользоваться небольшими напильниками с мелкой насечкой и полностью сточить все выступы, включая гребешки в клиновидной щели – фото 33. (Конечно, такая обработка грубо попирает официальную рекомендацию производителя снимать слой металла не более 1мм! Столь циничное нарушение было сделано в экспериментальных целях, описано в статье по недосмотру автора и не является призывом к подражанию ;-))

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 33. Поверхность после начальной обработки напильником.

Поверхность после обработки напильником остается грубоватой и нуждается в последующей шлифовке наждачной бумагой, например - описанным выше способом.

В условиях домашней мастерской, можно облегчить шлифовку, используя «средства малой механизации». Бормашинки со специальными насадками для такой работы удобны, но не слишком распространены, имеют дорогие или труднодоступные расходные материалы и требуют некоторых навыков при работе. В этом примере вполне можно обойтись обычной электродрелью, и простым самодельным приспособлением для шлифовки в труднодоступных местах. Берется 6мм дюбель-гвоздь, из него удаляется шуруп и срезается пластиковая шляпка, чтобы вставить его в патрон дрели. В прорезь дюбеля вставляется сложенная вдвое полоска наждачной бумаги и загибается по направлению вращения. В результате получается простейший двухлепестковый шлифовальный круг – фото 34. Заменить отработанный лепесток наждачной бумаги на свежий – дело нескольких секунд.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 34. Простейшее приспособление для шлифовки внутренней поверхности электродрелью.

После нескольких минут шлифовки и промывки для удаления частичек абразива страховочное устройство готово к употреблению – фото 35. Износ оплетки веревки обработанным таким образом устройством показан на фото 36.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 35. Опиленная щель «А» после дополнительной шлифовки.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 36. Состояние веревки после 250 спусков с использованием обработанной части «реверсо».

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 37. Состояние обработанной части после тестовых спусков (пробег около 600 метров).

После этой обработки ширина клиновидной щели значительно увеличилась – фото 38.
Конечно, степень торможения при этом уменьшается, вопрос – насколько? Для ответа на этот вопрос пришлось сделать соответствующие измерения на веревках разных диаметров (опять-таки в режиме спуска). Измерялся вес груза, подвешенного на нижнем конце веревки, при котором начиналось медленное проскальзывание нагруженного весом тела спускового устройства. Метод не очень точный, но примерную картину все же дает. Полученные данные показаны на диаграммах 1…5. Для сравнения приводятся результаты других спусковых устройств.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 38. Увеличение ширины клиновидной щели А при обработке первым способом.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Диаграмма 1.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Диаграмма 2.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Диаграмма 3.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Диаграмма 4.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Диаграмма 5.


Как видно на диаграммах, для радикально обточенной «реверсы», резкое падение тормозящей способности происходит лишь на тонких веревках. Это может быть скомпенсировано заправкой веревки в два карабина – фото 39.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 39. Заправка веревки через спаренные карабины на примере Gi-Gi..Держусь на 8мм репшнуре, одной руке, но еле-еле. Сила торможения на сухой веревке 20 кГ.
Для пластины Gi-Gi на спусках такую заправку рационально применять для веревок любых диаметров.

Попытки обработки реверсы со снятием меньшего слоя металла, (чтобы остаться в пределах допускаемых производителем) дали несколько худшие результаты даже с использованием бормашинки. Шлифовка и полировка внутренних поверхностей с большими радиусами кривизны не представляет никаких трудностей, но обработка углублений между гребешками клиновидной щели требует изготовления специальной оснастки и длительного подбора режима обработки. Стандартные боры оставляют после себя слишком грубые следы, требующие дальнейшей полировки миниатюрными инструментами, отсутствующими в продаже – фото 40.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 40. Обработка укромных мест щели Б.

Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 41. Веревка после спусков на реверсо, обработанной вторым способом.


Заключение и выводы.



По мере использования, происходит взаимный износ как веревок, так и самих страховочных устройств. Интенсивность износа зависит от следующих факторов:

1. Состояние веревки. Использование грязных веревок увеличивает износ и устройств, и самих веревок. Меры профилактики очевидны: веревку ботинками не топтать, на землю не кидать, пользоваться ковриком-подстилкой, регулярно стирать веревку для удаления застрявших в оплетке песчинок. Чистая веревка – это не только эстетично, но и весьма практично.

2. Величина нагрузок. Тоже достаточно очевидно. Чем больше нагрузка, тем больше износ. Сильнее всего износ при спусках дюльфером и «парашютиком» (в спортивном скалолазании). При удержании сорвавшегося нагрузки велики, но пробег веревки в страховочном устройстве относительно мал. Устройство изнашивается при этом незначительно, однако, если на нем имеются острые кромки, веревка может попортиться очень сильно – вплоть до разрыва оплетки.
3.Материал корпуса страховочного устройства. Естественно, стальные детали и устройства долговечнее алюминиевых. Использование стали ограничивается в первую очередь, из-за увеличения веса устройств и там, где это не играет важной роли, применение стальных устройств может оказаться оправданным.

4. Конструкция страховочно-спускового устройства. Достаточно большие радиусы изгиба веревки и отсутствие на ее пути по корпусу устройства каких-либо ребер – залог долговечности и веревки, и самого устройства. В этом отношении восьмерки, простейшие шайбы Штихта с тщательно обработанными рабочими поверхностями, роликовые устройства (Mammut «Smart» и ему подобные), гри-гри и даже узел УИАА выгодно отличаются от «граненых стаканов» типа «реверсо-3» и ему подобных.

5. Состояние страховочного устройства. Острые кромки и глубокие царапины на рабочих поверхностях корпуса приводят к быстрой порче оплетки веревки. Если вас заботит долговечность веревок - внимательно следите за состоянием устройства. Опасный признак: - в местах контакта с веревкой покрытие корпуса стерто до основного металла, потертости имеют четкие границы. Заметив такие места, надо подумать или о ремонте устройства, или о его замене на новое. В противном случае – готовьтесь морально и материально к скорому приобретению новой веревки.



Уход за страховочными устройствами и их ремонт.

Минимальный уход – удаление загрязнений и налипших песчинок с корпуса страховочных устройств перед их использованием, чтобы эта грязь не попадала на веревку. Если вы заметили на устройстве острые грани в местах контакта с веревкой, можно сгладить их наждачной бумагой описанным выше способом. Этот метод достаточно прост, не требует высокой квалификации и сложного оборудования, но хороший результат получается лишь при тщательной обработке. Чем проще форма корпуса страховочного устройства, тем легче оно поддается подобной обработке. Сильно увлекаться, стачивая большой слой металла, не стоит, но умеренная шлифовка не особенно ухудшает характеристики страховочного устройства, позволяя увеличить срок службы используемых веревок. При ремонте устройств типа шайб Штихта для определенности можно ориентироваться на допускаемую фирмой Petzl величину снимаемого металла – 1 мм (это соответствует удлинению щели для веревки на 3% или уменьшению толщины стенки на 10%). Естественно, официально этот допуск действителен лишь для петцелевских устройств. По другим - надо запрашивать соответствующих производителей или действовать на свой страх и риск.

Дополнение:



Страховочные устройства: проблемы и решения. Часть 5 - износ веревок и устройств. Наведение и снятие порчи (Альпинизм, спускалки, очумелые ручки, веревки, восьмерка, реверсо, гри-гри, ремонт снаряжения, узел уиаа)
Фото 42. Групповой портрет образцов веревки до и после испытаний.

Как видно на фото 42, многие образцы имеют сильное потемнение оплетки. Это связано с тем, что алюминиевые корпуса страховочных устройств и карабины со стершимся защитно-декоративным покрытием заметно пачкают веревку (и руки). Степень загрязнения напрямую связана с площадью поверхности, о которую трется веревка. К сожалению, шлифовка поверхности приводит к увеличению такого загрязнения.

312


Комментарии:
17
Да . Работа колоссальная.. Низкий поклон автору. Все это запомнить и запротоколировать... Но что же покупать для спуска? . Восьмерка -уже вроде бы как раритет из прошлого.

1
Спасибо за отличный пост!
Ещё для интереса можно было б на одном устройстве попробовать две разные скорости спуска - как поведёт себя устройство в таком случае? :)

3
Колоссальная работа!

П.С. у меня реверсо-3 поизносилось и спускаться на моей двойной верёвке уже тяжело, руку обжигает (7.8 мм).

4
Спасибо, Владимир!

Очень наглядно и полезно!

2
Весьма полезная информация, для пром. альпинизма.... Спасибо за труд!

1
непонятно, 250 спусков - а почему это соответствует только 600 м? сколько метров один спуск? Еще, а фото восьмерки после 250 спусков нету? Вообще, замечательное исследование, УИАА теперь буду использовать активнее

5
-"сколько метров один спуск?"
- Для испытаний я использовал небольшой скалолазный стенд высотой около 3,5м. За один спуск проезд устройства по веревке был 2,5метра.

"фото восьмерки после 250 спусков нету?"
- есть:

самое отчетливо видимое место износа.

1
Спасибо за ответы! И еще раз спасибо за исследование!

2
Помню, года 3 назад один товарищ у нас что-то испытывал - то ли снарягу, то ли себя. :) Использовалась новая отечественная восьмерка (производителя не помню; тип тот же, что и в этом тесте), карабин Vento и старая веревка Аскан Регата 9 мм статика при нормальном состоянии оплетки. После 100 (ста) дюльферов по 9 или 10 м каждый спусковуха протерлась на треть. На карабине появилась небольшая канавка. А веревке хоть бы что. :) Вероятно, сказалась ее природная дубовость и жесткость. Жаль, не сфотографировали мы тогда это дело.

2
Да таких случаев полно. Особенно если веревка была после покрасочных работ, например железным суриком. Спусковухи и карабины уделываются на раз. А веревке - хоть бы хны.


2
-для меня 600 м это как один или два спуска с горы, и как за них можно убить веревку
-при всем уважение УИАА мне кажется что скоро на голове будем носить мыльницу вместо каски

7
Веревка убивается числом спусков. Метражом убивается сама спускалка. Про пробег новой АТС в "тепличных" условиях написано выше, Gi-Gi "получила свое" перед этими испытаниями ориентировочно за 2,5 км спусков в реальных условиях.

8
Спасибо, действительно огромная работа! У меня только вопрос- спусковухи и веревки то ладно, а от такого кол-ва спусков у испытателя никаких нарушений психики не произошло?;-))) Скажем на тех же горных лыжах, после 50ти спусков в Канте у меня появляется стойкое ощущение де-жа-вю, и что я не чего то не то делаю, и вообще ассоциации с белкой в колесе какие то... А тут больше 1000 спусков, и это ж надо встегиваться-выстегиваться... Или оно было сильно размазано во времени?

И еще вопрос не в тему - динамометра переносного до 5Кн нет? А то я уж собрался делать своими силами;-)

8
"оно было сильно размазано во времени?"
Еще как размазано! - месяцев на 6 :-) Утром - подход 25 раз (это 15 -20 минут в виде зарядки), вечером еще один, иногда еще в середине дня. Рекорды: минимум - 0 раз, максимум 150 за день :-). Для скалолазания это - не объем. Наверх залезается разными вариантами, а чтобы "крыша не съехала", трассы перекручивал.

"нарушений психики не произошло?"
-Больной, вы страдаете извращениями?
- Что вы, доктор, я ими наслаждаюсь!

Динамометра такого увы, нет. Сам собирался сколхозить, но надо долго схему паять, отлаживать и калибровать. Разжиться бы готовым тензодатчиком типа ДОР да не попадаются плохо лежащие :-(

4
Вообще готовый девайс ~15т.р. но меня душит жаба.

Я хочу взять обычный готовый электронный безмен до 40кг (есть и побольше, их сейчас вообще дочерту) и сваять к нему чисто механический умножитель. Берется штанга метровой длины с двумя кольцами на концах, в середине поперечина на которую цепляется безмен, основная веревка пропускается кольцо-крюк-безмена-кольцо и вуаля! Умножение регулируется выносом безмена. Единственное что, для X10 вынос середины веревки должен составлять ~2.5см, что уже сравнимо с толщиной веревки и будет отрицательно влиять на точность. Ну до 10% меня вполне устроит;-)

Из плюсов - легко сделать и безопасно, даже если эта конструкция разрушится ничего никуда не улетит. На буровых по такой схеме контролируют натяжение троса с колонной вроде как...


1
Большое спасибо за работу! Очень много полезного в этой серии статей.
А что за веревка, чье производство?

2
Веревка страховочно-спасательная "Альпекс", производство ОАО "Канат", г. Дзержинск.

3
в моем представлении проблема восьмерки и УИАА не столько в износе веревки сколько в кручении веревки.

7
Да...Респект!

Почему то мне думается, что подобными исследованиями(вместо "авто увёков") и нужно заниматься ФАР...

2
Вы еще скажите, что ФАР должно купить комплект измерительной аппаратуры (тот же динамометр) и выдавать желающим (предоставившим внятный план исследований) во временное безвозмедное пользование для изучения каких нить аспектов применения снаряги;-)

6
Ну, у представителя ФАР от России в УИАА комплект аппаратуры есть, даже исследования иногда проводят и отчеты публикуют:
Как меняется прочность стропы с течением времени
Цитата из отчета: "В качестве анонса - следующие испытания строп будут "на год". Постараемся повесить по 3-5 образцов каждого вида. Начнем испытания во время проведения "жетона" в конце октября. Снимем через год."
Прошло 2,5 года - результата нет.

В 2011 году делались Испытания схватывающих узлов_ Часть 1 (статика). Предложений по дальнейшим испытаниям там поступило достаточно. Обещаний их сделать тоже:
"В ближайшее время планируем провести серию динамических испытаний....
...мы сделаем и такие тесты....
...вторую часть статики делать будем..."

Прошло более полутора лет - результата нет.

Работа для нашей безопасности в этом направлении ведется представителем комиссии по безопасности в поте лица!

1
Владимир, эти испытания делались таким же энтузиастом Андреем Васильевым, директором "ВЕНТО", в порядке личной инициативы...ФАР здесь где-то сбоку...


1
напомните пожалуйста, что за мем про "авто увёк" :)))
пытаюсь вспомнить, где видел тут, но не могу (но очень смешно...) :)

1
Нужны ли мы нам?
(в районе середины комментариев)


0
"регулярно стирать веревку для удаления застрявших в оплетке песчинок"
Поделись опытом, пожалуйста.

0
разбухтовываешь, кладешь в мешок из сеточки и пихаешь в стиралку

1
Честно говоря, тут я "гуру" себя не считаю. В стирке носков опыт больше :-)))
Стираю в большом тазу с жидким ПМС для "нежной стирки". Если не путаю, "Ласка". Главное, чтобы без отбеливателя. Вода теплая - 30 градусов, не больше. Замачиваю на часок со средством, потом ручками тискаю-бултыхаю, вынимаю из таза, сливаю воду, выгребаю песок (офигевая от его количества), полощу вручную в ванне, руками же без фанатизма выжимаю и вешаю сушиться над ванной же, чтобы вода стекала. В принципе, можно и в машине на режиме "бережной стирки" и без отжима. Всякие "керхеры-шмерхеры" не советую. Вообще-то, в природе есть фирменные средства, фирменные инструкции и фирменные щетки. Наверно, правильнее пользоваться ими, но вышеупомянутая "жаба" душит :-(
Повторюсь, я себя специалистом в этом вопросе не считаю, у спелеологов, например, тут опыт гораздо больше. На бауроке еще информация, кажется была.

2
Спасибо!! Труд колоссальный!
Несколько неожиданны результаты с УИАА.
Возможно это зависит и от самой веревки.
Несколько лет назад я использовал веревку для оттяжки с лебедкой.
Затер пару восьмерок и, когда их стало жалко, перешел на УИАА.
Веревка моментально истерлась. У меня использовалась веревка неизвестного производителя.
Кто занимался промальпом помнят жесткую, шершавую , одноцветную серовато-белую.

0
Сергей, честно говоря, сравнив узел УИАА с другими СУ, я сам слегка обалдел от неожиданности :-). От веревки результат наверное, может зависеть. Я пользовал "Альпекс" из-за местной дешевизны. Это- далеко не идеал веревки. Рыхловатая, с большим смещением оплетки. Но еще годом раньше я откатал такие же серии спусков на более пристойной дзержинской же "Кобре" с восьмеркой, УИАА и реверсой. Результат оказался таким же. Возможно, при больших уровнях нагрузки и большем количестве циклов разница 8/УИАА будет заметнее. В принципе, я могу еще покататься на УИАА и 8-ке на этих же образцах, сделав еще по тысчонке циклов (чтобы не забыть как за зацепки хвататься :-). Но с весом - увы. Солидным пузом я за 50 лет так и не обзавелся, а лазить по отрицаловке с тяжелым рюкзаком я категорически отказываюсь ;-)

"веревка неизвестного производителя ... Кто занимался промальпом помнят жесткую, шершавую , одноцветную серовато-белую".
- Как же, как же. Рыболовный фал решетихинской сетевязальной фабрики. Где-то в закромах лежит образчик на память.

2
У Вас совершенно не учитывается температура. Износ веревки будет зависеть не только от количества спусков, но и от его длины - нагревается карабин, восьмерка, стакан - от них веревка. Зависимость скорости износа от температуры может оказаться экпоненциальной типа в 2 раза на 10С (это не утверждение, а предположение возможности). Отсюда могут быть и неадекватные результаты по УИАА.


0
"Сергей, честно говоря, сравнив узел УИАА с другими СУ, я сам слегка обалдел от неожиданности :-)."

Вообще-то я Александр :), если это ко мне


4
"У Вас совершенно не учитывается температура"
"автор все спуски производил примерно одинаково"

- дело было так: Все серии (250 спусков) состояли из 10 микроциклов по 25 спусков подряд без перерыва. Расклад фаз в микроцикле был примерно такой: подъем лазанием к крюку, самостраховка, заправка веревки в СУ, снятие с самостраховки - 25 секунд. Собственно спуск - 1,5 секунды, выстегивание из спусковой веревки, подход к стенду, захват зацепок - 4 секунды.
В какой то степени имитировался спуск на 60 метров с периодическими остановками. Карабин и спусковухи к концу микроцикла ощутимо нагревались, но руку не обжигали. Кстати, не помню чтобы за 30 лет деятельности с веревками (скромно потряхиваю нано-писькой) хоть раз при спуске обжег руку о карабин или спускалку. В основном почему-то вспоминается как в спускалки запихивалась мокрая, заснеженная, обледеневшая и задубевшая веревка. Это при том, что я "теплоход" и зимой в горы не хожу. Не уверен, что сильный перегрев очень актуальная проблема. Хотя в принципе, можно будет в дальнейшем дополнительно поисследовать влияние повышенной температуры.

"У УИАА есть еще такой момент - входящая, а значит - холодная веревка движется поперек выходящей - теплой, мягкой и перепиливает ее"
- В узле УИАА проконтактирововшие участки веревки сразу же расходятся, расправляются и остаются остывать выше спускающегося. Перепиливания какого-то локального места веревки в узле нет (см. динамику работы узла).

Итог работы узла виден на приведенном в статье фото. Я как чукча - что видел, о том и спел. Спел, кстати, без "фанеры" и даже сплясал. Вот вам еще куплеты для дррррраматизма:

Начес с 20 метров веревки этой "сладкой парочкой" граненых стаканов без обработки за 250спусков.


Место посадки на дюльфер, где слабина веревки выбиралась из СУ перед снятием с самостраховки.

Вы думаете, что узел может испортить веревку сильнее при лишнем нагреве на 10 - 20 - 30 градусов?

0
Если бы Вы спускались на 50м то вероятно бы увидели, что нижняя часть изношена существенно сильнее чем верхняя.
Разумеется веревка и не нагревается и не перепиливается локально - это и ежу понятно. В УИАА скользят друг по другу поперек холодный твердый входящий конец и мягкий нагретый выходящий - он то и изнашивается в первую очередь. Нагревается карабин и пр. и постоянно нагревает скользящую веревку. Энергии 50м спуска хватает чтобы вскипятить 100гр воды. То что износ может увеличится в 2 раза на 10С (в 32 раза! на 50С) - вполне реалистично. Ваши перерывы радикально меняют картину.

0
не помню чтобы за 30 лет деятельности с веревками (скромно потряхиваю нано-писькой) хоть раз при спуске обжег руку о карабин или спускалку.

На промальпе было, не до волдырей правда но зело неприятно. Все таки в горах ИМНО особо то не разгонишься, рельеф не позволяет. Да и не дюльферяют в горах на 100м одним куском;-)

Друг у меня кстати решил "окультурить" разлохматившуюся оплетку, и чуть-чуть оплавил ее зажигалкой. Получилось очень аккуратно... веревка порвалась в этом месте при статической нагрузке, стоило ему вывесится за перегиб, спасла страховочная.

В общем вопрос температуры конечно интересен. Хотя, для серьезного повреждения веревки нужна небольшая скорость спуска (что бы был длительный контакт участка веревки с нагретым элементом или другим участком, иначе повреждается только внешняя часть оплетки), но при этом СУ меньше греется (тепло успевает рассеиваться). Но то, что конец длинной веревки при спуске будет страдать сильнее начала скорей всего так.

0
Речь шла не о чисто термических повреждениях, а о том, что с ростом температуры меняются механические свойства (волокна становятся мягче) и соответственно растут механические повреждения.


3
БД проводило исследование зависимости скорости и массы испытуемого на нагрев устройства и веревки, и воздействия их на стропы. Действительно есть рост температуры, но даже в лабораторных испытаниях они не смогли достичь температуры при которой повреждается веревка или стропы, если есть с ними контакт.

QC LAB: Can a hot belay device melt my rappel slings?

0
Выше я уже писал:
"Речь шла не о чисто термических повреждениях, а о том, что с ростом температуры меняются механические свойства (волокна становятся мягче) и соответственно растут механические повреждения."
О плавлении речи нет! Читайте внимательнее!

1
Так я и не говорю, что вы не правы, безусловно рост температуры влияет на механику волокон и их возможную деформацию. Но в исследовании БД заметных повреждений веревки или устройству произвести не удалось, кроме отмеченного роста температуры, что в общем логично :-) Хотя в целом рекомендуют быстро не дюльферять :-)

Безусловно тема интересная, и очень многофакторная и надо исследовать дальше!


1
Огромное спасибо за Ваш труд!!!

-1
Здесь был спам

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru