Основные принципы страховки на переправе

Пишет alvd, 30.06.2013 17:31

Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)


1. Организовывать ли страховку?
Перед переправой стоит задать себе два вопроса:
А. Все ли смогут уверенно пройти?
Б. Сможем ли мы эффективно помочь, если у кого-то из участников возникнут проблемы?
Если есть сомнения – надо либо достать веревки и организовать полноценную страховку, либо отказаться от переправы вообще.

К сожалению, сложность переправы часто недооценивается. В результате:
1989 г., река Киргиз-Об: кольцо-семерка, участницу сбило камнем, кольцо распалось, двое погибли.
1989 г., река Терс: стенка-шестерка, сбита, четверо погибли.
2013г., р.Бавю: стенка(?)-тройка, сбита, двое погибли.
Страховки нигде не было.

Я к организации страховки стал иначе относиться после следующего эпизода:
Идем на Тянь-Шане вброд стенкой-тройкой реку, название уже не помню. Воды чуть выше колена, течение бурное, но не слишком – для тройки вполне проходимо, даже с некоторым запасом. Естественно, никакой страховки. Вдруг мой напарник охнул и начал заваливаться. Я вцепился в него и с криком :»Леха, стоять!!!»какое-то время удерживал, третий, как мог, поддерживал меня. Главное – непонятно, что делать дальше. К счастью, Леха оправился и продолжил движение, кое-как вышли. Оказалось, ему ударило камнем по ноге, и он на какое-то время утратил контроль из-за болевого шока. А будь удар и шок посильнее, он бы упал? Еще и меня бы завалил? Как бы мы стали выбираться, с тяжелыми рюкзаками за спиной? А черт его знает, могли бы и не выбраться. Хотя на первый взгляд – вполне рядовой брод, зачем там страховка?


2. Две веревки.
Для полноценной страховки нужны две веревки: страховочная и вспомогательная. Первая не дает уйти вниз по течению, за вторую вытаскивают.

Довольно распространенное мнение, что если один конец веревки привязан к берегу, а второй – к клиенту, то течение обязательно вынесет его к берегу, является ошибочным. Может вынести, а может и нет – это уж как повезет. Иногда в том, что это ошибка, приходилось убеждаться дорогой ценой.

1968г., р. Абайа:» Мы почти завершили переход до моста и собирались форсировать речку Абайа. Она была каких-то десять метров шириной, но очень глубокой и быстрой. Ее бурые воды стрелой пролетали мимо нас в отвесных скалистых берегах, Маклеод переправлялся вторым, предварительно привязавшись к страховочному концу. Он проявил себя настолько компетентным человеком буквально во всем, что мы считали само собой разумеющимся, что он был также и прекрасным пловцом. Однако, прежде чем Ян добрался до середины потока, мы поняли, что у него не все ладно. Веревка, которой он обвязался, затягивала его под воду. Вскоре все, что он смог делать, это держать лишь голову над водой. По мере того как Маклеода сносило вниз по течению, с берега выдавали веревку, но очень скоро от нее остался только кончик. Если бы люди на берегу продолжали удерживать веревку, течением его затянуло бы под воду. При попытке вытащить его обратно произошло бы то же самое. Кто-то закричал: "Отпустите веревку!" Ее выпустили из рук, и в то же мгновение Роджер Чэпмен, проявив настоящий героизм, даже не сняв ботинок, бросился в воду, чтобы помочь Маклеоду. Ему удалось схватить его и даже подтянуть к противоположному берегу как раз вовремя, чтобы избежать очередного порога. Однако веревка, обвязанная вокруг пояса Яна. действовала теперь как якорь; его оторвало от Роджера и затянуло под воду. Мы никогда не видели его больше, а тело так и не было найдено.»

30 лет спустя – те же самые грабли.
1998г., Б.Лаба: «После переворота катамарана 4-ки один из участников оказался в улове под левым берегом ниже основного слива. От предложения быть перевезенным на противоположный берег с помощью каяка – он отказался. После этого с противоположного берега ему была переброшена морковка, которую он жестко закрепил на себе с помощью карабина. Во время попытки перетянуть его с помощью морковки на противоположный берег, участник оказался зафиксированным на струе и стал захлебываться, в результате веревка на берегу была отпущена. Далее была предпринята попытка доставить этого участника на берег на каяке, но веревка, которая была закреплена за участника, зацепилась за подводные камни и сначала сдернула его с каяка, а потом притопила на глубину 30-40 см. Попытки оперативно обрезать зацепившуюся веревку к успеху не привели (члены команды потерпевшего по очереди живцом прыгали в воду с ножами, чтобы попытаться нащупать веревку и обрезать ее). Только после того как двумя веревками катамаран 4-ка был выведен на струю, со второй попытки веревка была обрезана, но было уже поздно.»

А вот при страховке двумя веревками серьезных проблем не отмечено.
Этого парня на этой переправе сшибало дважды.
Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)
Ничего страшного не случилось, он даже отказался от смены лидера.
Правильная страховка – это вещь!

Примечание: При неширокой реке вместо двух веревок могут быть использованы два конца одной веревки. Поэтому такая переправа
Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)
не является нарушением принципа: «Страхуем двумя веревками.», хотя формально веревка только одна.


3. Конец страховочной веревки надо закрепить.

В методичках написано другое и иногда сейчас даже от опытных туристов можно услышать сентенции типа:»Веревку нельзя крепить, т.к. должна быть возможность ее протравливания».
На уточняющий вопрос:»А какая связь между возможностью стравить веревку и тем, привязана она или нет?» они обычно ответить затрудняются. :) А связи действительно никакой. Возможность стравить веревку при срыве очень важна, но она зависит от того, есть ли запас длины на протравливание, а не от того, привязана она или нет.

Зато привязывание позволяет избежать следующего:
Восточный Саян, р.Китой:
«По требованиям к переправам концы веревок должны быть не закреплены, именно это чуть и не лишило нас товарища. Нашего "смертника" подхватило течение и понесло по реке. Страховало его в две руки пять человек, но страховочная веревка, из-за того, что намокла, проскальзывала. Первый из них самоотверженно намотал веревку на руку, в последствие рука в области кисти оказалась сломана, и потихоньку начал сползать в реку. Ситуацию надо было спасать. Я ухватился за конец веревки и намотал ее за какой-то куст, что дало эффект маятника и "смертника" прибило к берегу»

Если бы привязали заранее, да еще выпускали бы не с рук, а через спусковуху на локальной петле, не понадобились бы все эти подвиги с ломанием рук, один человек совершенно спокойно бы удерживал.

Как это ни печально, в правилах действительно сказано так.
Руководство для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму, 2000 год:
«2.1 Переправа первого участника вброд… 2.1.2 Страхующая и сопровождающая веревки должны удерживаться участниками (не менее двух человек на каждую) в руках. Выпуск веревки через карабин запрещен.»
Кто-нибудь из участников и организаторов соревнований по тур. технике может объяснить – с чего это вдруг запрещен, из каких соображений???

Из этого правила(крепить) может быть исключение – когда планируется бежать вдоль реки, стравливая сверх длины веревки. Так как-то переправлялся через Карагем мой друг: вода высокая, брод невозможен. Сделали небольшой плот, лидер поплыл. Но не доплыл – веревка кончилась раньше. Тогда веревку отвязали, расчистили трассу для забега – лидер поплыл, остальные побежали вдоль берега.
Надо понимать, что это все-таки эксклюзив, причем эксклюзив с совсем другим уровнем риска для лидера.


4. Скользящий карабин.
Если река широкая, веревка ложится на воду, ее сносит течением, дополнительно затрудняя переправу. С этим два пути борьбы(не отказываясь от страховки вообще :) ): уменьшать диаметр страховочной веревки (8 мм вместо 10) и убирать из воды вспомогательную веревку. Для этого придуман прием «Вспомогательная на скользящем карабине»: вспомогательная цепляется карабином за основную и остается лежать на берегу. В действие она вступает только при срыве.

Вот здесь у ребят явная техническая ошибка.
Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)
Если бы они оставили вспомогательную веревку на берегу, растянув ее вниз по течению и пристегнув карабином к страховочной, лидеру было бы легче плыть. Ну и , конечно, человек на вспомогательной в любом случае должен стоять гораздо ниже по течению.


5. Челночная веревка.
Если натянуты навесная или перила для брода, должна быть еще вторая веревка (челночная).
Вроде вполне известное и очевидное соображение, но очень часто натягивают перильную веревку и считают, что все, страховка готова. Вопросом: »А что мы будем делать, если кто-то споткнется и упадет?» организаторы таких переправ предпочитают не заморачиваться.

Так в начале 80-х страна чуть было не потеряла олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту. Он пошел по перилам без челночной – и упал. Несколько минут он бился в потоке как раненый кит на глазах у впавшей в ступор группы. Все-таки встал и вышел – сказались незаурядные физические данные и морально-волевые качества. А вот в 2005-м на Карагеме руководитель группы в аналогичной ситуации погиб: упал в потоке, сам встать не смог, участники тоже не смогли оказать эффективную помощь.

И все равно – ходили и будут ходить без челночной!
Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)
«У нас расписка от Господа Бога, что все кончится хорошо.» :)


6. К рекомендациям методической литературы по переправам по бревну надо относиться очень осторожно.
Собственно, это вообще к литературе по переправам относится, много рекомендаций устаревших и ошибочных, но бревну как-то особенно не повезло. Одна дискуссия остро и тупоконечников, как крепить перила – выше или ниже по течению – чего стоит (с полным игнорированием вопроса: »А что делать, если нет подходящих опор ни ниже, ни выше?» :) ).

Или вот Кодыш В.Э. «Соревнования туристов. Пешеходный туризм»
«мастер спорта по туризму…впервые обобщает…меры по безопасности…»
Переправа первого.
Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)
Человек идет вертикально. Значит, у него, во-первых, нет опоры на веревку, больше шансов грохнуться, чем у идущего правильным маятником, во-вторых, самое главное, у него шансы упасть и в ту, и в другую сторону почти равны. Если он падает выше по течению и это течение достаточно сильное – все, кранты! Его тут же затягивает под бревно вместе со вспомогательной веревкой, страхующие ничем помочь не могут (разве что вообще веревку отпустить).
Пособие для клуба самоубийц!

А вот так ходят правильно.
Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)
Веревка привязана выше по течению, человек идет, отклонившись ниже, центр тяжести все время ниже бревна. Соответственно, и упасть можно только ниже – а на этот случай готова вспомогательная.
По фото видно, что у нас так не только первый переходит, но и вся группа, с рюкзаками и не заморачиваясь вопросом, так актуальным для многих других групп:»Черт, а как же тут перила-то растянуть?» :)
Причем ленинградские-питерские туристы так переправляются уже лет сорок как минимум. Почему методички наш опыт игнорируют, предлагая менее удобные и более опасные способы – «ну, вопрос,конечно, интересный…»

Для интересующихся вопросом уточню, что мы еще одну рекомендацию многих методичек категорически игнорировали – выдавать маятниковую веревку с берега.
(Устиновский Н.Н. Обеспечение страховки на туристских соревнованиях:» При такой схеме, страховка осуществляется маятниковой веревкой, которая выдается с берега, относительно бревна, выше по течению… Она выдается с полуоборотом через дерево, либо удерживается несколькими участниками.»)

«Не верю!», что человек с берега сможет выдать мне веревку в лучшем ритме, чем я ее себе сам выдам. Откуда ему знать, что у меня сейчас под ногой будет сучок и надо на 2-3 сек. притормозить? И совершенно незачем людям стоять и держать маятниковую веревку, даже один человек не нужен – тем более несколько. Самовыдача – это наше все!


7. Переправа группы.
Если идет не один человек, а два или три, ничего принципиально не меняется. Страховочная и вспомогательная веревка, страхуют того, кто выше по течению, остальные прикреплены к нему «усами» веревки.
Основные принципы страховки на переправе (Горный туризм, переправа, страховка, безопасность)
Рекомендации старой литературы (например, Шимановский) страховать каждого отдельно следует считать представляющими чисто исторический интерес. Так ни веревок ни напасешься, ни страхующих, да и вообще – зачем плодить лишние сущности? Стандартный способ страховки отлично работает.


8. Общие рекомендации.
Знание правил работы с веревками не освобождает от необходимости соблюдать общие рекомендации по ТБ: разведать, нет ли рядом места попроще, через горные реки переходить рано утром, избегать переправ в затяжные дожди и сразу после них и т.п. При возникновении большинства аварийных ситуаций техническим ошибкам предшествовали тактические.

Классика жанра: группа подходит к переправе днем или даже под вечер, но ждать утра, когда уровень воды минимален, не хочет. Такие моменты тоже нужно знать и учитывать.

216


Комментарии:
4
Хотел написать про дикарб перед переправой, но как-то так хорошо написано - осёкся.

3
Как-то так нас и учили, единственное, не очень понял, как работает скользящий карабин на вспомогательной?

0
Уточню, сорвавшийся должен сам встегнуть в себя приехавший по страховке карабин второй веревки, или люди со второй веревкой встают несколько ниже и вытягивают без жесткой фиксации?

0
Встегнуться самому может быть непросто, а карабин может недоехать.


1
Нет, он ничего не должен встегивать - а зачем? Карабин упрется в его карабин, в который встегнута страховочная. А может и не упереться, подтащите к берегу раньше. Кстати, в теме "Переправа, переправа" я выкладывал видео, где виден процесс, посмотрите.


-3
Как я понял, веревка идет от страхующего по берегу к месту выдачи основной веревки, там они соединяются карабином и идут к лидеру вместе. В случае форсмажора карабин отстегивается, веревка выбирается.

Нет, вы поняли правильнее меня, но мой вариант мне нравится.

0
Очевидно, нет: в воде в таком случае все равно две веревки. А речь идет о том, что одна остается на берегу. Т.е. если надо человека вытягивать, то вторая группа страхующих уходит на уровень лидера или чуть ниже- карабин второй веревки съезжает по страховке до человека - и можно тянуть за вторую.


-12
Показать комментарий

0
Вон, альпинисты собирались судить Захарова за его "школу альпинизма". Правда, так и не рискнули почему-то.


Не пишите ахинею

-4
Кодыш В.Э. «Соревнования туристов. Пешеходный туризм»
***
Это же наш знакомый. Меня мерзавцем обзывал, за то, что я предложил краткое пособие для подготовки чайников к Эльбрусу сочинить. Что я вижу. Прям-таки лажу опасную пишет?! Перед кем я оправдывался?..

p.s. чет-тут стало сразу тихо. Как перед бурей.

-9
Показать комментарий

-8
Показать комментарий


-4
Здесь он не может ответить, мы в обоюдном игноре. :) Но может прислать мне ответ в личку, если захочет - я выложу. Или пусть через кого-то другого выложит.


0
Не надо бросаться словами. Переправа по бревну с двумя страховочными веревками с разных сторон- это очень распространенная, даже традиционная зачастую практика: просто аналогии со страховкой при броде. Автор поста, пожалуй, слишком резко отозвался о таком варианте страховки: на мой взгляд, если нет каких-то уж слишком специфических условий, то никаких бонусов в виде опоры как у маятника нет, но со страховкой все ок, стоящие ниже по течению вполне себе вытаскивают обратно. Ну, помнет изрядно, но помять может (и я тащемт видал) и при правильно организованном броде с перилами по диагонали и сопровождением. А Вы призываете прямо таки линчевать опытного и уважаемого человека за небольшие спорные моменты.


-1
O_o

0
Спасибо!!!

0
Видел вариант переправы группы - все лицом к течению, самый сильный на острие, остальные за ним образуют треугольник или трапецию. Все идут боком.

1
++Видел вариант переправы группы - все лицом к течению, самый сильный на острие, остальные за ним образуют треугольник или трапецию. Все идут боком.++
А смысл? Зачем всем лицом к течению? Что-то непонятно.

0
Первый идет лицом к течению с шестом впереди себя (если есть) на "трех" ногах. За ним двое опираются на него руками на плечи (подпирают его), а он течение рассекает, дальше следующая шеренга. Получается форма типа утюг.


0
Это они, видимо, таким образом используют принцип "водной тени" - когда поток воды после первого превращается из ламинарного в турбулентный. Будто бы, в такой вспененной воде идти легче.
В книге А.Ахметшина "Переправа вброд и вплавь по перилам" http://yadi.sk/d/s-7Xh1Gi6Pq9E описывается такой прием...

3
хорошо бы авторов фото приводить! комментарий по переправе по одной веревке без челночной: это обычно случается тогда, когда нет больше веревки, тогда встает вопрос как быть, если решено идти, расписка от Бога получена, то нужно правильно расставить порядок прохождения переправы по силе участника, чтобы на берегу находились сильные участники могущие вытащить потерпевшего, допустим участник падает и зависает на самострахе в струе, первое, перила должны быть высоко и натянуты, второе, если уж совсем тонет, то обрезается веревка и сильные участники вытягивают пострадавшего, понятное дело, на конце веревки должен быть стопор, чтобы скользящий не соскочил, как-то так... что делать потом не обсуждаю...

1
++это обычно случается тогда, когда нет больше веревки, тогда встает вопрос как быть,++
У меня другой вопрос встает: "А по какой причине ее нет? Почему люди, идущие на маршрут со сложной переправой, берут только одну веревку?"
++сильные участники вытягивают пострадавшего++
Человека, зависшего на струе, против течения не вытянут. Тут трактор нужен.

0
Фраза в статье:
"Веревка привязана выше по течению, человек идет, отклонившись ниже, центр тяжести все время ниже бревна"
означает, что человек под бревном. На фото он над бревном.

0
Да ладно тебе придираться.
Так, что ли, писать:
"Проекция центра тяжести переправляющегося на воду будет ниже по течению, чем проекция бревна". И еще отдельно пояснить, что за проекция, в какой системе координат. :)
Я думаю, и так понятно, что имеется в виду. Sapienti sat.

5
Так правильно. Систему координат указывать не обязательно :)
Теперь по сути. Ты уверен, что в откидку по бревну безопаснее? Верёвка идёт под углом к бревну, и на человека действуют составляющие силы перпендикулярно и вдоль бревна. Последняя может дёрнуть его вперёд и сбросить, как на косом дюльфере, особенно с тяжёлым рюкзаком.


2
Да уверен, много раз так ходил - и на тренировках, и в походах. Не дергало.
++Верёвка идёт под углом к бревну, и на человека действуют составляющие силы перпендикулярно и вдоль бревна++
Это ты методичек по проведению соревнований начитался?
Там неправильно описано. Вообще абсурд какой-то:
"РУКОВОДСТВО для судей и участников соревнований по пешеходному и лыжному туризму(2000г)...2.3.1 Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна, либо несколько ниже по течению реки. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению реки... 2.3.3 Кроме того, сопровождающую веревку участник может использовать как дополнительную точку опоры.""
И куда он в таком случае отклоняется, опираясь на веревку - выше по течению? Чтобы туда и упасть, если нога соскользнет?
Веревку надо крепить выше по течению, желательно подальше от бревна. Чем ближе угол веревки и бревна к 90 градусам - тем лучше. Тогда спокойно веревку нагружаешь, ничего не сдергивает.

1
"Это ты методичек по проведению соревнований начитался?"

Нет, это из опыта косого дюльфера.

"Веревку надо крепить выше по течению, желательно подальше от бревна."

Это очевидно. Но у длинной верёвки будут относительно большие колебания длины под действием переменной нагрузки человеком, идущим по бревну в откидку.

1
Аналогия с косым дюльфером неудачна.Там по вертикали сила тяжести все время давит, сдергивая в сторону вертикали. На бревне этого нет.
++ Но у длинной верёвки будут относительно большие колебания длины++
Не сталкивался. Правда, за 50 метров мы и не привязывали никогда. Но не думаю, что так уж будет дергаться, если самому не дергаться, двигаться спокойно и равномерно.


2
Есть один нюанс при переправе «толпой» через горную речку, вброд. А именно: ПОРЯДОК ПЕРЕСТАНОВКИ НОГ.

Поясню на примере.
8 мужиков переходили горную реку. Переходили с носилками из ледорубов. К носилкам были прикреплены две длинные жерди. Что дало приемлемый зазор между каждой из 4-х пар человек, несущих носилки через реку. Руководитель предупредил:
Нас 4 пары. Ноги переставлять по ТОЛЬКО ПО КОМАНДАМ:
- - - 1-я пара переставила левую ногу;
- - - 1-я пара переставила правую ногу;
- - - 2-я пара переставила левую ногу;
- - - 2-я пара переставила правую ногу;
- - - 3-я пара переставила левую ногу;
- - - 3-я пара переставила правую ногу;
- - - 4-я пара переставила левую ногу;
- - - 4-я пара переставила правую ногу;
И так далее (вышеописанный цикл повторялся).
Прошу понять: Если нас смоет, то у каждого из «несунов» есть шанс выбраться на берег. У того кто на носилках, такого шанса нет. Поэтому, тот, кто позволит себе переступать по своему усмотрению, пусть, сначала, примерит на себя роль убийцы
.
Перешли благополучно.
Было, что течением у кого-то срывало ногу. Тогда руководитель «рявкал»: стоять! После восстановления полной устойчивости «гусеницы», вышеописанный цикл перемещений продолжался той парой и с того шага, где произошел сбой.
Вот такой нюанс (ПОРЯДОК ПЕРЕСТАНОВКИ НОГ) был самой надёжной страховкой при той переправе.

1
А что за река, какие берега? Навесную нельзя было организовать?

2
К вопросу об образцовой организации русской рулетки.

3
Мне понравилась фотка из пункта 7. Прикольно будет посмотреть, как эти люди поплывут.

-1
Можете посмотреть в теме "Переправа, переправа". Там два видео со смывом.

1
Короткая связка между бойцами очень поможет им при смыве. Будет на кого опереться, чтобы воздуха глотнуть. Правда плывущий ниже по течению может и тапком по голове получить, но это фигня, они все в касках.

Это не учитывая, что НикитаСтепанов написал.


2
Вы правильно заметили. Сколько человек должно быть на берегу, чтобы эту гроздь вытащить на сушу?

-1
Может вытащить и один, но лучше вдвоем.

9
Александр, почитал Ваш пост, и мне кажется, что излагая способы, Вы не начали с главного. А это в первую очередь оценка людских и природных ресурсов, а также технических средств имеющихся в распоряжении. Вот строкой выше обсуждали фото № 7 и никто не задался вопросом о количественном составе группы. Ведь если их всего четверо и тройку понесёт, а страхующий сдуру ещё вщёлкнет страховочную верёвку в грудной карабин, то утопленников будет догадайтесь сколько. Я не принадлежу к любителям почесать языки в Риске, поэтому постараюсь быть краток. Подойдя к реке группа в первую очередь должна оценить глубину реки и скорость течения, имеющиеся технические ("зазубренные" кошки) и подручные (брёвна) средства, и только после этого принимать решение переправляться или нет (старая мусульманская пословица: "если гора не идёт к Магомету, то ну её на фуй") и способах форсирования реки. Чтобы не растекаться в речитативе, приведу несколько фоток из моего опыта и комментарии к ним.
Центральный Тянь-Шань 1975 год. Школа Калининского клуба туристов Москвы, занятия по переправам. Основная ошибка - "челночная" верёвка параллельна страховочной, что не позволит быстро выдернуть плывунца на берег.

Центральный Памир 1978 год. Переправа через реку Балянд-Киик. В группе 4 человека и одна из них девушка. Брёвен и больших камней нет. С имеющимися плавсредствами (пустой автоклав и канистра из под бензина) запускают "плывунца". Андрей Куракин плавает 2 дня, получая за каждый заплыв по баллончику (из под плёнки орво-хром) спирта. Как только спирт кончился, он переплыл. Потом переправились ещё двое мужиков и перетянули рюкзаки. А потом верёвку перебило камнем. Девушка в предвкушении холодной ночёвки, бросилась в реку и переплыла её самостоятельно кролем. Основная ошибка: не хрена было запускать Андрюху, а нужно было первую пустить девушку! Тогда бы и спирт целым остался и два дня бы груши не околачивали на этой реке.

Центральный Памир 1978 год. Река Хабарвив-Хац перед впадением в Бартанг. Мост снесло. Занимаемся дайвингом. Точка страховки на берегу старта только через плечо. Ошибок нет: страховочная и челночная верёвка параллельны.
Последний переплывал маятником.
Центральный памир 1984 год. Река Дубана-Су. Переправляем зама председателя посёлка Джиргиталь. Основная ошибка: очень мало продержали его в воде.

2
++Александр, почитал Ваш пост, и мне кажется, что излагая способы, Вы не начали с главного.++
Не согласен. Пункт 1 - ровно про это.("Перед переправой стоит задать себе два вопроса:
А. Все ли смогут уверенно пройти?
Б. Сможем ли мы эффективно помочь, если у кого-то из участников возникнут проблемы?
Если есть сомнения – надо либо достать веревки и организовать полноценную страховку, либо отказаться от переправы вообще.") А также в пункте 8 немного про общие вопросы. Кратко, да - но я не ставил целью написать некий исчерпывающий текст. Просто постарался выделить существенные моменты, которые часто не понимают или понимают неправильно (на мой взгляд, естественно). Фото 7 выложено исключительно с целью показать, как страхуют тройку, как крепятся веревки. Неужели нужно отдельно объяснять, что всего людей на такой переправе должно быть больше четырех? Я очень надеюсь, что все-таки нет. :)
Хотите дополнить или вообще по-другому изложить - ради бога, я только за. Хоть в этом посте, хоть написав свой.

1
Вы только ради бога не обижайтесь. Наверное немного неправильно Вас понял.


0
И у вас и у alvd заметил, что страховочный карабин крепится на спину. В видео alvd то же самое, причём группа товарищей выплывает на спине лицом по течению. По-моему это неудобно. Обычно все плавают лицом против течения.

5
Я не знаю, как у Вас "обычно все плавают лицом против течения" в горных реках, но в своих заплывах, когда вдруг оказывался на страховочной верёвке, предпочитал чтобы струя била в затылок, а не в морду лица.


0
++Обычно все плавают лицом против течения.++
А они не плавают. Они держатся на поверхности и ждут, когда их вытащат.


1
Глядя на подобные переправы через такие бурные реки, может имеет смысл брать на группу один гидрокостюм для первого?

1
Вы наверно хотели написать - спасжилет? Имеет.

1
Лучше надувной детский круг и канойное весло.


1
Гидрокостюм ,по крайней мере первого идущего холодная вода не так достает, и у гидроча хорошая положительная плавучест не хуже спас жилета, , ну и плюс боты на ногах как то в них комфортнее ногам и вес небольшой.


3
Почему то все "Чапаи" переправляются под прямым углом к берегу. Логичнее будет если место старта на исходном берегу будет немного выше по течению чем место финиша на целевом берегу. Тогда течение будет незначительно помогать в движении.
Естественно если 1) веревки достаточно для слегка косой переправы и 2) ширина реки и её берег это позволяют.

0
Что значит незначительно?
Если выбрать место крепления верёвки выше по течению на том берегу и подобрать правильный изгиб русла,
то можно махом всех переправить: на этом берегу участник закрепляется к верёвке, течение его само выносит на тот берег,
а там нужно участника вытащить, отцепить, откачать и поставить на ноги...
Собственно, проблема только в переправе первого, вторым переправляется рюкзак с хламом, на нём проверяется вся технология,
вносятся коррективы, а дальше... помолясь и ...

0
В прошлом году через Шилик (не совсем уверен, на разных картах по ранзному) две группы синхронно повесили две перилины- одну прямо, другую под углом. Под прямым углом на взгляд со стороны было существенно тяжелее.

0
Однозначно, нужно стараться делать косую переправу - иначе возникает "перильная ловушка", при выходе на целевой берег.
Опять же все это подробно описано в книге А.Ахметшина "Переправа вброд и вплавь по перилам" http://yadi.sk/d/s-7Xh1Gi6Pq9E , кроме того, эта книга снабжена DVD-диском с примерами и видеоиллюстрациями...

0
++Тогда течение будет незначительно помогать в движении.++
Течение очень здорово будет помогать в движении. Я об этом писал в теме "Переправа,переправа" и выложил там ролик "Переправа по косым перилам"(даже два ролика - один вброд, другой на рюкзаке).
Здесь просто не стал повторяться , но ссылка на предыдущие темы есть, все желающие могут посмотреть.

4
Есть ещё один способ переправы, о котором не упомянули. Я его называю "ненецким". Выбирается достаточно тонкое дерево (лучше всего берёза) и первый лезет наверх в счастливом ожидании, когда оно согнётся и он благополучно плюхнется на противоположный берег. Иногда это получается удачно. В 79-ом в одиночку переправлялся так через приток Черека-Балкарского. Не учёл веса рюкзака (больше 40 кГ.) и берёзу выбрал слишком тонкую. Она сломалась когда я был над серединой потока. Но своей цели (противоположного берега) я достиг, правда метрах в ста ниже по течению, почти у впадения в Черек. Самый большой недостаток у этого способа, что рюкзак после купания тяжелеет раза в полтора.

2
Тогда уж, нужно упомянуть и "сванский" способ - это, когда человек бежит по пологой косой к потоку, и так преодолевает реку. Два года назад проводили учебный семинар по переправам, я сам попробовал - на удивление хорошо работает! Там, где "стенка" переходит реку с напряжением, один человек легко перебегает!
Правда есть особенности: нельзя останавливаться в потоке, иначе течение сразу сбивает с ног. И страховка проблемная - надо, чтобы группа страховщиков также бежала по берегу!..:)
Ну, и конечно - такой способ хорош лишь для неглубоких (хотя и быстрых) речек...

1
Споткнешься (сам или страховщики) в мутном и быстром потоке - есть шанс "крякнуть".


3
О третьем крестовом походе:

Переправа крестоносцев через Босфор началась 25 марта 1190 года. Путь Фридриха шел по западным областям Малой Азии, частью разоренным вследствие войн с сельджуками, частью занятым этими последними. Тюркские отряды беспокоили крестоносцев и заставляли их постоянно быть настороже. В особенности христиане страдали от недостатка продовольствия и корма для вьючных животных. В мае они подошли к Иконии, одержали значительную победу над сельджуками и вынудили их дать провиант и заложников. Но в Киликии немецкое войско постигло несчастье, погубившее все их предприятие. 9 июня, при переходе через горную реку Салеф, Фридрих увлечен был потоком и вытащен из воды бездыханным.


Жаль, Фридрих I не читал статьи alvd.

0
Фридрих погиб, упав с лошади. Тема таких переправ в туризме совершенно не проработана.
А вот Мономаху с братом владение техникой переправ, возможно, и пригодилось бы.
Битва при Стугне, 1093г.:
" Прибежали они к Стугне, и когда пошли они вброд, стал Ростислав тонуть. Хотел Владимир Мономах подхватить своего брата, и едва не утонул сам.Так утонул князь Ростислав. "

2
++В походном варианте смывание, как и срыв должны быть исключены. Если это произошло - это ЧП.++
++"И не знаю НИ ОДНОГО случая, когда первого сбило с тяжелыми последствиями (не только на Карагеме, но и вообще!)"

Закон "малых чисел". Свезло.++
Вот прямо только что в теме "Еще раз про сборы в поход" Тирамису написала, как их группа переправлялась через Карагем прошлым летом. Первый шел вброд, его сбивало, попытка доплыть, при неудаче вытаскивание.
Переправились с седьмой(!!!) попытки.
Я думаю, шесть подряд удачных вытаскиваний из серьезной реки, без последствий для лидера, говорит уже о надежности страховки, а не просто о везении.
Как там Суворов писал:" Раз - везение, два - везение, на третий-то раз, помилуй Бог, может, и умение?" :))

2
В теме "Сборы в поход" мне напомнили еще одну сомнительную рекомендацию:перед переправой расстегивать пояс рюкзака.
"На переправе пояс должен быть расстегнут."
"А я ведь специально перед началом брода всем говорил, что рекомендуется с расстёгнутыми поясами идти, чтобы при падении сразу избавляться от рюкзака."
Смысл рекомендации:при смыве его легче будет сбросить.

Так-то оно так, но ведь и упасть в таком случае тоже будет легче.
Вот что пишет по этому поводу моя знакомая с большим опытом бродов, в том числе и одного неудачного, когда ее сбило течением и несло два километра (рекорд для пешеходников?):
"Я честно пробовала расстегивать. Когда-то давно я читала, что это правильно. Но сейчас у меня рюкзак узкий и длинный, и основной его вес держится на поясе. Когда я пояс расстегиваю, при небольшом наклоне вбок смещается центр тяжести, и проще потерять равновесие, чем когда пояс застегнут. Поэтому, в основном, иду с застегнутым поясом, готовая расстегнуть пряжку при первой необходимости."

Я считаю, это правильный подход. Нельзя для облегчения действий при падении увеличивать вероятность самого падения. Так можно договориться до предложения при броде нести рюкзак на одной лямке - тогда еще легче будет сбросить. (Может, еще и сам сбросится, заранее :) ).

Положение при броде должно быть максимально устойчиво и застегнутый пояс рюкзака этому способствует. А на случай возможного смыва должны быть тренировки по быстрому снятию рюкзака (в том числе и на течении), хорошо организованная страховка, отказ от сомнительного брода, если она невозможна или затруднена, проход с отдельной транспортировкой рюкзаков.

И это не только к бродам относится.
Если, например, кто-то не уверен, что с этого бревна не сорвется, ему(ей) надо отдельно рюкзак транспортировать, а не пояс перед переходом расстегивать.

1
Пояс - действительно, вещь спорная,
а вот грудную нужно расстегнуть обязательно!!! - т.к. на неё не обращают внимание и при смыве её расстегнуть будет и трудней, а главное,
в этот момент вряд ли кто поймёт, что это именно она не даёт скинуть рюкзак.

В несложных переправах тяжесть рюкзака добавляет устойчивости и надёжности (у меня сложилось такое мнение), главное не спешить,
а надёжно ставить палки и ноги.

0
Грудной обычно и нет (у меня никогда и не было). :)
++В несложных переправах тяжесть рюкзака добавляет устойчивости и надёжности (у меня сложилось такое мнение)++
Правильное мнение. И тяжесть участника тоже. Мы на Хамар-Дабане подошли к Утулику, чуть отстав от нас- водная пятерка. Наши рюкзаки в среднем 20-22 кг, их -50.
Мы стенкой, они - поодиночке, не заморачиваясь. Поди сдвинь такую массу.:)
А наших девушек вполне могло бы снести одних.


4
"Так можно договориться до предложения при броде нести рюкзак на одной лямке - тогда еще легче будет сбросить. (Может, еще и сам сбросится, заранее :) )."

...прикольно, но и такие рекомендации когда то на полном серьезе получал... и даже серьезно к ним относился после случая еще в 87, когда увидели срыв на переправе парня с девушкой... парень сбросил рюк.. его довольно сильно побило, но сам выкарапкался... а девушка была в станке... метрах в пятидесяти ниже срыва станком зацепилась за камни... пока мы сбежали с тропы... пока ее нашли (под водой не сразу увидели( .... пока пытались неумело ее достать (бройлерами тогда были - здоровья с избытком, а вот с умом еще не очень... ) в общем поздно уже было....

0
Неужели правда и такая рекомендация тоже была - рюкзак на одной лямке носить?
Чего только не придумают, вместо того, чтобы страховку нормально организовать и не соваться без нее туда, где есть реальный риск поплыть.

0
Ну я не сам придумал такую рекомендацию эт точно... хотя с туриковскими рюкзаками такой финт сложно даже представить... разве что только турист-эквилибрист :)... в альпинистов все же на подходах из лагеря обычно рюкзак то полегче...


3
В связи с полемикой по поводу расстегивания пояса на переправе вспомнил хороший пример, подтверждающий мое скептическое отношение к этой рекомендации.

Джунгария,2007 год, переправа через р. Караунгур.
Проход по бревну с сучьями маятником с рюкзаком, в начале похода, у девушек стартовый вес рюкзаков - 25 кг.
При проходе одна из девушек упала, ее затянуло под бревно. Слава богу, кончилось благополучно.
Среди принятых мер безопасности указано - пояса рюкзаков расстегнуты.
Было ли такое решение верным? А это как посмотреть.
На первый взгляд - да, с расстегнутым поясом легче вынырнуть, это, возможно, даже спасло. От рюкзака девушка освободилась.
На второй - категорически нет! Надо было не пояс расстегивать, а рюкзак снимать! Причем со всех! Ширина реки небольшая, по берегам деревья, натянуть веревку и перегнать рюкзаки после переправы пары человек совсем недолго и несложно.
Мера, предотвращающая падение, должна иметь явный приоритет перед мерой, смягчающей его последствия.
И такая ситуация - скорее правило, чем исключение.

Вспомним еще переправу через Бавю, где недавно погибли два человека.

Допустим, подошла к такой переправе сильная туристская группа с необходимым снаряжением.
Может она здесь попробовать переправиться? В принципе да, брод выглядит опасным, но проходимым.
А пояса рюкзаков нужно расстегнуть? На мой взгляд - нет, не нужно, рюкзаки нужно снять вообще! И страховку нормальную сделать. А потом рюкзаки на целевой берег перетянуть - опять же, не вопрос, если часть людей перешла.
Я не знаю, расстегивали ли погибшие туристы пояса - но так ли уж это важно?
Не надо идти проблемный брод без страховки - ни с застегнутым поясом, ни с расстегнутым. А если веревки достали - зачем под рюкзаком идти, с риском поплыть?

Вот поэтому мне рекомендация расстегивать пояс и не нравится - очень часто это является имитацией обеспечения безопасности, этим подменяются меры, в данной ситуации действительно необходимые.

Из дискуссии:". А расстегнутый поясник рюкзака просто увеличивает шансы на безопасное извлечение участника из воды. "
Все зависит от точки отсчета. По сравнению со снятым рюкзаком - уменьшает. :)

0
А расстегнутый поясник рюкзака просто увеличивает шансы на безопасное извлечение участника из воды. Все зависит от точки отсчета. По сравнению со снятым рюкзаком - уменьшает. :)
А по сравнению с обходом - переправа со снятым рюкзаком тоже опаснее.
Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным
И сидеть дома - тогда в реке точно не утонешь

1
++А по сравнению с обходом - переправа со снятым рюкзаком тоже опаснее.++
Ну это смотря какой обход. :)


0
В теме "Организация переправы забросом веревки на целевой берег" Tsvetik выложил интересное видео - переправа через Даут с заплывом лидера. Поскольку оно больше соответствует этой теме, иллюстрируя ряд вопросов, которые здесь обсуждались, продублирую:


Небольшой комментарий.
Показан достаточно редкий, но вполне рабочий вариант переправы. Видно, что страховка двумя веревками вполне надежно обеспечивает безопасность лидера. Высказанные здесь опасения, что он при недоплыве непременно захлебнется, замерзнет или еще что не подтвердились.
Его возвращение на исходный берег при неудаче - вопрос нескольких секунд
Преимущество крепления веревок сзади тоже вполне наглядно.

Но и без некоторых косяков не обошлось - а как же без этого? :)
Непонятно, зачем они стали выпускать с рук. Рядом камни, на один из которых можно повесить петлю с карабином и пропустить веревку через карабин. Тогда страхующий легко удержит, не надо будет, как на видео, упираться изо всех сил, чтобы и лидера удержать, и самому в реку не слететь. Даже странно, что группа, в целом хорошо технически подготовленная к переправам, так архаично страхует.
Но все равно молодцы - и что переправились успешно, и что видео выложили!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru