Мне 25!

Пишет yumiha, 07.07.2013 01:59

Мне 25! (Альпинизм, грепвайн, тимашев, гребенюк, нейман, вольная испания, иркутск)


«Мне кажется, что кто-то там, наверху, хорошо ко мне относится».
Малаки Констант


7 июля - сегодня мой День рождения. Мне исполняется 25 лет. Но телефоны молчат, никто не поздравляет и не едет в гости...
Не все друзья и знакомые знают об этом событии. А те кто знают, скорее всего, не помнят точной даты. Ведь это не тот день рождения, который благодаря маме и папе, а тот, который исключительно по собственной глупости и... безумному везению. Но, давайте по порядку.



Лето 88 года. Сборы клуба "Витязь" (г. Иркутск) проходят а/л “Шхельда”.

Знакомый и любимый район.
Я в отличной форме, великолепная компания и много-много планов ...а еще в августе школа, а еще осенью жетон.
Горы у нас есть свои, домашние - Саяны, поэтому мы всегда открыты и готовы к интересным маршрутам. Но руководство лагеря настроено категорично: всем на тренировочные восхождения!
Сбегали куда-то двоечку. Мимо маршрута забурились в непогоду на МНР 4Б. И вот уже идем на Вольную Испанию по Субортовичу 5Б.
Я этой горой закрываю КМСа, а дальше готов походить и на ребят, и в своё удовольствие, и залезть куда-нибудь по-круче, если сложится.
Мы - это Паша Тимашев и три Юры: Нейман - Длинный; Гребенюк - Док и я - Михайличенко - Миха.
С вечера подошли на ночевки под маршрут и увидели нашу красавицу! С этого ракурса гора выглядит просто невероятно и уже хочется лезть, но - утром, всё утром...

Утро.
Погода - Пушкин: мороз и солнце!
Работаем с удовольствием и не спеша - времени много. Спуск возможен только очень рано, когда схватывается карниз на спусковой перемычке. Так что ночевка, по-любому, на маршруте.
Маршрут слегка нависает и поэтому совершенно сухой. Тут и там набиты старинные морковки и уж совсем древние деревянные клинья с репиками. Лазание приятное, команда понимающая с полуслова - чего еще хотеть?
Веселимся. Сижу принимаю Павла. Он карячится с рюкзаком под нависанием и всё громче и громче стонет. Неужели так тяжело? Кое-как перегибаюсь, на сколько хватает самостраховки, и кричу вниз: Мол потерпи, понимаю мол, что тяжело, но немного осталось... А снизу рёв: Какое, на хрен, тяжело?! Яйца беседкой защемил!... Ну, дальше-то я и не страховал вовсе, а катался в истерике.
Под вечер уперлись. Выход на крышу и вдруг кончился запал. Стою в калошах - это такие скальные туфли раньше были, а ботинки мои где-то внизу перемещаются в чужом рюкзаке. А нужно нам по ручьям, начинающим схватываться ледком, вылезти на снег. И так пробую, и там - не идется никак. Тут спасибо большое Длинному - собирает силу воли в кулак и сам вылазит, и нас всех вытаскивает. Веревки, правда, мокрые насквозь - но это только завтра аукнется.

Ночуем на вершине.
Утром - чудо! Шхельда, Ушба - только руку протяни! Солнце, красота вокруг, воздух прозрачен!...Разве что птички не поют.
Дошли до спусковой петли. Кто не знает, так там два дюльфера до перемычки, а дальше пешком-бегом-на попе.
Крюк звенит, петля из новой веревки, завязан грепвайн - я этот узел сам постоянно использую, так что знаю его хорошо и в нем уверен.
Все спустились, я последний. Начинаю идти. Веревка замерзла, обледенела и не хочет лезть в спусковину, тем более двойная. Каждый шаг, как прыжок на резинке и это мне совсем не нравится, но вариантов нет.
Спустился метров на пять и вдруг чувствую, что спуск пошел легче. Да еще как легче! Я успеваю сделать пару быстрых шагов вниз и плавно - как мне кажется - начинаю заваливаться через голову. А мимо меня шуршит моя же спусковая веревка...

Говорят, что в такие мгновения перед глазами пролетает вся жизнь... Не знаю. У меня этого не было. Время и правда потекло медленнее или, что точнее, выброс адреналина ускорил мои собственные процессы, в том числе и мыслительные.
Итак, я плавно заваливаюсь через голову и замечаю, что снежная стенка, по которой я спускаюсь, переходит в скальную и лишь по середине остается узенький ручеёк снега. Сантиметров 50-60, не более. Нужно обязательно попасть туда! - зачем-то решаю я и начинаю стараться попадать.

А еще говорят, что сначала кричат “мама”, а уж потом - “держи!”.
Как-то у меня всё не по-человечески...
Сразу кричу “держи!”.
Не успел еще докричать, а уже понимаю, что крикнул не достаточно громко и за перегибом могут не услышать и ору уже во всю силу: ДЕРЖИ!!!

Лечу.
Долго лечу.
Удар.
Голова-ноги-голова-ноги...
В какой-то момент фиксирую, что рвется ремешок каски и она слетает с головы.
Остановился. Кошки воткнулись в снег - чувствую перелом в голеностопе. Поднимаю голову. Успеваю увидеть сломанную руку, всё еще удерживающую веревку, и тут-же испуганно сжимаюсь в комок - сверху по склону на меня летит рюкзак! Но, к счастью, он проходит мимо и теряется навсегда.
Оказалось, что одна из веревок была короче и её не хватило до станции. Павел остался стоять на конце веревки и всегнулся в станцию самостраховкой. А я-то его с полки и сдернул, хотя он и пытался удержаться, услышав крик. Он улетел вниз головой на длину самостраховки, основательно приложился к стенке и чудом себе ничего не сломал. Вот лямки рюкзака и не выдержали. А веревка-то выдержала. Еле-еле. Осталась лишь пара внутренних волокон...

Лежу.
Сверху кричат: Жив?
Отвечаю.
Дальше всё по схеме: спускаются, уколы (спасибо Доку!), шины из ковриков, носилки из лыжных палок, меня в носилки - Павел сопровождающим.
На первой связи передаем сообщение на базу, а сами уже спускаемся. Ждать нельзя - снежный карниз на перемычке еле держится.
А мы-то прямо через него и спускаемся. Висим метрах в трех от стены, карниз весь переливается и светится на утреннем солнце - красотища!
Кончилась веревка. Ребята сверху надвязывают и спускают нас дальше. Узел заклинился в толще снега...
Пытаемся его продвинуть - Паша прыгает на веревке (и это под карнизом!), я, как могу, стараюсь ему подыграть и, одновременно, не сильно стонать.
Доходит, что мы сейчас сдернем карниз на себя! Бросаем две веревки и продолжаем спускаться на оставшихся.
Наконец выходим на более-менее ровное место на леднике.

Подходит передовой спасотряд.
Первым, и это неудивительно, подбегает Шура Яковенко с половинкой акьи.
Он склоняется надо мной и с надрывом: Ну ты чё?!
Что я могу ему ответить...
Народ подтягивается. Меня перекладывают в акью и обсуждают дальнейший спуск.
Я замечаю, что акья стоит в маленькой ледовой выемке ни к чему и ни к кому не пристегнутая. В цвете представляю себе до какой скорости можно разогнаться и очень аккуратно доношу эту мысль до своих спасателей.

Никогда: ни до, ни после этого случая я не видел таких масштабных спасработ. Мало того, что практически все наши сборы сбежали с окрестных и отдаленных маршрутов, так еще и более сотни (я не преувеличиваю!) добровольных помощников трудилось на моей переноске по Кашка-Ташу. Видимо, тут сказалась и близость лагерей, и настойчивость начспаса района.
Мне (уколотому) хорошо! Особенно если еще и не сильно трясут. И я не могу оставаться в стороне от такого грандиозного процесса. Начинаю активно раздавать советы (нужные и не очень) тем, кто оказывается поблизости. А оказываются, чаще всего, какие-то напуганные новички. Они широко открытыми немигающими глазами смотрят на меня, как на привидение. Судорожно цепляются за акью, и совершенно не реагируют на мои реплики. И правильно! Спасработы - это дело серьезное: и поведение, и выражение лица - всё должно соответствовать миссии и моменту. А тут еще какие-то шуточки неуместные...
Ну, так или иначе, но еще до захода солнца я весь уже загипсованный в больнице Тырныауза отхожу от наркоза.

А наутро на имя Паши приходит телеграмма от моей мамы: Павел, что с Юрой?
Значит, и я кричал “мама”?!

А далее потянулись томительные дни ничегонеделанья.
Иногда меня развлекают посетители в лице соратников и даже, по-моему, в лице представителя комиссии по расследованию ЧП.

Интересным для меня показался итог работы комиссии.
Не знаю, были ли еще подобные прецеденты, но в данном случае не только никого из участников не “раздели”, но даже и зачли всем эту гору. Конечно, здесь сыграло положительную роль и то, как слажено и оперативно прошел спуск пострадавшего (меня) с маршрута. Ну и руководители мероприятия, видимо, основательно побились за нас на разборе.

Так что же всё таки случилось?
А просто развязался узел под нагрузкой.
Ребята нашли на перемычке упавшую петлю с одним узлом. Вот вам и грепвайн... Сейчас много говорят о необходимости контрольных на самых, казалось бы, надежных узлах. Но в то время на грепвайне их никто не вязал. Я тоже никогда особо не задумывался о надежности узлов и петель, за что, собственно, и поплатился!

И вот уже четверть века прошло с того дня.
Первое время мне часто снилось начало падения, шелестящая мимо веревка и тот ручеёк снега, в который мне необходимо попасть. Я летел, вздрагивал и просыпался. Потом отпустило.

Мы отошли от спорта и посвятили себя семье, работе и каждодневной суете. У нас выросли дети, появились седые волосы и лишний вес.
И только Док - вечно молодой - лежит где-то на Чо-Ойю.
Видимо, его ангел отвлекся на мгновение...

375


Комментарии:
0
На Субортовича нас Вольная Испанию предупредила три раза..., и пожалела. Правда было это в 91-м В назначенное тактическим планом время спуска, с Бжедуха спустился паровоз льда. А мы чуть-чуть задержались.

6
Наш карниз сошел, когда меня несли по леднику...
Еще раз повезло.

3
Действительно, не знала - Юра, с Днем Рождения!!:)
Пожелаю еще два по 25, и статей (раньше, чем следующ юбилей - такой талант жалко спрятать!:), а уж азарта вам и так хватает - недремлющее наше комментаторское око по всем вопросам - всего вам самого хорошего!

* ваша подарочная бутылка шампанского ждет заезжайте - с благодарностью по "проект Кладовка"!!

6
Спасибо, Саша.
Всё пытаюсь разгрестись и начать ходить в зал. :) Но, наверное, уже осенью...

Очень рад, если действительно получилось читабельно. Старался.

0
ой, Юра - на скалодром всегда ждем!
* (покажу где "фамильная Юмиховская фанера":)

6
С днем рождения! :)
И за науку спасибо!

4
Спасибо.

7
Юрию долгих лет жизни!

Но я первый раз слышу, что петля правильно завязанная грепвайном может развязаться. Считал его одним из самых надежных узлов. Неужели и правда при каких-то обстоятельствах он может развязаться.

5
Видимо замерзшая веревка так себя повела, не дала нормально затянуть узел..

7
Спасибо.
Конечно, всё это предположения, т.к. на 100% никто не знает. Но веревка (спусковая) была целая, петля лежала отдельно, крюка не было. Перебить петлю там невозможно, т.к. падать камням просто неоткуда.
Узел был завязан нормально. Правда, его вязал не я, но я хорошо его смотрел. Да и трое спустились на этой петле передо мною. Перед своим спуском я смотрел еще раз петлю (страшно ведь!) - концы не уходили.
У меня только один вариант: сыграла роль такая динамичная прыгающая нагрузка. Ребята спускались мягче. А у меня очень плохо шло, рывками.

3
Ясно. Будем иметь ввиду.
Спасибо.

7
Перебить спусковую петлю - это вообще фантастика, по моему ни одного такого случая не задокументировано.

Грепвайн насколько я помню буржуи всегда рекомендовали делать с длинными хвостами - то есть видимо он все-таки известен тем что ползет. Сам всегда удивлялся и никогда так не делал. Правда на петлях я всегда вязал встречный, чувствуя себя при этом маразматиком. Опять же - потому что страшно.

2
всегда считал, что уж после после действия нагрузки (спуск первого) грейпвайн затягивается намертво. Ан оно вон как бывает. Будем внимательней

6
Юра, будь!
Вроде бы и хорошо знаю эту историю, но написано так живо и ярко, что как будто первый раз услышал. В общем, расти большой. И не только в ширину...

1
Спасибо, Костя.
Буду работать над собой!

3
Душевно. Спасибо.

3
Отлично написано! С днем Рождения!!!

3
Спасибо. С днем рождения. Прекрасный рассказ.

10
"... телеграмма от моей мамы: Павел, что с Юрой?
Значит, и я кричал “мама!”?"

Да, мамы они все такие: кричи, не кричи - они сердцем слышат, когда сыночку худо... Её, и в первую очередь, с Вашим вторым Днём рождения!

6
Спасибо.
Я её спрашивал потом почему она послала телеграмму? Она говорила, что не знает точно. Приснилось, что ты летаешь и было очень тревожно...

-3
25? х..ня, вот когда 50 и никто не звонит , есть повод задуматься

14
Да нету повода.
Если 50 и не поздравляют - значит самому человеку это не нужно. Каждый живет так, как ему комфортно. Одного 500 человек поздравляют - а он проверяет, кто не отметился; другого 5 - и ему достаточно...

1
Юра! Поздравляю с днем рождения! Большое спасибо за классный рассказ!
Ваш ангел хранитель наверно никогда не спит.

4
Скорее всего одна из сторон узла была завязана с ошибкой.

5
Конечно, я не могу полностью исключить такой вариант.
Но тогда к грепвайну нужно относиться еще более осторожно. Если я, постоянно используя этот узел, не смог понять, что он завязан не правильно - то узел опасен.
Тем более, что была отличная погода, я был отдохнувший и никуда не торопился. Т.е. факторы способствующие ошибке отсутствовали.

4
Большое спасибо всем за поздравления!
Напросился. :)

2
Юрий, с днюхой Вас! Присоединяюсь ко всем предыдущим ораторам. Спасибо, что написали. Во-первых, красиво и интересно, а во-вторых, есть о чем задуматься. Удачи Вам!

2
Юра, вот и ты за мемуары взялся... Тимашев , помню, рассказывал , второе и третье слово после срыва точно было не "держи!". Поядренее. Хорошо написал.

0
Кхе, кхе...
Вова, думаешь, возраст? :)

1
Да, интересно, спасибо за рассказ! Атмосферу передали...наглядно... хоть щупай руками!
С Днем рождения)))!

1
Юра, понимаю, что здесь это offtop, но все же после торжественной части можно несколько технических вопросов?

1. Какова была крутизна склона на участке падения?
2. Из какой веревки была сделана петля?
3. На каких веревках осуществлялся дюльфер?
4. Падение остановил застрявший в спсковухе узел связывавший две веревки? Что это был за узел?
5. В каком месте веревки остались те самые "лишь пара внутренних волокон"?
6. Какая у тебя была спусковуха? (про дублирующий прусик не спрашиваю :)
7. Какая у тебя была каска?
8. Ты был с рюкзаком?
9. У тебя была грудная обвязка? (И если да, то как была вщелкнута спусковуха)?
10. Вы оба повисли на самостраховке Павла? Именно на нее пришелся весь рывок? Из чего она была сделана? Он был с грудной?

1
"А из зала мне кричат: Давай подробности!..." )))

1.В месте срыва была крутенькая снежная стенка, градусов 60. Метров через 10-15 был перегиб и дальше я не видел (сверху). Там был скальный участок. Вертикаль или близко к тому. Приземлился я уже на выполаживание на снег, градусов 40, думаю. Где по дороге кувыркал точно сказать не могу, но касания какие-то были. Скалы, скорее всего, я таки перелетел.
2. Рыбацкий трос. Петля была из абсолютно новой, белоснежной веревки. Думаю, что повесили её прямо перед нами. Максимум неделя-две.
3. Тот же рыбацкий трос.
4. Нет, то ли трения в спусковухе хватило, т.к. я уже лежал на склоне, то ли схватывающий сработал... А может, я сам зажал веревку, инстинктивно. Но до узлов я не долетел. Что за узел - не помню. Но, обычно, я вязал восьмерки на концах и скреплял карабином. Связывать веревки встречным (или чем-то еще) страшновато - вдруг упустишь конец...
5. Сам не видел. Предполагаю, что на той веревке, которая выла вщелкнута в нижнюю станцию.
6. Пруссик был, был и скользящий карабин на продергиваемой, т.к. веревки одинаковые внешне. Спусковина была титановая, по-моему, от Никона, что-то типа букашки Кашевника.
7. Каска мотоциклетная. Это другой год, но каска та.

8. Да, с полным рюкзаком, да еще и палки. Палки телескопические, но самодельные, из 2-х колен, так что торчали над головой.
9. Обвязка, конечно, была. Тогда все были с обвязками. Как была вщелкнута спусковуха не помню. Скорее всего в беседку, иначе рук не хватит. ))
10. Самостраховка была из буржуйской веревки, миллиметров 12. Почему я и думаю, что рвалась другая веревка. Самостраховка внешних повреждений не имела.

Если еще что не понятно, спрашивай.

1
1. Концы у петли были оплавлены/заизолентчены или разлохмаченные?
2. Каким образом Павел "пытался удержаться на полке, услышав крик"? Он успел заложить веревку?
3. На чем была собрана нижняя станция?
4. У тебя Прусик был завязан выше спусковухи?
5. Самостраховка у Павла была из буржуйской 12 миллиметровой динамики?


5
Совсем, как бы не в тему, но вспомнилось.
В больницу Павел мне принес мои часы. В момент падения порвался браслет. А когда уже начали спускать, то заиграла музыка - ребята услышали и раскопали под снегом. Видимо, попал снег и замкнулись контакты.
Часы очень не хотели потеряться. :)

1
Грейпвайн всегда интуитивно не нравился. На петлях вязал встречные восьмёрки + контрольные (ага, презерватив на свечку). Маразматиком себя при этом чувствовал, но не так, чтобы уж очень.

1
Там что-то было с ослаблением веревки во встречных. А грепвайн, дескать, сохраняет прочность веревки или ослабляет, но меньше...
Думаю, const сможет этот момент прокомментировать.

1
Да, грепвайн меньше ослабляет веревку. Но для нормальной веревки это не принципиально. (В соответствии со стандартом, прочностные характеристики альпинистской веревки (количество рывков) регламентируются при использовании узла "восьмерка").


0
с днем рождения!

1
С днем рождения! Пусть Ваш ангел не отворачивается еще много лет!

2
Прочитал на одном дыхании, как рассказ Стивена Кинга, даже не верится, что это все было в действительности! В этом ужас и красота альпинизма, его исключительность! Безумству храбрых поем мы песню!

2
Ну если сказано уже всё, то не пора ли тяпнуть по граммуличке за здоровье и удачу вновь рождённого?

2
Тяпнуть - это наше любимое занятие!

4
Дык, ёлы-палы, за чем дело встало?
Ну, собраться где-нить, хоть каким-нить составом - это не реально... А вот в одно и то же время, вечерком, с устатку после трудов праведных... Ну, скажем так: сегодня среда, в пятницу народ на дачи ломанёт, выходит что четверг, то есть завтра. В 20-00, например, по 50, беленькой... И сразу коммент на "риск" ( в смысле тост). Надеюсь, сайт не рухнет, а если и рухнет, то и ладно, - это ж сайт, а не срыв связки...


6
Рассказ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ!!! Читается на одном дыхании. И тут же всплыло в памяти:

1982 год, идем на Бжедух, если не ошибаюсь 2Б (с перемычки с Вольной Испанией). Начспас (а/л Адыл-су) в маршрутном листе написал, что спуск с перемычки после 12.00 - запрещен. Ждать до ночи. Выходим с "рыжих камней", в час подъем, быстрый перекус и пошли. Выходим на плато Каш-каташа. Там стоит палатка, в ней наблюдатель из МАЛа. На Вольную Испанию идет по 5Б двойка во главе с Маркеловым, слышим их голоса на маршруте.
И тут обнаруживается, что одну веревку забыли в палатке. Инструктор отправляет вниз в палатку участника, забывшего веревку и меня. Я староста отделения, должен был проверить. Команда бегом вниз, бегом обратно. Далее все в сумашедшем темпе, чтоб не сидеть бог знает сколько на перемычке. Погода была отличная, только холодный ветер, но на вершине только беглый взляд на окружающую панораму (действительно обалденная) и вниз. Спускаемся на перемычку, на часах 11.30 - успели. Быстро "скатываемся" на плато, наблюдатель угощает нас чаем. Сидим - балдеем. Успели, погода отличная, вкуснейший чай...
К чему это я все? Ровно в 12.00 сильнейший грохот, с перемычки сошла лавина...
Интересно, что в этот же день перенесли наш лагерь с "рыжих камней" на плато. На следующее утро должны были идти на Улу-кару. Вечером видим, как с Вольной спускаются два фонарика. Спустились на перемычку. Наблюдатель сказал, что будут там ночевать. Но утром, когда мы проснулись, палатки ребят из МАЛа уже не было. Значит ночью спустились и сразу вниз.

4
Не могу не присоединиться, хоть и поздненько. Уж больно повод замечательный, и рассказано здорово!
Мои поздравления и соединение пядитесяти (грамм)))

1
Золотой возраст, забей сразу же на всякую херню, к 40 сожалеть по-любому еще мало о чем будешь, но о потраченном времени уж точно.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru