ГМС на Федченко

Пишет Кирилл Семенов, 22.09.2013 12:01

Памятник энтузиазма 30х. Жаль пропадает...
ГМС на Федченко (Альпинизм)


ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)
ГМС на Федченко (Альпинизм)

289


Комментарии:
-1
Все уникальное - упадет в пропасть, как ненужное... ОК ?

21
Разве что по причине, что серость (тем более массовая) не в состоянии понять и беречь что бы то ни было уникальное.

-3
"серость (тем более массовая)" не причем, умерли татаромонголы и т.д., отделились от России таджики - памирцы. Смысла нет беречь остатки от Хана Мамая или Тамерлана, а при них ведь также многое было "уникальным"...
Когда-нибудь да кто-нибудь захватит Г С М на Федченко или разрушит, чтобы не осталось и следов от ВЕЛИКОГО и МОГУЧЕГО. Вай-вай-вай...

0
А еще НАДО уметь терять... и терпеть, сдерживая слезы.

1
Согласен что вопрос очень сложный. тут и могучий то ни при чем, ее компьютером заменили. а что беречь что нет вопрос и правда политический. На гнилом запвде европы каждый пень берегут почему то, и древностью хижин гордятся. Правильно или нет - кто знает. Повезло пирамидам - их хрен сломаешь))

2
А там сейчас вообще никого?

15

Фото ГМС в 1967г.

6
Сейчас никого. С 90 какого то года. Стоит американская автоматическая станция, и, говорят, была наездом гляциологическая экспедиция.

6
Про строительство ГМС можно почитать здесь
http://www.skitalets.ru/books/pamir_luknitsky/15.htm

8
Грустно...

7
Грустно, а что делать. Индустрию туризма там раскрутить тяжело, наука - не выгодно, добираться тяжело.
туристических групп - и то дай бог 1 - 2 в год.
Встретил местных гляциологов - была подвижка медвежьего - стараются что то делать, но в окружении журналистов,
причем отнюдь не российских))
Но жалко до слез. Как и приют 11ти.
Алибекскую хижину кстати не восстановили?

5
Нет.


32
По-поводу последнего пребывания на ГМС зимовщиков...

Вот выдержка из отчета о Памирском марафоне 1999 года:

"... Уникальное здание ГМС сделано в виде дюралевой полубочки с двойными стенами. Между стенами метровый зазор. Мы постучали, в надежде застать ее обитаемой, а потом без труда открыли дверь. Всё в доме свидетельствовало о срочной и неожиданной эвакуации. Питание в сети не было отключено от аккумуляторной батареи. Оставлен журнал с записями метеорологических данных. Журнал был разлинован на 1996-й год, однако последние заполненные строчки относились к декабрю 1995-го. Рядом с радиостанцией лежала телефонограмма, в которой говорилось о последнем вертолете на Хорог. По-видимому, зимовщик в одиночестве проживал последние не обновляемые ресурсы. На столе валялся почти пустой мешок мумифицированной картошки, всюду в доме висели гирлянды лампочек от карманного фонаря, свидетельствующие, что дизель давно не работал, и единственным источником электроэнергии служила стоящая в сарае аккумуляторная батарея. Кстати, она до сих пор давала хороший ток, и мы воспользовались этим для подзарядки аккумулятора спутникового телефона.

В шкафу стояла прекрасно подобранная библиотека. Здесь были книги по культуре народов востока, по истории средней Азии, художественная литература, восточная поэзия и, конечно же, книги о путешественниках. На некоторых экземплярах стояли автографы известных исследователей Памира.

С грустью и тоскою взирали мы на ГМС - этот символ разрушенной империи. Конечно, обремененный гражданской войною Таджикистан не в состоянии финансировать дальнейшее продолжение работ. И все же хочется верить, что станция возродиться вновь. Мы ходили по ее комнатам с предчувствием, что вот-вот увидим нечто очень важное и проливающее свет на мучившие нас вопросы. Напрасная надежда. Ведь главный вопрос, почему умерла эта станция, на уровне рационального восприятия был прост как смерть родного человека.

Мы поужинали за столиком у крыльца и переночевали в кают-компании. Утром мы тщательно закрыли дверь..."

8
Конечно с учетом того, что станция никак не поддерживается, сохранилась хорошо - строили же раньше! И спасибо проходящим мимо немногочисленным туристам - берегут. Но увы..

6
В 2009 г. мы обнаружили, что пол станции засыпан серебрянкой (алюминиевой пудрой). Откуда взялась - не понятно, то ли мыши мешок прогрызли, то ли туристы чего-нибудь разворотили.

Мы поужинали в здании, а спать отказались. Пыль поднималась в воздух, решили поберечься и не дышать этим во сне. Переночевали в палатках рядом с домом.

7
Если кто-нибудь интересуется видеосъёмкой ГМС (снаружи и изнутри), то в
этом фильме надо перевести курсор на 21 мин. 10 сек.

3
Куда делась серебрянка - тоже непонятно - в 11 году ее уже не было.

1
А не можел ли быть, что с помощью этой серебрянки красили крышу?
Почему-то на последних фотографиях здание ГМС выглядит свежеокрашенным.
Сравните с фотографией 2010 года в сообщении Antonnsk 10:10 23.09.2013.

6
Очень жаль.....

Неужели никому не нужны эти исследования?
Миллионы баксов тратят на мнимое спасение Арала...а возродить эту уникальную станцию не хотят...
Могли бы сделать из нее международную что-ли...

А ГМС (кгруглогодичную базу) на леднике Абрамова просто взяли и разбомбили и все сожгли....
чтобы моджахеды там не обосновались....

4
Про исследования - метеоролагам виднее, может кто из их брата отзовется?
Сейчас там автомат американский работает. Может этого и достаточно. А для исследований прилетать.
Допускаю что с точки зрения рациональности может и не нужна. Но как памятник эпохе..

11
со слайдов моего папы,1974
Спасибо Вам ..как откат во времени..увидеть то, чего уже не будет..

2
А есть у кого-нибудь зимние фотографии тех мест?
Там же зимовали люди, сотрудники этой станции, насколько я понимаю?

3
Зимовали с первого же года постройки, да и достраивали, считай, зимой. здание - термос, одно в другом. Внутри - обитаемое, полость между - кладовки.
до сих пор крупа лежит. См ссыль http://www.skitalets.ru/books/pamir_luknitsky/15.htm
По зиме - в 11 году зимой ребята ходили под парусами на лыжах. поищу ссылку. Кажется из ижевска.

3
Любопытно про парус и лыжи, интересно будет узнать подробности 11-го года. Зимой 94-го от ГМС вниз по Федченко довелось прокатиться на парусе из внутреннего шатра. Удовольствие закончилось довольно быстро, одновременно с относительно ровным участком. Тогда на станции трудились три таджикских метеоролога. Спасибо им за теплый прием!

2
Мы на станции непогоду два дня пережидали в августе 87. Отсиживалось там сразу несколько групп (точно была сильная прибалтийская шестерка, но кто еще был не помню). Нам места внутри не хватило, так спали именно в этом термосе - "междуящичном" пространстве между крышей и потолком внутреннего корпуса. Очень неудобно было и почти клаустрфобно, учитывая что слышно было как ветер завывает снаружи. Две ночи так провели и отпраздновали на станции День Военноморского Флота - руководил нашей 6-кой капитан первого ранга Придатко Владимир Алексеевич, земля ему пухом. Он втихаря притащил туда бутылку шампанского и как минимум еще одну флягу. А ему уже тогда было под 50.

5
А нам на ГМС ящик винограда выдали, 1985 год. На вертолете несколько ящиков завезли, им весь не съесть было, уже подгнивать начал. При очень резвом маршруте на 500 г раскладке кстати пришелся, спасибо метеорологам!
Когда еще посреди сложного похода такое поешь. :)

2
При очень резвом маршруте в снегах - само место и то праздник. Цветы, травка. Пишут что даже огород у них был. Не очень верится правда.

2
Огород не видел и не помню упоминания. Снабжали их нормально, регулярно вертолет прилетал и продукты привозил, в том числе и свежие.


5
Это точно, золотые слова. Относятся ко многим здешним обсуждениям.
Хотя подобные места меня привлекают тем, что люди вкладывали душу, и не одно поколение.
Тянет приобщиться.

10
Сам факт очень грустный, но пост бесподобен.
Если оторваться от печально-объяснимой реальности, то почти горный «Летучий голландец».

5
Отличное сравнение!

5
Как жаль... В 1986 переночевали одну ночь, незабываемые моменты, то время, что провели на ГМС Федченко

9
Здание уникальное, стоит красиво, кругом травка, приятно глазу среди льда. Сохранность вполне, меня поразили библиотеки, их три, особенно в кладовке слева в конце за кают-кампанией работы марксизма-ленинизма, супер! Сохраняйте ребята, не разворовывайте и двери закрывать не забывайте.

4
По Крайнему северу России таких заброшенных метеостанций с десяток наберется.

1
Но эта все же уникальна.

3
2 Кирилл: А Вы журнал, в который проходящие группы записывались, листали? За какой период там есть?

4
2010ый год. Журнал мы находили, даже оставили там свою запись. Некоторые страницы вырваны, но ранние записи датируются 198* годами.

2
++Некоторые страницы вырваны, но ранние записи датируются 198* годами.++
Черт, даже интересно стало: а наша запись сохранилась?
Кто еще собирается - гляньте: август 1985, Ленинград, ЛКТ, рук. Иванов.
Может, сфотографирует кто? Было бы интересно посмотреть, поностальгировать.:)
А прямо перед нами - группа из ПКТ, на один или два дня с земляками разминулись.

3
В 2010ом я сфотографировал одну страничку того журнала, т.к. встретил там запись нашего турклуба от 1986го. И захватил начало следующей записи.


Больше конкретики не помню :)


1
А что бы Вам самим не поехать?)))

2
Да есть всякие разные сложности, в семье и на работе, не так все просто. В этом году вообще никуда выбраться не смог больше, чем на неделю. :(
Я бы с удовольствием еще раз побывал. :) На Алтай ходил, повторив кусок маршрута 20-летней давности - с женой и сыном, а в первом жена была еще будущей - очень здорово, хотя и грустно отчасти.

1
Да, Памир времяемкое мероприятие. Как и Алтай. Я тоже стараюсь придумать чтонить побыстрее.

2
Хочется написать - не дадим погибнуть. Но то даже не Россия. Может какая нибудь турфирма присмотрела бы?

4
Думаю, что если за ней не присматривать и оставить как есть она простоит дольше, чем если за ней присмотрит турфирма:)

1
Туда дороговатый залет. А до подходящих объектов топать и топать.
Турфирме намного эфективнее раскрутиться на том же Сулоева, Бивачном, Гармо.
И то, вменяемого количества клиентов в обозримом будущем не видно. Всем интересно 7ник как можно более простым путем. Выходит Москвина рулит. Хотя в этом году там было всего до 150 клиентов. Сравниваем с Ленина...

1
всего до 150 клиентов. Сравниваем с Ленина...

Дык, верт нынче в копеечку, поэтому и 150 всего.
Это не раньше, когда с попутным бортом в Душанбе летали на пару дней "пива попить"

Жаль, конечно, но как метеостанция это уж в прошлом, да.
Но, возможно применение как высотная медико-биологическая или ещё какая-нибудь лаборатория.
В будущем, когда будет безопасно в том регионе в целом.
Не спалили б её только до того.


4
Тык в том то и дело, добираться тяжело. РГО разворотило, снизу подниматься - граница на замке, вертолет и дорого, и скоро чую их не станет...
Да еще и вертолеты у нас не меньше ми8.
Подходящие объекты - это как раскрутить. Не всем же 7 тысячники нужны, так уж, если пофантазировать. Федченко сам по себе объект.
В Непале же совсем разные маршруты, и все популярны.

3
Таджикистан - страна непуганных мздоимцев, вы в Поймазаре пройдите шлагбаум, так с вас попросят за посещение нацпарка по 3 бакса в день, э да и мост упал, только тросы остались, но и они через год-два смоются, так что перейти реку абдукагор станет совсем не айс. По Бартангу заезжать и через танымас и перевал холодный - тоже весело. Из Киргизии как-то можно на танымас попадать, так как эту регистрацию и пропуск в ГБАО делать - ХЗ, буржуям просто, я спрашивал они в посольство в Бишкеке обращаются и за час все за 100 баксов делают, я даже в Душанбе так не могу, СНГ мля.

4
хз. нам пропуск в ГБАО делали за 30-50 баксов и пересылали сюда, или ложили прямо на заставу в Кызыл-Арт. Регистрацию спокойно обходили в 09,11,12 годах. Гражданам России она по идее и не нужна.
Самое неприятное - Нацпарк. В этом году одна наша группа отскочила, вторая - нет. Но если бы подготовились как следует - обошлись бы малыми потерями.

2
Регистрация не нужна при наличии визы (для буржуев). Регистрация гражданам России нужна 100%. Пропуск в погранзону (кроме Сареза) при наличии регистрации стоит 20 сомон (около 150 рублей) в Душанбе. Делается за 1 день. Если накинуть сверху еще 20-ку, можно сделать за час. Знакомый японец получал пропуск в погранзону в таджикском посольстве в Токио долларов за 70. Это был не вкладыш в паспорт, как дают в Душке, а печать. Я бы порекомендовал обратиться в "Центр развития туризма" в Душанбе (у них есть сайт), для получения конкретной, свежей объективной информацией по Таджикистану.


0
А что там на Бартанге? Силы природы или зла? Была така идея. Там пропуск в район Сарезского оз кажется нужен?

2
Дорогу по Бартангу нередко затапливает и размывает. Пропуск на Сарез для заезда по Бартангу не нужен, его только в Барчдиве проверяют вроде бы.


2
А с другой стороны: чем хуже-тем лучше, меньше народу - больше кислороду, целей будет.

3
В конце 90-х у Сареза стояла танковая часть.Для охраны этой природной плотины.Что-бы духи не подорвали и не утопили треть Таджикистана.Интересно,сейчас стоят танки,или убрали.

3
Танковая??? А танки с парашютами сбросили прямо туда и потом закопали прямо на месте как ДОТы? Потому как ездить им там - никак. Значит, она и сейчас там должна быть. Потому что вывезти на парашюте несколько сложнее, чем привезти :-). Где же это?

2
Тогда дорога была,почти до самой плотины.

1
Не знал. Мы ни в 89, ни в 91 не доходили туда.

1
В 89-м дорога была.Если это можно назвать дорогой.До кишлаков в верховье реки можно проехать было и на машине.А дальше километров 25,только на гусеницах и временами по воде.

0
В 89 была "дорога смерти" с Кара-куля через перевал Лиль-Утек - на Кудару и дальше вниз на Бартанг и по нему вниз. Чуть ниже Савноба, кажется, кончалась. Про отворот к плотине не знал, думал, только тропа. Но мы все равно не дошли. Свалили на север к дороге.

0
Если подниматься с низу по Бартангу, то у кишлака Нисур будет развилка.Влево на перевал Ташкурган,а прямо на Сарезкое озеро к Усойскому завалу.

1
Терзают смутные сомнения: в ущелье Бартанга ближайший к Усойскому завалу кишлак называется Барчадив, от него к завалу идет тропа и только.

1
Кстати.В новостных лентах прошло сообщение,что духи на двух джипах везли большое количество взрывчатки к Усойскому завалу.С помощью местных терракт предотвращён.

0
Все прочитанные мной материалы исследований потенциальной опасности Сареза хором говорят о том, что опасен не столько сам завал (он стабилизировался), сколько некоторые участки склонов над озером (еще один мощный обвал в озеро может разрушить завал гидроударом). И то там нужны десятки тонн (!) взрывчатки (или приличное землетрясение). Так что это скорее какая-то демонстрация намерений или просто глупость.

0
Отнюдь.
Мощный обвал в озеро как раз может быть спровоцирован взрывом на склоне.
Надеюсь, там это понимают.


2
Долина Бартанга. Вот место около развилки на перевал Ташкурган и на Сарез.На горизонте Кудара.(фото из интернета).

1
Остаюсь в величайших сомнениях относительно "дороги на Сарез". Не было ее в феврале 1994 года, а за 20 лет некому было построить. И нужды такой нет.

2
Думаю, что под дорогой "на Сарез" имеется в виду дорога в кишлак Барчадив.
Она как раз начинается отворотом от основной дороги у кишлака Нисур
(видна на гугле, мы для экономии шли напрямую, через трос)
Дальше - только на танке) Долина пологая и достаточно широкая - вдоль-по руслу
танк(может и трактор) точно проедет.


0
То, что на горизонте больше похоже на в. Ляпназар, 5980.

4
Это фото к Сарезу отношения не имеет. Это дорога вдоль Бартанга юго-западнее Рошорва. На заднем плане пик Ляпназар.

0
Да.Приношу извинения за неточность.На горизонте пик Ляпназар.

2
Вот пик Кудара 5735м.
(фото из инета).

2
А вот пик Ляпназар 5990м.
(фото из инета).

2
Был на Сарезе дважды, очень давно: в 1977 и в 1981, зато с трех сторон: с юга, с севера и запада. В 1977 стартовали с юга от киш. Бачгор, что на южном тракте. Далее вверх по р. Андеравдж, притоку Гунта, Бартанги (не путать с Бартангом) и сыртами через перевалы Выхынч спускались по Лянгару к Ирхтскому заливу. Везде была хорошая тропа. Теоретически могу допустить, что за прошедшие годы здесь построили дорогу. Но, вряд ли… Переплыли на моторке озеро под пер. Московский (только так к нему и можно подобраться), спустились в киш. Кудара. Здесь не могло быть дороги по определению.
В 81-м году поднимались к завалу от киш. Барчадив. В то время строили дорогу до киш. Басид и еще выше по Бартангу. Но это по Бартангу, а не по Муксу. Тропа по Муксу выше выхода реки из под завала вся в огромных камнях, часто теряется, хотя и промаркирована. Воды нет на очень большом протяжении, только у оз. Шадау. Между Шадау и Сарезом небольшая перемычка. У берега стоял катер без мотора. Мы сели и, подгребая руками, подплыли до места, где озеро "вместе с Муксу" уходит под завал. Даже не могу представить, как можно построить дорогу через завал с этой стороны. С востока на озеро можно приплыть также по Муксу, но только приплыть. Какие там танки – не знаю… Гидрометеорологов завозили только на вертолетах. Тропами пользовались охотники из местных жителей. Очень сомневаюсь, что после развала Союза там могли построить хоть что-то, напоминающее дорогу. Скорее, уже троп не найдешь. Впрочем, давно это было. Так что прошу извинить, если кого ввел в заблуждение.

2
Вместо "Муксу" следует читать" Мургаб".

0
Спасибо, что заметили. Хоть один человек прочитал:) Да я сам это увидел, но уже сделал правку один раз. Вторую, как я понимаю, сделать уже нельзя. Кстати, во втором своем посте я опять ошибся с этим названием, обозвав Мургаб Бартангом. Приношу свои извинения за невнимательность

2
на Сарэзе не был, разговаривал с Пилькевичем, дороги не было и нет, от кишлака только тропа, про танки сильно смеюсь, хотя... на подъеме с Барчадиву из земли торчат трубы, замороженные скважины похоже, значит бурили и тяжелая техника ходила, а где трактор пройдет - там и танк. По Бартангу проехали в этом году почти до Кудары. Дорога проходима. Местами только уаз.

0
Очень интересно! И куда ходили?

2
Ходили горный поход 5-6 к.с. Грум-Витковского-Федченко -Революции - Абдукагор. Скоро будет отчет (надеюсь).

2
Вот кишлак Барчадив.По обоим берегам Мургаба хорошо видны тропы,ведущие к Сарезу.Справа дорога из Нисура.
(фото из инета).

1
Это начало пути. 30 с лишним лет все выглядело абсолютно также. До Усойского завала, из-под которого вытекает Мургаб, еще пилить и пилить. А дальше по завалу до Шадау среди огромных обломков никакой тропы вообще не было. Нечто промаркированное туриками, часто теряющееся. Никакой танк там сроду не проедет . Самое главное, нет воды. Часов 5-6 хода до воды в Шадау. Неужели сейчас через завал нормальную тропу набили?

1
Из Усойского завала вытекает река Мургаб.


2
Тропа до завала отличная, есть даже подвесной мост чтобы не обходить высоко прижимы левого берега.
От завала до Шадау - похуже, но на осликах гидрологам груз привозят.

Фото зимнее

5
ГМС на берегу Сареза.Там её называют КЧС.Постоянно работает.Есть старая станция.И новую построили.Катер, моторка,притом капитальные,железные.Ведётся постоянный мониторинг.Вот бы так ГМС на леднике Федченко оживили.
Новая КЧС.
Старая КЧС.(фото из инета).

0
Хорошие новости)

1
Настоящий музей и - судя по всему - говорит о хорошем техническом оснащении. Даже спутниковая антенна приема ТВ-передач с несуществующих уже спутников НТВ "Экран" имеется!

0
похоже на то)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru