Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело!

Пишет Ballonist, 25.09.2013 18:49

Потому участники подводной поисковой экспедиции «Divers of the Dark», вместе с нами, конечно, радуются совершённому: по итогам их поисков 2012 года в истории Второй Мировой войны на карте Финского залива станет ещё одной братской могилой больше. Только ради этого рискуют дайверы-поисковики!

Участник команды финских ныряльщиков "Divers of the Dark" дайвер Михаил Иванов сообщил, что в результате тщательных поисков, при помощи российского историка Мирослава Морозова, обнаружена, обследована и идентифирована советская подводная лодка Щ-311 "Кумжа", погибшая 14 октября 1942 года в Финском заливе у мыса Порккала.



Надо ещё отметить, что указанная команда финских дайверов принимала активное участие в экспедициях Международного проекта «Поклон Кораблям Великой Победы», конкретно, в проведении в мае 2012 года мемориальной акции на подводной лодке П-1 "Правда", погибшей в Финском заливе в сентябре 1941 года.

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

Встречаясь на дне моря с самой историей войны дайверы, как истинные первооткрыватели, не просто констатируют факт находки, но и пытаются воссоздать ход трагедии, восстановить причины гибели подводной лодки. Включается предыдущий опыт поисковиков, знания ими устройства тех или иных типов подводных лодок, знания о действии различных мин и бомб на лодки, анализируются возможные погодные и морские природные условия, предполагается то или иное поведение экипажа субмарины и вражеские действия. Эта комплексная практика и позволяет делать выводы после изучения страшной находки. Вот что рассказал нам дайвер Михаил Иванов описывая состояние найденной на дне моря советской подводной лодки Щ-311 "Кумжа": «Лодка лежит на глубине примерно 65 метров, её носовая часть ориентирована примерно на запад. Сверки с данными архивов чётко показали, что точка гибели соответствует немецкой минной линии "Насхорн 11". Подлодка лежит на ровном киле, с небольшим креном на левый борт. И вертикальный руль, и горизонтальные рули - в положении "ноль". Заслонки ниш кормовых торпедных аппаратов отсутствуют, люки аппаратов закрыты».

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

Итак, каковы могли быть причины гибели лодки?
На этот вопрос дайвер-поисковик Михаил Иванов ответил так: «Вероятнее всего, что лодка зацепила минреп немецкой мины УМБ носовыми рулями. Двигаясь лодка подтянула к себе мину, и та ударилась о лёгкую надстройку. Взрыв заклинил носовые рули. Но это не стало причиной гибели. Лодка всплыла для произведения осмотра и ремонта, повернулась носом к ветру и удерживала себя на месте с помощью винтов. Всё могло бы закончиться и счастливо, но звуки взрыва и всплытия корабля были зафиксированы финской гидроакустической станцией. Немедленно в район вылетел бомбардировщик с бортовым нормером SB-10. Командовал экипажем лейтенант Палосуо. Видя приближение вражеского самолёта подлодка Щ-311 нырнула. Лейтенант Палосуо сбросил первую глубинную бомбу (ГБ), которая была нестандартно заглублена на 15 м, и, видимо, попала прямо в мостик подлодки. В момент взрыва бомбы люк в центральный пост, скорее всего, не был закрыт. Может быть, люди ещё находились в рубке и спускались вниз. Я думаю, столь близкий взрыв вывел из строя (по крайней мере, временно) большую часть экипажа, находившегося в центральном посту и в рубке, и бороться с поступающей через сорванный люк водой оставшиеся в живых уже не смогли. Рулевые успели перевести горизонтальные рули в «ноль», но, видимо, по инерции и от поступившей воды лодка легла на грунт. Кормовой аварийный люк приоткрыт на несколько сантиметров. Видимо, после затопления центрального поста, в кормовых отсеках подводной лодки остались живые члены экипажа, которые безрезультатно пытались выбраться из погибшей субмарины».

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

А теперь о крайне важных итогах экспедиции, о чём мы начали эту статью!
Главное: найденный на дне моря и чётко идентифицированный погибший военный корабль по законодательству объявляется братской могилой! Вот что самое-самое в деле подводников-поисковиков, вот ради чего они и рискуют на страшных глубинах, в темноте и невидимости, в холоде и множестве опасностей: чтобы на картах морей становилось бы всё меньше и меньше пропавших без вести кораблей!

Официальное признание погибшего корабля начинается с официального же обращения в Министерство обороны РФ. Так Председатель координационного совета общественно-патриотической экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы-2013», генерал армии Николай Ковалёв направил в адрес Министерства обороны РФ информацию об идентификации ещё одной братской могилы советских моряков времён Великой Отечественной войны. На основе переданной информации будет заполнен паспорт воинского захоронения и на карте Балтийского моря, Финского залива появится ещё одна координата, которая обозначит могилу 40 военных моряков-краснофлотцев.

В своём письме в Министерство обороны РФ генерал армии Н. Ковалёв отмечает: «Международное сотрудничество с дайверами других государств позволило уточнить информацию о погибших кораблях. Также мы получаем ранее неизвестные сведения о пропавших кораблях в целях увековечения памяти погибших членов экипажей».

Каждый раз, когда осуществляются такие поисковые подводные операции, почти все журналисты и болельщики спрашивают: «А будут ли поднимать корабль? Чтобы сделать музей на поверхности, например!» Скажем, для начала, что таких случаев вообще единицы в истории, а во-вторых, оцените состояние корабля, пролежавшего 70 лет на дне Балтики.

Нынешняя находка - подлодка Ш-311, стала 8-й по счёту идентифицированной советской подводной лодкой времён Второй Мировой войны в Финском заливе. Считается, что всего в годы войны здесь погибло более 20 лодок.

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)
Напомним, что в мае 2012 года Международная подводной экспедиция «Поклон Кораблям Великой Победы-2012» под руководством Константина Богданова и при участии дайвера Михаила Иванова обнаружила места гибели подлодок С-5 и П-1 «Правда», а в мае 2013 года – место гибели лодки С-9.

Поиски продолжаются.

ПИШЕМ ИСТОРИЮ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВСЕ ВМЕСТЕ!

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
"Divers of the Dark" - это команда финских дайверов, специализирующаяся на съемках подводных документальных фильмов. Члены команды: Антти Апунен, Ярмо Куусинен, Михаил Иванов, Паси Лахтинен, Вели Эломаа, Сами Пааккаринен и Янне Сухонен.
Кадры подводных фото- и видеосъемок доступные для публикации www.diversofthedark.com, включая 15 минутный вебизод, рассказывающий историю Щ-311 в деталях.

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:
Дополнительная информация о подлодке на сайте:
«Щ-311» («Кумжа»)
подводная лодка V-бис-2 серии

Заложена 6 ноября 1933 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под заводским номером 550/5. 10 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду и 21 августа 1936 года под командованием Лопухина Алексея Георгиевича вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 17 сентября 1936 года «Щ-311» вступила в строй.

Начало советско-финляндской войны подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Вершинина Фёдора Григорьевича (военком - батальонный комиссар Ворогушин К.А.) в составе 21-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. 6 декабря 1939 года «Кумжа» вышла к месту новой дислокации в Таллин, но на переходе в условиях плохой видимости села на мель в районе Деманстейнских банок и смогла сняться с камней только при помощи эсминца «Карл Маркс». К счастью, все обошлось благополучно, и 9 декабря подводная лодка бросила якорь в Таллине, а 12 декабря «Щ-311» прибыла в Либаву.

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

24 декабря 1939 года субмарина вышла в боевой поход. Район крейсерства «Кумжи» был определен в районе порта Васа (позиция № 14). На борту подводной лодки находился командир 2-го дивизиона ПЛ капитан-лейтенант А.Е. Орёл.

После выхода из Либавы подводная лодка попала в шторм силой 9 баллов. 25 декабря «Щ-311» вышла в Аландское море, где ей пришлось задержаться, временно заняв позицию № 7. Причиной этому послужило проход Южным Кваркеном подводной лодкой «С-1» и творившаяся в связи с этим неразбериха в штабах. Заместитель командующего флотом, находящийся в Таллине, не имел документов индивидуальной шифросвязи для каждой подводной лодки и потому не мог получать донесения с подлодок, даваемые этими шифрами в адрес штаба КБФ. Мало того, он не был извещен, какая субмарина посылается на позицию в Ботнический залив, и не знал сигналов, которые давали лодки после форсирования южного Кваркена. Поэтому все донесения командиров подводных лодок и все приказания им он должен был передавать через штаб флота, находящийся в Кронштадте.

Вечером 25 декабря у «Щ-311» состоялся первый контакт с противником. В 19.45 с подводной лодки на расстоянии 15 кбт обнаружена канлодка «Карьяла», давшая свои опознавательные. Море было спокойно, и подводная лодка находилась в лунной части горизонта в позиционном положении. Понимая, что в таких условиях сблизиться с кораблем на дистанцию залпа невозможно, командир субмарины увеличил ход и отвернул, приведя вражеский корабль за корму. «Карьяла» начала погоню, но вскоре луна скрылась, и корабли потеряли друг друга. На следующий день при форсировании Южного Кваркена в районе острова Маркет «Щ-311» ударилась о грунт, показав над водой рубку и поднятый перископ. 28 декабря «Кумжа» заняла отведённую ей позицию. Противник не ожидал присутствия советской подводной лодки в этом районе, поэтому чувствовал себя довольно спокойно – все штатные маяки горели. На исходе 28 декабря «Щ-311» обнаружила судно, которое, потушив огни, двигалось к берегам Финляндии. Спустя 8 минут «Щ-311» открыла огонь из обоих орудий. Судно направилось к маяку Норршер и начало спускать шлюпки, но, обойдя маяк, повернуло к финскому берегу и вошло в зону плавучих льдов. Субмарина тем временем не прекращала огонь, выпустив за час 67 (шестьдесят семь) 45-мм снарядов. С подводной лодки наблюдались многочисленные попадания, и, считая судно обречённым, командир «Щ-311» прекратил погоню. По итогам этой атаки Вершинин доложил о потоплении транспорта водоизмещением 3-4 тыс. тонн. Мнения исследователей по поводу объекта атаки «Щ-311» неоднозначны. В большинстве источников указывается, что обстрелу подвергся германский пароход «Зигфрид», однако по данным Ю. Ровера объектом атаки «Кумжи» стал финский моторный танкер «Сигрид» в 1.224 брт, который сумел пережить это нападение.

Через несколько часов
лодка снова выходит в атаку. На этот раз её жертвой стал финский пароход «Вильпас», водоизмещением 775 брт, перевозивший из Мальме в Васу пшеницу. Судно подверглось артобстрелу (за 56 минут выпущено 140 (сто сорок) 45-мм снарядов). Получив многочисленные попадания, пароход выбросился на прибрежные камни у маяка Норршер, где был окончательно добит торпедой с подводной лодки. Взрыв разломил судно пополам, оставив над поверхностью воды лишь полубак и мостик. (Водоизмещение этого транспорта также было оценено командиром «Щ-311» в 4.000 т).

7 февраля 1940 года подводная лодка награждена Орденом Боевого Красного Знамени.
Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

Целую неделю «Щ-311» боролась со льдом, пока 5 января 1940 года в районе маяка Зюйдостброттен не обнаружила шведский пароход «Фенрис» (484 брт), который перевозил бочки с горючим. Белые полосы, нанесенные вдоль корпуса судна не оставляли сомнения в его принадлежности к Швеции. Пароход шел вне зоны блокады, совершая каботажный рейс между шведскими портами, и из-за плохой видимости удалился от западного берега залива. Вершинин решил выжидать. Внезапно, по советской версии, судно изменило курс на север, и, заметив подлодку, попыталось скрыться в снежном заряде. Согласно правилам, «Щ-311» сделала предупредительный выстрел и одновременно флажными сигналами предложила капитану судна прибыть на подводную лодку с документами. Несмотря на это транспорт, подняв шведский флаг, продолжал движение. После второго предупредительного выстрела судно остановилось, но после того, как «Щ-311» стала приближаться, снова дало ход. Субмарина открыла беглый огонь из обоих орудий. После того, как экипаж покинул судно, подводная лодка выпустила торпеду, которая из-за неисправности прибора Обри резко отвернула вправо и прошла под носом транспорта. Тогда артогонь был продолжен (всего почти за 2 часа было выпущено 127 – 45 мм снарядов), транспорт загорелся и приткнулся на отмели в районе плавмаяка Зюйдеростброттен. (На этот раз Вершинин оценил судно в 2.500 т).

7 января 1940 года «Щ-311» получила приказ о возвращении в базу. На следующий день «Щ-311» форсировала Южный Кваркен, в пути обнаружив сторожевик и транспорт, но из-за большой дистанции атаковать не стала. На переходе надстройки лодки представляли собой сплошную глыбу льда, освобождаясь от которого субмарина вынуждена была периодически уходить под воду. Суровые погодные условия дополнял шторм, о силе которого говорит тот факт, что волнами были выбиты стекла в ходовой рубке. 10 января «Щ-311» ошвартовалась в Либаве.

По итогам похода весь экипаж подводной лодки был награжден орденами и медалями, комдив А.Е. Орел получил Орден Ленина, а командир «Щ-311» Ф.Г. Вершинин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

Начало Великой Отечественной войны «Щ-311» встретила под командованием капитан-лейтенанта Сидоренко Петра Антоновича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ в Таллине. С 3 по 11 июня 1941 года подводная лодка несла дозор в устье Финского залива, а в ночь на 22 июня возвращалась в Таллин с учений в Рижском заливе.

Уже на второй день войны «Щ-311» вышла к Норчёпингской бухте (позиция № 5). На переходе в район патрулирования подводная лодка была атакована германской субмариной «U-145». К счастью, торпеды вражеской субмарины прошли мимо. 26 июня «Кумжа» была в назначенном районе. В ходе патрулирования «Щ-311» 13 раз обнаруживала цели, но в силу того, что подводная лодка находилась достаточно далеко от берега, потенциальные объекты для атаки обнаруживались либо слишком поздно, либо командир, боясь завести корабль на мелководье, отказывался от атаки. Единственная попытка выпустить торпеду сорвалась из-за ошибки командира, когда 2 июля при выходе на боевой курс, он от волнения забыл дать команду о подготовке торпедных аппаратов к пуску. В ночь на 11 июля «Щ-311» начала возвращение на базу и в этот же день самостоятельно прибыла в бухту Кихелькона.

В следующий боевой поход к западу от острова Гогланд (позиция № 1) с целью перехвата германских кораблей в случае их прорыва к Кронштадту лодка вышла 27 сентября 1941 года. Противник встречен не был, и 18 октября «Щ-311» благополучно вернулась в базу.

9 ноября 1941 года лодка вновь выходит на позицию в районе маяка Эландсрев (к востоку от острова Эланд, позиция № 4). С конвоем на Ханко подводная лодка дошла до острова Кери и далее продолжила движение самостоятельно. Вечером 12 ноября «Щ-311» прибыла в район маяка Хоборг. 15 ноября у маяка Каппельудден «Кумжа» обнаружила ходовые огни одиночного судна. Лодка четырежды (!) атаковала его, выпустив, в общей сложности, пять торпед, но все они либо прошли мимо, либо утонули сразу после выстрела. (Первые две и пятая торпеды были типа «53-27», третья и четвертая типа «45-36»). «Щ-311» открыла по транспорту артиллерийский огонь (выпущено 20 45-мм снарядов), но спустя четыре минуты субмарина сама попала под обстрел шведской береговой батареи, и ей пришлось погрузиться. Цель атаки подлодки – датский пароход «Эммануэль» (1284 брт), по наблюдениям командира субмарины выбросился на берег. 17 ноября во время шторма у подводной лодки оказались повреждены кормовые горизонтальные рули и «Щ-311» вынуждена была вернуться в базу.

В конце ноября подводная лодка перешла в Ленинград, где встала на ремонт на заводе № 194. Тогда же на «Щ-311» сменился командир. Им стал капитан 3 ранга Пудяков Анисим Антонович. Весной 1942 года в результате артобстрела подводная лодка получила повреждения, что задержало ее ввод в строй.

В следующий боевой поход в район между островами Готланд и Эланд (южная часть позиции № 11) «Щ-311» вышла только 10 октября 1942 года. В полночь 12 октября на Восточном Гогландском плесе субмарина погрузилась, и больше ее никто не видел. На связь «Кумжа» также не выходила. Подводная лодка погибла на мине заграждения «Насхорн-11» 12-14 октября 1942 года. Вместе с подлодкой погибло 40 человек.

Летом 2012 года подводная лодка найдена на дне финской дайверской группой под руководством Михаила Иванова.По данным обследования корабль имеет повреждения верхней палубы в районе носовых антенных стоек, вероятно, полученные в результате подрыва на мине, а также большие повреждения боевой рубки, возможно полученные в результате взрыва авиационной глубинной бомбы; верхний рубочный люк подорван.

В советско-финляндскую войну 1 боевой поход.

24.12.1939 – 10.01.1940


Три артиллерийских (всего выпущено 334 45-мм снаряда), две торпедные атаки (выпущено 2 торпеды), потоплено 2 транспорта (1.259 брт); 1 транспорт поврежден.

28.12.1939 ТР «Вильпас» (775 брт)
05.01.1940 ТР «Фенрис» (484 брт)

В Великую Отечественную войну 4 боевых похода.

23.06.1941 – 15.07.1941.
27.09.1941 – 18.10.1941.
09.11.1941 – 21.11.1941.
10.10.1942 – +

Четыре последовательных торпедных атаки (выпущено 5 торпед). Одна артиллерийская атака (выпущено 20 45-мм снарядов). Поврежден 1 транспорт.

15.11.1941 ТР «Эммануэль» (1284 брт) – повреждён.
Крайне важно, чтобы итогом экспедиции стало конкретное, большое, красивое дело! (Вода, divers of the dark, щ-311, поклон кораблям великой победы)

66


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru