Размыщления о ФАР, Школе и Жетоне

Пишет AlKov, 13.03.2014 17:20

Последнее время идут дискуссии о подготовке/переподготовке инструкторов, жетонистов.
Хочу поделится своими соображениями на эти темы.
В этих дискуссиях мало затрагивается роль ФАР.
С моей точки зрения, главными задачами руководства ФАР должны быть задачи создания нормативные документы и осуществление контроля за их соблюдением. Таких как:
- методические пособия подготовки инструкторов;
- методические пособия подготовки альпинистов на Жетон;
- требования к организации мероприятий по подготовке инструкторов альпинизма;
- и т.д.
В этом случае организовывать школу инструкторов и подготовку на жетон спасателя можно будет в регионах. А у нас много отдаленных регионов с высококвалифицированными альпинистами.
Существование единой методики позволит не только качественно готовить молодых инструкторов, но и поможет адаптироваться инструкторам со стажем. На общую платформу подготовки справедливо обращал внимание Александр Киселев в своей заметке на странице ФАР.
Инструктора ЦШИ фактически наработали прекрасные методики подготовки инструкторов! Остается зафиксировать их на бумаге.
С моей точки зрения подготовка инструкторов в ЦШИ - предпочтительней подготовки в регионах. Однако возможность проведения региональных мероприятий может повысить активность в развитии альпинизма на местах. А это очень важно.
Несколько слов о жетоне.
Жетон спас-отряда был создан в СССР. Страна изменилась. Появились колоссальные силы МЧС. Я думаю, собственно смысл жетона уже потерян. Конечно хочется, чтоб на каждом мероприятии было побольше сильных и квалифицированных альпинистов - на всякий случай. Но давайте посмотрим на то, что есть сейчас. Ребята, которые ходят на 6-ки - сильные однозначно. (Если выпускающий не берет большой грех на душу). Эти ребята, как правило, очень любопытны и технически грамотны. Надо - ли их ЗАСТАВЛЯТЬ тратить свое время силы и средства на получение жетона?
Я думаю не надо.
А вот инструктора обязаны уметь организовывать помощь и транспортировку пострадавшего. И в ЦШИ инструкторов готовят в этом направлении.
Теперь о старых кадрах. Предложение о переподготовке - попытка решения проблемы в лоб. Не представляю, как может получиться что-то хорошее при таком подходе. Пройдут переподготовку несколько человек,...
Все инструктора, участвующие в альпмероприятиях, делятся на 2 категории - ходячие и неходячие. Неходячие - как правило высокой квалификации и участвуют в руководстве мероприятиеми. Насколько нужна им переаттестация? Есть уровень ответственности у руководителя альпмероприятия - пусть он принимает решение - способен такой инструктор быть старшим тренером, начспасом,... или не способен.
С ходячими инструкторами немного сложнее. Проходят годы. Кажется я еще такой-же как и в 30, но вдруг, в случае чего оказывается, что я уже и полиспаст не помню как организовать. И даже крючья забыл как в щели входят, чтоб станцию сделать. Да и сил прожюмарить, если придется, совсем нет. Некоторые считают, что слабенького инструктора можно пускать с новичками, забывая о том, что в сложной ситуации новички не могут ничего сделать сами. Да и помогать/контролировать новичков требуется даже больше, чем разрядников.
В общем реально слабых инструкторов надо отсеивать. Как? Я предлагаю проведение небольшого экзамена для ходячих инструкторов в начале сезона. В программе экзамена должны быть индивидуальные работы:
- организация спуска/подъема пострадавшего;
- спуск дюльфером;
- подъем на жюмаре ( кардолете ).
И общая работа группы инструкторов (возможно с разрядниками) - спуск/подъем пострадавшего с сопровождающим. По результату - обязательный протокол.
Такой экзамен позволит отсеять инструкторов, растерявших с годами свои силы. Говорят, что в старые добрые времена, в пересменку, такие занятия проводились.

О модульности. Что касается медицины - согласен. Это отдельная тема. Преподавать медицину не имеет права ни инструктор, ни спасатель. Только человек с медицинским образованием, да еще желательно с соответствующей специализацией.
Поэтому такие курсы можно и должно проводить в регионах. Конечно не забываем, что программа подготовки должна быть подготовлена под контролем руководства ФАР.
А вот разделять инструкторов на профили по скалолазанию, по ледолазанию - вряд ли целесообразно. Хотя и возможно, если желающие будут. Но при этом обычный инструктор альпинизма должен быть комплексным. Иначе стать инструктором станет сложнее чем сейчас, а это плохо.

112


Комментарии:
4
"Иначе стать инструктором станет сложнее чем сейчас, а это плохо." Это с нашей, "потребляющей" альпинизм, точки зрения плохо, а вот ФАР-у как раз раздолье и одно удовольствие, поскольку мы не забываем, что сборы на "жетон"-платные:))) Не заплатишь-КМС-а не получишь! Съездишь эти сборы, прохлопаешь на них отпуск-в следующем сезоне уже КМСом ходишь.
А вот, что водить разрядников проще, нежели новичков-далеко не факт. От новичков понятно, чего ожидать, а от лосей с избытком сил и энтузиазма можно ждать чего угодно, да и физухи с ними нужно поболе.
В целом же вы правы, но ФАР стрижёт под одну гребёнку и инструкторов и спортсменов и просто горовосходителей без спортамбиций. Когда всех скопом загоняют в прокрустово ложе ничего путного не выходит. А вот как выкрутятся, без учёта связей, "неходящие" тренеры мне абсолютно непонятно. Их всех что-ли за несдачу нормативов выпрут из альпинизма?

3
А почему неходящие тренеры должны выкручиваться? Если человек не может быть инструктором (а если ты не можешь пойти с группой, то ты не можешь быть инструктором), то он и не должен им быть. Это никак не мешает ему ездить в горы, тренировать, передавать свои ценные знания подрастающему поколению. Но ходить с группой должны нормальные профпригодные инструктора.

Прикиньте ситуацию, вы приезжаете в Шамони, находите очень крутого гида, а он вам: "Значит так, вот тебе рация, вон гора, лезть надо вот так. Я уже старый по этому тут на хижине с биноклем посижу, буду тебе по рации рассказывать как лезть. С тебя 200 евро, давай удачи там."

1
Вот-вот. Я и говорю, что есть инструкторы, которым не требуется доказывать свою профпригодность хождением по горам. И выкручиваться им совсем не надо. Они просто ЕСТЬ инструктора - тренеры, нач-спасы. И их категория должна быть не ниже второй.


1
Разрядников водить не проще. Но в случае трудной ситуации они уже более способны помочь инструктору. А часто - даже заменить его.

4
Появились колоссальные силы МЧС.

А чё как спасы, так по-старинке, собрались всем миром и потащили?

( кардолете )

Поздравляю, вы сказали новое слово в альпинизме. Теперь хорошо бы узнать, что оно означает.

7
это как у России - появился колоссальный ВВП... а 2/3 России все равно в разрухе

2
Я думаю - ФАР должна больше контактировать с МЧС, и меньше требовать доп нагрузку от спортсменов (я про жетон).
Про новое слово.
Однажды мне довелось воспользоваться помощью МЧС, кторое прислала вертушку для транспортировки.
И еще был случай, когда сотрудники МЧС приняли травмированную девушку и помогли ей спуститься в лагерь. Хреново они это делали, но делали.

12
О чем спор?
Вопрос, ходячий или сидячий ст. тренер или ОБ УТС - это исключительно проблема организаторов сбора, и ФАР тут никаким боком.
Клуб сам решит, какой руководитель выезда ему нужен и годится - чтоб мог и бегать по всем закоулкам, или чтоб сидел на бивуаке и планы планировал, контроль контролировал.

Любой желающий - имеющий, конечно, соответствующую квалификацию - может попробовать совместить "бегание и сидение" - должности нач. сбора (ст. тренера) и ком. отделения, чтоб понять какое это еще то "удовольствие".
Я вот в былые года два сезона так отходил и зарекся. Либо - либо, и никаких совмещений, даже если мотивация высока и инструкторов тотально не хватает.

Если человек неходячий - он сам не полезет на рожон. И никаких спецтребований писать не надо.
Переаттестация же должна быть организована в единственно правильной форме - слушаний с подачей новых методик и технологий. Потому как неизвестно 1. сдадут ли экзамены сами аттестующие, 2. когда тебе 30-40 ты еще можешь безгать , прыгать и лазать, а в 50-60 наступают определенные возрастные физические изменения, зато опыта на порядок больше

2
1) Каким боком тут ФАР?
http://www.alpfederation.ru/journal/centernews/2013/12/27/5122
Почитайте об аттестации и переаттестации.
2) Насчет "сам не полезет на рожон". Не факт.
3) Как должна быть организована переаттестация:
Слушания конечно несколько проще, чем сборы в Безенги, но почему-бы мне самому не прочитать эти методики? Без посещения каких-либо отдельных курсов.

7
1) Каким боком тут ФАР?
http://www.alpfederation.ru/journal/centernews/2013/12/27/5122
Почитайте об аттестации и переаттестации.


Хм.. Вы либо сами не читали, либо крайне невнимательны (а внимательность - одно из основных качеств инструктора) - я вообще-то один из самых активных участников указанной по вашим ссылкам дискуссии...

2) Насчет "сам не полезет на рожон". Не факт.
Что значит "не факт"?
Вы на тот рожон полезете?.. Ваши знакомые полезут?

Деятельность в горах рассчитана на разумных людей.
Как и деятельность в небе, в море, на дорогах и т.д.
А то, что есть какой то процент недоумков или сумасшедших, или безответственных - так он, к сожалению, есть повсеместно. Иначе не было бы многих аварий и трагедий. Но процессы и правила ориентированы и созданы для вменяемых нормальных индивидов.

3) Как должна быть организована переаттестация:
Слушания конечно несколько проще, чем сборы в Безенги, но почему-бы мне самому не прочитать эти методики? Без посещения каких-либо отдельных курсов.


Слушания от чтения отличаются тем, что появляется возможность обсудить прочитанное, задать вопросы, если что непонятно, расширить представление курса не одной методикой, проиллюстрировать тезисы фото, слайдами или при необходимости собственным показом, задать слушателям встречные вопросы на понимание и т.д.

6
Если вы дома прочитаете курс математики, диплом вам не дадут...


0
но почему-бы мне самому не прочитать эти методики? Без посещения каких-либо отдельных курсов.
Саша, один из смыслов затеваемого абгрейда - увеличение доли практики методики в ШИ.

Пример: все инструктора знают в теории градации усвоения тех.приемов: знание, умение. навык. В практике методики учатся с помощью метод.инструмента - плана урока - определить/решить, какие конкретно тех.приемы(в теме занятий) до какой степени изучаются/отрабатываются и как оценить результат. И провести этот урок на рельефе, и оценить свой план.


1
В одной из тем Ssh публиковал информацию, что профессия инструктора в России существует. Греков говорит, что у них в Киргизии тоже такая профессия есть. Как я недавно выяснил, и в Казахстане профессия инструктор- методист по альпинизму осталась так же как и при СССР. Для того, чтобы не просто называться, а реально быть профессионалом остаётся вопрос:
какие у инструктора должностные обязанности, что инструктор должен знать и какие требования к его квалификации?
Сможем мы найти на него ответ?

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru