Умирает ли учебный альпинизм?

Пишет Михаил Ситник, 23.12.2014 21:29

Умирает ли учебный альпинизм? (скалолазание, горная школа Категория трудности, ситник, ставницер)
Последние годы на альпинистских интернет- ресурсах, в т.ч. на Риск.ру, различными авторами часто предрекается близкая агония и смерть учебного альпинизма.


Так Ирина Морозова констатирует факт:

«… ПОЧТИ никто в лагере из тех второразрядников и почти второразрядников, которых я видела на занятиях и восхождениях …, не соответствует уровню данного этапа. Люди сходили по пять троек, а при этом вообще не понимают, что делать с веревкой. Их не учат. Их просто водят на тройки.»… «Потому что большинство инструкторов сами не владеют этими навыками.» Почему не владеют? Да потому, что их самих изначально не научили.

Трудно не согласиться. К чему это ведет? К деградации нашего альпинизма, к росту НС. О чем и пишет Ирина: «печально, когда … приезжаешь в лагерь и первое с чем сталкиваешься – это спасработы на двойке, где в группе с двумя инструкторами на троих участников девочка улетает и разбивается насмерть. А после этого приезжаешь в город, открываешь РИСК, и там шесть некрологов подряд на главной странице.»

Тема после этого долго тлела, то возгораясь , то опять затухая. Недавно Сергей Шпиз опять раздул почти затухший костер, рассмотрев другой аспект проблемы:

"Система стимулирует сходить горы, а не выучить навыки. " - пишет Сергей в комментарии (Sergey Shpiz, 28.11.2014 21:15 ) И, как следствие этого, утверждает: «…разрядная система, принятая в советском и российском альпинизме, сама по себе способствует аварийности.»

Обсуждение этого утверждения продолжилось не только в 488 комментариях к статье Сергея , но и в других статьях на эту тему: моей , Игоря Савельева и других.

И опять большинство сошлось во мнении, что причина низкого уровня наших альпинистов – в отсутствии либо не полноценном учебном цикле занятий (до выезда в горы и в горах) и погоня с целью выполнения разрядов за восхождениями в ущерб учебной программе подготовки альпинистов.

Указываются три основные причины, почему альпинисты не проходят полноценный цикл учебных занятий:

- система, которая якобы не поощряет учебный процесс, а толкает к погоне за «закрытием клеточек»

- отсутствие у современного альпиниста, зажатого в тиски жизни

а) времени на обучение
б) желания учиться.

- отсутствие квалифицированных инструкторов, ведущих учебную и тренерскую работу в секциях, клубах, федерациях до выезда в горы и в горах.

Что хочется дополнить к уже высказанным не менее 1000 комментариям к вышеперечисленным статьям. Один умный человек (Сократ называется) сказал: «Кто хочет - ищет возможность, кто не хочет - ищет причину.»

В разрядных нормах и требованиях, комментариям и разъяснениям к ним говориться о необходимости до совершения зачетных восхождений на разряд выполнить требования Учебной программы. В Учебных программах говориться о прохождении всех предписанных учебных занятий как одного из требований выполнения разрядов. Поэтому утверждать, что система поощряет погоню за «клетками» может только тот, кто ищет причину не выполнять эти требования.

Хочу поделиться опытом учебной работы нашей Школы на примере только что завершившегося осеннего сезона. В основе работы Школы – семидневная смена. Кто может – приезжает на несколько смен подряд. Кто не может единоразово освободиться на 15 и более дней, приезжает через короткое время опять продолжить обучение. Это к вопросу об "отсутствии у современного альпиниста времени на обучение и желания учиться." Фактически, Школа стала клубом, с постоянными членами, приезжающими вновь и вновь.

Мы давно прошли период необходимости убеждать, что восхождение – завершающий этап обучения. Наши курсанты поняли и приняли эту необходимость. Те, кто едет к нам впервые, в заявке обычно «завышают» планку своих умений и стремлений, и, как и везде, хотят «всего и сразу». Как мы убеждаем их? Входной контроль. Не явный, без акцента, что это тестирование фактического опыта курсанта. Например, курсант претендует на восхождения 2А-2Б в Крыму. Обычно, после кавказских «двоек», курсант считает, что так же без технических проблем пройдет и крымскую «двойку». На первом занятии ему дается задание: пройти с верхней страховкой маршрут 5b-5с к.сл. А затем задается вопрос: а с нижней страховкой и своими «точками» ты пройдешь такой участок? А в Крыму на маршрутах второй категории иногда не только 5с, но и 6а встречается (Форкант, «Тележенко» левый, бывшая 1Б и теперь 2Б, ключ). Дальше убеждать не надо. Учиться, учиться и еще раз учиться! И 99% наших курсантов понимают это. И приезжают опять и опять, часто уже не для восхождений, а для обучения и приобретения новых знаний и умений.
Умирает ли учебный альпинизм? (скалолазание, горная школа Категория трудности, ситник, ставницер)
Умирает ли учебный альпинизм? (скалолазание, горная школа Категория трудности, ситник, ставницер)
Что отрадно: едут не только альпинисты начальной или спортивной подготовки. Все больше перворазрядников и кмс! Едут учиться! Со словами: «Нас никогда и никто толком не учил!». И чем выше разряд – тем больше понимания необходимости этого.

Обычно начинается с корректировки техники лазания. Большинство - самоучки, лазают, как кто может. Даже кмс. Но существует рациональная техника лазания, сохраняющая силы, надежная, особенно важная в трэде, где срыв опасен возможным вырывом своих точек. Быстро приходит понимание, что безопасность достигается во вторую очередь надежной страховкой, а в первую – «запасом» прочности: надежным лазанием без срывов!

Второй этап – трэд. Обучение правильной установке промежуточных точек и станций различных типов. Крючья, якоря, закладки, фрэнды – нужно не только научиться надежно их устанавливать. Нужно знать, когда ты сможешь это сделать. Иногда, начав установку точки на сложном месте, клаймер начинает понимать, что лучше было бы это и не начинать: быстро забились икры на ногах и руки, сейчас сорвусь! Мы учим находить места, где клаймер может остановиться, правильно «расположиться» на продолжительное время для установки точки, правильно и надежно её создать. Учим создавать оппозиционные системы, предотвращающие самопроизвольное выпадание точек при изменении вектора нагрузок. Учим делать компенсирующие системы для снижения в 2-3 раза нагрузки на промежуточную точку при срыве. Начинаем с верхней подстраховкой (с большим провисом), затем на маршрутах, имеющих анкера, не позволяющие при срыве с вырывом точки долететь до земли или полки. Учим тактике прохождения, распределению сил, преодолению страха.
Умирает ли учебный альпинизм? (скалолазание, горная школа Категория трудности, ситник, ставницер)
Популярны курсы: «Первая «четверка»» и «Первая «пятерка»».

Те, кто планирует ходить маршруты ИТО-шные, проходят курс передвижения на ИТО (два уровня). Основные темы: Снаряжения для ИТО (скальные крючья, лепестки, якоря и топорики, закладные элементы включая френды и камалоты, скайхуки и камхуки, пломбы- копперхеды и пр.). Снаряжение для передвижения на ИТО: Лесенки, клифы с педалями, крюконоги. Импровизированные лесенки из подручных средств (репшнур, петли, дейзи-чейн и пр.). Работа со снаряжением: зальцуг одной и двумя веревками, самоподтягивание клифой или дези-чейном, работа на лесенках, клифах или крюконогах, прменение крюкопуза. Ну и прохождение учебных ИТО- маршрутов: А2,А2+, А3 (с верхней подстраховкой). Учим переходам с лазание на ИТО и с ИТО на лазание.
Умирает ли учебный альпинизм? (скалолазание, горная школа Категория трудности, ситник, ставницер)
Зимою- курс ледолазания на Кавказе. В программе курса - теоретические и практические занятия:
- профилактика обморожений и переохлаждений;
- передвижение по льду различного происхождения (натечный, каскадный, глетчерный), крутизны (от 45 град до отрицательного), состояния;
- опасности ледолазания и меры по их избежанию;
- организация страховки и самостраховки на льду различными способами;
- организация спусков по крутому льду;
- организация бивака зимою;
- тактика ледовых и зимних восхождений и др.
Умирает ли учебный альпинизм? (скалолазание, горная школа Категория трудности, ситник, ставницер)
Летом- традиционный сбор на Кавказе, 20 дней, из которых 7 (семь!) уходит на учебные занятия. Полноценные, по 8-10 часов в день. И нет возражений со стороны участников! Они понимают необходимость этих занятий. Иначе нельзя.
Умирает ли учебный альпинизм? (скалолазание, горная школа Категория трудности, ситник, ставницер)
Мы неоднократно убеждались, знаем – альпинисты хотят учиться! А те, кто хочет – и время для этого найдут! По несколько раз в году! По 7-21 день за приезд! Зимою – курс ледолазания на Кавказе, весною – в Крым, летом – с нами в Большие Горы, осенью опять в Крым. И таких много! Люди хотят научиться САМОСТОЯТЕЛЬНО ходить в горах!

В заключение, итоги осени:

Обучение в Школе прошло: КМС-1 чел (21 день), 1 разряд - 3 чел, 2 разряд - 5 чел, З разряд- 11 чел, Значкисты- 15, начинающие 18 ВСЕГО 53 человека.
Регионы:
Украина: Донецкая область, Харьков, Киев, Тернополь, Житомир, Александрия.
Россия: Москва, Питер, Воронеж, Ростов-на Дону, Краснодар, Пермский край (город Березники), Йошкар-Ола.
Беларусь (Минск)
Киргизия (Бешкек)

Совершенные восхождения:

1Б 12 восх 45 чел
2А 2 восх 8 чел
2Б 4 восх 10 чел
3А 7 восх 15 чел
3Б 7 восх 18 чел
4А 1 восх 2 чел
4Б - -
5А 3 восх 6 чел
Всего 36 восх 104 чел
Всего совершено 36 восхождений, 104 чел/восхождения.
Слухи о кончине учебного альпинизма преждевременны.
Учиться никогда не поздно и никому не рано.
А вот так воспринимают обучение курсанты Школы:









-

101


Комментарии:
9
+

3
что-то я не заметил утверждений о "смерти учебного альпинизма". только об изменении формы сложившейся к поздне-советским временам. что ваш пример как раз и демонстрирует.

-12
Показать комментарий

-9
Показать комментарий

5
Я не минусовал (не имею такой привычки) но отвечу :-)

1. Альпинизм начался да, не 80 а целых 228 лет назад, в Шамони, с Монблана. Это официально если.
2. Нацизмом называется не выращивание собственного человека, а идеология наделяющая эксклюзивными правами одну нацию управлять другими нациями.
3. Что почём было и стало автор думаю знает получше Вас, ибо он и постарше и поопытнее.
4. Нужных реально людей отбирают, да, но из выращенных, впрочем как всегда и везде. Ибо, штучный товар только под заказ.
5. Лидер говорил именно про демографический подъёт, т.к. оперировал такими понятиями как рождаемость/смертность а не приехали/уехали.
15.1.15 приезжайте в нерезиновую на болотную, вам там понравится.

-5
1 Лидер говорил про демографический подъем, достигнутый миграционными средствами.

2 На болтовню не приеду, буду отдыхать на работе, после отдыхов или другой работы, а средств и сейчас маловато, на 15-е точно не останется. Тем не менее, искренне благодарю за приглашение.

3 Альпинизм СССР не мог начаться 228 лет назад в Шамони ))))
Если так рассуждать, то он мог начаться от Отци, на границе Италии и Австрии, тысяч пять лет назад ))))

4 На мой взгляд "нацизм" вообще не существует. Это ругательное сокращение, которое могут навешивать на все, что удобно, по обстоятельствам, и даже на тех, кто его выдумал. Вообще речь шла о праве европейцев на Европу, насколько это можно видеть сегодня. Но не важно. Называют, и называют, не запретишь же.

ЗЫ Кстати, я что то пропустил? Где и что будет то, пожалуйста? Интересно.
Хотя болтать особо не люблю, предпочитаю делать что то более существенное. Один форум для болтовни - это более чем достаточно. Да и не приводит болтовня ни к чему толковому.


3
поставил + по ошибке, хотел - . Редко минусую, но троль жирен, позорит Ростов и Толика(называя учителем) в частности.

-1
Позорит что, Ростов-на-Дону? Вы в своем уме? Вы жили здесь когда ни будь?

Тролль жирен.. Скорее рунет больше подворотен, нежели я тролль. Травля не так мыслящих началась ))))

Похоже ещё один ресурс начал осточертевать. Надеюсь последний. Ох уж эта зависимость... Удачи в будущих достижениях.


3
80-т лет назад не было вообще никакого альпинизма.

Даже семейность (ликвидированную намеренно ещё при Крупском),

Ну вот, а многие не верят в параллельные вселенные. А вот Серёжа нам пишет оттуда. И прекрасно себя чувствует.

-1
Из параллельного ли, прекрасно ли? (с усмешкой)
Хотя, относительно многих достаточно хорошо, да, но только относительно.


6
Классная у Вас школа, но это не клуб, и не секция. И люди специально выделяют большое количество времени, что бы на нее приехать. Но будут ли те же самые люди у себя в городе каждые выходные, и не только, приходить на тренировку, даже бесплатно? Вряд ли. Говорю на своем опыте. У меня он не такой большой, как у Вас, но нашей секции будет уже 4 года.
Все вопросы заключаются в нерегулярных тренировках. Можно сколько угодно постов написать, но учебного альпинизма такого же, как был уже не будет. У участников другие приоритеты, да и у инструкторов тоже. Нет ясных обозначенных целей. Вот сможет кто-нибудь мне ответить, для чего инструктору, который потратил немалые средства на свое обучение, регулярно, раз в неделю, заниматься с участниками, у которых не хватает средств на приобретение собственного снаряжения?

8
Такие проблемы есть у большинства клубов регионов.
Но дело в том, что горам всё равно, по какой причине альпинист вышел на восхождение неготовым. Задача-минимум инструктора оценить уровень подготовки участников и предложить посильную программу восхождений (т.к. несколько дней занятий в горах не компенсируют всю неподготовленность), независимо от формального разряда/опыта. И пусть потом сами решают, нужно ли им тренироваться в секциях или они "любители гор". Надоело навязывать свои добровольные услуги в секции тем, кто их не хочет.
И, по моему опыту, при таком подходе дефицита участников всё равно не возникает.

7
Нет ясных обозначенных целей.
Ну, вероятно, когда цели появятся, тогда не в лом будет и регулярно...без целей это просто приятная тусовка, никто не напрягается

7
"система, которая якобы не поощряет учебный процесс, а толкает к погоне за «закрытием клеточек»" так пишет автор-это и есть отсутствие цели.
Проблема как раз в том, что совершать восхождения и закрывать разрядо-клеточки можно не проходя обучение. При такой системе действительно можно как в компьютерной игре прокачивать разряд без освоения навыков, поскольку огребают единицы. Получается, что учёба-излишняя трата времени за которое можно набегать клеток.
Успешное существование такого мышления как раз и подтверждает множество недоразрядников.


5
"...школа, но это не клуб, и не секция. И люди специально выделяют большое количество времени, что бы на нее приехать. Но будут ли те же самые люди у себя в городе каждые выходные, и не только, приходить на тренировку, даже бесплатно? Вряд ли."

Мы с нашими курсантами постоянно обсуждаем этот вопрос. Только в Школе, без постоянных круглогодичных тренировок и учебных занятий, хорошим альпинистом не станешь. И они это хорошо понимают. Но чаще всего жалуются, что в своей секции, если и проводятся тренировки и занятия, то с большими недостатками, как то: не регулярно, не квалифицированно, по устаревшим методикам или устаревшим приемам и т.д.

2
Устаревшие методики и приемы - это полбеды. Люди занимаются тренерством, полагая, что вся межсезонная подготовка заключается в научении вязать узлы, лазать по 2-хметровому тренажеру, страховать через какую-то приспособу и рассказывать истории из своей славной биографии, вмещающей аж целых два-три десятка восхождений

7
до Ситника просто доезжают самые активные, и поэтому картинка у него заметно лучше. кроме того, проще найти неделю отпуска, чем освободить каждые(!) выходные в году.

3
Хм. А возникает вопрос: от чего освободить? И для чего?
Какое-то складывается впечатление, что насильно заставляют безопасно заниматься любимым делом...


11
Я бы не вполне согласился. Проблема двухсторонняя - с одной стороны, много слышу о том, что, дескать, не приходят люди на тренировки, не пользуются. С другой стороны, много народу говорит о том. что не знает где и с кем тренироваться.
Приходящему в наш вид деятельности (сознательно не хочу называть это спортом) человеку, как мне кажется, нужно и важно видеть стройную систему и четкие цели - расписание тренировок, четкое понимание того, что на этих тренировках будет, и что ему нужно знать и уметь в итоге. А так же четкое понимание, для чего это все - когда, куда и зачем он в итоге поедет и что там сможет сделать. Если это не реализовано или не донесено до потенциального участника процесса - он не вольется. Причем информационная составляющая не менее важна, чем остальные части организации тренировок.
Ну и тренировки должны быть интересными. =)

Судя по тому, что я наблюдаю - там, где это реализовано, нет проблем с участниками.

7
Абсолютно понятно, почему выделяют на неделю у Ситника, и не приходят на бесплатные тренировки дома.
У Ситника - Крым , скалы, море, солнце. приключения, седой гуру, такие же неопытные товарищи, костер, песни, девочки-мальчики, "ты у меня одна...", приключения, себя показать - других посмотреть - жизнь, одним словом.
Тренировки дома - одно и тоже изо дня в день, душный обшарпанный зал, нудные замечания тренера, скучные отжимания-приседания, зацепки наперечет, всех давно сто лет знаешь, а этот кадр вообще задолбал своими тупыми анекдотами, "ты у меня не одна...", что то говорят про пользу и удовольствия через год - а мне хочется удовольствий сейчас - бытовуха, одним словом. Поеду-ка я к Ситнику...

ПАРАДОКС - его уже отметил Jen - одни жалуются на инертность воспитанников, другие - на отсутствие толкового тренера, учебной литературы, тренировочного процесса... Не могут найти друг друга в ясный солнечный день, сидя на одной скамейке... Мертвая тишина и сонный покой в местном разделе "Обучение" - зато здесь какие страсти в сотнях комментов...

Согласен: инертность страшная, по моим наблюдениям примерно у 1 из 5-6 разрядников есть какая то мотивация и стремление чего то достичь. Причем. эти квелые так освоились, что уже свой образ жизни, свое мышление считают за правильное, и возмущаются, если им указывают, что это не так...

Низы не хотят, верхи не могут. Кто грамотный, знает, о чем это.

10
Сергей, организация стройной системы обучения в секциях - серьезная задача, не всеми по разным причинам(отсутствие тр.базы и т.д., а главное - энтузиастов) решаемая.
У нас в Новочеркасске решаем вопрос регулярности с НП, а выше инструктора(не я один) предлагают - вот он я, инструктор, приходите на тренировку, поехали на скалы, есть места в машине...было бы для кого. Как то странно упрашивать участников потратить свое свободное время...любой энтузиазм иссякнет.
В то же время в соседнем(ростовском) коммерческом горнотуристском клубе всегда приглашают...может проблема маленького города? Поэтому основное обучение неновичков начинается за два месяца непосредственно до выезда в горы и дальше без обид - кто на что готов, тот то и ходит. Никакой инструктор не хочет тащить недоподготовленных на гору - лучше позаниматься и сходить категорией ниже.
И обид действительно нет, как и мало серьезных разрядников, в этом году одна пятерка. Но для меня это давно не показатель - человековосхождения, главное - безопасность.
Кто хочет серьезных восхождений - действительно сам решает вопрос своей подготовки, находит время и тренера, все идут навстречу. Кто хочет своеобразного отдыха + обучение в горах, немного несложных маршрутов и гитары - находит своё, и эти люди равноправные члены клуба, участвуют в жизни клуба, помогают со стройкой тренажера и т.д. И, по моим наблюдениям, такая организация в секциях преобладает в провинции.

7
"Классная у Вас школа, но это не клуб, и не секция."

Как один из курсантов Школы должен возразить. Регулярно приезжаю к Михал Санычу под Хергиани с 2013 года. Категорически не соглашусь, что это просто школа и не более. Хотя основа - действительного методичная и программная подготовка к горовосхождениям. Собственно первый раз за этим и приехал. Однако для меня все изменилось кардинально уже к окончанию первой недели пребывания. Инструктора и многие курсанты стали друзьями. Школа перестала быть просто школой. Фактически это уже клуб друзей и единомышленников в классическом понимании последнего. И сейчас я уже еду к Михал Санычу не только для обучения (а во многом даже не столько для обучения) но и для встречи со старыми друзьям. Причем инструктора в их числе, ибо прежде всего они сами (включая и самого Ситника М.С.) провоцируют на неформальные, дружеские отношения. В итоге собственно занятия, маршруты и прочее по сути становится одним из поводов. И в очередной раз (в частности меня) тянет уже не просто в Школу (таковые и наверное не хуже все же есть) и даже не просто в Крым (а у нас в крае в общем-то есть достойные альтернативы и все рядом), а к друзьям, по которым скучаешь. А обучение? Да, ведется. Насколько квалифицированно ? Более чем. И что,есть какая-то методическая основа ? Ничего утверждать не буду. Просто поделюсь собственными школьными "клеточками" (раз уж для многих они важны): начинал под руководством Михал Саныча с единички "Сюрприза" (предшествующий некоторый опыт имелся, но его опустим) , потихоньку подсобрал около 10ка разных троек, включая 3 безенгийские. А последние крымские тройки (Вилку, Филатовскую и Ухо) самостоятельно, т.е. в спортивной двойке. Но я это не к тому, что находил и молодец, а к тому, что находил уверенно, надежно, считаю, что безопасно, и (самое главное) в удовольствие. И виновными в этом вижу Михал Саныча и инструкторов Школы. Посему промолчу про собственно процесс обучения, а подпишусь под каждым словом sitnik`а - ибо проверено на себе и своем здоровье. Так школа или клуб ? Ну как прикажете теперь ответить ...

0
Я уже год трачу заработанные деньги на собственное снаряжение. Список не велик, но я год работаю на это. Две пары ботинок с кошками вытянули уже под 30000р. При чем, я не покупаю дорогие вещи. А подорожания?

9
Отличная работа школы, как пример всем инструкторам, которые не знают, для чего им звание инструктора....

22
«Ну вот и поминки за нашим столом»*
Участникам нынче учиться в облом
Хотят они славы как можно скорей
Не ведая зальцуга и якорей
Наставники копья ломают в сердцах
Пытаясь зажечь тягу к знаньям в юнцах
Пытаясь примером своим убедить
«Вам только бы в клетку бездумно ходить»
«А мы альпинистов реальных куём»
Такой вот нехитрый рекламный приём
Заботой не выглядит вся эта блажь
Но только свой труд без неё не продашь
Я тоже возился во всём этом брне
Сейчас же, смеясь, наблюдаю извне
За этой спиралью неравной борьбы
Где боги тщеславны, а люди слабы
Где в неразберихе батальных утех
Никто не рассчитывает на успех
И поле опять порастёт ковылём
И каждый останется при своём
И клетчатый кто то наденет пиджак
И кто то восьмёрку завяжет не так
А кто то и вовсе вдруг скажет «Табань»!
Харэ уже, Дима, не графомань! ))))))

*- строка Ю.Визбора

2
молодец! хорошо сказал )

10
Отличная статья. Успехов!

8
Любые школы,кружки,клубы которые занимаются обучением,пропагандой и привлечением народа в горы(причем во всех вариациях) - это победа и огромная польза.
Чаще всего это делается фанатами и не за госденьги(всегда снимал шляпу перед этими людьми).

9
Коллеги, блин, кончайте спорить!
Пора вниманьем удостоить
Грядущий праздничный АТАС!
Есть повод выйти из системы
Где замусоленные темы
Как верный пёс, дождутся нас
Грядёт затмение хмельное
Пора бы закупать спиртное
И поздравления писать
Ну..типа..больше позитива
Всегда была чтоб перспектива
И никогда ни где не сцать!
Обидам вряд ли стоит вторить
Успеем мы ещё повздорить
И разосраться в пух и прах
Топор войны зарыт на время
На две недели мир со всеми!
Удачи! Встретимся в Горах!

9
Дима, ну налей уже и не сори стишатами где попало. У Ситника тема очень даже позитивная. Этот человек не стонет "Ой, все не так!" а просто делает дело.

4
Думаю, очень полезная школа. Я со своим вторым разрядом сталкиваюсь с большой проблемой: на маршрутах 4-й категории не могу лидировать на сложных участках; чувствую, что многих нывыков остро недостает. Готов отпуск потратить на то, чтобы поучиться. Надо будет поехать на эти курсы, к тому же и цены вполне демократичные.

2
а вы откуда?

2
Из Белоруссии


-5
В общем, опять каждый о своем, мой вопрос потерялся в Вашей дискуссии ничегониделания большинства.
И в моем мировоззрении на нынешний учебный альпинизм ничего не поменялось.
Расскажите мне еще про соответствии участников любых сборов и школ нынешней Программе подготовки альпинистов ФАР. Вот будет смешно. Вряд ли кто-то, кто ВНИМАТЕЛЬНО ее читал, будет это утверждать.
Пойду лучше дальше работать в секции...
Удачи в виртуальном альпинизме. :)
Да, ответом на вопрос в теме будет "не умирает", а "отмирает".

6
Вопрос ваш - зачем потратившему денег инструктору бесплатно работать с босоногими участниками - тут обсуждается много лет, поднадоел - поэтому энтузиазма и не вызвал. Каждый на него должен найти ответ сам. Свой ответ. А не спрашивать у всех подряд "Если немцы нападут, мне идти родину защищать?"

Да и странный это сейчас вопрос. Ведь сначала надо ответить на другой: "Зачем я поехал на инструктора учиться и кучу денег вгрохал?"

-2
И много Вы нынче родину назащищали?


5
Всегда с теплом в сердце вспоминаю курсантские будни.))) Михаил Александрович, Вам огромный Респект, и искреннее спасибо за переданный опыт. Учебному альпинизму БЫТЬ!!! В противном случае не видать нам ни спортсменов, ни наставников. А кто не может научить или не хочет учится, то какого "беня" вообще нюхать альпинизм....

-11
Показать комментарий

5
"Или так альпинизм понюхать?"

На случай, если Слава будет скромничать и промолчит. http://www.risk.ru/blog/203770

1
виноват , не в ту ветку коммент...

8
Да, Слава Полежайко понюхал альпинизма немного, и вполне успешно:
- автономно зимою в двойке Ушба маршрут Коломыцева 5Б
- Свободная Корея в двойке по Семилеткину 6А нонстоп за двое суток от базы до базы
- Лангшисари первопроход 6А в Гималаях
и ряд других, более простых Гор типа Хана по классике, первопроходов в Крыму и пр.
Инструктор альпинизма (окончил нашу школу), председатель ФАиС г.Черкассы, ведет секции, сборы проводит. Вот у него Вам и стоит опыт работы в секции перенять.

1
+

-5
дубль

-13
Показать комментарий

5
Крайне неэтично неэтично высказываться, прячась за ником. Не хотите представится для начала ?

18
Господин Burzum! Хотел пропустить Вашу колкость мимо своего сознания, но подумал, что это не правильно. Отвечаю по пунктам:

1. ""Все дураки а я д'Артнаньян, идите учится в мою замечательную школу иначе умрете в страшных корчах"." - где и когда я писал в этом стиле? Ложь!

2. "Так что это все-го лишь хитрожопый одесский маркетинг" фу, как грубо, некрасиво, не достойно джентьльмена, посещающего UK))), да и опять ложь: школа зарегистрирована и работает в Крыму. И я тоже!

3. "Хорошие школы и специалисты в подобном пиаре не нуждаются-их итак все знают." Да, слава Богу, хорошие школы есть! Алла-арча Д.Грекова, школа Нефедова. Еще? Маловато для постсоветского пространства с населением четверть миллиарда чел!

А теперь ответьте на вопрос, г-н Burzum. Как смогли о них узнать будущие участники из Перми или Нью-Васюков, не появись об этом в интернете соответствующие объявления, приглашения, сообщения, отзывы и прочие материалы, которые вы обзываете абревиатурой PR? Как Вы сами смогли узнать о существовании лагеря в Алла-арче, не сообщи об этом лагере в свое время на Риск.ру Д.Греков и не освещай он работу лагеря в дальнейшем? Вот и я говорю: опять лжете: в PR нуждаются и хорошие Школы с хорошими специалистами, Вы знаете об этом и лицемерите!

Выше инструктор kims жалуется, что есть трудности в организации учебного процесса в его секции: у людей нет снаряжения и денег на него приобретение, да и процесс ему наладить не удается. В малых городах и небольших федерациях нет ни снаряжения, ни инструкторов. Мы знаем эти и другие причины упадка в постсоветском альпинизме, ищем пути выхода. Выход - в школах, аналогичных нашей, где и снаряжение есть, и инструктора-специалисты, и по стоимости доступно даже студентам (которые и составляют не менее 50% наших участников). Таких школ должно быть не 2-3 на СНГ, а значительно больше! Но как и откуда узнают о их существовании в сообществе? Как без СМИ поделиться опытом работы с другими альпорганизаторами и убедить их создавать аналогичные школы, реставрировать альплагеря?

1
Плохо, что Вам показалось, будто мне тут приходится жаловаться. Вовсе нет. И у меня свои ответы на мои вопросы есть. Хотел людей послушать. А, видимо, те немногие, кто еще занимается секциями, уже порядком здесь надоели.
Думаю, что неправильно расценил название статьи. Вы уж извините, если помешал Вам рассказывать о своей школе.
К слову, в плане знаний, школа инструкторов ФАР тоже многое дает.


15
Честно признаюсь, что на РИСК захожу только с целью продвижения своего продукта: "New Ала-Арча". Извините, но реклама двигатель торговли. Бизнес, ничего личного.)


5
А много ли знает г-н Burzum об альпинизме, сходив этим летом в Ала-Арче на двойки в погоне за 3-м разрядом? Чтобы вот так вот "уличать" хитрожопый одесский маркетинг.
Я вот лично бы согласился полностью со словами идите учится в мою замечательную школу иначе умрете в страшных корчах, ибо таки да, "жизнь прожить надо так чтобы не было мучительно больно ..."

6
Так Burzum третьеразрядник?! Вот хотя бы поэтому и нужен учебный альпинизм. Чтоб вместе с техническими занятиями, как минимум, научить молодёжь уважать и чтить опыт, авторитет учителей. Знать их достижения.
Дожили! С такими примерами, скоро и новички будут МСМК жизни учить...!


1
Очень понравилась Ваша школа. Правильно что пишете. Реклама это в первую очередь информация!
Долго рассматривал фото с человеком на вертикальном льду, чувствую, что то не так, нет следов на льду. Спустили сверху на веревке?

0
Это трещина.

2
Снимок сделан в трещине. Лед твердый бутылочный, идет первый участник, поэтому следов еще не заметно: и кошки и инструменты заходят не глубоко. Спуск в трещину по веревке. Вот в том же месте участница после нескольких прохождений, следы уже заметнее:
Тельнов 178
Кстати, если хорошо увеличить первый снимок (возможности Риск.ру это позволяют), то проявятся следы от дна трещины.

2
ИМХО ,одна из основных задач школы инструкторов это систематизации существующего уровня знаний у курсантов.

2
Михаил, не секрет, что какими мы бы ни были крутыми каждый в своей области, наши знания со временем устаревают. Как эту проблему решаете для себя Вы?

Собираясь учиться и имея возможность сделать это в Европе, как мне знать, что у Ситника, как минимум, не хуже?

Спасибо!

2
Если вы в "процессе",то "автоматом" добираете новшества в своей области. Это обмен опытом среди коллег ,изучение источников новой информации ее анализ и в итоге внедрение в практику (это в том случае, если вы имеете определенный багаж знаний и опыта).

)Как узнать ,что у Ситника как минимум не хуже ??? -езжайте к Ситнику,а затем в Европу.

Гарантирую-хуже не будет.Этот человек не может халтурить-это главное.

6
Михаил, спасибо за лестный отзыв!
Константин, "наши знания со временем устаревают". если мы остановились и самоизолировались. В дополнение к сказанному Михаилом: я продолжаю "ходить". Только за осень сходил 14 маршрутов, из них 3 "пятерки", при этом в основном - лидировал. Перила мы принципиально не используем. Короткие спортивные - лезу ред-поинт 7а, иногда 7b. Тренируюсь. Хожу на ИТО, занимаюсь драйтулингом. Как то так.


0
*Как мы убеждаем их? Входной контроль.*
Входной контроль позволяет осознать уровень подготовленности участника.
Выходной контроль позволяет понять - а научился ли чему либо участник?
В статье я не нашел упоминания, как осуществляется выходной контроль, есть ли он, и какие последствия непрохождения его.
Можно заставить учиться всех в группе, до уровня, при котором любой сможет пройти самый сложный участок первым. И только после этого выпустить на восхождение.
Можно ограничиться тем, что в группе есть один "лазун" в качестве первого.
И то, и другое для альпинизма подходит.
Мне интересно, как в школе происходит выпуск на восхождения и критерии этого выпуска.

2
В Арче просто делается. Запускаем группу претендующую на маршрут на двухверевочный участок соответствующей категории и смотрим как они его покоряют. Залезли, спустились со всеми страховками и продергиваниями, выпускаем на гору. Наплели макраме, добро пожаловать на тренировочку.

1
Вот, вспомнил: моя бабуля на старости лет занялась макраме, в 80-е дело было, некисло с него зарабатывала. Вот кого на маршрут без экзаменов выпускать надо! ))))))
А то молодым лбам на пяток узлов 2 года подготовки нужно. )))))


5
Выпуск на восхождение происходит по принципу: на что способен идти первым - туда и лезь, но в пределах Правил (не выше того, куда идти имеешь право). Если чел приехал ходить "тройки", но не может первым пройти щель 6а, а лезет внутренний угол 5b, то пойдет он на 2А-2Б, не выше. Исключения - первая гора такой категории, чтобы человек убедился в присутствии обещанной сложности и необходимости больше тренироваться и готовиться к ней.

0
Поздравления реформаторам сайта! Полчаса писал развернутый пост, а мне в ответ _упс, ошибочка.... Я так не играю...

1
Дело не в сайте, а в нашей привычке выплескивать все быстро и тут же. когда мы это делаем в данном окошечке, то не помним, что оно не имеет никаких функций сохранения, либо резервных копирований и прочего в этом духе.

Иногда, потеряв страницу текста, думаешь, - да и хорошо, что вышло так (или что то в этом роде) :):):)

0
*Запускаем группу претендующую на маршрут на двухверевочный участок соответствующей категории и смотрим как они его покоряют.*
Это лишь проверка умения лазать и работы с веревкой.
А снег, а лед?
Где вы проверяете - на скалодроме возле хижины, левее водопада? Там более-менее сложное лазание, не подходящее универсально и для тех, кому на двойки, и для тех, кому на пятерки.

*Если чел приехал ходить "тройки", но не может первым пройти щель 6а, а лезет внутренний угол 5b, то пойдет он на 2А-2Б, не выше.*
Это тоже лишь проверка уровня лазания. Индивидуального.

Думаю, что мой вопрос, вобщем, неуместен.
Я, в своей деятельности руководствуюсь только личным субъективным мнением. И выпускаю на восхождения без формальной оценки. Вобщем, на глаз... И, к сожалению, ошибаюсь, считая людей достаточно ловкими, а они недостаточно ловние, чтобы избежать падения и получения травм...
Думаю, другие инструктора поступают также.
Если нет, просьба поделиться такими формальными универсальными оценками.

2
Если рассматривать альпинизм как образ жизни. То получается что мы всю жизнь учимся и лучше учится на чужих ошибках чем на своих ,тем более что эти ошибки в альпинизме обходятся дороже.

0
Есть моменты, которым можно учиться исключительно на чужих ошибках, либо предусматривать их заранее.
Это не только в альпинизме.
Помочь может очень скрупулезный подход + опыт ДУМАЮЩИХ людей, способных осмыслить свои наработки, корректировать их с техническим развитием, ничего при этом не ухудшив и не попав при этом в малоизвестный "капкан".

Некоторые, понимая проблему и не будучи способными совместить свой несколько устаревший технический опыт, подают науку "как есть"... и они правы. Человек, освоивший в совершенстве старое, гораздо безопасней и быстрее постигнет новое.

3
На скалах перед хижиной набор учебных маршрутов от двойки до пятерки. А лед. Чего там сложного? Наливай, да пей. Если на скале не запутались, на льду легко справятся. Подскажу пару хитрушек и любой лед ляжет.

4
Наливай, да пей.

Так уже, считай, подсказали.

1
Да, со льдом мало у кого большие проблемы. Скорее, так себе, подкорректировал, и в путь.
Вот, на удивление, обнаружил, что по снегу ходить мало кто умеет. Нормально, так ходить. Без напряга. Либо идут вверх, проваливаясь по пояс, там где нужно мягко сделать ступеньку, либо вниз идут в три такта лицом к склону, там где пешком или глиссируя самый кайф.

6
Это классическая проблема экономии на снежных занятиях в НП - снег считается простым рельефом для движения(главное - скалы!), основное внимание обращается на самозарубание.
Те же проблемы со спусками по крутым тропам и сыпухе - если эти темы мимоходом в новичках, дальше это долго остается пробелом.
А в бройлерских программах времени мало, на чем то приходиться экономить...

1
В свей инструкторской практике я стараюсь заложить в график восхождения лишний часик(как ни хочется в лагерь) для отработки спуска по снегу...не отработаешь в НП - получишь себе же проблемы в СП(если работаешь с людьми своего клуба)

-1
Михаил, простите меня за вопрос , который для меня важен, но некоторым авторитетам кажется некорректным. Лично Вас я задеть не хотел и в Вашей квалификации не сомневаюсь.
А с данного ресурса удаляюсь - надоела "цеховая солидарность".

2
Константин, напрасно вы так. Во первых, я сейчас в горах, и интернет у меня плохой. Поэтому за развитием темы не очень слежу. В двух словах на Ваш вопрос не ответишь, а возможности ответить полноценно нет.

1
На самом деле, Михаил, Вы два раза повторили одно и то же и, думаю, я Вас понял. Постараюсь выбрать время и приехать.

3
Вы так рискуете вообще перестать общаться по русски, если будете убегать.

2
Для кого-то это риск, а для кого-то - цель. Причём, подсознательная.


1
Да че-то вывел меня из себя один Заслуженный КМС Международного Класса и еще пару человек, кторые считают троллингом все, что выходит за пределы их понимания.
Но, с другой стороны, я на этом сайте столько друзей нашел, с котрыми теперь тренируюсь и хожу в горы.


6
Закончили Рождественский курс. Двадцать семь курсантов из России, Беларуси, Украины прошли курс "Трэд и ИТО на восхождении". Десять дней занятий, общения. Плохая погода (снег и мороз до -18) не смогли изменить наши планы. Программа выполнена.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru