Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015»

Пишет Spec-Corr, 19.05.2015 19:35

Позади 10 000 км и шесть стран Африки, позади бескрайние пески и каменистые ландшафты Сахары, серпантины Атласа, дюны и каньоны, русла древних рек и исчезающие колеи в саваннах. Два мотовездехода CFMOTO и команда Фонда Кругосветных экспедиций, которой руководил засл. путешественник РФ Сергей Синельник. Среди итогов проекта не только поведение техники на разных поверхностях, работа двигателей и эргономика аппаратов, фото- и видеосъёмка, но и общение на маршруте с местными жителями. А это, главным образом - страшная нищета в глубинке и тысячи встреченных детей, которые, завидя белых путешественников, тут же становятся попрошайками.
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)

«МСЬЕ, КАДУ! МСЬЕ, КАДУ!..»

Когда путешествуешь по родной России и встречаешь в сибирской глубинке или в среднерусской брошенной деревеньке ужасную нищету, то сердце сжимается от ужаса: как люди живут, как они могут так жить, и почему они так живут? Богатейшая страна мира не может себе позволить обеспечить вымирающим в дальних провинциях старикам достойную старость, а людям среднего возраста – работу. Но если сравнить эту жизнь с африканской глубинкой, то «у нас, по сравнению с ними, курорт!», как любят поговаривать на Северах. И это правда. Но главное отличие африканской нищеты не в общем уровне жизни, а в огромном количестве праздношатающихся детей. И первое, что они высказывают белому путешественнику, это не приветствие, а «мсье, каду!» и протягивают ладошку лодочкой – просят дать им что угодно! Попрошайничают.
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Маршрут экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» пролегал от самых северных, средиземноморских, сытых окраин Марокко до атлантического Берега Слоновой Кости – Кот-д’Ивуар, так что можно было увидеть большой срез детского попрошайничества от более-менее благополучных районов до полного опустошенья мавританских и малийских пустынь. Везде одно и то же с небольшими градациями в жёсткости-мягкости, где-то просят в баночку из-под пива-сока, чаще в руку, где-то, якобы, продают совершенно ненужную вещь типа полузадушенных ящериц. Бывало подходили и взрослые, подробно объясняя причину – почему они просят подаяния! И из всего этого можно сделать первые, если можно так сказать, выводы, а скорее, поводы для размышления. Ждём откликов – у кого какой опыт есть!? Вы в Африке: что делать когда у вас просят?!
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ: КАК РЕАГИРОВАТЬ?

Очевидно, что сам факт попрошайничества не всегда связан с тем, что попрошайке нечего есть – это, наверное, закон - справедливый везде, всегда и во всех странах. Вспомните «Одиссею» Гомера: «пойди в город и проси – там тебя накормят – дадут, кто что захочет!» Потому, второе, что тоже более-менее очевидно и на африканских просторах, что попрошайничать не зазорно, что это вполне нормальное поведение – не только для детей, но и кое где и для взрослых. Это уже не закон, а скорее, национальный или/и воспитательный аспект, потому что, если приглядеться, то в той же самой толпе, среди тех же самых протягающих ладошки детей, если такие, кто вовсе не тянет руки, а сосредоточен на удовлетворении своего здорового детского любопытства. Есть такие, кто остаётся в стороне, и не намерен попрошайничать, ожидая иного развития ситуации, например, в свою выгоду-пользу, но не путём попрошайничества.
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Были и вовсе оригинальные дети – в той же Мавритании, среди тех же просящих детей. Один мальчик внимательно смотрел-смотрел и высмотрел куда мы уехали, когда пересели в другую машину, и прибежал туда – это был автосервис, там он оказался с нами «почти наедине». Он принёс футбольный мяч, обычный такой футбольный мяч «шашечками», но когда я пригляделся, то обнаружил, что это был очень хороший, дорогой кожаный мяч – видимо, каким-то чудом доставшийся этому мавританскому мальчишке – такой мяч везде стоит недёшево. Но очевидно, что мяч сей перенёс столько игр на самых жёстких полях, а не на траве (которой тут нет!), что потерял и вид и своё качество, готовый вот-вот раскрыться протёртыми дырками по всем швам и лопнуть. И вот мальчишка пришёл со своим мячом просить подаяние не на хлеб, а на новый мяч, и в качестве доказательства принёс его самого – доживающего свой футбольный век. Неудивительно, что мальчишка тот был одет в футболку цветов какого-то клуба Франции – коричнево-жёлтые-красные – и по всему было видно, что влюблён в футбол страстно. Что тут делать?
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
СКОЛЬКО ПРОСЯТ? СКОЛЬКО ДАВАТЬ?

Первые же заезды участников экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» в небольшие селения вдали от столицы показали: нищета невообразимая - в глухих российских деревеньках, которые мы называем «забытые Богом!» - живут много лучше чем здесь. Вода солоноватая, мутноватая, зелени нет, огородика со своим лучком-чесночком не сотворишь, питание однообразное и скудное, цены в магазинчике (типа «сельпо») всего на четверть ниже, чем в Москве – жуть! Потому реально подаяния ждут все: и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины. Просто дети гораздо активнее, живее и подскакивают первыми, и кричат громче, и их больше всех, кто подбежит к прибывшим мотовездеходам в любой глуши. Душа разрывается глядя на оборванцев и, конечно же, не можешь не дать что есть - мелочь, или бумажки равные мелочи, сколько найдётся в кармане.
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Опыт показал: дети хватают поданные деньги и сразу уносятся с ними, а за ними кто-то другой бежит: очевидно, будет борьба за поданное уже между ними вдали от наших глаз. Кто-то уносился с поданными деньгами сразу к своему дому, видимо, показывать родителям – что он добыл!? – тут мысли такие: это, наверное, кормилец семьи – не на конфеты потратил втихаря, а принёс для всех членов семьи. Но проследить за самим процессом – куда уносятся поданные тобой деньги – чаще всего невозможно: возникает такой бедлам, что в нём не сориентируешься.
Взрослые просят степенно с какими-то аргументами, типа, рассказа, что, мол, «он тут беженец, пришелец, чужой, пешком пришёл из Нигерии – вырвался от геноцида!», а там и в самом деле недавно были страшные события. А вдруг и вправду так и есть! Как не подать!?
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
ЧТО ПРОСЯТ АФРИКАНСКИЕ ЖЕНЩИНЫ?

Женщины, замотанные, закрытые, недоступные, если и подходят к участникам экспедиции, а такое тоже бывает, несмотря на официальную замкнутость их по отношению к чужим, то чаще всего ждут подаяния глазами – редко бывало увидеть протянутую женскую руку! Самые оригинальные – настоящие женщины – просят так «отдалённо», если не сказать двусмысленно, что надо обладать типом кавалера, чтобы понять – что она хочет подаяния, подарка. К примеру, в Мавритании, в глухой деревушке посреди сахарских песков (хотя там есть железная дорога и по ней цивилизация, эмансипация и глобализация всё равно к ним накатываются), одна женщина на просьбу сфотографировать её чётко показала, что этого делать нельзя. Когда же я её спросил «почему?», она приподняла полу своего «платья» и показала голую ступню и сказала: «Потому что нельзя фотографировать женщину с голыми ступнями!» и показала на других, которые были в шлёпанцах. На это я резонно ответил, что «готов фотографировать её только по пояс!».. Но это только потом, позже, мне удалось выяснить и осмыслить: у них совершенно другая логика и «оторвать» натуру «по пояс» можем в воображении только мы – люди европейского мышления, а у них в логике «только целостное единство человека»! и никакого образа «по пояс» у них не может даже возникнуть! – потому женщина снова строго ответила: «Нет, никак нельзя фотографировать, потому что я с голыми ступнями, без шлёпанцев!»
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Когда мы уже уехали и я всё вспоминал тот случай, то позже догадался наконец, что она таким оригинальным, чисто женским, способом просила подать ей на шлёпанцы, типа, подарить ей шлёпанцы. Когда до меня такое дошло, то я сокрушался, что не догадался сразу, а второе – как бы снова добраться туда и подарить ей шлёпанцы, и посмотреть – разрешит ли она сфотографировать её после подарка!? Вернуться же сразу, знамо дело, было невозможно: экспедиция покатилась дальше – вглубь Сахары.
Но конечно, когда дашь что-нибудь африканской женщине где-то в глубинке страны, то она не откажется, а некоторые даже делают такой красивый жест благодарности, складывая руки, что хочется ещё и ещё раз его увидеть!..
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
«ВСЮ АФРИКУ НЕ НАКОРМИШЬ!»

Этот лозунг приходилось слышать от некоторых путешественников по Африке, когда заходил разговор о подаянии, и вызывает он у меня противоречивые чувства. Конечно, всех своим подаянием не накормишь – кто тут поспорит, но в Библии сказано «дай просящему», значит, это испытание – встречу с просящим милостыню – надо испытать и как-то разрешить даже и в Африке, а не только у себя на Родине. Вопрос о подаянии – сугубо личный и каждый сам решает его в то мгновение, когда встречает просящую руку: иногда как-то само собой получается, что обязательно подашь какому-то просящему африканцу, а стоящему рядом – нет: возникает нечто необъяснимое, почти сакральное явление душевных порывов. Такое есть и у себя на Родине, такое было и в Африке, и в глубинке, и в городах. И это нормально.
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Существует в связи с этим один аргумент, который стоит вспомнить: развитие гуманитарной помощи и регулярное снабжение мелкими подачками людей в нищих районах приводят к привыканию, к развитию отношения «нам обязаны давать!». А далее, логика оказывается железной: отбивается инициативность самим что-то предпринимать, активизироваться, расти – «и без того накормят!» Согласен, есть и такое. Но это в контексте населения вообще, масс, толпы, нечто пахнущее политикой, а в экспедиции, при конкретной встрече с конкретной протянутой рукой работают личные качества, отношения и порывы, и к ним лозунг «Всю Африку не накормишь!» вообще не относится.
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
ЧТО ПОДАТЬ!
Когда в какой-то африканской деревушке тебя облепляет толпа детей, то первое, и самое важное – смотри в оба!: не коллективный ли это грабёж! Вот о чём ещё надо думать! И такое бывало, как рассказывали путешественники о чётком согласованном грабеже толпой детей. Вот тебе и дети! Вот тебе и «ангелки»! Слава Богу, у нас, на этот раз, такого ни в одной из шести стран не случилось!
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Но далее – что давать худым, голодным, неприкаянным детям? Самое первое, что приходит на ум – конфеты. Их дети и просят сходу, едва техника останавливается: «Мсье, каду! Мсье, каду!» Конфеты, типа чупа-чупсов, тут стоят дешевле, чем в России. Все знают, что есть их нельзя, и даже в рот засовывать нельзя, но многие покупают и едят. Вопрос: надо ли африканским детям, просящим «Мсье, каду!» давать то, что есть нельзя? Конечно, если дать, то они слопают и чупа-чупс, но с таким же успехом съедят и те же мандарины, даже если они у них тут рядом растут – главное, вы их им дали.
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Успехом пользуются наши витамины – обычная аскорбинка с глюкозой! – и польза есть и вкусно, и недорого. Рекомендуем – если поедите в экспедицию в глубинку Африки, то берите обычную отечественную аскорбинку – большие белые таблетища, их и будете раздавать облепляющим вас чернокожим детишкам. Конечно, на долгий путь не запасёшься, но на первое время хватит. Да и самим путешественникам на маршруте витамины ой! как нужны!
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
КУПИ-ПРОДАЙ!

Часто бывает в африканских деревушках, что дети что-то продают вместе с процессом подаяния. Может быть кто-то захочет купить у них полузадушенных ящериц, и это тоже бизнес, предприимчивость – уже радует! Бывало, приносят на продажу съестное: какие-то выпечки – что-то сладкое или хлебное, овощи, зелень, молоко в бутылке. Конечно, себе для еды такие неведомые закуски не возьмёшь, но вот что получилось у меня интересного из этих самодеятельных продавцов. Как-то раз вместо того, чтобы дать денег или конфет, я купил у одной девочки какие-то сладкие кусочки выпечки – цена смешная! – и тут же раздал этим же окружающим детям и ей самой уже от меня. Результат был ошеломляющий: наверное, ни разу с ними такого не бывало! Дети стали шумно высказывать девочке, у которой я купил эту выпечку, что-то типа оценки качества, на что-то она не менее громко бойко отвечала, мол, мама, или сестра – не понял!, пекла, а не она сама. Короче, всё съели и привлекли к происшедшему ещё больше людей, рассказав о раздаче покупки. Также логично закричали, чтобы я и у всех других детей тоже всё купил – овощи, зелень, молоко, хлеб и прочее – и также всё им раздал! Конечно, больше я ничего не покупал, но зато они стали совсем раскрепощёнными и позволили уже себя свободно фотографировать. Но о фото ещё пару слов!
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
МАРЖА, МСЬЕ, МАРЖА! МАРЖА, СЕНЬОР, МАРЖА!

Фотографирование детей и подростков в Африке элементарно: угостите их, раздайте монетки, разговоритесь, покатайте на своей технике, обнимитесь все вместе – и можно фотографироваться! Но есть тут особый момент – все его знают, потому что присутствует он во взаимоотношениях фотографов и моделей во всём мире: это – гонорар! А в той части Африки, где мы мотались, среди облепляющих вас детей, это называется «маржа». И это тоже их бизнес – хотя и запрещённый!
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Наверное, кто-то из взрослых объясняет детям, или это звучит где-то в школах, или на государственном уровне даже – всё может быть! – но, короче, если вы хотите, чтобы дети позволили себя фотографировать, то надо уже не просто абы какую монетку, что в кармане завалялась, подать, а вам назовут чёткую сумму в евро. Мне называли от одного до десяти евро – и тогда снимай на здоровье! Правда, я не пробовал такую сделку заключать, но на словах выяснялось, что она возможна вполне. И для них это есть «маржа», то есть, гонорар! Очевидно, что до всего людского мира доходит, и это они видят в телевизорах, что всякие там супер-модели, «красивые», потому так хорошо живут, что им платят за то, что снимают – и даже африканские детки в самой глухой глубинке, среди безжизненных песков Сахары, тоже хотят быть моделями и героями съёмок!
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
ЛОГИКА ПОПРОШАЙНИЧЕСТВА

Попытки разговориться на тему попрошайничества с самими африканцами и что-то серьёзное по этому поводу выяснить – как они сами к этому относятся? – не получались: не хватает языка, непонятна их логика построения образов, разные менталитеты и прочее. Серьёзных работ по этой теме я нигде не нашёл, но наверное, они есть – кто подскажет, у кого есть - пришлите?!
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Один из ответов пришёл сам собой из общения с юными африканцами в Мавритании, и выставил мне его подросток, очевидно выражая общее мнение окружающих детей и подростков. Зовут его Сулейман - парнишка, сразу видно, неоднозначный и непростой, да и общение с европейцами много даёт ему для раздумий, и для развития. Интересно, что интерпретирует он тему попрошайничества с точки зрения своей, народной, национальной, кондовой, в лучшем смысле этого слова, логики:
- Мсье, вам нравится наша страна?
- Ес! – что ж тут ещё ответишь!
- Мсье, вам нравятся люди - жители нашей страны?
- Ес! – что тут ответишь!
- Мсье, вам нравятся эти вот дети? – и он указывает на окруживших нас детей.
- Конечно, нравятся! – отвечаю, разве может быть другой ответ!
- Тогда почему вы им не даёте денег???
- … - ответа уже нет и не может быть!
Мавританский юноша вызвал во мне только улыбку – разве мог я, даже обладая школьным французским языком, хоть что-то тут объяснить ему!? Улыбкой и обнимками я только попытался смягчить настроение, атмосферу, чтобы он не обиделся на меня, но я вовсе не уверен, что он не обиделся – слишком жёстко была высказана его модель «теории попрошайничества».
У кого есть своя, другая?
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
А реально - надо ехать в Африку снова и снова, да пытаться чуть глубже понять - что это такое?..
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)
Логика попрошайничества! Этнографические записки экспедиции «Вглубь АФРИКИ: ИСПЫТАНИЕ-2015» (Путешествия, мотовездеходы CFMOTO, Африка-2015, попрошайки, нищета)

6


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru