Открытие «нового» района Памира - 30 лет спустя.

Пишет entv, 25.01.2016 12:34

Когда мы в 89 ходили по Музколу – постоянно смотрели на юг, на восточную часть Северо-Аличурского хребта. Информации у нас по нему тогда не было. Вообще.

И вот в 2012 мы решили сходить на Северо-Аличурский хребет. И тут выяснилось, что за 23 года информации больше не стало. Было известно, что район был «открыт» душанбинскими туристами под руководством А. Ржепаковского в 83 году. Еще раз они там побывали в 84. Потом в дело включились томичи. 86 год – группа А.Сипайлова. 87 – В.Я.Будникова. Ну и напоследок – Москва. В 89 после нашей школы часть отделения А.Ф.Харченко прошла через этот район с севера на юг через 2-3 перевала уровня 1Б-2А.
Потом - война. А после нее почему-то никто туда пока не ходил.

Ну, еще можно добавить, что район был картирован топографами САВО в 50-х и в этих экспедициях участвовали альпинисты САВО, в том числе и Рацек. Но и об этих экспедициях мы ничего не нашли, хотя Ташкент трясли.
И все!

При этом группа Ржепаковского отчетов не писала. И ни руководитель, ни участники ничего не помнят. Отчеты Сипайлова и Будникова пропали где-то в 80-90х. Из 5 участников группы Харченко четверых нет в живых, а кто был пятый – неизвестно. И отчет они тоже не писали.
В результате маршрут мы составляли по слайдам и статьям в газетах, предоставленным Михаилом Ворожищевым из Томска. Правда, поход тот у нас так и не состоялся – в день нашего прибытия в Ош киргизско-таджикскую границу закрыли в связи с беспорядками в Хороге. Последней проскочившей была группа Сергея Романенкова, которая проехала ее за сутки до этого и потом убегала по горам от таджикских чиновников. А нам пришлось срочно переориентироваться на Кичик-Алай. Но это уже совсем другая история.

А поиски информации потихоньку продолжались - вдруг кому-нибудь пригодится. И вдруг несколько дней назад мне написал Михаил Ворожищев. В гараже Виктора Яковлевича Будникова нашелся второй экземпляр отчета! Отчет Михаил отсканировал и сегодня мы выложили его на http://tlib.ru/doc.aspx?id=39910&page=1. Не прошло и 30 лет!
Там желающие могут его скачать и прочесть. Кроме материалов этого похода, в нем еще указаны нитки маршрутов групп Ржепаковского 83 года и Сипайлова - 86-го. Хочется поблагодарить Виктора Яковлевича, Михаила и Алексея Цветкова, выложившего его на tlib.ru. И упомянуть, что разборка гаражного архива продолжается! Возможно, всплывет и отчет Сипайлова.

Да, кстати, кроме Северо-Аличурского хребта, маршрут группы Будникова проходил по Музкольскому хребту. В том числе там было сделано первопрохождение пер. Бабеля.

С западной частью Северо-Аличурского хребта ситуация чуть попроще. На том же www.tlib.ru есть несколько старых отчетов, где группы выходили через нее с Центрального Памира (2162, 2555, 3517, 4029, 4846, 4907, 5116). А в 2008 ее более подробно зацепила в своем походе группа Завьялова http://slazav.mccme.ru/pam08.htm

Так что желающие сходить в «свеженький» район – Welcome! Аличур ждет. В район есть простые заезды с Памирского тракта. Есть тросовая переправа через Мургаб у ГМС Пшарт и автомост в 30 км от города Мургаб. Вроде еще живы серебряный рудник на Базардаре и дорога к нему. Погода обычно стабильна. На район также есть ляпинские схемы с перевалами. Перевалов, описания которых пока не найдены, там хватает. И на высшей точке района - г. Базар-теппа пока туристов не было. А а она вполне доступна с пер. Сибирь. Ну, и озера - Сарез и Яшилькуль - тоже достойны осмотра.

66


Комментарии:
1
спасибо!

1
Не мне. Я тут сбоку припека. Кого надо благодарить - я написал.

2
именно от Вас я узнал это все. Так что спасибо Вам за публикацию.


1
Спасибо и Вам и Михаилу. Это на самом деле интересно. Михаилу привет.)


0
А Фатеев еенаписпл, лежит в контакте, прочитал с большим удовольствием. Отличные маршруты.

0
Давайте ссылку!

0
http://vk.com/club108925608- вступайте в группу и читайте

0
Отлично! А поход Сипайлова на Северо-Аличур 1986 года где? Очень хотелось бы подробностей по нему!

0
А я здесь при чем? Вы задавайте вопросы по адресу

0
Хорошо, напишу Фатееву.

1
Написал. Он ответил, что планируется расширение книги и даже ее издание! Правда, по отчету, который я сейчас ищу, пока ничего не нашлось.
Так что ждем версию 2.0.


1
А может сын Андрея, Дмитрий знает где могут быть в семье архивы? И быстрее расшевелит отца на поиски. Бывает и такое...

1
Спасибо. Подкину Михаилу идею.

2
Андрей Сипайлов сообщил, что отчет по 1986г. он не сделал. В архиве должны быть фотографии (не подписанные) и описания делавшиеся в процессе похода. Насчет их поисков...возможно займется после 2го февраля. День сурка короче ))))... в 2012 тоже обещал поискать.

0
Дожать его! :-) Кстати, это все-таки новость! В 2012 мы так и не узнали, что отчета не было вообще. Так что процесс идет! Спасибо!

1
На днях смотрела у Ялина отчеты, какие остались. По большей части это и не отчеты вовсе, а просто альбомы с фотографиями с похода. Ялин и Долгополов сказали, что отчеты не делались, если в них не видели смысла, например, что-то не прошли и не подавали на чемпионат, или еще каким причинам. Хорошо, если кем-то писался дневник похода, которые тоже сейчас сложно найти. Я переписала, что есть у Ялина в архиве. Забрала 2 дневника с походов 1963 и 1964 года, буду сканировать и где-нибудь по этим походам выложу информацию. Это два самых первых горных похода клуба Янтарь на Тянь-Шань и на Памир. Руководил Стас Петрин.
Еще попробую найти дневник с похода 1976 года, тогда была попытка подняться на пик Коммунизма, но непогода погнала вниз с 6900м, в итоге им пришлось вырыть пещеры в снегу и пережидать там непогоду трое суток, палатки шторма не выдерживали. Иван Федорович подсказал мне направление, где можно попробовать найти дневник этого интересного похода. В 1978 году они все же поднялись на пик Коммунизма. В отчете об этом не было сказано. Где этот отчет Ялин не знает. Возможно вот он http://tlib.ru/doc.aspx?id=32243&page=1 А это фотографии с альбома Ялина P6160064P6160079

1
Долгополов Ю.В. в 1988 году водил шестерку на Памир через плечо в. Корженевской. Отчет так же не писали по походу. Есть только слайды, которые в планах - оцифровать.

2
Лариса эту информацию отправь Никите Степанову (NikitaStepanov здесь на РИске). Он собирает данные по восхождениям туристов на семитысячники. Вот та же самая история что и с Юго восточным Памиром- когда надо было информацию по восхождениям, звонил и Ялину и Долгополову (это было год назад)... вяло что то повспоминали.. а по прошествии времени стали вылазить архивные материалы.
Там и на Ленина восхождение фигурировало.
Вот что тогда мне рассказали и что сообщил Степанову:
По поводу походов города спутника Томска – Северска (раньше был 5й почтовый или Томск 7)
Переговорил Ялиным Иваном Федоровичем и с одним из ветеранов Юрой Долгополовым.
Что они вспомнили:
1. 1974г. Большая экспедиция в район С-З Памира несколько групп, 18 человек.
В том числе поход 5 к.с. в район Заалая (говорит отчет есть в Московской библиотеке).
Перевал первопроход в плече п. Кызыл Агын (6700м), само собой поднялись на вершину. Затем вроде с лед. Дзержинского (с юга) поднялись на Раздельную и далее на пик Ленина. Спустились в МАЛ. Специально шли в сентябре чтобы не было альпинистов. Руководитель Ялин И.Ф.
2. 1976г. Попытка подняться на Коммунизма (с плато Правды), дошли до 7000 м вернулись из-за непогоды. В сентябре. Руководитель Ялин И.Ф.
3. 1978г. С Бивачного и плато Правды поднялись на Коммунизма. Спустились по грузинскому кулуару. Руководитель Скориков Юрий.
4. 1986 г. Поход, поднялись на пик Ленина с пер. Крыленко. Руководитель Долгополов Ю.
5. 1988 г. Поход Памир, вышли на плато со стороны лед. Гармо, затем на Коммунизма. Руководитель Долгополов Ю.
Затем они полностью переключились на лыжные походы, заполярье, полюс и прочая....

Как видно данные разнятся: в 1988 г были все таки на Корженевской или на Коммунизма?

1
Были все-таки на пике Коммунизма, а через плечо Коржаневской прошли перевал 3Б, где-то в 300м от вершины. Название еще не знаю.


1
Никите Степанову я уже написала.
По 1974 году: вот этот отчет http://tlib.ru/doc.aspx?id=31349&page=1 и вторая его часть http://tlib.ru/doc.aspx?id=31350&page=1 , к сожалению ошибочно в обеих ссылках выложена только вторая часть, фотографии, а сам отчет не выложен. Отчет был сделан только в одном экземпляре и отправлен в Москву.
По 1978 году теперь понятно, отчет выложен в библиотеке http://tlib.ru/doc.aspx?id=32243&page=1 Руководитель Скориков Ю. В. Про пик Коммунизма не писали.
По походам Долгополова 1986 и 1988 года отчетов нет.
В воскресенье разговаривали по походам с Ялиным И.Ф. и Долгополовым Ю. В. на Иштане.

0
В Москве должен быть еще отчет по Памиру 1967г нашего одноклубника Куракина А.Н., но к сожалению в библиотеке вместо него выложен совершенно другой поход http://tlib.ru/doc.aspx?id=37580&page=1
А вообще в библиотеке есть еще янтарские отчеты по Памиру: Ялина И. Ф. 1973г; Греля В.П. 1970г и 1972г

2
По поводу путаницы с отчетами 67 и 74 годов - постараюсь не забыть в среду порыться в бумажной библиотеке. Может быть, найду эти не попавшие на tlib части (если они еще существуют). А что за маршрут Петрина по Тянь-Шаню? Нитка?

А вообще, граждане, ура! Народ, наконец, зашевелился! И, оказалось, что иногда, как сказано классиком, "рукописи не горят"! За последние 3 года мы выложили на tlib не одну сотню старых отчетов из регионов! И извлекли из них много первопроходов! Сейчас в городском клубе ждет разборки очередной архив отчетов. Откуда - пока не скажу!:-)

0
Тянь-Шань 1963: Долина Баянкол- л.Зап.Баянкол - пер.4500 - ледник Семенова - пер.Штюрмера 4400 - ледник Мушкетова - пер.Пролетарской печати - ледник Сев.Иныльчек - оз.Мерцбахера - лед.Иныльчек - пер.Тюз 4050 - долина Сары-Джас - г.Пржевальск

2
Отчет Куракина по Памиру 1967 года появился в библиотеке. Кому интересно, смотрите http://tlib.ru/doc.aspx?id=40012&page=1
Спасибо.

1
Был вчера в библиотеке. В бумажном варианте оба отчета в наличии. Человека, отвечающего за сканирование, сегодня известят о проблеме. Так что, думаю, оба отчета в ближайшее время появятся на тлибе.

0
Очень хорошо. Благодарю.

0
А ведь я всех обманул, оказывается! :-( Мне сегодня позвонил Никита Степанов. Мне надо было не просто посмотреть наличие бумажных отчетов, а заглянуть в них. Короче, оказывается, оба имеющихся в библиотеке тома отчета Ялина - два разных (!) экземпляра фотоальбома. А текстовой части отчета в библиотеке нету и в бумажном виде. Только если у вас там найдется.


0
Еще раз был в библиотеке. Альбомы разные. Там, видимо, было 2 группы с разными маршрутами. По каждой ссылке на сайте (2767-1 и 2767-2) лежат оба альбома.

0
Просматриваю на сайте оба альбома по двум разным ссылкам, я не вижу в них различий. Может в бумажных вариантах они и разные, но выложен какой-то один. Сравните по страничкам.

0
Не один. По каждой ссылке - оба фотоальбома подряд без обложек. Я проверил.


1
Сегодня всплыл еще более ранний отчет по этому району. В 1965 году группа из Воронежа под руководством Шестакова О.А. зашла в район с юга через перевал Базар-Дара, спустилась по долине р. Базар-арык до слияния с р.Акджилга, поднялась по ней, прошла перевал Акджилга и вернулась на тракт. Оба перевала, правда, уровня н\к-1А, колечко короткое, но сам факт... Сейчас будем трясти руководителя, что он еще знает.:-)

0
Этот отчет выложен на tlib.ru
http://tlib.ru/doc.aspx?id=39972&page=1

С похода остались только фотографии. К некоторым сделаны подписи со слов руководителя.

0
Алексей, мне кажется, что если разрезать страницы на отдельные фотографии, обрезать их по краю и расположить в хронологическом порядке, то отчёт смотрелся бы удобнее.


0
Сегодня еще раз все просматривала в клубе во всех уголках и нашла интересные отчеты. Например, отчет по Центральному Тянь-Шаню 5кс 1974 года под руководством Курочкина Н.И. Нитка маршрута: г. Пржевальск - р. Чон-Кызыл-Су - пер. Провал 3900 1Б - пер. Котор 4200 1Б - пер. Скалистый 4300 2Б - пер. Неруды 4600 3Б - пер. Центр. Загадка 4400 2Б пер. Зап. Бороко 4350 2Б - пер. Байтор 4500 3А - пер. Озерный 3700 1Б - пер. Ала-Куль 2700 1А - Алтын-Арашан - г. Пржевальск Пройдено 10 перевалов, из них: 9 сквозных прохождений (2 первопрохождений) и 1 первопрохождение в разведке.

0
На тлибе отчет отсутствует! А упоминания об этом походе встречались! Перевал Неруды не попадался вообще. А с 3Б на Терскее вообще дефицит! Ааа!!! Хотим!!! Сканируйте срочно, пока есть возможность вставить правки!!! Хотя бы, какие 2 перевала - первопрохождения? Что еще попалось?

0
Отсканирую по возможности. В отчете нет фотографий, но похоже я видела альбом с фотографиями в клубе, надо будет сходить проверить, к этому ли отчету. Он не подписан, но думаю соориентируюсь.
А пока интересные моменты с отчета. Так как шли параллельно две группы, то пройдены два первопрохода в одном ребре с ледника Котор Южный на ледник Колпаковского: назвали Скальный 2Б (более северный) и Всеобуча 2А. Вот что написано в отчете: По данным отчета Московской экспедиции 1971-73 годов ближе всего к главному хребту должен быть расположен перевал Боковой 1Б. Наши группы прошли два самых верхних седла, но данные москвичей не подтвердились. Нигде в отроге нельзя пройти, чтобы категория трудности была ниже 2А.
Пер. Всеобуча шла вторая группа под рук. Жданова В.
И первопроход перевала Пабло Неруды 3Б. С ледника Кельдеке Зап. на лед. Колпаковского. " Особый интерес в цирке представляют два троечных перевала через главный хребет. Более западный (с ледника смотрится как стена) ведет из второго с запада цирка ледника Колпаковского, пройден нами за три дня. Предлагаемое название Пабло Неруда 3Б. Второе седло выводит в третий с запада цирк ледника Колпаковского (в тот что и перевал Загадка Западная) пока видимо не пройден. Мы его назвали Че Гевары 3А-3Б кт (ориентировочно)."
Посмотрела на хребтовке, судя по описанию, где показан перевал Че Гевары, скорее всего и есть Пабло Неруды. А Че Геваоы должен быть восточнее и выходит в другой цирк Колпаковского.


1
Так же отчеты клуба "Янтарь":
1)Долгополова Ю.В. Зап. Тянь-Шань 1979г. Бричмулла - пер. Пиазак 2А - р. Испай - р. Пскем - пер. Кенсайбель н/к - р. Ихнач - пер. Тройка 1Б - р. Чаралма - р. Ойгаинг - р. Турагаин - пер. Солнечный 2А - к. Пскем
2) Толстых А.Г. Зап. Тянь-Шань 1981г. Бричмулла - р. Чаткал - р.пер. Кунгурбука 1Б - пер. Бабайульген 1Б - пер. Алям 1А пер. Мынжилки 1Б пос. Сиджак
3) Решетников А.Л. Памиро-Алай 4кс 1984г. пос. Пяджикент - а/л Арктучь - пер. Алаудинский 1А - пер. Чимтарга 2А - пер. Зиндон 2Б - пер. Зеленоград 2А - пер. Седло Гонза 2Б пер. Ангишт 1Б пос. Каратаг
4) Курочкин Н. И. Матчинский узел 4кс 1971г . к. Ворух - л. Кшемыш - пер. Щуровского 2А - лед. Федченко - пер. Долгожданный 3А - лед. Ю. Толстого - лед. Зеравшанский - лед. Парак - пер. Ю.Б. Парак 2А - плато Фитурак - р. Оби-Кодуб - г. Гарм

А так же отчет Новосибирска рук. Соколенко В.А. 1966 по Северо-Зап. Памиру ( К. Ван-Ван - верховья реки Оби-Мазар - к. Ван-Ван - лед. Географического общества - пер. Кашал -Аяк - пер. Абдукагор - пос. геологов

И даже отчеты г.Таллина: рук. Тятте Аян Акселевич 4кс 1973г Памир. Пройденные перевалы: Холодный 1Б, Соблазнительный 1Б, подъем под пер. М. Гантман 2А - Зимовщиков 3А и три подъема на хр. Академии Наук в поисках пер. Наука 2Б
И еще один отчет Тятте А. 1969г Алтай . Перевалы: Капчальский 1Б, Верхнее седло 1А, Кок-Кокольский 1Б, Туристов 2А, Ложный Аккем 2Б, Таллин 2А (первопрохождение, Буревестник 2А, Рижский н/к, Йолдо-Айры Центр и Йолдо Айры Зап. 1А, Йолдо Кураганный 1А

0
Да надо все это сканировать и выкладывать. Готов впрячься :)

0
Какой-какой из перевалов Парак у Курочкина в 71 году? И какие первопроходы в 74? Один, наверное, Неруды, а второй?
Да, надо все сканировать. Либо своими силами, либо можно как-то нам переслать.

Записки посмотрел. Первопроходов сходу не увидел. Надо подумать, куда их лучше выложить.

0
Юго-Восточный Парак


0
Сегодня еще найдены отчеты:
1)Петрин С.В. Тянь-Шань 1966г. Пржевальск - р. Арашан - пер. в долину р. Каракол 1Б (судя по их хребтовке, это пер. Каменистый 1Б) - пер. Каракольский 2Б - пер. ТКТ 3А (первопрохождение) - р. Сарычат - р. Зап. Куйлю - пер. Куйлю 1Б - р. Вост. Куйлю - р. Моло - пер. 4100 1Б (похоже тоже первопрохождение, без названия). Фотографий в отчете мало.
2)Петрин С.В. Памир 5кс 1971г. пос. Ванч - л. Географического общества - пер. Кашал - Аяк - л. Федченко - л. Бивачный - пер. МКТ - л. Гармо - пер. Аводара - л. Гандо - пер. Летавета - л. Сагран - пос. Ляхш
3)Курочкин Н. И. Центр. Тянь-Шань 1973г. г. Пржевальск - пер. Вост. Каракольский 2Б - р. Вост. Куйлю - пер. Боорду 2А (первопрохождение) - л. Икичат-1 - (разведка пер. Серый 2А; Орой центральный 3Б) -пер. Боорду -тор. Вост. 2А(Туманный) - л. Вост. Боорду-тор - р. Сарычат - л. Сов. России - пер. Ледовый 2Б-3А - р. Арашан - пер. Алтын-Арашан - Пржевальск

1
Отчеты Соколенко по Памиру, Кавказ 1979, Памир 1965 Петрина выложены в библиотеку.
Сейчас сканировала отчет Тятте 1969 года по Алтаю. Что интересно, в то время перевал Титова назывался Аккем, а рядом был Аккем ложный. Сейчас перевал Аккем находится совсем в другом месте, рядом с Каратюреком. Их перевал Таллин (первопрохождение) - на середине гребня между перевалами Буревестник и Туристский.сканирование0068сканирование0069

1
Решила погуглить о Тятте Ян. Оказывается его книжка есть у меня.dc508345a020a64025aaf1e11d5

0
И еще старые перевальные записки. Посмотрите, может что заинтересует. http://hdd.tomsk.ru/desk/ghktslej

0
Еще сегодня нашла перевальные записки, 82г, 69, 70-х. Одна записка с первопрохождения перевала Туманный из цирка ледн. Центр. Икичат 1973г от Экспедиции Московскоой горной секции (Харченко)P7040070P7040120

0
Судя по отчету Курочкина - это тот Туманный, который пер. Боорду -тор. Вост. 2А

0
_

1
Я замучал Янчука насчет перевала Неруды. В результате правильный вариант вотвторое фото То есть западный вариант. И это согласуется со схемой, где Неруда под номером 9 5-е фото и с текстом отчета, где написано, что Неруда - второй с запада цирк ледника Колпаковского, а Че-Гевара - третий. На Гугле это выглядит вот так (вид с севера)4-е фото. Правильное местонахождение перевала - точка "Неруда альтернативный".
Теперь надо отсканировать целиком найденную текстовую часть отчета. Я приложу к ней эти картинки. И можно выкладывать отчет на tlib, а перевал вносить в классификатор.

1
А еще мы обсуждали как-то, что после Харченко никто не нашел перевал Боковой 1Б в южном отроге у пер. Колпаковского. А Фролов, Нам, Курочкин и кто-то еще нашли там только 2Б Скалистый и кто-то из них даже предположил, что Боковой - вообще ошибка. И что 1Б там быть не может. Так вот, Винокуров его прошел в 2002. http://poxod.ru/trip/vinokurov2002a/p_vinokurov2002a_perevalbokovoj_a.html
Честная снежно-ледовая 1Б. Я полез в гугл - да, все похоже. Просто он очень высоко, под самой вершиной Котор, выше плато пер. Колпаковского. Видимо, они туда не заходили все. А ниже начинаются скальные кулуары - там Скалистый. А еще ниже большие снежные кулуары-склоны. Где-то там может быть Всеобуч. Так что, как обычно, Карл Маркс и Фридрих Энгельс - не муж и жена, а 4 разных человека.:-)

0
Отчет Винокурова не открывается

0
Почему? Отчет Винокурова нормально открывается.
Я так понимаю теперь можно пер. Неруды в классификатор включать?

0
Там какая-то фигня с этим сайтом творится. У кого-то открывается, у кого-то - нет. А что говорит, у кого не открывается? А то у меня все хорошо.

Да, включаю. Надо только фотки предъявить вместе с текстом будет.

2
Всеобуч тоже нашли. Титов в 2011 прошел его, считая Скалистым. И даже снял записку с названием Всеобуч.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru