Описание прохождения маршрута "Семь вершин" ("7 вершин" - мультипитч 18 веревок) на горе "Ай-Петри" (Крым)

Пишет Анатолий Бокач, 16.03.2016 20:32

Описание прохождения маршрута "Семь вершин" ("7 вершин" - мультипитч 18 веревок) на горе "Ай-Петри" (Крым, Скалолазание)
Описание прохождения маршрута "Семь вершин" ("7 вершин" - мультипитч 18 веревок) на горе "Ай-Петри" (Крым, Скалолазание)Описание прохождения маршрута "Семь вершин" ("7 вершин" - мультипитч 18 веревок) на горе "Ай-Петри" (Крым, Скалолазание)Описание прохождения маршрута "Семь вершин" ("7 вершин" - мультипитч 18 веревок) на горе "Ай-Петри" (Крым, Скалолазание)Описание прохождения маршрута "Семь вершин" ("7 вершин" - мультипитч 18 веревок) на горе "Ай-Петри" (Крым, Скалолазание)Восхождение на гору "Ай-Петри" по маршруту "Семь вершин" ("7 вершин" - мультипитч 18 веревок) проводилось в рамках учебно-тренировочных сборов скалолазного отделения московского клуба «Норд» под руководством Алексея Борисовича Бородина 16-17 сентября 2015 года, старшим группы был Анатолий Бокач, руководитель в базовом лагере сборов Алексей Борисович Бородин, он всегда был на связи.

Восхождение осуществлялось тремя связками, перечислены они в порядке начала движения по маршруту:
1) Тарас Овечкин – Анастасия Михина
2) Юрий Синёв – Алексей Архереев
3) Анатолий Бокач – Полина Мартынова
Уровень подготовки группы был на тот момент, примерно, 6Б-6С лазания (крымского категорирования трудности на малых скалах), чтобы не обижать Тараса Овечкина, отдам ему должное и скажу, что его уровень лазания был наиболее высок в нашей группе - 6С-7А.

Т.к. в гайдах нами никакой информации по маршруту найдено не было, то пользовались описанием, найденным на просторах интернета, в данный момент оно размещено на сайте клуба «7 вершин».
http://7summits.ru/articles/all/item_5416/
А так же
http://www.climbing.ru/forum/all/topic_558/
http://alp.org.ua/?p=51962
http://4sport.ua/news?id=12993
http://extremeua.com/index.php?url=rus/news/4127

Поверьте, стоит изучить и сохранить все материалы, если собираетесь на данный маршрут. Хуже уж точно не будет :-)

Так же я смог дозвониться до руководителя московского клуба «7 вершин» Александра Абрамова, который уделил мне время и ответил на все мои вопросы по маршруту, спасибо ему за великолепный маршрут и за устную информацию по нему.
Кроме этого, с огромным трудом удалось найти новые номера сотовых телефонов горноспасателей МЧС Ялты (городских на тот момент у них пока не было, т.к. они размещались временно в пожарной части, как я понял), т.к. шел переходный период в Крыму после вхождения в состав России, поэтому номера пришлось доставать через Симферопольское МЧС и Севастопольское МЧС.

Не знаю, как сейчас, но тогда у горноспасателей МЧС Ялты номера были такие:
+7(978)803-81-26
+7(978)880-58-22
Может быть кому-то пригодятся.

Спасибо горноспасателю Александру Маринкевичу (его телефоном поделился Александр Абрамов) за информацию о том, что шлямбура целы, не смотря на долгие споры и угрозы в интернете на форумах о том, что их спилят, т.к. якобы они кому-то портят рельеф и альпинисткие маршруты. Так же Александр сказал, что пара веревок теперь перепробита и немного смещена относительно первоначального пробития, что заставило призадуматься о том, не иные ли теперь категории? Но более точной информации не было и решил разбираться на месте.
Кроме этого огромное спасибо Александру за участие в подготовке данного маршрута.

Наша группа регистрировать в МЧС не стала, т.к. двигались несколькими связками и на связи у нас еще всегда были наши товарищи по клубу, размещавшиеся в поселке Симеиз и проводившие в этот момент тренировки, регистрироваться в данном случае посчитали излишними хлопотами и предосторожностью.

Т.к. описание маршрута уже имеется, то хотел бы в большей мере сосредоточиться на опыте и ошибках наших связок, чтобы те, кто прочтёт данный отчет, могли избежать наших ошибок, коих было не мало. А так же смогли бы найти недостающую информацию, как о самом маршруте, как и том, как стоит или не стоит к нему готовиться, т.к. мультипитч такой протяженности имеет свои особенности с которыми обычно не сталкиваются, когда ходят на 4,6,8 или даже 12 веревок.

Изначально планом учебно-тренировочных сборов восхождение планировалось четырьмя связками за два дня. Но в итоге к маршруту было готово три связки и было принято решение совершать восхождение в один день.

Судя, по имеющемуся у нас описанию, мы на связку брали по 3-4 полутора литровых бутылки воды, по одной было выпито еще на подходе к маршруту.
Кроме этого участники второй и третьей связок на восхождение взяли с собой теплые вещи (три-четыре слоя на человека: термуха, флиска, пуховка и/или ветро-влаго защита), т.к. на вершине Ай-Петри в сентябре бывает иногда выпадает и снег, не говоря о ветре на высоте 1234 метра над уровнем моря, который бывает иной раз таковым, что может сбить с ног на вершине.
Первая связка воды взяла поменьше и одежды тоже, выбрав приоритетом скорость восхождения.
В виде перекуса были выбраны шоколадные батончики.
Для связи у всех с собой были Кенвудовские пяти ватные рации.
Кроме этого в снаряжение взяли с собой по 1-2 френда и по паре закладок, а так же петли, т.к. не знали каково все-таки состояние маршрута и не собьемся ли с него. Но кроме петель в дальнейшем нам ничего не потребовалось.

Рюкзаки при восхождении имели вес в районе 10кг, что причинило множество неудобств и снизило скорость передвижения
Т.к. рассвет в дни восхождений был около 6:00 - 6:30, а закат около 19 часов, то первоначально был замысел старта на рассвете с ночевкой в палатках недалеко от начала маршрута.
Но из-за хлопот с палатками решили отказаться от данной идеи, проведя разведку подхода в предыдущий день, и стартом на рассвете с выходом под начало маршрута в ночных сумерках.
Правда в силу стечения обстоятельств в предыдущий день сделать этого не смогли в рамках светового дня.

В итоге. В 4:30 утра выдвинулись на автомобиле из поселка Симеиз.
Группа поплутав вышла под основание маршрута к 7:30 утра уже имея отставание по времени от первоначального плана, т.к. изначально в темноте десантировались из машины на трассе Ялта-Севастополь не в том месте и только минут через двадцать-тридцать поняли это и повернули обратно.
В заповеднике под горой Ай-Петри найти подход к маршруту не составило особых сложностей, единственное, что хотелось бы отметить, что подход довольно тяжел (лично я во время подхода пожалел, что у меня не было с собой трекинговых палок, имейте в виду те, у кого проблемы с коленями). Двигались с несколькими привалами, т.к. пот катил градом, не смотря на утреннюю прохладу.
Далее у нас пол часа ушло на поиски начала маршрута и первых шлямбуров, т.к. часть знаков краской, которые должны были быть согласно описанию, уже частично или полностью смыты и выгорели на солнце.
Первой движение начала связка Тараса Овечкина – Анастасии Михиной в 8:15 утра, далее с получасовым отставание пошла связка Юрия Синёва – Алексея Архереева, далее с таким же промежутком по времени выдвинулась связка Анатолия Бокача – Полины Мартыновой, которые начали движение в 9:15 утра.
Промежутки по времени были взяты, т.к. согласно описанию маршрута и устным отзывам маршрут очень сыпучий и много «живых камней», и естественно не чищенный, учитывая его протяженность это не реально сделать. Что в дальнейшем и подтвердилось.

По грубой нашей прикидке, от времени старта замыкающей связки до заката у нас оставалось 10 часов на 18 веревок, т.е. в среднем, чуть более полу часа на веревку.

На первой же веревке выяснилось, что девушкам (их собственный вес 50-55 кг), идя вторым номером, т.е. с рюкзаками, очень сложно дается прохождение свободным лазанием, некоторые участки проходились ими с 3-4 попытки только из-за веса за спиной, т.е. банально при лазании не получалось выдавить себя вверх на ногах стоя на небольших зацепках. Не смотря на это жумары (или зажимы) использовать не стали, что было ошибкой (с ними гораздо быстрее прошли бы маршрут), но понимание того, что для нас это будет крайне важно пришло уже позже. Но главное это то, что просто напросто хотелось пройти маршрут свободным лазанием целиком или почти целиком.

В дальнейшем не вижу смысла описывать подробно веревки, т.к. они уже описаны ранее, описание можно найти по ссылкам в начале отчета. Но часть категорий я бы лично повысил, а часть понизил, но понимаю, что все это не объективно, т.к. на восприятие влияет и частота/редкость пробивки, и вес рюкзака, как и усталость.

Первые 6 веревок пробиты довольно часто, 2-4 метра между шлямбурами, а большее расстояние между ними только там, где нет в них смысла. На седьмой веревке расстояние между шлямбурами уже доходит метров до четырех-шести.

Единственное, что хотел бы отметить, это два момента.
1) Пришлось увеличить разрывы между связками, т.к. камни летали очень часто от впереди идущих связок. И это не их вина, очень много сыпухи и живых камней, иной раз при движении по маршруту просто практически не возможно не скинуть что-нибудь вниз.
Это осложняет ощутимо лазание впереди идущим, т.к. приходится беречь товарищей идущих следом.
Но на этом участке мы все-таки получили одно попадание и каска Полины была на половину расколота, благо обошлось без травмы.
2) Со слов моей напарницы Полины, изрядно мучавшейся с тяжелым рюкзаком, когда она шла вторым номером: участки с небольшими карнизами с таким рюкзаком она пройти бы не смогла свободным лазанием чисто физически, поэтому на таких участках пришлось пускать ее вперед.

Т.к. мы с Полиной шли в третьей связке и отставание от товарищей пришлось увеличить по времени еще на пол часа, иначе мы бы и далее двигались бы под время от времени летящей на нас каменной крошкой от наших товарищей из впереди идущих связок.
8-9 веревку решили пройти в одну веревку, т.к. она у нас была 80 метров, что позволило догнать наших товарищей из второй связки, которые уже вылезли на «футбольное поле» и не могли нас ни чем сверху случайно закидать.
Но в будущем делать так не стану, т.к. пробивка там становится реже, трение огромное и к концу 9 веревки приходилось выбирать сначала с большим напряжением обеими руками про запас по 5-7 метров веревки и только после этого двигаться к следующему шлямбуру иначе было не возможно двигаться, пролеты между шлямбурами местами уже достигают 6-7 метров. Множество полок. Т.е. срываться нельзя, т.к. любое падение закончится аварийкой. Шел бы не две веревки сразу в одну, такого бы не было.
И как позже выяснилось вторая связка так же прошла данный участок в одну веревку, а не в две и испытала те же самые трудности.

Пройдя 9 веревок было уже понятно, что скорее всего в световой день мы не уложимся.
Третья связка была на 9-й станции в 15 часов, оставалось 4 часа до темноты и 9 веревок впереди. Дюльферять вниз к основанию маршрута не стали, т.к. он шел с диагональным смещением и это заняло бы тоже довольно много времени. Но может мы и не правы, кто дюльфернет, тот расскажет.
К тому же, по описанию казалось, что далее в целом все будет проще и часть веревок это траверсы и дюльферы, а так же была надежда обойти зубцы Ай-Петри с боку, не штурмуя их «в лоб», чтобы успеть завершить маршрут в рамках одного светового дня.
На крайний случай было решено, что переночуем на скале, т.к. теплая одежда была взята, что позже и произошло.

Первая же связка двигаясь с более легкими рюкзаками и не получая сыпухи уже оторвалась примерно на 4 веревки и работала на 14-15 веревках судя по переговорам по рации.

10 веревка это просто прогулка по полю.

11-12 веревки прошли еще за полтора часа. Снова пришлось отпускать далеко вперед товарищей из второй связки, чтобы не попадать под сыпуху, опыт предыдущих веревок вообще уже не позволял нам «наступать им на пятки».
Единственное, что шлямбура иногда было трудно найти и большую часть 12-й веревки я, судя по всему, прошел не по маршруту и поэтому половину веревки шел без точек страховки, но лазание там было на уровне 5B-5С и проблем не вызывало. В итоге станцию пришлось организовывать на дереве на петлях.

Вторая связка имея отрыв по времени от третьей, выйдя под основание зубцов Ай-Петри, изучала возможность их обхода справа или слева, в результате выяснилось, что технически это вполне возможно, но нужно снаряжение для подготовки точек страховки, иначе велик риск аварийки, а такового снаряжения у нас явно было не достаточно для этой задачи.

По рации приняли совместное решение двигаться не отклоняясь от маршрута.

Когда наша третья связка вышла на «футбольное поле» под первой вершиной Ай-Петри, то поняли в очередной раз, как обманчиво все в горах, в частности масштабы на расстоянии. Уже было думали, что есть шанс быстро взобраться на вершину и успеть закончить восхождение, подюльферяв и пробежавшись траверсами, когда перед нами предстал зуб Ай-Петри, нависавший, как многим известная гора Кошка в поселке Симеиз над тем, кто собирается залезть на неё.

В этот момент стало окончательно понятно, что вопрос уже был только в том, где мы будем ночевать, а не в том, успеем ли мы за световой день.

Первая же связка отработала на отлично и уже искала, где же проходит траверсовая часть маршрута за зубцами с выходом на смотровую площадку, на поиски ушло много времени, т.к. искали там шлямбура, которых в итоге не нашли и стали искать просто наиболее логичный путь.

В нашей связке на 13-й веревке первой пошла Полина и сорвалась на середине веревки, вырвав зацепку уже находясь у очередного шлямбура и собравшись в него вщёлкивать оттяжку, пролеты на этих веревках между шлямбурами, примерно, по 4-7 метров, полет был психологически неприятный, как для неё, так и для меня, стоящего на страховке, Слава Богу обошлось без травм. Минут двадцать был отдых. Далее решили, что я пойду все оставшиеся веревки первым.

Уже стремительно темнело, когда третья связка забралась на первый зуб Ай-Петри по 14-й веревке (ВНИМАНИЕ!!! Участок R13-R14 - пожалуй самый неприятный, ОЧЕНЬ рыхлая и сыпучая порода, лезть нужно очень аккуратно, выбирая зацепки и выступы которые можно все-таки нагрузить).
Вторая связка дюльфернула с первого зубца со станции на 16-й веревке и ждала нас на следующей станции, т.к. их веревка не сдёргивалась, она застряла между камнями. Дюльферять, в итоге, там стоит не со станции пробитой на горизонтальной площадке, а лучше с одиночного предыдущего шлямбура на вертикальной плоскости, тогда не будет таких неприятных моментов.

Третья связка совершила дюльфер на 16-й веревке уже почти в кромешной темноте, вторая связка на половину провесила 17-ю веревку и было принято решение искать место под ночевку, т.к. без фонариков уже почти ничего не было видно, а двигаться далее по маршруту в свете фонариков сочли не безопасным, т.к. очень много сыпухи и живых камней, кроме этого последующие траверсы в темноте совершать не безопасно, как сообщили нам ребята из первой связки, только выйдя к этому времени на смотровую площадку и завершив маршрут.

В итоге две связки ночевали между зубцами на маленьких полочках (кое как можно было разместить пятую точку) в небольшой нише, которая хоть как-то прикрывала от ветра, закрепились с помощью зажимов на закольцованной и частично провешенной 17-й веревке.
Далее было весёлое поочередное переодевание в полувисячем состоянии занявшее около часа на четверых, т.к. делалось это поочередно, а остальные страховали, приходилось снимать страховочные системы, но вязали грудную страховочную систему из петель + страховали товарищи.
Уснуть нам удалось только за пару часов до рассвета, т.к. было сильно холодно и дул слабый, по меркам вершины Ай-Петри (но сильный в понимании привычном нам), ветер, но пробирало до костей. Особенно холодно стало после часа ночи, когда прямо ощущалось, что скала окончательно остыла и стала вытягивать из нас тепло.
Дрожали всю ночь, пытаясь согреться попарно, прижимаясь друг к другу и используя все подручные средства, мешки из под веревок и т.п.
Оказалось, что у одного из наших товарищей был с собой коньяк во фляжке, но пить его не стали, чтобы после не переохладиться окончательно из-за расширения сосудов и оттока крови к конечностям.
В общем, согреться не удавалось. Тогда мы поняли, что стоило брать полиэтиленовые накидки (купола), чтобы защититься от ветра и под ними бы создавался микроклимат за счет дыхания, тогда было бы теплее градусов на пять под ними.
Но с погодой нам повезло, ветер был не самым сильным для тех мест и осадков не было.

Опыт получился интересный, но повторять таковой желания что-то ни у кого из участников больше нет.

В 6:15 утра проснулись, перекусили, еще через 15 минут вышли на связь наши товарищи из Симеиза, сообщив, что на машине выдвигаются на смотровую площадку на горе встречать нас и сделают перила на траверсе по сыпухе за вершинами, чтобы мы не тратили время на поиски пути, да и лазания, как такового, там уже нет. Отговорить товарищей не удалось, волновались они за нас и хотели ускорить наш выход на плато в их объятия.

Далее по маршруту, хотел бы сказать, что стоит обходить слева тот зуб Ай-Петри на котором расположен крест на вершине, обогнув его двигаться вправо за ним вдоль противоположной стены под смотровой площадкой и правее выйти на смотровую, лазание там где-то 5А, т.е. очень простое.
И для дюльфера с 17-й станции нужно иметь с собой обязательно петлю, которую не жалко там оставить, т.к. дюльфер с дерева.

Восхождение завершили в 9:30 утра.
У второй и третьей связки к окончанию маршрута осталось на четверых два литра воды.
Но предыдущий день был в целом прохладный, жара была не долго, так что если бы было жарче, то воды бы, я думаю, что не осталось.

От старта первой связки и до завершения маршрута замыкающей прошло 25 часов 15 минут.
В целом сказал бы, что данный маршрут не является классическим мультипитчем, скорее это уже частично альпинисткое лазание и навыки, как и впечатления.
Весь маршрут пройден свободным лазанием.

Все участники восхождения очень довольны и благодарят авторов маршрута за предоставленную возможность получить впечатления и опыт от данного маршрута.

Маршрут действительно неописуемо красив своими видами.

Есть огромное желание вернуться на Ай-Петри еще и еще раз, но уже пройти его по одному из классических альпинистких маршрутов, но, думаю, что это уже нужно делать одиночной связкой, максимум двумя. Ночуя под началом маршрута в палатках и выдвигаясь на рассвете. И готовиться к ночевке на одном из двух «футбольных полей» (еще называют "заячьей полкой") после 9-й или 12-й веревок на данном маршруте.

Маршрут не сложен технически, но подойдет только тем скалолазам у кого уже есть опыт прохождения аналогичных, но более коротки мультипитчей, а так же тем у кого имеются хотя бы минимальные психологические и технические навыки прохождения альпинистких маршрутов.

П.С. Имейте ввиду, что в районе "Заячьей полки", как я понял это 12-ая прогулочная веревка, можно уйти вправо, далее дюльфернуть и попасть на канатку, там уже относительно легко спуститься вниз (или подняться - решайте сами на месте, я точно не подскажу, что проще).
Это чтобы избежать ночевки на маршруте. Сами этого не делали, пишу это сейчас, передавая устную речь Александра Абрамова, соответственно, если верно передаю. Те кто попробует, позже может поделятся опытом и смогут сказать верно я понял или нет.

23


Комментарии:
5
"21 мая 2013 года мы со Славой Титовым пролезли мультипитч "7 вершин" за 2 часа 34 минуты. Не спешили, попали на жару и это был уже третий подряд день лазанья. Максимальная сложность 6а, онсайт.

Час от парковки на трассе (оставили машину у шлагбаума на дороге, что ведет ко второй станции канатки), потом маршрут, и полтора часа спуск. Всего от машины до машины 5:30

Маршрут хороший, и оооочень длинный. Не считая зубцов – монолитный. Лучший способ хоть один раз залезть на эту гору по стене".

0
8 с половиной минут на веревку?

Круто!

Значит нам есть чему поучиться!
Спасибо, что делитесь впечатлениями и опытом!

1
Надо идти :)

0
Вопрос к Сергею.Нефедову: Какие впечатления от прохождения маршрута за 2 часа?
Вопрос серьезный тк планировали проход летом с ночевкой на 16-й год(17-й).

2
Впечатлениях хорошие, на тот момент маршрут был чистый (хорошо почищен), безопасная пробивка, в целом ровный, ключевых веревок или движений не помню. Опасна и немного страшна та часть маршрута, что идет по зубьям. Мы брали пару комплектов оттяжек и лезли одновременно, пока они не кончались, затем человек, лезший вторым и собиравший оттяжки, выходил вперед. Точки страховки пропускали редко, использовали почти все шлямбура. Мы просто лезли в удовольствие, цели ставить "рекорд" не было.

4
С прохождением маршрута поздравляю. Это ваш личный успех и достижение. Непонятно это место:
"Уровень подготовки группы был на тот момент, примерно, 6Б-6С лазания (крымского категорирования трудности на малых скалах), чтобы не обижать Тараса Овечкина, отдам ему должное и скажу, что его уровень лазания был наиболее высок в нашей группе - 6С-7А."

О каком "крымском категорировании скал" идет речь? Живу в Крыму и не в курсе. Есть шкалы УИАА, французская, американская и др., о крымской слышу впервые!

0
Дело в том, что категорирование, это вещь весьма условная и относительная, сколь и субъективная.

в Крыму трассы жестче, или как еще говорят европейцы - "занижены категории"
Т.е. если вы поедете, к примеру, в Грецию, то поймете, что трассы которые там имеют категорию 6С в Крыму категорируются, как 6Б.

Если опираться на наш личный опыт в поездках с товарищами, то в Греции, Турции и Тайланде ситуация обстоит так.

Люди лазающие в Крыму 6С, приезжая в Тайланд, рубят 7А-7А+

0
Помню греки как-то высказали мнение, что трассы "жестко" категорировать не стоит, чтобы было больше позитива у лазающих, чтобы это работало, как мотивация к лазанию, а так же подталкивало скалолазов к приездам за положительными эмоциями к ним, как результат развитие туризма и скалолазного района.

2
Молодцы, ребята. Мои поздравления!!!
Маршрут известный, и, наверное, один из самых длинных. Сам пока не рискую его пробовать. Не чувствую запаса прочности по технике. Хотя, предлагали не раз.

Саня Маринкевич - святой человек. Сверлят маршруты по всему ЮБК с ребятами из спас отряда на голом энтузиазме. Железо присылает Абрамов и другие добрые люди. Это дает возможность огромному количеству отличных людей, с которыми знаком лично, приобщаться к столь захватывающему занятию как скалолазание и альпинизм. Поэтому настоятельно рекомендую тем мега-кибер-лазунам, которым мешают шлябмура: отпилите себе руки и ноги, придерживайтесь зубами за полки и вперед свободным лазанием. ;) Так и категория маршрута повысится. :)))

2-34 - это вообще с другой планеты. 5 баллов, ребята.

2
Ходил маршрут два года назад. Все просто замечательно, но ...

После дюльфера на последнюю перемычку можно запросто пойти не туда. Т.е сам маршрут идет справа, но это совсем не очевидно. Хочется лезть и слева . А там нет шлябуров и , в принципе, можно навернуться до низа. Это я к тому, что если человек взял с с собой одни оттяжки,( мультипитч все-таки) то заблудившись в этом месте, он просто останется без страховки. Низкий уровень лазания, темнота, дождь... И что тогда?
Огромная просьба к живущим в Крыму, хотя бы нарисуйте там стрелочку пожирнее , с какой стороны обходить!

0
Я так понимаю, маршрут пока цел и невредим? Просто он оказывается проложен по чужому маршруту и крымские альпинисты собирались это исправить.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС ЮРИЯ КРУГЛОВА ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ ООО “КЛУБ 7 ВЕРШИН” (Г. МОСКВА) АЛЕКСАНДРУ АБРАМОВУ

0
Это обращение было в 2012 году.
С тех пор многое поменялось в мире, в частности и Крым вошел в состав РФ.
И ситуация по данному вопросу тоже изменилась.

В общем маршрут цел.

Если соберетесь, то чтобы не потерять зря время, то заранее можете позвонить Александру Маринкевичу (телефоны выше есть в отчете) и уточнить наверняка ситуацию с маршрутом на тот момент.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru