Проблема оцинкованных анкеров в Крыму

Пишет Nefedov Sergey, 09.11.2016 09:54

Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)
Станция на Морчеке

Сильные светлые подтеки, на некоторых маршрутах заметные невооруженным глазом с расстоянии в несколько сотен метров - нарушают визуальную гармонию сильнее, чем сами крючья, и, по-видимому, являются признаком активного процесса коррозии анкера. По крайней мере, исчезновения защитного цинкового покрытия.

В тоже время, однозначного авторитетного заключения по природе этого явления найти не удалось, есть даже мнения, что это просто влияние текущей по стене воды, а подтеки - зона "затенения" под болтом, отсюда разный цвет скалы.



Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)
Ухо с кольцом, снятое со станции на Морчеке. После установки прошло всего три года. Видны следы коррозии.


Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)
Маршрут "Законолом" на Зубе Морчеки, дата создания 2013 год. При ближайшем рассмотрении эти подтеки выглядят не как поверхностное явление, а как будто что-то вступило в реакцию с известняком и проникло не которую глубину внутрь скалы (щеткой не счистить, водой не смыть).


Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)
Станции на скале Красный камень, сектор Серые плиты.


Темные скалы на некоторых маршрутах превращаются в исполосованную стену. Например, линию третьей веревки маршрута Мачомбо (Морчека) можно проследить с земли, линию мультипитча "Дупа Зализова" (Форкант) можно просмотреть с асфальтовой дороги.

При сочетании нержавеющей и оцинкованной стали, по видимому, процесс коррозии происходит активнее. Три года на маршруте Уголок стояли нержавеющие болты и оцинкованные уши с кольцами, в этом году удалось поменять кольца на нержавеющие, но подтеками уже ничего не сделать. Следы гораздо сильнее, чем следы от пары Цинк+Цинк на Зубе Морчеки того же года:
Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)

Дополнительная информация из обсуждений в соц. сетях:



Роман Курнин:
Сергей, щелевая коррозия, стоит полагать. она же и объясняет рисунок изнанки уха.
Щелевая коррозия — усиленное разрушение в зазорах, щелях, трещинах, проявляется в условиях близости расположения двух поверхностей (то есть в местах застоя раствора возникают узкие зазоры или щели). Является одним из видов электрохимической местной коррозии.

Чаще всего щелевая коррозия наблюдается в резьбовых, фланцевых соединениях, местах, где прокладочные материалы неплотно прилегают к поверхности металла. Этот вид разрушения протекает в любых средах, будь то вода, атмосфера либо грунт. Протекание щелевой коррозии в атмосферных условиях обуславливается скоплением и задержкой влаги в щелях и зазорах.


Артем Понкратов:
Мне привезли как-то трубы оцинковынные с белым налетом, искал информацию что это. Нашел эту статью (см. ниже). Думаю, что причина в попадении влаги между ухом и стеной, что создает условия близкие к неправильному хранению оцинкованного листа. Опять же на снятом ухе цинк ушел только с той стороны, которой он прилегает к скале.

"Белый налет - это гидрооксид цинка или как ещё говорят «белая ржа». Образуется на оцинкованной поверхности листа при нарушении правил хранения, а именно при недостаточном притоке воздуха и попадании влаги, которая конденсируется внутри пачки по причине колебания температуры и влажности или банально дождем залило.
По краям пачки достаточно быстро все выветривается, а в середине при плотном примыкании листов проветривание затруднительно со всеми вытекающими.
Если же к поверхности цинка имеется свободный доступ воздуха, например пачка при хранении переложена рейкой, либо лист смонтирован на крышу, то в этом случае оксид цинка ZnO и гидроксид цинка Zn(OH)2 взаимодействуя с углекислым преобразовывается в основной карбонат цинка 2ZnCO3*Zn(OH)2, пленка которого обладает хорошими защитными свойствами от коррозии основного покрытия.
Если были нарушены условия хранения оцинкованного листа, и вы обнаружили белый налёт , перед монтажом его нужно обязательно удалить. Внимание! Дождем в процессе эксплуатации его не смоет, «неправильная» коррозия будет продолжаться.
Слой оксида цинка и гидроксида цинка («белая ржа») объемный и пористый на начальном этапе образования имеет слабую адгезию с поверхностью. Образовавшиеся продукты белой коррозии можно убрать, чистя щеткой с жесткой щетиной, с последующим тщательным ополаскиванием водой, изделия следует расположить так, чтобы поверхности быстро высыхали.
В противном случае «белая ржа» нарушает слой цинкового покрытия тем больше, чем дольше осуществляется неправильное хранение, сталь оголяется и именно поэтому ржавеет!"



Иван Темерев:
Потеки вижу давно, об их природе основательно задумался этой весной. Очень удивился летом в Баруне (Саяны). Пробивке около 16-17 лет. На большей части болтов потеки есть, на некоторых нет. Нормального объяснения я не нашел. Материалы все разные.
Что интересно - пробиваем скалы Пещерки в кемеровской области уже около 10 лет. Потеков нет нигде. От слова совсем. Анкерная солянка дикая - есть все, вплоть до клеевых анкеров.


Alex Guide:
Сочетание нержавейка -цинк не очень удачное - цинк сходит быстрее. Если говорить о перспективе - лучше уж сразу ставить титан клееный , как мы делали в Таиланде. Нержавейка тоже там не держится - у нас был случай когда клееный нержавеющий фикс сломался через 8 месяцев под самостраховкой. Для скал у моря в Европе уже тоже выпустили рекомендацию ставить титан и в Шеффилде даже уже появился сертифицированный производитель титановых анкеров


Andrey Vasiliev:
Сергей, я тоже думал на природой таких подтеков. Не думаю, что это "слезает цинк". Во всяком случае я не очень понимаю механизм. Да и болты были бы ржавые, а это не так... Такие подтеки есть и под довольно новыми болтами. Думаю, что это связано как-то с водой текущей по стене во время дождя. Анкер экранирует это и стена оказывается более сухой, потом выходит солнце, как-то неравномерно прогревает... В общем это только поток мыслей. Однозначно не думаю, что это связано с катастрофической коррозией...


Рамиль Камильевич Закиров:
Конденсация на металле капает с окислами цинка вниз на стену


Павел Власенко:
С этими потеками не все ясно, но они судя по всему появляются не из-за коррозии. Любой камень лежащий на склоне порождает ниже себя такой же потек. От распорных анкеров они вроде более выражены чем от клеенок, независимо от материала болта. Это связанно то-ли с изменением тока воды по стене, то-ли с процессами затекания/вытекания/вымывания из зазора между болтом и скалой, точнее сказать не могу.

Ответил Сергей Нефёдов:
Не видел подтеков от нержавейки и из-под лежащих камней. Может, не обращал внимания. Если анкер не обработан цинком, они просто ржавеют, и следы ржавчины почти никогда на скале не задерживаются - утекают с водой. Тогда под ржавыми анкерами были бы тоже белые подтеки, но их нет.
Ниже - станция на м-те Кенсицкого на Морчеке, под болтом, забитым Савельевым, с ухом от Пецелевого спита (алюминиемый сплав?), есть подтек. Под ржавыми - нет. Вода течет через все болты станции.
Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)


ВЫВОД: По возможности использовать в Крыму только нержавеющие крючья (титан - пока экзотика), уважать свой труд и труд тех, кто будет все это перебивать, естественный цвет скалы (не причинять визуальный ущерб) - помимо подтеков, цинк зачастую более заметен снизу - сильнее блестит, нержавейка более матовая и не бросается в глаза, особенно клеевые анкера.

Возможно, лучше забить один нержавеющий анкер, чем два-три оцинкованных (примерное соотношение стоимости) - и так невысокая скорость появления новых маршрутов замедлится, но их качество и долгожительство вырастет примерно в том же соотношении, если не сильнее. Зато это решит проблему уродования скалы при перепробивке и "сэкономит" труд делающих ремонт людей. К тому же, не все маршруты дождутся своей починки - редко посещаемые районы могут "угаснуть" и стать совсем не посещаемыми, несмотря на превосходный рельеф и линии. Ударит какой-нибудь затяжной кризис, и некому и не на что будет делать эту работу. Напрашивается аналогия с "ямочным" и капитальным ремонтом дорог.



P.S.
Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)
Результаты многоразовой перепробивки. Таиланд, сектор Тон Сей руф - визитная карточка района. На мой взгляд, такого лучше избегать - в какой-то момент могут кончиться места для новых анкеров в месте, удобном для вщелкивания. В отличие от монолитных "натечных" скал в Таиланде, в Крымских скалах есть трещины и пустоты - не везде можно надежно поставить крюк - значит, хорошие места для точек могут кончиться еще быстрее.
Проблема оцинкованных анкеров в Крыму (Скалолазание)

Если у вас есть ценная информация по данному вопросу, фотографии, поделитесь этим с другими людьми в комментариях.

53


Комментарии:
1
Привет. Проблема известная. FIXE сделали новый сплав, новое оборудование для морских стен - это круче, чем просто нержавейка и сильно долговечнее.

0
почитайте комментарии в тексте. Эта ситуация не обязательно связана с морскими стенами и замечена и на известняке и на граните.

0
Да, да. Не обязательно для морских. Это универсальный сплав, решает проблему везде. Морские - наиболее яркий пример.

1
Вася, привет! Расскажи, что за сплав.

0
Я попросил Александра Рожкова - специалиста по сплавам. Он сейчас подключится, расскажет более подробно, чем обычно делаю я. Сплав крутой, сделали только в 2016 году.


2
В свое время мне попадалась статья, где рассказывалось о потере титановыми сплавами прочности под воздействием морского тумана. За 5 лет забитые на морском берегу крючья могли снижать прочность в несколько раз. Поверхность при этом визуально не менялась. Причиной вероятно является коррозионное растрескивание (его и гуглить).

1
Мне попадались статьи о коррозионной устойчивости титановых сплавов в морской воде. Статьи о проведённых экспериментах.
Про "ужас с крючьями на прибрежных скалах" - такая статья была, но про стальные крючья с выводом "используйте титан". 2002-2004 гг., что-то в этом роде.
Поделитесь, плз, результатами поиска по "коррозионному растрескиванию" титана. Для меня это новая концепция, отстал о жизни, новые данные по титану появились...

2
Не надо мешать все в кучу "коррозионная устойчивость в морской воде" - это одно, а "коррозионное растрескивание" - это другое, слова похожие - суть разная. Мне пока как-то не с руки заниматься серьезным изучением. Потратил пару минут - чуть ли не первое, что нашел: http://www.chem21.info/page/048193241110176019020113023117069212227114241166/ (ну и соседние страницы) - внедрение водорода или галоидов, в т.ч. и в водной среде.\
Ждем, когда отзовутся химики...

1
Спасибо за ссылку. Согласен, не нужно смешивать. Нужно сравнивать коррозионное растрескивание сталей и титана. У меня есть фантазия, что титан может коррозионно растрескиваться хуже стали.
В той же статье указано, что для титана "представленный большой анализ является качественным и до некоторой степени философским", так что учёным есть над чем работать, чтобы спуститься с высот философских обобщений к практически применимым результатам :).
В силу дороговизны титана и появления хороших сплавов (см. выше) вопрос теряет актуальность.


0
На алтайском известняке такие же подтёки. Была идея герметизировать отверстие в скале и зазор между ухом и стеной силиконовым герметиком. Идею не реализовал, поэтому не известно решит ли это проблему.

2
Ещё было предположение что подтёк это светлая известковая пыль вымываемая водой из отверстия и осаждающаяся на поверхности скалы. Как при образовании карстовых наростов в пещерах.

0
Тоже вначале так думал

4
То, что цинковое покрытие окисляется и разрушается - не секрет для любого кровельщика. Суть цинкового покрытия в том, что цинк в паре с железом окисляется первым(в отличие от пары олово-железо), т.е. нет скрытой покрытием коррозии. Само окисления цинка прочность анкера не уменьшает, скорость корродирования стальной основы анкера после разрушения цинка зависит от марки стали (в основном, чем больше углерода, тем устойчевее к коррозии, но до определённого предела) и способа изготовления, о чем можно поинтересоваться у производителя(нпр, Венто). Вообще процесс не быстрый, и вполне контролируемый визуально, если анкер изготавливался из прокатного прута.
Так что оснований для паники нет.
Возможно, разрушение покрытия может быть ещё и механическим, от карабинов, то ударов об скалу(если уши) - цинк не очень прочен.
Ну а белые потёки - наверно, "цинкование" известняка, содержащего оксиды металлов.

3
Для защиты от коррозии повреждённых мест есть проникающие грунты, мы использовали консолит, служащий для защиты бетонных поверхностей и имеющий такой побочный эффект. Кстати, испытанный (консолит 2)выездной лабораторией и как клей для анкеров в горной породе при монтаже защитных сеток, выдержал больше тонны по оси, дальше разрушилась порода.

0
а на граните потеки - "цинкование" гранита?

2
Вы удивитесь, но оксиды металлов присутствуют и в гранитах.

0
Возможно, есть ещё объяснение потёкам - окислы цинка угнетают лишайники, живущие на скале(от которых цвет скалы).

4
Корозионно-защитные свойства цинка по отношению к стали выражаются в том, что цинк окисляется легче стали - вместо неё, образуя на поверхности иннертную плёнку оксида. А оксид цинка - белый.

0
может причина в том что Вы пользуете дешевые строительные анкера? Да и интересно каким клеем работаете...

1
Hilti, Fisher, KALM

0
проблема в том, что не важно какие анкера вы использовали, и если вы читали не все комментарии в тексте автора, то например на стене скального известкового массива Пещерки в кемеровской области, расположенного прямо на реке Томь, уже больше 10 лет идет пробивка РАЗНЫМИ анкерами - дешевыми, дорогими, клеевыми, строительными - потеков НЕТ. За 10 лет.

0
может у Вас, ,,на реке Томь,, все таки климат не Крымский? Я про влажность сейчас...
У нас, при влажности очень даже приличной, потеков как то нет... (20-25 лет пробито) Другое дело что проблемы, похожие на Калимнос, т.е. если работать с А2 то совсем все плохо будет с коррозией, уж лучше оцинковка, но только Хилти... Кстати на нержавейке А4 разница в скорости коррозии тоже видна в зависимости от фирм производителей. И кстати клеем мы пользуем только неорганическим.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru