Ладога

Пишет Yakutik, 28.05.2017 11:50

Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Отчёт об одиночном байдарочном походе по Ладожскому озеру по маршруту г. Приозерск – о. Валаам – г. Питкяранта в мае 2017 года.



Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Нитка маршрута

Тип похода: морской каяк, одиночный;
Маршрут: г. Приозерск – о. Валаам – г. Питкяранта;
Протяженность маршрута: 130 км;
Фактический график прохождения маршрута:
07.05.17 – 37 км
09.05.17 – 28 км
10.05.17 – 38 км
11.05.17 – 23 км
12.05.17 – 6 км



День первый (07.05.17). (Западный архипелаг)
Как я уже писал ранее, самая паршивая часть похода – это заброска и стапель. В Питер приехал вчера. Самый ранний транспорт до Приозерска – это автобус из Мурино в 7:00. Заранее отвез вещи на автовокзал и сдал в камеру хранения, купил билет. Подъём в хостеле в 4:30. Закупаю провиант и еду на автовокзал, где меня ждёт «радостная» новость, что автобуса не будет и надо ждать следующего в 7:30, которого, как выяснилось через полчаса, тоже не будет. Не желая продолжать слушать сообщения об отмене автобусов и причитания остальных пассажиров, решаю, что пора что-то реально делать. Электричка в Приозерск с Финляндского вокзала отходит в 7:58. Прикидываю: переезд на метро от Девяткино до площади Восстания составляет 19 минут, плюс время на эскалаторы и покупку билетов – есть слабая вероятность успеть. Хватаю багаж общей массой около 60 кг и бегу исполнять задуманное. Итог: выскакиваю на перрон и вижу, как электричка отходит от платформы. Злость переполняет меня, а вместе с ней и решимость не отступать, чего бы это ни стоило. Поездка на такси от Питера до Приозерска обошлась мне в 4000 рублей. Но я на месте, отклонение от графика 30 мин. Стапель и загрузка проходят по плану, выхожу в море с тем же получасовым отклонением.
Ладога радует спокойствием, и лишь лёгкий ветер с востока создаёт незначительное волнение. Беру курс на остров Верккосари - самый длинный прямой переход в этом походе. Через 3,5 часа наблюдаю причудливые кубические скалы южной стороны острова на траверзе левого борта. Высокий поросший лесом остров красиво подсвечен движущимся к закату солнцем. Любуюсь. Силы есть, время есть, погода позволяет: решаю идти на остров Воссинойсари. Ещё через два часа, практически перед самым закатом огибаю южный мыс, распугивая нерп. Сразу за мысом захожу в небольшую удобную бухту. Причаливаю и обнаруживаю, что лодка покрылась белой коркой, соли быть не должно, оказалось лёд. Стоило зайти в тень, как лодка обледенела. Через некоторое время, когда я разгрузился, поставил палатку, развел костёр и хотел уже окончательно законсервировать лодку на ночь, обнаружил, что обледенение развилось, все что было водой, стало льдом, а неопреновые заглушки на грузовых люках стали похожи на крышки от кастрюль. План на сегодня выполнен, все что осталось – хорошо отдохнуть.

День второй (08.05.17). (Облом)
Подъём по графику. Завтрак. Погода ясная. Ветер с северо-востока 4-5 м/с. Выхожу в море. Надо отметить, что я не сильно вглядывался в суть имеющегося волнения и не слишком внимательно прислушивался к ветру, перед тем как выходить, поскольку изучив погодные сводки накануне, был уверен, что бояться нечего. Взял курс на остров Мюкериккю. Уже оказавшись в море, обнаружил, что волна хоть и небольшая, но достаточно крутая, но идти можно. Через 40 минут ветер резко усилился приблизительно до 8 м/с, волна увеличилась, и появились гребни. Прикинув обстановку понял, что возвращаться гораздо ближе чем идти дальше, решил развернуться. Волна стала попутной, оставаясь при этом такой же крутой, она начала вертеть лодку то вправо - то влево. От короткого руля, шедшего в комплекте с каяком, толку практически не было, он большую часть времени не был погружен в воду. Для Баренцева моря я его наращивал, а тут не стал, решил, что нет смысла. Таким образом, условия крайне усложнились, поскольку движения лодки невозможно было предвидеть, а лишь отслеживать по факту и заруливаться веслом едва лодка начнёт вертеться. Я целился в укрытую с трёх сторон бухту с песчаным пляжем в средней части восточной стороны острова. С севера стоянка была прикрыта длинной косой, с лежащими на ней крупными камнями, которая, как выяснилось, имеет довольно длинное мелководное продолжение. С замиранием сердца я все приближался к косе, боясь наскочить на камни, и вот когда пик косы был уже пройден, и я, наконец, свободно выдохнул, почувствовав безопасность, меня резко подхватила, подняла и потащила вперёд с неожиданной быстротой, неизвестно откуда взявшаяся волна. Практически сразу она резко развернула лодку влево, а у меня в голове появилась чётко оформленная мысль, что сейчас будет оверкиль. В тот же момент я резко зарулился веслом справа, усилие пришлось приложить существенное, но лодка пошла вправо, а гребень все продолжал тащить меня вперёд. Следующая мысль – кто кого пересилит: я давил, а волна тащила. Но вот она стала гаснуть, а затем спала, а я остался покачиваться на спокойных волнах внутри бухты. Выйдя на берег, я первым делом пошёл на косу – все море было прокрыто барашками, ветер завывал. В этот день я уже не ходил в море, а наблюдал с берега. Вскоре ветер ослабел, и барашки исчезли, потом он ещё несколько раз усиливался и вновь ослабевал. Я изучил стоянку. Место оказалось крайне обустроенным для одного из самых удалённых островов Ладожского озера. По всему берегу и в лесу имелись различные постройки, навесы, склады дров и самодельной мебели, на косе был курятник, чуть севернее туалет, а в южной оконечности бухты, за деревьями оказалась изба, по надписям, на стенах которой я понял, что люди приезжают суда из разных мест отдыхать. Кстати они были здесь и незадолго до моего прибытия, судя по следам на песке. Я стал ждать, что принесёт следующий день.
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)

День третий (09.05.17). (Валаам)
Мобильная связь на всех островах ловится просто шикарно. Я стал изучать прогнозы, подходящие условия прогнозировали не раньше четверга. Не круто. Неужели опять придётся сливаться в Лахденпохью, как два года назад? Встал утром пораньше: тот же ветер, то слабеет, то усиливается. После 12:00 практически не меняется. В 15:00 выхожу в море. Через 1,5 часа причаливаю на Мюкериккю. Солнце скрылось за облаками. Ещё на полпути заметил, что навстречу движется тёмное облако с плотными струями не то дождя, не то снега. На острове попадаю в снегопад. Сначала сыпет немного, потом начинается метель. Сперва думаю, что идти при нулевой видимости не лучшая идея, но потом понимаю, что лучше так, чем как вчера. Выхожу в море, и метель прекращается. Даже обидно, было очень красиво. Курс на остров Ханхипаси с маяком. Обхожу остров с севера. Погода благоволит, ветер совсем слабый. Далее беру курс на остров Емельянсари Валаамского архипелага. Солнце движется к закату, по обеим сторонам от себя наблюдаю крупные и очень красивые облака. К закату достигаю Валаама. Захожу в хорошо укрытую бухту на юге острова, где нахожу отличную стоянку. Ем и ложусь спать.
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)

День четвёртый (10.05.17). (Мантсинисаари)
Подъём по графику. Завтрак. Выхожу в море. Прохожу проливом между Валаамом и Емельянсари. Обхожу остров с юга. Захожу в проливы. Ветер с северо-северо-запада. Из-за леса виднеются главы церквей и бог с ними: культурную программу мои походы не подразумевают. По берегам бегают зайцы. Прохожу острова Байевые с юга. В проливах чувствуется дыхание с севера, но неудобств не доставляет. Прохожу Крестовые острова. Некоторое время думаю: встать на стоянку здесь или идти дальше. Идти сразу на острова Варпасарет желания нет - далековато. Есть ещё остров Ряпой к востоку, о котором мне ничего неизвестно, иду туда. Есть подозрение, что остров представляет из себя каменную луду без растительности, с чаячими гнездами и навигационным знаком – не самое лучшее место для стоянки. От крестовых островов Ряпой не видно на фоне берега – беру курс по компасу. Через полчаса остров вырисовывается на фоне берега в полном соответствии с высказанным ранее подозрением. В данной ситуации остаётся одно - идти на мыс Сиракко острова Мантсинисаари. Обхожу Ряпой. Мыса не видно. Предположив что белая точка на тёмной полосе берега, это навигационный знак, отмечающий северный вход в Мантсинисаарский пролив и, собственно искомый мыс, что подтверждалось показаниями компаса, беру прямой курс. Вскоре после этого начинает задувать с северо-запада, а боковая волна усиливаться. Деваться некуда, держу прежний курс. Ветер сохраняется на постоянном значении, волна усилилась. Больше проблем создает то, что холодный ветер сильно морозит руки. Вообще надо сказать, что на протяжении всего похода замерзшие руки оставались постоянной и серьёзной проблемой, особенно когда нет возможности остановиться их отогреть. Я пробовал использовать разные перчатки, но не неопреновые не специальные непромокаемые перчатки не способны полностью решить эту проблему, по крайней мере, в моём случае. В итоге грести вовсе без перчаток, оказывается удобнее, чем в них. Как бы там ни было, я приближался к Мантсинисаари. Белая точка превратилась в маяк на мысе. Мыс оказался отмелым с выдающейся подводной частью, ещё немного и я оказался за мысом в зоне спокойствия. Причалил прямо у маяка, тем более, что других вариантов собственно и не было. Поставил палатку. Поднялся на маяк – с моря хорошо дуло, приблизительно 5-6 м/с. Дальнейших вариантов было два: уйти по проливу в Салми или пробиваться в Питкяранту. Принятие окончательного решения я предпочел отложить на утро.
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)

День пятый (11.05.17). ( Питкярантский залив)
Подъём. Завтрак. Прогноз из интернета неоднозначный, но я уже плюнул на эти прогнозы, они если и соответствуют действительности, то только в части направления ветра и то частично. Поднялся на маяк. Ветер с северо-запада, а значит волна - спереди в борт, гребней нет. Решаю понаблюдать за динамикой, а тем временем загружаю лодку. К концу загрузки ситуация не меняется. Значит Питкяранта. Выхожу из-за мыса. Волна спереди в борт. Курс на острова Варпасарет, по отношению к ветру – бейдевинд. Руки стынут в перчатках, остановки каждые 15 минут, чтобы отогреть. Через час сорок минут захожу в спокойную зону за островами. Перчатки долой. Дальше надо идти на остров Рухкамосари, но курс будет под тем же углом к ветру и волне. Решаю пойти на хитрость: вдоль берега здесь расположено множество мелких островов, пройдя под их прикрытием на северо-восток, я смогу скорректировать курс так, чтобы идти навстречу волне. Беру к берегу. Крадусь за островами, выхожу на прямой курс. Раздолье! Вот что значит стратегия. Дохожу до Рухкамосари, отдыхаю на спокойной воде. Остаётся немного: выйти из-за острова, обогнуть остров Пусунасаари с запада и войти в Питкярантский залив. Но пока я отдыхал, Ладога работала. Выйдя из-за острова, я обнаружил, что ветер усилился, а вместе с ним и волнение. Курс немного изменился по отношению к волне, но в целом остался вполне комфортным. Кстати решение снять перчатки оказалось верным – останавливаться приходится значительно реже. Иду. Волны крутые, под разными углами, но в целом с запада северо-запада. Иду вдоль Пусунасаари. Западная сторона острова – каменная стена. Меня сносит к ней, попадаю в толкунцы, прохожу пик: стена удаляется, толчея слабеет. Беру курс на острова залива. Догребаю, ухожу за острова, здесь тишина. Победа! Разбиваю лагерь на берегу глубокого залива на острове Путкисари. Костёр, еда, отдых.
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)

День шестой (12.05.17). (Финал)
Автобус из Питкяранты в Питер отправляется в 12:00. Встаю в 5:30. Ночью лег снег, а вход в залив в котором я ночевал, затянулся льдом. Лёд тонкий – изображаю ледокол. Холодно. Любуюсь заснеженными островами и берегом в глубине залива. На протяжении всего похода, по ночам всегда стояли минусовые температуры, лодка покрывалась льдом, и все, что было мокрым, превращалось в лёд. Днём же, несмотря на то, что всегда было ясно и солнечно, дули холодные резкие ветра из северной четверти. Для интенсивной гребли это даже хорошо, если не считать замерзших рук, но находиться на берегу было не очень приятно. Пересек залив. Причаливаю. Разбираю лодку. Пакуюсь и на автобус. На этот раз без накладок.
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Ладога (Вода, Озеро Ладога, морской каякинг)
Игорь Якутик

25


Комментарии:
0
Попробуйте вместо перчаток варежки, которые одеваются на весло из како-нибудь ветрозащитного материала.

0
Спасибо. Тоже думал об этом, но пока не было возможности воплотить.

0
Спасибо! Интересный рассказ, интересный маршрут.

0
Интересный поход, спасибо. Подскажите модель вашего каяка? И продумывался ли вопрос схода с маршрута в случае какой-то экстренной ситуации (спутниковая связь например)?

0
Спасибо. Каяк - Вектор-1. Обычно в походах по отдаленным районам типа Заполярья или Дальнего Востока беру спутниковый телефон на прокат, здесь в этом нет необходимости - по всему маршруту Билайн и МТС ловятся прекрасно.

0
" на метро от Девяткино до Восстания.." ЗАЧЕМ?? Электричка на Приозерск идет через Девяткино (станция общая с метро).

На заметку- опоздав на Финляндском вокзале на электричку приозерского направления, быстро в метро, и в Девяткино всегда успеваешь на нее.

0
И правда. Тупанул. Спасибо. Я почему-то думал, что это Ладожское напрвление.

0
Подскажите, что за компас на лодке стоит, как закреплен?

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru