НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007

Пишет Tom, 15.10.2007 23:25

Любое общение с журналистами всегда заканчивалось-
«А теперь традиционный вопрос – зачем же вы все-таки ходите в горы?»
Изучив труды Саши Мартынова, в зависимости от обстановки и аудитории, стал складно придумывать ответы.

Второй вопрос - «Были ли вы на Эльбрусе, а если нет, то какой же вы альпинист?» закрыл уже в звании МС СССР, сходив на символ обывательского альпинизма в составе спасотряда в очередной юбилейной альпиниаде.

Сейчас допекают вопросом «Вы надцать раз были в Гималаях, а в Тибете?»
Ну не был я в Тибете, не бродил по улицам Лхассы по следам Цыбикова и Сафина, не топтал ступеней Потал, не крутил молельных барабанов в Норбу Линке. Все нога не доходила. Хороший трек в Непале занимает месяц, и на поездку в Лхасу времени не оставалось.
НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)




Но когда прошел слух, что китайцы дотянули до Лхасы железку, стало ясно, или сейчас поглядеть на тибетцев, или завтра уже только на китайцев.

Итак, через неделю вылетаем в Катманду. Достать билеты оказалось не просто. Кстати, на весну билетов Киев-Дели-Катманду уже нет.

Но Лхаса высоко, 3500 м. Решили акклиматизироваться небольшим треком в Непале.
Выбрали редко посещаемый трек в районе Покхары – к вершине Марди Гимал.
НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)

НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)

А там оказывается и до вершины рукой подать. На Марди идется с перемычки между Мачхапучаре, и вот уже возникают крамольные мысли, перед восхождением на священный Кайлас размяться на не менее священном Рыбьем Хвосте.
НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)

НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)

НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)


Но тогда в Лхасу опять не успеть, а как же обет?
Поэтому решено – этот трек идем в разведку, а уж весной, возможно, на Мачхапучхаре.
НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)

НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)


Тем более, что непальская Рада вот-вот разрешит приватизацию гор и начнет выдавать пермиты для восхождения на Мачу.

Правительство Непала, стремясь к ативизации развития туризма, рассматривает вопрос о разрешении выдачи пермитов для восхождения на вершину Мачхапучре (Machhapuchre),
она же Рыбий хвост (Fishtail).


НЕПАЛ- ТИБЕТ 2007 (Альпинизм, гималаи, катманду, покхара, марди гимал, рыбий хвост)


Что важнее – религиозные верования или экономика?
Что победит – культура и экология или финансы для развития региона?

Вот некоторые высказывания в ходе дискуссии.



«Я считаю, что открытие новых маршрутов имеет жизненно важное значение для экономического процветания Непала. Соблюдение строгих правил сохранения окружающей среды при восхождении на вершину Мачхапучре не принесет вреда региону, а пойдет на благо нации».
Камаль Поудел, США

«Я вырос в деревне у подножья Мачхапучре и мне неприемлема мысль, что кто-то топчется по вершине горы. И не потому, что гора священна, не потому, что основная часть доходов за продажу пермитов остается в Катманду, а потому, что считаю – люди не вправе нарушать девственную красоту каждого пика».
Питамбер Шарма, Непал

«Горы Непала лежат между небом и землей, между иллюзией и реальностью. На нашей бедной планете слишком много реальности. Давайте оставим место для иллюзий и будем смотреть на горы внутренним взором».
Линда, Италия.

«Очарование Мачхапучре прежде всего в том, что никто (официально) не был на вершине горы. В группе Аннапурна множество других вершин, не менее красивых и сложных, способных удовлетворить любые амбиции альпинистов. Подавляющее большинство туристов в этом районе вполне удовлетворены треком в Базовый лагерь Мачхапучре и созерцанием легендарной вершины. Разрешение на восхождение привлечет небольшие группы альпинистов, но район может потерять гораздо более многочисленный поток туристов, стремящихся насладиться нетронутой красотой священной горы. И от этого регион экономически только проиграет. Оставте Мачхапучре священной горой!».
Стюарт Вилие, Великобритания.

«Побывав в Непале три раза с 1987 года, я был шокирован экологическим и культурным ущербом, нанесенном стране бесконтрольным туризмом в этот короткий период времени.
Сохраните этот священный уголок, или и здесь все будет уничтожено».
Робин, Великобритания.

«Гора Мачхапучре является священной не только для народности Гурунг, но и для населения всего Непала в целом. Разрешить восхождения на священную гору, значит проявить полное пренебрежение к своей культуре и вере. Есть много других способов обеспечить развитие и процветание страны».
Гурунг, Покхара, Непал.

«Пословица говорит «Красота заключается в том, чтобы видеть, не прикасаясь». Величие горы Мачхапучре и озера Фева представляет нам такую редкую возможность. Нельзя позволять туристам вытаптывать природу ради экономической выгоды. Нельзя нарушать спокойную красоту гор в угоду экономического подъема».
Мингмар, Непал.

«Непалу, и, особенно, Катманду, нанесен непоправимый ущерб толпами туристов.
Будет обидно видеть, что в Покхаре произойдет тоже самое. Противоречие в том, что красота, уединение, тишина и очарование, к которым стремятся многочисленные туристы. ими же и разрушается. Необходимо найти компромисс между доходами от туризма и сохранением красоты Непала. Практически можно ограничить число туристов на самых популярных маршрутах и развивать отдаленные регионы».
Люк Хитчин, Англия.

«Никогда не следует жертвовать своими традициями и культурой ради экономики. Сохраните Непал свободным от туристского безумия, охватившего весь западный мир».
Анна, Тринидад и Тобаго.

59


Комментарии:
0
1. Именно увидев Фиштэйл я влюбился в горы. Сильно.
2. К идее открыть ее для восхождений отношусь резко отрицательно.
3. Понятно, что даже если и откроют - я на нее не пойду никогда.
4. Я бы на месте непальцев и Ама Даблам закрыл бы :)

0







вон пусть на Annapurna II лезут, всего-то пяти метров до 8000 не дотягивает :)

1
Согласен с codelancer. Такая "привлекательная" гора в непосредственной близости от Покхары немедленно превратится в коммерческий объект со всеми неизбежными последствиями.
Пара фоток из моих альбомов:



--Миша

1
Фото как всегда прекрассны ;-)

3
Несколько лет назад, перемещаясь от Джомсона к Марфе (звучит прям, как имена персонажей), услышал позади шум мотора.
Решил, что от высоты в ушах рокочет. Откуда там машина? Снизу подвесные мосты, вверху "самый высокий в мире перевал". Еле увернулся от трактора. Привезли по частям на самолете, собрали и дымят. Плохо это, или хорошо?
Можно и весь Непал закрыть, сберечь. Для кого? Для потомков?
Надо не закрывать, а развивать структуру и самосознание. В Италии в Доломитах, во Франции, Швейцарии в горах народа на два порядка больше, а чище, чем в Непале. Сравним Катманду и Цюрих, Покхару и Шамони?
Лес в Непале и арчу на Куликалонах не туристы рубят, джунгли поджигают и склоны террасируют местные жители.
Если мы все перестанем ходить в Гималайские горы, чище там не станет. Кока-кола в пластике и пиво в стекле выпускается в Катманду, пакеты от китайских супов не туристы по всем тропам разбросали.
Процесс "цивилизации" в Непале уже запущен и его не остановишь, просто надо направлять все это, как, например, сделано в Бутане.
Но не мне "направлять". Все свалки Непала не сравнить с могтльником радиоактивных отходов в Чернобыле.

0
Согласен с Виталием. Экологические проблемы не туристами создаются, а местными. А горы "закрывать"... Какой альпинист в этом может быть заинтересован? В восхождении на гору своей мечты, прекрасную, совершенную, как Маттерхорн, Альпамайо, Мачхапучаре, Ама Даблам, и есть изначальный смысл альпинизма. Тому же, кстати, кто просто любит природу и треки, ничем не помешает нахождение на горе нескольких экспедиций. От их наличия не стали менее прекрасными фотографии Ама Даблама и даже "засиженного" до предела Эвереста. А вот требования к экологической чистоте экпедиций должны быть предельно жесткими. И, скажем, никаких "канатов", которыми испоганили столько вершин в Альпах (может снимут когда-нибудь?..:). Не можешь снести вниз свои баллоны, мусор - сиди дома, не можешь подняться без "канатов" - выбери что-то по силам.

0
да причем тут загрязнение района и прочее ? район аннапурны и так более людно-туристический, чем какой-нибудь пригород катманду. лишние 50 человек в базовом лагере Мачу - природного катаклизма не вызовут.

я то имею в виду именно "священность горы" для местного населения. понятно же, что _молодое_демократическое_маоистсткое_ правительство может взять и начхать на мнение местных жителей и начать продавать пермиты - деньги не пахнут.

Так же как и Китай, может взять и разрешить всем подряд лазить на Кайлаш. Какие там религиозные верования, чувства миллионов, что вы - страна стоит социализм, а тибет вообще неотъемлемая часть Китая, поэтому что хотим, то и творим... Но вот почему-то не разрешает, хотя желающих заплатить и залезть гораздо больше, чем на Фиштэйл.

0
Это замечательно, что не разрешают. Прекрасно, когда есть недостижимые мечты - Кайлас, Мачхапучре, Нанда Деви, горы Бутана...
Ну, а если разрешат? Что, встать в позу и сказать - "А я не полезу?"
На Эверест в 20-х годах Непал никого не пускал, и что сейчас, кто об этом помнит?
Можно сказать, каждый отвечает за себя. Но если откроют запретные горы, очередь выстроиться, это точно.


0
Ну, верования - это другой вопрос. Не нам его решать, а местным, как и разбираться со своим правительством. Это сложно всё. Маоисты они же тоже - "местные жители". Уж точно не альпинисты их туда занесли. Я не о вере говорил. Речь-то зашла о "коммерческом объекте", "закрытии" Ама Даблама и тому подобном. Мне это показалось странным. Для альпинистов, по крайней мере.

0
В корне не согласен с вашей позицией.
Канаты, по большей части, провешивали тогда, когда ещё этический вопрос не стоял так остро. Они несут в себе историческую ценность и позволяют сократить количество спасательных работ. Я знаю всего 4 горы в Альпах, на которых эти канаты провешаны (ферраты не в счет). На каждую из этих гор кроме "испоганеных" канатами маршрутов ведут несколько альтернативных маршрутов вполне схожих по сложности с оными. Что мешает вам, проявив спортивность, пролезть например Цмуттридж на Маттерхорн?

0
Я вовсе не осуждаю тех, кто их впервые там навесил, как и не осуждаю тех, кто оставлял мусор на маршрутах 100 лет назад - такой этической и экологической проблемы тогда действительно не существовало. Что же касается исторической ценности, то в музее они были бы куда более уместны. Кстати, это ведь канаты - сколько они ещё продержаться? А если их обновят, то в чем тогда историческая ценность? И дело не Цмуттридже (можно привести в ответ Дан дю Жеан, где нет альтернативы "классике" - прочие маршруты намного сложнее), а в принципе "минимального вмешательства". Я и от "феррат" не в восторге, хоть и понимаю, что этому должно быть место. Вопрос чувства меры.

0
Снимки очень хороши. Спасибо!

-3
В ЛОНДАНЕ ДИВАНЫ ПО ТЕМЗЕ ПЛАВАЮТ А В ПОДЗЕМКЕ КАКАЯ ПОМОЙКА ПУСТЬ АНГЛИЧАНЕ У СЕБЯ ПОРЯДОК НАВЕДУТ ДЛЯ НАЧАЛА

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru