Монгольский Алтай 2017

Пишет way-wind, 14.12.2017 15:29

Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)

обзорная схема маршрута

Идея проехать на велосипедах по наиболее возвышенной части Монголии (Монгольский Алтай) появилась еще два года назад. Во многом "рождению" этого замысла способствовала отмена визового режима с нашим старым Азиатским соседом! В августе 2017 года, благодаря поддержке сервиса https://agakat.com/l/welcome-c у нас получилось воплотить задуманное и проехать маршрут по редко посещаемым велотуристами местам.

Кратко о маршруте:
- 18 ходовых дней
- пройдено 932 км
- всего 10% по асфальтовым дорогам
- 15 перевалов
- четыре перевала выше 3000 м
- суммарный набор высоты 14 967 м
- велосипедный маршрут 5 к.с.

Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
высотный график

Маршрут проходил по приграничным с Россией и Китаем районам Монголии. Для избежания неприятностей с погранцами, нами заблаговременно были заказаны пропуска в приграничную зону.
Маршрут строился по принципу максимума разнообразия в минимальные сроки:)
Ниже приведены наиболее интересные моменты нашего путешествия.

Первые три дня маршрута мы входили в процесс, крутили педали по монгольским сопкам, преодолевали невысокие перевалы, переходили вброд местные реки.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
движение вдоль р. Ойгор-Гол, второй день пути
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
ночевка на р. Ойгор-Гол

На четвертый день пути мы забрались на пер 3125 м, через этот перевал идет дорога к базовому лагерю у массива Таван-Богдо-Ула. С перевала открывается отличная горная панорама во главе с вершиной Куйтэн-Уул (Найрамдал) 4374 м высшей точкой Монголии. С массива Таван-Богдо-Ула стекают крупнейшие на всем Алтае ледники Потанина (19 км) и Пржевальского (10,8 км).
Вдоволь полюбовавшись захватывающими видами мы начали спуск в долину р. Цаган-Гол.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
на подъезде к перевалу 3125 м
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
На перевале 3125 м

Из долины р. Цаган-Гол мы начали подъем к очень интересному перевалу (урочище Марин-Дзамт) 3160 м. Перевал интересен тем, что еще на картах генштаба на перевале лежал переметный ледник. Но судя по современным космоснимкам ледник сильно отступил. Через перевал идет караванная тропа в долину озера Хотон-Нур.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
на подъезде к перевалу 3160 м
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
начало подъема
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
наш перевал правее горки
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
подъем с велосипедами:)
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
еще немного
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
еще относительно недавно здесь был ледник

Про спуск с перевала можно сказать, что он был не на много приятнее подъема, а при спуске в долину р. Цаган-Ус и вовсе пошел дождик. На место ночевки мы пришли мокрые и измотанные. Благо выбрали хорошее место, натянули тент и развели хороший костер!
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
в долине р. Цаган-Ус

На следующее утро погода исправилась, и на душе стало приятнее. Все прелести долина р. Цаган-Ус способны оценить только опытные вело туристы. Не смотря на все трудности пути, мы были щедро вознаграждены замечательными видами.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
продолжаем движение по долине р. Цаган-Ус
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
красоты долины р. Цаган-Ус

Постепенно долина р. Цаган-Ус стала шире и мы выехали на дорогу по которой продолжили наш путь к озеру Хотон-Нур. Озеро считается жемчужиной Монгольского Алтая. В день нашего визита, погода шалила, пугая нас дождем и сильным ветром.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
у каменной бабы на пути к озеру Хотон-Нур
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
на фоне озера
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
тучки ходят
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
спрятались в домике от непогоды:)

Дальнейший наш путь пролегал вдоль озера Хурган-Нур и был похож на большую стиральную доску со множеством подъемов и спусков. При подъеме на перевал к озеру Даян-Нур нас и вовсе настигла зима. Снег с холодным ветром заставил нас одеть все теплые вещи и искать укрытия. На этот раз нас снова спас пустой домик!
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
Длинный брод р. Их-Ойгорын-Гол
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
мистическое место, три каменные бабы с чашками в руках обращены лицом к маркированным камнями "посадочным полосам"
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
приближение зимы

На следующее утро мы проснувшись в очередной избушке мы увидели каково в Монголии зимой
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
зимнее утро

Поднявшееся солнце быстро растопило снег, лишь в горах снег задержался до обеда.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)

О том, что приближается зима, мы поняли потому, что монголы начали сворачивать свои юрты. Радовало то, что мы ехали на юг. Впереди был сложный ни кем не описанный ранее перевал высотой 3114 м. Не смотря, на то, что на некоторых картах через перевал идет хорошая дорога, нами такой замечено не было:)
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
этот снимок хорошо отражает специфику подъема на перевал
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
на перевале многие были близки к отчаянию, потому, что увидели спуск
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
спуск
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
вид на пер. 3114 м с востока

Чем дальше мы двигались на юг тем становилось теплее. По пути мы посетили два центра сомонов Алтай и Дэлун.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
на очередном перевале
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
брод р. Чигиртэйн-Гол
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
подъем на перевал Агуйтын-Даваа 3065 м

Наконец мы оказались в долине р. Булган-Гол. Информации о долине и характере дорог было мало. Долина реки Булган-Гол очень живописна. На пройденном нами 150-ти километровом участке долина имеет меридиональную ориентацию. При движение с севера на юг наблюдается постепенная смена ландшафтов на более засушливые.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
красоты долины р. Булган-Гол
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
приятнее всего ехать по мотоциклетным дорожкам
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
часто стали попадаться песчаные участки
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
полупустынный пейзаж
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
эти маленькие шипы якорца стелющегося (Tribulusterrestris), хорошо попортили наши камеры

Заключительный участок пути мы проехали по отличной асфальтовой дороге, построенной китайцами, на следующий год эта дорога соединит Синцзянь-Уйгурский автономный район Китая и Республику Алтай в России.
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
китайский асфальт
Монгольский Алтай 2017 (Вело, туризм, веломаршрут)
на финише маршрута в поселке Алтай-Сум

Некоторые дополнительные сведения по маршруту:
- Дороги на маршруте преимущественно среднего качества
- Маршрут довольно автономен, населенные пункты не чаще чем один в два дня, первые шесть дней на маршруте не было постоянных населенных пунктов
- Молоко, баурсо и масло почти всегда можно приобрести в юртах, которые есть везде, где есть вода
- Местную валюту- тугрики можно приобрести на границе, либо в центрах аймаков
- Во всех поселках можно приобрести бензин
- Для зарядки гаджетов в Монголии хорошо помогают солнечные батареи, так как много ясных дней
- В Баян-Ульгийском аймаке в горах Монгольского Алтая в этническом составе преобладают Казахи, в Ховдинском аймаке преобладают Монголы
- С водой на севере проблем нет, при движении на юг, надо более тщательно продумывать места обедов и ночлегов.

Подробно о маршруте можно прочитать здесь: http://uventa-club.ru/sites/default/files/otchet_mongolia_1.pdf

Участники похода:
- Таисия Мазалевская
- Андрей Мокроусов
- Владимир Мортиков
- Сергей Пономарев (рук.)

Позитивный видио сюжет о маршруте:

45


Комментарии:
1
Спасибо за подробный отчет, интересные места

0
Пожалуйста:)

1
С удовольствием смотрится. И видео отлично сделано. Песни замечательные. К месту вставленные.Побольше бы таких интересных рассказов про интересные путешествия по интересным местам.!

0
Спасибо за отзыв!

1
Потрясающе! Спасибо, что поделились! Монголия прекрасна, надеюсь получится её посетить

0
Рад что понравилось! Да, в Монголии хорошо, думаю местные жители даже и не знают, что такое стресс:)

0
Крутое кино! Я ж говорю, тебе надо national geographic и би би си уделывать. Особенно если учесть, что профессия располагает к тому. Посмотрел и укрепился в мысли, к-ю тебе тогда на днёвке изложил.
Эх, Монголия - мечта. А мне надо накатывать тоже.

1
Саша, спасибо за отзыв! Накручивай и присоединяйся!

1
Сильно, покатались. Впечатлений на годы. Молодцы! И все такое родное.. Спасибо! И удачи!

0
Классно и красиво! А как с местными жителями общались? Какое отношение к вам проявляли?

0
Спасибо, Вадим! Многие местные понимают и говорят на русском языке! В остальных случаях хорошо помогает язык жестов и набор элементарных выражений, например баурсо(баурсак) местное мучное изделие, заменяющее нам хлеб:)

0
Как приятно осознавать, что в бывшем соцлагере еще помнят русский язык. В Монголию наверное никогда не попаду, далеко, в любом случае спасибо за фото, видео и рассказ, было очень интересно!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru