Курсы подготовки инструкторов-проводников. Первые ласточки...

Пишет s_a_n, 25.03.2018 13:41

В феврале-марте 2018 г. прошли первые учебно-тренировочные сборы курсов по профессиональной подготовке инструкторов-проводников в системе образования соответствии с недавно принятым Министерством труда РФ (30 октября 2017 года вступил в силу) профессиональным стандартом РФ "Инструктор-проводник".


В обучении приняли участие более 40 человек из двух десятков городов России.

Предлагаем небольшой видео-отчет об учебно-тренировочных сборах.



В течение летнего сезона прошедшим учебно-тренировочные сборы предстоит производственная практика - работа с клиентами на различных коммерческих маршрутах.

Курсы подготовки инструкторов-проводников. Первые ласточки...

Курсы подготовки инструкторов-проводников. Первые ласточки...

Курсы подготовки инструкторов-проводников. Первые ласточки...

20


Комментарии:
3
Хм, вопросов во видео хватает... судя по нему, обучение инструкторов проводников по альпинизму, как бы это сказать... в ряде моментов заметно хромает. =))

1
Интересно, как выпускники будут использовать полученную с корочкой возможность? Учить? Водить?

0
А последует ли какая-нибудь официальная реакция ФАР, помимо частного мнения Володи? Все-таки слово "альпинизм" эти люди используют. А мне вот неприятно, что пользователи риска будут думать, что в альпинизме так сейчас учат... Хотя бы попросить убрать упоминание ФАР из материалов.

1
а ФАР тут не упоминается.

1
ФАР никакого отношения не имеет к программе обучения по профстандарту. ФАР проводит обучение по своим программам в системе общественной спортивной организации, коей и является и готовит не инструкторов-проводников, а инструкторов-методистов. Инструктора-методисты готовят альпинистов для спорта и занимаются их обучением. Инструктора-проводники готовятся в системе Минобрнауки+Минтруд+Ростуризм для работы с коммерческими группами на коммерческих турах, которые в свою очередь не имеют никакого отношения к альпинизму как спорту и обучением ни туристов, ни альпинистов не занимаются. Виды спорта "альпинизм" и "горный туризм" и вид экономической деятельности "туризм" - разные направления.

2
Вы пишите: "Инструктора-проводники готовятся в системе Минобрнауки+Минтруд+Ростуризм для работы с коммерческими группами на коммерческих турах, которые в свою очередь не имеют никакого отношения к альпинизму как спорту и обучением ни туристов, ни альпинистов не занимаются."

Инструктор-методист в системе ФАР работает с контингентом, постепенно, от простого к сложному, приобретающему опыт горовосхождений. Квалификация ИМ значительно выше Ваших выпускников (для обучения в ШИ необходимо иметь не ниже 1 сп.р. по альпинизму+ обучение по более сложным программам+ стажировка после окончания до допуска к работе). И НС на восхождениях с инструктором все равно происходят ежегодно.

Неужели Вы, Андрей, считаете, что после проведенной Вами школы, где кое-кто из курсантов только познакомился с техникой передвижения в горах по простому рельефу, инструктор-проводник по альпинизму сможет безопасно самостоятельно водить коммерческие группы, где участники чаще либо вообще неподготовленные, либо ознакомлены с техниками повекрхностно? Ведь это игра словами: "... не имеют никакого отношения к альпинизму как спорту...", речь идет о горовосхождениях и в системе ФАР, и в коммерческом альпинизме, а опасность в коммерческом альпинизме выше из-за неподготовленности участников восхождения.

Я знаю некоторых из окончивших Вашу Школу. Это слабые третьеразрядники по альпинизму.

1
Михаил, вы опять упор делаете на спортивные разряды. Инструктор-проводник - это профессия такая же как врач, инженер-физик, токарь. Где вы видели выпускника медицинского университета, который сразу стал главврачом какой-либо клиники? Где вы видели выпускника профтехучилища - токаря 8-го разряда? Где вы видели выпускника физического факультета с дипломом академика?

Люди, закончившие ВУЗ получают всего лишь диплом о высшем образовании и уже в процессе своей профессиональной деятельности (никак не связанную ни с каким видом спорта) повышают свою квалификацию до главврачей и академиков.

Опыт и квалификация повышаются в процессе непосредственной работы. Кроме того, вы, я так понимаю, профстандарт не изучали. По профстандарту инструктора-проводники обязаны периодически проходить курсы повышения квалификации.

Инструктора-проводники после учебно-тренировочных сборов еще проходят производственную практику - стажировку на коммерческих маршрутах, начиная с некатегорийных или 1 категории (если говорить о классификации маршрутов). И только в процессе профессиональной деятельности будут повышать свою квалификацию и водить со временем более сложные маршруты (и то, если им это будет нужно).

Но некоторые из них вообще не будут водить ни на Эльбрус, ни на Казбек, ни на Ленина, а будут работать на бывших плановых маршрутах типа знаменитой "тридцатки", водить по озерам и "единичным" перевалам и им не нужны ни звания, ни разряды.

А те, которые уже окончили (только сборы!, но не обучение), на Эвересты и Монбланы не водят. Я знаю всех своих - кто и где работает. К тому же еще ни один из выпускников не получил диплома и не окончил обучение. И Вы лукавите, говоря о якобы выпускниках. Окончились только учебные сборы и впереди еще стажировка. И играете словами насчет слабых третьеразрядников. Разрядников я не готовлю, их как раз готовили такие инструктора-методисты...


1
Люди Риска грамотные люди и вряд ли они будут думать, что так учат в альпинизме. См. мой комментарий выше.

3
Владимир, в вышедшей книге "Школа альпинизма", где Вы являетесь одним из авторов тоже достаточно моментов, которые "хромают", а ведь это УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ! А представленное видео - это не отчет о каком-либо спортивном восхождении и не учебный ролик - "как надо делать", это снималось во время учебных занятий самими участниками, во время которых как раз-таки на своих ошибках и учатся. А оператор, кстати, - снежный барс, который тоже совершал ошибки наряду с другими. И мне, при всем уважении к Вам, с трудом верится что Вы стали МС не совершив ни одной ошибки за время всех этапов своего обучения.

0
Вы, конечно, правы - все косячат. Но ролик выкладывается почти как рекламный - и впечатление не очень, признаюсь. Ничего не могу и не хочу сказать об уровне преподавателей, они наверняка квалифицированы, но на видео, с моей точки зрения, есть ряд довольно грубых ошибок в технике, причем повторяющихся. Наверное, это просто учебный процесс, тут вам, определенно, виднее. Но, как мне кажется, техника не должна отличаться от того, инструктора проводника мы готовим или инструктора методиста.
Надеялся попасть на мероприятие очно, даже писал вам, к сожалению, не получилось приехать. Надеюсь, получится в следующем году.

0
Владимир, у нас с вами есть адреса почты друг друга. Можем в личной переписке обсудить и мои (в учебном процессе) и ваши (в учебнике - Школа альпинизма) косяки.

0
Прежде чем ломать копья, рекомендую ознакомиться с развёрнутым комментарием Максима Фойгеля, гида Клуба 7 Вершин к вышеупомянутому профстандарту инструктора-проводника.
http://rmga.ru/news/novosti-associacii/profstandart-instruktor-provodnik-kak-eto-rabotaet.

Да и сам документ "Профессиональный стандарт. Инструктор-проводник" прочитать нелишне, хоть он суховат на вкус, всё-таки официальная бумага. Возможно, что он будет уточняться и дополняться.

А что касается видео - так это всего лишь отчёт, который имеет некоторые моменты, заслуживающие внимания в рецензиях к нему, как и любой другой отчёт. Вполне возможно, что какой-то процент участников УТС впервые на практике столкнулись с рядом задач, поставленных перед ними инструктором-преподавателем. Им ещё предстоит набираться опыта и знаний.

0
Почитал комментарий. Надо будет ещё вычитать внимательно закон, поскольку возникли некоторые вопросы в трактовке понятий.

В комментарии: "Основные функции «инструктора-проводника»: проведение работ во время аварийных ситуаций."
Устав МЧС: "Учреждение является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС)".

Думается, основную работу должны делать именно сотрудники соответствующих служб. Понятия "частная спасательная служба" и уж тем более "индивидуальный спасатель-частник" не существует. Скорее, в функции "инструктора-проводника" надо включать не-организацию, и не проведение, а помощь (он же частное лицо!). То есть обязать "обеспечивать содействие".

Далее: "Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо обратившиеся <...> в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации".
Но соискатель, это как раз человек, который имеет профессиональное образование. Думаю, авторы законопроекта забыли про слово "Кандидат".

Законопроект в ближайшее время вычитаю. Уже самому интересно, будет ли это калькой-переводом или всё же новым документом.

P.S. Не в обиду будет сказано, но слово "выживание" говорит о какой-то ориентации на обывателя. Ибо, там где начинается выживание, заканчивается поход и начинаются спасательные работы.

2
Михаил, возможно, слово КАНДИДАТ и забыли в некоторых документах. Но нормативные документы по осуществлению работы ЦОК'ов пладятся как мухи. И в некоторых из них уже точно указано, что Соискатель ОБЯЗАН иметь диплом с присвоенной ему квалификацией. И тем более, ЦОК по закону не может быть образовательной организацией и выдавать какие-либо документы об образовании (о присвоении или повышении квалификации). ЦОК может только подтвердить соответствие уже существующей квалификации профстандарту и то ТОЛЬКО! при согласии самого соискателя!

1
Витя, этот комментарий оставим без комментариев. Это обыкновенная рекламная статья размещенная на том ресурсе, который как раз в этой статье скрытным образом и рекламируется. Тем более, по статье видно, что автор не знаком с действующим российским законодательством в той мере, в которой должен быть знаком для написания каких-либо комментариев. Есть комментарии профессиональных юристов - специалистов по профстандартам и их применению (и их достаточно много). Насколько мне известно, автор не является не только специалистом по профстандартам, но даже не является сотрудником какой-либо образовательной организации реализующей программы подготовки по профстандартам. Этот "развернутый" комментарий - ни о чем.

0
Всем авторам комментариев спасибо! Это первый в России опыт по организации и проведению обучения в соответствии с профстандартом. Не спорю, что есть ошибки в учебном процессе. УЧАТСЯ НА ОШИБКАХ! Да и первым быть всегда нелегко. С благодарностью приму конкретные замечания к дальнейшей работе. Собственно, для этого и выкладывалось видео, а не для пустословных и общих фраз.

1
Андрей, когда начинаешь новое всегда есть ошибки, недоработки. При должном отношении все исправляется и нарабатывается ты это знаешь хорошо и без меня. Удачи. А, почему всполошились инструктора -методисты, как я понимаю Андрей не разу не претендует на лавры подготовщика ни инструкторов альпинизма, ни на обучение альпинистов у него другой подход. Как получится жизнь покажет. Все ведь прекрасно знают что ЦШИ ФАР это только для членов членов ФАР официально значимый документ. Для работодателя этот документ ни о чем согласно законодательства. Скорее всего спор не принесет пользы.

1
Спасибо! Абсолютно согласен. Поэтому просто делаю то, что никто пока делать не хочет.

0
Уважаемые коллеги!
Прошу конструктивных предложений. Если у вас есть опыт организации и проведения обучения по профстандарту "Инструктор-проводник", ваш опыт, которым вы поделитесь приму с благодарностью.

Но, сомневаюсь я, что кто-либо уже имеет такой богатый опыт. Ведь профстандарт вступил в силу только 30 октября 2017 года.

Опыт подготовки альпинистов или туристов в системе спорта здесь неуместен.
Разные цели, методики обучения, разные задачи и подходы.

В подготовке альпинистов и туристов главная цель - получение разрядов и подготовка заточена на достижение спортивных результатов в составе как правило схоженной группы.
Главные задачи - как можно больше "птичек" в книжке альпиниста или как можно больше справок МКК.

В подготовке инструкторов-проводников главная цель - подготовка к работе по профессии с клиентами как потребителями услуг совершенно разнородного контингента. Главная задача - удовлетворить потребности клиента.

Психологическая подготовка туристов как спортсменов описана в известной книге Линчевского "Психологический климат туристской группы". Психологическая подготовка альпиниста описана в не менее известной книге Мартынова "Психология альпинизма".

Психологическая подготовка инструктора-проводника основывается на изучении "Психологии потребителя".

И если у вас нет практического опыта подготовки инструкторов-проводников в системе образования по профстандарту, то все комментарии по логике вещей являются элементарной критикой.

А критик, как всем известно, - это человек, который критикует то, что сам никогда не делал, но красиво пишет - как бы замечательно он сделал, если бы сам умел.

2
Энциклопедия: "Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются:

выявление противоречий;
выявление ошибок и их разбор
разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку
отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков и поиск путей их устранения;
исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
оценка."

Вы дали неверное определение критике и критикам.

По сути. Вы все время допускаете главную ошибку: маршрут на горную вершину не станет проще и безопаснее от того, что он идется в коммерчой группе, а не в спортивной. Есть такое понятие: субъективные опасности в горах. И они тем опаснее, чем хуже подготовлены участники и их руководитель. В том альпинизме, который Вы называете спортивным, участники проходят обязательную учебную программу до восхождения, а их руководитель (инструктор)- опытный альпинист и учитель. Но НС все равно происходят. Значит, вероятность НС в группе неподготовленной (коммерческой) да со слабо подготовленным гидом - ВЫШЕ!

1
Абсолютно согласен. Чему может научить Преподаватель, если он сам во время занятий вместо каски носит шерстяную шапочку? Или демонстрирует приемы работы с ледорубом без перчаток?
На мой взгляд - это полнейшая неквалифицированность.

0
Шапочка на подходе к месту занятий. Все занятия в касках в отличие от той же "горной школы", где люди на скальной стене без касок работают. Вот это действительно неквалифицированность!!! (Фото из отчета горной школы) И дальше говорить вообще не о чем!

2
Так Вы, уважаемый, не знаете разницы между горовосхождениями и скалолазанием? Не знаете, где каска нужна, а где нет? Ай-я-яй! Как не стыдно.

Советую обратиться в УИАА с жалобами на лучших скалолазов мира А.Ондру, К.Шарму и других- лазают, понимаете ли свои 9 b+и 9с без касок! Да еще и голяком!!! На-ка-зать!! Прохождения не засчитать!!!


Андрей, а в отсутствии каски Вас не я упрекал))) Я сомневался в том, что гиды - проводники по альпинизму после Вашего курса смогут безопасно водить клиентов на восхождения. А по каскам- это к Sierra-leone!


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru