На велосипеде зимой: советы начинающим

Пишет Алексей Евдокимов, 03.04.2018 17:17

Зима завершилась, но судя по снегопаду в минувшие выходные, средняя полоса через сугробы будет продираться до конца апреля. Добавим прелести гололёда в уравнение… и вот, даже не знаешь, на чём передвигаться безопаснее. Поговорим об этом…

Вы же просили написать о велосипеде, вот пишу.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime





Зимнее катание на велосипеде, вопреки распространенному заблуждению, не требует никаких конкретных специализированных деталей или элементов одежды. Но чтобы катание в зимнее время было безопасным и комфортным, я дам несколько полезных советов начинающим.
Велосипед. В целом, при температуре воздуха до -10°C кататься можно абсолютно на любом велосипеде. Но если вы хотите передвигаться быстро, безопасно и без вреда для велосипеда и здоровья, вам стоит обратить внимание на некоторые элементы.

Все дальнейшие рекомендации рассчитаны на тех, кто планирует кататься условно регулярно, а не пару раз за зиму.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime

Тип велосипеда. Сейчас всё большее распространение получает фэтбайк, и это отличный вариант велосипеда для передвижения по рыхлому покрытию и целине. Если вы живете там, где плохо чистят дороги, то чем уже будет колесо, тем сложнее передвигаться. На фэте же ширина покрышки от 4 до 5,2 дюймов, что дает огромную площадь контакта. Отличным примером зимней велосипедной экспедиции может служить путешествие Кейт Лиминг через Антарктиду (1850 км).
При этом если у вас нет фэтбайка и вы не готовы тратить деньги на покупку второго велосипеда, то смело катайтесь на своем.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото фэта @outdoortime

Покрышки. Первый вопрос, который возникает у начинающих – зимние или летние? Давайте разберёмся. Летние и зимние покрышки отличаются составом резины – она не дубеет на морозе. Технически, если у вас летняя резина с большими шипами и П-образным профилем, то можно вполне комфортно кататься и на ней (если резко не маневрировать). Но если посмотреть на это с точки зрения безопасности, то лучше купить зимнюю резину. И здесь есть две группы: зимняя без шипов и зимняя с шипами (она тоже делится на несколько групп).

Среди нешипованных вариантов можно назвать только NOKIAN Rollspeed W. Удобно на ней будет кататься только по очищенным дорогам, отличие от летней только в том, что она не дубеет морозе.

Лучше выбрать шипованную, и тут есть несколько вариантов. Существуют различия по количеству шипов и по форме, начнём с формы. Шипы бывают цилиндрические и конические, последние лучше держат при маневрировании на скользкой поверхности, но более дорогие. Цилиндры дешевле, но проскальзывают на льду при маневрировании.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime

По количеству шипов покрышки бывают от одно- до шестирядных. Идеальной для передвижения по чищенному городу однорядной покрышкой на цилиндрических шипах я бы назвал Schwalbe SNOW STUD. Но если смотреть с точки зрения практичности, то самой универсальной покрышкой для зимы смело можно назвать четырехрядную KENDA KLONDIKE, шипованную цилиндрическими шипами. По соотношению цена-качество-доступность она, пожалуй, самый лучший вариант. И, наконец, если вам нужно постоянно передвигаться по скользким поверхностям, то лучше, чем шестирядный Schwalbe ICE SPIKER PRO, шипованный коническими шипами, вам не найти.

Вилка. Многие пишут, что зимой кататься на вилке с амортизатором вредно, но на самом деле это не так. Устройство вилки максимально простое и надёжное, поэтому кататься зимой на такой вилке можно без всяких проблем. Единственная вилка, которая доставит неудобство – пружинно-эластомерная, так как эластомер дубеет на морозе, и вилка почти перестает работать. Все остальные типы вилок – пружинная, масляная, воздушная – будут работать. Вопрос только в правильной смазке, поэтому переходим к следующему пункту.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
@outdoortime

Смазка. Изначально велосипед не рассчитан на эксплуатацию при минусовых температурах. С завода идёт летняя смазка, которая дубеет при минусовых температурах. А когда смазка дубеет, она перестает выполнять свои функции – защитные и смазывающие. Поэтому если вы живете в регионе, где зима длится долго, то перед катальным сезоном стоит менять смазку на зимнюю в основных узлах – втулках, каретке, вилке и рулевой.

Педали и обувь. Пальцы ног и рук замерзают быстрее всего, так что их нужно правильно защищать. О руках мы ещё поговорим дальше, а сейчас – ноги. Если вы используете контактные педали, то вам нужны специальные неопреновые велобахилы на обувь и тёплые носки. Но контактная обувь не самая теплая, плюс быть пристегнутым к педалям на потенциально скользком покрытии не самая удачная идея, на мой взгляд. Поэтому я советую зимой использовать обычные «топталки», тёплые носки и зимнюю обувь. Для дополнительного утепления и защиты от ветра можно приобрести специальные зимние велобахилы (существуют варианты как для топталок, так и для контактов).

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime

Одежда. Начнём с того, что выбор одежды зависит от планируемого темпа движения. Если это медленное и неспешное передвижение по парку, то одеваться стоит так, чтобы вам было тепло. Но если вы планируете «вкручивать» в темпе чуть больше прогулочного, вам стоит одеться правильно и полегче. Так чтобы, пока вы не разогреетесь, вам было прохладно, а не тепло. Разогревшись в тёплой одежде, вы получите две проблемы. Первая – перегрев, вторая – повышенное потение. Перегрев может привести к тепловому удару, а с учётом холода на улице так же может вызвать судороги. Вспотев, вы намокнете, и как только остановитесь, станете моментально замерзать, что часто приводит к воспалению лёгких и бронхов. Именно поэтому одеваться при активном зимнем катании нужно правильно.

Голова. Лучший вариант – флисовая балаклава и шлем. Шлем защитит вас от травм при каких-либо неприятностях, плюс он создает дополнительную защиту от ветра. Балаклава защищает шею (щитовидку, горло) и уши от обморожения.

Встречается мнение, что удобнее и правильнее кататься с повязкой на лице (бандана, маска, шарф), но на самом деле это не так. Когда вы дышите через ткань, на ней образуется конденсат и в дальнейшем мешает дыханию. Если же минус сильный, то ткань покрывается изморозью, что ещё больше мешает нормальному дыханию. Плюс часть тёплого воздуха с конденсатом поднимается из-под ткани вверх и покрывает реснички, которые слипаются, мешая моргать.
Еще есть нос, который особо не скроешь, и гайморовы пазухи. И то и другое нужно обязательно защитить, ибо скорости на велосипеде даже зимой превышают скорость ходьбы и бега, а значит встречный поток охлаждает уязвимые места, которые разогреты вашим движением. Самый оптимальный вариант для меня – зимний детский крем: продается почти в любой аптеке.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime

Ну и напоследок – глаза. Зимой, даже при небольшом минусе на скорости выше 10 км/час у вас начинают безбожно слезиться глаза, что мешает обзору, да и просто вредно для глаз. Если у вас нет очков или вы носите линзы, то лучше горнолыжной маски ничего не придумать. Если у вас, как в моем случае, нестандартное зрение и вам сложно (противопоказано) использовать линзы, а очки носить обязательно, есть два варианта: передвигаться помедленнее или купить специальные спортивные очки, куда ставятся одновременно и линзы с диоптриями и защитные стекла (обычно идут белые, желтые, черные и антибликовые).

Корпус. Стандартная тема для активного зимнего спорта – три слоя. Нижний – влагоотводящий (чаще всего специальное термобелье), средний – греющий (самый оптимальный вариант – флис) и верхний – ветрозащитный. Купить специальную куртку для зимнего катания на велосипеде в России не так просто, поэтому я нашел отличный заменитель – горнолыжная или сноубордическая куртка. Её крой позволяет удобно сидеть на велосипеде и не сковывает движения, часто у таких курток удлиненная спина, что дополнительно защищает поясницу (и все жизненно важные органы).

Руки. Лучше варежек для сноуборда пока ничего не придумали. Правда в варежках не так удобно работать с манетками фирмы shimano, если же у вас манетки sram или грипшифты, то смело берите варежки. В остальных случаях вам подойдут перчатки для горнолыжки, они чуть холоднее, но не критично, тем более что вопрос с теплозащитой зависит напрямую от бренда и вашего бюджета.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime

Ноги. Здесь есть два варианта: заранее заказать и купить достаточно дорогие штаны для зимы (в России таких просто нет, ближе всего находил из Германии), или купить две пары для комбинации. С первым вариантом все понятно, остановимся подробнее на втором. Когда вы вкручиваете зимой, вам важно защитить три области на ногах: паховую, переднюю бедренную группу мышц и колени. Самый простой и доступный вариант – поддеть лёгкие беговые леггинсы с тканью виндстоп (почти все будут с тканью именно на нужных местах), а сверху надеть зимние леггинсы-полукомбинезон с начёсом (купить такие без проблем можно в сети магазинов decathlon). Плюс полукомбинезон дополнительно защитит вам поясницу.
Одевшись таким образом вы без проблем сможете кататься зимой и не просто кататься, а получать от этого настоящее наслаждение.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime

Где кататься?
Да это не важно, всё зависит от вас и велосипеда, на фэте гораздо приятнее кататься там, где не чищено. Единственное что в зимний период (после выпадения снега) безопаснее кататься по тротуарам, а не по автомобильным дорогам, так как из-за снежных отвалов, которые не всегда успевают убирать, проезжая часть сужается, и передвижение становится неприятным и просто опасным. Лично я зимой практически не вылезаю на автомобильные дороги (а летом, в свою очередь, очень редко бываю на тротуарах).

Еще несколько советов
Следите за давлением в покрышках, если у вас не фэтбайк, то минимальное значение не должно опускаться ниже значения, указанного на борту покрышки, иначе это приведет к срыву клинчеров и, как следствие, разрыву покрышки или отрыву ниппеля (если у вас камерная версия). Помните, что на холоде воздух сжимается, поэтому если вы дома в тепле накачали до нижнего значения давления, на улице это значение уйдет за допустимый минимум.

Пятно контакта. Тут все зависит от того, где вы планируете катать и какая у вас покрышка. Если дорога покрыта лёгкой «кашей» из снега, то лучше накачать давление побольше, тогда пятно контакта уменьшится, и покрышка будет прорезать «кашу» до жёсткого грунта. Если же вам нужно передвигаться по твердой ровной поверхности или целине, то лучше спустить давление до минимума, тем самым увеличив пятно контакта.

Питьё. Пить обязательно, желательно горячее. Для велосипедов продаются специальные темобутылочки в держатель. Но туда влезают и обычные пол-литровые термосы. Но если у вас нет держателя, то термос можно возить в рюкзаке. Сладкий чай вполне подойдет.

На велосипеде зимой: советы начинающим (велосипед зимой, зимний велосипед, зима, зимний спорт, тренировка на улице, спорт, ликбез)
Фото @outdoortime

Зимой светлеет поздно, а темнеет рано, поэтому фонарик нужен обязательно. Назад можно поставить дешевый вариант габаритного фонарика на батарейках, а вот вперед нужна хорошая фара. Если у вас фара со встроенным аккумулятором или на стандарте 18650 (иными словами, любой литиевый элемент), то возите её в светлое время суток в кармане, в тепле, литий очень быстро теряет зарядку при отрицательных температурах. Отличный вариант зимнего фонарика – фара с выносным литиевым аккумулятором, который можно убрать в карман или в сумочку с каталитической грелкой или химическим тепловым элементом. При таком подходе нормальные аккумуляторы могут светить не 2-3 часа, а гораздо дольше.

Разогрев. Очень важно кататься разогретым, поэтому прежде чем выйти на улицу, рекомендуется немного размяться: приседания, растяжка. А на улице не сразу крутите на пределе, а прокатитесь парочку километров наращивая темп, чтобы ваш организм почувствовал нагрузку и подстроился под изменяющийся метаболизм. Плюс это позволит избежать резкого перегрева.

Одевайтесь правильно, катайтесь аккуратно и всё у вас будет хорошо!

52


Комментарии:
0
Для рук еще придумали такую полезную вещь как грипсовицы.

А по поводу покрышек надо добавить, что конические шипы не только дороже, но и быстрее стираются, поэтому для асфальта не оптимальны. Имеют смысл только если ездить в основном за городом. И кстати из конических имхо лучшее - Nokian Hakka. После трех сезонов все шипы на месте, а у Ice Spiker Pro выпадают. Из цилиндрических мне больше нравится Schwalbe Maraphon Winter. Из-за низкого протектора на асфальте накат хороший. А Кенде не доверяю, имхо посредственная фирма

0
На счет нокиан, был неприятный опыт, дважды. Долго катал на кенде к-рад, а тут перед походом обновился и купил нокиан (модель не помню, но по протектору очень похожи на к-рад), так как кенд не было. Купил 2 покрышки. И обе умерли через 1000 км (плюс-минус). К-рады же на этом же колесе по 5000 выезжали. Так что с тех пор нокиану не доверяю, чуть на поезд не опоздал.

По поводу шипов, согласен, но кто ж в здравом уме шипы берет для асфальта? Я же там написал, что для асфальта лучше зимнюю бесшиповку взять.

Грипсовицы как-то не довелось юзать, поэтому пока о них нечего сказать.

0
Для асфальта, который местами покрыт льдом) То бишь для зимнего города. Я бы на безшиповке все же не поехал бы, не верю в безшиповку на льду. Да и зачем она, если шипы не мешают? По мне так Schwalbe Maraphon Winter очень накатистые, почему бы не ездить в них?
Ну и помимо асфальта приходится иногда и на грунт в парках выезжать, и на лед водоемов, не менять же каждый раз перед этим покрышки. Хочется чего-то наиболее универсального, и таковой является хорошая шиповка с цилиндрическими шипами)

А каким образом умерли Нокиан? Взорвались? Я вот про взрывы Кенды уже столько раз читал, что это не может быть просто случайностью. Хотя конечно изредка и Швальба взрывается, но не в таких же количествах. Тут вопрос именно в статистике, у меня самого-то Кенды никогда не было, так что личных жалоб нет.


0
А что, есть специализированная велоодежда на -15? :)

Моя старая, но актуальная статья:
http://activelife.dp.ua/mtb/osobennosti-ekspluatacii-velosipeda-zimoj.html

Про фонарики (он для альпинизма, но критерии похожие):
http://activelife.dp.ua/outdoor/svet-v-temnote-fonarik-dlya-alpinizma.html

0
Да, у ряда брендов есть специализированная одежда. Но в Россию ее не завозят вообще.

1
в качестве одежды у меня хорошо пошла беголыжная, а не горнолыжная. В горнолыжной жарко, все-таки.
По опыту Москвы, сейчас достаточно спокойно можно зимой ездить и на летних шинах. Тротуары/дорожки чистят и довольно обильно заливают жижами, поэтому льда практически не бывает. Опасно только при ледяных дождях и переходах через ноль (растаяло-замерзло): поэтому страхуюсь наколенниками и налокотниками для роликовых коньков. Мне так проще.
Вот что в статье не раскрыто, так это тема грязи. А она для меня перевейшая в городе: если остальные аспекты особых проблем не доставляют, то грязюка откровенно задалбывает. В частности, велобахилы актуальны не только как защита от мороза, но и если нижнюю часть брюк и обувь хочется видеть достаточно чистыми после поездки. А у вас велосипеды даже без щитков - как ездите?!

0
Да, в Москве на тротуарах шиповка точно не нужна. Когда бываю там зимой, каждый раз поражаюсь как обильно все засыпано солью, ни льда, ни снега нет вообще, только крупные комки соли вокруг. Хорошо, что в Питере отошли от этой практики) А то ехать конечно удобно, но для велика соль абсолютно не полезна. Да и просто глаз радуют заснеженные питерские тротуары)

Про грязь - я например в грязные дни просто не езжу, хотя щитки есть) Обычно после крупного снегопада надо 2-3 дня переждать, а потом уже не особо грязно. А лучше всего в мороз ездить, везде чисто и сухо)

0
тротуары какие есть, выбор-то простой: или приспосабливаться, или не ездить :)

позиция про грязь понятна. согласен, что в мороз да еще бы с солнышком - лучше всего, но, увы, это не самая распространенная погода в местных широтах :)

0
Сколько лет катаю по Москве и грязи не замечаю (если разговор о зиме, а не межсезонье). На переднем крыло почти никогда не снимаю, заднее зимой ставлю очень редко

0
мне про это странно слышать. Под "зимой" подразумеваю езду при наличии снега и/или отрицательных температур, как антитеза что в плюс и без снега катание и подготовка велосипеда ничем кроме степени утепления от летнего не отличаются.
В околонулевую температуру и при осадках в достатке встречается слякоть и грязь в местах массового скопления людей (остановки, например), а также на автомобильных дорогах, особенно по их краям. Самый центр Москвы посуше и почище, ближе к МКАДу бывает всякое.

0
На фото заднее крыло больше похоже на антикрыло болида. В нем есть смысл? По резине, я остановился на комбинации, сзади максимально широкая обычная злая резина, её можно спускать хоть до полкило, почти фет. Впереди швабле-четырехрядка. До того сзади две швабли шипованные угробил, корд портится при чрезмерном понижении давления, как вы и пишите. Про обувь. Где то до +5 просто заклеиваю строительным скотчем вентиляцию на велотуфлях, дальше, до 0, неопреновые баххилы, ниже 0 стельки с электро подогревом нормально, но хлопотно, действительно, лучше топталки. Смазку не меняю, цепь обильно и часто мажу моторным маслом т.к. нет пыли. Аккум литиевый сам греется при работе, не нужна ему грелка если фара мощная и не -20С.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru