Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров.

Пишет Роман Шалтагачев, 21.05.2018 14:42

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Одиночное автономное пеше-лыжное пересечение озера Байкал без выхода на берег. 1400 км. 54 дня.
п. Турка - п.Култук - о.Ярки - п.Турка.


Идея пересечь Байкал вдоль в обе стороны родилась в тот самый момент, когда закончилась предыдущая экспедиция по пересечению озера в 2016 году. Тогда за 28 дней преодолел в таких же условиях около 650 км. И первая мысль на финише: "Интересно, а хватит сил вернуться обратно?"

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Подумал и забыл. Забыл ровно до того момента, пока не прочитал статью о Генри Уорсли, который не смог пересечь в одиночку автономно Антарктиду. Затем вышла статья о Бене Сандерсе, который на тот момент готовился на маршрут Уорсли. И также не смог его пройти на рубеже 2017 и 2018 годов, сославшись на просчет в еде.

И тут мне вспомнились слова Конрада Дикинсона, капитана английской группы путешественников, совершившие успешные экспедиции на Северный  и Южный полюсы, которые он произнес после автономного пересечения Байкала с юга на север в 2007 году: "Мы рассчитывали, что после Северного полюса Байкал покажется нам прогулкой. Мы ошиблись. Байкал - идеальный полигон для подготовки полярных экспедиций".

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

И я загорелся! Маршрут на Байкале 1400 км, на Антарктиде 1800. Смогу сделать байкальский маршрут - смогу и антарктический. И понеслось...

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

И, будучи глубоко убежденным, что подобные маршруты проходят в первую очередь головой, а потом уже мышцами и снаряжением, большую часть сил и времени потратил на психологическую подготовку к мероприятию. Об этом решении, уже будучи на маршруте, порой жалел, когда снаряжение откровенно лажало и не приносило ни чего кроме проблем и потери сил. Но относился к этому как к тренировке своих сил: "смогу с плохим - с хорошим и подавно".

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Помимо проверки своих сил проверку проходили лыжные крепления и чехлы на сани от skibinding.ru - те самые крепления с которыми ходят по антарктике наши зарубежные коллеги. Спутниковый трекер Iridium 360 RockSTAR, спутниковый роутер Iridium GO и RokPak от МВС Телеком. Тестировалась работа с картой iridium360.ru в связке с RockSTAR. Трафик для тестов предоставила компания АО "Иридиум". А также спальник Carinthia Allgemein II от улан-удэнского Сплава. Но об этом позже.

Если сравнивать Байкал 2016 и 2018, то два года назад была приятная прогулка под весенним солнышком. Сейчас отрицательные температуры до -35 с ветром держались до первых чисел марта. Зима выдалась на редкость снежной, глубокий снег значительно усложнял переход. Ветру на Байкале можно посвятить отдельную статью и она получится не маленькой. Дует постоянно, меняется только направление и сила. За два месяца ветер от 20 метров в секунду был не менее 10 раз. Первые шторма начались 1 и 2 марта. В эти дни появились первые дыры в санях-волокушах и в эти же дни мне оборвали телефон - МЧС искало бразильца, у которого порывом унесло палатку и велосипед. Весть разлетелась по местным СМИ и неравнодушные хотели поскорее узнать - не унесло ли меня?

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

О санях также стоит рассказать отдельно. Взял с собой двое саней-волокуш от Крис-групп модель "Арктика" и двое детских алюминиевых санок. Санки детские, к слову, проверены не один раз и выручали в самых непростых ситуациях. Так бы было и в этот раз, но одни унесло ночью штормовым ветром, забыл привязать и не нашел утром, а вторые просто забыл на льду после обеда. Наверное от усталости. Сел на них пообедать, закончив, просто встал и пошел дальше. О них вспомнил только через километров 5. Возвращаться за ними не стал. А вот волокуши проломило в первый же шторм. Ветер дул в спину и сани неплохо парусило. Они шли юзом, обгоняли и переворачивались. И от этого куски пластика на днище вырывало кусками. Дыры были размером с ладонь и увеличивались с каждой сотней километров. К тому же пластик легко разрезался торосами - по всей длине были длинные ровные сквозные порезы. И все эти дыры в совокупности со снегом работали как тормоз, хороший такой тормозищще! Было ощущение, что сзади бросили телевизор "Горизонт" и сказали тащить. И тащил. Это значительно увеличивало трудозатраты и уменьшало скорость передвижения. Как починить сани в полевых условиях - не придумал. Сначала делал заплатки из этих же саней, припаивая их по краю раскаленным ножом - отрывает практически сразу. Потом наплавлял - после термообработки пластик становится хрупким как стекло. Пробовал делать решетку из проволоки и наплавлять на неё - сыпется. Сама решетка ещё больший тормоз, чем просто дыра. В итоге шёл и загребал снег. Снег за день утрамбовывался между санями и чехлом и к вечеру вынимал из саней увесистый кусок льда. К концу экспедиции от двух саней осталась только половина одних. Если бы не чехлы, которые также значительно поистёрлись об лед, наверное не дошёл бы. Или растерял по дороге значительную часть еды и снаряжения и всё равно не дошёл.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)
Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)
Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)
Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

В один из следующих штормов, по сводкам МЧС с порывами до 32 м/с, ночью сорвало и унесло в даль тент от палатки, в эту же ночь унесло детские сани и одну лыжу. Проснувшись ночью от того, что купол палатки опять перед моим лицом, и обнаружив, что тента больше нет, снял дуги, на случай разрыва палатки уложил всё в сани и рюкзак, максимально оделся, обулся, связал купол палатки в пучок, чтобы не шумел и лёг спать. Так же делал потом при первых хороших порывах или при наличии штормового предупреждения от МЧС. Палатка у меня - одно название. Tramp peak2. При порывах от 20 м/с потолок уже на уровне пола, ветрозащиты без тента практически нет. Когда в Малом море, это у Ольхона, начал таять лёд, дно промокало насквозь.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Кстати о таянии льда. Маршрут был спланирован так, что бы весну встречать на севере Байкала. Разница в ледотаянии между югом и севером от одного до двух месяцев. После достижения южной точки и разворота на север на середине пути близ Ольхона лёд уже изменил структуру и начал таять, шёл по лужам. МЧС предупредило, что хожу на грани, а ГИМС в приказном тоне посоветовало сойти с маршрута, но, как и предполагал, километров через 200 лёд был более стабилен, а на севере и вовсе была полноценная зима. На обратном пути в апреле в Турку лёд вызывал некоторые сомнения только после Ушканьих островов. Но запас прочности льда и времени однозначно ещё был.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

И немного о тестируемом снаряжении.

Крепления на лыжи. К сожалению, на лыжах прошёл только чуть больше трехсот километров. Но этого было достаточно, что бы понять с чем имею дело. Вообще, я ни разу не лыжник, поэтому сравнивать мне особо не с чем. Успел услышать комментарии о том, что тросиковые проще и управляемость лучше. Но исходя из моих условий - прямолинейное горизонтальное движение, крепления показали себя наилучшим образом. Быстро одеваются и так же быстро снимаются, в одно движение. И хотя лыжи были слишком длинные при моих 170, 220 см - проблем с управляемостью не испытывал совершенно. Легкие, запаса прочности явно больше, что бы пройти и 2000 км без поломок, хотя и ломаться там особо нечему. Снег под пятку хоть и налипает, но этой же пяткой, из-за особенностей конструкции, и разбивается. Даже не знаю, что ещё можно добавить. Просты и надёжны до безумия.
Фотографии лыж и креплений, к сожалению, сделать не успел.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Iridium Go. Спутниковый роутер. Небольшая легкая коробочка с выдвижной антенной, которая позволяет через подключенный по wi-fi смартфон через спутник звонить, писать смс, постить в твиттер, отправлять и получать e-mail, так же есть кнопка SOS, сервис погоды и возможность отправить свои координаты. Качество связи отличное. Спутники ловит не выходя из палатки, крутить антенной в поисках спутника и переставлять его с места на место нет необходимости. Заряжал его всего пару раз, второй раз - после месяца ежедневных звонков, напомню, всё это при круглосуточной отрицательной температуре. Заявлен как пылевлагозащитный, не было условий удостовериться, но точно ударостойкий - проверено.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Iridium RockStar 360. Спутниковый трекер, размером чуть больше нокии 3310. Отслеживает в заданные промежутки времени координаты местоположения и синхронизирует с картой на iridium360.ru. Мою карту перенесли на сайт бурятской телерадиокомпании arigus.tv и каждый мог следить за мной в режиме он-лайн. На точке отображаются координаты, скорость, время, пройденный путь со старта и за сутки. Удобно и информативно. Потому меня не донимали вопросами где я нахожусь и сколько прошел. Так же есть возможность отправлять смс в свой личный кабинет и быть на связи с теми, у кого есть доступ этому кабинету. На передней панели под крышкой есть кнопка SOS, при нажатии на которую отправляется сообщение с моими координатами на заданные номера и е-майлы. С Никольским ПСП МЧС договорились, что нажму эту кнопку только в самом крайнем случае, когда уже не смогу самостоятельно ходить. Помимо основных функций есть множество дополнительных, но ими не пользовался. Такие как гео-забор, оповещение по температуре, предельному ускорению и много других, посмотрите, интересный гаджет. Кстати, за два месяца батарею ни разу не заряжал и вернулся с 18% заряда.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

RokPak. Описать можно так: не тонущий, не ломающийся, от всего защитный футляр со встроенной солнечной панелью и Power-bank'ом. Реально прочный, в нем хранил Iridium Go. Для сравнения: с собой было два Power-bank, от Dexp из ДНС и безымянный китаец. В условиях от -20 до -35 работал и заряжался только РокПак, не много, но около 500 mAh/день выдавал. При ёмкости встроенной батареи в 12000 mAh в температурном диапазоне от -15 до 0 в пасмурный день заряжался на 35-45%, в солнечный до 65%. Внутри встроен дисплей с уровнем заряда. Китайцы же в пасмурный день вообще не заряжались, в солнечный - на треть своей ёмкости, судя по индикаторам-лампочкам. Отличная вещь. А если РокПак будет лежать в базовом лагере и ни куда его таскать не надо будет - вообще незаменимая.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Carinthia Allgemein II. Зимой пользуюсь системой из двух спальников. В 2016 это были Redfox Arctic -40 и Redfox R&T. R&T до 2018 не дошёл. На замену ему Сплав предложил Carinthia Allgemein II. И знаете, в качестве внутреннего спальника, он намного лучше R&T. Немного объемнее, но лучше. В первой системе спал в -30 и холоднее в нательном белье в комфорте. Во второй системе - без белья и в ещё большем комфорте. От -15 и теплее даже было жарко. В одном спальнике Carinthia Allgemein II от -10 спал в белье, от -5  на голое тело, сон отличный.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Чехлы на сани от skibinding.ru. Как писал ранее - если бы не эти чехлы, скорее всего не дошёл бы. Прочные, функциональные, простые. Чехлы типа "баул" вкладывались в сани и крепились четырьмя лентами. Фурнитура не подвела, материал также. Под этими лентами на ходовой день крепились спальники и одежда для просушивания, на ленты цеплялись батареи для зарядки. Конечно, есть что доработать и мои комментарии и идеи по усовершенствованию чехлов приняты производителем. Так что, следующая партия будет близка к идеалу для подобного рода экспедиций.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

За 54 дня похудел на 20 кг. Тьфу-тьфу, организм справился и не заболел. Немаленький пакет с разного рода таблетками и мазями принёс домой нераспечатанным. Больше всего пострадали коленные и локтевые суставы. Под конец почти постоянно шёл сквозь боль в этих местах. Незнаю как, но совсем забыл взять с собой кальций, зная, что байкальская вода отлично его вымывает. Наверное, это и было предпосылкой.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Сейчас продолжаю восстанавливаться. Как физически,так и психологически. Месяц мне потребовался на то, чтобы вернуться к нормальному ритму жизнедеятельности. Да, была апатия и нежелание что-либо делать. С физической формой сложнее. Когда ушли вода и жир, в расход пошли мышцы. И ушли.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Наверное основную мысль донёс. Даже не знаю, что ещё написать, ведь если писать обо всём, то это будет слишком много. Спрашивайте в комментариях.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Как уже говорил, следующая цель - Антарктида. Одиночное автономное пересечение от моря Уэдделла через полюс к шельфовым ледникам моря Росса, всего около 1800 км. Старт намечен на октябрь-ноябрь 2019. Приурочен переход к 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками. И потому уже начинаю работать над подготовкой. И меня не пугает и не страшит отсутствие полярного опыта, справлюсь. И потому кидаю клич! Помочь в подготовке к мероприятию. Меня интересует всё: опыт полярников, полярников-спортсменов, административные и организационные вопросы, логистика, хитрости и особенности снаряжения, одежда, еда, витамины...интересует всё! Спасибо.

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

Одиночное автономное пересечение Байкала - 2018. 1400 километров. (Туризм, экспедиция)

78


Комментарии:
2
Как то комментировать даже сложно такой пост. Все очень серьезно у Вас. Про расход мышц боле менее понятно не новость. Сдемпфировать богатой раскладкой не получится - тоже ясно. Про планы на Антарктиду - нуу что тут скажешь. Только можно пожелать - бог в помощь. Здорово будет если получится. Отговаривать тоже не вариант. А если резюмировать - уважаю. Сам такой.

4
Спасибо. Думаю, мышцам может помочь мясо и дополнительный белок, хотя бы в виде сухого молока. Шёл на сале. 6 кг съел, теперь совсем сала не хочется)

8
Спасибо, Роман!
Сказать что впечатляет, Ваш маршрут, ничего не сказать. Пытаюсь осмыслить, столь длительную, автономную экспедицию в суровых условиях без спонсорской поддержки и забросок.

3
Спасибо. Примерно в таком же состоянии прибывал до старта. Не укладывалось в голове, что смогу.

4
Всякий раз, когда читаю отчеты про Байкал, меня не оставляет ощущение, что тут живут какие-то удивительные люди и непрерывно происходят чудеса.
Спасибо! Удачи!

4
Да, Байкал - место чудес)

2
Восхищен. Редкостная сила воли.

А суставы может от хронического обезвоживания?

2
Скорее от хронического дефицита кровотока в конечностях. Но тоже не факт. Безумно интересно было бы отследить объективные медицинские показатели "до", 5-6 раз "во время" и "после"... Но, к сожалению, уже не я.

1
Если капнуть глубже, то колени под нагрузкой начали болеть после юнешского увлечения борьбой. Думаю, тогда без микротравм не обошлось. А сейчас главным поводом послужило общее истощение организма, но это не точно. У врача ни разу не был, анализы не сдавал, рентген не делал - исправлю эту ошибку в ближайшее время.

Хотел отследить показатели, но бюджета не хватило, даже на банальные анализы крови.

4
Офигеть конечно!Ну Вы даете)))Я б не смог)

4
Как уже писал, мысли в голове - неотъемлемая часть успеха. Как лодку назовешь, так она и поплывёт)

12
Не думал писать (к таким вещам прямого отношения никогда не имел), но пост как-то «быстренько-быстренько» уходит в подвал, и причём, абсолютно тихо.
Так вот.
На РИСКе есть традиция. Если что-то уж совсем выходит за рамки (типа Ули Штека на Южной стене Аннапурны), то публика просто молчит – слов нет.
С Вами, как раз тот случай.
Восстанавливайтесь. И удачи в Антарктиде.

3
Спасибо за поддержку. И за пожелания. Всегда считал, что рисковчане - единственная публика, которая может трезво оценить и предметно критиковать. Думаю, что просто начало сезона и народ разбрелся по сборам, сплавам и выходам, не досуг форумы читать)

2
Так как сами заговорили о критике, то позволю себе пару дилетантских вопросов (надеюсь, в моей доброжелательности не сомневаетесь), исходя из общих соображений.

- А почему Вы не пытались протестировать те же волокуши на чём-нибудь попроще?
Да и другое «критичное» снаряжение тоже (впрочем, в таких походах «некритичного» почти не бывает).
И если, как понимаю, в случае чего, на Байкале от МЧС ещё может быть какой-то толк, то в Антарктиде…

- Почему не использовали сублиматы?
Понимаю, что дорого, но если замахиваетесь на Южный Полюс, то их стоимость небольшой процент от стоимости экспедиции. И проверить-отобрать подходящие не помешало бы.
Ведь представьте, что Вы сбросили десяток килограмм груза за счёт сублиматов и были нормальные волокуши…

- Была ли альтернативная горелка? (Как понимаю, это уже «суперкритичное» снаряжение.)


2
Спасибо!
От всей души поздравляю Вас с завершением и желаю удачи в дальнейшем!

Можно немножко наивных вопросов?

1. Как Вы выбирали траекторию движения по Байкалу? Это же, наверняка, не по линейке было прочерчено от точки А до точки В? Есть какие-то особенности ледового рельефа?

2. На фотографиях - почти каток, как по такому передвигаться в ветер, еще и с волокушами? Кошки? Как Вы крепили палатку?

3. Интересно было бы услышать про топливо, продукты, примерный режим движения и пр.

7
Спасибо.

Конечно можно, о том и писал - задавайте вопросы, если сразу обо всём писать, получится слишком большой текст.

1. Выходить на лёд на Байкале можно практически в любом месте. Опасность может представлять только дельта Селенги (сильное подлёдное течение и ключи, в результате - подмывы льда, плюс метановые выбросы), сам ни разу там не был, обходил стороной на всякий случай. Вдруг правду говорят.
Точка старта выбрана исключительно из-за транспортной доступности поселка Турка относительно Улан-Удэ.
Особенности рельефа есть, но он непредсказуем и изменяется каждый год. Но обычно бывает так: восточный берег более снежный и прибрежные торосы намного больше, чем в глубине озера и у западного берега. Большие становые трещины примерно в одних и тех же местах каждый год, они видны на снимках со спутника. Для мониторинга использую http://sputnik.irk.ru/poes/region/reg-bpt/mode-descr/ вполне информативно. Маршрут планировался с единственной целью - уйти с юга до наступления весны. Когда был в пути на север в начале апреля, юг уже практически плыл.

2. Использовал обычные рыбацкие шипы на резинке - выдержали. Но, думаю, сточенные кошки будут удобнее.
В одну из штормовых ночей выглянул из палатки и увидел, что непривязанные сани унесло, вышел из палатки и порыв сразу сбил на четвереньки. Попытался ползти и меня только дальше относило ветром от палатки. Сразу понял, что с санями я уже не смогу вернуться обратно, пришлось по пластунски ползти к палатке, одевать шипы и ползти искать сани, благо, всего метров на 50 отнесло. Но это так, лирическое отступление, откуда следует: без шипов или кошек на Байкале делать нечего. Даже без ветра просто идти не получится, хотя может у кого то супер-липкая подошва есть)

Палатка крепилась на буры. Протестировал рыбацкие ввёртыши - гадость невероятная.

3. Одно из главных открытий: китайская дешёвая горелка https://m.ru.aliexpress.com/item/1780985701.html?pid=808_0004_0109&spm=a2g0n.search-amp.list.1780985701&aff_trace_key=5a7f7ccdcb814bb48002ebb146a18686-1527049145877-07963-UneMJZVf&aff_short_key=UneMJZVf&aff_platform=msite
Выдержала весь путь. Съела около 13 литров топлива за 54 дня. Взял с собой 20 литров и когда понял, что запас топлива есть и весьма значительный, то сжигал топливо уже бесконтрольно и не экономил. Так бы и в десятку мог уложиться.
Питалась она бензином "Калоша". Гари не даёт, не коптит, не пахнет. Экстренно ни разу не чистил, от скуки иногда протирал. Разогревал горелку и готовил всегда в палатке. Если прогревать не на открытом кране, а от маленькой лужицы, то нету дикого пламени.

Практически стабильно натаивал в день 5-6 литров воды в режиме "лёд-кипяток". Для себя отметил, что обзаведусь многоэтажным термосом для пищи и буду заготавливать еду с утра на весь день.

Режим питания: завтрак, обед, ужин. Перекусы в течении дня без остановок: с утра раскладывал по карманам шоколад, орехи, батончики. Всё было разбито порционно на каждый день ещё дома.

Режим дня: 5-6 утра подъем. 2-3 часа на готовку и сбор палатки и вещей. Через 5-6 часов после старта обед. Обед занимал от 20 минут до полутора часов в зависимости от погоды и усталости. Остановка на ночевку в сумерках, если шторм, то раньше, что бы палатка стояла до сумерек. Ходовой день увеличивался со временем. Потому как в феврале темнело в 17 часов, а в апреле уже в 20-21.
Но этот режим выработался и утвердился к концу первой четверти пути.

Минимальное пройденное расстояние за день - 7 км. Максимальное - около ста за сутки (шёл в ночь). В среднем шел 20-30 км/день. Иногда доходило до 50 км/день.

Еда: лапша яичная "Роллтон", каша "7 злаков", пюре, сало, грудинка, сухари, шоколад, орехи, батончики (основе мюслей), сухое молоко, чай, кофе, супы из пакетиков.

Витамины: рыбий жир (омега 3), алфавит, магний Б6, витамин С.

5
Вызывает уважение такое мероприятие и отчет без пафоса и по-деловому. Байкал зимой действительно не хуже Антарктиды порой. Мышцы жалко! Тут что-то думать надо, хоть белок из спорт питания в помощь брать или что-то придумывать, это ж здоровье, в том числе и в самой экспедиции. Удачи и погоды в Антарктиде!

4
Спасибо на добром слове. Пока справляюсь простой едой, витаминами и мумиём. О спортпите думал, доберусь сначала до врачей и анализов. И подзаработать на него ещё надо, Байкал обанкротил)

2
В 2007 году подобный маршрут по Байкалу уже проходил Саша Семёнов (Чита).

2
Да, за некоторыми отличиями. Он шёл по периметру, а это 1800 км, на целых 400 км больше. Но не автономно, с выходом на берег и с применением коньков. К тому же, намного быстрее меня.

3
Роман, очень сильно.
Верно bvn сказал, от такой информации все молча офигевают и комментарии не пишут.
Дневник вели? Планируете ещё публикации об этом маршруте, так сказать более лирические?
Интересен внутренний мир, что происходит с психикой, самоанализ, и т.д...
Удачи вам в подготовке к Антарктиде и в самой экспе!

8
Дневник у меня на диктофоне. Очень рекомендую тем, кто по старинке пишет заметки или тем, кто только собирается. Очень экономит время, можно делать записи в процессе, когда писать возможности нет и голосом можно передать намного больше эмоций. Думаю, внукам интереснее будет послушать меня, чем почитать. Да и потом этот голос можно будет наложить на своё же видео, информативнее, чем вспоминать и начитывать, атмосфернее.

Еще будет один пост. Опубликую карту-трек с отбитыми точками и информацией о каждой, мини-фильм и 3Д-панораму пути с юга на север. Ну и разбавлю неопубликованными фотографиями. Кстати, они без обработки как здесь, так и потом.

Лирику отложу на потом, когда буду более сентиментален) внутренний мир, анализ и самоанализ пока оставлю для "служебного" пользования. Публикация возможна, но при условии успешного прохождения Антарктиды, более глубокого и научного анализа и обработки, подтверждения или опровержения некоторых гипотез.

3
Роман присоединяюсь к первой хвалебной части комментариев, но странно отсутствие критических замечаний. Меня лично (исходя из того что я выше прочитал) в отличии от Вас сразу испугали несколько вещей:
1. То что Вас ничего не пугает......
2. То что Вы техническую и физическую подготовку ставите на второй план после психологической готовности (можно обоснованно утверждать, что все как раз наоборот по крайней мере касательно того на, что Вы замахнулись).
3. Крайне опасно с такой легкостью делать выводы 1400 (Байкал)=1800 (Антарктида) основываясь только на газетной статье без серьезного анализа. Чтобы правильно воспринимать слова Дикинсона нужно хотя бы иметь опыт сравнимый с ним или точно его интерпритировать.
4. Отсутствие у Вас Арктического и тем более Антарктического опыта.
5. Стоимость экспедиции в Антарктиду ???? Конюхов в 1996 году перед походом указывает необходимую сумму 100-140 тыс. долларов. Сейчас вроде дешевле стало?, в инете нашел вроде от 20 тыс и вверх. Нюансов видимо много, у того же Конюхова читаем:
" Большинство путешественников стартовало в другом ме­
сте — сострова Беркнер, который был более удобен и выго­
ден для старта ипродвижения кполюсу. От Беркнера — по­
логий спуск от900 до200 метров, что очень важно напервое
время для акклиматизации. Отбухты Геркулес, наоборот,—
подъем со180 до900 метров. Нозаброска наостров Беркнер
стоила 170 тысяч долларов. Таких денег у Феди небыло, ион
пошел всвой путь отнеудобной бухты. "
5. И на последок оттуда же "
— Рядом со мной были лучшие путешественникиодиночки
в мире. Марек Каминский и Берге Осланд были
на Северном полюсе, канадцы тоже ходили в арктические
экспедиции. Англичанин Роджерс не ходил на Северный по­
люс, но участвовал в экспедиции на Южный полюс, мы все
считали его асом. Носудьба распорядилась так, что Роджерс,
единственный из всех нас, не дошел до Южного полюса. Во­
истину пути Господни неисповедимы.
Со всем моим искренним уважением и наилучшими пожеланиями!

2
Поддержу пост на плаву :) Браво! Удачи!

5
Спасибо, что обратили внимание.

1. Выше по тексту: "И меня не пугает и не страшит отсутствие полярного опыта". И только. Безусловно, отсутствие страха это патология. Смею предположить, что между строк вы прочитали: авантюризм, импульсивность, ослабленный инстинкт самосохранения, ригидность, господство эмоциональной сферы над рациональной и дальше по списку комплексов. Смею вас заверить, что страх и волнение присутствуют, более того, влияют на меня. Без страха был бы уже или инвалидом или историей.

2. Всё верно. Моя вина лишь в том, что не указал, что в физической подготовке был уверен на 100% и она была, а техническая часть была обусловлена и ограничена лишь бюджетом. В рамках бюджета подготовился по максимуму. Потому на первый план и вышла психологическая подготовка. Не мало примеров, когда физически подготовленные спортсмены в топовом "шмоте" ломались психологически как на высоте, так и на равнине. Продолжение ответа в п 3.

3. В конце поста "кинул клич" с помощью в подготовке и там ни слова о психологии. Перенимаю опыт, сравниваю, анализирую, интерпритирую. И на него уже откликнулись и вышли на связь.

4. Часть ответа в пункте 3. Антарктический опыт, и это уже подтвердили полярники, это лишь умение пользоваться снаряжением, и наличие его, соответственно, подходящее под условия. Жизненные "фишки" и "лайфхаки". Погодные условия не на много отличаются от зимних сибирских, порой в Сибири намного жестче. Всё остальное, большая часть точно, в точности совпадает с байкальским опытом. Но тем не менее, подготовка только началась...

5. Работа в этом русле также ведется. Посмотрим, что получится, в одиночку, конечно, не вытяну.

6. С ответом на этот комментарий сложнее. Потому как любой ответ априори будет расценён как ответ авантюриста и мечтателя.

6
Когда увидел в заголовке в ленте Риска "1400 км" - подумал что опечатка. А когда прочитал - респект :). Теперь по делу, хотя я и не лыжный турист. Соответственно, всё дальнейшее - сугубо ИМХО. Конструктивная критика приветствуется.
1. В отличие от льда Байкала, Антарктида сильно неровная. Поэтому, скорее всего, выбранная модель лыжных креплений не покатит: на них и вверх, и вниз будет ехать не просто плохо, но еще и травмоопасно. А это = смерть.
2. В Антарктиде - ледники с трещинами. У вас есть опыт передвижения по такому рельефу? Или есть идеи - где набраться такого опыта?
3. Чисто интуитивно - санки хороши на льду Байкала, но не прокатят на другом рельефе и при другом характере снега. Опробованные волокуши - отстой. Резюме - нужна адекватный вариант саней.
Да, еще. По-моему, нужно очень серьезно отнестись к выбору палатки. Когда у палатки сдуло тент - это что? Собственный "косяк" или конструктивный? Скорее второе (плюс никакая ветроустойчивость, судя по описанию).
Напишите Баскам/РедФоксам и прочим Сиверам - может проспонсируют достойным вариантом!
4. Питание - пишу как человек с высшим мед образованием - ни в дугу, от этого многие проблемы. Посмотрите тут посты А.Лебедева (Leb) - он детально описывает рацион в своих Памирских марафонах, там ооооочень много полезного.
5. В А-де нет ни МЧС, ни каких других реальных вариантов спасения. Поэтому есть резон дублировать ключевое снаряжение (лыжи, волокуши, горелки).
6. Хорошо, что аптечка не пригодилась. Но над её содержимым нужно долго думать, обязательно вместе со специалистами. Кстати, поищите тут на Риске - когда-то коллективный разум предлагал оптимальный состав для сложных горных походов.
7. Авантюрная идея, но всё-таки: для проверки перед Антарктидой можно попробовать тест-поход зимой по Тянь-Шаню или Памиру. Ледники, трещины, очень холодно, ветер - "всё, что доктор прописал" :)
Удачи!

3
1. Это не конечный вариант. Но подкупает то, что на них регулярно достигают полюса новозеландские полярники-спортсмены и туристы. Возможно, уже не только новозеландские.

2. Только Алтайские ледники. Идеи где набраться опыта есть. Однако 95% пути пролегает по антарктическому плато. Плато с набором высоты, но относительно нескольких сотен километров - ровное. На ледник ступлю только в небольшом перешейке от о. Беркнера до Антарктиды. До шельфового ледника Росса только дойду, пересекать не буду.

3. Отстой однозначно. Сани для Антарктиды уже придумали, протестировали и продают. От стеклопластика до карбона.

Один из российских производителей одежды и снаряжения уже заинтересовался.
Производители РИСК читают? Маркетологи и сммщики, вам интересно? Расскажите директору!

4. Согласен. С лапшой не пойду. Работаю и в этом направлении.

5. Обязательно.

6. Также в работе. Помимо этого, экспедицией заинтересовались несколько университетов и институтов. От спортивных физиологов до медиков. Поверьте, постом на риск и сбором комментариев подготовка не ограничивается. Когда ни будь расскажу о ней подробно.

7. Есть такое в планах. О реализации также отпишу постфактум.

Спасибо.

4
Роман меня действительно зацепило так, что я зарегистрировался специально , чтобы Вам написать. Я не считаю Вас авантюристом, и готов предположить, что психологически в прошлом году испытывал такие же чувства как и Вы. Меня просто озадачила та легкость и скорость с которой Вы перескочили с Байкала на Антарктиду (тем более Вы же планируете то, что в чистом виде еще никто в мире не смог сделать). На серьезную подготовку такого мероприятия может уйти не один год. Мне кажется, как раз, что если Вы серьезно подойдете к вопросу и найдете баланс между уверенностью и здравым смыслом у Вас может что-то получиться. Знаете как в песне поется "воля и разум". По поводу технической части я имел в виду не только снаряжение, а опасность неодооценки сложностей на маршруте. Если верить Федору Конюхову (у Вас есть основания ему не верить?) его поход к южному полюсу 1100 км за 62 дня был самым сложным и тяжелым из всех 36 (на тот момент).
......................
Бьерге Ослунд:
"В 1995-м я решил пересечь Антарктиду. Покрыв расстояние большее, чем в тысячу километров в направлении Южного полюса, я вынужден был сдаться. Во время путешествия я перенес сильное обморожение, вплоть до волдырей, что сделало дальнейшее продвижение вперед невозможным. Я сдался буквально спустя несколько дней после того, как пересек Южный полюс. Вместо достижения цели я получил нечто совершенно другое, и был подобран самолетом на половине пути. Мне было нелегко принять такое решение. В сравнении с Северным полюсом, где все прошло успешно, я находился теперь на противоположной стороне Земли и вкушал… горечь поражения. Находясь там, я чувствовал, что есть еще что-то, что я должен был бы сделать, но ничего не оставалось, как признать, что сражение проиграно." .............Роман я когда Вас прочитал просто испугался, что Вы не остановитесь........

4
Думаю, администрация РИСКа рада, что за статьями на их ресурсе тянется аудитория)

Заинтриговали, в каких условиях переживали такое же?

Легкость и скорость кажущаяся, просто написал об этом легче, чем есть на самом деле. Подготовка ведется и велась. Байкал - лишь этап. Не обо всём пишу.

Все эти записки и воспоминания уже читал. Анализирую и делаю выводы. Может и принял решение два года назад с бухты-барахты, но готовлюсь основательно.

Спасибо. Постараюсь не терять разум.

1
Ю́жный по́люс Земли — .... Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м
....................
Доктор Вам очень грамотно расписал, присоединяюсь к каждому его слову.

1
Также присоединяюсь. Мысли свои по этому поводу уже отписал в ответе на его комментарий.

2
Роман Вы меня успокоили...в таком случае Вы наверное уже просчитывали заброску и финансовую часть? А также интересно на сколько дней расчитываете и аварийные варианты схода с маршрута предусматриваете?
........................
По питанию (мои сугубо личные предпочтения): я отказался от супов, каш быстроприг и Ролтон (исключительно в дорогу).
Для себя определил основу: макароны, гречка, рис и немного пшено (для разнообразия и в уху), картофельные хлопья (натуральные, не порошок) немного для перекуса и в суп можно добавить. Сахар с добавкой экст. Стевии существенно экономит вес (2,5 раза) и по вкусу вроде ничего, привык. От сала решил отказаться (борьба с весом) в пользу сухого мяса (индейка) и сыровяленной колбасы. В этом году решил попробовать сухой сыр. Растительное масло не люблю (субъективное ощущение что оно бесполезно) и поэтому на пробу натопил сливочного. Молоко сух., сухари и конфеты стандартно (с тенденцией уменьшения сухарей в пользу круп). В этом году вынуждено заменил рис на рисовые хлопья 3-х минутные (в связи с экономией газа т.к почти на 100% прийдеться идти на газу). Специи,немного чеснок, сухие овощи, соль. От сухофруктов и орехов я почему-то стал отходить, в этом году совсем. Но Вам видимо надо, мне летом в тундре проще. Брал молотый кофе (для души) но в этом году отказался и порезал в пользу чая. Как и Вы люблю мумие в этом году решил попробовать еще и мельдоний (точнее уже пробую). Термос очень классная штука (особенно в Вашем случае если есть возможность его тащить), залил с утра крупу кипятком и горячая еда в обед готова. Мы так даже плов готовили.
.........................
Ваши 100 км за день и 20 кг потери веса впечатляют до крайности, для меня такая потеря веса возможно была бы фатальна 76-77 минус 20=?. Кстати заметил у себя такую тенденцию чем меньше у меня лишнего веса перед походом тем меньше я теряю веса, даже при больших нагрузках, и главное процес восстановления идет потом намного быстрее. Вам конечно стоит серьезно поработать с раскладкой, подумать над белковой и животной жировой составляющей (может какого вонючего жира взять), в идеале было бы здорово поймать по дороге какого нибудь пингвина.

3
******Кстати заметил у себя такую тенденцию чем меньше у меня лишнего веса перед походом тем меньше я теряю веса, даже при больших нагрузках, и главное процес восстановления идет потом намного быстрее.*******

Если очень коротко: организм легко расстанется с водой в том количестве, с которым может быстро и без негативных последствий расстаться. Много раз наблюдал, как "рыхлые" компаньоны теряли по 10+ кг с центнера, а сам я - 1.5-2 со своих тогдашних 62.

Если чуть более детально, то... Наш организм обладает беспрецедентной способностью к перераспределению ресурсов. В повседневных условиях он делает запасы (жиров, углеводов, воды), под нагрузкой эти запасы расходует. Значительный процент снижения массы тела в походных условиях обусловлен потерей жидкости. Почему именно жидкости (сиречь воды)?
Вода внутри организма содержится в 4х основных "резервуарах": 1) внутри клеток, 2) между клеток, 3) в виде "жидких тканей" (кровь, лимфа, ликвор), 4) в составе экскретируемых субстанций (пот, моча, фекалии).
Под нагрузкой интенсифицируется а) дыхание (с которым - пропорционально ЧДД - уходит газообразная вода), и б) потоотделение. (В сверх-экстремальных ситуациях остатние пути тоже могут внезапно активироваться, но это отдельная тема. :) )
В ответ организм проводит внутренний аудит и быстренько оптимизирует структуру расходов. Поддержание константного содержания воды в 1м и 3м резервуаре жизненно важно. Значит расстаемся с интерстициальной (межклеточной) жидкостью, плюс можно жирок расщепить, что и энергетике на пользу, и ту же воду - как побочный продукт хим. реакции - высвобождает. Заодно и общая масса тела снизится, а значит и энергозатраты на перемещение этого тела по вертикали и горизонтали.

Наблюдение эмпирическое, никакими экспериментами и научными данными не подкрепленное. Но почему-то лично я в этой интертрепации твердо убежден. Можно это назвать медицинской этио-патогенетической интуицией :)

0
Прочитала с удовольствием. Сразу вспомнила про отчёт Александра Семёнова. https://angara.net/text/07/0329/ Вам, Роман, верю, описываете всё достоверно. Сами ходим по Байкалу в зимние походы, и на лыжах бегаем, и рыбачим. Знаю его суровый нрав, повадки, погодные особенности. Поэтому к отчёту А.Семёнова до сих пор отношусь скептически. Причина - средняя скорость его передвижения почти 50 км в день ежедневно на протяжении 38 дней!!! А Вам респект и уважуха и удачи в дальнейшем!

2
Не вижу причин писать не правду. Перфразируя всем известное выражение: "Байкал всё видит".

1

4
Роман, пробуйте, и удачи Вам, раздвигайте границы! Буду голосовать на Хрустальный Пик если получится!

1
Спасибо, буду стараться!

1
Роман, Вы, вероятно, в определённый период истории страны питались "ножками Буша". А человек - есть то, чем он питается. Ведь не была выведена ленивая, малоподвижная порода птицы. Просто, птицам тоже тяжело двигаться, когда болят суставы. Не зря их потчуют лекарствами. Но ни один окорочок Вам об этом не поведает. Моё Вам пожелание: не прогадать с мясом индейки.

1
Всё может быть, не рассматривал с этой стороны. Но всё таки склоняюсь к травмам от борьбы. Обязательно обращу внимание на индейку.

1
Восхищаюсь! Такие люди редкость. На Антарктиде удачи. Даже если не с первой попытки.

2
Этот поход- однозначно из Высшей Лиги. А в ней не так уж и много участников. Удачи и дальнейших побед!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru