Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник».

Пишет shprot, 21.09.2018 21:44

Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
В 2015 году прошли в Киргизии неизбитый трек по Центральному Тянь-Шаню. Очень понравилось. И захотелось посетить другие горные районы в этой гостеприимной стране. Заинтересовал маршрут по Кичик-Алаю с восхождением на пик Скобелева (5 051) и парой перевалов 1А (4 000 и 4 273 по описанию на сайте фирмы), организуемый «КСП Спутник» из Екатеринбурга.

Туристы мы достаточно опытные для коммерческих туров, не слишком старые (50+). Раньше сами сплавлялись по рекам Карелии и Кольского полуострова. А с 2012 начали ходить в горные трекинги по протяжённости или по препятствиям, соответствующие 2-й категории, включая прошлогоднее восхождение на Эльбрус (попытка с запада до 3 900, затем из-за непогоды, переход на север с последующим успешным восхождением на западную вершину). В межсезонье стараемся без фанатизма поддерживать форму пробежками и лыжами.
Приняв в соображение эти исходные, для нового сезона, данные мы решились на полноценную горную 2-ку. Тем более, что летом в выбранном районе стоит обычно хорошая погода и высота переносится легче, чем на Кавказе, куда, кстати, незадолго до того сходили в 10-дневный трекинг с высотами под 3 600.
Электронное общение с фирмой начали ещё в январе. Описание понравилось, отдельно мы отметили, что в качестве гида был заявлен сам глава фирмы, КМС по горному туризму и, самое для нас главное – уже ходивший этот маршрут (даже часть фото оттуда были его). Важно ведь, когда тебя ведёт человек не только опытный, но и лично знакомый с особенностями трека.
Ещё, в описании очень понравился пункт про всеобщее дежурство участников на маршруте. Его присутствие снижает вероятность появления в группе случайных людей, не готовых к перипетиям туристического быта. Мне кажется, что он эффективнее отсеивает неподготовленных, чем все упоминания о необходимости «хорошей физической формы».
Однако захотелось прояснить некоторые вещи и с этой целью были заданы уточняющие вопросы. Сначала было:
Каковы Ваши критерии "хорошей физической формы"?
Ответ: Для нас критерием хорошей физической формы является возможность туриста с рюкзаком, весом 15-20 кг., уверено преодолевать затяжные подъёмы и спуски.
Потом я уточнил:
1. Я думаю, опираясь на собственный опыт с 2012 года, что вес рюкзаков будет не менее 25 кг у девушек и под 30 у мужчин. И не за счёт лишних "фенечек", а из-за продуктов на 12 дней автонома, воды для питья и снаряжения. У нас меньше в автономе не выходило.
Тогда, достаточным ли с вашей точки зрения уровнем физической формы является способность пробежать в лёгком темпе 5 км?
Ответ: Думаем, да, будет достаточно. Тем более у Вас имеется уже опыт участия в различных походах.
Спойлер: хорошо, всё же, что мы могли осилить на пробежке по 10 км, тем более, что с весом рюкзаков я угадал.
Далее, был ещё один важный для меня пункт:
Много ли планируется переправ?
Ответ: На этом маршруте отсутствуют переправы через бурные реки. В основном переправы в верховьях и они легко переходятся.
Спойлер: реально, из трёх серьёзных переправ с 2012 года в горах, переправа через речку Кичик-Алай выдалась самая непростая и напряжённая, правда, другие участники приняли её, как должное, видимо, не задавали этого вопроса организаторам на этапе предварительного общения.
Были ещё уточнения и согласования, но они более-менее соответствовали последующей действительности и поэтому не повлияли на дальнейшее развитие тура.
За исключением критического. Незадолго до начала, я вдруг заметил, что фамилия гида пропала из описания тура. Потом, сообщили, что гида назовут в ближайшее время. И вот, вместо КМС по горному туризму с опытом прохождения этого конкретного маршрута, нам была представлена молодая энергичная девушка, к тому же, как выяснилось уже в Оше, вышедшая на этот маршрут, хоть и с треком в GPS, но впервые. А это, напомню, горная 2-ка, автономка с восхождением на 5-и тысячник, прохождением нескольких 4-х тысячных перевалов (про неплановую переправу я не догадывался). И мы уже в Оше. Но группа (почти вся) подобралась более молодая, сильная, из людей, с серьёзным туристическим опытом. Среди них 1-2 человека, уже ходили со «Спутником» в других регионах. Это немного меня успокоило.
Сразу оговорюсь: лично к гиду у меня нет претензий, разве что некоторая самонадеянность, но она сейчас повсеместно культивируется: « Just Do It! ». В конце концов, маршрут мы прошли, здоровье не испортили, походный опыт обогатили, убедились, что на данный момент, «то, что не убивает, делает нас сильнее», а это дорогого стоит! «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Девушка очень старалась. Когда возникали вопросы по дальнейшему продвижению, постоянно бегала на разведку. По её GPS, мы намотали аж 156 км. Из них 15 км я положил на её разведывательные рейды. Как важный «плюс», умеет правильно выбрать место стоянки в условиях нескольких неопределённостей. И если она снова выйдет на этот же маршрут, то, скорее всего, проведёт группу, подобную нашей без проблем (кроме переправы, конечно). И всё же, да простят меня феминисты обоих полов, я предпочитаю, чтобы на сложные маршруты, особенно с движением по леднику, меня вёл опытный, уже ходивший здесь мужик. Как мне кажется, незнание важных нюансов трека привело к лишнему (по моему мнению) переутомлению участников, вылившемся у некоторых (не у нас) в локальные проблемы со здоровьем. И к нарушению графика движения, что в купе с ухудшением погоды, спровоцировало потерю части продуктов и порчу вещей.
Заброска и выброска с маршрута были организованы очень хорошо. Достаточно комфортабельный микроавтобус подавался без опозданий и задержек, кроме наших собственных. А это немаловажно, хотя часто из трансферов запоминаются только какие-нибудь траблы. Спасибо принимающей стороне!
12 августа нас завезли сразу на 2 800, на реку Кашка-Су, со стороны Алайской долины.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Очень комфортная стоянка, несмотря на относительную близость жилья. Небольшая горная речка с прозрачной голубоватой водой и удобными подходами, просторная поляна под палатки. Правда, пришлось лавировать между следами жизнедеятельности различных домашних животных, но, как выяснилось позже, особенностью данного маршрута является наличие этой «детали пейзажа» почти на всех стоянках, вплоть до 4 200. Меня, признаться, это постоянно слегка напрягало.
Сразу случился первый «нежданчик». При попытке подсоединить «дихлофосный» газовый баллон корейского производства, купленный в Оше, к переходнику фирмы «Сплав», мы столкнулись с классической российской задачей: «впихнуть невпихуемое». После минутного замешательства, была проведена ревизия имеющегося газового запаса и выяснено, что, слава богу, корейских баллонов (синего цвета) у нас всего 8, а остальные – российские (красные), и переходник их воспринимает, как родных.
Детальное изучение «бракованного корейца», выявило отличие в размерах «постамента», окружающего подвижный элемент баллона. Он оказался примерно на 1мм выше, чем у российского аналога, поэтому переходник и не одевался. Более поздние дополнительные исследования этих баллонов, показали, что из имеющихся у нас 8-и, неподходящими оказались только 4, остальные имели нормальный размер «постамента».
Для меня эта проблема стала полной неожиданностью. Оказывается, баллоны надо проверять на совместимость! Надеюсь, что сообщённая информация принесёт пользу закупающим газ в Оше, а возможно и в других местах.
Ещё, на первой стоянке, я был несколько раздосадован объёмом и комплектацией канов для готовки. Новые, из нержавейки (класс!), но объёмом 8 и 10 л, что явно лишнее на группу в 10 чел и, главное, без крышек (!!!). Экран, правда, присутствовал. Тем не менее, на биваках, каждый раз приходилось тратить гораздо больше времени, усилий и газа на приготовление пищи, чем при использовании 3-х и 5-и литровых ёмкостей с крышками. Имеющиеся в наличии разномастные горелки (сплошь клиентские, взятые участниками по просьбе фирмы-организатора) в условиях высоты и частых «свежих» ветров с большим трудом справлялись с нагревом лишнего железа, тем более что много тепла терялось из-за отсутствия крышек. А ещё нужно было таскать на себе этот явно бесполезный вес. Занималась этим наша гидесса, но меня, как приверженца оптимизации расхода энергии каждого из участников, этот факт вовсе не радовал.
Пара слов про снаряжение от «Спутника». На сайте предлагается взять недостающее в прокат. Благо, у нас было всё своё. Одному клиенту достались жёсткие кошки, ещё советские, тяжёлые и не подходящие, а выбора не было. На его безрантовых ботинках они держались благодаря скотчу, чего, впрочем, по итогам, вполне хватило для нашего хождения по леднику. Весь оставшийся маршрут товарищ страдал только от их веса. Ещё один участник тоже имел своё всё, кроме ледоруба и вечером, накануне выдачи снаряжения сказал, что-то вроде: «Как можно накосячить с ледорубом?» Наутро получил нечто, напоминающее скорее ледовый инструмент с сильно изогнутой рукояткой, сантиметров 40 длиной, вместо классической модели. Хорошо, что ледорубы нам почти не пригодились. А его этот инцидент подтолкнул к мысли о назревшей модернизации и, возможно, справедливости Главного Закона Мерфи.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
13 и 14 августа мы бодро ползли с постепенным набором высоты по живописному и удобному ущелью. Погода радовала. За спиной раскинулся заснеженный Памир с узнаваемым пиком Ленина, милостиво позволяя любоваться собой с безопасного расстояния.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
15 августа, прикопав, в закладке «лишние» вещи и продукты, выдвинулись в двухдневную радиалку с намерением взойти на пик Скобелева (5 051, 1Б). Штурмовой лагерь установили на высоте 4 200 м. Хотели было, подняться повыше, но разведка не обнаружила более подходящей площадки.
Назавтра, с утра пораньше, двинули на штурм. По описанию, надо было пройти по частично закрытому леднику под Седло Скобелева, подняться на него по осыпи, а оттуда, уже на саму вершину. Согласно плану тура, мы должны были в этот же день, после восхождения, вернуться к обеду в штурмовой лагерь, быстренько перекусить там и свалить к закладке. Но не тут-то было!
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Отсутствие у гида точных знаний о маршруте, привело к тому, что, вместо лишних 30, максимум, 40 минут пути по пологому, полуприкрытому леднику прямо под Седло, и последующего, наиболее короткого и удобного (как стало ясно «опосля»), подъёма траверсом, мы свернули к осыпному склону гораздо раньше, в месте, на взгляд гида (да и на мой тоже), наиболее удобном для выхода на гребень. Я, кстати, со среднеазиатской сыпухой столкнулся впервые, и не имел критериев для оценки её ходибельности, а склон непосредственно под Седлом, куда и надо было бы дойти, смотрелся довольно угрожающе из-за крутизны.
Отдохнув, все ломанулись вверх, надеясь выйти на гребень и по нему, сначала на Седло, а там уже и на сам Пик. Однако, «не вдруг» достигнув скальных выходов, мы, ценой немалых усилий убедились, что пройти там невозможно из-за структуры скал, представляющих из себя набор узких, покатых (градусов в 30), крошащихся под пальцами, ступенек. Пришлось, с проблемами, сваливать вниз, почти на исходную, и затем, по новой траверсировать весь длинный крутоватый осыпной склон, прямо над ледником, до того самого выхода под Седло, что указан в описании. Трое благоразумно развернулись, оставшиеся растянулись довольно широко, тем более что головная группа выполняла «разведку боем», а остальные заинтересованно следили за развитием событий. Мне было трудно, вспомнился Эльбрус с севера в 2013 году. Помогло то, что встретили чью-то свежую тропу примерно на половине подъёма.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
На Седло, а затем и на пик Скобелева, мы всё-таки поднялись, и потом где-то с час или больше «акклиматизировались», ожидая остальных восходителей, подтягивающихся по одиночке.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Тем временем, погода начала заметно портиться, наползали серые, все какие-то раздёрганные облака, сразу за пиком, как бы невзначай, периодически погромыхивал гром…
В штурмовой лагерь мы вернулись только после 17-00. Спасибо вам, местные духи, что позволили это сделать посуху, хотя, буквально пинками ветра с градом, разогнали по палаткам. А потом началось! Сильный ветер с градом и дождём. Нам ещё было позволено перекусить в перерывах! Но после стремительного вечернего чая и часов до 3-х ночи бушевала стихия. Гроза прошла стороной, но вспышки на пологе палатки очень впечатляли. Окрестные ручейки вспухли, проложили свежие русла прямо по стоянке. Наутро выяснилось, что некоторые палатки стояли как раз у них на пути.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Итак, к нашему «тайничку» группа спустилась только в середине дня 17 августа. Я прибыл последним и не испытал чувств, возможно, охвативших авангард, наблюдавший, как поверх закладки, завёрнутой в палаточный тент, весело журчит вода. Дело в том, что опасаясь местных сурков (здоровые зверюги!), мы, ничтоже сумняшеся, организовали схрон в сухом русле небольшой речки, наивно полагая, что вода там бывает только по весне. В результате, группа разом лишилась всего хлеба, части круп и сладостей к чаю, а кое-что из «спасённого» пришлось выкинуть позже – закисло. Консервы не пострадали. Голод нам не грозил. Кроме этого, была утоплена пара павербанков, что-то ещё (пострадавшие восприняли это спокойно). Вдобавок, было потрачено «лишнее» время на сортировку, перепаковку уцелевшей, и утилизацию испорченной части продуктов. Планируемый выход через перевал к озеру, по необходимости, задержался.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Тем не менее, расчётной точки, где был запланирован день отдыха, мы достигли, хоть и позже графика.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
18 августа днёвка на берегу горного озера на высоте 3 900. Очень красивое место. Отличный заход в воду.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Жаль, что периоды приятного тепла были коротки и не позволили устроить нормальное (для гор) купание. Но всё же, те, кто хотел, сумели вписаться в эти солнечные окна и побаловать уставшие мышцы. Часть народа ещё прогулялась пару часов после завтрака, на другие озёра выше по ущелью. Я остался в лагере, ощутив, что надо просто полежать. Ну и в озеро залез, правда, в темпе.
На днёвке удачно пересеклись с московской группой из «ТК Вестра», которая уже шла вниз после горной 3-ки. Спасибо им - отдали по себестоимости большой баллон «под винт». Таким образом, была заметно упрочена «уверенность в завтрашнем дне» в «тонком месте» нашего снаряжения, да ещё за цену, вдвое меньшую, чем, если бы пришлось брать газ самим. Стандартные баллоны «под винт» в Оше наша контора могла купить по $8, и таких было взято всего 2. А только они подходили к имеющейся «MSR Reactor» с 2-х литровой кастрюлей, где получали живительный кипяток, когда бывало настолько холодно, ветрено, или мало времени, что горелки на «дихлофосах» не могли полноценно прогреть воду в канах. Тогда её сначала кипятили на MSR, а затем добавляли в готовящиеся блюда, или просто делали чай по – быстрому, в 2 этапа (2 литра мало на 10 человек).
19 августа пошли на перевал. Не на заявленный в описании на сайте фирмы (Кызылункюр, 1А, 4000), а на Неприметный (1А, 4 400).
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Классный перевал, тоже непростой, вполне сопоставимый с восхождением на Скобелева из-за долгого траверса крутого осыпного склона. На него я поднялся ещё в середине группы. Спуск был вполне комфортный и переход до стоянки тоже не представлял трудностей, но пришлось немного разгрузить одного из участников, и я заметно устал.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
20 августа. «План на 10-й день: перевал Тюз-Ашу (1А, 4273 метра) – река Тюз – река Кичик-Алай». Перевал Тюз-Ашу гораздо проще для подъёма и по высоте и по характеру тропы, гребень украшен причудливыми останцами. На него я прибыл уже последним. Отрыв от лидера составил 40 минут. Но дыхание не сбил и вниз, после отдыха на седле, спускался довольно резво.
Стоянка на берегу речки Тюз, стала одной из самых комфортных. Мы обосновались в зоне арчевника, набрали сушняка, устроили небольшие посиделки с духовитым костром. Ночь выдалась тёплая, какая-то уютная, со слабым ветерком. И хотя группа отставала от графика (до реки Кичик-Алай так и не дошли), здесь у меня возникло ощущение, что все «подвиги» уже позади, и дальше будет только приятный «выкат» по удобным тропам, подобным той, по которой мы шли первые 2 дня. Тем более, что в «фирменном» описании предстоящих переходов было сказано следующее:
«11 день (21 августа) Постепенный набор высоты по реке Кичик-Алай, затем выход к долине реки Кара-Сель и вверх по ней», и далее:
«12 день (22 августа) Река Кара-Сель – перевал Кичик-Алай (н/к 4 082 метра) – спуск по реке Кичик-Алай. Этот перевал один из самых простых на маршруте. На его склонах пасутся яки». Пастораль! Вполне заслуженное отдохновение для суровых горников, обветренных и обожжённых на высотах «под 4К» на оставшиеся 4 ходовых дня.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
21 августа. Переход до слияния Тюз с Кичик-Алай занял более половины дня напряжённого ползанья с рюкзаками по косогорам для обхода прижимов и стрёмно шелушащихся скальных выходов в постепенно сужающемся ущелье. Причём, кроме первого прижима, остальные, можно было без проблем миновать понизу, периодически переправляясь через неширокую Тюз. Только для этого требовалось каждый раз снимать-одевать ботинки (если в мокрых неохота ходить), и основная часть народа, ведомая гидом, предпочитала косогоры. Меньшая часть, включая нас, после первого, из явно лишних, с нашей точки зрения, раундов изматывающего карабканья, выбрала путь по низу ущелья. Из-за желания остаться в сухой обуви, затрат времени на переобувание, и благодаря пышному прибрежному ивняку, в какой-то момент был потерян визуальный контакт с группой, и минут 5 мы гадали, позади они, или уже впереди. Выйдя на открытое место, покричав и не получив ответа, приняли решение идти вниз по ущелью, так как всем точно надо было туда. Но тут нас нашла гид. Группа сидела за ближайшим перегибом в 150 метрах.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Дальше, тропа оказалась неожиданно удобной, несмотря на всё более сходящиеся стены ущелья, и в течение часа мы все, уже без приключений, наконец-то, вышли к реке Кичик-Алай.
Не люблю создавать неопределённость на маршруте, поэтому эпизод с потерей контакта с остальными участниками, вызвал неприятные переживания. Однако, у некоторых из тех, кто шёл по «верхам», вместо того, чтобы несколько раз перейти реку вброд, вследствие накопившегося утомления, проявились проблемы со здоровьем, потребовавшие принятия определённых мер.
Обедали мы на широком берегу до 4-х дня и, так как явно отставали от графика, выдвинулись вверх по реке. Тут выяснилось, что пройти берегом с нашей стороны невозможно и требуется (нежданчик №2) её форсировать.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Попытки найти безопасный брод не увенчались успехом. Группа откатилась к месту обеда и было принято мудрое решение переправляться утром, когда уровень воды в горных реках обычно снижается. Среди нас оказался участник, имеющий более богатый опыт переправ. Он вызвался пройти первым и даже (со страховкой), сходил перед ужином туда - назад через реку на выбранном участке. Тем не менее, оценив мощность потока и имея неоднозначный собственный опыт подобных мероприятий, спал я ночью очень мало, как перед восхождением. В голове постоянно крутились разрозненные заготовки к этой статье.
22 августа встали в 5:30, выдвинулись. За ночь уровень воды снизился очень незначительно. Первопроходец успешно форсировал реку и была организована переправа со страховкой с двух берегов верёвками, закреплёнными на беседке участника. Начали переходить остальные. Мужикам было непросто, а после того, как преодолела реку самая рослая и крепкая из 4-х девушек, стало ясно, что остальные наши дамы, могут и не справиться с потоком в одиночку. Поэтому переходили «стенкой» пристегнувшись и держась за увесистого партнёра, находясь в его «тени». О напряжённости всего мероприятия можно косвенно судить по отсутствию фотографий сего процесса, кроме нескольких, сделанных на телефон в самом конце, запечатлевших замыкающего, сильного и уверенного в себе участника.
Потом мы, ещё покопавшись при форсировании довольно бурного, но узкого притока, просохнув на марше и совместив завтрак с ранним обедом, продолжили движение вверх, выполняя план ещё 11-го дня, по непростой, но вполне проходимой тропе. И вдруг, упёрлись в рукотворную насыпь над которой возвышались параллелепипеды каких-то мобильных промышленных построек. Оба-на!
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
А затем, выбрались на широкую пыльную дорогу, проложенную, отнюдь не вчера. Как оказалось, она соединяла между собой угольные карьеры с пунктами сбора сырья и по ней туда - сюда периодически ползали КАМАЗы и им подобные машины, поднимая тучи пыли с угольной крошкой. Обо всём этом великолепии описание от «Спутника» скромно умалчивало.
На фоне усталости, представшая мысленному взору перспектива провести остаток похода (3 дня) на этой дороге сильно испортила настроение. Зато, мы довольно бодро прошлёпали 4 км до единственно возможной стоянки в 300 метрах от обочины, с неудобными местами под палатки, мутной, неаппетитной речкой и следами пребывания как четвероногих, так и двуногих посетителей.
23 августа. Наш последний перевал 4К+. Путь к нему почти не совпадал с дорогой. Пейзажи вокруг были своеобразные: разноцветные горы с цепочками скальных выходов, напоминающих хребты огромных Гадзилл.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Ближе к перевалу почва стала кирпично-красной с островками какой-то полузасохшей травы. Прямо готовая натура для съёмок нашей высадки на Марс к 2030 году, или для фильмов про индейцев.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Миновав этот пологий, но забирающий силы перевал, мы спустились к ближайшему ручью недалеко от дороги. И да! На склонах действительно паслись яки! Даже перекус пришлось устроить на травке, покрывающей почву, состоящую из почти перепревшего ячьего навоза. Воду для чая, естественно, кипятили с особым пристрастием.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Затем был спуск по дороге, поиски места под стоянку. Эта сторона гор плотнее заселена пастухами с их стадами. Периодически встречались какие-то небольшие разработки щебёнки, чья продукция перевозилась в обоих направлениях теми же грузовиками. После долгих поисков пришлось остановиться на берегу ещё более мутной реки (тоже Кичик-Алай), неподалёку от очередного коша. На воду было тошно смотреть, сознавая, где она протекала раньше. Но тут нас выручил местный чабан, назвавшийся «Колей». «Коля» плохо понимал по-русски и поговорить «за жизть» с ним, к сожалению, не получилось, но он от чистого сердца предложил взять у него отстоенной утренней воды из той же речки, назвав её хорошей, а так же, 2 из 3-х имевшихся лепёшек (мы отдали ему 20 сом, хотя он вовсе не ожидал этого), угостил двумя шариками самодельного курута величиной с хорошее куриное яйцо каждый и предложил переночевать в его юрте, которая, оказывается, по-киргизски называется «кыргызы» (или «кыргызю», как потом сказал нам местный погранец в аэропорту). Всё пошло в дело. Особенно вода и курут, так как с животными белками у нас уже была напряжёнка.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
24 августа. Весь день мы шли вниз по дороге. Если бы не машины с их выхлопами и пылью, путешествие протекало бы быстро и комфортно.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)
Погода была солнечная, но прохладная и ветреная, пейзажи приятные, но уже не цепляющие. Для обеда, нашли отличную полянку с чистым ручьём недалеко от дороги. Тут у нас состоялся ещё один близкий контакт с местным населением. К нам на ослике подъехал мальчик, пасущий овец, вовсе не говорящий по-русски. Я, памятуя о вчерашнем бескорыстии «Коли», отдал ему довольно большую для одного упаковку козинаков. Это была ошибка. Он быстро вернулся с приятелем, делиться подарком, с которым, он, скорее всего, не стал, а, подобно актуальным сейчас повсеместно, западным коучам, решил «дать удочку, вместо рыбы». Новый малец попытался знаками пригласить меня покататься на своём ослике, размером чуть крупнее сенбернара. Я отказался и ни чем больше не порадовал. После чего они отбыли, но километра через 1.5-2 мы опять встретились с этим пацанёнком. Он сидел на обочине дороги, а когда мы прошли мимо, запустил в нас камнем и убежал. Прав был товарищ Сухов: «Восток – дело тонкое».
Дальше, до самого возвращения в Ош, ничего особо примечательного не случилось, хотя обратная дорога на микроавтобусе тоже запомнилась. Очень интересно наблюдать быт местных горцев проездом, из окошка.
Осталось добавить, что сильное впечатление произвел узбекский общепит в Оше. Чисто, вкусно, дёшево, колоритно. Лично мне больше всего запомнился шашлык, как из баранины, так и из говядины (когда баранина у них кончилась). Всё это гармонично сочеталось с лепёшками и узбекским зелёным чаем на хорошей местной воде. Очень рекомендую, при случае! Употребление алкоголя, на мой взгляд, как-то не вписывается в местный гастрономический контекст. Но это моё личное ощущение. Вино и более крепкие напитки можно купить далеко не везде, но в гипермаркете «Фрунзе», они представлены в достаточном количестве и ассортименте. Мы даже домой затарились неплохим грузинским вином по акции, ниже 400 сом. У нас в свободном доступе оно стоит не менее 600 руб. Традиционно были хороши арбузы и дыни. Повезло откушать спелого, свежесобранного инжира двух видов: синего и белого. А вот фисташки оказались почти в той же цене, что и у нас, и помидоры с огурцами своим вкусом не оправдали ожиданий. Как объяснили нам позже, это был второй урожай. В целом, всё!
В остатке.
Очередной сезон удался. Эту горную 2-ку мы прошли без потерь для здоровья, обогатив свой походный опыт знакомством с новым впечатляющим районом. Поимели значки «Турист России», справки об успешном прохождении маршрута и стойкое нежелание связываться в дальнейшем с «КСП Спутник» на сложных турах. После, неожиданной смены гида, неинформативного, и даже, местами, вводящего в заблуждение, описания и предварительного общения, а так же, учитывая фирменный стиль в подборе снаряжения, я настоятельно рекомендовал бы потенциальным клиентам иметь дополнительный «запас по мощности» для участия в категорийных мероприятиях от этой конторы. Более сильные и оптимистичные участники, возможно, не разделят мою точку зрения на важность обозначенных нюансов тура. И слава богу! Вперёд, молодые и дерзкие!
Отдельно, очень не понравилось, что последние три дня пришлось идти по пыльной дороге и вставать на неудобных стоянках с плохой водой. Наверное, стоит изменить трек в последней его четверти, чтобы не портить впечатление от первых 75% маршрута.
Всем удачных путешествий.
Горный поход 2-й категории по Кичик-Алаю с «КСП Спутник». (Горный туризм)

17


Комментарии:
0
В 1974 году прошли примерно тот же маршрут с подъемом на Скобелева. Многое подзабылось, но только не сыпухи Кичикалая)))

1
Сколько человек у вас в команде? Если больше трёх, то давно надо было Бабу ягу (т.е. руководителя!) воспитать в своём коллективе. Руководителями не рождаются, ими становятся на маршрутах... А информации (картографической, локационной и т.д) сейчас полно в сети, да и на Риске вам всегда растолкуют где,как и почём, да и с маршрутом помогут, чтобы ноги по дорогам не забивать (терпеть не могу такую ходьбу!).И с транспортом заранее можно договорится в сети. А ходить с неизвестными гидами-это всегда риск плутануть, заночевать в сухом русле и лишиться заброски...а может, даже и жизни.

0
Нас всего 2: я да жена. Да, мысль о том, чтобы ходить самим сверлила мне мозг, начиная со Скобелева. Есть ещё интересы в других горных районах. Будем активнее прорабатывать тему самостоятельных выходов, но, всё же, опытный человек для хождения по леднику и направления технической работы нам необходим. Сами не облалаем достаточной квалификацией.

0
Как звали вашего гида? Из описания не понял. Знаю в Спутнике одну опытную девушку, которая когда-то водила походы. Неужто она? Спасибо за развёрнутый рассказ.
Вы довольны походом?

0
Извините, но у меня нет претензий лично к гиду (я об этом написал). Ей, возможно, будет неприятно прочесть своё имя в контексте данной статьи. Мне не понравился подход фирмы, как структуры, к организации нашего трека. Походом я доволен, но в целом, а имевшие место весьма досадные и немаловажные частности, которые могут быть полезны потенциальным клиентам, описаны в статье.

"вес рюкзаков будет не менее 25 кг у девушек и под 30 у мужчин...У нас меньше в автономе не выходило."
ИМХО, очень много для горной двойки 12 дней. Берегите себя, здоровье может и кончиться.

1
Да и я о здоровье. Его хватило едва-едва. На самом деле на треке мы были 13 дней (1 днёвка и 12 ходовых). Уменьшить вес в нашем случае можно было только за счёт более оптимальной продуктовой раскладки. И наличия "правильных" горелок с расчитанным запасом газа. Однако, в коммерческих турах, продукты часто закупаются в ближайших супермаркетах непосредственно перед выходом. Раньше я полностью доверял это гидам, но в следующем сезоне (если таковой состоится) надеюсь иметь собственный четкий список продуктов и принимать активное участие в их закупке. Замечу, что в нашем опыте есть примеры продуманных и правильно организованных продуктовых раскладок в коммерческих турах и до последнего сезона, я не ощущал необходимости вмешиваться в этот процесс.

"в следующем сезоне (если таковой состоится) надеюсь иметь собственный четкий список продуктов и принимать активное участие в их закупке."
Как я понимаю, Вы уже готовы перейти из "коммерческих пешеходников в горных районах" в обычные пешеходники с собственной разработкой маршрутов, подготовкой снаряжения и т.д. Если нужна помощь в каких-либо организационных вопросах, готов помочь.

0
Спасибо, Владислав, при случае, обратимся. Главный затык у нас с проводником, знакомым с районом, а так же с местными условиями закупки продовольствия и логистикой. Приходится обращаться в турфирмы. Там, кстати, часто встречали замечательных гидов. Но каждый раз хочется в новый район и лотерея повторяется.
Так как нас всего двое, приходится подцепляться в готовые туры. Этот сезон показал, что бОльшая самостоятельность просто необходима.
Задумываться конкретно начнём после новогодних каникул. Жизнь такова, что всё больше препятствующих внешних факторов, на которые мы не в силах повлиять. Но физкультурку не бросаем.

0
Насчёт "чёткого списка продуктов".
Как вообще в коммерческих турах обстоит дело с организацией кормёжки?
Я вот не бывал в коммерческих турах, поэтому и решил задать этот вопрос.
Но довольно много бывал в туристских и альпинистских мероприятиях с группами из различных секций и клубов.
Питание при этом производилось, как правило, исходя из общей раскладки.
Соблюдались распределение продуктов и график их выедания.
Я такой подход в целом приветствую.
Но нередко приходилось бывать в походах и просто с друзьями-товарищами.
При этом питание происходило по-разному.
Иногда каждый потреблял свою еду, в зависимости от индивидуальных привычек и пристрастий, а иногда и вовсе при приёме пищи готовился только общий кипяток - далее жрачка заваривалась также в индивидуальном порядке и количестве.
Такой подход мне не нравится, но приходилось мириться, поскольку всё же в попутчиках друзья-товарищи.
А как этот вопрос решается в коммерческих турах?

Описание данного Вашего похода понравилось, как и сам район Кичик-Алая -
симпатичный интересный район, с вполне доступными вершинами и перевалами.
Насчёт организации на маршруте - при окончании за вами нельзя было транспорт прислать по той дороге, по которой грузовики ездили?
Или нужно было длительность, количество ходовых дней и ночёвок выдерживать?

1
О!
Все тайны в конце-концов раскрываются.

Ходили с партнером на Скобелева днем раньше (вдвоем, кстати - сорокапятилетняя тетка и восемнадцатилетний парень). Стояли на тех самых верхних стоянках, которые вы не нашли - на 4400. На мой взгляд, самое красивое место на маршруте.

Вернувшись со Скобелева, решили вниз не сваливать - уж больно красивые стоянки. Оставшийся от дня кусок любовались красотами, досушивали сухофрукты, расслаблялись... Периодически то я Максу, то Макс мне: "Вылезай скорее, такая красотища!"

Видели стоянку вашей группы - и пребывали в полном недоумении. Группа явно коммерческая, и я не могла понять, зачем вместо красивейших стоянок наверху у озер встали двумястами метрами ниже. Ну мало ли, думаю, акклиматизации не хватает... Может, хотят сходить не на Скобелева, а сначала куда-то еще...

16 августа на спуске я даже прошла через вашу стоянку - но, естественно, никого не встретила, а ваш проход мимо нас мы проспали. И да, тропа была наша - и ходившей в тот же день еще одной московской группы.

Вот примерно так выглядит стоянка на 4400. Там еще слона разместить можно было, не только вашу группу (фото Макса Новохатского)


P.S. А на озере Кош-Кель, где вы стояли - мы не смогли. Там труп дохлого яка валялся. Неужели он за сутки куда-то делся?

0
Галке. Да, стоянка очень красивая. Почему не нашли, не знаю. Сам участвовал в разведке и ничего подобного не встретил, да и на восхождении мы через это место не проходили. Кстати, вашу палатку (ту, что на фото) видели ниже озера, на котором стояли и откуда фотки. А труп яка был выше, на него наткнулись наши люди, ходившие гулять на верхние озёра. Мы, подходя к озеру, его не видели, заходили на озеро с середины. Наверное, вы вышли к озеру через другое ущелье.

0
Если идти по линии падения воды, стоянку не видно - про нее знать надо. Там две такие.

Макс наткнулся на нее, потому как шел нерационально:) И меня уговорил. Я сопротивлялась, собиралась стоять под языком ледника.

На Кош-Кель выходили через то же ущелье, конечно - через перевал Кекджар; сами стояли выше, а когда к нам подошли друзья - они на одном озере с дохлым яком стоять не захотели, свалили вниз. И нас уговорили.

0
Про организацию питания в коммерческих турах могу сказать. что вес раскладки выбирается стандартно, 400, 500 или 600 гр/чел в сутки. Набор продуктов определяется примерным списком и наполнением его в доступном супермаркете, если такой есть в пункте сбора группы. Но есть нюансы, определяемые склонностями гида - руководителя и возможностями турфирмы. Например, в походе на Белуху в 2016 году, у нас на Аккеме к чаю были кешью и кумкваты. Казбек с севера, принесли вниз нереализованные конфеты, Домбай в этом сезоне вообще без конфет, сам покупал в Теберде сникерсы на вторую часть трека. В общем, всё нормально, усреднённо. Самая продуманная раскладка была на Эльбрусе с востока в 2016 году. Гиды - пешеходники высокого уровня. Каждый приём пищи был заранее расфасован в отдельный пакет и промаркирован. Общее содержание раскладки я охарактеризовал как "продуманный минимализм" без изысков, но оптимальный по весу и составу, очень экономил время и нервы на биваках. Мы сами, когда ходили по воде, делали так же. В несложном, но красивом походе по Южно-Чуйскому хребту в 2017, еду подбирала и прекрасно готовила сама гидесса, бывшие в группе девушки были на подхвате. Поход всего 8 дней и это позволило взять ей собственные заготовки. Это был самый "вкусный" трек. Кстати, в поход по Кичик-Алаю, фирма выделила сублиматы мясные и овощные, которые пережили даже подтопление.
Практически все коммерческие туры используют консервы в банках:мясные и рыбные, а так как они часто приобретаются на месте сбора группы, нередко это лотерея. Конечно, лучше формировать раскладку под свой вкус, но это возможно только, если знаешь, с кем идёшь. Я, например, сделал вывод на основании наблюдений, что геркулес в горах, как бы не был он полезен, приходится насильно в себя запихивать и не только мне, но и статистически значимому количеству других участников. Ещё, хотелось бы избавиться от консервов в банках.

0
Пройденный маршрут. конечно, красивый и для нас необычный. Но мы и так постоянно стремимся к разнообразию, пытаясь при этом, не прыгать выше головы. По поводу последних 3+ дней на дороге, я не знаю точно, чем руководствовался "Спутник", но могу предположить, что собственным удобством. Главное, эта дорога не была упомянута в описании маршрута. Для нас это стало бы жирным минусом при выборе тура. При последующем анализе, я заключил, что фирме про дорогу было известно заранее.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru